БЕШАЛАХ 
"БЕШАЛАХ"
БЕШАЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"БЕШАЛАХ"

5.02.2025, 7 Shevat, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(15.12. 25 - 22.12.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(30.12.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


24 цикл обсуждения

Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Глава «Ницавим»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 30, ст. 20

 

Почему глава так называется?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.

 

Обсуждение главы Ницавим

 

1. По закону о взаимной ответственности

 

Моше объявляет о Союзе с Всевышним. И мы читаем: «Все вы стоите сегодня перед Творцом: главы колен, старейшины и смотрители, каждый человек в Израиле, дети и женщины» (Дварим, гл. 29, ст. 9-10).

Итак, вначале перечислены руководители народа и силовые структуры, те, кто обеспечивает правопорядок. Затем идет обобщение — «каждый человек в Израиле». Дальше вновь дается перечисление — «дети и женщины».

И тут возникает вопрос — зачем после обобщающего оборота («каждый человек в Израиле), включающего в себя все категории, опять возвращаться к перечислению?

Дело в том, что таким образом Тора учит нас закону о взаимной ответственности, согласно которому все евреи в ответе друг за друга, и каждый, как сказано в Талмуде (трактат Швуот, лист 39) — гарант.

Иными словами — «один за всех и все за одного!». Этот девиз мушкетеров, как и большая часть мудрости народов мира, заимствован из Талмуда.

Когда сыны Израиля перешли Иордан, 6 колен в народе Израиле (из 12-ти) поднялись на гору Гризим. Остальные 6 — взошли на гору Эваль. Коэны и левиты с Ковчегом Завета расположились в низине между этими двумя горами. Они произносили благословения за соблюдение заповедей и проклятия за их нарушение. И весь народ отвечал «амен».

С этого момента закон о взаимной ответственности вошел в силу. Он влияет на порядок выполнения заповедей и на назначение наказаний за их нарушение.

Приведу примеры.

На город опустилась субботняя ночь. И это значит, что пришло время исполнить заповедь освящения шаббата — сделать Кидуш.

Эта заповедь распространяется на всех. Но заглянем в какую-нибудь квартиру — можно вон в ту, на втором этаже. И что мы видим?

Семья собралась за субботним столом, отец делает Кидуш, остальные внимательно слушают.

Кидуш сделал только один человек, но всем присутствующим засчитано выполнение заповеди. Так действует закон о взаимной ответственности.

Кстати, та же логика может быть применена и в отношении наказаний. Один человек совершил нарушение, а вина ложится на весь народ.

Так, во времена Йегошуа, Ахан взял себе какую-то мелочь из добычи, на которую он не имел права. А Гнев Всевышнего разгорелся на весь народ. В результате противник обратил в бегство отряд воинов, и сыны Израиля понесли потери (Танах, книга пророка Йегошуа, гл. 7).

Использовать закон о взаимной ответственности, чтобы помочь другим исполнить заповедь, может только тот, кто в равной мере разделяет с ними ответственность.

Так ребенок не может помочь взрослому и вывести его в выполнении заповеди, потому что детская ответственность — гораздо ниже. На ребенке, в отличие от взрослого — не лежит обязанность выполнять заповеди. Поэтому взрослый, реализуя заповедь, может распространить это свое действие и выполнение заповеди, соответственно, на всех, кто захочет — на других взрослых и на детей. Но выполнение заповеди ребенком никак не может быть распространено на взрослого.

Мера ответственности мужчин и женщин в заповедях — не всегда равнозначна. Поэтому мужчина почти всегда может распространить свое выполнение заповеди и на женщин, а вот женщине, в большинстве случаев, это не предписывается. В этом и состоит причина, объясняющая, почему женщины и дети в нашем фрагменте выделены в особую группу и отделены от «каждого человека в Израиле».

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

2. В момент истины выясняется, кто из железа, кто — из воска

 

Наша недельная глава открывается словами — «Все вы стоите сегодня (в оригинале — hайом) перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Главу Ницавим всегда читают накануне Рош hа-Шана, потому что в ней есть намеки на главные аспекты Судного дня — трубление в шофар и Суд.

Вообще, слово «ницавим» означает — общий сбор и подъем. А о трублении в шофар в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, гл. 428) сказано: встаньте и трубите. И это трубление — центральный элемент Рош hа-Шана. Как написано: «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время — для праздничного дня нашего» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 81, ст. 4).

Слово «hа-йом» мы перевели, как — сегодня. Но у него есть и другое значение — «день», с определенным артиклем «hа». Очевидно, что имеется в виду особый день года — Рош hа-Шана, когда люди собираются и выстраиваются по одному на Суд, чтобы пройти перед Всевышним и получить свой приговор — оправдательный или обвинительный.

Перед Судом Всевышнего проходят все. Просто одни придают этому событию значение и готовятся к нему, другие — рассчитывают на авось. Они не готовы, что-то менять в своей жизни.

Для иллюстрации расскажу такую историю.

Где-то лет 350 лет назад, когда Турция была могущественной империей, в городе Стамбуле устроили выставку, которая по замыслу устроителей должна была укрепить существующую власть.

Экспозиция той выставки включала фигуры всех известных пашей того времени и фигуру султана. Каждая фигура была изготовлена весьма реалистично и имела большое сходство с оригиналом. Всех пашей сделали из воска, а султана отлили из металла.

Лучшие художники довершили образы, придав им максимальное сходство с прототипами.

Когда работа была завершена, выставку открыли для посетителей. Каждый уважающий себя турок спешил на нее, чтобы просмотреть экспозицию и побыть в обществе государственных чинов (многие заводили с ними беседу).

В общем, выставка пользовалась невероятным успехом.

Но в один прекрасный, погожий летний денек, солнце припекло так сильно, что все восковые паши заметно оплавились и имели довольно жалкий вид. И только султан остался цел и невредим.

Воск таял на глазах, а вместе с ним, под громкий смех и улюлюканье, таяло уважение турок к своим пашам.

Авторитет султана остался незыблемым.

Подобно этому, в Рош hа-Шана, те, кто заранее готовятся к Суду, выдерживают его и по завершении, возвращаются без какого-либо ущерба для себя. Но тот, кто проигнорировал Рош hа-Шана может, не выдержав Суд — растаять...

 

на основе комментария рава Иегуды Розалиса

(автор книги "Мишне ле-мелех", Турция, 1657-1727 гг.)

 

 

3. Нельзя сердиться в Рош hа-Шана

 

Написано в нашей недельной главе: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Главу Ницавим всегда читают в субботу накануне Рош hа-Шана, потому что в ней есть намеки на главные аспекты Судного дня — трубление в шофар и Суд.

Вообще, выражение «ницавим» означает — «общий сбор и подъем». А о трублении в шофар в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, гл. 428) сказано: встаньте и трубите. И это трубление — центральный элемент Рош hа-Шана. Как написано: «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время — для праздничного дня нашего» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 81, ст. 4).

В шаббат накануне праздника принято повторять законы, относящиеся к этому празднику. Вспомним и мы те, что относятся к Рош hа-Шана.

Очень важно в этот день — не злиться, не сердиться и не нервничать. Необходимо пребывать в полном спокойствии, радоваться и стараться максимально проявлять к окружающим доброту. Ведь мы хотим, чтобы именно это происходило с нами в наступающем году.

Если накануне Рош hа-Шана кто-то считает, что подготовка к празднику проходит не так, как ему хотелось бы, или, если он, вернувшись из синагоги вечером первого дня в праздничном настроении, застал в доме атмосферу, не соответствующую его пониманию торжественности момента — пусть несколько раз глубоко вздохнет. И тут же — улыбнется и скажет окружающим что-то приятное.

Сердиться и злиться в этот день — категорически нельзя. Даже молча, даже только в сердце.

Проиллюстрирую это историей.

В Рош hа-Шана в доме раби Иегуды Фетайи (жил на рубеже 19-го и 20-го веков) было очень жарко и душно, и он велел накрыть праздничный стол на крыше.

Когда рассаживались, кто-то из гостей сделал неловкое движение и опрокинул подсвечники. Чудом не начался пожар, но разбрызгавшееся масло испачкало праздничную одежду раби Иегуды. Но он не только не расстроился, но — обратил произошедшее в шутку. Так, что даже неуклюжий гость улыбнулся.

Во время трапезы жена раввина принесла из дома кастрюлю супа. Она поскользнулась на пролитом масле, и суп начал стекать с крыши обратно в дом.

Раби Иегуда бросился к жене, помог ей подняться и сам принялся устранять последствия ее падения.

Когда он вернулся к столу, то нашел на своем стуле кота, который с аппетитом уплетал запеченную в пряностях баранью ногу. Раввин мягко улыбнулся, подмигнул коту и спросил достаточно ли ему соли. А потом стал серьезным и обратился ко всем со словами:

— Кто-то очень хитрый сегодня из кожи вон лезет, чтобы вывести меня из себя. Только я вынужден его разочаровать — у него ничего не выйдет...

Этот год стал самым счастливым в жизни раби Иегуды Фетайи.

 

на основе комментария раби Иегуды Фетайи

(автор труда «Минхат Иегуда», конец 19-го – начало 20-го вв.)

 

 

4. Не заниматься ерундой в Рош hа-Шана

 

Недельную главу Ницавим всегда читают накануне Рош hа-Шана, потому что в ней есть намеки на главные аспекты Судного дня — трубление в шофар и Суд. И мы читаем: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен, старейшины и смотрители, каждый человек в Израиле... от дровосека до водоноса» (Дварим, гл. 29, ст. 9-10).

Слово «hа-йом» мы перевели, как — сегодня. Но у него есть и другое значение — «день», с определенным артиклем «hа». Очевидно, что имеется в виду особый день года — Рош hа-Шана, когда люди выстраиваются по одному на Суд, чтобы пройти перед Всевышним и получить свой приговор — оправдательный или обвинительный.

Поскольку речь идет о Судном дне, очень важно провести его подобающим образом. И если утро и первая часть дня заполнены возвышенными молитвами и великолепной праздничной трапезой — после нее еще остается время. И тут важно — не потратить его на какие-то пустячные глупости.

Чтобы избежать этой опасности, раби Цадка Хуцин (даян, духовный лидер еврейской общины в Ираке, затем — в Иерусалиме, 20-й век) сделал особое установление. Но прежде, чем говорить об этом установлении, расскажем историю рава Хуцина.

Много лет назад в Сирийском городе Арам Цова, он же Халеб, жила состоятельная еврейская семья — муж и жена. У них уже родилось несколько мальчиков, но все они умерли в младенчестве. Отец много думал о причине этих несчастий, и ему открылось во сне, что таков приговор Небесного Суда.

Когда родился очередной мальчик, родители, в попытке сохранить ему жизнь, объявили его цедакой (благотворительным пожертвованием). Его положили в кроватку, а рядом с ним мешочек с золотыми и серебряными монетами и отдали на усыновление бедной бездетной семье.

Новые родители были бесконечно рады и малышу и сумме, которая к нему прилагалась. Мальчика в память о цедаке назвали Цадка. Так было положено начало династии, потому что расчет оказался верным — ребенок не умер.

Благодаря богатым родителям (тем, что его родили) он получил прекрасное образование, и когда вырос — создал собственную семью.

Почти в каждом поколении, в память об основателе рода, одного из мальчиков называли Цадка. Чуть более 200-т лет назад, в соседнем Ираке, в Багдаде разразилась эпидемия холеры, унесшая много жизней. Она нанесла серьезный урон еврейской общине города. Часть раввинов умерла, а часть бежала, спасаясь от эпидемии. Когда болезнь, наконец, отступила, выяснилось, что в Багдаде нет возможности собрать раввинский суд, ввиду крайней нехватки раввинов.

Тогда главы общины обратились к общине Халеба с просьбой прислать им раввина. Выбор пал на молодого раби Цадка, потомка того усыновленного мальчика.

В первый же Рош hа-Шана новый раввин был неприятно удивлен местными обычаями. Вся община еще засветло заполнила синагогу и начала молиться не с восходом, как положено, а еще на рассвете. Как известно, Авраам установил утреннюю молитву на восходе. Поэтому самые ранние миньяны называют «миньяном Авраама».

Но вот выяснилось, что некоторые молятся еще раньше. Такой миньян можно в шутку назвать «миньяном Тераха» (Терах был отцом Авраама). Так вот, быстро отмолившись в «Миньяне Тераха» и насладившись праздничной трапезой, многие члены общины убивали оставшуюся часть дня, играя в нарды и карты — проверяя удачу.

Раби Цадка умел найти подходящие слова и для старейшины, и для дровосека. Сумел он повлиять и на багдадских картежников.

Он выяснил, что местные евреи больше всего боятся мертвых. Тогда раби Цадка выступил перед общиной и сказал: «В Рош hа-Шана судят всех, в том числе, и ваших умерших родственников. И в ваших силах помочь их душам».

После этого он постановил — в первый день Рош hа-Шана, после утренней трапезы община должна собраться для чтения книги Теилим (Псалмы царя Давида), а после этого — прочесть раздел из книги Зогар Идра Зута. А во второй день, после чтения Теилим община будет читать раздел Идра Раба.

Этот обычай был привезен в Эрец Исраэль (на Землю Израиля), где его подхватили и некоторые другие общины. Потому что даже усидчивому мудрецу, посвящающему большую часть времени изучению Талмуда и Шульхан Аруха, в дни месяцев элуль и тишрей, полезно добавить к своей учебе чтение Зогара, ибо эта книга, как ни что другое, готовит сердце для тешувы (возвращения на пути, указанные Всевышним) и раскаяния.

 

на основе комментария равв Хаимв-Йосефв-Давидв Азулая

(Хида, Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

Глава «Ницавим»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 30, ст. 20

 

Почему глава так называется?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.

 

Обсуждение главы Ницавим

 

1. По закону о взаимной ответственности

 

Моше объявляет о Союзе с Всевышним. И мы читаем: «Все вы стоите сегодня перед Творцом: главы колен, старейшины и смотрители, каждый человек в Израиле, дети и женщины» (Дварим, гл. 29, ст. 9-10).

Итак, вначале перечислены руководители народа и силовые структуры, те, кто обеспечивает правопорядок. Затем идет обобщение — «каждый человек в Израиле». Дальше вновь дается перечисление — «дети и женщины».

И тут возникает вопрос — зачем после обобщающего оборота («каждый человек в Израиле), включающего в себя все категории, опять возвращаться к перечислению?

Дело в том, что таким образом Тора учит нас закону о взаимной ответственности, согласно которому все евреи в ответе друг за друга, и каждый, как сказано в Талмуде (трактат Швуот, лист 39) — гарант.

Иными словами — «один за всех и все за одного!». Этот девиз мушкетеров, как и большая часть мудрости народов мира, заимствован из Талмуда.

Когда сыны Израиля перешли Иордан, 6 колен в народе Израиле (из 12-ти) поднялись на гору Гризим. Остальные 6 — взошли на гору Эваль. Коэны и левиты с Ковчегом Завета расположились в низине между этими двумя горами. Они произносили благословения за соблюдение заповедей и проклятия за их нарушение. И весь народ отвечал «амен».

С этого момента закон о взаимной ответственности вошел в силу. Он влияет на порядок выполнения заповедей и на назначение наказаний за их нарушение.

Приведу примеры.

На город опустилась субботняя ночь. И это значит, что пришло время исполнить заповедь освящения шаббата — сделать Кидуш.

Эта заповедь распространяется на всех. Но заглянем в какую-нибудь квартиру — можно вон в ту, на втором этаже. И что мы видим?

Семья собралась за субботним столом, отец делает Кидуш, остальные внимательно слушают.

Кидуш сделал только один человек, но всем присутствующим засчитано выполнение заповеди. Так действует закон о взаимной ответственности.

Кстати, та же логика может быть применена и в отношении наказаний. Один человек совершил нарушение, а вина ложится на весь народ.

Так, во времена Йегошуа, Ахан взял себе какую-то мелочь из добычи, на которую он не имел права. А Гнев Всевышнего разгорелся на весь народ. В результате противник обратил в бегство отряд воинов, и сыны Израиля понесли потери (Танах, книга пророка Йегошуа, гл. 7).

Использовать закон о взаимной ответственности, чтобы помочь другим исполнить заповедь, может только тот, кто в равной мере разделяет с ними ответственность.

Так ребенок не может помочь взрослому и вывести его в выполнении заповеди, потому что детская ответственность — гораздо ниже. На ребенке, в отличие от взрослого — не лежит обязанность выполнять заповеди. Поэтому взрослый, реализуя заповедь, может распространить это свое действие и выполнение заповеди, соответственно, на всех, кто захочет — на других взрослых и на детей. Но выполнение заповеди ребенком никак не может быть распространено на взрослого.

Мера ответственности мужчин и женщин в заповедях — не всегда равнозначна. Поэтому мужчина почти всегда может распространить свое выполнение заповеди и на женщин, а вот женщине, в большинстве случаев, это не предписывается. В этом и состоит причина, объясняющая, почему женщины и дети в нашем фрагменте выделены в особую группу и отделены от «каждого человека в Израиле».

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

2. В момент истины выясняется, кто из железа, кто — из воска

 

Наша недельная глава открывается словами — «Все вы стоите сегодня (в оригинале — hайом) перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Главу Ницавим всегда читают накануне Рош hа-Шана, потому что в ней есть намеки на главные аспекты Судного дня — трубление в шофар и Суд.

Вообще, слово «ницавим» означает — общий сбор и подъем. А о трублении в шофар в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, гл. 428) сказано: встаньте и трубите. И это трубление — центральный элемент Рош hа-Шана. Как написано: «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время — для праздничного дня нашего» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 81, ст. 4).

Слово «hа-йом» мы перевели, как — сегодня. Но у него есть и другое значение — «день», с определенным артиклем «hа». Очевидно, что имеется в виду особый день года — Рош hа-Шана, когда люди собираются и выстраиваются по одному на Суд, чтобы пройти перед Всевышним и получить свой приговор — оправдательный или обвинительный.

Перед Судом Всевышнего проходят все. Просто одни придают этому событию значение и готовятся к нему, другие — рассчитывают на авось. Они не готовы, что-то менять в своей жизни.

Для иллюстрации расскажу такую историю.

Где-то лет 350 лет назад, когда Турция была могущественной империей, в городе Стамбуле устроили выставку, которая по замыслу устроителей должна была укрепить существующую власть.

Экспозиция той выставки включала фигуры всех известных пашей того времени и фигуру султана. Каждая фигура была изготовлена весьма реалистично и имела большое сходство с оригиналом. Всех пашей сделали из воска, а султана отлили из металла.

Лучшие художники довершили образы, придав им максимальное сходство с прототипами.

Когда работа была завершена, выставку открыли для посетителей. Каждый уважающий себя турок спешил на нее, чтобы просмотреть экспозицию и побыть в обществе государственных чинов (многие заводили с ними беседу).

В общем, выставка пользовалась невероятным успехом.

Но в один прекрасный, погожий летний денек, солнце припекло так сильно, что все восковые паши заметно оплавились и имели довольно жалкий вид. И только султан остался цел и невредим.

Воск таял на глазах, а вместе с ним, под громкий смех и улюлюканье, таяло уважение турок к своим пашам.

Авторитет султана остался незыблемым.

Подобно этому, в Рош hа-Шана, те, кто заранее готовятся к Суду, выдерживают его и по завершении, возвращаются без какого-либо ущерба для себя. Но тот, кто проигнорировал Рош hа-Шана может, не выдержав Суд — растаять...

 

на основе комментария рава Иегуды Розалиса

(автор книги "Мишне ле-мелех", Турция, 1657-1727 гг.)

 

 

3. Нельзя сердиться в Рош hа-Шана

 

Написано в нашей недельной главе: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Главу Ницавим всегда читают в субботу накануне Рош hа-Шана, потому что в ней есть намеки на главные аспекты Судного дня — трубление в шофар и Суд.

Вообще, выражение «ницавим» означает — «общий сбор и подъем». А о трублении в шофар в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, гл. 428) сказано: встаньте и трубите. И это трубление — центральный элемент Рош hа-Шана. Как написано: «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время — для праздничного дня нашего» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 81, ст. 4).

В шаббат накануне праздника принято повторять законы, относящиеся к этому празднику. Вспомним и мы те, что относятся к Рош hа-Шана.

Очень важно в этот день — не злиться, не сердиться и не нервничать. Необходимо пребывать в полном спокойствии, радоваться и стараться максимально проявлять к окружающим доброту. Ведь мы хотим, чтобы именно это происходило с нами в наступающем году.

Если накануне Рош hа-Шана кто-то считает, что подготовка к празднику проходит не так, как ему хотелось бы, или, если он, вернувшись из синагоги вечером первого дня в праздничном настроении, застал в доме атмосферу, не соответствующую его пониманию торжественности момента — пусть несколько раз глубоко вздохнет. И тут же — улыбнется и скажет окружающим что-то приятное.

Сердиться и злиться в этот день — категорически нельзя. Даже молча, даже только в сердце.

Проиллюстрирую это историей.

В Рош hа-Шана в доме раби Иегуды Фетайи (жил на рубеже 19-го и 20-го веков) было очень жарко и душно, и он велел накрыть праздничный стол на крыше.

Когда рассаживались, кто-то из гостей сделал неловкое движение и опрокинул подсвечники. Чудом не начался пожар, но разбрызгавшееся масло испачкало праздничную одежду раби Иегуды. Но он не только не расстроился, но — обратил произошедшее в шутку. Так, что даже неуклюжий гость улыбнулся.

Во время трапезы жена раввина принесла из дома кастрюлю супа. Она поскользнулась на пролитом масле, и суп начал стекать с крыши обратно в дом.

Раби Иегуда бросился к жене, помог ей подняться и сам принялся устранять последствия ее падения.

Когда он вернулся к столу, то нашел на своем стуле кота, который с аппетитом уплетал запеченную в пряностях баранью ногу. Раввин мягко улыбнулся, подмигнул коту и спросил достаточно ли ему соли. А потом стал серьезным и обратился ко всем со словами:

— Кто-то очень хитрый сегодня из кожи вон лезет, чтобы вывести меня из себя. Только я вынужден его разочаровать — у него ничего не выйдет...

Этот год стал самым счастливым в жизни раби Иегуды Фетайи.

 

на основе комментария раби Иегуды Фетайи

(автор труда «Минхат Иегуда», конец 19-го – начало 20-го вв.)

 

 

4. Не заниматься ерундой в Рош hа-Шана

 

Недельную главу Ницавим всегда читают накануне Рош hа-Шана, потому что в ней есть намеки на главные аспекты Судного дня — трубление в шофар и Суд. И мы читаем: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен, старейшины и смотрители, каждый человек в Израиле... от дровосека до водоноса» (Дварим, гл. 29, ст. 9-10).

Слово «hа-йом» мы перевели, как — сегодня. Но у него есть и другое значение — «день», с определенным артиклем «hа». Очевидно, что имеется в виду особый день года — Рош hа-Шана, когда люди выстраиваются по одному на Суд, чтобы пройти перед Всевышним и получить свой приговор — оправдательный или обвинительный.

Поскольку речь идет о Судном дне, очень важно провести его подобающим образом. И если утро и первая часть дня заполнены возвышенными молитвами и великолепной праздничной трапезой — после нее еще остается время. И тут важно — не потратить его на какие-то пустячные глупости.

Чтобы избежать этой опасности, раби Цадка Хуцин (даян, духовный лидер еврейской общины в Ираке, затем — в Иерусалиме, 20-й век) сделал особое установление. Но прежде, чем говорить об этом установлении, расскажем историю рава Хуцина.

Много лет назад в Сирийском городе Арам Цова, он же Халеб, жила состоятельная еврейская семья — муж и жена. У них уже родилось несколько мальчиков, но все они умерли в младенчестве. Отец много думал о причине этих несчастий, и ему открылось во сне, что таков приговор Небесного Суда.

Когда родился очередной мальчик, родители, в попытке сохранить ему жизнь, объявили его цедакой (благотворительным пожертвованием). Его положили в кроватку, а рядом с ним мешочек с золотыми и серебряными монетами и отдали на усыновление бедной бездетной семье.

Новые родители были бесконечно рады и малышу и сумме, которая к нему прилагалась. Мальчика в память о цедаке назвали Цадка. Так было положено начало династии, потому что расчет оказался верным — ребенок не умер.

Благодаря богатым родителям (тем, что его родили) он получил прекрасное образование, и когда вырос — создал собственную семью.

Почти в каждом поколении, в память об основателе рода, одного из мальчиков называли Цадка. Чуть более 200-т лет назад, в соседнем Ираке, в Багдаде разразилась эпидемия холеры, унесшая много жизней. Она нанесла серьезный урон еврейской общине города. Часть раввинов умерла, а часть бежала, спасаясь от эпидемии. Когда болезнь, наконец, отступила, выяснилось, что в Багдаде нет возможности собрать раввинский суд, ввиду крайней нехватки раввинов.

Тогда главы общины обратились к общине Халеба с просьбой прислать им раввина. Выбор пал на молодого раби Цадка, потомка того усыновленного мальчика.

В первый же Рош hа-Шана новый раввин был неприятно удивлен местными обычаями. Вся община еще засветло заполнила синагогу и начала молиться не с восходом, как положено, а еще на рассвете. Как известно, Авраам установил утреннюю молитву на восходе. Поэтому самые ранние миньяны называют «миньяном Авраама».

Но вот выяснилось, что некоторые молятся еще раньше. Такой миньян можно в шутку назвать «миньяном Тераха» (Терах был отцом Авраама). Так вот, быстро отмолившись в «Миньяне Тераха» и насладившись праздничной трапезой, многие члены общины убивали оставшуюся часть дня, играя в нарды и карты — проверяя удачу.

Раби Цадка умел найти подходящие слова и для старейшины, и для дровосека. Сумел он повлиять и на багдадских картежников.

Он выяснил, что местные евреи больше всего боятся мертвых. Тогда раби Цадка выступил перед общиной и сказал: «В Рош hа-Шана судят всех, в том числе, и ваших умерших родственников. И в ваших силах помочь их душам».

После этого он постановил — в первый день Рош hа-Шана, после утренней трапезы община должна собраться для чтения книги Теилим (Псалмы царя Давида), а после этого — прочесть раздел из книги Зогар Идра Зута. А во второй день, после чтения Теилим община будет читать раздел Идра Раба.

Этот обычай был привезен в Эрец Исраэль (на Землю Израиля), где его подхватили и некоторые другие общины. Потому что даже усидчивому мудрецу, посвящающему большую часть времени изучению Талмуда и Шульхан Аруха, в дни месяцев элуль и тишрей, полезно добавить к своей учебе чтение Зогара, ибо эта книга, как ни что другое, готовит сердце для тешувы (возвращения на пути, указанные Всевышним) и раскаяния.

 

на основе комментария равв Хаимв-Йосефв-Давидв Азулая

(Хида, Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

5. Наглость к добру не приводит

 

Написано: «Может быть, есть среди вас мужчина, или женщина, или семейство, или колено, сердце которого отворачивается сегодня от Всевышнего, чтобы идти служить идолам других народов. Может, есть среди вас ядовитый корень и полынь…» (Дварим, гл. 29, ст. 17).

В 18-19 вв. в Европе стало набирать силу движение, названное Аскала (что в переводе означает — «просвещение»). Его лидеры занимались тем, что старались оторвать как можно больше евреев, особенно — молодежь, от изучения Торы, и перенаправить их на получение знаний, не связанных с еврейством.

Удивительное дело, но многие из активистов Аскалы, в молодости учились в йешивах и обладали познаниями в Торе.

Как же такое могло произойти? Что побудило их встать на кривую дорожку?

Рав Нафтали-Цви-Иегуда Берлин (Нацив; один из крупнейших комментаторов Торы, глава известной Воложинской йешивы; Польша и Литва, 19-й век) ответил на этот вопрос, что к этому побудила наглость.

Из наглеца ничего путного не выйдет. Он подобен ядовитому корню: как ни удобряй его, как ни поливай — он взрастит только яд.

Для иллюстрации Нацив привел аллегорический рассказ о трех учениках.

Трое учеников йешивы поймали на горячем — они курили в шаббат. Стыдясь своих товарищей и боясь отчисления, каждый из них стал оправдываться. И все трое сослались на забывчивость.

Один посетовал, что совсем забыл о субботе.

Другой не нашел ничего лучшего, кроме как сказать, что запамятовал о запрете курения в шаббат. «Всегда курю после еды», — говорил он в свое оправдание.

Третий же дошел в своей наглости до того, что пожалел о том, что забыл закрыть ставни и окна. И он стал одним из лидеров Аскалы.

В основе Аскалы лежит наглость евреев-отступников.

В наше время наглецы из евреев пытаются навязать всем чуждые нам глобализм, либерализм и мультикультурализм.

С их уст капает яд. Поэтому бессмысленно вступать с ними в споры. Нужно просто держаться от них подальше...

 

на основе комментария рава Нафтали-Цви-Иегуды Берлина

(Нацив; один из крупнейших комментаторов Торы, глава известной Воложинской йешивы; Польша и Литва, 19-й век)


Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как выбрать имя на случай отъезда в США?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля