24 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Микец»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И
было по завершению двух лет, фараону снится сон...».
По завершению
на иврите — микец.
Обсуждение главы
Микец
1. Почему жрецы не смогли разгадать сны фараона
Фараону снятся странные сны о
тучных и тощих коровах, о налитых колосьях, полных золотистых зерен и сморщенных
полупустых. Фараон призывает к себе во дворец лучших волхвов и гадателей того
времени, цвет египетского язычества и велит им разгадать его сны.
Об этом читаем: «И рассказал им
фараон, то, что ему приснилось, и не получил он истолкования своих снов» (Берешит,
гл. 41, ст. 8).
На самом деле у египетских
чародеев не было недостатка в толкованиях. Наболтали фараону с три короба, байки
на любой вкус — только выбирай. Но тот все отверг.
Например, говорили, что у
правителя Египта родятся семь дочерей (по числу увиденных во сне коров), и всех
их он похоронит. Еще сказали, что он завоюет и покорит семь царств, но семь
государств восстанут против его власти.
Все эти толкования не
удовлетворили фараона.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) говорится: «как сон истолкуешь, так он и сбудется». Поэтому за
толкованием сновидений нужно обращаться к добрым и позитивно настроенным людям.
Подтверждение, сказанному в
Талмуде находим в нашей недельной главе — «И было: как он истолковал нам наши
сны, так все и произошло» (Берешит, гл. 41, ст. 13).
Ну вот, придворные прорицатели
из кожи вон лезли, чтобы истолковать сны фараона. Почему же их толкования не
осуществились?
Чтобы толкование сна сбылось,
оно должно удовлетворять двум условиям:
1) Необходимо, чтобы сновидец
полностью доверял толкователю и верил в его предсказания.
2) Сбывается только то
толкование, которое дал самый компетентный и уважаемый провидец. Если несколько
толкователей одного уровня предложат каждый свое объяснение, несовпадающее с
другими, то ни одно не сбудется.
Фараон был тертым калачом, его
на мякине не проведешь. Поэтому он не поверил тому, что пытались втюхать ему
штатные провидцы.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 89) рассказывается, что во сне фараон увидел
не только притчу с коровами и с колосьями, но и разгадку ее, полное объяснение.
Только, вот незадача — к утру он напрочь забыл это объяснение и помнил лишь, как
одни коровы поедали других, или то же самое, но — с колосьями. И еще не
известно, что было страшнее.
Когда же днем собрались волхвы и
завели свою шарманку об умерших дочках, победоносных войнах и революциях, фараон
лишь морщился, понимая, что это все не то, хотя, вспомнить что именно то, он был
не в силах. И от этого мучился еще больше.
Слова каждого следующего
специалиста оккультных наук только увеличивали разочарование. Тем слаще была
радость, когда он, услышав Йосефа, и сам вспомнил, что он на самом деле видел во
сне. И это, конечно же, были никакие не умершие дочери, а годы небывалых
урожаев, богатства и процветания, и годы засухи и голода, идущие им на смену.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
2. Грешки виночерпия
— тайные и явные
Фараон видит странные сны, и,
понимая, что они связаны с судьбой его империи, приглашает во дворец лучших
волхвов и провидцев, чтобы дали профессиональное заключение с объяснением и
разгадкой. Но чем больше они говорили, тем муторнее становилось на душе у
египетского правителя. Их бредовые речи действовали на фараона, как отравленное
колдовское варево. И когда царь Египта был уже близок к обмороку, заговорил
придворный виночерпий, тот самый, что два года назад был освобожден из тюрьмы.
Здесь мы читаем: «И обратился
придворный виночерпий к фараону и сказал ему: Сегодня я вспоминаю мои
прегрешения» (Берешит, гл. 41, ст. 9).
Но для чего было нужно
виночерпию спасать своего царя? Ведь тот однажды засадил его в тюрьму. Может,
настало время взыскать по счетам?
В Египте существовал закон:
когда умирал фараон, вместе с ним уходили и его жены, и его слуги. Кто в
переносном, а кто и в прямом смысле. И воцарившийся фараон обзаводился новыми
придворными.
Таким образом, царский
виночерпий опасался, что фараон умрет, а вместе с ним заодно похоронят и его жен
и слуг. А если его и не похоронят, и даже в тюрьму снова не упекут, то места
своего хлебного он точно лишится. Поэтому он срочно бросился спасать фараона из
цепких лап жрецов и провидцев. И тут же виночерпий вспомнил свои прегрешения,
как сказано: «Сегодня я вспоминаю мои прегрешения».
Но, позвольте, о каких
прегрешениях идет речь?
Мы знаем о причине, по которой
виночерпия бросили в тюрьму. В бокал египетского правителя попала муха, она и
отправила виночерпия за решетку. Так, почему же он говорит о прегрешениях? Муха,
ведь была одна!
На самом деле, муха была
официальной и явной причиной заключения и злоключений виночерпия. Была еще и
другая причина — тайная, не подлежащая обнародованию и широкому обсуждению. И
состояла она в том, что виночерпий пытался соблазнить царскую дочь. Египетская
принцесса стала основной причиной немилости для придворного, а муха — лишь
дополнительной. Поэтому и написано: прегрешения, во множественном числе.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Истинная мудрость —
только от Всевышнего
Фараон просит Йосефа истолковать
ему сон. Но тот отвечает: «Это не в моей власти. Только Всевышний может дать
ответ о судьбе фараона» (Берешит, гл. 41, ст. 16).
Напомню, что Йосефа привели к
египетскому правителю из тюрьмы, в которой он отбывал бессрочное заключение. И
теперь его дальнейшая судьба зависит от расположения фараона, от того, насколько
он будет ему полезен.
Тогда, что означает фраза — «это
не в моей власти»? Какой смысл ей придавал Йосеф, с какой целью произнес? Ведь
фараон мог отреагировать достаточно жестко: «ну, раз не в твоей власти — зачем
ты мне тогда нужен?! Возвращайся в темницу!».
Разве можно в положении Йосефа
так рисковать?
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) так разъясняет ответ Йосефа: эта мудрость мне не принадлежит, но Всевышний
даст ответ — вложит его в мои уста — на благо фараону.
Поясню это притчей.
В некой общине сосватали сирот и
решили помочь им сыграть свадьбу. Только они были настолько бедны, что им
элементарно не хватало средств на жизнь, не то, что на свадьбу. Даже самая
скромная свадьба никак не сочеталась с их нищенским существованием.
Тогда решили устроить акцию по
сбору пожертвований на благо молодоженов.
В общине был очень богатый
предприниматель. Но насколько он был богат, настолько и скуп. И никогда не
открывал для других ни свое сердце, ни свою руку, ни свой карман. Всякий раз,
когда к нему приходили с просьбой пожертвовать деньги на благотворительность, он
отвечал простым и резким отказом: «у меня нет!». Так что просители всякий раз
уходили от него не солоно хлебавши.
Кто-то предложил разговаривать с
ним не дома и не на улице, но в его конторе. Не далее, как вчера он получил
товар, и его склады сейчас забиты под завязку, поэтому он не сможет отказать
своим излюбленным «у меня нет!».
Сказано — сделано. И вот уже
делегация из самых уважаемых людей общины заходит в двери торговой компании.
Хозяин быстро примерил маску из
самого наглого и непроницаемого выражения лица, сделал лицо кирпичом и
невозмутимо произнес:
— Весь товар приобретен в
кредит, да и вообще вся моя компания существует в кредит, а у меня самого нет
ничего!
— Послушай, — произнес один из
визитеров, — я ведь тоже занимаюсь торговлей, пусть и не в таких масштабах. Но я
точно знаю, что, приобретая в кредит, покупают все по самому минимуму, чтобы не
разориться на выплате процентов. У тебя же все забито под завязку. Значит дело
вовсе не в кредите. И посему, давай, раскошеливайся...
Йосеф сказал фараону: «это не в
моей власти», потому что любая мудрость — во власти Всевышнего и от Него.
Как ни странно, фараон
согласился с ним. Вот, что он ответил: «Найдем ли такого другого человека, в
котором дух Всевышнего? Нет более разумного и мудрого, чем ты» (Берешит,
гл. 41, ст. 38-39).
Фараон признал, что разумен и
мудр тот, на ком дух Всевышнего. И отдельно от Него нет мудрости.
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Микец»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И
было по завершению двух лет, фараону снится сон...».
По завершению
на иврите — микец.
Обсуждение главы
Микец
1. Почему жрецы не смогли разгадать сны фараона
Фараону снятся странные сны о
тучных и тощих коровах, о налитых колосьях, полных золотистых зерен и сморщенных
полупустых. Фараон призывает к себе во дворец лучших волхвов и гадателей того
времени, цвет египетского язычества и велит им разгадать его сны.
Об этом читаем: «И рассказал им
фараон, то, что ему приснилось, и не получил он истолкования своих снов» (Берешит,
гл. 41, ст. 8).
На самом деле у египетских
чародеев не было недостатка в толкованиях. Наболтали фараону с три короба, байки
на любой вкус — только выбирай. Но тот все отверг.
Например, говорили, что у
правителя Египта родятся семь дочерей (по числу увиденных во сне коров), и всех
их он похоронит. Еще сказали, что он завоюет и покорит семь царств, но семь
государств восстанут против его власти.
Все эти толкования не
удовлетворили фараона.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) говорится: «как сон истолкуешь, так он и сбудется». Поэтому за
толкованием сновидений нужно обращаться к добрым и позитивно настроенным людям.
Подтверждение, сказанному в
Талмуде находим в нашей недельной главе — «И было: как он истолковал нам наши
сны, так все и произошло» (Берешит, гл. 41, ст. 13).
Ну вот, придворные прорицатели
из кожи вон лезли, чтобы истолковать сны фараона. Почему же их толкования не
осуществились?
Чтобы толкование сна сбылось,
оно должно удовлетворять двум условиям:
1) Необходимо, чтобы сновидец
полностью доверял толкователю и верил в его предсказания.
2) Сбывается только то
толкование, которое дал самый компетентный и уважаемый провидец. Если несколько
толкователей одного уровня предложат каждый свое объяснение, несовпадающее с
другими, то ни одно не сбудется.
Фараон был тертым калачом, его
на мякине не проведешь. Поэтому он не поверил тому, что пытались втюхать ему
штатные провидцы.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 89) рассказывается, что во сне фараон увидел
не только притчу с коровами и с колосьями, но и разгадку ее, полное объяснение.
Только, вот незадача — к утру он напрочь забыл это объяснение и помнил лишь, как
одни коровы поедали других, или то же самое, но — с колосьями. И еще не
известно, что было страшнее.
Когда же днем собрались волхвы и
завели свою шарманку об умерших дочках, победоносных войнах и революциях, фараон
лишь морщился, понимая, что это все не то, хотя, вспомнить что именно то, он был
не в силах. И от этого мучился еще больше.
Слова каждого следующего
специалиста оккультных наук только увеличивали разочарование. Тем слаще была
радость, когда он, услышав Йосефа, и сам вспомнил, что он на самом деле видел во
сне. И это, конечно же, были никакие не умершие дочери, а годы небывалых
урожаев, богатства и процветания, и годы засухи и голода, идущие им на смену.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
2. Грешки виночерпия
— тайные и явные
Фараон видит странные сны, и,
понимая, что они связаны с судьбой его империи, приглашает во дворец лучших
волхвов и провидцев, чтобы дали профессиональное заключение с объяснением и
разгадкой. Но чем больше они говорили, тем муторнее становилось на душе у
египетского правителя. Их бредовые речи действовали на фараона, как отравленное
колдовское варево. И когда царь Египта был уже близок к обмороку, заговорил
придворный виночерпий, тот самый, что два года назад был освобожден из тюрьмы.
Здесь мы читаем: «И обратился
придворный виночерпий к фараону и сказал ему: Сегодня я вспоминаю мои
прегрешения» (Берешит, гл. 41, ст. 9).
Но для чего было нужно
виночерпию спасать своего царя? Ведь тот однажды засадил его в тюрьму. Может,
настало время взыскать по счетам?
В Египте существовал закон:
когда умирал фараон, вместе с ним уходили и его жены, и его слуги. Кто в
переносном, а кто и в прямом смысле. И воцарившийся фараон обзаводился новыми
придворными.
Таким образом, царский
виночерпий опасался, что фараон умрет, а вместе с ним заодно похоронят и его жен
и слуг. А если его и не похоронят, и даже в тюрьму снова не упекут, то места
своего хлебного он точно лишится. Поэтому он срочно бросился спасать фараона из
цепких лап жрецов и провидцев. И тут же виночерпий вспомнил свои прегрешения,
как сказано: «Сегодня я вспоминаю мои прегрешения».
Но, позвольте, о каких
прегрешениях идет речь?
Мы знаем о причине, по которой
виночерпия бросили в тюрьму. В бокал египетского правителя попала муха, она и
отправила виночерпия за решетку. Так, почему же он говорит о прегрешениях? Муха,
ведь была одна!
На самом деле, муха была
официальной и явной причиной заключения и злоключений виночерпия. Была еще и
другая причина — тайная, не подлежащая обнародованию и широкому обсуждению. И
состояла она в том, что виночерпий пытался соблазнить царскую дочь. Египетская
принцесса стала основной причиной немилости для придворного, а муха — лишь
дополнительной. Поэтому и написано: прегрешения, во множественном числе.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Истинная мудрость —
только от Всевышнего
Фараон просит Йосефа истолковать
ему сон. Но тот отвечает: «Это не в моей власти. Только Всевышний может дать
ответ о судьбе фараона» (Берешит, гл. 41, ст. 16).
Напомню, что Йосефа привели к
египетскому правителю из тюрьмы, в которой он отбывал бессрочное заключение. И
теперь его дальнейшая судьба зависит от расположения фараона, от того, насколько
он будет ему полезен.
Тогда, что означает фраза — «это
не в моей власти»? Какой смысл ей придавал Йосеф, с какой целью произнес? Ведь
фараон мог отреагировать достаточно жестко: «ну, раз не в твоей власти — зачем
ты мне тогда нужен?! Возвращайся в темницу!».
Разве можно в положении Йосефа
так рисковать?
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) так разъясняет ответ Йосефа: эта мудрость мне не принадлежит, но Всевышний
даст ответ — вложит его в мои уста — на благо фараону.
Поясню это притчей.
В некой общине сосватали сирот и
решили помочь им сыграть свадьбу. Только они были настолько бедны, что им
элементарно не хватало средств на жизнь, не то, что на свадьбу. Даже самая
скромная свадьба никак не сочеталась с их нищенским существованием.
Тогда решили устроить акцию по
сбору пожертвований на благо молодоженов.
В общине был очень богатый
предприниматель. Но насколько он был богат, настолько и скуп. И никогда не
открывал для других ни свое сердце, ни свою руку, ни свой карман. Всякий раз,
когда к нему приходили с просьбой пожертвовать деньги на благотворительность, он
отвечал простым и резким отказом: «у меня нет!». Так что просители всякий раз
уходили от него не солоно хлебавши.
Кто-то предложил разговаривать с
ним не дома и не на улице, но в его конторе. Не далее, как вчера он получил
товар, и его склады сейчас забиты под завязку, поэтому он не сможет отказать
своим излюбленным «у меня нет!».
Сказано — сделано. И вот уже
делегация из самых уважаемых людей общины заходит в двери торговой компании.
Хозяин быстро примерил маску из
самого наглого и непроницаемого выражения лица, сделал лицо кирпичом и
невозмутимо произнес:
— Весь товар приобретен в
кредит, да и вообще вся моя компания существует в кредит, а у меня самого нет
ничего!
— Послушай, — произнес один из
визитеров, — я ведь тоже занимаюсь торговлей, пусть и не в таких масштабах. Но я
точно знаю, что, приобретая в кредит, покупают все по самому минимуму, чтобы не
разориться на выплате процентов. У тебя же все забито под завязку. Значит дело
вовсе не в кредите. И посему, давай, раскошеливайся...
Йосеф сказал фараону: «это не в
моей власти», потому что любая мудрость — во власти Всевышнего и от Него.
Как ни странно, фараон
согласился с ним. Вот, что он ответил: «Найдем ли такого другого человека, в
котором дух Всевышнего? Нет более разумного и мудрого, чем ты» (Берешит,
гл. 41, ст. 38-39).
Фараон признал, что разумен и
мудр тот, на ком дух Всевышнего. И отдельно от Него нет мудрости.
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
4. О чем Всевышний
извещает сам, напрямую
Фараон видит странные сны. Их
никто не может разгадать, по крайней мере, так, чтобы разгадка удовлетворила
фараона. Но вот за дело взялся Йосеф и сказал: «Все, что видел фараон ночью,
имеет одно значение, одно истолкование. Ночью Всевышний возвестил ему, что Он
собирается сделать» (Берешит, гл. 41, ст. 25).
Итак, Йосеф сообщает египетскому
правителю, что ночью к нему обратился Сам Всевышний. Только ведь мы знаем, что
за сны отвечают малахим (мн. ч. от слова малах, в условном
переводе — ангел). Добрые, красивые сны — в ведении малаха Гавриэля, а кошмары —
дело рук «самех мэм».
Так кто же из них двоих
отметился во сне фараона? Или, может, действительно - Сам Всевышний, как сказал
Йосеф?
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) сказано, что о голоде, изобилии и о лидере, готовом решить те или иные
общественные проблемы — Творец объявляет лично.
Далее, там приводятся примеры.
Так, о голоде сказано:
«Поднимись и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где сможешь прожить, потому что
объявил Всевышний о голоде, который пришел в эту страну на семь лет» (Вторая
книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 1).
Об изобилии находим: «И призову
злаки и размножу их, и не предам вас голоду» (книга пророка Йехезкеля,
гл. 36, ст. 29).
Теперь, пришло время
общественного деятеля, специалиста в своей области, готового решить те или иные
проблемы. Об этом читаем: «Смотри, Я призвал по имени Бецалеля» (Шемот,
гл. 31, ст. 2).
Бецалель, как нам известно,
обеспечил сынов Израиля храмовой утварью.
Сны фараона содержали все три
фактора: семь лет изобилия, которые сменят годы голода и засухи, и наконец,
Йосеф, который возглавил государственную программу спасения экономики и занялся
выводом страны из кризиса. Как сказано: «А Йосеф — правитель над той страной, он
же снабжает народ продовольствием» (Берешит, гл. 42, ст. 6).
Поскольку сон фараона включал в
себя сведения об изобилии и о голоде, и о том, кто будет этому голоду
противостоять, Сам Всевышний возвестил египетскому царю «о том, что Он
собирается сделать».
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
5. Кого Всевышний
изберет — тот справится с любой задачей
Йосеф разгадывает фараону его
сны и объясняет, как тому поступить. И мы читаем: «Все, что видел фараон ночью,
имеет одно значение, одно истолкование. Ночью Всевышний возвестил ему, что Он
собирается сделать» (Берешит, гл. 41, ст. 25).
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) сказано, что о голоде, изобилии и о лидере, готовом решить те или иные
общественные проблемы — Творец объявляет лично.
Далее, там приводятся примеры.
Так, о голоде сказано:
«Поднимись и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где сможешь прожить, потому что
объявил Всевышний о голоде, который пришел в эту страну на семь лет» (Вторая
книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 1).
Об изобилии находим: «И призову
злаки и размножу их, и не предам вас голоду» (книга пророка Йехезкеля,
гл. 36, ст. 29).
Об общественном деятеле,
специалисте в своей области, готовом решить те или иные проблемы, читаем:
«Смотри, Я призвал по имени Бецалеля» (Шемот, гл. 31, ст. 2).
Бецалель, как нам известно,
обеспечил сынов Израиля храмовой утварью.
Но что подразумевает выражение —
«Творец лично объявляет»? Как это Он объявляет?
Проиллюстрирую это такой
историей.
Много лет назад скончался
хахам баши — главный раввин Турецкой империи, и все местные раввины
собрались, чтобы выбрать нового.
Они, согласно традиции,
выдвинули десять кандидатов, самых сведущих в законах Торы и самых праведных.
Написали имена на листках бумаги, перемешали их и положили в специальный ящик
для голосования. Затем обратились к Всевышнему с молитвой, чтобы помог выбрать
самого достойного.
Пригласили юношу, еще не
изведавшего вкус прегрешения, и попросили вытянуть листок с именем. Выпало имя
раввина Моше Леви.
Это был действительно очень
знающий и праведный человек, только он совершенно не подходил на должность
хахам баши. Потому что — не разбирался в политике и вообще едва говорил на
турецком. А ведь ему предстояло отстаивать интересы евреев в разных инстанциях.
Рав Моше Леви хорошо понимал
причины замешательства, охватившего раввинов. Он объявил, что готов отказаться
от должности.
Устроили повторное голосование.
Однако, из уважения к статусу мудреца и праведника, листок с именем раби Моше
изымать не стали.
При повторном голосовании
мальчик снова вытянул листок с именем Моше Леви.
После короткого, бурного
обсуждения решили проголосовать в третий раз, ведь дважды подряд выпавшее имя
рава Леви, все-таки может оказаться совпадением. Но если оно выпадет и в третий
раз — ни у кого уже не будет никаких сомнений, что такова воля Всевышнего.
Провели третье голосование, и
опять жребий пал на рава Моше Леви.
Тут уже никто не усомнился, что
такова воля Творца. Раби Моше представили султану, а тот пожаловал ему особые
одеяния, подобающие его новому статусу.
Кроме того, к главному раввину
приставили двух кавасов с серебряными посохами. Они должны были охранять его и
сопровождать, куда бы он ни двинулся, громко возвещая о его приближении.
Вернувшись вечером домой Моше
Леви лег спать, а кавасы встали на караул во дворе. В два часа ночи раввин
проснулся и велел кавасам отправляться в путь вместе с ним. А путь его лежал в
царский дворец. На входе дежурила охрана. Раби Моше велел стражникам разбудить
правителя. Но те не решались — тому, кто разбудит султана в такой час, грозила
смерть. В конце концов, солдаты разбудили своего командира, чтобы тот принял
решение. Но тот отважился только разбудить своего начальника, а тот — своего.
В результате разбудили весь
генеральный штаб, включая главнокомандующего. Раввин и главнокомандующий
отправились вдвоем будить царя.
Султан, конечно же, пребывал в
недоумении. Но раввин удивил его еще сильнее, когда сообщил, что завтра
правитель отправится в поездку (об этом знал только очень ограниченный круг), и
в момент, когда он будет проезжать по мосту, ему устроят засаду шесть
заговорщиков и попытаются его убить.
Организовал это один из
знатнейших людей Стамбула, задумавший свергнуть султана и воцариться вместо
него.
— Откуда ты это все знаешь? —
поинтересовался султан.
— Мне Всевышний открыл это во
сне сегодня ночью.
Султан принял меры, и заговор
раскрыли. Всех, кто принимал в нем участие — публично казнили. А раву Моше была
дарована привилегия, благодаря которой он мог входить к султану в любое время
дня и ночи и просить о чем угодно на благо евреям.
Так раби Моше Леви, почти не
зная турецкого языка и совершенно не разбираясь в политике, стал самым успешным
хахам баши за всю историю Турции. Потому что тому, кого изберет Всевышний
— по силам любая задача...
на основе комментария рава Эзры Атия
(великий Учитель Торы, Халеб, Сирия – Иерусалим, Израиль, 1887-1970 гг.)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|