Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»
Место в Торе: книга
Шемот, гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: «Вот итоги
сооружения Мишкана, Мишкана
Свидетельства (аэдут), подведенные
по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.
Обсуждение главы Пекудей
1. Бейт мидраш без даршанов?
Последняя недельная глава книги Торы Шемот
— Пекудей — посвящена подведению
итогов строительства Мишкана (Переносного
Храма в пустыне). И здесь мы читаем: «Вот
итоги сооружения Мишкана, Мишкана
Свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Во времена Виленского Гаона (раби
Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век;
назван Гаоном — почетнейший титул — за
исключительные знания всех разделов Торы и
праведность) прошло собрание габаев (габай
— человек, ответственный за проведение
молитвенных служб) главной синагоги Вильно.
Эта синагога действует и поныне. Она
находится на улице Пилимо.
На том достопамятном собрании взял слово
еврей, не отличавшийся душевной чуткостью.
Он выступил против пришлых даршанов (странствующие
знатоки Торы, которые путешествовали из
города в город, из общины в общину, и
выступали перед евреями, разъясняя им Тору,
знакомя их с различными комментариями).
— Нужно навести порядок с даршанами,
— напористо, энергично говорил этот еврей.
— Почему даршаны из других городов и
других общин, никого не спрашивая,
выступают в нашей синагоге, как у себя дома?
Пора эту практику пресечь!..
Человек этот обладал даром убеждения. И е
большинство присутствовавших на собрании
приняло его точку зрения. Отныне все
иногородние даршаны утратили право
выступать в главной синагоге Вильно.
Это решение возмутило Виленского Гаона до
глубины души. И он объявил о созыве нового
собрания.
Когда все габаи вновь собрались, Гаон
выступил перед ними и сказал:
— Мишкан называется Мишканом,
потому что в нем пребывает Шехина (Присутствие
Всевышнего; слова Мишкан и Шехина —
однокоренные). Синагогу, как вам известно,
называют еще и — бейт мидраш. Потому что
в ее стенах звучат драшот (разъяснения
трудных мест в Торе) и мусар (морально-этические
наставления). Если запретить даршанам
выступать в бейт мидраше — его
существование утратит всякий смысл.
Помяните мое слово, если вы не отмените ваше
злодейское решение, синагога очень быстро
перестанет существовать.
Слова Гаона возымели действие и габаи
отменили своё решение. Поэтому главная
синагога Вильно сохранилась до сих пор. И до
сих пор действует.
на основе комментария рава
Матитьягу Дойча
(Иерусалим, наше время)
2. Свидетельство любви
Мишкан (Переносной
Храм в пустыне) назван в Торе Мишканом
Свидетельства. Как написано: «Вот итоги
сооружения Мишкана, Мишкана
Свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Но свидетельством чего был Мишкан?
На этот вопрос в своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
отвечает, что Мишкан стал для Израиля
свидетельством того, что Всевышний простил
ему ошибку создания золотого тельца. И
знаком тому была — Шехина (Присутствие
Всевышнего), пребывающая среди народа
Израиля.
Действительно, после сотворения золотого
тельца, евреи пали духом. И Мишкан был
призван укрепить их сердца, показать, что
страшная ошибка — исправлена.
А ведь положение было действительно не из
приятных. Предназначение сынов Израиля —
свидетельствовать о Всевышнем. И об этом в
Танахе читаем: «Вы — свидетели Мои» (книга
пророка Йешаягу, гл. 43, ст. 10). И вот,
эти свидетели единства Творца, берут — и
собственными руками создают золотого
тельца. То есть — самого настоящего идола.
Щекотливая ситуация, согласитесь. Прямо
скажем — постыдная. Поэтому евреи и пали
духом.
Но Всевышний поддержал нас.
— Я понимаю, что вы это сделали не
специально. Ведь это была не ваша идея. Но
сброд, вышедший с вами из Египта (на иврите
— эрев рав), подтолкнул вас к этому. А
вам самим такое даже в голову не пришло бы.
Поэтому вы в состоянии вернуться на ваш
прежний уровень и продолжить
свидетельствовать обо Мне и о Моем Единстве.
О том, что евреи поддались влиянию эрев
рав и приняли участие в создании золотого
тельца, чтобы показать возможность тешувы,
силу раскаяния, говорится и в Талмуде (трактат
Авода Зара, лист 4). Бааль тешува (человек,
стремящийся вернуться на пути, указанные
Творцом) не должен отчаиваться. Ещ не все
потеряно, в его силах — вернуться на
прежний уровень.
Поэтому после Йом Кипура, дня тешувы,
поста и молитвы — наступает Суккот,
праздник, символизирующий возвращение Шехины.
И нет большей радости, и нет сильнее любви…
на основе комментария
рава Иегуды-Арье-Лейба
Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19 в.)
3. Моше и Бецалель — взгляд с разных позиций
Главным строителем Мишкана (Переносного
Храма в пустыне) был Бецалель. Как написано:
«И Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена
Йегуды, сделал все, что повелел Всевышний
Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 22).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
комментируя этот фрагмент, обращает
внимание на интересный нюанс. В Торе не
сказано, что Бецалель сделал все, что велел
ему Моше, но — все, что Всевышний велел (сделать)
Моше. То есть, даже то, что Всевышний открыл
Моше, а Моше Бецалелю — не передал, Бецалель
постиг самостоятельно.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 55)
рассказывается о некоем разногласии,
возникшем между Моше и Бецалелем. Моше
велел Бецалелю сначала сделать
принадлежности Мишкана, храмовую
утварь и лишь затем заниматься самим Мишканом.
— Принято сначала строить дом, — возразил
Бецалель, — и только потом — вносить в него
утварь.
— Видимо, ты действительно под сенью
Всевышнего пребываешь (таково значение
имени Бецалель), — восхитился Моше. — Ведь
именно таково и было Его повеление.
В итоге так и сделали: вначале — Мишкан,
а затем — его принадлежности, утварь.
В связи с этим возникает вопрос: неужели
Моше сам не знал, что принято вначале
строить дом, а потом вносить в него утварь?
По большому счету, каждый человек должен
стремиться стать Мишканом Всевышнего.
Моше и был им. Как сказано: «Моше — человек
Всевышнего» (Дварим, гл. 33, ст. 1). В
своей скромности, он считал, что и все
остальные евреи ничем не хуже его. Поэтому,
можно начать с утвари. Но Бецалель смотрел
на вещи более реалистично. Он видел, что
время еще не пришло, что народу далеко до
уровня Моше. И — начал с сооружения Мишкана.
Кроме того, Мишкан и служение в нем —
было искуплением ошибки с золотым тельцом.
Значит, изначально Тора не включала в себя
главы, в которых говорится о Мишкане и
обо всех законах, связанных с Бейт
Микдашем (Храмом). Ведь до золотого тельца
не было нужды в исправлении.
И действительно, согласно
первоначальному замыслу, роль Мишкана,
как вместилища Шехины (Присутствия
Всевышнего), должны были исполнять
непосредственно сами сыны Израиля.
Сразу после дарования Торы так и было. Но
золотой телец разрушил эту систему. Моше же
в создании золотого тельца участия — не
принимал, и свой уровень не утратил. Поэтому
в его глазах храмовой утвари ничто не
угрожало. Но Бецалель возразил ему:
— Куда поместим утварь? Народ-то согрешил
и Мишканом уже не является. А значит,
вначале нужен Мишкан!
— В тени Всевышнего ты, — согласился Моше.
А тень, как известно, скрывает свет,
укрывает от света.
Но ведь нам нужен свет! Значит, будем
строить Мишкан…
на основе комментариев
рава Иегуды-Арье-Лейба
Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19 в.)
и рава Пинхаса-Менахема Альтера
(известен и под именем Пней
Менахем — по названию написанного им труда;
Польша – Израиль, 20-й век)
4. Подножия Мишкана и берахот — есть ли
связь?
Об устройстве Мишкана (Переносной Храм в
пустыне) в нашей недельной главе написано: «И
пошло сто талантов (единица измерения)
серебра, чтобы отлить подножия для
Святилища и подножия для разделительной
завесы: сто подножий из ста талантов, талант
на подножие» (Шемот, гл. 38, ст. 27).
Итак, мы узнаем, что для Мишкана
требуется сто подножий. И сто благословений
должен произносить человек ежедневно.
Есть ли связь между этими сотнями?
Очевидно — есть.
Подножия — это основания, основа Мишкана.
А берахот (множественное число от слова бераха,
что в переводе означает — «благословение»)
— основа еврейства, основа кедуши (святости,
выделенности) каждого еврея.
