Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст.
21 - гл. 40, ст. 38.
Почему глава так
называется?
По первым словам фразы: «Вот итоги
сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут),
подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот
итоги
(подсчеты) на иврите — пекудей.
Обсуждение главы
Пекудей
1.
Подозревающий кого-то в нечестности — сам, возможно, нечестен
В нашей недельной главе
приводится отчет о том, сколько дорогостоящих материалов было собрано для
сооружения Мишкана (Переносного Храма), и на что именно они
использовались.
В частности, здесь читаем: «Вот
итоги сооружения Мишкана... подведенные по приказу Моше левитами, под
руководством коэна Итамара, сына Аарона» (Шемот, гл. 38,
ст. 21).
В Мидраше Танхума
(гл. 7) сказано, что циники и пустобрехи того поколения начали за спиной Моше
поговаривать, будто бы он хорошо «нагрел руки» на пожертвованиях для Мишкана.
Мол, слитки серебра и золотые монеты расходовались бесконтрольно, и наверняка,
частично, осели в карманах Моше. Чтобы человек распоряжался такими ценностями и
не разбогател… Да разве такое возможно?
Всевышний лично удостоверил всех
в абсолютной порядочности Моше, сказав: «Во всем доме Моем доверенный он» (Бамидбар,
гл. 12, ст. 7).
Какие могут быть сомнения после
этого?
Тем не менее, нашлись-таки
«сомневающиеся». Во все времена и во всех поколениях есть досужие сплетники,
причиняющие праведникам незаслуженные страдания.
Мало того, что они подозревают
других. Но ведь, прежде всего — сами они виновны в неверности и вероломстве.
В одном городе жил известный
богач. Все мало-мальски ценное в округе принадлежало ему. На его заводах и
фабриках трудилась большая часть городского населения. В его конторах служащие
постоянно заботились о приросте капиталов. А еще у него была единственная дочь,
прекрасней которой не было ни в городе, ни за его пределами.
Совершенно естественно, что
богач дорожил ею больше, чем всем остальным, вместе взятым.
Пришло время выдавать ее замуж.
Богач заявил, что мужем его дочери станет только обладатель самых добродетельных
качеств. И такой действительно вскоре сыскался — отпрыск семьи одной из
наибеднейших в городе.
Сколь добродетелен он был —
настолько был и беден. Но этот факт ни в коей мере не смутил богача. И он решил
выдать свою единственную дочь за благородного нищего.
Эрусин
(помолвку) отмечали пышно, со всей положенной по статусу роскошью. Столы
ломились от яств, у музыкантов дымились ладони, а гости плясали до дыр в
подошвах.
И вот, посреди этого
празднества, перед подписанием «тнаим» (договор, регламентирующий
финансовые отношения сторон в период до свадьбы), отец жениха, предварительно
откашлявшись, важно и с достоинством, осведомился у отца невесты, готов ли тот
внести залог, в качестве гарантии того, что договор будет соблюден, и помолвка
приведет к свадьбе.
— Конечно, готов! — ответил
будущий родственник. — Я вношу тысячу золотых под залог гарантии, что мы не
передумаем.
Присутствовавшие при этом
закатывали глаза от восхищения и уважительно цокали языками. Как вдруг, кто-то
спросил:
— А почему от отца жениха никто
не потребовал гарантий?
Все смолкли, и в воцарившейся
тишине, весьма отчетливо прозвучали слова одного из родственников невесты:
— А разве у кого-то есть хоть
малейшее сомнение? Неужели, кто-то в состоянии предположить, что жених, находясь
в здравом уме, способен отказаться от такой прекрасной партии?! Так какие еще
нужны гарантии?
Все присутствующие одобрительно
закивали головами. А жених вскоре отказался от вступления в брак — свадьбу
пришлось отменить...
Но вернемся к реалиям нашей
недельной главы.
Мишкан
явился залогом Всевышнего сынам Израиля. Залогом того, что в будущем Он отстроит
для них Храм, который никем и никогда не будет разрушен.
Сыны Израиля никакого залога не
дали. Да и зачем? Кому могло прийти в голову отказаться от такой партии, от
вечного Храма — места, где постоянно ощущается Присутствие Творца?
Все началось с подозрений и
недоверия к Моше. Только люди обычно подозревают других в том, на что сами
способны. И духовные потомки горе-обвинителей Моше, сами отвергли договор с
Всевышним.
Лишь одно вселяет надежду, что
пройдет время, и уже их наследники раскаются. Как сказано: «Виновны мы пред
Тобою, и не соблюдали мы заповедей, и постановлений, и законов, которые Ты
заповедал Моше, Твоему слуге» (Танах, книга пророка Нехемии, гл.
1, ст. 7).
на основе комментариев Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
и
рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
2.
Если запретить беднякам стучаться в твою дверь — в нее постучится бедность
Наша недельная глава называется
Пекудей, потому что в ней подводятся итоги сооружения Мишкана
(Переносного Храма). Как написано: «Вот итоги сооружения Мишкана,
Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше левитами, под
руководством коэна Итамара, сына Аарона» (Шемот, гл. 38,
ст. 21).
В Мидраше Танхума
(гл. 7) сказано, что мелкие и пустые людишки того поколения начали поговаривать
за спиной Моше, будто бы он хорошо «нагрел руки» на пожертвованиях для
Мишкана. Мол, слитки серебра и золотые монеты расходовались бесконтрольно, и
наверняка — частично осели в карманах Моше. Чтобы человек распоряжался такими
ценностями и не разбогател… Да разве такое возможно?
Всевышний лично удостоверил всех
в абсолютной порядочности Моше, сказав: «Во всем доме Моем доверенный он» (Бамидбар,
гл. 12, ст. 7).
Но, как известно, каждый судит
по себе, и досужие сплетни не утихали. Тогда Моше призвал сына Аарона, Итамара,
чтобы тот тоже следил за использованием собранных материалов и средств.
Исходя из этого поступка Моше,
наши Учителя заключили, что за работой общественного фонда или за сбором и
распределением денег на благотворительные проекты, должны наблюдать, как
минимум, двое попечителей (габаев).
И еще, очень важно, чтобы за
благотворительным проектом, связанным с расходованием общественных средств,
стоял праведник, пользующийся доверием общины.
Хафец Хаим
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) в течение многих
лет тесно сотрудничал с габаями, занимавшимися сбором и распределением
пожертвований для нуждающихся Радина.
Накануне субботы он вместе с
габаями стучался в еврейские дома и обивал пороги, чтобы беднякам было, что
есть в шаббат.
Когда Хафец Хаим состарился и
уже больше не мог лично участвовать в сборе средств, он, тем не менее, продолжил
наблюдать за тем, чтобы распределение велось справедливо и все делалось согласно
Галахе (еврейскому закону).
Однажды ему стало известно, что
в соседних местечках местные богачи решили запретить нищим ходить по домам и
просить цедаку. Вместо этого, каждый бедняк мог обратиться в
благотворительную кассу и получить там пожертвование в заранее установленном
размере, равном для всех.
Хафец Хаим выступил
категорически против этого нововведения и потребовал немедленно его отменить. Он
не был голословен и по своему обыкновению хорошо обосновал свое требование.
Во-первых, как утверждал
праведник, «заранее оговоренная сумма пожертвования», предлагавшаяся
попечителями благотворительных касс, представляла собой жалкие крохи от того,
что бедняк мог собрать самостоятельно, обходя еврейские дома.
Во-вторых, нововведение наносило
вред воспитанию детей. Если дети не будут видеть, как в их дверь стучится
бедняк, как ему улыбаются, как предлагают стакан холодной воды знойным днем, и
чашку чая в ненастье и стужу, как вся семья собирает копейку к копейке, чтобы
помочь тому, кто в нужде — они вообще не будут иметь представления о заповеди
цедаки. И не будут знать, как ее выполнять.
Если запретить беднякам
стучаться в двери еврейских домов — в эти двери постучится сама бедность.
на основе комментария Хафец Хаима
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
3. Партнерство с общим
залогом
Недельная глава Пекудей
завершает книгу Шемот, подводя итог всей книге.
И мы видим, что итог — это
Мишкан (Переносной Храм), о завершении возведения которого мы читаем: «Вот
итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше
левитами, под руководством коэна Итамара, сына Аарона» (Шемот,
гл. 38, ст. 21).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) обращает внимание на то, что слово «Мишкан» повторяется два раза. И
пишет, что это — косвенное указание на Храм, который был взят, как говорится в
Мидраше Танхума, в качестве залога дважды, при двух его
разрушениях за прегрешения сынов Израиля.
Некий умелец был единственным в
городе специалистом по шлифованию и огранке драгоценных камней. Во всей округе
ему не было равных по знанию и владению секретами мастерства.
В этом городе был магазин,
торгующий ювелирными инструментами, в том числе — инструментами и
приспособлениями для шлифовки и огранки драгоценных камней.
Хозяин магазина предложил
огранщику камней партнерство, чтобы наладить общее дело. Тот согласился.
Обсуждая детали партнерства оба
решили, что в их случае будет достаточно лишь одного залога. И этим залогом
выступят инструменты для шлифовки и огранки камней. Потому что один — прекрасный
специалист-огранщик. Но что он может без инструментов?! Тогда как хозяин
магазина располагает инструментами. Да что толку? Ведь он не умеет ими
пользоваться.
Поэтому передача инструментов от
владельца к умельцу вполне может послужить гарантией партнерства.
Через некоторое время мастер по
огранке потерял к ней всякий интерес и стал заниматься совершенно другими
делами. И оказалось, что залог обязывал только одного из партнеров — хозяина
магазина. Ведь огранщик с легкостью сбросил узы партнерства, посвятив себя
совсем другой специальности…
Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм) был залогом Всевышнего евреям, залогом того, что они не
останутся в галуте (изгнании), что Он в будущем их освободит.
Впрочем, Бейт
hа-Микдаш
был залогом и сынов Израиля, ибо ни один другой народ не мог в нем служить.
Эти соображения дают ключ к
пониманию комментария Раши о том, что Храм был взят в качестве залога дважды. Он
служил залогом одновременно и Всевышнему и еврейскому народу. Один залог для
двух партнеров.
Это было возможно, пока сыны
Израиля хранили свою редкую профессию, подразумевавшую изучение Торы и
соблюдение заповедей. Но вот евреи решили стать «такими, как все» и сменить
уникальную специальность, в которой им не было равных, на ту, которой владеют
другие.
Тогда Бейт
hа-Микдаш
из залога для двоих превратился в односторонний залог — залог, который относился
только к Творцу. Поэтому и был Им отозван.
Моше подвел итоги сооружения
Мишкана. Сегодня мы сказали бы, что Моше свел баланс доходов (приношений) и
расходов. Иначе говоря — составил строительную смету.
Раши связывает это с
разрушениями обоих Иерусалимских Храмов.
В выражении «подведенные по
приказу Моше» (в оригинале — «пукад аль-пи Моше») слово «пукад»
намекает на отсутствие чего-то (или кого-то). Например — «И пустовало (вайипакед)
место Давида» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 20, ст.
25).
Значит, выражение «пукад
аль-пи Моше» намекает на отсутствие Моше.
Как это понимать?
Если бы Моше вошел в Эрец
Исраэль и построил Бейт
hа-Микдаш
— Храм никогда бы не был разрушен.
Таким образом, слово «пукад»
в воспроизведенной выше цитате намекает на то, что евреи вошли в Кенаан,
превратив в Израиль — без Моше. И Моше в Израиле явно не хватало.
Одним из последствий отсутствия
Моше было, как уже сказано, разрушение обоих Иерусалимских Храмов.
на основе комментария внука Хатам Софера, рава Шимона Софера
(глава йешивы, раввин общины, созданной его дедом Хатам Софером; вместе с
общиной погиб от рук нацистов; Венгрия, 1850-1944 гг.)
4. Почему Моше
отчитался в расходе золота лишь в общих чертах
Написано в нашей недельной
главе: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства...
Всего золота, использованного в работе» (Шемот, гл. 38, ст. 21,
24).
В Мидраше Танхума
(гл. 7) сказано, что циники и пустобрехи того поколения начали поговаривать за
спиной Моше, будто бы он хорошо «нагрел руки» на пожертвованиях для Мишкана.
Мол, слитки серебра и золотые монеты расходовались бесконтрольно, и наверняка,
частично осели в карманах Моше. Чтобы человек распоряжался такими богатствами и
не разбогател… Да разве такое возможно?
Всевышний лично удостоверил всех
в абсолютной порядочности Моше, сказав: «Во всем доме Моем доверенный он» (Бамидбар,
гл. 12, ст. 7). Какие могут быть сомнения после этого?
«Сомневающиеся», тем не менее,
нашлись.
Услышав, какие ведутся о нем
разговоры, Моше сказал, что как только Мишкан будет сооружен, он
предоставит отчет.
Когда работа была закончена,
Всевышний озарил разум Моше — так, что тот вспомнил все статьи расхода, до
мельчайших деталей. Впрочем, лишь в отношении серебра, но не золота. По золоту
был сделан отчет только в общих чертах.
В принципе, золота могло и не
быть в мире. Ведь оно слишком дорого и прекрасно, чтобы дозволить пользоваться
им. Мир точно не был его достоин.
Единственная причина, по которой
люди познакомились с золотым и стали его использовать — оно требовалось для
сооружения Мишкана. А то, что оно появилось значительно раньше, еще на
самой заре человеческой истории — это был аванс и подготовка. Люди должны были
осознать его ценность, научиться его добывать, выплавлять и обрабатывать. В мире
должны были появиться золотых дел мастера, а также искусные работники.
Исходя из этого, нашу фразу
следует понимать так, что все золото мира было сотворено с одной единственной
целью — чтобы быть «использованным в работе», чтобы украсить Мишкан.
Иначе — его вообще не было бы.
Но отчего же Моше не сделал
подробный отчет о расходовании золота?
Как известно, значительная часть
золота пошла на Ковчег Завета. А он обладал чудесным свойством — нес себя сам,
так, что носильщикам не приходилось прикладывать к этому усилия.
Но, если так — то и взвесить
Ковчег было невозможно. Следовательно — нельзя было и отчитаться о золоте,
которое пошло на его изготовление.
Известно также, что золото, хоть
и было весьма дорогим металлом — его, несмотря на это, жертвовали с энтузиазмом
и от чистого сердца. Все, что пожертвовано в большом количестве — отдано с
наичистейшими намерениями. Значит, люди и не ждали отчета. Если человек
жертвует, скупясь — он показывает этим, что, как говорится, «отрывает от себя»,
и нет у него уверенности, должен ли он вообще жертвовать.
Кроме того, изделия из золота,
такие как, например, Менора обладали особой святостью — настолько
высокой, что их взвешивание было бы пренебрежением к ним.
С серебряными предметами —
иначе. С их взвешиванием не было никакой проблемы.
И еще. Золотые сосуды изготовлял
только Бецалель, больше никто. А изготовлением серебряных — занимались многие
мастера. И понятно, что проследить за одним проще, чем за несколькими
работниками. Поэтому серебро подверглось более строгому учету, нежели золото.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
5. Сто благословений —
каждый день
Основными конструктивными
элементами Мишкана (Переносного Храма) были столбы и балки. Они имели
специальные подножия, выполненные из серебра. Об этом читаем: «И пошло сто мер
серебра на отлитие подножий для балок... и подножий для столбов» (Шемот,
гл. 38, ст. 27).
Во времена царя Давида в Израиле
вспыхнула страшная эпидемия, которая уносила по сто человек в день.
Давид молился Всевышнему, и ему
открылось Свыше, что причина мора — Гнев Творца, вызванный людской
неблагодарностью. Сыны Израиля в недостаточной мере благодарили Создателя за то
добро, что Он ради них сотворил.
Тогда Давид постановил, что
каждый еврей обязан произносить ежедневно не менее ста берахот
(множественное число от слова «бераха» — «благословение»).
Это постановление возымело
действие. Евреи начали больше благословлять Всевышнего, и страшная эпидемия
отступила.
С тех пор сто ежедневных
благословений продолжают защищать евреев от множества всевозможных напастей.
Оказалось, что эти благословения
связаны и с серебряными подножиями Мишкана.
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 13) говорится, что на подножия для столбов и балок пошли серебряные монеты,
достоинством в половину шекеля, собранные при подсчете евреев после прегрешения
с золотым тельцом.
Благодаря тому, что подсчет
велся не напрямую, но — с помощью монет, сыны Израиля избежали мора, который
неминуемо начался бы при поголовном исчислении.
Итак, серебряные половины шекели
помогли предотвратить эпидемию и искупить прегрешение, связанное с золотым
тельцом.
Но и это еще не все.
Спустя примерно тысячу лет
злодей Аман был готов отвесить в закрома родины десять тысяч мер серебра — чтобы
компенсировать издержки на уничтожение еврейского народа: мужчин и женщин,
стариков и детей. Всех — в один день.
Так вот, собранные в пустыне
половинки шекели перевесили аманово серебро. И евреи были спасены, а Амана и
десять его сыновей — повеили.
Эти события мы празднуем в
Пурим.
Итак, серебряных монет,
искупивших золотого тельца и спасших от эпидемии и от опасности уничтожения,
отлили сотню серебряных подножий (на иврите — аданим). И не удивительно,
что связанные с ними сто благословений спасают от мора и подобных напастей.
Подобно тому, как серебряные
подножия служили основой Мишкана — произносимые благословения стали
основой святости и выделенности всего Израиля вообще и каждого отдельного еврея,
в частности.
Слово «аданим» (подножия)
имеет тот же корень, что и слово «аднут» (господство).
Это дает намек на то, что с
помощью берахот мы свидетельствуем, что Всевышний — Господин (Адон)
всего мироздания.
Каждый из нас, произнося
благословения, возводит тем самым основание для своего личного Мишкана...
на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей
hАвтор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст.
21 - гл. 40, ст. 38.
Почему глава так
называется?
По первым словам фразы: «Вот итоги
сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут),
подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот
итоги
(подсчеты) на иврите — пекудей.
Обсуждение главы
Пекудей
1.
Подозревающий кого-то в нечестности — сам, возможно, нечестен
В нашей недельной главе
приводится отчет о том, сколько дорогостоящих материалов было собрано для
сооружения Мишкана (Переносного Храма), и на что именно они
использовались.
В частности, здесь читаем: «Вот
итоги сооружения Мишкана... подведенные по приказу Моше левитами, под
руководством коэна Итамара, сына Аарона» (Шемот, гл. 38,
ст. 21).
В Мидраше Танхума
(гл. 7) сказано, что циники и пустобрехи того поколения начали за спиной Моше
поговаривать, будто бы он хорошо «нагрел руки» на пожертвованиях для Мишкана.
Мол, слитки серебра и золотые монеты расходовались бесконтрольно, и наверняка,
частично, осели в карманах Моше. Чтобы человек распоряжался такими ценностями и
не разбогател… Да разве такое возможно?
Всевышний лично удостоверил всех
в абсолютной порядочности Моше, сказав: «Во всем доме Моем доверенный он» (Бамидбар,
гл. 12, ст. 7).
Какие могут быть сомнения после
этого?
Тем не менее, нашлись-таки
«сомневающиеся». Во все времена и во всех поколениях есть досужие сплетники,
причиняющие праведникам незаслуженные страдания.
Мало того, что они подозревают
других. Но ведь, прежде всего — сами они виновны в неверности и вероломстве.
В одном городе жил известный
богач. Все мало-мальски ценное в округе принадлежало ему. На его заводах и
фабриках трудилась большая часть городского населения. В его конторах служащие
постоянно заботились о приросте капиталов. А еще у него была единственная дочь,
прекрасней которой не было ни в городе, ни за его пределами.
Совершенно естественно, что
богач дорожил ею больше, чем всем остальным, вместе взятым.
Пришло время выдавать ее замуж.
Богач заявил, что мужем его дочери станет только обладатель самых добродетельных
качеств. И такой действительно вскоре сыскался — отпрыск семьи одной из
наибеднейших в городе.
Сколь добродетелен он был —
настолько был и беден. Но этот факт ни в коей мере не смутил богача. И он решил
выдать свою единственную дочь за благородного нищего.
Эрусин
(помолвку) отмечали пышно, со всей положенной по статусу роскошью. Столы
ломились от яств, у музыкантов дымились ладони, а гости плясали до дыр в
подошвах.
И вот, посреди этого
празднества, перед подписанием «тнаим» (договор, регламентирующий
финансовые отношения сторон в период до свадьбы), отец жениха, предварительно
откашлявшись, важно и с достоинством, осведомился у отца невесты, готов ли тот
внести залог, в качестве гарантии того, что договор будет соблюден, и помолвка
приведет к свадьбе.
— Конечно, готов! — ответил
будущий родственник. — Я вношу тысячу золотых под залог гарантии, что мы не
передумаем.
Присутствовавшие при этом
закатывали глаза от восхищения и уважительно цокали языками. Как вдруг, кто-то
спросил:
— А почему от отца жениха никто
не потребовал гарантий?
Все смолкли, и в воцарившейся
тишине, весьма отчетливо прозвучали слова одного из родственников невесты:
— А разве у кого-то есть хоть
малейшее сомнение? Неужели, кто-то в состоянии предположить, что жених, находясь
в здравом уме, способен отказаться от такой прекрасной партии?! Так какие еще
нужны гарантии?
Все присутствующие одобрительно
закивали головами. А жених вскоре отказался от вступления в брак — свадьбу
пришлось отменить...
Но вернемся к реалиям нашей
недельной главы.
Мишкан
явился залогом Всевышнего сынам Израиля. Залогом того, что в будущем Он отстроит
для них Храм, который никем и никогда не будет разрушен.
Сыны Израиля никакого залога не
дали. Да и зачем? Кому могло прийти в голову отказаться от такой партии, от
вечного Храма — места, где постоянно ощущается Присутствие Творца?
Все началось с подозрений и
недоверия к Моше. Только люди обычно подозревают других в том, на что сами
способны. И духовные потомки горе-обвинителей Моше, сами отвергли договор с
Всевышним.
Лишь одно вселяет надежду, что
пройдет время, и уже их наследники раскаются. Как сказано: «Виновны мы пред
Тобою, и не соблюдали мы заповедей, и постановлений, и законов, которые Ты
заповедал Моше, Твоему слуге» (Танах, книга пророка Нехемии, гл.
1, ст. 7).
на основе комментариев Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
и
рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
2.
Если запретить беднякам стучаться в твою дверь — в нее постучится бедность
Наша недельная глава называется
Пекудей, потому что в ней подводятся итоги сооружения Мишкана
(Переносного Храма). Как написано: «Вот итоги сооружения Мишкана,
Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше левитами, под
руководством коэна Итамара, сына Аарона» (Шемот, гл. 38,
ст. 21).
В Мидраше Танхума
(гл. 7) сказано, что мелкие и пустые людишки того поколения начали поговаривать
за спиной Моше, будто бы он хорошо «нагрел руки» на пожертвованиях для
Мишкана. Мол, слитки серебра и золотые монеты расходовались бесконтрольно, и
наверняка — частично осели в карманах Моше. Чтобы человек распоряжался такими
ценностями и не разбогател… Да разве такое возможно?
Всевышний лично удостоверил всех
в абсолютной порядочности Моше, сказав: «Во всем доме Моем доверенный он» (Бамидбар,
гл. 12, ст. 7).
Но, как известно, каждый судит
по себе, и досужие сплетни не утихали. Тогда Моше призвал сына Аарона, Итамара,
чтобы тот тоже следил за использованием собранных материалов и средств.
Исходя из этого поступка Моше,
наши Учителя заключили, что за работой общественного фонда или за сбором и
распределением денег на благотворительные проекты, должны наблюдать, как
минимум, двое попечителей (габаев).
И еще, очень важно, чтобы за
благотворительным проектом, связанным с расходованием общественных средств,
стоял праведник, пользующийся доверием общины.
Хафец Хаим
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) в течение многих
лет тесно сотрудничал с габаями, занимавшимися сбором и распределением
пожертвований для нуждающихся Радина.
Накануне субботы он вместе с
габаями стучался в еврейские дома и обивал пороги, чтобы беднякам было, что
есть в шаббат.
Когда Хафец Хаим состарился и
уже больше не мог лично участвовать в сборе средств, он, тем не менее, продолжил
наблюдать за тем, чтобы распределение велось справедливо и все делалось согласно
Галахе (еврейскому закону).
Однажды ему стало известно, что
в соседних местечках местные богачи решили запретить нищим ходить по домам и
просить цедаку. Вместо этого, каждый бедняк мог обратиться в
благотворительную кассу и получить там пожертвование в заранее установленном
размере, равном для всех.
Хафец Хаим выступил
категорически против этого нововведения и потребовал немедленно его отменить. Он
не был голословен и по своему обыкновению хорошо обосновал свое требование.
Во-первых, как утверждал
праведник, «заранее оговоренная сумма пожертвования», предлагавшаяся
попечителями благотворительных касс, представляла собой жалкие крохи от того,
что бедняк мог собрать самостоятельно, обходя еврейские дома.
Во-вторых, нововведение наносило
вред воспитанию детей. Если дети не будут видеть, как в их дверь стучится
бедняк, как ему улыбаются, как предлагают стакан холодной воды знойным днем, и
чашку чая в ненастье и стужу, как вся семья собирает копейку к копейке, чтобы
помочь тому, кто в нужде — они вообще не будут иметь представления о заповеди
цедаки. И не будут знать, как ее выполнять.
Если запретить беднякам
стучаться в двери еврейских домов — в эти двери постучится сама бедность.
на основе комментария Хафец Хаима
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
3. Партнерство с общим
залогом
Недельная глава Пекудей
завершает книгу Шемот, подводя итог всей книге.
И мы видим, что итог — это
Мишкан (Переносной Храм), о завершении возведения которого мы читаем: «Вот
итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше
левитами, под руководством коэна Итамара, сына Аарона» (Шемот,
гл. 38, ст. 21).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) обращает внимание на то, что слово «Мишкан» повторяется два раза. И
пишет, что это — косвенное указание на Храм, который был взят, как говорится в
Мидраше Танхума, в качестве залога дважды, при двух его
разрушениях за прегрешения сынов Израиля.
Некий умелец был единственным в
городе специалистом по шлифованию и огранке драгоценных камней. Во всей округе
ему не было равных по знанию и владению секретами мастерства.
В этом городе был магазин,
торгующий ювелирными инструментами, в том числе — инструментами и
приспособлениями для шлифовки и огранки драгоценных камней.
Хозяин магазина предложил
огранщику камней партнерство, чтобы наладить общее дело. Тот согласился.
Обсуждая детали партнерства оба
решили, что в их случае будет достаточно лишь одного залога. И этим залогом
выступят инструменты для шлифовки и огранки камней. Потому что один — прекрасный
специалист-огранщик. Но что он может без инструментов?! Тогда как хозяин
магазина располагает инструментами. Да что толку? Ведь он не умеет ими
пользоваться.
Поэтому передача инструментов от
владельца к умельцу вполне может послужить гарантией партнерства.
Через некоторое время мастер по
огранке потерял к ней всякий интерес и стал заниматься совершенно другими
делами. И оказалось, что залог обязывал только одного из партнеров — хозяина
магазина. Ведь огранщик с легкостью сбросил узы партнерства, посвятив себя
совсем другой специальности…
Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм) был залогом Всевышнего евреям, залогом того, что они не
останутся в галуте (изгнании), что Он в будущем их освободит.
Впрочем, Бейт
hа-Микдаш
был залогом и сынов Израиля, ибо ни один другой народ не мог в нем служить.
Эти соображения дают ключ к
пониманию комментария Раши о том, что Храм был взят в качестве залога дважды. Он
служил залогом одновременно и Всевышнему и еврейскому народу. Один залог для
двух партнеров.
Это было возможно, пока сыны
Израиля хранили свою редкую профессию, подразумевавшую изучение Торы и
соблюдение заповедей. Но вот евреи решили стать «такими, как все» и сменить
уникальную специальность, в которой им не было равных, на ту, которой владеют
другие.
Тогда Бейт
hа-Микдаш
из залога для двоих превратился в односторонний залог — залог, который относился
только к Творцу. Поэтому и был Им отозван.
Моше подвел итоги сооружения
Мишкана. Сегодня мы сказали бы, что Моше свел баланс доходов (приношений) и
расходов. Иначе говоря — составил строительную смету.
Раши связывает это с
разрушениями обоих Иерусалимских Храмов.
В выражении «подведенные по
приказу Моше» (в оригинале — «пукад аль-пи Моше») слово «пукад»
намекает на отсутствие чего-то (или кого-то). Например — «И пустовало (вайипакед)
место Давида» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 20, ст.
25).
Значит, выражение «пукад
аль-пи Моше» намекает на отсутствие Моше.
Как это понимать?
Если бы Моше вошел в Эрец
Исраэль и построил Бейт
hа-Микдаш
— Храм никогда бы не был разрушен.
Таким образом, слово «пукад»
в воспроизведенной выше цитате намекает на то, что евреи вошли в Кенаан,
превратив в Израиль — без Моше. И Моше в Израиле явно не хватало.
Одним из последствий отсутствия
Моше было, как уже сказано, разрушение обоих Иерусалимских Храмов.
на основе комментария внука Хатам Софера, рава Шимона Софера
(глава йешивы, раввин общины, созданной его дедом Хатам Софером; вместе с
общиной погиб от рук нацистов; Венгрия, 1850-1944 гг.)
4. Почему Моше
отчитался в расходе золота лишь в общих чертах
Написано в нашей недельной
главе: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства...
Всего золота, использованного в работе» (Шемот, гл. 38, ст. 21,
24).
В Мидраше Танхума
(гл. 7) сказано, что циники и пустобрехи того поколения начали поговаривать за
спиной Моше, будто бы он хорошо «нагрел руки» на пожертвованиях для Мишкана.
Мол, слитки серебра и золотые монеты расходовались бесконтрольно, и наверняка,
частично осели в карманах Моше. Чтобы человек распоряжался такими богатствами и
не разбогател… Да разве такое возможно?
Всевышний лично удостоверил всех
в абсолютной порядочности Моше, сказав: «Во всем доме Моем доверенный он» (Бамидбар,
гл. 12, ст. 7). Какие могут быть сомнения после этого?
«Сомневающиеся», тем не менее,
нашлись.
Услышав, какие ведутся о нем
разговоры, Моше сказал, что как только Мишкан будет сооружен, он
предоставит отчет.
Когда работа была закончена,
Всевышний озарил разум Моше — так, что тот вспомнил все статьи расхода, до
мельчайших деталей. Впрочем, лишь в отношении серебра, но не золота. По золоту
был сделан отчет только в общих чертах.
В принципе, золота могло и не
быть в мире. Ведь оно слишком дорого и прекрасно, чтобы дозволить пользоваться
им. Мир точно не был его достоин.
Единственная причина, по которой
люди познакомились с золотым и стали его использовать — оно требовалось для
сооружения Мишкана. А то, что оно появилось значительно раньше, еще на
самой заре человеческой истории — это был аванс и подготовка. Люди должны были
осознать его ценность, научиться его добывать, выплавлять и обрабатывать. В мире
должны были появиться золотых дел мастера, а также искусные работники.
Исходя из этого, нашу фразу
следует понимать так, что все золото мира было сотворено с одной единственной
целью — чтобы быть «использованным в работе», чтобы украсить Мишкан.
Иначе — его вообще не было бы.
Но отчего же Моше не сделал
подробный отчет о расходовании золота?
Как известно, значительная часть
золота пошла на Ковчег Завета. А он обладал чудесным свойством — нес себя сам,
так, что носильщикам не приходилось прикладывать к этому усилия.
Но, если так — то и взвесить
Ковчег было невозможно. Следовательно — нельзя было и отчитаться о золоте,
которое пошло на его изготовление.
Известно также, что золото, хоть
и было весьма дорогим металлом — его, несмотря на это, жертвовали с энтузиазмом
и от чистого сердца. Все, что пожертвовано в большом количестве — отдано с
наичистейшими намерениями. Значит, люди и не ждали отчета. Если человек
жертвует, скупясь — он показывает этим, что, как говорится, «отрывает от себя»,
и нет у него уверенности, должен ли он вообще жертвовать.
Кроме того, изделия из золота,
такие как, например, Менора обладали особой святостью — настолько
высокой, что их взвешивание было бы пренебрежением к ним.
С серебряными предметами —
иначе. С их взвешиванием не было никакой проблемы.
И еще. Золотые сосуды изготовлял
только Бецалель, больше никто. А изготовлением серебряных — занимались многие
мастера. И понятно, что проследить за одним проще, чем за несколькими
работниками. Поэтому серебро подверглось более строгому учету, нежели золото.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
5. Сто благословений —
каждый день
Основными конструктивными
элементами Мишкана (Переносного Храма) были столбы и балки. Они имели
специальные подножия, выполненные из серебра. Об этом читаем: «И пошло сто мер
серебра на отлитие подножий для балок... и подножий для столбов» (Шемот,
гл. 38, ст. 27).
Во времена царя Давида в Израиле
вспыхнула страшная эпидемия, которая уносила по сто человек в день.
Давид молился Всевышнему, и ему
открылось Свыше, что причина мора — Гнев Творца, вызванный людской
неблагодарностью. Сыны Израиля в недостаточной мере благодарили Создателя за то
добро, что Он ради них сотворил.
Тогда Давид постановил, что
каждый еврей обязан произносить ежедневно не менее ста берахот
(множественное число от слова «бераха» — «благословение»).
Это постановление возымело
действие. Евреи начали больше благословлять Всевышнего, и страшная эпидемия
отступила.
С тех пор сто ежедневных
благословений продолжают защищать евреев от множества всевозможных напастей.
Оказалось, что эти благословения
связаны и с серебряными подножиями Мишкана.
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 13) говорится, что на подножия для столбов и балок пошли серебряные монеты,
достоинством в половину шекеля, собранные при подсчете евреев после прегрешения
с золотым тельцом.
Благодаря тому, что подсчет
велся не напрямую, но — с помощью монет, сыны Израиля избежали мора, который
неминуемо начался бы при поголовном исчислении.
Итак, серебряные половины шекели
помогли предотвратить эпидемию и искупить прегрешение, связанное с золотым
тельцом.
Но и это еще не все.
Спустя примерно тысячу лет
злодей Аман был готов отвесить в закрома родины десять тысяч мер серебра — чтобы
компенсировать издержки на уничтожение еврейского народа: мужчин и женщин,
стариков и детей. Всех — в один день.
Так вот, собранные в пустыне
половинки шекели перевесили аманово серебро. И евреи были спасены, а Амана и
десять его сыновей — повеили.
Эти события мы празднуем в
Пурим.
Итак, серебряных монет,
искупивших золотого тельца и спасших от эпидемии и от опасности уничтожения,
отлили сотню серебряных подножий (на иврите — аданим). И не удивительно,
что связанные с ними сто благословений спасают от мора и подобных напастей.
Подобно тому, как серебряные
подножия служили основой Мишкана — произносимые благословения стали
основой святости и выделенности всего Израиля вообще и каждого отдельного еврея,
в частности.
Слово «аданим» (подножия)
имеет тот же корень, что и слово «аднут» (господство).
Это дает намек на то, что с
помощью берахот мы свидетельствуем, что Всевышний — Господин (Адон)
всего мироздания.
Каждый из нас, произнося
благословения, возводит тем самым основание для своего личного Мишкана...
на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей
hа-Рим
— по названию написанной им книги Хидушей
hа-Рим;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|