ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Микец»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И было по завершению двух лет, фараону снится сон...».

По завершению на иврите — микец.

 

Обсуждение главы Микец

 

1. Чтобы жизнь не промелькнула словно сон

 

Наша недельная глава открывается словами: «И было по окончании дней двухлетия, и фараону снится сон» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Либо минуют дни, либо — годы. Но, что это за дни лет?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) сказано, что человек, которому на протяжении семи дней ни разу не снился сон, зовется злодеем.

Казалось бы, что плохого в том, что человек неделю не видит снов?

Семь дней аллегорически намекают на семьдесят лет — среднюю продолжительность человеческой жизни. Таким образом, если человек забывает, что дни его жизни промелькнут, словно сон, и поэтому очень важно наполнить их Торой, заповедями и добрыми делами, он — злодей.

Необходимо постоянно помнить, что наш мир — это только прихожая мира Грядущего. Забыть это — значит позволить восторжествовать злу. Ведь все его усилия направлены на то, чтобы убедить человека жить исключительно ради сиюминутных удовольствий.

Об уходе Яакова из нашего мира сказано: «И близились дни Исраэля к смерти» (Берешит, гл. 47, ст. 29).

В книге Зогар разъясняется, что в момент, когда приходит время праведнику покинуть наш мир, все прожитые им дни предстают перед Всевышним. И им не стыдно стоять перед Владыкой Мира. Ведь ни один из них не прошел без Торы, заповедей или добрых дел. Чего не скажешь о злодее, чьи дни, смущаясь, прячутся за спинами дуг дружки и боятся предстать перед Творцом.

 «И Авраам, — говорится о преклонных годах нашего праотца, — стар, на склоне дней» (Берешит, гл. 24, ст. 1).

Если переводить эту фразу дословно, получится — «И Авраам старым пришел в дни». То есть, Авраам пришел к старости со всеми своими днями, ничего не растеряв по дороге на глупости и пустяки. Авраам каждый день своей жизни использовал для служения Всевышнему, для выполнения Его Воли и для приближения к Нему других людей. Поэтому Аврааму было с чем прийти.

Каждый человек на исходе дня должен анализировать прошедший день и думать, что еще можно исправить, чтобы день не оказался пропащим.

Теперь вернемся к нашей фразе и раскроем ее аллегорический смысл.

«И было по окончании» — когда жизнь человека приближается к своему окончанию.

«Дни двухлетия» или «дни годов» — если он хочет, чтобы его годы были полны днями, словно спелые колосья зернами. То есть, чтобы дни-зерна набухали Торой и заповедями, лопались от добрых дел, а не осыпались чахлыми, высохшими, сморщенными семенами, которые и днями-то не считаются.

Чтобы не было потерь, человек должен хорошо осознавать, что весь окружающий мир промелькнет, словно сон и растает, как туман. Поэтому ни в коем случае нельзя терять время впустую, нельзя транжирить дни, расходуя их на пустяки.

Выражение «фараону снится сон», можно перевести и как — «открыть сон».

В Талмуде (трактат Сота) рассказывается, что женщину, которую подозревали в неверности, подвергали особой проверке. Муж приводил ее в Иерусалимский Храм, и там коэн открывал ее волосы на голове и давал выпить особую воду (подробнее — см. Бамидбар, гл. 5, ст. 18). Там написано у-фара (и открывал). Тот же корень, что и в слове паро (фараон).

Таким образом, если человек откроет для себя, что главное — не проспать свою жизнь, он, возможно, и успеет наполнить свои дни достойными, нужными и полезными делами. Раньше, чем сбежит молоко времени.

 

на основе комментария Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

 

2. Два уровня веры

 

Написано в нашей недельной главе: «И было по окончании дней двух лет, и фараону снится сон, что вот он стоит у реки» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Йосеф сидит в египетской тюрьме. Два года прошло с момента, как он удачно предсказал сон царскому виночерпию, и тот вышел на свободу. Йосеф тогда попросил амнистированного узника, при удачном стечении обстоятельств, замолвить за него словечко. И вот, кажется, этот момент наступил.

В Танахе (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 40, ст. 5) читаем: «Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей и не обратился к надменным и лживым».

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 9), комментируя эту фразу, говорят, что речь в ней идет о Йосефе.

«Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей» — это Йосеф.

Далее написано: «И не обратился к надменным и лживым».

Но Йосеф как раз обратился к виночерпию с просьбой. Как сказано: «Когда пойдут дела твои в гору, тогда вспомни, что я был с тобой. Сделай милость и упомяни обо мне фараону. Может быть, ты сможешь вызволить меня отсюда» (Берешит, гл. 40, ст. 14).

За эту просьбу, за это упование на помощь власть имущих, Йосеф и получил два дополнительных года тюремного заключения.

Начало Мидраша как-то не очень стыкуется с его завершением.

Сперва Йосеф воспевается, как пример мужа, уповающего на Творца, поставившего убежденную веру во Всевышнего во главу своего мировоззрения. Но затем говорится, что он понадеялся на вельможу и был за это наказан.

Существует два уровня веры.

1. Верить и знать, что Всевышний — рядом с тобой. Даже в период тотального сокрытия, когда вокруг сплошная тьма. И если человек понимает, что, несмотря на тьму и хаос, несмотря на то, что негде укрыться от бед и всевозможных напастей, Творец где-то рядом — ему наверняка смягчат приговор.

2. Человек вообще ничего не делает и не проявляет никаких стараний ради себя, но только надеется, что Всевышний о нем позаботится и устроит все его дела наилучшим образом.

У праведного Йосефа уверенность во Всевышнем и упование на Него находились на самом высоком уровне. Поэтому и сказано о нем: «Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей».

Когда у человека есть уверенность во Всевышнем, это показывает, что он верит в Него. И каждый полагающийся на Творца — верующий. Ведь без веры невозможно полагаться и уповать.

Только на уровень, когда человек настолько уверен в Творце и в Его помощи, что сам, никак не пытается решить свои проблемы, Йосеф переходить не спешил. Он обратился за помощью к виночерпию. Поэтому, ему были добавлены еще два года тюрьмы. Но, зато, потом, Йосеф и пальцем не пошевелил ради своего освобождения. И, тем ни менее — был освобожден.

Почему же он не поступил так раньше?

Очевидно, он опасался, что люди с низким уровнем веры и упования на Всевышнего, начнут следовать его примеру и уподобятся Емеле, лежащему на печи в ожидании чуда. А это — не входит в планы Творца.

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

3. Когда завершится тьма

 

Написано: «И было по прошествии двух лет» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Учителя увидели соответствие этой фразы выражению из книги Иова (гл. 28, ст. 3) — «Установил завершение для тьмы».

И нам нужно постараться уловить связь между этими фразами.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 21) рассказывается, что греки, ворвавшись в Иерусалимский Храм (на иврите — Бейт hа-Микдаш), сразу же принялись осквернять имеющееся там масло, предназначенное для зажигания Меноры.

Обратите внимание: вместо того, чтобы искать золото, серебро, драгоценные камни, они первым делом принялись за осквернение масла.

Освободители, под предводительством семьи Хасмонеев, одержав победу над греческой армией, вернули контроль над Бейт hа-Микдашем еврейскому народу. Они проверили все имеющиеся запасы масла, и нашли только один не оскверненный маленький кувшинчик с маслом, запечатанный личной печатью.

Получается, что греки воевали ради того, чтобы осквернить масло, а сыны Израиля начали боевые действия против гораздо лучше оснащенного противника, и гораздо более многочисленного — ради того, чтобы зажечь Менору чистым маслом.

Описывая первый день творения, Тора обращает наше внимание на «тьму, над бездной» (Берешит, гл. 1, ст. 2).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 2) объясняют, что эта тьма символизирует греческое изгнание (галут). Ведь тогда у евреев потемнело в глазах от притеснений и жестоких указов греческих властей.

Среди прочего, власти обязывали написать на роге быка, что у сынов Израиля нет ни малейшей связи с Всевышним Израиля. Греки понимали, что пока сыны Израиля связаны верой с Творцом — их не одолеть. Эта вера, маленькой искоркой света прожигала все греческие планы духовного порабощения евреев. И потомки эллинов направили немыслимые усилия на то, чтобы эту искорку погасить.

Целью греков было установление власти тьмы. Источник света для сынов Израиля — это ощущение связи с Творцом. Поэтому завоевателям было так важно уничтожить эту связь.

"Зарубите себе на носу! Или хотя бы напишите на роге быка, — велели они, — нет у вас никакой связи с Всевышним!".

Теперь понятно, почему им было так важно осквернить чистое оливковое масло. Это для них было даже важнее золота и серебра. Чтобы не дать зажечь Менору, чтобы окончательно наступила полная темнота.

Но Хасмонеи раскусили замысел греков и уничтожили его светом Меноры.

Теперь вернемся к нашей фразе — «И было по прошествии двух лет».

Она намекает на Хануку, так как, образующие ее буквы — начальные буквы слов: «И во время, когда Йоханан одолел греков, нам было заповедано зажигать светильники восемь дней Хануки».

Свет ханукальных свечей намекает на веру в Творца и поэтому устанавливает завершение тьмы, окончание греческого галута.

Прошли годы, и греки, с их жестокими указами и с их глубокой тьмой, канули в небытие, оставив нам на память греческий салат, основной ингредиент которого — белый ноздреватый сыр.

 

на основе комментария рава Шалома Бергера из Мишкольц

(глава хасидской общины Мишкольц, Петах-Тиква, Израиль, наше время)

 

 

4. Что для одного заслуга, для другого — нарушение

 

Предыдущая недельная глава (Вайешев) завершается тем, что Йосеф разгадывает сны своих сокамерников. И все происходит точно так, как он предсказал: один амнистирован, другой казнен.

Йосеф просит амнистированного узника, при удачном стечении обстоятельств, замолвить за него словечко. Но тот, восстановленный в своей прежней должности при дворе фараона, быстро забывает о Йосефе, и Йосеф проводит в тюрьме еще два года.

Но вот, все начинает меняться. Как сказано: «И было по окончании дней двух лет, и фараону снится сон, что вот он стоит у реки» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Оценивая происшедшее с Йосефом, Учителя цитируют из Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 40, ст. 5): «Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей и не обратился к надменным и лживым».

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 9) они, комментируя эту фразу, говорят, что «муж, который Всевышнего сделал опорой своей» — это Йосеф.

Однако далее написано: «И не обратился к надменным и лживым». Но ведь Йосеф как раз обратился к виночерпию с просьбой — «Когда пойдут дела твои в гору, тогда вспомни, что я был с тобой. Сделай милость и упомяни обо мне фараону. Может быть, ты сможешь вызволить меня отсюда» (Берешит, гл. 40, ст. 14). За эту просьбу, за это упование на помощь власть имущих, Йосефу и было добавлено два дополнительных года тюремного заключения.

Начало Мидраша как-то не очень состыковывается с его завершением. Сначала Йосеф — пример мужа, уповающего на Творца, главное в его мировоззрении — убежденная вера в Него. Но затем говорится, что он понадеялся на вельможу и был за это наказан.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим случай, произошедший с известным хасидским праведником раби Элимелехом из Лиженска (Польша, середина 18-го века).

Как-то в Рош hа-Шана раби Элимелех отправился на берег реки делать ташлих (подробнее об этом — см. в материалах, посвященных празднику Рош hа-Шана — в разделе «Праздники»). В конце, он по обычаю, вытряхнул свои карманы, что, как известно, символизирует освобождение от прегрешений. Вдруг он заметил, что один из его учеников, согнувшись, ходит по самому краю берега, внимательно глядя себе под ноги.

— Что ты там потерял? — окликнул его Элимелех.

— Я ищу твои прегрешения. Ведь то, что для тебя прегрешение, для меня — достижение!

Для полноты картины, приведем пример прегрешения раби.

Однажды после утренней молитвы ученики обратили внимание на то, что их раввин неважно выглядит. На вопрос «что произошло?», он ответил, что совершил прегрешение — разговаривал во время молитвы после слов «Благодарите Всевышнего», когда разговаривать уже нельзя.

С кем он разговаривал и о чем?

К нему подскочил один из прихожан синагоги и в сильном волнении сообщил, что у жены начались осложнения при родах, и она никак не может родить. Тогда раби Элимелех спросил имя роженицы и ее матери, чтобы помолиться о ней и о ее будущем ребенке.

— В таком случае, когда это не пустая болтовня, но речь идет о спасении жизней роженицы и ее ребенка, конечно же разрешено говорить, — в один голос воскликнули ученики.

Только это не убедило раби. И ученики продолжили искать оправдание. Вдруг одного из них осенило.

— По букве закона нельзя ничего говорить, кроме слов молитвы, после произнесения слов «Благословен Тот, по слову Которого...». А согласно традиции (нусаху) «сфарад», фрагмент, начинающийся словами «Благодарите Всевышнего» идет раньше этого. Значит, ты спросил об именах для молитвы, когда еще можно было разговаривать.

— Верно, но по традиции «ашкеназ» раньше произносят — «Благословен Тот, по слову Которого...».

— Но, ведь ты молишься по нусаху сфарад!

— Тем не менее. Молился я в ашкеназской синагоге, — не успокаивался Элимелех из Лиженска...

В этом состояло прегрешение ребе. Это показывает нам, насколько великим был он. Если у него такие прегрешения — каков же тогда уровень исполнения им заповедей?!

То же самое можно сказать и о Йосефе.

 

на основе комментария рава Исраэля-Ицхака Калиша из Ворки

(Польша, 1779-1848 гг.)

 

 

 

5. Кто-то успевает за день то, на что другому понадобится год

 

Написано в нашей недельной главе: «И было по окончании дней двух лет, и фараону снится сон, что вот он стоит у реки» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Слово «дней» здесь кажется лишним. И действительно — ведь всем известно, что годы состоят из дней. И что, если вышли все дни, составляющие двухлетие, то это означает, что завершились два года.

Что же делают «дни» во фразе, сообщающей о годах?

Для лучшего понимания рассмотрим фразу из Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 27): «Страх перед Всевышним прибавляет дни, а годы злодеев сократятся».

Таким образом, у человека богобоязненного, занимающегося Торой, заповедями и совершением добрых дел, духовный счет постоянно пополняется, и сумма на нем растет. Порой, ему и вовсе удается за один миг приобрести целый мир, или заработать за час столько, что другим не добиться и за годы.

Тал в Иерусалимском Талмуде (трактат Берахот) говорится, что раби Бон самоотверженно трудясь в течение 28-ми лет, достиг того, чего другие не в состоянии добиться за целый век.

Выходит, что у праведников дни превращаются в годы.

Иначе обстоят дела у злодеев. Они транжирят свои годы, тратят их впустую на сиюминутные удовольствия, не имеющие никакого смысла. Это о них сказано, что годы злодеев сократятся. И если судить по достижениям — их годы превращаются в дни. Ведь то, на что у них уходят годы, другие успевают за один день.

Именно это и сказано о фараоне — «И было по окончании дней двух лет». Когда закончились два года, выяснилось, что он использовал из них лишь несколько дней. Остальное пропало впустую.

Бывает, человек — вовсе не злодей. Он просто уснул. Вроде, внешне все выглядит, как прежде: молитва, учеба, заповеди. Но в духовном плане нет ни малейшего продвижения.

В этой ситуации нельзя оставаться сторонним наблюдателем. Необходимо вмешаться, необходимо будить его.

Представьте такую картину: царь спит в своих покоях, а его дворец объят пламенем. Вокруг спящего монарха собрались придворные и решают, как именно его будить и с чего начать побудку. Огонь подбирается все ближе, а они никак не могут прийти к консенсусу. И если среди придворных окажется мудрец, он громко крикнет, что главное — разбудить, а дальше уже царь сам сможет спастись.

Это относится к каждому из нас. Ведь каждый из нас, в некотором смысле — царь. Царь, который должен успеть спастись, до окончания дней...

 

на основе комментария рава Йосефа-Шломо КаанеманаАвтор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Микец»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И было по завершению двух лет, фараону снится сон...».

По завершению на иврите — микец.

 

Обсуждение главы Микец

 

1. Чтобы жизнь не промелькнула словно сон

 

Наша недельная глава открывается словами: «И было по окончании дней двухлетия, и фараону снится сон» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Либо минуют дни, либо — годы. Но, что это за дни лет?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) сказано, что человек, которому на протяжении семи дней ни разу не снился сон, зовется злодеем.

Казалось бы, что плохого в том, что человек неделю не видит снов?

Семь дней аллегорически намекают на семьдесят лет — среднюю продолжительность человеческой жизни. Таким образом, если человек забывает, что дни его жизни промелькнут, словно сон, и поэтому очень важно наполнить их Торой, заповедями и добрыми делами, он — злодей.

Необходимо постоянно помнить, что наш мир — это только прихожая мира Грядущего. Забыть это — значит позволить восторжествовать злу. Ведь все его усилия направлены на то, чтобы убедить человека жить исключительно ради сиюминутных удовольствий.

Об уходе Яакова из нашего мира сказано: «И близились дни Исраэля к смерти» (Берешит, гл. 47, ст. 29).

В книге Зогар разъясняется, что в момент, когда приходит время праведнику покинуть наш мир, все прожитые им дни предстают перед Всевышним. И им не стыдно стоять перед Владыкой Мира. Ведь ни один из них не прошел без Торы, заповедей или добрых дел. Чего не скажешь о злодее, чьи дни, смущаясь, прячутся за спинами дуг дружки и боятся предстать перед Творцом.

 «И Авраам, — говорится о преклонных годах нашего праотца, — стар, на склоне дней» (Берешит, гл. 24, ст. 1).

Если переводить эту фразу дословно, получится — «И Авраам старым пришел в дни». То есть, Авраам пришел к старости со всеми своими днями, ничего не растеряв по дороге на глупости и пустяки. Авраам каждый день своей жизни использовал для служения Всевышнему, для выполнения Его Воли и для приближения к Нему других людей. Поэтому Аврааму было с чем прийти.

Каждый человек на исходе дня должен анализировать прошедший день и думать, что еще можно исправить, чтобы день не оказался пропащим.

Теперь вернемся к нашей фразе и раскроем ее аллегорический смысл.

«И было по окончании» — когда жизнь человека приближается к своему окончанию.

«Дни двухлетия» или «дни годов» — если он хочет, чтобы его годы были полны днями, словно спелые колосья зернами. То есть, чтобы дни-зерна набухали Торой и заповедями, лопались от добрых дел, а не осыпались чахлыми, высохшими, сморщенными семенами, которые и днями-то не считаются.

Чтобы не было потерь, человек должен хорошо осознавать, что весь окружающий мир промелькнет, словно сон и растает, как туман. Поэтому ни в коем случае нельзя терять время впустую, нельзя транжирить дни, расходуя их на пустяки.

Выражение «фараону снится сон», можно перевести и как — «открыть сон».

В Талмуде (трактат Сота) рассказывается, что женщину, которую подозревали в неверности, подвергали особой проверке. Муж приводил ее в Иерусалимский Храм, и там коэн открывал ее волосы на голове и давал выпить особую воду (подробнее — см. Бамидбар, гл. 5, ст. 18). Там написано у-фара (и открывал). Тот же корень, что и в слове паро (фараон).

Таким образом, если человек откроет для себя, что главное — не проспать свою жизнь, он, возможно, и успеет наполнить свои дни достойными, нужными и полезными делами. Раньше, чем сбежит молоко времени.

 

на основе комментария Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

 

2. Два уровня веры

 

Написано в нашей недельной главе: «И было по окончании дней двух лет, и фараону снится сон, что вот он стоит у реки» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Йосеф сидит в египетской тюрьме. Два года прошло с момента, как он удачно предсказал сон царскому виночерпию, и тот вышел на свободу. Йосеф тогда попросил амнистированного узника, при удачном стечении обстоятельств, замолвить за него словечко. И вот, кажется, этот момент наступил.

В Танахе (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 40, ст. 5) читаем: «Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей и не обратился к надменным и лживым».

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 9), комментируя эту фразу, говорят, что речь в ней идет о Йосефе.

«Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей» — это Йосеф.

Далее написано: «И не обратился к надменным и лживым».

Но Йосеф как раз обратился к виночерпию с просьбой. Как сказано: «Когда пойдут дела твои в гору, тогда вспомни, что я был с тобой. Сделай милость и упомяни обо мне фараону. Может быть, ты сможешь вызволить меня отсюда» (Берешит, гл. 40, ст. 14).

За эту просьбу, за это упование на помощь власть имущих, Йосеф и получил два дополнительных года тюремного заключения.

Начало Мидраша как-то не очень стыкуется с его завершением.

Сперва Йосеф воспевается, как пример мужа, уповающего на Творца, поставившего убежденную веру во Всевышнего во главу своего мировоззрения. Но затем говорится, что он понадеялся на вельможу и был за это наказан.

Существует два уровня веры.

1. Верить и знать, что Всевышний — рядом с тобой. Даже в период тотального сокрытия, когда вокруг сплошная тьма. И если человек понимает, что, несмотря на тьму и хаос, несмотря на то, что негде укрыться от бед и всевозможных напастей, Творец где-то рядом — ему наверняка смягчат приговор.

2. Человек вообще ничего не делает и не проявляет никаких стараний ради себя, но только надеется, что Всевышний о нем позаботится и устроит все его дела наилучшим образом.

У праведного Йосефа уверенность во Всевышнем и упование на Него находились на самом высоком уровне. Поэтому и сказано о нем: «Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей».

Когда у человека есть уверенность во Всевышнем, это показывает, что он верит в Него. И каждый полагающийся на Творца — верующий. Ведь без веры невозможно полагаться и уповать.

Только на уровень, когда человек настолько уверен в Творце и в Его помощи, что сам, никак не пытается решить свои проблемы, Йосеф переходить не спешил. Он обратился за помощью к виночерпию. Поэтому, ему были добавлены еще два года тюрьмы. Но, зато, потом, Йосеф и пальцем не пошевелил ради своего освобождения. И, тем ни менее — был освобожден.

Почему же он не поступил так раньше?

Очевидно, он опасался, что люди с низким уровнем веры и упования на Всевышнего, начнут следовать его примеру и уподобятся Емеле, лежащему на печи в ожидании чуда. А это — не входит в планы Творца.

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

3. Когда завершится тьма

 

Написано: «И было по прошествии двух лет» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Учителя увидели соответствие этой фразы выражению из книги Иова (гл. 28, ст. 3) — «Установил завершение для тьмы».

И нам нужно постараться уловить связь между этими фразами.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 21) рассказывается, что греки, ворвавшись в Иерусалимский Храм (на иврите — Бейт hа-Микдаш), сразу же принялись осквернять имеющееся там масло, предназначенное для зажигания Меноры.

Обратите внимание: вместо того, чтобы искать золото, серебро, драгоценные камни, они первым делом принялись за осквернение масла.

Освободители, под предводительством семьи Хасмонеев, одержав победу над греческой армией, вернули контроль над Бейт hа-Микдашем еврейскому народу. Они проверили все имеющиеся запасы масла, и нашли только один не оскверненный маленький кувшинчик с маслом, запечатанный личной печатью.

Получается, что греки воевали ради того, чтобы осквернить масло, а сыны Израиля начали боевые действия против гораздо лучше оснащенного противника, и гораздо более многочисленного — ради того, чтобы зажечь Менору чистым маслом.

Описывая первый день творения, Тора обращает наше внимание на «тьму, над бездной» (Берешит, гл. 1, ст. 2).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 2) объясняют, что эта тьма символизирует греческое изгнание (галут). Ведь тогда у евреев потемнело в глазах от притеснений и жестоких указов греческих властей.

Среди прочего, власти обязывали написать на роге быка, что у сынов Израиля нет ни малейшей связи с Всевышним Израиля. Греки понимали, что пока сыны Израиля связаны верой с Творцом — их не одолеть. Эта вера, маленькой искоркой света прожигала все греческие планы духовного порабощения евреев. И потомки эллинов направили немыслимые усилия на то, чтобы эту искорку погасить.

Целью греков было установление власти тьмы. Источник света для сынов Израиля — это ощущение связи с Творцом. Поэтому завоевателям было так важно уничтожить эту связь.

"Зарубите себе на носу! Или хотя бы напишите на роге быка, — велели они, — нет у вас никакой связи с Всевышним!".

Теперь понятно, почему им было так важно осквернить чистое оливковое масло. Это для них было даже важнее золота и серебра. Чтобы не дать зажечь Менору, чтобы окончательно наступила полная темнота.

Но Хасмонеи раскусили замысел греков и уничтожили его светом Меноры.

Теперь вернемся к нашей фразе — «И было по прошествии двух лет».

Она намекает на Хануку, так как, образующие ее буквы — начальные буквы слов: «И во время, когда Йоханан одолел греков, нам было заповедано зажигать светильники восемь дней Хануки».

Свет ханукальных свечей намекает на веру в Творца и поэтому устанавливает завершение тьмы, окончание греческого галута.

Прошли годы, и греки, с их жестокими указами и с их глубокой тьмой, канули в небытие, оставив нам на память греческий салат, основной ингредиент которого — белый ноздреватый сыр.

 

на основе комментария рава Шалома Бергера из Мишкольц

(глава хасидской общины Мишкольц, Петах-Тиква, Израиль, наше время)

 

 

4. Что для одного заслуга, для другого — нарушение

 

Предыдущая недельная глава (Вайешев) завершается тем, что Йосеф разгадывает сны своих сокамерников. И все происходит точно так, как он предсказал: один амнистирован, другой казнен.

Йосеф просит амнистированного узника, при удачном стечении обстоятельств, замолвить за него словечко. Но тот, восстановленный в своей прежней должности при дворе фараона, быстро забывает о Йосефе, и Йосеф проводит в тюрьме еще два года.

Но вот, все начинает меняться. Как сказано: «И было по окончании дней двух лет, и фараону снится сон, что вот он стоит у реки» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Оценивая происшедшее с Йосефом, Учителя цитируют из Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 40, ст. 5): «Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей и не обратился к надменным и лживым».

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 9) они, комментируя эту фразу, говорят, что «муж, который Всевышнего сделал опорой своей» — это Йосеф.

Однако далее написано: «И не обратился к надменным и лживым». Но ведь Йосеф как раз обратился к виночерпию с просьбой — «Когда пойдут дела твои в гору, тогда вспомни, что я был с тобой. Сделай милость и упомяни обо мне фараону. Может быть, ты сможешь вызволить меня отсюда» (Берешит, гл. 40, ст. 14). За эту просьбу, за это упование на помощь власть имущих, Йосефу и было добавлено два дополнительных года тюремного заключения.

Начало Мидраша как-то не очень состыковывается с его завершением. Сначала Йосеф — пример мужа, уповающего на Творца, главное в его мировоззрении — убежденная вера в Него. Но затем говорится, что он понадеялся на вельможу и был за это наказан.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим случай, произошедший с известным хасидским праведником раби Элимелехом из Лиженска (Польша, середина 18-го века).

Как-то в Рош hа-Шана раби Элимелех отправился на берег реки делать ташлих (подробнее об этом — см. в материалах, посвященных празднику Рош hа-Шана — в разделе «Праздники»). В конце, он по обычаю, вытряхнул свои карманы, что, как известно, символизирует освобождение от прегрешений. Вдруг он заметил, что один из его учеников, согнувшись, ходит по самому краю берега, внимательно глядя себе под ноги.

— Что ты там потерял? — окликнул его Элимелех.

— Я ищу твои прегрешения. Ведь то, что для тебя прегрешение, для меня — достижение!

Для полноты картины, приведем пример прегрешения раби.

Однажды после утренней молитвы ученики обратили внимание на то, что их раввин неважно выглядит. На вопрос «что произошло?», он ответил, что совершил прегрешение — разговаривал во время молитвы после слов «Благодарите Всевышнего», когда разговаривать уже нельзя.

С кем он разговаривал и о чем?

К нему подскочил один из прихожан синагоги и в сильном волнении сообщил, что у жены начались осложнения при родах, и она никак не может родить. Тогда раби Элимелех спросил имя роженицы и ее матери, чтобы помолиться о ней и о ее будущем ребенке.

— В таком случае, когда это не пустая болтовня, но речь идет о спасении жизней роженицы и ее ребенка, конечно же разрешено говорить, — в один голос воскликнули ученики.

Только это не убедило раби. И ученики продолжили искать оправдание. Вдруг одного из них осенило.

— По букве закона нельзя ничего говорить, кроме слов молитвы, после произнесения слов «Благословен Тот, по слову Которого...». А согласно традиции (нусаху) «сфарад», фрагмент, начинающийся словами «Благодарите Всевышнего» идет раньше этого. Значит, ты спросил об именах для молитвы, когда еще можно было разговаривать.

— Верно, но по традиции «ашкеназ» раньше произносят — «Благословен Тот, по слову Которого...».

— Но, ведь ты молишься по нусаху сфарад!

— Тем не менее. Молился я в ашкеназской синагоге, — не успокаивался Элимелех из Лиженска...

В этом состояло прегрешение ребе. Это показывает нам, насколько великим был он. Если у него такие прегрешения — каков же тогда уровень исполнения им заповедей?!

То же самое можно сказать и о Йосефе.

 

на основе комментария рава Исраэля-Ицхака Калиша из Ворки

(Польша, 1779-1848 гг.)

 

 

 

5. Кто-то успевает за день то, на что другому понадобится год

 

Написано в нашей недельной главе: «И было по окончании дней двух лет, и фараону снится сон, что вот он стоит у реки» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Слово «дней» здесь кажется лишним. И действительно — ведь всем известно, что годы состоят из дней. И что, если вышли все дни, составляющие двухлетие, то это означает, что завершились два года.

Что же делают «дни» во фразе, сообщающей о годах?

Для лучшего понимания рассмотрим фразу из Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 27): «Страх перед Всевышним прибавляет дни, а годы злодеев сократятся».

Таким образом, у человека богобоязненного, занимающегося Торой, заповедями и совершением добрых дел, духовный счет постоянно пополняется, и сумма на нем растет. Порой, ему и вовсе удается за один миг приобрести целый мир, или заработать за час столько, что другим не добиться и за годы.

Тал в Иерусалимском Талмуде (трактат Берахот) говорится, что раби Бон самоотверженно трудясь в течение 28-ми лет, достиг того, чего другие не в состоянии добиться за целый век.

Выходит, что у праведников дни превращаются в годы.

Иначе обстоят дела у злодеев. Они транжирят свои годы, тратят их впустую на сиюминутные удовольствия, не имеющие никакого смысла. Это о них сказано, что годы злодеев сократятся. И если судить по достижениям — их годы превращаются в дни. Ведь то, на что у них уходят годы, другие успевают за один день.

Именно это и сказано о фараоне — «И было по окончании дней двух лет». Когда закончились два года, выяснилось, что он использовал из них лишь несколько дней. Остальное пропало впустую.

Бывает, человек — вовсе не злодей. Он просто уснул. Вроде, внешне все выглядит, как прежде: молитва, учеба, заповеди. Но в духовном плане нет ни малейшего продвижения.

В этой ситуации нельзя оставаться сторонним наблюдателем. Необходимо вмешаться, необходимо будить его.

Представьте такую картину: царь спит в своих покоях, а его дворец объят пламенем. Вокруг спящего монарха собрались придворные и решают, как именно его будить и с чего начать побудку. Огонь подбирается все ближе, а они никак не могут прийти к консенсусу. И если среди придворных окажется мудрец, он громко крикнет, что главное — разбудить, а дальше уже царь сам сможет спастись.

Это относится к каждому из нас. Ведь каждый из нас, в некотором смысле — царь. Царь, который должен успеть спастись, до окончания дней...

 

на основе комментария рава Йосефа-Шломо Каанемана

(основатель известной йешивы «Поневеж» в Бней-Браке; Литва – Израиль, 1886-1969 гг.)  


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Дети мои соблюдают шаббат, но оказалось, что мы неевреи…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля