ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»


Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.

Обсуждение главы Пекудей

1. Вечный Храм

Наша недельная глава начинается словами: «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), Мишкана свидетельства, подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21)

А в конце предыдущей главы читаем: «А все колья для Мишкана и двора вокруг него сделаны из меди» (Шемот, гл. 38, ст. 20).

Есть ли между этими фразами связь? И если есть, то — какая?

Казалось, гораздо практичнее было бы сделать колья для Мишкана из железа, а не из меди. Но железо ассоциируется с царством Эдома (Эдомом называли Эсава; в переводе с иврита эдом — «красный», и цвет этот символизирует материальность; см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Толдот, второй годовой цикл обсуждения). А Эдом разрушил Бейт а-Микдаш (Храм). И Всевышний не хотел, чтобы над евреями довлело грядущее разрушение Храма потомками Эсава. Поэтому Он и велел все колья из меди.

С другой стороны, в отрывке, с которого начинается наша недельная глава, дважды упомянут Мишкан. И Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии объясняет, что здесь содержится намек на два Храма, разрушенных из-за проступков евреев.

Выходит, Тора заменяет железо медью, чтобы не огорчать сынов Израиля печальным знанием о разрушении Храма, но, вместе с тем — оставляет прозрачный намек на это, в виде дважды написанного слова Мишкан, причем — подряд, одно за другим.

Как это понимать?

Возможно, ответ содержится в книге Зоар, где написано, в частности, что на самом деле Храм вообще никогда не был разрушен, а то, что мы приняли за разрушение — было лишь для «отвода глаз». Что же здесь имеется в виду?

Рассказывает Мидраш (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 51), что Моше, увидев, что Бецалель завершил работу, и осталось у него еще много неиспользованных материалов, спросил Всевышнего — что делать с остатками? Ответил ему Всевышний: «Сделай из них Мишкан свидетельства».

Подразумевается свидетельство, — объясняют Учителя, — что Всевышний простил сынам Израиля изготовление золотого тельца.

Каждый день во время утренней молитвы перед «Барху» (когда кантор призывает молящихся благословить Всевышнего), мы произносим: «Благословен... выбирающий песнопения».

В идеале молитва еврея — это песнь Творцу, идущая из самых глубин души и выражающая беспредельное стремление к Нему, желание максимально приблизиться к своему Источнику. Так вот, это стремление и выбирает Всевышний.

О Бецалеле в предыдущей недельной главе (Ваякэль) сказано, что Всевышний наделил его талантом и мудростью, а также — способностью понимать намерения людей (Шемот, гл. 35, ст. 32). Поэтому он не просто принимал у евреев приношения на Мишкан, но видел в каждом подарке стремление души. Желания же сердец сынов Израиля прикрепиться к Шехине (Присутствию Всевышнего в нашем мире) были столь велики, что во много превосходили все приношения. Именно об этом и говорил Моше, спрашивая Творца — «Что делать с излишками?».

«Сделай из них Мишкан свидетельства», — ответил Всевышний.

И тут следует вспомнить слова из молитвы: «Благословен... выбирающий песнопения». В оригинале на иврите «песнопения» — ширим. А это употребленное здесь ивритское слово можно прочесть и как — шираим («остатки»). И подразумевается Храм в душах людей — Храм свидетельства безграничной любви и стремления к Творцу, который действительно будет существовать вечно. Ибо разрушить его — невозможно.

Теперь обратим внимание, что неспроста недельная глава Ваякэль («И собрал…») предшествует в Торе главе Пекудей («Вот итоги…»). Более того, иногда эти главы читают вместе, на одной неделе. Ведь сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84), что в тот момент, когда сыны Израиля соберутся вместе, объединятся и обратят свои души сердца к Творцу мира — закончится власть Эсава и его потомков. Потому что, когда евреи — едины, злодей не может управлять нами и что-то нам диктовать.

Тогда сбудется пророчество: «И взойдут спасители на гору Сион, судить гору Эсава» (Танах, книга пророка Овадьи, гл. 1, ст. 21).

Да сбудется оно вскорости, в наши дни!

на основе комментариев

рава Йоннатана Эйбшица,

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

раби Ицхака-Меира Альтера из Нова-Гура,

(основатель движения Гурских хасидов; известен под именем Хидушей а-Рим,

которое получил по названию написанной им книги;

конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша)

рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера,

(Гурский Ребе; известен и как Сфат Эмет, по названию написанной им книги;

Польша, 19 в.)

2. Отчет о постройке Мишкана — намек на разрушение Храма

 

В начале нашей недельной главы читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что двойное упоминание слова Мишкан, намекает на разрушение двух Храмов.

Возникает вопрос: почему именно сейчас Тора сообщает нам об этом? Какая связь между отчетом о постройке Мишкана и разрушением двух Храмов?

В Талмуде (трактат Таанит, лист 8) сказано, что на том, что сосчитано, измерено, взвешено — никогда не будет берахи (благословения). Благословение нисходит лишь на то, что сокрыто от людских глаз. Поэтому не выставляют напоказ то, что дорого, то чем дорожат.

Но мы видим, что в нашей главе приводится подробный отчет о материалах, потраченных на строительство Мишкана. Все точно взвешено и измерено. Так почему же Шехина (Присутствие Всевышнего), тем не менее, обитала там?

Всевышний — вне временных рамок. Для него не существует ни прошлого, ни будущего. Поэтому Творец знал, что в наказание евреям, придется разрушить оба Храма. Но разрушение, при всем своем трагизме, как это ни парадоксально — все же является благом для еврейского народа. Об этом и пишет Раши в своем комментарии.

Раши в комментарии на трактат Талмуда Кидушин (лист 31) напоминает, что здесь Учителя обсуждают псалом «Асафа»: «Пришли народы в удел Твой, осквернили Храм» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 79, ст. 1). И подчеркивает, псалом — это хвалебная песнь. Но, когда речь идет о разрушении Храм, уместнее, казалось бы, написать не псалом, но — траурную элегию (кину). Тем не менее, Асаф слагает именно хвалебную песнь, в которой благодарит Всевышнего за то, что Он, разрушив Свой Дом, излил Гнев свой на доски и камни, а не на живых людей. И тем самым — спас Израиль от полного уничтожения (комментарий Раши на трактат Кидушин, лист 31).

Теперь понятно, для чего понадобился столь тщательный подсчет материалов, использованных при возведении Мишкана. Отчет, положивший начало современным строительным сметам — перекрыл «вентиль» особого благословения. Теперь Храм (а Храм и Мишкан — понятия неразрывно связанные, недаром Храм иногда называется Мишканом) получил опцию разрушения. Что, конечно же, с одной стороны — весьма прискорбно. Но, с другой, если учесть, что в противном случае может быть полностью уничтожен весь еврейский народ — эта опция для народа становится также и спасением.

В свете изложенного слова Торы «Вот итоги сооружения Мишкана» — засияли для нас новыми гранями.

Но, ведь на том, что подсчитано, не будет благословения?

В этом подсчете, — объясняет Раши, — содержится намек на разрушение Храма. Вместо полного уничтожения еврейского народа.

И самое главное — что строгий учет велся по расходам строительных материалов. Следовательно, по ним и был нанесен удар. Всевышний разрушил камни и доски. А их — можно восстановить.

Да произойдет это в наши дни!

на основе комментариев раби Иешаягу а-Леви Горовица

(вторая половина 16-го – первая половина 17-го вв.;

Чехия – Польша – Германия – Израиль;

был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме;

автор глубоких комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот а-Брит», в аббревиатуре — А-Шла)

 

3. Свидетельство о свидетелях

В начале нашей недельной главы сказано: «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к главе Пекудей отмечает, что Мишкан назван «Мишканом свидетельства», потому что его возведение свидетельствовало о том, что Всевышний простил евреям создание золотого тельца. Ведь после случившегося, евреи пали духом, и Всевышний дал им свидетельство через Мишкан — чтобы укрепить их сердца, и показать, что весь нанесенный ими урон — исправлен.

Следует подчеркнуть, что также и сами евреи — свидетельство существования Творца. Как сказано: «Вы — свидетели Мои» (Танах, книга пророка Иешаягу, гл. 43, ст. 10). Сыны Израиля призваны своей жизнью, своими поступками свидетельствовать о том, что Всевышний — Один.

Понятно, что служение золотому тельцу прямо противоположно заявленной цели. Поэтому евреи пребывали в замешательстве: имеют ли они право в своем нынешнем состоянии свидетельствовать о существовании Творца или же статус свидетеля ими безвозвратно утрачен?

В то время Всевышний и дал им заповедь о Мишкане. И это явилось подтверждением, что ситуация — исправлена. Ведь не секрет, что вдохновителями и основными исполнителями идеи создания золотого тельца, были не евреи, а египтяне (эрев рав).

Написано в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 4), что даже в создании золотого тельца была некая польза: евреи открыли для себя дорогу раскаяния (тешувы). Таким образом, Мишкан, служба в котором символизировала раскаяние и искупление, свидетельствовал, что не стоит отчаиваться, ибо всегда есть возможность вернуться на прежний уровень.

Поэтому после Йом Кипура, дня раскаяния и искупления, дня, в который были дарованы Вторые Скрижали, наступает праздник Суккот, напоминающий о Шехине (Присутствии Всевышнего) в Мишкане и Храме. В тот день, когда Творец даровал евреям новые Скрижали, на еврейский стан в пустыне покрыли Облака Славы Всевышнего (онаней а-кавод).

.

на основе комментариев

рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера,

(Гурский Ребе; известен и как Сфат Эмет, по названию написанной им книги;

Польша, 19 в.)

 

 

4. Безнадежные долги: поможет ли залог?

 

Еще раз прочтем фразу из нашей недельной главы — «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

И Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), как мы помним, объясняет, что Мишкан назван «Мишканом свидетельства», потому что Мишкан свидетельствовал о том, что Всевышний простил евреям создание золотого тельца.

В другой книге Торы (Ваикра, гл. 16, ст. 16) читаем: «То же должен он совершить и над Шатром Откровения, находящимся у них среди их духовной нечистоты (тумы)».

Рассматривая эту фразу в Талмуде (трактат Йома, лист 57), Учителя делают вывод, что, даже если евреи осквернились, Шехина (Присутствие Всевышнего) продолжает пребывать среди них.

Значит, несмотря на то, что евреи осквернились идолопоклонством, создав золотого тельца, это, исходя из вышесказанного, не должно быть препятствием для пребывания среди них Шехины.

Тогда почему же Раши особо подчеркивает, что Мишкан был свидетельством прощения и искупления этого проступка?

Когда Шехина уже находится среди сынов Израиля, — отвечают на это Учителя, — возникшее состояние нечистоты не обязательно станет для нее препятствием. Но, чтобы утвердить Шехину в этом мире, необходимо духовно очиститься, раскаяться всем сердцем и душой.

Один из примеров тому — события Хануки (см. на сайте материалы, посвященные празднику Хануки — раздел «Праздники»). Поскольку вся община находилась в состоянии духовной нечистоты — не было запрета на проведение служб в Храме. Но так как требовалось не просто провести службу, но — возобновить ее, обновив оскверненный Храм, в силу вступило совершенно другое правило: обновление должно сочетаться с очищением. Чудо с кувшинчиком масла в Хануку и возведение Мишкана в пустыне явились свидетельствами того, что Творец очистил и простил своих сыновей.

Очевидно, что данное правило актуально и в наше время. Проиллюстрирую это притчей.

Один человек одолжил денег портному. И в обеспечение ссуды взял у него в залог швейную машинку, оверлок, катушки ниток, иголки, ножницы, лекала, словом — весь портняжный инструмент. Кредитор был доволен. Он совершенно не беспокоился о возврате ссуды. Ведь пока залог у него, портной, как бы и не портной вовсе. Шли дни, закончился и оговоренный срок возврата ссуды. Портной так и не появился у кредитора. Кредитор навел справки, и оказалось, что бывший портной открыл продуктовую лавку (маколет). Портной стал лавочником, и кредитор понял, что шансы вернуть ссуду, резко устремились к нулю. Он принял меры. В лавке стали регулярно бывать грабители, покупатели задерживали оплату и вообще старались не платить. Мешали торговле и всевозможные проверки и комиссии… постарались сделать функционирование лавки невозможным. Процветающее предприятие стало разваливаться и чахнуть на глазах. Лавочник волей-неволей задумался о возврате к своей прежней профессии. У кредитора затеплилась надежда. Ведь, без инструментов невозможно стать полноценным портным. Поэтому должнику придется вернуть деньги...  

О чем идет речь в этой притче?

Кредитор в ней — это Всевышний. Портной — еврейский народ. Ссуда — изучение Торы и исполнение заповедей, а также — необходимые для этого таланты и способности.

Когда евреи начали пренебрегать своими обязанностями, Всевышнему пришлось взять у них залог — Бейт а-Микдаш (Храм), в надежде, что они скоро затоскуют по своему ремеслу. Но евреи без зазрения совести меняли профессию. С легкой душой они становились банкирами, юристами, революционерами, зубными врачами и т.д. Тогда соседи — сержанты, погромщики, кадровики и просто антисемиты всех мастей принялись лечить национальный склероз радикальными методами. Так мысль о швейной машинке (о возвращении к своим непосредственным обязанностям) вновь появилась в еврейских головах. В горячих сердцах разгоралось желание вернуться к надежному прежнему ремеслу.

Всевышний терпеливо ждет. Он готов вернуть залог в любую минуту. Нужно только прикрыть бесполезную лавочку (очищение) и наконец, вдеть нитку в игольное ушко (обновление)…

 

на основе комментариев

раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов;

чаще упоминается под «псевдонимом» по названию серии его книг — «Имрей Эмет»;

Польша – Израиль, середина 20-го века)

И рава Менаше-Йосефа Гинцбурга из Смаргана

(автор труда «Гваот Олам») 

)

 

5. Истинный лидер, каков он?

 

Сказано в нашей недельной главе: «А Бецалель, сын Ури, сын Хура из колена Иегуды, сделал все, что Всевышний повелел Моше. И с ним вместе Оалиав, сын Ахисамаха из колена Дана — резчик и искусный ткач и вышивальщик по голубой шерсти, и по багрянице, и по червленице, и по льну» (Шемот, гл. 38, ст. 22-23).

В своем комментарии к процитированному тексту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Моше велел Бецалелю начать с сосудов и храмовой утвари, а затем строить Мишкан. Но Бецалель считал, что вначале возводят здание, а потом уже занимаются сосудами и утварью, чтобы было место, где эту утварь хранить.

Кто же из них прав? Очевидно, что вопрос не ограничивается правилами хранения и складирования.

Мидраш (Мидраш Раба к книге Берешит, гл. 84) сообщает, что золото, собранное для служения Творцу должно было искупить создание золотого тельца, а также — золотого идола, с которым Миха нагло вошел в расступившееся чудесным образом море. А серебро было призвано искупить продажу Йосефа.

Основными вдохновителями и исполнителями идеи создания золотого тельца были египетские «диссиденты» (эрев рав). Моше же, казалось бы, вообще нельзя было винить в создании золотого тельца. Он в то самое время находился, как известно, на горе Синай, получая Тору от Всевышнего. Лучшего алиби не было за всю историю человечества.

Вместе с тем, сам он считал себя виновником того, что произошло, ибо — не воспрепятствовал присоединению эрев рав к еврейскому народу.

Это — качество истинного лидера. В моменты испытаний, угроз и опасностей настоящий лидер не отделяет себя от народа, не отсиживается в безопасном месте, дожидаясь лучших времен. Все его устремления направлены на спасение поверивших в него людей. Поэтому Моше считал, что вначале нужно создать драгоценные сосуды и дорогую храмовую утварь. Поскольку для их изготовления использовалось золото, а оно должно было искупить создание золотого тельца.

Идея продать Йосефа принадлежала Иегуде. В Торе об этом читаем: «И сказал Иегуда братьям своим: «Пойдем, продадим его ишмаэльтянам» (Берешит, гл. 37, ст. 26-27). Поэтому не удивительно, что Бецалель, принадлежащий к колену Иегуды хотел вначале возвести непосредственно сам Мишкан, для строительства которого использовалось, в том числе, и серебро. То самое серебро, которое должно было искупить продажу Йосефа.

Миха, не пожелавший расстаться с золотым идолом даже в тот момент, когда Всевышний явил еврейскому народу чудо — раздвинул воды моря, принадлежал к колену Дана. Это объясняет то, что именно Оалиав бен Ахисамах из колена Дана посвятил себя изготовлению одежд для коэнов (служителей в Храме). Ведь золото, из которого изготавливались отдельные элементы этих одежд, могло исправить, кроме всего прочего, и нанесенный Михой духовный урон.

Следует отметить, что в современном мире лидеры часто спорят друг с другом из-за той или иной должности — в желании обрести известность и большую значимость, пользоваться большим почетом и уважением, накопить политический или даже реальный (финансовый) капитал.

Но Тора учит нас — иному. По Торе истинный лидер, если и вступает в борьбу, то — за право принести максимальную пользу тем, кто в него верит.

Этот урок — актуален во все времена.

на основе комментариев рава Йоннатана Эйбшица,

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века) 

Автор текста Мордехай Вейц

New Page 1

ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»


Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.

Обсуждение главы Пекудей

1. Вечный Храм

Наша недельная глава начинается словами: «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), Мишкана свидетельства, подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21)

А в конце предыдущей главы читаем: «А все колья для Мишкана и двора вокруг него сделаны из меди» (Шемот, гл. 38, ст. 20).

Есть ли между этими фразами связь? И если есть, то — какая?

Казалось, гораздо практичнее было бы сделать колья для Мишкана из железа, а не из меди. Но железо ассоциируется с царством Эдома (Эдомом называли Эсава; в переводе с иврита эдом — «красный», и цвет этот символизирует материальность; см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Толдот, второй годовой цикл обсуждения). А Эдом разрушил Бейт а-Микдаш (Храм). И Всевышний не хотел, чтобы над евреями довлело грядущее разрушение Храма потомками Эсава. Поэтому Он и велел все колья из меди.

С другой стороны, в отрывке, с которого начинается наша недельная глава, дважды упомянут Мишкан. И Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии объясняет, что здесь содержится намек на два Храма, разрушенных из-за проступков евреев.

Выходит, Тора заменяет железо медью, чтобы не огорчать сынов Израиля печальным знанием о разрушении Храма, но, вместе с тем — оставляет прозрачный намек на это, в виде дважды написанного слова Мишкан, причем — подряд, одно за другим.

Как это понимать?

Возможно, ответ содержится в книге Зоар, где написано, в частности, что на самом деле Храм вообще никогда не был разрушен, а то, что мы приняли за разрушение — было лишь для «отвода глаз». Что же здесь имеется в виду?

Рассказывает Мидраш (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 51), что Моше, увидев, что Бецалель завершил работу, и осталось у него еще много неиспользованных материалов, спросил Всевышнего — что делать с остатками? Ответил ему Всевышний: «Сделай из них Мишкан свидетельства».

Подразумевается свидетельство, — объясняют Учителя, — что Всевышний простил сынам Израиля изготовление золотого тельца.

Каждый день во время утренней молитвы перед «Барху» (когда кантор призывает молящихся благословить Всевышнего), мы произносим: «Благословен... выбирающий песнопения».

В идеале молитва еврея — это песнь Творцу, идущая из самых глубин души и выражающая беспредельное стремление к Нему, желание максимально приблизиться к своему Источнику. Так вот, это стремление и выбирает Всевышний.

О Бецалеле в предыдущей недельной главе (Ваякэль) сказано, что Всевышний наделил его талантом и мудростью, а также — способностью понимать намерения людей (Шемот, гл. 35, ст. 32). Поэтому он не просто принимал у евреев приношения на Мишкан, но видел в каждом подарке стремление души. Желания же сердец сынов Израиля прикрепиться к Шехине (Присутствию Всевышнего в нашем мире) были столь велики, что во много превосходили все приношения. Именно об этом и говорил Моше, спрашивая Творца — «Что делать с излишками?».

«Сделай из них Мишкан свидетельства», — ответил Всевышний.

И тут следует вспомнить слова из молитвы: «Благословен... выбирающий песнопения». В оригинале на иврите «песнопения» — ширим. А это употребленное здесь ивритское слово можно прочесть и как — шираим («остатки»). И подразумевается Храм в душах людей — Храм свидетельства безграничной любви и стремления к Творцу, который действительно будет существовать вечно. Ибо разрушить его — невозможно.

Теперь обратим внимание, что неспроста недельная глава Ваякэль («И собрал…») предшествует в Торе главе Пекудей («Вот итоги…»). Более того, иногда эти главы читают вместе, на одной неделе. Ведь сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84), что в тот момент, когда сыны Израиля соберутся вместе, объединятся и обратят свои души сердца к Творцу мира — закончится власть Эсава и его потомков. Потому что, когда евреи — едины, злодей не может управлять нами и что-то нам диктовать.

Тогда сбудется пророчество: «И взойдут спасители на гору Сион, судить гору Эсава» (Танах, книга пророка Овадьи, гл. 1, ст. 21).

Да сбудется оно вскорости, в наши дни!

на основе комментариев

рава Йоннатана Эйбшица,

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

раби Ицхака-Меира Альтера из Нова-Гура,

(основатель движения Гурских хасидов; известен под именем Хидушей а-Рим,

которое получил по названию написанной им книги;

конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша)

рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера,

(Гурский Ребе; известен и как Сфат Эмет, по названию написанной им книги;

Польша, 19 в.)

2. Отчет о постройке Мишкана — намек на разрушение Храма

 

В начале нашей недельной главы читаем: «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что двойное упоминание слова Мишкан, намекает на разрушение двух Храмов.

Возникает вопрос: почему именно сейчас Тора сообщает нам об этом? Какая связь между отчетом о постройке Мишкана и разрушением двух Храмов?

В Талмуде (трактат Таанит, лист 8) сказано, что на том, что сосчитано, измерено, взвешено — никогда не будет берахи (благословения). Благословение нисходит лишь на то, что сокрыто от людских глаз. Поэтому не выставляют напоказ то, что дорого, то чем дорожат.

Но мы видим, что в нашей главе приводится подробный отчет о материалах, потраченных на строительство Мишкана. Все точно взвешено и измерено. Так почему же Шехина (Присутствие Всевышнего), тем не менее, обитала там?

Всевышний — вне временных рамок. Для него не существует ни прошлого, ни будущего. Поэтому Творец знал, что в наказание евреям, придется разрушить оба Храма. Но разрушение, при всем своем трагизме, как это ни парадоксально — все же является благом для еврейского народа. Об этом и пишет Раши в своем комментарии.

Раши в комментарии на трактат Талмуда Кидушин (лист 31) напоминает, что здесь Учителя обсуждают псалом «Асафа»: «Пришли народы в удел Твой, осквернили Храм» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 79, ст. 1). И подчеркивает, псалом — это хвалебная песнь. Но, когда речь идет о разрушении Храм, уместнее, казалось бы, написать не псалом, но — траурную элегию (кину). Тем не менее, Асаф слагает именно хвалебную песнь, в которой благодарит Всевышнего за то, что Он, разрушив Свой Дом, излил Гнев свой на доски и камни, а не на живых людей. И тем самым — спас Израиль от полного уничтожения (комментарий Раши на трактат Кидушин, лист 31).

Теперь понятно, для чего понадобился столь тщательный подсчет материалов, использованных при возведении Мишкана. Отчет, положивший начало современным строительным сметам — перекрыл «вентиль» особого благословения. Теперь Храм (а Храм и Мишкан — понятия неразрывно связанные, недаром Храм иногда называется Мишканом) получил опцию разрушения. Что, конечно же, с одной стороны — весьма прискорбно. Но, с другой, если учесть, что в противном случае может быть полностью уничтожен весь еврейский народ — эта опция для народа становится также и спасением.

В свете изложенного слова Торы «Вот итоги сооружения Мишкана» — засияли для нас новыми гранями.

Но, ведь на том, что подсчитано, не будет благословения?

В этом подсчете, — объясняет Раши, — содержится намек на разрушение Храма. Вместо полного уничтожения еврейского народа.

И самое главное — что строгий учет велся по расходам строительных материалов. Следовательно, по ним и был нанесен удар. Всевышний разрушил камни и доски. А их — можно восстановить.

Да произойдет это в наши дни!

на основе комментариев раби Иешаягу а-Леви Горовица

(вторая половина 16-го – первая половина 17-го вв.;

Чехия – Польша – Германия – Израиль;

был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме;

автор глубоких комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот а-Брит», в аббревиатуре — А-Шла)

 

3. Свидетельство о свидетелях

В начале нашей недельной главы сказано: «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к главе Пекудей отмечает, что Мишкан назван «Мишканом свидетельства», потому что его возведение свидетельствовало о том, что Всевышний простил евреям создание золотого тельца. Ведь после случившегося, евреи пали духом, и Всевышний дал им свидетельство через Мишкан — чтобы укрепить их сердца, и показать, что весь нанесенный ими урон — исправлен.

Следует подчеркнуть, что также и сами евреи — свидетельство существования Творца. Как сказано: «Вы — свидетели Мои» (Танах, книга пророка Иешаягу, гл. 43, ст. 10). Сыны Израиля призваны своей жизнью, своими поступками свидетельствовать о том, что Всевышний — Один.

Понятно, что служение золотому тельцу прямо противоположно заявленной цели. Поэтому евреи пребывали в замешательстве: имеют ли они право в своем нынешнем состоянии свидетельствовать о существовании Творца или же статус свидетеля ими безвозвратно утрачен?

В то время Всевышний и дал им заповедь о Мишкане. И это явилось подтверждением, что ситуация — исправлена. Ведь не секрет, что вдохновителями и основными исполнителями идеи создания золотого тельца, были не евреи, а египтяне (эрев рав).

Написано в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 4), что даже в создании золотого тельца была некая польза: евреи открыли для себя дорогу раскаяния (тешувы). Таким образом, Мишкан, служба в котором символизировала раскаяние и искупление, свидетельствовал, что не стоит отчаиваться, ибо всегда есть возможность вернуться на прежний уровень.

Поэтому после Йом Кипура, дня раскаяния и искупления, дня, в который были дарованы Вторые Скрижали, наступает праздник Суккот, напоминающий о Шехине (Присутствии Всевышнего) в Мишкане и Храме. В тот день, когда Творец даровал евреям новые Скрижали, на еврейский стан в пустыне покрыли Облака Славы Всевышнего (онаней а-кавод).

.

на основе комментариев

рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера,

(Гурский Ребе; известен и как Сфат Эмет, по названию написанной им книги;

Польша, 19 в.)

 

 

4. Безнадежные долги: поможет ли залог?

 

Еще раз прочтем фразу из нашей недельной главы — «Вот итоги сооружения Мишкана (Переносного Храма), Мишкана свидетельства» (Шемот, гл. 38, ст. 21).

И Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), как мы помним, объясняет, что Мишкан назван «Мишканом свидетельства», потому что Мишкан свидетельствовал о том, что Всевышний простил евреям создание золотого тельца.

В другой книге Торы (Ваикра, гл. 16, ст. 16) читаем: «То же должен он совершить и над Шатром Откровения, находящимся у них среди их духовной нечистоты (тумы)».

Рассматривая эту фразу в Талмуде (трактат Йома, лист 57), Учителя делают вывод, что, даже если евреи осквернились, Шехина (Присутствие Всевышнего) продолжает пребывать среди них.

Значит, несмотря на то, что евреи осквернились идолопоклонством, создав золотого тельца, это, исходя из вышесказанного, не должно быть препятствием для пребывания среди них Шехины.

Тогда почему же Раши особо подчеркивает, что Мишкан был свидетельством прощения и искупления этого проступка?

Когда Шехина уже находится среди сынов Израиля, — отвечают на это Учителя, — возникшее состояние нечистоты не обязательно станет для нее препятствием. Но, чтобы утвердить Шехину в этом мире, необходимо духовно очиститься, раскаяться всем сердцем и душой.

Один из примеров тому — события Хануки (см. на сайте материалы, посвященные празднику Хануки — раздел «Праздники»). Поскольку вся община находилась в состоянии духовной нечистоты — не было запрета на проведение служб в Храме. Но так как требовалось не просто провести службу, но — возобновить ее, обновив оскверненный Храм, в силу вступило совершенно другое правило: обновление должно сочетаться с очищением. Чудо с кувшинчиком масла в Хануку и возведение Мишкана в пустыне явились свидетельствами того, что Творец очистил и простил своих сыновей.

Очевидно, что данное правило актуально и в наше время. Проиллюстрирую это притчей.

Один человек одолжил денег портному. И в обеспечение ссуды взял у него в залог швейную машинку, оверлок, катушки ниток, иголки, ножницы, лекала, словом — весь портняжный инструмент. Кредитор был доволен. Он совершенно не беспокоился о возврате ссуды. Ведь пока залог у него, портной, как бы и не портной вовсе. Шли дни, закончился и оговоренный срок возврата ссуды. Портной так и не появился у кредитора. Кредитор навел справки, и оказалось, что бывший портной открыл продуктовую лавку (маколет). Портной стал лавочником, и кредитор понял, что шансы вернуть ссуду, резко устремились к нулю. Он принял меры. В лавке стали регулярно бывать грабители, покупатели задерживали оплату и вообще старались не платить. Мешали торговле и всевозможные проверки и комиссии… постарались сделать функционирование лавки невозможным. Процветающее предприятие стало разваливаться и чахнуть на глазах. Лавочник волей-неволей задумался о возврате к своей прежней профессии. У кредитора затеплилась надежда. Ведь, без инструментов невозможно стать полноценным портным. Поэтому должнику придется вернуть деньги...  

О чем идет речь в этой притче?

Кредитор в ней — это Всевышний. Портной — еврейский народ. Ссуда — изучение Торы и исполнение заповедей, а также — необходимые для этого таланты и способности.

Когда евреи начали пренебрегать своими обязанностями, Всевышнему пришлось взять у них залог — Бейт а-Микдаш (Храм), в надежде, что они скоро затоскуют по своему ремеслу. Но евреи без зазрения совести меняли профессию. С легкой душой они становились банкирами, юристами, революционерами, зубными врачами и т.д. Тогда соседи — сержанты, погромщики, кадровики и просто антисемиты всех мастей принялись лечить национальный склероз радикальными методами. Так мысль о швейной машинке (о возвращении к своим непосредственным обязанностям) вновь появилась в еврейских головах. В горячих сердцах разгоралось желание вернуться к надежному прежнему ремеслу.

Всевышний терпеливо ждет. Он готов вернуть залог в любую минуту. Нужно только прикрыть бесполезную лавочку (очищение) и наконец, вдеть нитку в игольное ушко (обновление)…

 

на основе комментариев

раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов;

чаще упоминается под «псевдонимом» по названию серии его книг — «Имрей Эмет»;

Польша – Израиль, середина 20-го века)

И рава Менаше-Йосефа Гинцбурга из Смаргана

(автор труда «Гваот Олам») 

)

 

5. Истинный лидер, каков он?

 

Сказано в нашей недельной главе: «А Бецалель, сын Ури, сын Хура из колена Иегуды, сделал все, что Всевышний повелел Моше. И с ним вместе Оалиав, сын Ахисамаха из колена Дана — резчик и искусный ткач и вышивальщик по голубой шерсти, и по багрянице, и по червленице, и по льну» (Шемот, гл. 38, ст. 22-23).

В своем комментарии к процитированному тексту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Моше велел Бецалелю начать с сосудов и храмовой утвари, а затем строить Мишкан. Но Бецалель считал, что вначале возводят здание, а потом уже занимаются сосудами и утварью, чтобы было место, где эту утварь хранить.

Кто же из них прав? Очевидно, что вопрос не ограничивается правилами хранения и складирования.

Мидраш (Мидраш Раба к книге Берешит, гл. 84) сообщает, что золото, собранное для служения Творцу должно было искупить создание золотого тельца, а также — золотого идола, с которым Миха нагло вошел в расступившееся чудесным образом море. А серебро было призвано искупить продажу Йосефа.

Основными вдохновителями и исполнителями идеи создания золотого тельца были египетские «диссиденты» (эрев рав). Моше же, казалось бы, вообще нельзя было винить в создании золотого тельца. Он в то самое время находился, как известно, на горе Синай, получая Тору от Всевышнего. Лучшего алиби не было за всю историю человечества.

Вместе с тем, сам он считал себя виновником того, что произошло, ибо — не воспрепятствовал присоединению эрев рав к еврейскому народу.

Это — качество истинного лидера. В моменты испытаний, угроз и опасностей настоящий лидер не отделяет себя от народа, не отсиживается в безопасном месте, дожидаясь лучших времен. Все его устремления направлены на спасение поверивших в него людей. Поэтому Моше считал, что вначале нужно создать драгоценные сосуды и дорогую храмовую утварь. Поскольку для их изготовления использовалось золото, а оно должно было искупить создание золотого тельца.

Идея продать Йосефа принадлежала Иегуде. В Торе об этом читаем: «И сказал Иегуда братьям своим: «Пойдем, продадим его ишмаэльтянам» (Берешит, гл. 37, ст. 26-27). Поэтому не удивительно, что Бецалель, принадлежащий к колену Иегуды хотел вначале возвести непосредственно сам Мишкан, для строительства которого использовалось, в том числе, и серебро. То самое серебро, которое должно было искупить продажу Йосефа.

Миха, не пожелавший расстаться с золотым идолом даже в тот момент, когда Всевышний явил еврейскому народу чудо — раздвинул воды моря, принадлежал к колену Дана. Это объясняет то, что именно Оалиав бен Ахисамах из колена Дана посвятил себя изготовлению одежд для коэнов (служителей в Храме). Ведь золото, из которого изготавливались отдельные элементы этих одежд, могло исправить, кроме всего прочего, и нанесенный Михой духовный урон.

Следует отметить, что в современном мире лидеры часто спорят друг с другом из-за той или иной должности — в желании обрести известность и большую значимость, пользоваться большим почетом и уважением, накопить политический или даже реальный (финансовый) капитал.

Но Тора учит нас — иному. По Торе истинный лидер, если и вступает в борьбу, то — за право принести максимальную пользу тем, кто в него верит.

Этот урок — актуален во все времена.

на основе комментариев рава Йоннатана Эйбшица,

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века) 

Автор текста Мордехай Вейц

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Есть ли в вашей культуре канон не менять женщине фамилию?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля