ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “Микец”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И было по завершению двух лет, фараону снится сон...”.

По завершению на иврите — микец.

Обсуждение главы Микец

01.12.02

Нередко жизненная ситуация кажется человеку чернее ночи без всякой надежды на просвет. Но наши мудрецы учат, что это ощущение исходит от йецер а-ра силы, которая, толкая человека к дурным поступкам, испытывает его. И если он полагается на Творца и делает все, что от него зависит, то знает — из самой трудной ситуации обязательно найдется выход. Ибо ведомо ему: все, что делает Творец — к лучшему.

Такова история Йосефа.

Братья, возненавидев Йосефа, продали его в рабство к идолопоклонникам, он потерял возможность учиться у своего отца. Уже в неволе по ложному обвинению был брошен в темницу, и пробыл в заключении десять лет. Разве это мало для отчаяния, для обиды смертельной на Создателя?

Потом, казалось бы, подвернулся случай рассказать о своей невиновности царедворцу, чтобы тот передал информацию о навете фараону и вызволил Йосефа из тюрьмы. Но — безрезультатно. Опять потянулись годы заключения.

На этом завершается предыдущая недельная глава. А наша начинается с такой фразы: “И было по завершению двух лет (этого тюремного срока)”... Далее идет рассказ о первом сне фараона, который завершается словами: “и пробудился фараон” — ваикац паро. В корне слова “пробудился” мы видим те же буквы — куф, цадик, что и в слове микец. Слово кец в переводе на русский язык означает “конец”, “заключение”.

Тем же словом — ваикац заканчивается повествование о втором сне фараона. То есть глава начинается с троекратного повторения слова “конец”.

О чем же здесь идет речь, о “конце” чего? Сначала можно понять, что говорится как будто бы о времени: “И было в конце двух лет...”.

Но слово микец можно перевести выражением — “из заключения”. Всевышний начинает расплетать узлы, не просто вызволить, но и возвысить Йосефа — ради спасения народа Израиля.

Оно, по милосердию Творца, наступило не через 400 лет, как говорил Он Аврааму, а на 190 лет (числовое значение слова кэц) раньше...

Однако вернемся к Йосефу и зададимся вопросом: как все случилось с ним и почему пришлось ему пережить столько мучений?..


 

02.12.02

Чтобы в этом разобраться, прочтем финал предыдущей недельной главы, где сказано: “Но не вспомнил начальник виночерпиев о Йосефе, и забыл его”. Хотя с ним и другим слугой фараона, когда они рассказали Йосефу свои сны, произошло, как говорится в Торе, “все, как им истолковал Йосеф” (Берешит, гл. 40, ст. 22).

Тора подчеркивает: речь не о случайности. Жизнь виночерпия, как и предсказывал Йосеф, действительно изменилась. Однако виночерпий не только не вспомнил о необычном узнике, но и — под влиянием Свыше — вовсе забыл о нем.

Еще два года, как говорят комментаторы, отсидел Йосеф в темнице. В наказание за то, что понадеялся не на Творца, а на сильных мира сего, в данном случае — на слугу фараона, идолопоклонника.

Выражение “два года” в тексте передается словами шнатаим ямим, что в буквальном переводе означает — “два года дней”. И в этом раскрывается как бы глубина страданий Йосефа, которому только и оставалось в темнице, что дни считать, не зная даты своего освобождения.

Казалось, это — предел. Единственная возможность — передать через слугу фараона весть о своей невиновности — провалилась.

И вдруг: ми-кец – “из конца” забрезжил свет истинной надежды. Возможность освобождения чужеземного раба в темнице реализовалась через сновидения фараона.

Почему, кстати, после десяти лет заключения — до первого шанса на освобождение, Йосефу пришлось отсидеть еще два года?

Если комментаторы говорят, что два года были наказанием, тогда и десять лет, вероятно, объясняются тем же. Только причина наказания здесь должна быть иной.

Десять — число братьев, которые ополчились против Йосефа. Он рассказывал отцу об их дурных поступках, как мы уже упомянули вначале, а они возненавидели его и продали в рабство (см. на сайте обзор недельной главы Вайешев, второй годовой цикл).

В каком-то смысле, он сам виноват в том, что братья совершили этот ужасный поступок, который стал трагедией для их отца. Ведь Яакову братья сказали, что, наверное, Йосефа растерзали дикие звери. И не обманывали, если считать, что они имели в виду себя, животное начало в себе, которое в тот момент одержало победу.

Задача Йосефа была “склеить своей кровью семью” (см. на сайте обзоры недельных глав Вайешев и Микец, первый годовой цикл). К этому, видимо, он и приступает в тюрьме, отсиживая по году за каждого брата, молясь за себя и за них, исправляя себя и открывая дорогу для их исправления.

03.12.02

Но дело, оказывается, на этом не заканчивается и не исчерпывается виной Йосефа перед братьями или несовершенством его в отношениях с ними. Ему предстоит искупить также детей Рахели: исправить свое отношение к Творцу и принять страдания за брата, в уделе которого будет стоять Храм.

То, что произошло с Йосефом в этот временной период, позднее повторяется в еврейской истории. Составитель книги Зоѓар, раби Шимон бар Йохай, и его сын прожили в пещере, как в заключении, сначала свыше десяти лет, а потом — еще один срок. Потому что не были готовы к жизни в мире, среди людей.

Оказывается, пребывать среди людей и сохранять при этом ощущение близости к Творцу труднее, чем в темнице, пещере или пустыне. Об этом говорили и разведчики, посланцы народа, вышедшего Из Египта — “поколения Знания Торы”, поднявшегося на уровень пророков, когда вернулись из своей “вылазки” в Эрец Исраэль — “Это — земля, поглощающая людей” (Бамидбар, гл. 13, ст. 32).

Записанная в Вавилонском Талмуде, дискуссия о предназначении еврея — между раби Шимоном бар Йохаем и раби Ишмаэлем (трактат Берахот): следует ли еврею полностью посвятить себя изучению Торы или — он должен работать и учиться, идет, по сей день. Эта проблема столь глубока, что принять какую-то сторону невозможно...

Но откуда, собственно, нам известно, что Йосеф в тюрьме не терял времени даром, что годы его заключения стали для него периодом духовного подъема и кардинальных духовных изменений?

Об этом нам сообщает Тора, описывая эпизоды со снами.

В предыдущей недельной главе сказано: “И возненавидели они его еще больше за эти сны и за эти речи” (гл. 37, ст. 4). И выразили ему свое возмущение.

Однако Йосеф после этого снова идет к ним и рассказывает свой второй сон.

Зачем же он так поступает? Мы поняли бы его, если бы он не знал, как братья относятся к нему и к тому, что он говорит. Но Тора подчеркивает, что братья заведомо “не могли разговаривать с ним дружелюбно” (гл. 37, ст. 4).

Резонно предположить, что Йосеф считал свои сны пророческими. Поэтому, как и полагается пророку, не боясь угроз, шел, чтобы донести до них открытую Небесами весть.

Но пророк не должен говорить все, о чем ему дали знать Свыше, но — лишь то, что велено. Так что же происходило с Йосефом? Не достаточно ли было ему сообщить о своих снах отцу, как он, с самыми лучшими намерениями, сообщал ему об их поведении?..


04.12.02

Здесь важно отметить, как Йосеф обращается к братьям. Он говорит: “Выслушайте сон, который мне приснился” (Берешит, гл. 37, ст. 6). В этом просматривается, если не агрессия, то, по крайней мере, менторская интонация, которую большинство людей воспринимает негативно. Эгоизмом, пожалуй, такое человеческое проявление не назовешь. Точнее будет сказать, что в общении Йосефа с братьями сквозило некое высокомерие.

И выросло в нем такое отношение к окружающим не случайно. Йосеф жил в семье на особом положении: его одевали в царские одежды, отец приблизил его к себе, как никого из сыновей. Талантами Небеса его не обделили — все ему удавалось, все спорилось в его руках. Выделялся он и внешностью — был красавцем и следил за собой. Часто смотрел в зеркало и прихорашивался... За это и было дано ему наказание — падением, заключением в темницу, где никто не видел его красоты.

Поневоле, ему пришлось позабыть о своем внешнем виде, сосредоточиться на душе, поиске света в себе самом.

Прошло десять лет. Мидраш рассказывает: в темнице в одну и ту же ночь слуги фараона увидели каждый свой сон, а Йосеф увидел оба их сна сразу. Но теперь он уже не говорит им: “Выслушайте сон, который мне приснился”.

Об этом в Торе написано так. “Йосеф пришел к ним утром и увидел, что они пребывают в смущении... И спросил: почему сегодня на ваших лицах озабоченность?.. И сказали они ему: Сон приснился нам, и нет ему толкователя. И сказал Йосеф: Ведь от Всевышнего все толкования, расскажите мне...” (гл. 40, ст. 6-8).

Теперь он уже обращен к людям, внимателен к ним и понимает их состояние. И главное — в его словах упомянут Творец и сказано, что все — от Него. Это — коренное внутреннее изменение. Десять лет не прошли даром. Но осталось — “расскажите же мне...”.

И, наконец, в третий раз, когда речь идет о сне фараона, от него уже не исходит инициативы. Сам Всевышний направляет к нему людей. “Фараон сказал Йосефу: Сон мне приснился, и нет ему толкователя. А я слышал, что ты понимаешь, как толковать сон. Отвечал Йосеф фараону: Не я, но Творец ответит во благо фараону” (гл. 41, ст. 15-16).

За двенадцать лет Йосеф стал истинным слугой Творца. Это целиком изменило и его отношение к людям. Фараон не мог не почувствовать, что имеет дело с человеком, который полностью лишен эгоизма. И другого такого ему, конечно же, в Египте не найти.

Осознание беспредельной власти Творца и внутренний рост, нашедший выражение в предельной скромности, сделали Йосефа вторым человеком в стране и ее реальным правителем. И по большому счету — спасла от верной гибели. Если бы он, как раньше, просто растолковал фараону его сон, глава Египта, увидев в нем конкурента, скорее всего, отдал бы приказ казнить его.

Но теперь, благодаря предельной скромности, он стал единственным человеком, на которого фараон мог положиться в трудную минуту. Что же произошло с фараоном?

05.12.02

Дважды повторяется, как мы уже говорили, в конце описания снов фараона слово “пробудился” – ваикац фараон. Однако ту же фразу Торы можно перевести, исходя из корня слова, кэц, иначе — “...и пришел конец фараону”.

В Хануку после зажигания свеч, которые напоминают нам о сотворенном Творцом во тьме греческого изгнания чуде, мы поем: кец бавель зерубавель – конец Вавилону (когда поднялся) Зерубавель. Так же можно сказать: “конец фараону (когда поднялся) Йосеф”.

Это станет очевидным, когда мы будем читать книгу Шемот, где сказано: “И по мере того, как изнуряли Израиль, он все больше размножался и разрастался, и тяготились египтяне сынами Израиля” (гл. 1. ст. 12). Здесь словом “тяготились” переведено слово оригинала, с тем же корнем, что и в нашей недельной главе — ваякуцу.

Из дальнейшего рассказа мы знаем, что возвышение Йосефа было началом конца Египта. После Десяти Казней он уже не оправился.

Фараон Йосефа, согласно одному из комментариев, правил и во время выхода из Египта и утонул, преследуя уходящий на встречу с Творцом для получения Торы еврейский народ.

Но в момент, когда он увидел свои сны и признал, что не способен даже на то, чтобы истолковать их (“Сон мне приснился, и нет ему истолкователя”), фараон, по сути, продемонстрировал свое бессилие. Ведь человеку, который создал, как говорил о себе глава Египта, великую реку Нил и обеспечивал изобилие в стране, будь это так, ничего не стоило бы, согласитесь, “прочесть” весть, посланную Небесами.

В поисках спасения, он вынужден обратиться к чужеземцу, еврею, “преступнику”, заключенному без срока в темницу.

Это — конец фараона. Это — конец идеи о всемогуществе человека, о возможности спасения без помощи Творца.

В некий экзистенциальный момент такой проблеск сознания возникает у каждого человека, и, если ему хватит сил сохранить в душе эту мысль и жить в соответствии с приобретенной истиной, он выполнит волю Создателя, осуществит задачу, ради которой пришел в этот мир.

Итак, в финале нашей главы мы узнаем, что Йосеф становится фактическим правителем Египта — самой большой, самой сильной в мире того времени страны...

Автор текста Гедалия Спинадель


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Не соблюдаю правильно традиции шаббата. Тогда я не должна зажигать свечи?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля