New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА
«МЕЦОРА»
Место в Торе:
книга
Ваикра - гл. 14, ст. 1 -
гл. 15,
ст. 33.
Почему глава так называется?
В первой фразе говорится: «Вот законы (о человеке в статусе)
мецора, день, когда он перейдет в статус таѓор…» ( Ваикра,
гл. 14, ст. 2).
Обсуждение главы
Мецора
20.04.04
Основная тема нашей второй недельной главы - болезнь, которая на
иврите, в оригинале называется цараат. На русском языке мы читаем о ней
как о «проказе». Но перевод этот, по меньшей мере, неточен. Ибо почти ничего
общего с проказой, известной современным медикам, цараат не имеет (см. на
сайте об этом также в
обзоре недельной главы Мецора,
первый годовой цикл).
Дело в том, что цараат - заболевания не физического, а
духовного происхождения. И при появлении ее симптомов обращаются не к
докторам, а к - коэнам (прямые потомки Аарона-первосвященника,
служители Храма).
Причины возникновения цараат могут быть разными. Но
основная, как сообщает еврейская традиция - злословие (на иврите - лашон а-ра,
что в буквальном переводе на русский означает - «дурной язык»). Отсюда и
вынесенный в название нашей недельной главы термин - мецора, то есть -
человек, страдающий заболеванием цараат.
Этот термин образован в результате некоего соединения трех
ивритских слов: моцэ шем ра, которое переводится как - «(тот, кто)
создает дурное имя». Это и есть классическое определение понятия лашон а-ра
(см. Ерахим 15б).
В Торе заболевание цаарат упоминается дважды. Один раз - в
связи с сестрой Моше, Мирьям, которая стала мецорой, плохо отозвавшись о
своем брате (Бамидбар, гл. 12).
В другом фрагменте рассказывается о том, что произошло с самим Моше.
Имеется в виду разговор Моше с Творцом, когда Всевышний поручил ему
вывести народ из Египта. Моше тогда выразил сомнение… В Торе об этом написано:
«И отвечал Моше, и сказал: но ведь они не поверят мне и не послушают голоса
моего, и скажут - «Не являлся тебе Всевышний» (Шемот, гл. 4, ст.
1). И за это он тут же получил наказание. Тора рассказывает об этом так: «И
сказал ему Всевышний: положи-ка руку твою к себе в пазуху. И он положил руку
свою себе в пазуху; и вынул он ее, и вот, рука его покрыта проказою, как снегом»
(Шемот, гл. 4, ст. 6).
Попытаемся ответить на вопрос: почему человек, произносящий
лашон а-ра,
может получить за это такое явное, очевидное наказание?
Чтобы понять это, нам следует вернуться к моменту сотворения
человека.
В Торе читаем: «И создал Всевышний человека из праха земного, и
вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым (нефеш хая)»
( Берешит,
гл. 2, ст. 7).
Многие комментаторы, анализируя фразу, говорят, что здесь под
выражением нефеш хая имеется в виду - «дух речи». И тогда получается, что
способность говорить - результат объединения в человеке физического и духовного
начал. Человек - единственное живое существо, которое имеет аппарат связной,
осмысленной речи. Потому что только его Всевышний наделил особой душой.
Сама речь, слово, появляется до сотворения мира и человека. Речью,
как описывается в книге Берешит, Всевышний создает вселенную. В
Талмуде (трактат Авот, лист 5) говорится, что мир был сотворен
десятью речениями. Таким образом, Творец мира говорит, а человек, созданный по
Его образу, был наделен этой способностью - говорить.
Впервые человек, созданный Всевышним по своему образу и подобию,
произносит слова, когда дает имена животным. Отсюда мы видим, что творческие
возможности человека ограничены (по сравнению с Творцом). Творец создает все -
из ничего, пользуясь лишь своей Речью. Человек же, благодаря своей способности
говорить, только обозначает категории и дает имена ранее созданным существам.
Впервые неправильно речь была использована в обольстительных словах
змея. Поэтому змей и остался прообразом зла, и, в частности - символом неверного
употребления речи.
Реакция Всевышнего на проступок первых людей будет понятнее, если
мы, хотя бы поверхностно, исследуем концепцию «чистоты», «святости» речи.
После того, как человек ел плод Дерева познания добра и зла, он
почувствовал себя некомфортно и попытался спрятаться от Создателя. Всевышний же,
со своей стороны, попытался вызвать человека на диалог, дав ему шанс признать
свою ошибку. В Торе сказано: «И воззвал Всевышний к Адаму и спросил его - где
ты?» (Берешит, гл. 3, ст. 9)…
21.04.04
Всевышний, разумеется, знал, где в тот момент был Адам. Вопрос для
Него - способ
начать разговор.
Но Адам не находит нужных слов, пытается обвинить во всем Хаву... Потеряв
надежду на раскаяние Адама, Творец изгоняет его из Ган Эдена (Райского
сада).
Законы раскаяния требуют, чтобы человек, прежде всего, в словах
выразил сожаление по поводу совершенного им неблаговидного поступка. Об этом
пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век) в своем
труде «Законы тешувы (возвращения к Всевышнему)». Это - начальный этап,
но, не пройдя его, человек не может вновь подняться на уровень создания,
сотворенного по образу Всевышнего.
За сорок лет странствий в пустыне народ Израиля совершил немало
ошибок. Сразу же после Исхода из Египта, в первые месяцы, евреи несколько раз
поднимали мятеж. Но самой большой ошибкой из всех в этот период стал проступок
разведчиков.
Что же они сделали?
Их послали разведать, что за землю дает им Всевышний. И они,
вернувшись, наговорили о Земле Израиля много плохого.
Всевышний с готовностью простил евреям многие прегрешения, включая
создание золотого тельца. Но за злословие по поводу Эрец Исраэль евреи не
могут избавиться от наказания вот уже две тысячи лет.
В книге Зоѓар объясняется, что злословие (лашон
а-ра) - грех змея, и Всевышний не простит этот грех.
В Зоѓаре так же сказано, что злословие - коварно,
именно из-за него Творец запретил нашим предкам сразу расселиться в Эрец
Исраэль. Из-за злословия целое поколение евреев погибло в пустыне.
Разведчики вернулись с сообщением: нельзя входить в Землю Израиля в
день 9-го ава. И эта дата стала одним из самых трагичных дней еврейского
календаря.
9-го ава был разрушен Первый Храм.
Второй Храм был разрушен тоже 9-го ава…
Разрушение Первого Храма - наказание за прелюбодеяния, убийства и
идолопоклонство, - объясняет в своей основополагающей работе
Хофец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой
половины 20-го века).
Второй Храм, как отмечает Талмуд (трактат Йома, лист
96), пострадал в наказание людям - за беспричинную ненависть, ибо беспричинная
ненависть равносильна трем тяжелейшим грехам (прелюбодеяние, убийство и
идолопоклонство). Далее Талмуд подчеркивает, что лашон а-ра и есть одно
из основных проявлений беспричинной ненависти. Вот и получается, что из-за
злословия вот уже две тысячи лет Девятое ава - день скорби.
Обсуждая истоки и последствия злословия, на страницах Талмуда
Учителя рассматривают и способы избавления от этого дурного проявления
негативных человеческих качеств…
22.04.04
Талмуд определяет основной метод борьбы с
лашон а-ра так: «Если (речь идет об) ученом муже, пусть углубится в
изучение Торы... Простой человек пусть сдерживает себя» (трактат Арахин,
лист 15).
В самом деле. Если человек не по «назначению» и даже во вред
использует способность говорить, данную ему Всевышним, путь к исправлению, лежит
через стремление выразить в словах то, что угодно Творцу. А это - слова Его
Торы.
Когда
же Талмуд говорит о «простом», то есть малограмотном человеке, выражение -
«пусть сдерживает» не означает, что он не должен изучать Тору. Разумеется,
должен. Но процесс его постижения законов Творца развивается гораздо медленнее,
- отмечают Учителя. - Поэтому, пока он не достиг понимания сути требований
Всевышнего, ему надлежит хотя бы контролировать себя и сдерживать дурные
высказывания о людях, готовые сорваться с его уст.
Рассматривая проблему на более глубоком уровне, Талмуд дает
рекомендацию: поскольку злословие проистекает из беспричинной ненависти,
человеку необходимо сдерживать себя в своих желаниях, стараться уменьшить свои
потребности, чтобы избавиться от зависти. Ведь именно завистливость, прежде
всего, порождает безосновательно-негативное отношение к окружающим.
Еврейская традиция объясняет, что речь - результат взаимодействия
тела и души. Она дана нам как возможность привносить в этот мир Высшую
духовность. В свою очередь, лашон а-ра увеличивает в мире зло, иными
словами - представляет собой полную противоположность той цели, которая
поставлена перед нами Творцом, наделившим нас столь бесценным даром.
Более того. Злословие извращает образ Всевышнего, заложенный в
человеке. Поэтому любое проявление лашон а-ра, по существу -
«растрачивание» нашей уникальной способности говорить на отторжение этого
образа.
И нет ничего удивительного в том, что злословие и клевета стали
причиной разрушения Второго Храма.
Традиция сообщает, что у руководителей еврейского народа был
шанс исправить ошибку разведчиков.
Это произошло в пустыне, в момент, когда народу Израиля нужна была
вода.
Тора рассказывает: «Всевышний сказал Моше - возьми посох и созови
общину, ты и Аарон, брат твой, и попросите скалу перед народом, чтобы дала она
воду, и извлечешь ты для них воду из скалы, и напоишь общину и скот их... И
поднял Моше руку и ударил по скале посохом своим дважды… И Всевышний сказал Моше
и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов
Израиля, не вести вам общину в Эрец Исраэль, землю, которую Я дал им» (Бамидбар,
гл. 20, ст. 8-12).
Моше и Аарон должны были, как повелел им Творец, обратившись к
скале с просьбой, словами вознести Его Имя. И тогда ошибка разведчиков
была бы прощена. Но Моше ослушался Всевышнего - извлек воду из скалы силой,
действием. Тем самым братья не только не улучшили положение народа, в которое он
попал из-за разведчиков, но и навлекли на себя тяжкое наказание - ступить на
Землю Израиля им не довелось.
Суммируя сказанное, мы теперь можем понять, почему мецора
(человек, у которого проявились симптомы заболевания цараат - см. выше)
шел за помощью к коэну.
Учителя объясняют, что в коэне заложено стремление к миру,
умение усмирять ненужные желания и способность любить. Поэтому человек,
допускающий проявления лашон а-ра, какое-то время находясь рядом с
коэном, может научиться у него этому. В эпоху существования Храма той же
цели служил и институт приношений.
Еврейская традиция подчеркивает, что цараат может поражать
даже стены дома и одежды злословящего человека.
Недельную главу Мецора мы читаем после праздника
Песах, в период, который наша традиция называет днями «отсчета омера». В
эти дни еврейского календаря в начале 2-го века погибли 24 тысячи учеников
раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2-й век), потому что не относились
друг к другу с должным уважением.
Для нас эти дни - возможность еще и еще раз задуматься о ценности
каждой человеческой личности, о том, что в каждом из нас - образ Всевышнего, о
нашем умении любить и уважать окружающих (см. на сайте
Десять шагов персонального очищения. Духовное руководство для счета омера).
Автор текста раввин Ави Канн
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|