Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Микец»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И
было по завершению двух лет, фараону снится сон...».
По завершению
на иврите - микец.
Обсуждение главы
Микец
1.
Виночерпий был наказан за забывчивость
Спустя два года после
освобождения из тюрьмы, виночерпий решает рассказать фараону о Йосефе. И мы
читаем: «И обратился главный виночерпий к фараону и сказал ему: "Должен
вспомнить я сегодня мои прегрешения"» (Берешит, гл. 41, ст. 9).
За добро следует платить добром.
Если кто-то тебе помог, оказал услугу, выручил тебя или даже спас — не будь
неблагодарным, не скупись на добрые дела в ответ. Ведь тебя выручили, так, будь
добр, окажи ответную услугу.
Виночерпия в свое время бросили
в тюрьму за то, что в бокале, который он подал фараону, оказалась муха. Но это —
только одно прегрешение. Почему же он говорит о нескольких («Должен вспомнить я
сегодня мои прегрешения»)?
Очевидно, он имеет в виду еще
одну ошибку — чудовищная неблагодарность, которую он проявил в отношении к
Йосефу. Ведь он до сих пор даже не вспомнил о нем, поднявшись из тюремного
застенка, из положения узника в царедворцы, как говорится — «из грязи в князи».
А ведь Йосеф уже два года мог
применять свои способности на благо всей страны, всего Египта. Следовательно,
забывчивость виночерпия сопоставима с государственной изменой. И фараон очень
рассердился на него за то, что он не рассказал о Йосефе раньше.
Далее в нашей недельной главе
сказано: «И отправил фараон посланцев, чтобы привели Йосефа» (Берешит,
гл. 41, ст. 14).
Египетский правитель, казалось
бы, должен был отправить за Йосефом своего виночерпия — человека, который
поведал о нем. Но так как он очень был на него рассержен — послал за Йосефом
других слуг.
Фараон по праву сердился на
виночерпия. Тот не был праведником, но — наоборот.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) написано, что хорошему человеку не показывают хороших, добрых снов, но
— только кошмары. Чтобы всегда заботился о своем духовном мире, трепетал перед
Всевышним и не совершал прегрешений. Плохому же человеку не показывают худых
снов, но только — красочные, яркие, добрые, чтобы был уверен, что на хорошем
счету и не вздумал в себе что-то менять.
Виночерпий видел хороший, полный
оптимизма сон. Отсюда можно сделать вывод, что он был человеком неважнецким,
обладателем плохих качеств. И неблагодарность — лишь одно из них. Поэтому он и
заявил, что вспоминает прегрешения.
В книге Зогар
сказано, что в случаях, когда в Торе использовано слово «hа-йом»
(сегодня) — имеется в виду Рош
hа-Шана.
Виночерпий подчеркивает, что
должен вспомнить свои прегрешения — сегодня. То есть — в Рош
hа-Шана.
И хотя в этот День Суда — не принято вспоминать о прегрешениях, чтобы не навлечь
на себя Гнев Высшего Судьи, он сделал это ради блага страны и фараона.
Получается, что Йосефа
освободили из тюрьмы в Рош
hа-Шана.
Возникает вопрос: какая разница,
когда именно Йосеф вышел на свободу?
Некоторые люди находятся во
власти своих вожделений, во власти страстей или вредных привычек. Своим дурным
началом (на иврите — йецер
hа-ра)
они словно заключены в тюрьму. Но как бы сильно йецер их ни сковывал, в
Рош hа-Шана
у них появляется возможность сбросить с себя его власть и освободиться...
на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
и
рава Нисима-Шломо Эльгази
(автор книги «Шaма
Шломо», вторая половина 18-го века (ум. 1782)
2. Бывают ли вещие сны
Виночерпий рассказывает фараону,
что Йосеф сумел предельно точно разобрать и его сон и сон придворного пекаря.
Как написано: «И приснился нам однажды ночью сон — ему и мне» (Берешит,
гл. 41, ст. 11).
Существует двоякое отношение к
снам. Одни считают, что сны — пустое, другие в них свято верят. Первые цитируют
слова пророка — «И сновидения ложное рассказывают» (Танах, книга пророка
Захарьи, гл. 10, ст. 2).
Но и у их оппонентов наготове
цитата, подтверждающая их точку зрения — «Во сне говорю ему» (Бамидбар,
гл. 12, ст. 6).
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) разъясняется, что все зависит от того, что явилось источником сна. Если
он нашептан малахом (малах в условном переводе — ангел), сон в
высокой степени точности, конечно же, сбудется. Когда же сон продиктован
влечениями сердца, он напоминает пустую породу, не содержащую никаких полезных
ископаемых или ценных минералов. Человеку часто снится то, о чем он думал в
течение дня.
Как-то персидский царь обратился
к Шмуэлю (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век), говоря:
— Все восхваляют твою мудрость.
Но если ты действительно столь мудр, скажи, что мне приснится этой ночью?
— Что ты развязал войну с Римом
и был взят в плен. Поэтому тебя заставили перемалывать финиковые косточки
золотыми жерновами.
Царя поразили слова Шмуэля. Он
думал о них весь остаток дня, тщательно анализировал детали услышанного. И ночью
ему все это, конечно, приснилось (трактат Берахот, лист 56).
Однажды к раву Яакову
Каневскому (Стайплеру; Украина — Израиль, 1899-1985 гг.) пришел аврех
(учащийся йешивы) и рассказал, что ему недавно приснилось, будто умер его родной
брат. И как позже выяснилось, он действительно умер в ту ночь.
— Так почему же говорят, что сны
врут? Они не всегда врут, — сказал он раву Яакову.
— Если кого-то называют вруном,
это же не означает, что он — всегда врет. Вполне возможно, что порой он говорит
правду. Например, заявляя, что голоден, он, скорее всего, предельно искренен.
Так что будет преувеличением сказать, что из его уст не выходит правдивое слово.
Называя человека вруном, мы имеем в виду, что вранье вошло у него в привычку. Но
это не означает, что он вообще никогда не говорит правду.
В наше время сны, как правило,
рассказывают что-то, не имеющее отношение к реальности, и нечего полагаться на
них. Впрочем, иногда они могут содержать и зерна правды.
Все-таки возникает вопрос:
бывают ли в наше время сновидения, подобные снам Йосефа, пекаря и виночерпия,
снам фараона?
По большому счету — их не
бывает. И вот, почему.
Раньше жизнь была более
сбалансированной, размеренной, неторопливой, тихой и спокойной. Теперь темп
жизни значимо ускорился. Всевозможные средства массовой информации беспардонно
вмешиваются в нашу жизнь, сообщают, воздействуя на психику, о бедствиях и
катастрофах, происходящих по всему миру.
Люди, которые постоянно
находятся под психологическим прессингом, во сне тоже не могут от него
освободиться. Поэтому их сны продиктованы телевизионными передачами, информацией
из интернета и т.д., но — не малахом.
Тот же, кто ограждает себя от
пагубного воздействия СМИ, имеет шанс увидеть правдивый сон.
на основе комментария рава Яакова Каневского (Стайплер; Украина — Израиль,
1899-1985 гг.)
3. Представление Йосефа
ко двору египетского фараона
Виночерпий, наконец, вспоминает
о Йосефе и сообщает о его существовании фараону.
«Был там с нами отрок-еврей, раб
начальника охраны, — говорит он. — Рассказали мы ему наши сны, и истолковал он
их, и дал каждому из нас свое толкование» (Берешит, гл. 41, ст.
12).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 89) сказано, что нечестивые злодеи, даже
если и делают добро, то — не до конца. То есть они нечестивы даже в своих
хороших поступках.
Спустя два года виночерпий,
наконец, вспомнил о Йосефе. Да и то, упоминая его, он использует три обидные
клички: «отрок» (мол, глуп по молодости лет и недостоин высокого положения),
«еврей» (из ненавистного и презираемого народа), «раб» (по египетским законам,
раб не может стать правителем и не имеет права облачаться в платье вельмож).
И только после этих унизительных
характеристик, которые виночерпий дал Йосефу, он решается сообщить о нем хорошее
и говорит, что тот умеет разгадывать сны.
Виночерпий, указав на еврейство
Йосефа, — добавляет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак
— величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — тем самым дал
понять, что этот чужак даже не овладел, как следует, их языком.
Йосеф на тот момент прожил в
Египте уже 13 лет, и достаточно хорошо знал египетский. Только он не желал на
нем разговаривать, чтобы не впитать в себя местную культуру и не
ассимилироваться.
Итак, виночерпий представляет
фараону Йосефа, но делает это неуверенно. Он, как бы сомневается, правильно ли
поступает.
Дело в том, что виночерпий на
случай, если Йосефа постигнет неудача, решил подстраховаться. А такой вариант не
следует сбрасывать со счетов. Ведь лучшие египетские колдуны, гадатели и
астрологи уже потерпели фиаско.
Если состоятельный человек
заболевает редкой, малоизученной болезнью — к нему стараются пригласить лучших
докторов. И если профессора и светила медицины не смогли помочь — к нему точно
не позовут районного терапевта. А вот специалиста в нетрадиционной медицине
вполне могут пригласить. Даже если его метод лечения мало изучен.
Так устроен человек.
Таинственное и непонятное привлекает его и кажется ему более действенным, чем
то, что хорошо известно.
Виночерпий пытается действовать
именно по этой схеме. Он старается создать впечатление, что Йосеф — отличается
от всех специалистов, что безрезультатно
пытались разгадать сон фараона.
Виночерпий сообщает, что Йосеф —
из евреев. А евреи, как известно, избегают колдовства. Значит, Йосеф не повторит
ошибок с треском провалившихся египетских колдунов.
Кроме того, Йосеф был в
услужении у начальника охраны. Следовательно, он едва ли обладает познаниями в
предсказаниях по звездам. И таким образом — не станет нести чушь, подобно
египетским звездочетам. Он пойдет — собственным путем, доселе неопробованным, и
поэтому заманчивым и привлекательным.
на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
и
рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Микец»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И
было по завершению двух лет, фараону снится сон...».
По завершению
на иврите - микец.
Обсуждение главы
Микец
1.
Виночерпий был наказан за забывчивость
Спустя два года после
освобождения из тюрьмы, виночерпий решает рассказать фараону о Йосефе. И мы
читаем: «И обратился главный виночерпий к фараону и сказал ему: "Должен
вспомнить я сегодня мои прегрешения"» (Берешит, гл. 41, ст. 9).
За добро следует платить добром.
Если кто-то тебе помог, оказал услугу, выручил тебя или даже спас — не будь
неблагодарным, не скупись на добрые дела в ответ. Ведь тебя выручили, так, будь
добр, окажи ответную услугу.
Виночерпия в свое время бросили
в тюрьму за то, что в бокале, который он подал фараону, оказалась муха. Но это —
только одно прегрешение. Почему же он говорит о нескольких («Должен вспомнить я
сегодня мои прегрешения»)?
Очевидно, он имеет в виду еще
одну ошибку — чудовищная неблагодарность, которую он проявил в отношении к
Йосефу. Ведь он до сих пор даже не вспомнил о нем, поднявшись из тюремного
застенка, из положения узника в царедворцы, как говорится — «из грязи в князи».
А ведь Йосеф уже два года мог
применять свои способности на благо всей страны, всего Египта. Следовательно,
забывчивость виночерпия сопоставима с государственной изменой. И фараон очень
рассердился на него за то, что он не рассказал о Йосефе раньше.
Далее в нашей недельной главе
сказано: «И отправил фараон посланцев, чтобы привели Йосефа» (Берешит,
гл. 41, ст. 14).
Египетский правитель, казалось
бы, должен был отправить за Йосефом своего виночерпия — человека, который
поведал о нем. Но так как он очень был на него рассержен — послал за Йосефом
других слуг.
Фараон по праву сердился на
виночерпия. Тот не был праведником, но — наоборот.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) написано, что хорошему человеку не показывают хороших, добрых снов, но
— только кошмары. Чтобы всегда заботился о своем духовном мире, трепетал перед
Всевышним и не совершал прегрешений. Плохому же человеку не показывают худых
снов, но только — красочные, яркие, добрые, чтобы был уверен, что на хорошем
счету и не вздумал в себе что-то менять.
Виночерпий видел хороший, полный
оптимизма сон. Отсюда можно сделать вывод, что он был человеком неважнецким,
обладателем плохих качеств. И неблагодарность — лишь одно из них. Поэтому он и
заявил, что вспоминает прегрешения.
В книге Зогар
сказано, что в случаях, когда в Торе использовано слово «hа-йом»
(сегодня) — имеется в виду Рош
hа-Шана.
Виночерпий подчеркивает, что
должен вспомнить свои прегрешения — сегодня. То есть — в Рош
hа-Шана.
И хотя в этот День Суда — не принято вспоминать о прегрешениях, чтобы не навлечь
на себя Гнев Высшего Судьи, он сделал это ради блага страны и фараона.
Получается, что Йосефа
освободили из тюрьмы в Рош
hа-Шана.
Возникает вопрос: какая разница,
когда именно Йосеф вышел на свободу?
Некоторые люди находятся во
власти своих вожделений, во власти страстей или вредных привычек. Своим дурным
началом (на иврите — йецер
hа-ра)
они словно заключены в тюрьму. Но как бы сильно йецер их ни сковывал, в
Рош hа-Шана
у них появляется возможность сбросить с себя его власть и освободиться...
на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
и
рава Нисима-Шломо Эльгази
(автор книги «Шaма
Шломо», вторая половина 18-го века (ум. 1782)
2. Бывают ли вещие сны
Виночерпий рассказывает фараону,
что Йосеф сумел предельно точно разобрать и его сон и сон придворного пекаря.
Как написано: «И приснился нам однажды ночью сон — ему и мне» (Берешит,
гл. 41, ст. 11).
Существует двоякое отношение к
снам. Одни считают, что сны — пустое, другие в них свято верят. Первые цитируют
слова пророка — «И сновидения ложное рассказывают» (Танах, книга пророка
Захарьи, гл. 10, ст. 2).
Но и у их оппонентов наготове
цитата, подтверждающая их точку зрения — «Во сне говорю ему» (Бамидбар,
гл. 12, ст. 6).
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) разъясняется, что все зависит от того, что явилось источником сна. Если
он нашептан малахом (малах в условном переводе — ангел), сон в
высокой степени точности, конечно же, сбудется. Когда же сон продиктован
влечениями сердца, он напоминает пустую породу, не содержащую никаких полезных
ископаемых или ценных минералов. Человеку часто снится то, о чем он думал в
течение дня.
Как-то персидский царь обратился
к Шмуэлю (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век), говоря:
— Все восхваляют твою мудрость.
Но если ты действительно столь мудр, скажи, что мне приснится этой ночью?
— Что ты развязал войну с Римом
и был взят в плен. Поэтому тебя заставили перемалывать финиковые косточки
золотыми жерновами.
Царя поразили слова Шмуэля. Он
думал о них весь остаток дня, тщательно анализировал детали услышанного. И ночью
ему все это, конечно, приснилось (трактат Берахот, лист 56).
Однажды к раву Яакову
Каневскому (Стайплеру; Украина — Израиль, 1899-1985 гг.) пришел аврех
(учащийся йешивы) и рассказал, что ему недавно приснилось, будто умер его родной
брат. И как позже выяснилось, он действительно умер в ту ночь.
— Так почему же говорят, что сны
врут? Они не всегда врут, — сказал он раву Яакову.
— Если кого-то называют вруном,
это же не означает, что он — всегда врет. Вполне возможно, что порой он говорит
правду. Например, заявляя, что голоден, он, скорее всего, предельно искренен.
Так что будет преувеличением сказать, что из его уст не выходит правдивое слово.
Называя человека вруном, мы имеем в виду, что вранье вошло у него в привычку. Но
это не означает, что он вообще никогда не говорит правду.
В наше время сны, как правило,
рассказывают что-то, не имеющее отношение к реальности, и нечего полагаться на
них. Впрочем, иногда они могут содержать и зерна правды.
Все-таки возникает вопрос:
бывают ли в наше время сновидения, подобные снам Йосефа, пекаря и виночерпия,
снам фараона?
По большому счету — их не
бывает. И вот, почему.
Раньше жизнь была более
сбалансированной, размеренной, неторопливой, тихой и спокойной. Теперь темп
жизни значимо ускорился. Всевозможные средства массовой информации беспардонно
вмешиваются в нашу жизнь, сообщают, воздействуя на психику, о бедствиях и
катастрофах, происходящих по всему миру.
Люди, которые постоянно
находятся под психологическим прессингом, во сне тоже не могут от него
освободиться. Поэтому их сны продиктованы телевизионными передачами, информацией
из интернета и т.д., но — не малахом.
Тот же, кто ограждает себя от
пагубного воздействия СМИ, имеет шанс увидеть правдивый сон.
на основе комментария рава Яакова Каневского (Стайплер; Украина — Израиль,
1899-1985 гг.)
3. Представление Йосефа
ко двору египетского фараона
Виночерпий, наконец, вспоминает
о Йосефе и сообщает о его существовании фараону.
«Был там с нами отрок-еврей, раб
начальника охраны, — говорит он. — Рассказали мы ему наши сны, и истолковал он
их, и дал каждому из нас свое толкование» (Берешит, гл. 41, ст.
12).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 89) сказано, что нечестивые злодеи, даже
если и делают добро, то — не до конца. То есть они нечестивы даже в своих
хороших поступках.
Спустя два года виночерпий,
наконец, вспомнил о Йосефе. Да и то, упоминая его, он использует три обидные
клички: «отрок» (мол, глуп по молодости лет и недостоин высокого положения),
«еврей» (из ненавистного и презираемого народа), «раб» (по египетским законам,
раб не может стать правителем и не имеет права облачаться в платье вельмож).
И только после этих унизительных
характеристик, которые виночерпий дал Йосефу, он решается сообщить о нем хорошее
и говорит, что тот умеет разгадывать сны.
Виночерпий, указав на еврейство
Йосефа, — добавляет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак
— величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — тем самым дал
понять, что этот чужак даже не овладел, как следует, их языком.
Йосеф на тот момент прожил в
Египте уже 13 лет, и достаточно хорошо знал египетский. Только он не желал на
нем разговаривать, чтобы не впитать в себя местную культуру и не
ассимилироваться.
Итак, виночерпий представляет
фараону Йосефа, но делает это неуверенно. Он, как бы сомневается, правильно ли
поступает.
Дело в том, что виночерпий на
случай, если Йосефа постигнет неудача, решил подстраховаться. А такой вариант не
следует сбрасывать со счетов. Ведь лучшие египетские колдуны, гадатели и
астрологи уже потерпели фиаско.
Если состоятельный человек
заболевает редкой, малоизученной болезнью — к нему стараются пригласить лучших
докторов. И если профессора и светила медицины не смогли помочь — к нему точно
не позовут районного терапевта. А вот специалиста в нетрадиционной медицине
вполне могут пригласить. Даже если его метод лечения мало изучен.
Так устроен человек.
Таинственное и непонятное привлекает его и кажется ему более действенным, чем
то, что хорошо известно.
Виночерпий пытается действовать
именно по этой схеме. Он старается создать впечатление, что Йосеф — отличается
от всех специалистов, что безрезультатно
пытались разгадать сон фараона.
Виночерпий сообщает, что Йосеф —
из евреев. А евреи, как известно, избегают колдовства. Значит, Йосеф не повторит
ошибок с треском провалившихся египетских колдунов.
Кроме того, Йосеф был в
услужении у начальника охраны. Следовательно, он едва ли обладает познаниями в
предсказаниях по звездам. И таким образом — не станет нести чушь, подобно
египетским звездочетам. Он пойдет — собственным путем, доселе неопробованным, и
поэтому заманчивым и привлекательным.
на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
и
рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
4. Пренебрежение слуг
компенсировал малах
Фараон принимает решение
использовать Йосефа в деле разъяснения снов. И в нашей недельной главе об этом
написано: «И поспешно вывели его из темницы, и подстриг волосы, и сменил одежду,
и предстал перед фараоном» (Берешит, гл. 41, ст. 14).
Мы видим, что Йосефом занимались
несколько слуг. Ибо сказано — «вывели его» (во множественном числе). Но затем в
Торе совершается переход на единственное число — "и подстриг волосы, и сменил
одежду".
Возникает вопрос: чем это
объясняется?
Виночерпий рассказывает фараону
о Йосефе с неприкрытым пренебрежением. Он говорит: «Был там с нами отрок-еврей,
слуга начальника охраны" (Берешит, гл. 41, ст. 12).
Отрок, слуга, еврей — чины,
которыми наградил Йосефа виночерпий, не добавляют ему уважения. Скорее —
наоборот.
Слуги фараона все это слышат. И
когда он отправил их за Йосефом — они особо не церемонились. Поспешно вывели его
из темницы, и даже не позаботились о том, чтобы привести в порядок бывшего
узника, которому нужно было умыться, постричься и сменить платье.
Слишком много чести для
мальчишки-еврея, раба, — решили посланцы фараона. И так сойдет. Но затем все же
упоминается стрижка и перемена одежды.
Если фараоновы слуги этим не
занимались — кто тогда? Может, сам Йосеф?
Только самому себя стричь весьма
затруднительно. Может выйти конфуз. Да и для того, чтобы переодеться, нужно
иметь запасную одежду. Откуда ей взяться у Йосефа?
От имени учеников великого
Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец
Исраэль, 16-й век) передают, что не только фараон послал слуг к Йосефу. Сам
Всевышний отправил к нему своего посланника, малаха (малах в
условном переводе — ангел).
Этот малах научил Йосефа
понимать все основные языки. Он же привел его в надлежащий вид — постриг и
переодел в новое платье. Чтобы Йосеф не ударил лицом в грязь перед фараоном.
Рассказывают, что среди хасидов
раби Аарона из Бельз (Ребе Бельзских хасидов; вторая половина 19-го —
первая половина 20-го вв.) был маляр. Он вечно ходил весь перемазанный краской.
Когда он шел на работу и с работы, то, конечно, избегал людных мест. Поэтому
центральную улицу местечка он обходил стороной.
Как-то с ним приключилась беда,
и он бросился за советом к ребе. Но габай (распорядитель в синагоге) не позволил
ему в испачканной одежде войти в кабинет раввина.
— Ступай, переоденься и тогда
приходи, — велел он ему.
У рава Шалома Эльяшива
(один из величайших раввинов нашего времени; Иерусалим, 1910-2012 гг.) был
ученик маляр. Как-то он заявился на молитву прямо с работы в одежде, заляпанной
краской.
Раввин рассказал ему о случае с
белзским хасидом и добавил, что если в измазанной одежде негоже предстать перед
ребе, то уж тем более — перед Царем Царей, Властелином Вселенной.
— Как мне знать, насколько
опрятной должна быть одежда для молитвы?
— Настолько, чтобы тебе не было
стыдно идти в ней по центральной улице города…
на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна
(Израиль, наше время)
5. Тешува
из любви
В нашей недельной главе об
освобождении Йосефа из тюрьмы сказано: «И поспешно вывели его из темницы, и
подстриг волосы, и сменил одежду, и предстал перед фараоном» (Берешит,
гл. 41, ст. 14).
Мы видим, что это освобождение
было поспешным («и поспешно вывели»).
Йосеф отсидел в тюрьме сначала
10 лет, затем его заключение продлили еще на 2 года. Тюремная жизнь все тянулась
и тянулась. Казалось, этой тягучей рутине не будет ни конца, ни края. Но когда
пришел срок, события стали развиваться с невероятной скоростью — завертелись,
замелькали, еле-еле ползущие до сей поры шестеренки бытия.
Жизнь подавляющего большинства
людей течет по установленным законам мирового порядка.
Человек, например, занимается
торговлей. Если его дела идут успешно, он получает прибыль. Поначалу небольшую.
Со временем объемы продаж растут, увеличивается оборот средств, а с ним — и
прибыль. Человек преуспевает и богатеет. Но если он допустил ошибку, и торговля
идет в убыток — через некоторое время он разорится, останется без средств и
обнищает.
Иногда встречаются
предприниматели, внезапно разоряющиеся и столь же стремительно богатеющие.
Причем и в том и в другом случае — без видимых причин.
Очевидно, что такой человек
находится под особым управлением Всевышнего, которое — выше всех экономических и
социальных законов. Оно носит название — ашгаха пратит.
Йосеф находился под ащгахой
пратит.
Утром он еще был избалованным
ребенком, любимцем отца, одетым в цветную рубаху, подобной которой не было ни у
кого из его братьев. Он
постигал Тору, слушая персональные уроки из уст мудрейшего человека того
времени, своего отца Яакова. А ночью он уже стал бесправным рабом Потифара,
вдали от родного дома, на чужбине.
Прошло 13 лет.
Утром он был узником темницы, а
вечером стал наместником фараона — вторым официальным лицом в крупнейшей мировой
державе.
Утром он был грязный, заросший
заключенный, одетый в лохмотья. А вечером — «Фараон снял с руки перстень и надел
его Йосефу. Он облачил Йосефа в одежды из тонкого льна, а на шею ему надел
золотую цепь» (Берешит, гл. 41, ст. 42).
Так реализуется ашгаха пратит.
Еще в нашем фрагменте
присутствует намек на тешуву (раскаяние, возвращение на путь истинный),
совершенную из любви.
В Талмуде (трактат Йома,
лист 86) говорится о двух типах тешувы: из любви и из трепета.
Когда человек, допустивший
нарушение совершает тешуву из трепета перед Всевышним — его сознательные
прегрешения становятся непреднамеренными, как будто бы совершенными по ошибке.
Тешува
же из любви к Творцу — полностью убирает прегрешения, заменяя их заслугами.
Когда человек совершает
тешуву из любви к Творцу, Он «меняет ему одежду» — снимает запятнанное
платье и одевает в новые чистые одежды «из тонкого льна»...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|