Подножия Мишкана на иврите называются
— «аданим». Человек на иврите — «адам».
Он связан с понятием «аднут», то есть —
«господство».
Произнося берахот, адам
провозглашает, что Всевышний — Господин (на
иврите — «адон») всего творения. Таким
образом, ежедневные сто благословений
выполняют роль ста подножий в персональном Мишкане,
который каждый сын Израиля возводит в себе.
Рассмотрим заключительную часть нашего
фрагмента.
В тексте читаем: «Сто подножий из ста талантов».
Это — литературный перевод. Но если
переводить дословно — получится: «сто
подножий на сто талантов». И это уже не
совсем понятно. Вроде правильнее было бы
написать наоборот — сто талантов для
ста подножий.
Почему же в Торе слова расположены в таком
странном порядке? Что кроется за этим?
Сделаем смелое предположение.
Очевидно, давая заповедь о Мишкане,
проектируя его, Всевышний ориентировался
на сердца людей, на их приношения, которые
они делали от всего сердца. И поскольку было
собрано сто талантов, то в Мишкане
было сто подножий. Поэтому и сказано: «сто
подножий на сто талантов», а потом — «талант
на подножие».
Всевышний проектировал Мишкан, читая
в людских сердцах.
на основе комментариев раби
Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских
хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по
названию написанной им книги Хидушей а-Рим;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19 в.)
5. Крючки, чтобы можно было ухватиться
Среди составных элементов Мишкана (Переносной
Храм в пустыне) фигурируют серебряные
крючки. Как написано: «А из тысячи семисот
семидесяти пяти шекелей серебра сделал он (Моше)
крючки для столбов» (Шемот, гл. 38, ст.
28).
С этими крючками связана интересная
история. Она рассказана в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 51).
Дело в том, — написано в этом Мидраше, —
что Моше забыл, на что пошли тысяча семьсот
семьдесят пять шекелей серебра. И грустные
думы одолевали его.
— Сейчас меня обвинят в хищении,
предположил он, — и все решат, что я
присвоил себе серебро, собранное для
строительства Мишкана.
Тогда Всевышний сжалился над Моше и
открыл ему глаза. И увидел Моше серебряные
крючки, сделанные из серебра, которое он «потерял».
Очень странный Мидраш. После него на ум
приходит не менее странное, а может, даже
еще более странное происшествие с Баль Шем
Товом во время одной из его поездок.
А произошло с ним вот что. Баль Шем Тов
вдруг начал стремительно терять память, а
вместе с ней — и знания. До тех пор, пока в
его багаже практически ничего не осталось.
Единственное, что Баль Шем Тов помнил,
были буквы. Азбуку он еще не забыл. Тогда он
взял одну букву и добавил к ней другую. И так
он добавлял букву к букве, букву к букве,
строя разные сочетания букв, пока полностью
не восстановил свои знания, пока не
вспомнил все, что забыл.
Есть ли связь между произошедшим с Баль
Шем Товом и случившимся с Моше?
Конечно же, есть! Иначе, зачем мне было бы
об этом писать?
Когда Моше поразил странный «вирус
забвения» и словно ластиком стер все его
познания — Всевышний, увидев его страдания,
сжалился над ним и просветлил его глаза.
Каким образом?
Буквами Торы — от «алеф» до «тав».
Тут следует отметить числовое значение
этих букв, если считать и конечные (софиты
— «хаф», «мем», «нун», «фей»
и «цади»), составляет в сумме как раз
тысячу семьсот семьдесят пять (1.775). Именно
этим Всевышний излечил Моше от
забывчивости, просветлил его глаза.
Есть и еще одно объяснение случая, который
произошел с Моше.
В Мидраше, говоря о внезапной
забывчивости Моше, Тора неспроста
упоминает именно 1.775 шекелей серебра. Это
серебро пожертвовали самые простые люди. И
это еще даже — слишком мягко сказано. Речь
— о людях необразованных, примитивных,
грубых, таких, что не в ладах с законом.
Моше, желая этих людей поддержать — велел
изготовить из их серебра крючки. Ведь
крючок — цепляет, поддерживает. За крючок
можно ухватиться.
В общем, крючок символизирует — поддержку.
Именно ее и дал Моше возможность ощутить
простым людям.
на основе комментария раби
Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гур Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»
Место в Торе: книга
Шемот, гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: «Вот итоги
сооружения Мишкана, Мишкана
Свидетельства (аэдут), подведенные
по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.
Обсуждение главы Пекудей
1. Бейт мидраш без даршанов?
Последняя недельная глава книги Торы Шемот
— Пекудей — посвящена подведению
итогов строительства Мишкана (Переносного
Храма в пустыне). И здесь мы читаем: «Вот
итоги сооружения Мишкана, Мишкана
Свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Во времена Виленского Гаона (раби
Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век;
назван Гаоном — почетнейший титул — за
исключительные знания всех разделов Торы и
праведность) прошло собрание габаев (габай
— человек, ответственный за проведение
молитвенных служб) главной синагоги Вильно.
Эта синагога действует и поныне. Она
находится на улице Пилимо.
На том достопамятном собрании взял слово
еврей, не отличавшийся душевной чуткостью.
Он выступил против пришлых даршанов (странствующие
знатоки Торы, которые путешествовали из
города в город, из общины в общину, и
выступали перед евреями, разъясняя им Тору,
знакомя их с различными комментариями).
— Нужно навести порядок с даршанами,
— напористо, энергично говорил этот еврей.
— Почему даршаны из других городов и
других общин, никого не спрашивая,
выступают в нашей синагоге, как у себя дома?
Пора эту практику пресечь!..
Человек этот обладал даром убеждения. И е
большинство присутствовавших на собрании
приняло его точку зрения. Отныне все
иногородние даршаны утратили право
выступать в главной синагоге Вильно.
Это решение возмутило Виленского Гаона до
глубины души. И он объявил о созыве нового
собрания.
Когда все габаи вновь собрались, Гаон
выступил перед ними и сказал:
— Мишкан называется Мишканом,
потому что в нем пребывает Шехина (Присутствие
Всевышнего; слова Мишкан и Шехина —
однокоренные). Синагогу, как вам известно,
называют еще и — бейт мидраш. Потому что
в ее стенах звучат драшот (разъяснения
трудных мест в Торе) и мусар (морально-этические
наставления). Если запретить даршанам
выступать в бейт мидраше — его
существование утратит всякий смысл.
Помяните мое слово, если вы не отмените ваше
злодейское решение, синагога очень быстро
перестанет существовать.
Слова Гаона возымели действие и габаи
отменили своё решение. Поэтому главная
синагога Вильно сохранилась до сих пор. И до
сих пор действует.
на основе комментария рава
Матитьягу Дойча
(Иерусалим, наше время)
2. Свидетельство любви
Мишкан (Переносной
Храм в пустыне) назван в Торе Мишканом
Свидетельства. Как написано: «Вот итоги
сооружения Мишкана, Мишкана
Свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Но свидетельством чего был Мишкан?
На этот вопрос в своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
отвечает, что Мишкан стал для Израиля
свидетельством того, что Всевышний простил
ему ошибку создания золотого тельца. И
знаком тому была — Шехина (Присутствие
Всевышнего), пребывающая среди народа
Израиля.
Действительно, после сотворения золотого
тельца, евреи пали духом. И Мишкан был
призван укрепить их сердца, показать, что
страшная ошибка — исправлена.
А ведь положение было действительно не из
приятных. Предназначение сынов Израиля —
свидетельствовать о Всевышнем. И об этом в
Танахе читаем: «Вы — свидетели Мои» (книга
пророка Йешаягу, гл. 43, ст. 10). И вот,
эти свидетели единства Творца, берут — и
собственными руками создают золотого
тельца. То есть — самого настоящего идола.
Щекотливая ситуация, согласитесь. Прямо
скажем — постыдная. Поэтому евреи и пали
духом.
Но Всевышний поддержал нас.
— Я понимаю, что вы это сделали не
специально. Ведь это была не ваша идея. Но
сброд, вышедший с вами из Египта (на иврите
— эрев рав), подтолкнул вас к этому. А
вам самим такое даже в голову не пришло бы.
Поэтому вы в состоянии вернуться на ваш
прежний уровень и продолжить
свидетельствовать обо Мне и о Моем Единстве.
О том, что евреи поддались влиянию эрев
рав и приняли участие в создании золотого
тельца, чтобы показать возможность тешувы,
силу раскаяния, говорится и в Талмуде (трактат
Авода Зара, лист 4). Бааль тешува (человек,
стремящийся вернуться на пути, указанные
Творцом) не должен отчаиваться. Ещ не все
потеряно, в его силах — вернуться на
прежний уровень.
Поэтому после Йом Кипура, дня тешувы,
поста и молитвы — наступает Суккот,
праздник, символизирующий возвращение Шехины.
И нет большей радости, и нет сильнее любви…
на основе комментария
рава Иегуды-Арье-Лейба
Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19 в.)
3. Моше и Бецалель — взгляд с разных позиций
Главным строителем Мишкана (Переносного
Храма в пустыне) был Бецалель. Как написано:
«И Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена
Йегуды, сделал все, что повелел Всевышний
Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 22).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
комментируя этот фрагмент, обращает
внимание на интересный нюанс. В Торе не
сказано, что Бецалель сделал все, что велел
ему Моше, но — все, что Всевышний велел (сделать)
Моше. То есть, даже то, что Всевышний открыл
Моше, а Моше Бецалелю — не передал, Бецалель
постиг самостоятельно.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 55)
рассказывается о некоем разногласии,
возникшем между Моше и Бецалелем. Моше
велел Бецалелю сначала сделать
принадлежности Мишкана, храмовую
утварь и лишь затем заниматься самим Мишканом.
— Принято сначала строить дом, — возразил
Бецалель, — и только потом — вносить в него
утварь.
— Видимо, ты действительно под сенью
Всевышнего пребываешь (таково значение
имени Бецалель), — восхитился Моше. — Ведь
именно таково и было Его повеление.
В итоге так и сделали: вначале — Мишкан,
а затем — его принадлежности, утварь.
В связи с этим возникает вопрос: неужели
Моше сам не знал, что принято вначале
строить дом, а потом вносить в него утварь?
По большому счету, каждый человек должен
стремиться стать Мишканом Всевышнего.
Моше и был им. Как сказано: «Моше — человек
Всевышнего» (Дварим, гл. 33, ст. 1). В
своей скромности, он считал, что и все
остальные евреи ничем не хуже его. Поэтому,
можно начать с утвари. Но Бецалель смотрел
на вещи более реалистично. Он видел, что
время еще не пришло, что народу далеко до
уровня Моше. И — начал с сооружения Мишкана.
Кроме того, Мишкан и служение в нем —
было искуплением ошибки с золотым тельцом.
Значит, изначально Тора не включала в себя
главы, в которых говорится о Мишкане и
обо всех законах, связанных с Бейт
Микдашем (Храмом). Ведь до золотого тельца
не было нужды в исправлении.
И действительно, согласно
первоначальному замыслу, роль Мишкана,
как вместилища Шехины (Присутствия
Всевышнего), должны были исполнять
непосредственно сами сыны Израиля.
Сразу после дарования Торы так и было. Но
золотой телец разрушил эту систему. Моше же
в создании золотого тельца участия — не
принимал, и свой уровень не утратил. Поэтому
в его глазах храмовой утвари ничто не
угрожало. Но Бецалель возразил ему:
— Куда поместим утварь? Народ-то согрешил
и Мишканом уже не является. А значит,
вначале нужен Мишкан!
— В тени Всевышнего ты, — согласился Моше.
А тень, как известно, скрывает свет,
укрывает от света.
Но ведь нам нужен свет! Значит, будем
строить Мишкан…
на основе комментариев
рава Иегуды-Арье-Лейба
Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19 в.)
и рава Пинхаса-Менахема Альтера
(известен и под именем Пней
Менахем — по названию написанного им труда;
Польша – Израиль, 20-й век)
4. Подножия Мишкана и берахот — есть ли
связь?
Об устройстве Мишкана (Переносной Храм в
пустыне) в нашей недельной главе написано: «И
пошло сто талантов (единица измерения)
серебра, чтобы отлить подножия для
Святилища и подножия для разделительной
завесы: сто подножий из ста талантов, талант
на подножие» (Шемот, гл. 38, ст. 27).
Итак, мы узнаем, что для Мишкана
требуется сто подножий. И сто благословений
должен произносить человек ежедневно.
Есть ли связь между этими сотнями?
Очевидно — есть.
Подножия — это основания, основа Мишкана.
А берахот (множественное число от слова бераха,
что в переводе означает — «благословение»)
— основа еврейства, основа кедуши (святости,
выделенности) каждого еврея.
Подножия Мишкана на иврите называются
— «аданим». Человек на иврите — «адам».
Он связан с понятием «аднут», то есть —
«господство».
Произнося берахот, адам
провозглашает, что Всевышний — Господин (на
иврите — «адон») всего творения. Таким
образом, ежедневные сто благословений
выполняют роль ста подножий в персональном Мишкане,
который каждый сын Израиля возводит в себе.
Рассмотрим заключительную часть нашего
фрагмента.
В тексте читаем: «Сто подножий из ста талантов».
Это — литературный перевод. Но если
переводить дословно — получится: «сто
подножий на сто талантов». И это уже не
совсем понятно. Вроде правильнее было бы
написать наоборот — сто талантов для
ста подножий.
Почему же в Торе слова расположены в таком
странном порядке? Что кроется за этим?
Сделаем смелое предположение.
Очевидно, давая заповедь о Мишкане,
проектируя его, Всевышний ориентировался
на сердца людей, на их приношения, которые
они делали от всего сердца. И поскольку было
собрано сто талантов, то в Мишкане
было сто подножий. Поэтому и сказано: «сто
подножий на сто талантов», а потом — «талант
на подножие».
Всевышний проектировал Мишкан, читая
в людских сердцах.
на основе комментариев раби
Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских
хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по
названию написанной им книги Хидушей а-Рим;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19 в.)
5. Крючки, чтобы можно было ухватиться
Среди составных элементов Мишкана (Переносной
Храм в пустыне) фигурируют серебряные
крючки. Как написано: «А из тысячи семисот
семидесяти пяти шекелей серебра сделал он (Моше)
крючки для столбов» (Шемот, гл. 38, ст.
28).
С этими крючками связана интересная
история. Она рассказана в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 51).
Дело в том, — написано в этом Мидраше, —
что Моше забыл, на что пошли тысяча семьсот
семьдесят пять шекелей серебра. И грустные
думы одолевали его.
— Сейчас меня обвинят в хищении,
предположил он, — и все решат, что я
присвоил себе серебро, собранное для
строительства Мишкана.
Тогда Всевышний сжалился над Моше и
открыл ему глаза. И увидел Моше серебряные
крючки, сделанные из серебра, которое он «потерял».
Очень странный Мидраш. После него на ум
приходит не менее странное, а может, даже
еще более странное происшествие с Баль Шем
Товом во время одной из его поездок.
А произошло с ним вот что. Баль Шем Тов
вдруг начал стремительно терять память, а
вместе с ней — и знания. До тех пор, пока в
его багаже практически ничего не осталось.
Единственное, что Баль Шем Тов помнил,
были буквы. Азбуку он еще не забыл. Тогда он
взял одну букву и добавил к ней другую. И так
он добавлял букву к букве, букву к букве,
строя разные сочетания букв, пока полностью
не восстановил свои знания, пока не
вспомнил все, что забыл.
Есть ли связь между произошедшим с Баль
Шем Товом и случившимся с Моше?
Конечно же, есть! Иначе, зачем мне было бы
об этом писать?
Когда Моше поразил странный «вирус
забвения» и словно ластиком стер все его
познания — Всевышний, увидев его страдания,
сжалился над ним и просветлил его глаза.
Каким образом?
Буквами Торы — от «алеф» до «тав».
Тут следует отметить числовое значение
этих букв, если считать и конечные (софиты
— «хаф», «мем», «нун», «фей»
и «цади»), составляет в сумме как раз
тысячу семьсот семьдесят пять (1.775). Именно
этим Всевышний излечил Моше от
забывчивости, просветлил его глаза.
Есть и еще одно объяснение случая, который
произошел с Моше.
В Мидраше, говоря о внезапной
забывчивости Моше, Тора неспроста
упоминает именно 1.775 шекелей серебра. Это
серебро пожертвовали самые простые люди. И
это еще даже — слишком мягко сказано. Речь
— о людях необразованных, примитивных,
грубых, таких, что не в ладах с законом.
Моше, желая этих людей поддержать — велел
изготовить из их серебра крючки. Ведь
крючок — цепляет, поддерживает. За крючок
можно ухватиться.
В общем, крючок символизирует — поддержку.
Именно ее и дал Моше возможность ощутить
простым людям.
на основе комментария раби
Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще
упоминается под “псевдонимом”,
образованным от названия серии его книг —
Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го
века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|