ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»


Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.

Обсуждение главы Пекудей

1. Параллели между Сотворением мира и сооружением Мишкана

В нашей недельной главе говорится о сооружении Мишкана (Переносного Храма в пустыне). И в самой первой фразе читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Все работы по строительству Мишкана осуществлялись под руководством Моше. Главным строителем был Бецалель (подробнее о нем — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Пекудей, третий годовой цикл обсуждения).

Следует отметить, что возведение Мишкана в корне отличалось от любого строительства. И слова «строительство культового сооружения» — совершенно не соответствуют тому, что происходило на самом деле. 

Что же было в действительности?

Сооружение Мишкана было сродни Сотворению неба и земли, Сотворению мира.

Что важно для успеха в строительстве?

Качественные материалы, надежное крепление элементов конструкции.

Мишкан же, как мир — создавался Мудростью Всевышнего, особыми сочетаниями букв и Именами Творца.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) сказано, что Бецалель умел составлять из букв те же сочетания, которыми были сотворены небеса и земля.

Поэтому, чтобы лучше понять сооружение Мишкана, обратимся к творению мира.

Написано в книге Берешит (гл. 1, ст. 1): «В начале сотворения Всевышним…». Здесь указано Имя, связанное с мерой суда. Потому что первоначальным замыслом Творца было создать мир на основе строгого правосудия. Однако, увидев, что мир не сможет существовать так, — рассказывается в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 12) — Он ввел Милосердие и соединил его с правосудием.

На участие в процессе Сотворения мира меры милосердия дает намек фраза: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их» (Берешит, гл. 2, ст. 4).

В выражении «при сотворении их» (в оригинале это — одно слово, «бэhибаръам») буква «hей» — маленькая. В Торе, по традиции, ее, по сравнению с остальными — пишут меньшего размера. Поэтому это выражение можно прочитать, как — «создал их буквой «hей» (бэ hей баръам). И в Танахе об этом сказано: «С помощью букв йуд и hей Всевышний создал миры» (книга пророка Йешаяhу, гл. 26, ст. 4).

Двумя буквами своего Имени (буквой hей и буквой йуд), — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, — Он сотворил два мира. Буквой hей — мир материальный, а буквой йуд — духовный. Эти буквы из Имени, связанного с мерой милосердия. 

Во фразе Торы — «В день создания Творцом земли и неба» (Берешит, гл. 4, ст. 2) наличествуют оба Имени — Имя, связанное с мерой милосердия, вместе с именем, олицетворяющим меру суда. 

Подобно этому, смету, определяющую фронт работ и набор материалов, необходимых для сооружения Мишкана — составляли вместе Моше и Бецалель. Мера суда и мера милосердия.

Намек на это содержится в первых словах нашей недельной главы.

Прочтем фразу — «Вот итоги сооружения Мишкана» (в оригинале это — три слова). Гематрия (числовое значение) начальных букв этих трех слов составляет — 86. Что соответствует гематрии Имени Элоким, которое олицетворяет меру суда.

Последние буквы этих слов дают нам гематрию 65, такую же, как у имени Адо-най, связанного с мерой милосердия. 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Мишкан и праведники

 

В нашей недельной главе рассказывается о подведении итогов, об окончательном подсчете материалов, собранных для строительства Мишкана (Переносного Храма в пустыне). Как сказано: «Вот итоги сооружения Мишкана…» (Шемот, гл. 38, ст. 21). 

Хоть и написано в Торе о «строительстве Мишкана» — мы должны понимать, что Мишкан не был, так сказать, «строительным объектом».

Он возводился для того, чтобы в нем обитала Шехина (Присутствие Всевышнего).

И все же, при всей своей святости и возвышенности — Мишкан состоял из вполне материальных конструкционных элементов. И это означает, что он мог быть разрушен.

Но если он будет разрушен, допустим, из-за прегрешений народа — где тогда будет находиться Шехина? Что станет для нее вместилищем в нашем мире?

Эти вопросы не давали покоя Моше. И он обратился с ними к Всевышнему.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 51) говорится, что в ответ Моше услышал, что в таком случае (если Храм будет разрушен) — Шехина будет пребывать на праведниках.

В Талмуде (трактат Сукка, лист 45) сказано, что, как минимум, 36 праведников есть в каждом поколении.

Написано в Танахе: «Счастливы все, ожидающие Его (в тексте оригинала местоимение «Его» выражено ивритским словом «ло)» (книга пророка Йешаяhу, гл. 30, ст. 18).

Буквы, составляющие слово «ло» (его) обозначают также число «36». То есть в данном контексте речь идет о 36-ти праведниках.

Намек на это содержится в слове «эле» (вот эти), с которого начинается наша глава.

Гематрия (числовое значение) этого слова составляет — 36.

Следующее слово оригинала — «пекудей», которое мы перевели как — «итоги». Однако его корень может выражать и «отсутствие». Как, например, в Танахе встречается такая фраза: «И пустовало (в оригинале — «ваифакед») место Давида» (Первая книга Шмуэля, гл. 20, ст. 27). 

Таким образом, первая фраза нашей главы говорит о подведении итогов строительства Мишкана — вместилища Шехины. И одновременно — намекает на то, что в дни, когда Мишкана не будет (его место будет пустовать), Шехина найдет себе пристанище в душах 36-ти праведников.

на основе комментария рава Иегуды Асада

автор книги «Хидушей Маариа»; Венгрия, 1794-1866 гг.)

 

3. Судили по себе

В нашей недельной главе Моше дает полный отчет об использовании средств, собранных для сооружения Мишкана (Переносного Храма в пустыне). Об этом читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21). 

Слово «Мишкан», как говорится в Мидраше Танхума, повторяется здесь два раза подряд. Что дает намек на то, что Храм был дважды взят в качестве залога — дважды был разрушен за прегрешения сынов Израиля.

Мишкан — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, — стал свидетельством того, что Всевышний простил народу Израиля создание золотого тельца. Ведь Он решил, что Его Шехина (Его Присутствие) будет пребывать между ними (евреями).

Тут возникают два вопроса. Почему намек на разрушение первого и второго Иерусалимских Храмов заключен во фразе, где говорится о подведении итогов сбора средств на строительство Мишкана? И как в одной и той же фразе может содержаться и намек на разрушение в будущем двух Храмов, и свидетельство Израилю, что Шехина пребывает среди еврейского народа?

Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Эйха, гл. 1), что трое использовали в своих пророчествах слово «эйха» (в переводе — «как») — Моше, Йешаягу и Ирмиягу.

«Как же (эйха) мне, — произнес Моше, — одному нести ваши заботы?» (Дварим, гл. 1, ст. 12).

Ишайагу взывал: «Как (эйха) город верный, исполненный правосудия, — взывал Йешаягу, — стал подобен блуднице?» (книга пророка Йешаягу, гл. 1, ст. 21).

«Как (эйха) одиноко стоит столица, — сокрушался Ирмиягу, — некогда многолюдная!» (Танах, книга Эйха, гл. 1, ст. 1).

Все эти пророчества говорят о разрушении Храма и о причине, которая привела к этому.

Ядовитый корень был обнаружен еще в пустыне, на заре становления еврейского народа. Уже в дни первого цветения нации этот ядовитый корень усердно питал еврейское дерево, пока спустя поколения не вызрели налитые ядом, горькие плоды.  

Горечью отдают слова Моше: «Как же мне одному нести ваши заботы и ваши распри?!» (Дварим, гл. 1, ст. 12).

Распри проявились в том, что евреи устроили Моше форменный скандал. Они не прекращали донимать его своими подозрениями (абсолютно беспочвенными). И, в конце концов — вынудили дать полный отчет об использовании материалов, собранных для Мишкана. Это недоверие, неблагодарность, подозрение и были тем корнем, яд которого отравил все самое чистое, самое возвышенное, самое святое, и привел к чудовищному разрушению, к катастрофе.

Не золотой телец стал причиной и источником всех наших бед. Золотого тельца Всевышний — простил. Свидетельство тому — Мишкан, место пребывания Шехины. Но — беспричинная ненависть и распри, вылившиеся в требование к главе народа, Моше, дать отчет об использовании добровольных пожертвований.

Отчет был дан до последнего гвоздя. В нем все сошлось. Только Храм был врагами разрушен. Потому что нельзя о праведнике судить по себе.

на основе комментария рава Авраама Вайнфельда

(автор сборника галахических вопросов и ответов под названием «Лев Авраам», Венгрия – США, 20-й век)

 

 

4. Причина упразднения Мишкана — в его сооружении

 

Написано в нашей недельной главе: «И Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Йеhуды, сделал все, что повелел Всевышний Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 22).

Речь, как мы понимаем, идет о строительстве Мишкана (Переносного Храма в пустыне). 

Из предыдущих недельных глав (Ки Тиса и Ваякель) мы уже знаем, что главным строителем Мишкана был Бецалель. Зачем же сообщать об этом еще раз? Кроме того, неяно, как сей факт соотносится с предыдущей фразой, в которой говорится о подведении итогов сбора добровольных пожертвований на строительство.   

Написано — «Вот итоги сооружения Мишкана». И тут же — «И Бецалель, сын Ури, сын Хура...».

Какая между этими фразами связь?

Царь Шломо построил Первый Иерусалимский Бейт hа-Микдаш (Храм), который впоследствии был разрушен.

Под руководством пророка Эзры был возведен Второй Бейт hа-Микдаш, но и его разрушили враги.

Напрашивается вывод. И он, собственно, сформулирован в Танахе, в книге Теилим (Псалмы царя Давида — гл. 127, ст. 1). Написано здесь: «Если Всевышний не созидает дом, напрасно трудятся строители».

Отметим, что первые буквы слов «напрасно трудятся» (мы пользуемся тут, естественно, словами оригинала) — «шин» и «аин». А это, как видно — и начальные буквы имен Шломо и Эзра, тех, кто возглавлял строительство Первого и, соответственно Второго, Храмов.

В Мидраше Шохар Тов приведены слова Всевышнего: «Все Святилища Мои, что построены людьми, были разрушены. Человек, из плоти и крови, человек не вечный — не может построить, что-то вечное. Но в будущем Я лично возведу Храм, который никогда не будет разрушен».

О том же говорит и Моше в недельной главе Бешалах, где написано: «Приведешь их и расселишь... В Святилище, которое установили руки Твои» (Шемот, гл. 15, ст. 17).

В конце концов, будет существовать только тот Микдаш, который собственноручно возведет Всевышний.

Ту же мысль находим и в Теилим (гл. 118, ст. 9), где написано; «Лучше уповать на Творца, нежели надеяться на знатных».

«Лучше уповать на Творца» — на тот Храм, который возведет, если можно так выразиться, сам Творец лично. «Нежели надеяться на знатных» — на творения рук «знатных» (царей).

Подразумевается царь Шломо, построивший Первый Иерусалимский Храм, а также — цари Кореш и Гордус, сыгравшие немалую роль в строительстве Второго Храма.

Мишкан, о котором говорится в нашей недельной главе — тоже, как известно, не был вечным. Ведь и его строили люди.

Намек на судьбу Мишкана содержится в первых фразах нашей недельной главы: «Вот итоги сооружения Мишкана». Главный итог, причина того, что Мишкан будет упразднен — в его сооружении. Поскольку его соорудил человек — «Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Йеhуды».

Бецалель — человек из плоти и крови. А деяния человека — не вечны.

на основе комментария рава Йосефа-Шауля Натанзона

(автор труда «Диврей Шауль», раввин Лемберга – Львова, Галиция, 1810-1875 гг.)

 

 

5. С какими устремлениями сердца Моше исполнял заповеди?

 

Посвящение Аарона и его сыновей в коэны (служители Храма) длилось семь дней. В эти дни Моше собирал Мишкан (Переносной Храм в пустыне), совершал в нем приношения и разбирал его.

На восьмой день Мишкан был собран окончательно. Службу в нем в этот день тоже провел Моше. А затем к служению приступил Аарон с сыновьями.

Но не будем забегать вперед. Пока еще Мишканом занимается Моше. И в нашей недельной главе читаем: «А мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») для всесожжения установил он у входа в Шатер Откровения, и вознес на нем всесожжение и хлебный дар — как повелел Всевышний Моше» (Шемот, гл. 40, ст. 29). 

Подчеркнем, что мизбеах установил Моше. И нам это — известно. Неизвестно (пока, во всяком случае) — другое: почему написано, «как повелел Всевышний Моше»? Ведь правильнее было, казалось бы, написать: «как повелел Всевышний ему». Тем более, что такая форма используется в Торе. Вот, например: «И сделал Моше все, согласно тому, как повелел Всевышний ему» (Шемот, гл. 40, ст. 16).

Всевышний ожидает от нас, что мы будем соблюдать заповеди так, как Он заповедал их через своего служителя Моше. Об этом в недельной главе Бешалах сказано: «И поверили во Всевышнего и в Моше, служителя Его» (Шемот, гл. 14, ст. 31).

Да и сам Всевышний, дает обещание, что Моше будет пользоваться огромным авторитетом. Как написано: «И поверят и в тебя навсегда!» (Шемот, гл. 19, ст. 9).

Впрочем, даже без этого наша Тора названа — Торой Моше. В Танахе читаем: «Как написано в Торе Моше» (Первая книга Мелахим — Царей, гл. 2, ст. 3).

Поэтому, когда Моше шел исполнять заповедь, он исполнял ее в точности так, как «заповедал Всевышний через Моше, служителя своего». Это — при условии, что заповедь относилась ко всему народу Израиля.

Например, повеление собрать и установить Мишкан — распространялась на всех сынов Израиля. И Моше его (это повеление) выполнил от лица всего народа.

В этот момент он был не только собой. Он был олицетворением каждого еврея и всего народа в целом.

Желание Творца было исполнено. Исполнено в точности — «как повелел Всевышний Моше».

Но заповедь помазать Аарона и его сыновей и их одежды на коэнство — относилась только к Моше, и ни к кому более. Об этом и говорится — «И сделал Моше все, согласно тому, как повелел Всевышний ему» (ему и только ему).

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»


Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.

Обсуждение главы Пекудей

1. Параллели между Сотворением мира и сооружением Мишкана

В нашей недельной главе говорится о сооружении Мишкана (Переносного Храма в пустыне). И в самой первой фразе читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Все работы по строительству Мишкана осуществлялись под руководством Моше. Главным строителем был Бецалель (подробнее о нем — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Пекудей, третий годовой цикл обсуждения).

Следует отметить, что возведение Мишкана в корне отличалось от любого строительства. И слова «строительство культового сооружения» — совершенно не соответствуют тому, что происходило на самом деле. 

Что же было в действительности?

Сооружение Мишкана было сродни Сотворению неба и земли, Сотворению мира.

Что важно для успеха в строительстве?

Качественные материалы, надежное крепление элементов конструкции.

Мишкан же, как мир — создавался Мудростью Всевышнего, особыми сочетаниями букв и Именами Творца.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) сказано, что Бецалель умел составлять из букв те же сочетания, которыми были сотворены небеса и земля.

Поэтому, чтобы лучше понять сооружение Мишкана, обратимся к творению мира.

Написано в книге Берешит (гл. 1, ст. 1): «В начале сотворения Всевышним…». Здесь указано Имя, связанное с мерой суда. Потому что первоначальным замыслом Творца было создать мир на основе строгого правосудия. Однако, увидев, что мир не сможет существовать так, — рассказывается в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 12) — Он ввел Милосердие и соединил его с правосудием.

На участие в процессе Сотворения мира меры милосердия дает намек фраза: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их» (Берешит, гл. 2, ст. 4).

В выражении «при сотворении их» (в оригинале это — одно слово, «бэhибаръам») буква «hей» — маленькая. В Торе, по традиции, ее, по сравнению с остальными — пишут меньшего размера. Поэтому это выражение можно прочитать, как — «создал их буквой «hей» (бэ hей баръам). И в Танахе об этом сказано: «С помощью букв йуд и hей Всевышний создал миры» (книга пророка Йешаяhу, гл. 26, ст. 4).

Двумя буквами своего Имени (буквой hей и буквой йуд), — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, — Он сотворил два мира. Буквой hей — мир материальный, а буквой йуд — духовный. Эти буквы из Имени, связанного с мерой милосердия. 

Во фразе Торы — «В день создания Творцом земли и неба» (Берешит, гл. 4, ст. 2) наличествуют оба Имени — Имя, связанное с мерой милосердия, вместе с именем, олицетворяющим меру суда. 

Подобно этому, смету, определяющую фронт работ и набор материалов, необходимых для сооружения Мишкана — составляли вместе Моше и Бецалель. Мера суда и мера милосердия.

Намек на это содержится в первых словах нашей недельной главы.

Прочтем фразу — «Вот итоги сооружения Мишкана» (в оригинале это — три слова). Гематрия (числовое значение) начальных букв этих трех слов составляет — 86. Что соответствует гематрии Имени Элоким, которое олицетворяет меру суда.

Последние буквы этих слов дают нам гематрию 65, такую же, как у имени Адо-най, связанного с мерой милосердия. 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Мишкан и праведники

 

В нашей недельной главе рассказывается о подведении итогов, об окончательном подсчете материалов, собранных для строительства Мишкана (Переносного Храма в пустыне). Как сказано: «Вот итоги сооружения Мишкана…» (Шемот, гл. 38, ст. 21). 

Хоть и написано в Торе о «строительстве Мишкана» — мы должны понимать, что Мишкан не был, так сказать, «строительным объектом».

Он возводился для того, чтобы в нем обитала Шехина (Присутствие Всевышнего).

И все же, при всей своей святости и возвышенности — Мишкан состоял из вполне материальных конструкционных элементов. И это означает, что он мог быть разрушен.

Но если он будет разрушен, допустим, из-за прегрешений народа — где тогда будет находиться Шехина? Что станет для нее вместилищем в нашем мире?

Эти вопросы не давали покоя Моше. И он обратился с ними к Всевышнему.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 51) говорится, что в ответ Моше услышал, что в таком случае (если Храм будет разрушен) — Шехина будет пребывать на праведниках.

В Талмуде (трактат Сукка, лист 45) сказано, что, как минимум, 36 праведников есть в каждом поколении.

Написано в Танахе: «Счастливы все, ожидающие Его (в тексте оригинала местоимение «Его» выражено ивритским словом «ло)» (книга пророка Йешаяhу, гл. 30, ст. 18).

Буквы, составляющие слово «ло» (его) обозначают также число «36». То есть в данном контексте речь идет о 36-ти праведниках.

Намек на это содержится в слове «эле» (вот эти), с которого начинается наша глава.

Гематрия (числовое значение) этого слова составляет — 36.

Следующее слово оригинала — «пекудей», которое мы перевели как — «итоги». Однако его корень может выражать и «отсутствие». Как, например, в Танахе встречается такая фраза: «И пустовало (в оригинале — «ваифакед») место Давида» (Первая книга Шмуэля, гл. 20, ст. 27). 

Таким образом, первая фраза нашей главы говорит о подведении итогов строительства Мишкана — вместилища Шехины. И одновременно — намекает на то, что в дни, когда Мишкана не будет (его место будет пустовать), Шехина найдет себе пристанище в душах 36-ти праведников.

на основе комментария рава Иегуды Асада

автор книги «Хидушей Маариа»; Венгрия, 1794-1866 гг.)

 

3. Судили по себе

В нашей недельной главе Моше дает полный отчет об использовании средств, собранных для сооружения Мишкана (Переносного Храма в пустыне). Об этом читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21). 

Слово «Мишкан», как говорится в Мидраше Танхума, повторяется здесь два раза подряд. Что дает намек на то, что Храм был дважды взят в качестве залога — дважды был разрушен за прегрешения сынов Израиля.

Мишкан — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, — стал свидетельством того, что Всевышний простил народу Израиля создание золотого тельца. Ведь Он решил, что Его Шехина (Его Присутствие) будет пребывать между ними (евреями).

Тут возникают два вопроса. Почему намек на разрушение первого и второго Иерусалимских Храмов заключен во фразе, где говорится о подведении итогов сбора средств на строительство Мишкана? И как в одной и той же фразе может содержаться и намек на разрушение в будущем двух Храмов, и свидетельство Израилю, что Шехина пребывает среди еврейского народа?

Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Эйха, гл. 1), что трое использовали в своих пророчествах слово «эйха» (в переводе — «как») — Моше, Йешаягу и Ирмиягу.

«Как же (эйха) мне, — произнес Моше, — одному нести ваши заботы?» (Дварим, гл. 1, ст. 12).

Ишайагу взывал: «Как (эйха) город верный, исполненный правосудия, — взывал Йешаягу, — стал подобен блуднице?» (книга пророка Йешаягу, гл. 1, ст. 21).

«Как (эйха) одиноко стоит столица, — сокрушался Ирмиягу, — некогда многолюдная!» (Танах, книга Эйха, гл. 1, ст. 1).

Все эти пророчества говорят о разрушении Храма и о причине, которая привела к этому.

Ядовитый корень был обнаружен еще в пустыне, на заре становления еврейского народа. Уже в дни первого цветения нации этот ядовитый корень усердно питал еврейское дерево, пока спустя поколения не вызрели налитые ядом, горькие плоды.  

Горечью отдают слова Моше: «Как же мне одному нести ваши заботы и ваши распри?!» (Дварим, гл. 1, ст. 12).

Распри проявились в том, что евреи устроили Моше форменный скандал. Они не прекращали донимать его своими подозрениями (абсолютно беспочвенными). И, в конце концов — вынудили дать полный отчет об использовании материалов, собранных для Мишкана. Это недоверие, неблагодарность, подозрение и были тем корнем, яд которого отравил все самое чистое, самое возвышенное, самое святое, и привел к чудовищному разрушению, к катастрофе.

Не золотой телец стал причиной и источником всех наших бед. Золотого тельца Всевышний — простил. Свидетельство тому — Мишкан, место пребывания Шехины. Но — беспричинная ненависть и распри, вылившиеся в требование к главе народа, Моше, дать отчет об использовании добровольных пожертвований.

Отчет был дан до последнего гвоздя. В нем все сошлось. Только Храм был врагами разрушен. Потому что нельзя о праведнике судить по себе.

на основе комментария рава Авраама Вайнфельда

(автор сборника галахических вопросов и ответов под названием «Лев Авраам», Венгрия – США, 20-й век)

 

 

4. Причина упразднения Мишкана — в его сооружении

 

Написано в нашей недельной главе: «И Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Йеhуды, сделал все, что повелел Всевышний Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 22).

Речь, как мы понимаем, идет о строительстве Мишкана (Переносного Храма в пустыне). 

Из предыдущих недельных глав (Ки Тиса и Ваякель) мы уже знаем, что главным строителем Мишкана был Бецалель. Зачем же сообщать об этом еще раз? Кроме того, неяно, как сей факт соотносится с предыдущей фразой, в которой говорится о подведении итогов сбора добровольных пожертвований на строительство.   

Написано — «Вот итоги сооружения Мишкана». И тут же — «И Бецалель, сын Ури, сын Хура...».

Какая между этими фразами связь?

Царь Шломо построил Первый Иерусалимский Бейт hа-Микдаш (Храм), который впоследствии был разрушен.

Под руководством пророка Эзры был возведен Второй Бейт hа-Микдаш, но и его разрушили враги.

Напрашивается вывод. И он, собственно, сформулирован в Танахе, в книге Теилим (Псалмы царя Давида — гл. 127, ст. 1). Написано здесь: «Если Всевышний не созидает дом, напрасно трудятся строители».

Отметим, что первые буквы слов «напрасно трудятся» (мы пользуемся тут, естественно, словами оригинала) — «шин» и «аин». А это, как видно — и начальные буквы имен Шломо и Эзра, тех, кто возглавлял строительство Первого и, соответственно Второго, Храмов.

В Мидраше Шохар Тов приведены слова Всевышнего: «Все Святилища Мои, что построены людьми, были разрушены. Человек, из плоти и крови, человек не вечный — не может построить, что-то вечное. Но в будущем Я лично возведу Храм, который никогда не будет разрушен».

О том же говорит и Моше в недельной главе Бешалах, где написано: «Приведешь их и расселишь... В Святилище, которое установили руки Твои» (Шемот, гл. 15, ст. 17).

В конце концов, будет существовать только тот Микдаш, который собственноручно возведет Всевышний.

Ту же мысль находим и в Теилим (гл. 118, ст. 9), где написано; «Лучше уповать на Творца, нежели надеяться на знатных».

«Лучше уповать на Творца» — на тот Храм, который возведет, если можно так выразиться, сам Творец лично. «Нежели надеяться на знатных» — на творения рук «знатных» (царей).

Подразумевается царь Шломо, построивший Первый Иерусалимский Храм, а также — цари Кореш и Гордус, сыгравшие немалую роль в строительстве Второго Храма.

Мишкан, о котором говорится в нашей недельной главе — тоже, как известно, не был вечным. Ведь и его строили люди.

Намек на судьбу Мишкана содержится в первых фразах нашей недельной главы: «Вот итоги сооружения Мишкана». Главный итог, причина того, что Мишкан будет упразднен — в его сооружении. Поскольку его соорудил человек — «Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Йеhуды».

Бецалель — человек из плоти и крови. А деяния человека — не вечны.

на основе комментария рава Йосефа-Шауля Натанзона

(автор труда «Диврей Шауль», раввин Лемберга – Львова, Галиция, 1810-1875 гг.)

 

 

5. С какими устремлениями сердца Моше исполнял заповеди?

 

Посвящение Аарона и его сыновей в коэны (служители Храма) длилось семь дней. В эти дни Моше собирал Мишкан (Переносной Храм в пустыне), совершал в нем приношения и разбирал его.

На восьмой день Мишкан был собран окончательно. Службу в нем в этот день тоже провел Моше. А затем к служению приступил Аарон с сыновьями.

Но не будем забегать вперед. Пока еще Мишканом занимается Моше. И в нашей недельной главе читаем: «А мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») для всесожжения установил он у входа в Шатер Откровения, и вознес на нем всесожжение и хлебный дар — как повелел Всевышний Моше» (Шемот, гл. 40, ст. 29). 

Подчеркнем, что мизбеах установил Моше. И нам это — известно. Неизвестно (пока, во всяком случае) — другое: почему написано, «как повелел Всевышний Моше»? Ведь правильнее было, казалось бы, написать: «как повелел Всевышний ему». Тем более, что такая форма используется в Торе. Вот, например: «И сделал Моше все, согласно тому, как повелел Всевышний ему» (Шемот, гл. 40, ст. 16).

Всевышний ожидает от нас, что мы будем соблюдать заповеди так, как Он заповедал их через своего служителя Моше. Об этом в недельной главе Бешалах сказано: «И поверили во Всевышнего и в Моше, служителя Его» (Шемот, гл. 14, ст. 31).

Да и сам Всевышний, дает обещание, что Моше будет пользоваться огромным авторитетом. Как написано: «И поверят и в тебя навсегда!» (Шемот, гл. 19, ст. 9).

Впрочем, даже без этого наша Тора названа — Торой Моше. В Танахе читаем: «Как написано в Торе Моше» (Первая книга Мелахим — Царей, гл. 2, ст. 3).

Поэтому, когда Моше шел исполнять заповедь, он исполнял ее в точности так, как «заповедал Всевышний через Моше, служителя своего». Это — при условии, что заповедь относилась ко всему народу Израиля.

Например, повеление собрать и установить Мишкан — распространялась на всех сынов Израиля. И Моше его (это повеление) выполнил от лица всего народа.

В этот момент он был не только собой. Он был олицетворением каждого еврея и всего народа в целом.

Желание Творца было исполнено. Исполнено в точности — «как повелел Всевышний Моше».

Но заповедь помазать Аарона и его сыновей и их одежды на коэнство — относилась только к Моше, и ни к кому более. Об этом и говорится — «И сделал Моше все, согласно тому, как повелел Всевышний ему» (ему и только ему).

на основе комментария рава Шломо-Залмана Залазника

(глава йешивы «Эц Хаим» в Иерусалиме, 1887-1975 гг.)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какой курс «Основ религиозной культуры» выбрать для еврейского ребенка?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля