ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВЫ

ГЛАВЫ «НИЦАВИМ» и «ВАЕЛЕХ»

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 31, ст. 30

Почему главы так называются?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом - ницавим.

Недельная глава Ваелех начинается так: «И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...».

И пошел на иврите - ваелех.

Обсуждение глав Ницавим и Ваелех

14.09.03

Итак, на этой неделе читают две недельные главы - Ницавим и Ваелех. В обзорах прошлых лет мы достаточно подробно разбирали каждую из них в отдельности (см. на сайте обзор главы Ницавим, первый и второй годовой цикл, а также - обзор главы Ваелех, первый и второй годовые циклы). В этом году, в нарушение нами же установленных правил, мы объединим их, извлекая и анализируя лишь центральные идеи этих глав.

Они, безусловно, связаны между собой, как все главы Торы. Их объединяет многое, но, прежде всего - тема «возвращения». Возвращения к Всевышнему, к своим корням, к Торе. И - искреннего желания изменить себя к лучшему. Недаром еврейский календарь устроен так, что чтение этих глав неизменно выпадает на самый ответственный период в году, непосредственно предшествующий празднику Рош а-Шана (Новый год), следующим за ним дням, когда решается судьба каждого из нас, и завершающийся Днем Суда (Йом Кипур) - вынесением приговоров.

Почему эти дни ежегодно тревожат нас?

Потому что мы знаем: хотим мы того или нет, мы - активные участники этого «судебного процесса». Мы все еще в силах смягчить приговор. Времени остается немного, но оно все же у нас пока есть. Пока еще не поздно мы можем что-то предпринять, попытаться сделать так, чтобы судебное решение было для нас более благоприятным.

Ключ к углубленному пониманию проблемы дается в самом названии первой из наших глав - Ницавим. Слово ницавим помогает нам понять, что каждый из нас наделен Свыше определенным духовным потенциалом, и мы обязаны на пути постижения Мудрости Творца им немедленно воспользоваться (подробный, побуквенный разбор слова ницавим, раскрывающий его истинное значение дан в обзоре недельной главы Ницавим, первый годовой цикл).

Комментаторы отмечают, что именно в этой, рассматриваемой нами сегодня части Торы мы находим самые сильные во всем Пятикнижии по уровню эмоционального воздействия слова. И объясняют: этот эмоциональный акцент сделан здесь для того, чтобы они, эти слова, все еще звучали в ушах людей в часы предпраздничной подготовки к Рош а-Шана, во время праздничной трапезы…

Давайте внимательно прочтем один из таких фрагментов:

«Ибо заповедь эта, которую я передаю тебе ныне, доступна для тебя и недалека от тебя. Не на небе она, и не скажешь о ней - поднялся бы кто-нибудь к Небесам и достал бы ее для нас, чтобы мы услышали ее и исполняли. И не за морем она, и не скажешь о ней - сходил бы кто-нибудь ради нас за море и принес бы ее нам, чтобы мы услышали ее и исполняли. Она совсем близко - внутри тебя: на устах твоих и в сердце твоем…» (гл. 30, ст. 11-14).

О чем здесь идет речь? О какой заповеди?

В своих комментариях к этому отрывку Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман - Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го - начало 13-го вв.), анализируя это поэтичное обращение Моше Рабейну к народу Израиля, приходит к заключению, что в нем говорится о заповеди тешувы (возвращения к Всевышнему и Его Торе).

Взяв за основу его понимание употребленных здесь метафор, мы видим, что Тора сообщает нам, что заповедь тешувы доступна каждому, она - внутри нас: «на устах» и «в сердце».

Но, если это действительно так, почему же так трудно дается людям возвращение к Всевышнему? Если эта заповедь - «на устах», почему не все до сих пор приняли на себя ответственность ее исполнения? Почему даже те, кто «слышит» этот зов и стремится жить по законам Торы, далеко не всегда испытывает перед Рош а-Шана столько необходимый в этот период духовный подъем и отчаянно пытается вызвать в себе это ощущение?

Это - непростой вопрос. Чтобы ответить на него, нам предстоит обсудить многие вещи…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

15.09.03

Следует отметить, что Тора объясняет нам процитированный выше фрагмент, выстроенный на метафорах. Только объяснение это тоже не лежит на поверхности.

Продолжим чтение текста буквально с того места, на котором остановились:

«Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Завещаю тебе сегодня любить Всевышнего твоего, следовать путями Его и соблюдать заповеди Его, уставы Его и законы Его, дабы ты жил и размножился; и благословит тебя Всевышний твой, на земле, в которую ты входишь... Если же отвернется сердце твое, и не будешь слушать (слова Его) и собьешься с пути, и поклоняться будешь богам иным, и будешь служить им...» (гл. 30, ст. 15-20).

Некоторые выводы, сопоставив два эти отрывка, можно сделать сразу. Становится более или менее понятным, почему в первом сказано, что заповедь тешувы - «близко», «внутри нас»: Потому что ее исполнение связано с «жизнью и добром», а несоблюдение - со «злом и смертью».

Иначе говоря, Творец предлагает нам выбор: добро или - зло, жизнь или - смерть. И тут, казалось бы, любой из нас должен без колебаний принять решение. Какое - очевидно. Кто же предпочтет жизни - смерть?!

Однако на практике дело очень часто обстоит по-другому. Многие люди «выбирать» не спешат. И это объясняется тем, что взаимодействие между соблюдением заповеди и действительностью в нашем мире не проявляется явно. Поэтому-то нам трудно осознать глубину и значимость адресованных нам Торой слов. Перед нами возникает новый вопрос: почему соблюдение заповедей несет в себе «добро и жизнь», а если мы их игнорируем - попадаем в круговорот «зла и смерти»? Пока мы не получим на него исчерпывающий ответ, процитированные выше строки не могут нас вдохновить.

Что ж, попытаемся в этом разобраться.

Схематизируем высказанную в Торе мысль. Всевышний, по сути, говорит нам: «Вы и сами знаете, что связь между выполнением заповедей и событиями реальности существует, поэтому вы должны выбрать жизнь». Но и это «уравнение» не затрагивает мир наших эмоций - слишком многое в нем остается за гранью понимания. Чтобы вычислить неизвестные величины, оттолкнемся в рассуждении от информации, которая открывается нам в процессе приобретения жизненного опыта.

В нашем мире, согласитесь, тоже не все так очевидно, как нам, быть может, хотелось бы. Нередко нам приходится сталкиваться с феноменами, требующими анализа и осмысления. Можете ли вы, к примеру, не задумываясь сказать, что произойдет, если все без исключения граждане страны будут покупать новые машины только потому, что сломалась старая? И одежду будут донашивать «до дыр», а пока она еще смотрится относительно прилично, даже если вышла из моды, на новую, в магазине, и не посмотрят. И квартиры будут покупать из расчета минимального метража на семью.

Обобщим, и принципиально поставим вопрос: что будет, если люди в стране будут приобретать только то, без чего действительно нельзя обойтись?

Нужно произвести соответствующие расчеты, чтобы определить: это приведет экономику страны к полному краху. К этому выводу мы приходим, проанализировав целый ряд различных обстоятельств. Фирмы и объединения должны будут сократить свое производство до минимума. В результате миллионы людей окажутся безработными. Лишившись средств существования, люди не смогут выплачивать задолженности банкам, не смогут выплачивать ссуды на жилье. Поэтому достаточно быстро они потеряют дома и квартиры - останутся без крыши над головой. Они будут вынуждены забрать из банков последние крохи от сбережений, и банковская система не сможет функционировать.

Покатившийся под гору снежный ком остановить крайне сложно. Он будет увеличиваться и расти. Отсутствие денег приведет к тому, что ученые, расширяющие горизонты человеческих знаний, разрабатывающие новые и новые технологии, благодаря которым повышалась продуктивность производства материальных благ, будут вынуждены прекратить дальнейшие научные исследования…

Однажды мир уже пережил такую катастрофу. Это случилось, когда рухнула Римская империя. Миру понадобилось 500 лет, чтобы выйти из застоя средневековья.

Неужели мы настолько зависим от людей, которые могут позволить себе разного рода излишества? - спросите вы. А что, если они вдруг одумаются и станут скромнее в своих желаниях? Экономическая катастрофа, выходит, подстерегает нас за ближайшим углом?..

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

16.09.03

Давайте внимательно посмотрим вокруг, и убедимся, что наши волнения напрасны. Потому что люди при малейшей возможности стараются наполнить свою жизнь удовольствиями. Такова жизнь в материальном мире. Человек зарабатывает деньги, чтобы их тратить. Работа важна не сама по себе, но - как средство удовлетворения растущих потребностей. Есть, конечно же, энтузиасты, для которых трудовой фронт - источник самых сильных эмоций. Но их не так много, чтобы умеренность их стремления к благам могла повлиять на состояние мировой экономики.

Основную массу людей не устраивает необходимый минимум. Для того, чтобы ощущать, что они - живы, им нужны возможности проявления эмоций. Новая, приобретенная в магазине мебель приводит в восторг, туристическая поездка по экзотическим местам - просто дух захватывает… Достижимые радости, большие и маленькие, приносят ощущение наполненности существования. Скучать современному человеку некогда. В периоды между приобретениями, помимо работы, он занят подготовкой к ним, планированием, изучением рынка предметов потребления и т.п.

Каждый в глубине души отдает себе отчет в том, что удовольствия, основанные на потреблении материальных благ - преходящи, временны. Знает, что вещи надоедают, и если не найти им «достойную» замену, существование обретет серый оттенок скуки. Более того, каждый человек понимает, что по сравнению с вечностью материальные ценности - «тлен», что все когда-нибудь кончится. Но других способов «держать руку на жизненном пульсе» как будто бы - нет. Все мы, в конце концов, рождены, чтобы умереть. Жизнь коротка, и пока мы - живы, чтобы сохранить жизненную мотивацию, живой интерес к земному существованию, приходится постоянно искать - новые переживания, увлекательные приключения, новые и новые удовольствия. Такова человеческая психология.

Но давайте попробуем обнажить нашу основную проблему, чтобы хорошо рассмотреть ее суть. И тут мы вынуждены будем согласиться, что она состоит не в позитивном стремлении к чему-то, но - в тщетных по большому счету попытках чего-то избежать. Голода, неудач, скуки и, наконец - ощущения приближающейся смерти. Этот страх перед чем-то, что может постичь нас в любую минуту, и заставляет ежедневно отправляться на поиски жизненных «суррогатов».

И вот Всевышний говорит человеку: «Жизнь важна сама по себе. Отбрось негативные установки! Если главная цель твоего существования - стремление избежать бед, ты живешь в ожидании смерти. Я же предлагаю тебе выбрать такой образ жизни, который позволит тебе действительно ощущать себя живым…».

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

17.09.03

Теперь нам предстоит разобраться, в чем смысл позитивного образа жизни. А для этого надо понять, что являют собой заповеди. Анализируя их сущность со стороны, мы можем лишь убедиться, что ни удовольствий, ни каких бы то ни было волнующих, захватывающих переживаний они нам, как будто бы, не сулят. Даже тем, кто искренне стремится выполнять их, приходится порой преодолевать ощущение скуки. Только долгая и упорная работа над собственным духовным развитием может принести ощущения радости от исполнения заповедей.

Но и с тем, что мы называем работой, исполнение заповедей не ассоциируется. Работа дает средства для нашего физического существования, а заповеди физическое существование не обеспечивают. Но даже если мы в этом и ошибаемся, реально ощутить - так это или не так, мы не в состоянии. В нашем мире нет непосредственной, очевидной связи между соблюдением заповедей и материальным благополучием. Вот и получается, что мы должны исполнять их ради них самих. Но в таком случае, нам важно осознать, в чем их особая значимость.

Представим себе, что в одно прекрасное утро я, проснувшись, решил стать душой, отказавшись от физической оболочки - своего тела. Я расправляю «крылья» и - лечу. Я хочу жить вечно…

Передо мной, естественно, возникает вопрос: что и как мне делать в этом новом качестве? Ответить на него я могу лишь на основании собственного жизненного опыта - другого у меня нет. Я, допустим, предположу, что моя роль - приносить радость и счастье в этот мир. Но как осуществлять это на практике? Попутно, по имеющейся привычке, меня будут беспокоить множество «бытовых» подробностей. Где и какое, скажем, будет у меня пристанище? Понадобится ли мне энергетическая поддержка, и, если - да, откуда ее брать?..

Обо всем этом я не имею ни малейшего представления.

Жизненный опыт нашего мира свидетельствует: для того, чтобы занять в нашем мире какое-то положение, людям приходится долго и много учиться. В школе они учатся читать, писать и считать. Потом - колледж или университет… Сомнений нет, жизнь души, как и жизнь тела, обусловлена определенными инструкциями, содержание которых мне неведомо. Для того, чтобы ориентироваться в мире духовности, я должен его изучить.

Они, эти инструкции даются нам в Торе. Осваивая «методологию» соблюдения заповедей, мы учимся осознавать себя на духовном уровне - изучаем особый язык духовности, новые для нас принципы мышления, иную манеру поведения.

Теперь попробуем представить себе, что мы, в нашем сегодняшнем состоянии, при наличии тела и души, будем жить вечно. И спросим себя: на какой основе нам предстоит организовывать эту вечную жизнь?

Понятно, что вечный поиск удовлетворения новых и новых материальных потребностей, изобретение новых моделей материальных благ нам в данном случае не подойдет. Если уж на коротком временном отрезке, стремясь сохранить жизненную мотивацию и интерес к жизни, мы испытываем очевидные трудности, то для вечности… Тут никакого воображения не хватит.

Есть ли этому альтернатива?..

 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

18.09.03

Альтернатива - есть. Выстраивая логические цепочки, мы вплотную подошли к выводу, что жизнь без Торы - для тех, кто собирается умереть. Но ведь где-то в глубине души, за «семью печатями», в нас живет, верим мы в это или нет, это желание - жить вечно. Неважно, в телесной оболочке или - без нее.

Но как обеспечить себе будущее?

Теоретически можно было бы оставить решение этой проблемы на «потом». Доживем положенный остаток в этом мире и, если осознаем себя бестелесной душой, тогда и будем «думать», как жить дальше. Проблемы (таково правило нашего мира) надо решать по мере их поступления.

Но такую ситуацию мы уже моделировали и обнаружили, что без «инструкций» в духовных мирах не обойтись. И это означает, что нам важно изучить их заранее.

Теперь мы, наконец, в состоянии понять, что Всевышний хотел нам сказать (см. цитаты в начале обзора). Рекомендуя «выбрать жизнь», Творец мира имел в виду аксиому: чтобы жить вечно (после ухода в мир иной - жизнью души), необходимо получить соответствующее образование, приобрести которое можно единственным путем - соблюдая заповеди Торы.

Возвращаясь к приведенным выше цитатам, мы можем констатировать: заповедь тешувы действительно - «не на небе» и «не за морем».

Но есть в этих словах один интересный момент. Анализируя рассмотренный нами отрывок Торы, все комментаторы отмечают, что Всевышний ставит перед выбором - жизнь или смерть - каждое поколение. И подчеркивает: решение надо принять, не откладывая - сегодня, сейчас. И это решение будет окончательным. Потом, в иной жизни у нас не будет этой возможности.

В самом деле. Нетрудно понять, что, отмахнувшись от решения столь принципиально важной проблемы, мы в действительности, хотим мы того или нет, все равно делаем выбор - игнорируем заповеди Творца. И тогда наше существование после недолгого периода благоденствия - закончится.

Так зачем же откладывать? От рождения мы наделены душами. Что нам мешает заставить наши души трудиться? Почему нам столь сложно решиться на то, чтобы «выбрать жизнь»?

Жизнь тела, конечно же, коротка. Но зато она полна ощущений, чувств и переживаний. Может, они и не слишком значимые, но сам факт, что это у нас есть, несомненно, привлекателен.

Жизнь души гораздо более значима, но - скучна. Во всяком случае, нам так со стороны кажется. Она, как нам представляется, лишена чувств и эмоций. Сделав выбор, согласно воле Творца, человек должен руководствоваться исключительно доводами разума. Его жизнь с этого момента протекает в конфликте между значимым и несущественным, сиюминутным и вечным, между простыми человеческими эмоциями и правилами самодисциплины…

В наше время ситуация - еще сложней.

Когда Моше Рабейну впервые предложил этот выбор народу Израиля, люди успели познать изнутри оба образа жизни. Народ, к которому Моше обращался, стоял у горы Синай. За всю историю еврейского народа больше не было такого прецедента, чтобы народ мог явно ощущать вкус жизни души.

У современного человека - совершенно иной опыт. От рождения нам было дано почувствовать вкус эмоций. И не было у нас возможности изнутри ощутить, что такое жизнь по законам Торы. И вот мы - перед выбором. И видим лишь то, от чего нам предлагают отказаться. О том же, что - можем приобрести, мы не имеем ни малейшего представления.

Период, когда читаются эти главы - перед Судом (Рош а-Шана - Йом Кипур), после чего жизнь должна обновиться, перейти на новый виток, всякий раз напоминает нам об актуальности принятия поворотного решения, снова и снова предлагая нам сделать правильный выбор - вернуться к Творцу и Его Торе. А непосредственное участие в «судебном процессе» (так или иначе, мы ощущаем некий трепет) облегчает решение этой сложной дилеммы.

В заключение, напомню, что Тора дана всем евреям, независимо от того, живут они по законам Торы или - игнорируют их. А значит, и выбор предлагается всем - без исключений. И это означает, что наша судьба поистине - в наших руках…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Убийца — абсолютный злодей. Почему же Творец приказывал убивать?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля