ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»


Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.

Обсуждение главы Пекудей

1. Для чего нужно золото?

При сооружении Мишкана (Переносного Храма в пустыне) было использовано золото. Оно упоминается в недельной нашей главе, где сказано: «Все золото, изготовленное для работы…» (Шемот, гл. 38, ст. 24).

Наш мир — это сложная система, состоящая из множества различных элементов. Но почему их так много? Для чего нужно все это многообразие минералов, пород деревьев и растений, разных видов животных, насекомых, птиц и рыб?

Каждая травинка, каждая былинка созданы и существуют исключительно ради реализации высшей цели — участия в служении Творцу. И действительно. Для чего Всевышнему было утруждать Себя созданием, скажем, морских полипов, которые всю свою жизнь проводят на морском дне, вдали от мирской суеты и химических производств, несущих им гибель? Кто знал об их существовании до последнего времени? Планктон и рыбы. Но планктон служил им пищей, а рыбы — хранили молчание.

Существование полипов объясняется только их участием в служении Творцу. Не прямом, конечно же, но — косвенном. Они создают условия для жизни других видов. И так, через несколько звеньев, а может — и несколько десятков звеньев, мы можем прийти к моллюску хилазону, из которого производили краску неповторимого небесного оттенка — тхелет (чуть подробнее — см. на сайте в ответе «Почему в цицит нет голубых нитей?», № 750 — с материалами, обозначенными в нем ссылками). Этой краской окрашивали одну из нитей в кисти цицитцицит — см. на сайте, к примеру, ответ «Помогите понять суть заповеди о цицит», № 4439 — с ответами и материалами, на которые в нем даны линки). Мы также можем добраться до рыбы, проглотившей пророка Йону (см. на сайте ответы «Что делать неевреям, у которых нет Йом Кипура», № 125 и «Почему Йона бежал именно в Таршиш», № 2387). И — до Ливьятана (в русских текстах обычно — «Левиафан»), мясом которого в будущем Всевышний угостит праведников (об этом существе — см. на сайте в обзоре листа 76 трактата Талмуда Бава Батра).

Словом, все в мире существует для того, чтобы так или иначе, прямо или косвенно — участвовать в служении Творцу.

Об этом говорит и рассматриваемый нами фрагмент — «все золото, изготовленное для работы». Всё золото мира, было изготовлено, создано Творцом — ради того золота, которое пошло на строительство Мишкана.

Квартира одного из руководителей американской еврейской религиозной организации «Агудат Исраэль» рава Авраама-Йегошуа Гешеля выглядела как жилище бедняка: старая, не раз чиненая мебель, выщербленные в выбоинах полы. Как-то дочь сказала ему:

— Папа, нельзя так жить, давай настелем новый пол.

— Сейчас у нас нет на это лишних денег, — ответил он. — Нам едва хватает на самое необходимое.

Тут же в дверь постучали. На пороге стоял посланник еврейской общины из Эрец Исраэль. Рав Авраам тепло его принял и снабдил немалой суммой денег.

— Для этого человека у тебя нашлись деньги, отец, — с грустью отметила дочь, когда дверь за посетителем закрылась. — А ведь этих денег хватило бы нам на новый пол.

— Один из моих учеников серьезно болен, — разъяснил ситуацию раввин. — А ведь в молитве мы произносим: «сеющий милость — пожнет спасение». Деньги созданы для цедаки (филантропическое пожертвование на правильные, возвышенные цели). И если я «посею» цедаку — из нее произрастет исцеление моего ученика. Но, если я посею деньги на новый пол — из этого произрастет удобство для ног. А нам важнее — исцеление!..

на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен как — Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

и рава Авраама-Иегошуа Гешеля (Польша – США, 1888-1968 гг.)

 

 

2. Награда для народов мира

 

Написано в нашей недельной главе: «Все золото, изготовленное для работы» (Шемот, гл. 38, ст. 24).

Отсюда видно, что все золото было создано Творцом ради того золота, что пошло на строительство Мишкана (Переносного Храма в пустыне). И не только золото, но вообще — все, чем Всевышний наполнил наш мир, создано ради Торы и Израиля. 

А что можно сказать о том, что создали или произвели люди?

В Талмуде (трактат Авода Зара, лист 2) рассказывается, что в будущем разгорится спор между народами мира и Всевышним. Народы мира будут утверждать, что все материальные ценности, что они создали и накопили (все эти дороги, мосты, бани, рынки, акции, золотые слитки) — все это было создано, построено и накоплено исключительно ради евреев. Для того, чтобы им, евреям, легче было изучать Тору.

Но Всевышний ответит на это: «Глупцы! Вы все делали — только ради себя».

Этот спор вызывает, как минимум — удивление.

В начале своего комментария на недельную главу Берешит Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует слова наших Учителей о том, что мир создан ради «решит», то есть — ради Торы.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) развивает эту мысль. Почему Всевышний, — вопрошает он, — терпит всех этих пустых людей, которые лишь «коптят небо»? И отвечает: чтобы принести пользу людям знающим. Например, царь, который провел всю свою жизнь в бездумной праздности и построил себе роскошный дворец — кому это нужно? Еврейскому мудрецу, который спустя много лет, в тени этого дворца укроется от полуденного зноя. Мудрец затем продолжит свой путь, а дворец благополучно рухнет. Вот так, дворец и царь, организовавший его постройку, и строители — оправдывают свое существование.

В 1862 году было завершено строительство железной дороги из Петербурга в Варшаву. Благодаря этому, учащимся йешив стало легче добираться до Воложина (город в Белоруссии).

Самую длинную железную дорогу в мире, Транссибирскую магистраль, еще называли — «Великий Сибирский Путь». Он был действительно велик, и не только длинной, но и — размерами материальных и людских ресурсов, использованных при его строительстве. Стройка велась 25 лет. А по завершении строительства, никто не мог толком понять, для чего все это потребовалось. И еще 25 лет дорога практически простаивала. Но через 25 лет проявилась «духовная» цель строительства и предназначение этой колоссальной магистрали. Именно по ней в 1941 году несколько сотен учеников литовско-белорусской йешивы «Мир», спасаясь от фашистов и от советской власти, преследовавшей изучение Торы, смогли добраться до Шанхая.

Мы привели здесь лишь несколько примеров. На самом же деле, любое грандиозное сооружение в мире, да и не только грандиозное — любое стоящее открытие «санкционируются» Всевышним, только если они могут принести пользу в деле распространения знаний Торы. И даже если польза сразу не видна — можно быть уверенными, что рано или поздно она откроется.

 В будущем народы мира осознают это. Тогда они и произнесут свою сакраментальную фразу: все, что бы мы ни делали, было ради Торы и изучающих ее. На это ответит им Всевышний: хорошо — что вы это теперь поняли; плохо — что в момент, когда вы совершали те или иные действия, у вас были совершенно другие намерения.

Действительно, все, что создали народы мира, все их усилия, весь их труд — в итоге пошло на пользу Торе, на пользу Израилю. Не из-за великой праведности народов мира, но — потому, что Всевышний так устроил реальность. И даже абсолютно злодейские замыслы, Он обернул на благо.

А теперь — ответим на вопрос: положена ли награда народам мира? 

За что вообще полагается награда?

За выполнение заповеди или доброе дело. Но доброе дело считается таковым, не только по результату, но и когда намерения изначально были добрыми. Допустим, один человек, желая погибели другому, столкнул его с обрыва. А тот не только не погиб, но еще и клад нашел в расщелине. Должен ли он теперь поделиться сокровищами с тем, кто его столкнул?

Так же и с представителями народов мира, унижавшими и уничтожавшими народ Израиля.

 Но если нееврей осознанно совершил добрый поступок — ему полагается огромная награда. И на земле и на Небе.

на основе комментариев Рамбама

(великий Учитель, комментатор Мишны,

составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора;

Испания – Египет, 12 век),

рава Ицхака-Зеева Соловейчика

(один из крупнейших раввинов середины 20-го века;

Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим)

и рава Шломо Клюгера

(автор многих книг, в том числе — известных комментариев к «Шульхан Аруху»

под названием «Хохмат Шломо»; Украина, 1783-1869)

 

 

3. Замысел Всевышнего

Вся подготовительная работа по сооружению Мишкана была завершена. И вот, наконец, Всевышний велит Моше собрать его. И в нашей недельной главе читаем: «В день первого месяца (новомесячья), в первый (день) месяца возведи Мишкан» (Шемот, гл. 40, ст. 2).

В этом фрагменте содержится намек на решение Всевышнего создать наш мир.

В отличие от нашего мира, Всевышний существовал вечно. Многим известно выражение: «Вначале было слово». Это — нееврейское и в корне неверное выражение. Потому что Сотворению мира предшествовала мысль. И мысль эта заключалась в создании «объектов», которые будет служить Творцу — даже не видя Его, не ощущая Его всемогущества, невзирая на бушующие внутри страсти и соблазны. Служить — по собственному выбору, из любви к Нему.

Эта мысль стала толчком к обновлению, в результате которого и появился наш мир.

В Танахе находим слова мудрейшего из людей, царя Шломо, который сказал, что «Всевышний обитает во мгле» (первая книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 12).

Под «мглой» следует понимать вожделения, страсти, соблазны — все деструктивные силы, подобно непроглядной мгле скрывающие от нас Творца. 

Слово «месяц» (на иврите — ходеш) использовано в процитированном выше коротком фрагменте из Торы — дважды. Восходит оно к тому же корню, что и слово «обновление» (итхадшут). А слово «обитать» (на иврите — лишкон) — вспомним сказанное царем Шломо об обитании Всевышнего во мгле — происходит от того же корня, что и слово Мишкан.

Таким образом, можно заключить, что мысль Всевышнего, которая привела к Сотворению мира, мысль об обновлении — напрямую связана с возведением Мишкана

В книге Зогар (об этой книге — см. на сайте в ответе «Зогар — кем и когда написан?», № 1449) говорится, что Мишкан, храмовая утварь и все атрибуты служения — некая проекция мироздания. Тогда наш фрагмент следует понимать так: «в день первого месяца» (обновление первичной мысли, обновление, которое привело к созданию мира) — «возведи Мишкан» (место обитания Всевышнего в нижних мирах, во мгле). Таким образом, цель творения — найти, разглядеть Творца, невзирая на мглу. 

Но разве это возможно?

Попробуйте найти черную кошку в погруженной в темноту комнате. А в нашем случае — не просто темно. Здесь речь идет об активной мгле. Она не только скрывает Творца, но и всячески отвлекает наше внимание, пытаясь перенаправить его на совершенно пустые, бесплодные цели.

Ответ тоже содержится в нашем фрагменте, что в очередной раз наглядно демонстрирует нам неисчерпаемую глубину, емкость каждого слова Торы. Посмотрите, сколько смысла вложено в одну короткую фразу! Нужно только внимательно ее прочесть и уметь проникать в глубину.

Балки Мишкана были невероятно тяжелыми. Ни один человек не мог их поднять. И Моше в этом — не был исключением. Но Всевышний велел ему: «Возведи Мишкан!». Моше приступил к делу, и все элементы Переносного Храма встали на свои места. Мишкан как бы собрал себя сам. Но заслуга его возведения была записана на счет Моше. Потому что он твердо знал: мгла — преходяща, Творец — вечен.

на основе комментария рава Исраэля из Кожениц

(автор книги «Аводат Исраэль»)

 

 

 

 

4. Кто подставит плечо?

 

Вот, наконец, все конструктивные элементы Мишкана (Переносного Храма в пустыне) — изготовлены. Осталось только его собрать. Сборкой должен был заниматься Моше. В нашей недельной главе читаем: «И доставили Мишкан к Моше: шатер, и все его принадлежности, его крючки, его брусья, его засовы, его столпы и его подножия» (Шемот, гл. 39, ст. 32).

Рассказывается в Мидраше Танхума, что из-за неподъемной тяжести брусьев ни один человек не был в состоянии собрать Мишкан. Поскольку Моше не делал никакой работы по изготовлению Мишкана, Всевышний поручил ему работу по возведению этого сооружения. Моше видел, что и ему будет не по силам поставить вертикально брусья.

— Разве может человек сделать это? — сокрушался Моше.

— Ты, главное приступи, а там все само собой получится, — напутствовал его Всевышний.

Так и случилось. Моше приложил все свои силы, которых, конечно же, было недостаточно, но Мишкан все же чудесным образом был возведен. Выходит, Моше осуществил сборку и возведение Мишкана, но в создании даже одного конструктивного элемента, он не участвовал. Вопрос — почему?

В Торе неоднократно подчеркивается, что к работе по сооружению Мишкана привлекались только «мудрые сердцем». Как сказано: «И призвал Моше Бецaлеля и Оhолиава, и всякого мужа, сердцем мудрого, в сердце которого вложил Всевышний мудрость — каждого, кого вознесло его сердце — приступить к работе, чтобы делать ее» (Шемот, гл. 36, ст. 2). 

Так что же представляет собой эта «мудрость сердца»?

Состоит она в том, чтобы почувствовать, уловить стремление своей души, понять свое предназначение, цель своего прихода в этот мир, свою уникальную задачу и воплотить это знание в создании элемента Мишкана, который только ты в состоянии создать.

У Моше была великая душа — равная душам всех евреев, вместе взятых. Поэтому Моше мог изготовить Мишкан в одиночку. Но замысел Всевышнего был иным. Каждый еврей, в той или иной степени, в соответствии со своим духовным уровнем — участвовал в создании Мишкана. Кто-то жертвовал средства и материалы, кто-то — с ними работал, создавал, творил. Моше же все расставил по местам. Его мудрое сердце коснулось каждой крупинки, каждого волоска, каждой нити, исправляя малейшие промахи, поднимая каждый элемент до уровня совершенства. Говоря современным языком, Моше довел и отладил Мишкан до идеального состояния.

Теперь посмотрим на это под иным углом зрения.

Прежде зададимся вопросом: кто лучше исполняет заповедь о цедаке (пожертвованиях на благие, высокие цели) — бедняк или богач?

Казалось бы, ответ очевиден: конечно же, богач. Бедняку же, как правило, вообще нечего пожертвовать.

Но не будем торопиться с выводами.

У богача, разумеется — больше возможностей, но он часто бывает далек от совершенства. Поэтому его выполнение заповеди о цедаке вполне может иметь некий изъян.

У бедняка нет денег, но есть — позитивное желание исполнить заповедь. И если в бедности нет его вины, то отсутствие денег — объективный фактор. Тогда Всевышний принимает в расчет желание бедняка и засчитывает ему, как будто тот исполнил заповедь о цедаке на самом высоком уровне.

Всевышний, как говорится в Талмуде (трактат Кидушин, лист 40), дополняет добрую мысль — действием. Наличие или отсутствие денег для Творца не играет большой роли. Деньги, это, в сущности — бумага. Наличие доброго сердца — вот, что для Него важно.

Моше переживал, что не участвует в создании Мишкана. Всевышний ему засчитал, как будто он создал все. Поэтому только Моше и мог завершить возведение Мишкана. Сам же Моше не верил, что превосходит всех остальных людей, что ему под силу то, с чем не в состоянии справиться другие. Ведь ему не было равных и в скромности. 

— Тебе нужно лишь прикоснуться, — сказал ему Всевышний. — Не только рукой, но — и сердцем.

Эти слова актуальны всегда, для всех нас. Если наши помыслы чисты, но силы ограничены — Всевышний подставит свое плечо.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

5. Четыре кульмуса в одной руке

 

Одежду коэна гадоль (главного служителя в Храме) дополнял циц — венец из чистого золота, на котором было выгравировано четырехбуквенное Имя Всевышнего. Интересно, что это Имя писал не один человек, а несколько, как сказано: «и начертали (глагол употреблен во множественном числе) на нем письменами печатной резьбы» (Шемот, гл. 39, ст. 30).

Но почему было не достаточно одного софера (переписчика текста Торы)?

В Талмуде (трактат Йома, лист 38) рассказывается о Бар Камце, который обладал уникальным умением и ни с кем не желал им делиться. В связи с этим в Танахе (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 7) отмечается, что «имя нечестивых сгниет».

В чем же состояло умение Бар Камцы?

Он брал четыре кульмуса (кульмус — специальное перо для написания букв) в руку и одним «взмахом» писал слово из четырех букв. 

Но, что толку в подобном лихачестве?

Объясняет Йом Тов (один из Учителей эпохи Тосфот — ученики и ученики учеников Раши, 12-13 вв.), что это умение могло пригодиться при написании четырехбуквенного Имени Всевышнего. Ведь если все четыре буквы, составляющие его, будут написаны одновременно, Имя ни на секунду не останется незавершенным. А это — очень важно, потому что при написании Имени Всевышнего ни на что нельзя отвлекаться. Даже если царь здоровается с тобой, сперва заверши писать Имя и только тогда отвечай на царское приветствие.

Минхат Хинух (раби Йосеф Баабад; один из крупнейших раввинов Польши, автор расширенного комментария к книге Сефер а-Хинух — обо всех 613 заповедях, под названием Минхат Хинух, 19-й век) добавляет, что в том случае, если буквы четырехбуквенного Имени (йуд, hей, вав и hей) писать последовательно, одну за другой, при написании первых двух (йуд и hей) — получится двухбуквенное Имя. А когда добавится буква вав — тем самым софер как бы разрушит двухбуквенное Имя Всевышнего. И только написав последнюю букву — hей, можно исправить образовавшуюся поломку и завершить написание четырехбуквенного Имени.

Однако на то время, которое потребуется, чтобы дойти до четвертой буквы и написать ее, Имя будет оставаться незавершенным. Поэтому четырехбуквенное Имя на цице одновременно писали четыре человека.

Написано в Талмуде (трактат Гитин, лист 2): если кто-то пытается опротестовать долговую расписку (на иврите — штар), то, прежде всего — удостоверяют подписи свидетелей. Если подписи — в порядке, то и документ имеет законную силу.

Поэтому и Имя Всевышнего на цице писал не один человек — чтобы это выглядело, как подписи свидетелей. И тогда никто не сможет опротестовать наш «документ».

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гу

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»


Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.

Обсуждение главы Пекудей

1. Для чего нужно золото?

При сооружении Мишкана (Переносного Храма в пустыне) было использовано золото. Оно упоминается в недельной нашей главе, где сказано: «Все золото, изготовленное для работы…» (Шемот, гл. 38, ст. 24).

Наш мир — это сложная система, состоящая из множества различных элементов. Но почему их так много? Для чего нужно все это многообразие минералов, пород деревьев и растений, разных видов животных, насекомых, птиц и рыб?

Каждая травинка, каждая былинка созданы и существуют исключительно ради реализации высшей цели — участия в служении Творцу. И действительно. Для чего Всевышнему было утруждать Себя созданием, скажем, морских полипов, которые всю свою жизнь проводят на морском дне, вдали от мирской суеты и химических производств, несущих им гибель? Кто знал об их существовании до последнего времени? Планктон и рыбы. Но планктон служил им пищей, а рыбы — хранили молчание.

Существование полипов объясняется только их участием в служении Творцу. Не прямом, конечно же, но — косвенном. Они создают условия для жизни других видов. И так, через несколько звеньев, а может — и несколько десятков звеньев, мы можем прийти к моллюску хилазону, из которого производили краску неповторимого небесного оттенка — тхелет (чуть подробнее — см. на сайте в ответе «Почему в цицит нет голубых нитей?», № 750 — с материалами, обозначенными в нем ссылками). Этой краской окрашивали одну из нитей в кисти цицитцицит — см. на сайте, к примеру, ответ «Помогите понять суть заповеди о цицит», № 4439 — с ответами и материалами, на которые в нем даны линки). Мы также можем добраться до рыбы, проглотившей пророка Йону (см. на сайте ответы «Что делать неевреям, у которых нет Йом Кипура», № 125 и «Почему Йона бежал именно в Таршиш», № 2387). И — до Ливьятана (в русских текстах обычно — «Левиафан»), мясом которого в будущем Всевышний угостит праведников (об этом существе — см. на сайте в обзоре листа 76 трактата Талмуда Бава Батра).

Словом, все в мире существует для того, чтобы так или иначе, прямо или косвенно — участвовать в служении Творцу.

Об этом говорит и рассматриваемый нами фрагмент — «все золото, изготовленное для работы». Всё золото мира, было изготовлено, создано Творцом — ради того золота, которое пошло на строительство Мишкана.

Квартира одного из руководителей американской еврейской религиозной организации «Агудат Исраэль» рава Авраама-Йегошуа Гешеля выглядела как жилище бедняка: старая, не раз чиненая мебель, выщербленные в выбоинах полы. Как-то дочь сказала ему:

— Папа, нельзя так жить, давай настелем новый пол.

— Сейчас у нас нет на это лишних денег, — ответил он. — Нам едва хватает на самое необходимое.

Тут же в дверь постучали. На пороге стоял посланник еврейской общины из Эрец Исраэль. Рав Авраам тепло его принял и снабдил немалой суммой денег.

— Для этого человека у тебя нашлись деньги, отец, — с грустью отметила дочь, когда дверь за посетителем закрылась. — А ведь этих денег хватило бы нам на новый пол.

— Один из моих учеников серьезно болен, — разъяснил ситуацию раввин. — А ведь в молитве мы произносим: «сеющий милость — пожнет спасение». Деньги созданы для цедаки (филантропическое пожертвование на правильные, возвышенные цели). И если я «посею» цедаку — из нее произрастет исцеление моего ученика. Но, если я посею деньги на новый пол — из этого произрастет удобство для ног. А нам важнее — исцеление!..

на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен как — Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

и рава Авраама-Иегошуа Гешеля (Польша – США, 1888-1968 гг.)

 

 

2. Награда для народов мира

 

Написано в нашей недельной главе: «Все золото, изготовленное для работы» (Шемот, гл. 38, ст. 24).

Отсюда видно, что все золото было создано Творцом ради того золота, что пошло на строительство Мишкана (Переносного Храма в пустыне). И не только золото, но вообще — все, чем Всевышний наполнил наш мир, создано ради Торы и Израиля. 

А что можно сказать о том, что создали или произвели люди?

В Талмуде (трактат Авода Зара, лист 2) рассказывается, что в будущем разгорится спор между народами мира и Всевышним. Народы мира будут утверждать, что все материальные ценности, что они создали и накопили (все эти дороги, мосты, бани, рынки, акции, золотые слитки) — все это было создано, построено и накоплено исключительно ради евреев. Для того, чтобы им, евреям, легче было изучать Тору.

Но Всевышний ответит на это: «Глупцы! Вы все делали — только ради себя».

Этот спор вызывает, как минимум — удивление.

В начале своего комментария на недельную главу Берешит Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует слова наших Учителей о том, что мир создан ради «решит», то есть — ради Торы.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) развивает эту мысль. Почему Всевышний, — вопрошает он, — терпит всех этих пустых людей, которые лишь «коптят небо»? И отвечает: чтобы принести пользу людям знающим. Например, царь, который провел всю свою жизнь в бездумной праздности и построил себе роскошный дворец — кому это нужно? Еврейскому мудрецу, который спустя много лет, в тени этого дворца укроется от полуденного зноя. Мудрец затем продолжит свой путь, а дворец благополучно рухнет. Вот так, дворец и царь, организовавший его постройку, и строители — оправдывают свое существование.

В 1862 году было завершено строительство железной дороги из Петербурга в Варшаву. Благодаря этому, учащимся йешив стало легче добираться до Воложина (город в Белоруссии).

Самую длинную железную дорогу в мире, Транссибирскую магистраль, еще называли — «Великий Сибирский Путь». Он был действительно велик, и не только длинной, но и — размерами материальных и людских ресурсов, использованных при его строительстве. Стройка велась 25 лет. А по завершении строительства, никто не мог толком понять, для чего все это потребовалось. И еще 25 лет дорога практически простаивала. Но через 25 лет проявилась «духовная» цель строительства и предназначение этой колоссальной магистрали. Именно по ней в 1941 году несколько сотен учеников литовско-белорусской йешивы «Мир», спасаясь от фашистов и от советской власти, преследовавшей изучение Торы, смогли добраться до Шанхая.

Мы привели здесь лишь несколько примеров. На самом же деле, любое грандиозное сооружение в мире, да и не только грандиозное — любое стоящее открытие «санкционируются» Всевышним, только если они могут принести пользу в деле распространения знаний Торы. И даже если польза сразу не видна — можно быть уверенными, что рано или поздно она откроется.

 В будущем народы мира осознают это. Тогда они и произнесут свою сакраментальную фразу: все, что бы мы ни делали, было ради Торы и изучающих ее. На это ответит им Всевышний: хорошо — что вы это теперь поняли; плохо — что в момент, когда вы совершали те или иные действия, у вас были совершенно другие намерения.

Действительно, все, что создали народы мира, все их усилия, весь их труд — в итоге пошло на пользу Торе, на пользу Израилю. Не из-за великой праведности народов мира, но — потому, что Всевышний так устроил реальность. И даже абсолютно злодейские замыслы, Он обернул на благо.

А теперь — ответим на вопрос: положена ли награда народам мира? 

За что вообще полагается награда?

За выполнение заповеди или доброе дело. Но доброе дело считается таковым, не только по результату, но и когда намерения изначально были добрыми. Допустим, один человек, желая погибели другому, столкнул его с обрыва. А тот не только не погиб, но еще и клад нашел в расщелине. Должен ли он теперь поделиться сокровищами с тем, кто его столкнул?

Так же и с представителями народов мира, унижавшими и уничтожавшими народ Израиля.

 Но если нееврей осознанно совершил добрый поступок — ему полагается огромная награда. И на земле и на Небе.

на основе комментариев Рамбама

(великий Учитель, комментатор Мишны,

составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора;

Испания – Египет, 12 век),

рава Ицхака-Зеева Соловейчика

(один из крупнейших раввинов середины 20-го века;

Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим)

и рава Шломо Клюгера

(автор многих книг, в том числе — известных комментариев к «Шульхан Аруху»

под названием «Хохмат Шломо»; Украина, 1783-1869)

 

 

3. Замысел Всевышнего

Вся подготовительная работа по сооружению Мишкана была завершена. И вот, наконец, Всевышний велит Моше собрать его. И в нашей недельной главе читаем: «В день первого месяца (новомесячья), в первый (день) месяца возведи Мишкан» (Шемот, гл. 40, ст. 2).

В этом фрагменте содержится намек на решение Всевышнего создать наш мир.

В отличие от нашего мира, Всевышний существовал вечно. Многим известно выражение: «Вначале было слово». Это — нееврейское и в корне неверное выражение. Потому что Сотворению мира предшествовала мысль. И мысль эта заключалась в создании «объектов», которые будет служить Творцу — даже не видя Его, не ощущая Его всемогущества, невзирая на бушующие внутри страсти и соблазны. Служить — по собственному выбору, из любви к Нему.

Эта мысль стала толчком к обновлению, в результате которого и появился наш мир.

В Танахе находим слова мудрейшего из людей, царя Шломо, который сказал, что «Всевышний обитает во мгле» (первая книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 12).

Под «мглой» следует понимать вожделения, страсти, соблазны — все деструктивные силы, подобно непроглядной мгле скрывающие от нас Творца. 

Слово «месяц» (на иврите — ходеш) использовано в процитированном выше коротком фрагменте из Торы — дважды. Восходит оно к тому же корню, что и слово «обновление» (итхадшут). А слово «обитать» (на иврите — лишкон) — вспомним сказанное царем Шломо об обитании Всевышнего во мгле — происходит от того же корня, что и слово Мишкан.

Таким образом, можно заключить, что мысль Всевышнего, которая привела к Сотворению мира, мысль об обновлении — напрямую связана с возведением Мишкана

В книге Зогар (об этой книге — см. на сайте в ответе «Зогар — кем и когда написан?», № 1449) говорится, что Мишкан, храмовая утварь и все атрибуты служения — некая проекция мироздания. Тогда наш фрагмент следует понимать так: «в день первого месяца» (обновление первичной мысли, обновление, которое привело к созданию мира) — «возведи Мишкан» (место обитания Всевышнего в нижних мирах, во мгле). Таким образом, цель творения — найти, разглядеть Творца, невзирая на мглу. 

Но разве это возможно?

Попробуйте найти черную кошку в погруженной в темноту комнате. А в нашем случае — не просто темно. Здесь речь идет об активной мгле. Она не только скрывает Творца, но и всячески отвлекает наше внимание, пытаясь перенаправить его на совершенно пустые, бесплодные цели.

Ответ тоже содержится в нашем фрагменте, что в очередной раз наглядно демонстрирует нам неисчерпаемую глубину, емкость каждого слова Торы. Посмотрите, сколько смысла вложено в одну короткую фразу! Нужно только внимательно ее прочесть и уметь проникать в глубину.

Балки Мишкана были невероятно тяжелыми. Ни один человек не мог их поднять. И Моше в этом — не был исключением. Но Всевышний велел ему: «Возведи Мишкан!». Моше приступил к делу, и все элементы Переносного Храма встали на свои места. Мишкан как бы собрал себя сам. Но заслуга его возведения была записана на счет Моше. Потому что он твердо знал: мгла — преходяща, Творец — вечен.

на основе комментария рава Исраэля из Кожениц

(автор книги «Аводат Исраэль»)

 

 

 

 

4. Кто подставит плечо?

 

Вот, наконец, все конструктивные элементы Мишкана (Переносного Храма в пустыне) — изготовлены. Осталось только его собрать. Сборкой должен был заниматься Моше. В нашей недельной главе читаем: «И доставили Мишкан к Моше: шатер, и все его принадлежности, его крючки, его брусья, его засовы, его столпы и его подножия» (Шемот, гл. 39, ст. 32).

Рассказывается в Мидраше Танхума, что из-за неподъемной тяжести брусьев ни один человек не был в состоянии собрать Мишкан. Поскольку Моше не делал никакой работы по изготовлению Мишкана, Всевышний поручил ему работу по возведению этого сооружения. Моше видел, что и ему будет не по силам поставить вертикально брусья.

— Разве может человек сделать это? — сокрушался Моше.

— Ты, главное приступи, а там все само собой получится, — напутствовал его Всевышний.

Так и случилось. Моше приложил все свои силы, которых, конечно же, было недостаточно, но Мишкан все же чудесным образом был возведен. Выходит, Моше осуществил сборку и возведение Мишкана, но в создании даже одного конструктивного элемента, он не участвовал. Вопрос — почему?

В Торе неоднократно подчеркивается, что к работе по сооружению Мишкана привлекались только «мудрые сердцем». Как сказано: «И призвал Моше Бецaлеля и Оhолиава, и всякого мужа, сердцем мудрого, в сердце которого вложил Всевышний мудрость — каждого, кого вознесло его сердце — приступить к работе, чтобы делать ее» (Шемот, гл. 36, ст. 2). 

Так что же представляет собой эта «мудрость сердца»?

Состоит она в том, чтобы почувствовать, уловить стремление своей души, понять свое предназначение, цель своего прихода в этот мир, свою уникальную задачу и воплотить это знание в создании элемента Мишкана, который только ты в состоянии создать.

У Моше была великая душа — равная душам всех евреев, вместе взятых. Поэтому Моше мог изготовить Мишкан в одиночку. Но замысел Всевышнего был иным. Каждый еврей, в той или иной степени, в соответствии со своим духовным уровнем — участвовал в создании Мишкана. Кто-то жертвовал средства и материалы, кто-то — с ними работал, создавал, творил. Моше же все расставил по местам. Его мудрое сердце коснулось каждой крупинки, каждого волоска, каждой нити, исправляя малейшие промахи, поднимая каждый элемент до уровня совершенства. Говоря современным языком, Моше довел и отладил Мишкан до идеального состояния.

Теперь посмотрим на это под иным углом зрения.

Прежде зададимся вопросом: кто лучше исполняет заповедь о цедаке (пожертвованиях на благие, высокие цели) — бедняк или богач?

Казалось бы, ответ очевиден: конечно же, богач. Бедняку же, как правило, вообще нечего пожертвовать.

Но не будем торопиться с выводами.

У богача, разумеется — больше возможностей, но он часто бывает далек от совершенства. Поэтому его выполнение заповеди о цедаке вполне может иметь некий изъян.

У бедняка нет денег, но есть — позитивное желание исполнить заповедь. И если в бедности нет его вины, то отсутствие денег — объективный фактор. Тогда Всевышний принимает в расчет желание бедняка и засчитывает ему, как будто тот исполнил заповедь о цедаке на самом высоком уровне.

Всевышний, как говорится в Талмуде (трактат Кидушин, лист 40), дополняет добрую мысль — действием. Наличие или отсутствие денег для Творца не играет большой роли. Деньги, это, в сущности — бумага. Наличие доброго сердца — вот, что для Него важно.

Моше переживал, что не участвует в создании Мишкана. Всевышний ему засчитал, как будто он создал все. Поэтому только Моше и мог завершить возведение Мишкана. Сам же Моше не верил, что превосходит всех остальных людей, что ему под силу то, с чем не в состоянии справиться другие. Ведь ему не было равных и в скромности. 

— Тебе нужно лишь прикоснуться, — сказал ему Всевышний. — Не только рукой, но — и сердцем.

Эти слова актуальны всегда, для всех нас. Если наши помыслы чисты, но силы ограничены — Всевышний подставит свое плечо.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

5. Четыре кульмуса в одной руке

 

Одежду коэна гадоль (главного служителя в Храме) дополнял циц — венец из чистого золота, на котором было выгравировано четырехбуквенное Имя Всевышнего. Интересно, что это Имя писал не один человек, а несколько, как сказано: «и начертали (глагол употреблен во множественном числе) на нем письменами печатной резьбы» (Шемот, гл. 39, ст. 30).

Но почему было не достаточно одного софера (переписчика текста Торы)?

В Талмуде (трактат Йома, лист 38) рассказывается о Бар Камце, который обладал уникальным умением и ни с кем не желал им делиться. В связи с этим в Танахе (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 7) отмечается, что «имя нечестивых сгниет».

В чем же состояло умение Бар Камцы?

Он брал четыре кульмуса (кульмус — специальное перо для написания букв) в руку и одним «взмахом» писал слово из четырех букв. 

Но, что толку в подобном лихачестве?

Объясняет Йом Тов (один из Учителей эпохи Тосфот — ученики и ученики учеников Раши, 12-13 вв.), что это умение могло пригодиться при написании четырехбуквенного Имени Всевышнего. Ведь если все четыре буквы, составляющие его, будут написаны одновременно, Имя ни на секунду не останется незавершенным. А это — очень важно, потому что при написании Имени Всевышнего ни на что нельзя отвлекаться. Даже если царь здоровается с тобой, сперва заверши писать Имя и только тогда отвечай на царское приветствие.

Минхат Хинух (раби Йосеф Баабад; один из крупнейших раввинов Польши, автор расширенного комментария к книге Сефер а-Хинух — обо всех 613 заповедях, под названием Минхат Хинух, 19-й век) добавляет, что в том случае, если буквы четырехбуквенного Имени (йуд, hей, вав и hей) писать последовательно, одну за другой, при написании первых двух (йуд и hей) — получится двухбуквенное Имя. А когда добавится буква вав — тем самым софер как бы разрушит двухбуквенное Имя Всевышнего. И только написав последнюю букву — hей, можно исправить образовавшуюся поломку и завершить написание четырехбуквенного Имени.

Однако на то время, которое потребуется, чтобы дойти до четвертой буквы и написать ее, Имя будет оставаться незавершенным. Поэтому четырехбуквенное Имя на цице одновременно писали четыре человека.

Написано в Талмуде (трактат Гитин, лист 2): если кто-то пытается опротестовать долговую расписку (на иврите — штар), то, прежде всего — удостоверяют подписи свидетелей. Если подписи — в порядке, то и документ имеет законную силу.

Поэтому и Имя Всевышнего на цице писал не один человек — чтобы это выглядело, как подписи свидетелей. И тогда никто не сможет опротестовать наш «документ».

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Вы же — не врач-уролог…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля