New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “МЕЦОРА”
Место в Торе:
книга Ваикра
— гл. 14, ст. 1 —
гл. 15, ст. 33.
Почему глава так называется?
В первой фразе говорится: “Вот законы (о человеке в статусе) мецора,
день, когда он перейдет в статус таѓор …”
(Ваикра,
14:2).
Обсуждение главы Мецора
06.04.03
Наша
глава, посвященная
законам, связанным с кожным заболеванием духовного происхождения, под названием
— цаарат (точного перевода на русский язык у названия этой болезни не
существует), как любая другая глава Торы, содержит множество аспектов
для анализа и
понимания ее содержания. Выберем один из них (некоторые другие обсуждались в
обзорах прошлых лет — см. обзоры главы Мецора,
первый и
второй годовые циклы) — аспект, связанный с понятием “обрезание”.
Однако для этого нам необходимо вернуться назад и с определенной точки зрения
проанализировать суть этого понятия.
В Торе читаем: “А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его” (Ваикра,
гл. 12, ст. 3) .
До недавнего времени практически все евреи соблюдали обряд обрезания,
независимо от того, в какой мере они придерживались соблюдения остальных
мицвот (заповедей Торы). Но в последние десятилетия даже этот,
основополагающий еврейский обряд, берущий начало во временах Авраама, первого
еврея, подвергается весьма яростным нападкам. Его противники утверждают, что это
—
“варварский” обычай, не более того.
И действительно, какой, казалось бы, духовный смысл может иметь удаление
кусочка кожи?
Тот же аргумент, выясняется, использовался и в древние времена, ибо и тогда
хватало противников обряда обрезания. В мире, как известно, нет ничего нового. ..
Турнусруфус — римский губернатор Иудеи, который стал правителем вскоре после
разрушения Второго Храма, спросил раби Акиву (величайший Учитель Торы и Талмуда,
2-й век):
— Чьи дела более совершенны —
Всевышнего или человека?
— Дела человека
прекраснее и совершеннее, — ответил раби Акива.
Тогда Турнусруфус спросил:
— Почему вы,
евреи, подвергаете себя обрезанию?
Я сразу понял, что ты имеешь в виду , —
сказал раби Акива.
— Поэтому и дал
тебе такой ответ.
Раби Акива попросил принести сноп пшеницы и выпеченную булку. И, указав на
сноп, произнес :
— Это создал
Всевышний...
— А это
— продукт рук
человеческих, — сказал он, указав на булку. — Не правда ли, булка —
совершеннее?..
Так же и льняное
полотно, вытканное в Бейт Шаане (город в Эрец Исраэль),
и одежда из него
выглядят совершеннее, чем стебель льна...
— Но если Всевышний предпочитает человека обрезанного, почему бы людям не
быть обрезанными еще в чреве матери? —
спросил
Турнусруфус.
Раби Акива ответил:
А почему ребенок рождается с пуповиной ,
и мать должна ее обрезать?..
По той же причине Творец
не создал человека обрезанным. Но Он дал евреям заповеди, чтобы соблюдая их, они
могли себя совершенствовать...(Мидраш Танхума
к недельной главе
Тазрия).
Раби Акива мог дать и более простое объяснение, не пользуясь “иллюстрациями”.
Но если объяснение заповеди обрезания звучит так убедительно, почему Турнусруфус
не признал правоту раби Акива? В самом деле, почему Всевышний не создал
вселенную таким образом, чтобы булки и льняная одежда вырастали бы в готовом
виде ?
Но обратим внимание, что этот спор вели, с одной стороны Турнусруфус —
представитель победившей римской культуры, которая охватила весь древний мир и
представляла силы прогресса и цивилизации того времени, с другой — раби Акива,
еврей, который учил и преподавал Тору и не признавал так называемые
“прогрессивные идеи”.
А кроме того, отметим очень важный момент: предмет спора — основа понимания
всей концепции мицвот …
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
07.04.03
На первый взгляд, может показаться, что мицвот (заповеди) не имеют
упорядоченной структуры. Понятно лишь, что часть из них направлена на
совершенствование характера, как, например, заповедь — “Люби ближнего, как
самого себя” или —
почитание родителей.
Другие имеют своей целью обучение соответствующей идеологии, например, заповедь
соблюдать законы Субботы, которая призвана постоянно напоминать нам, что
Всевышний — Создатель вселенной.
Есть заповеди, соблюдение которых делает Творца центром человеческой
деятельности — например, законы о ритуальной чистоте или о приношениях в Храме.
Другие — охраняют семейную чистоту и препятствуют нравственному падению и
распущенности.
Обрезание — одна из немногих заповедей, которую нельзя классифицировать по
этим признакам. Обрезание восьмидневного ребенка, как может показаться, не имеет
духовной цели. Ведь все, что происходит с ребенком в этом возрасте, происходит
не по его воле, неосознанно. Трудно вообразить, как подобный опыт может
повлиять на характер человека. И если это знак того, что человек становится
слугой Всевышнего, то почему тогда он помещен на участке тела, который принято
прятать? Быть может, это коррекция некоего физического недостатка?..
Об этом и говорил Турнусруфус. Суть его рассуждения такова: Творец создал
человека с физическим недостатком, который надо исправить, при том, что само
исправление не имеет “реальной цели”.
Раби Акива, в свою очередь, говорит, что Всевышний намеренно создал человека
с “дефектом”, чтобы дать ему возможность “нанести” необходимый завершающий
“штрих” .
Маѓараль (раби Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда,
автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги —
Чехия; 16-й век) отмечает, что корни этой идеи ведут к имени — Адам, что в
переводе на русский язык означает — “земля”. Именно это имя дает Тора первому
человеку, он сотворен из праха земного. Но ведь согласно повествованию книги
Берешит, все живое также было сделано из земного праха. Так что, эта
концепция, видимо, применима ко всему живому.
Разница в том, — объясняет Маѓараль, что имя человека связано с
необходимостью трудиться, чтобы реализовать заложенный в нем потенциал.
Отметим факт: из всех творений только человек был создан несовершенным.
Животные называются на иврите “б еhейма”,
т.е. — “все, что есть внутри” или — “хайя”, форма жизни.
Другое дело — человек. Земля не может ничего произвести без тяжелого труда
землепашца и способна дать изобилие, поддерживающее остальную жизнь, только если
к ней приложить определенные усилия. Так и человек: потенциально он способен на
великие дела, если устранить его дефекты.
Какова же природа “врожденных дефектов”, символизирующих необходимость
обрезания? ..
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
08.04.03
Учитывая факт, что, согласно еврейской традиции, тело мужчины состоит из 248
частей, соответствующих 248 позитивным заповедям Торы, Учитель Талмуда Рами бар
Аба говорит: “Авраам вначале был известен как Аврам. Гематрия (числовое
выражение) этого имени — 243, что указывает на количество частей тела,
находящихся по воле Всевышнего под контролем человека. Добавление буквы
ивритского алфавита — ѓэй (гематрия
этой буквы — 5), когда Аврам стал Авраамом (в ивритском написании имени
появилась буква ѓэй),
численное значение имени
увеличилось до числа 248. Пять дополнительных органов, попадают (таким образом)
под контроль
человека — это два уха, два глаза и часть тела, участвующая в зарождении нового
человека” (Талмуд, трактат Недарим, лист 32б).
То есть обрезание не только изменило имя, но и дало человеку
дополнительный контроль над еще пятью органами тела .
С одной стороны, человек — такое же творение, как и все живые существа
низшего мира. Он, несомненно, обладает большим интеллектом, но имеет те же
побуждения и ту же жизненную силу, как все другие живые существа. С другой —
человек является связующим звеном между нашим миром и миром духовным. Когда
Творец хочет что-то привнести в этот мир, Он совершает это через душу человека.
Даже для осуществления чудес в Египте и дарования Торы на горе Синай Всевышнему
понадобился “посредник”, на роль которого был избран Моше Рабейну.
Это — дополнительное измерение, характерное только для человеческого
существа, которое выражается в его способности видеть сверх физического и
слышать послание Бесконечности. Что требует, подчеркнем, особого контроля над
органами зрения и слуха. И эта способность не запрограммирована в человеке от
рождения .
Обычно, глаза и уши — пассивные “приемники” информации, которую можно
получить у природы. Человек в таком качестве видит и слышит то же, что видят и
слышат другие живые существа. Его возможности интерпретировать эту информацию
значительно превышают способность к восприятию у других существ, однако доступ
он имеет к той же, что и они, информации. И не более.
Чтобы научиться видеть и слышать сверх того, что отпущено природой, человек
должен каким-то образом “переделать” свои глаза и уши, чтобы они стали не только
простыми “приемниками”. Он должен “научить” их воспринимать информацию из
духовных миров и делать ее частью естественного мира. В процессе такого
“обучения” он превращает свой мир в “сферу” Шехины (место пребывания
Всевышнего).
Человеческий интеллект приходит в наш мир с новой жизнью — как результат
процесса человеческого воспроизводства. Однако о феномене рождения нового
интеллекта иного уровня мы не можем говорить до тех пор, пока глаза и уши
человека направлены только на этот мир. До тех пор, пока его глаза и уши не
отличаются от обычных глаз и ушей и не открыты для восприятия послания
Всевышнего, которое спускается из высших духовных миров. При рождении (до
обрезания) новая жизнь — лишь воспроизведение информации, которая в мире и без
того существует. Такова закономерность системы Управления миром
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
09.04.03
Еврейское мировоззрение выделяет два основных качества, которые используются
системой Управления миром: сила и доброта .
В периоды, когда мир управляется атрибутом Силы, духовная энергия,
поступающая в наш мир, достаточна лишь для того, чтобы поддерживать в этом мире
то, что уже существует. В такой ситуации закрыта возможность для роста и
развития. На практике человеческой истории эти времена имеют вполне конкретные
выражения: они становятся периодами экономической депрессии, инфляции и войн.
Ибо недостаток мировых ресурсов приводит к суровой конкуренции и борьбе за
“место под солнцем”.
Периоды, когда доминирует атрибут Доброты, приносят изобилие, мир и
процветание.
Духовная энергия из высших миров приходит в наш мир, как мы уже говорили,
через человеческие души. Если человеческие души открыты для восприятия
поступающей Свыше духовности, если глаза и уши людей устремлены к Творцу,
жизненная сила, которую Он привносит в наш мир через новые жизни, становится
источником роста и появления новой энергии.
Отметим, что и до Авраама были люди, которые “общались” с Творцом. Но просто
общение с Творцом не ведет к устранению врожденных человеческих дефектов. Пока
эти дефекты остаются, пока образ человека не приобретет завершенность, в мире не
будет прогресса.
Авраам был первым человеком, которому удалось достичь цельности. И эту
цельность он приобрел, сделав себе обрезание .
Заслуга обрезания — бесценна. Несмотря на все свои великие деяния,
доказывающие преданность Всевышнему, Авраам не обрел цельность, пока не был
обрезан. Ибо сказано: “...Ходи передо Мной и будь непорочен” (Берешит ,
гл. 17, ст. 1).
Идею “бесценности обрезания” можно выразить иначе. Если бы не обрезание,
Всевышний не создал бы этот мир, ибо сказано: “Если бы не мой закон, который
постоянно действует — днем и ночью ( здесь заключен намек на обрезание, ибо
обрезание — это единственная заповедь, “след” исполнения которой остается на
теле человека всю жизнь), не установил бы Я законов Неба и земли” (Танах,
Пророки, книга Иеремии, гл. 33; Талмуд, Мишна в трактате Недарим,
лист 3:11).
Мы редко, к сожалению, задумываемся над тем, зачем мы приходим в этот мир.
Еврейская традиция отвечает на этот вопрос так: чтобы открыть себя для
совершенствования. Но, как мы уже поняли, это становится возможным, когда
человек в состоянии увидеть и услышать то, что выше физического существования,
когда он не растрачивает все свои силы на поддержание физического мира. То есть
— когда он выходит за пределы собственной скорлупы (на иврите — клипа).
Доброта, изливающаяся с Небес на творения Всевышнего, проходя через души духовно
слепых и глухих людей, превращается в энергию, укрепляющую клипу .
Какова же основная функция клипы ?..
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
10.04.03
Клипа — это прикрытие сути, сердцевины, которая находится внутри
человека. Милосердие Всевышнего, изливающееся в наш мир, адресована именно этой
сути, и поэтому, чтобы обеспечить приток блага с Небес, скорлупа должна быть
удалена. Обрезание крайней плоти, в сущности, и представляет отделение сути от
оболочки. ..
Теперь, наконец, обратимся к основной теме нашей недельной главы, которая
повествует, как мы знаем. о цаарат — “кожной” болезни, представляющей
собой, условно говоря, некий вид духовной “проказы”.
Наша традиция связывает возникновение этого заболевания с лашон а-ра
(в буквальном переводе — злой язык; подробнее см. на сайте, к примеру,
ответ
на вопрос “Можно ли говорить плохо о других...”, в разделе “Спроси у
раввина”).
Эта болезнь могла поразить не только кожу человека, но и его одежду и
стены дома, в котором он живет, то есть — то, что связывает его внутренний
мир с миром внешним. А излечивалась она духовным наказанием и приношением в
Храме.
Какое же отношение имеет цаарат к акту обрезания, духовное содержание
которого мы так подробно исследовали?
Одна из древнейших еврейских книг —
Сефер Йецира
(“Книга о Создании”), связывает обрезание (брит мила) с брит а-лашон,
“обрезанием” языка. И мы уже знаем, что с помощью органа, подвергающегося
обрезанию, человек привносит физическую жизнь во Вселенную. Но что же дает
“обрезание языка”? Известно, что посредством языка человек распространяет в
нашем мире свои мысли и идеи.
Лашон а-ра разделяет и судит. Глаза и уши человека устремлены на поиск
недостатков и слабостей, а язык — способ выражения, словесного оформления
недостатков, найденных интеллектом.
Согласно еврейской традиции, человеческий интеллект призван быть орудием
доброты, количество которой каждый из нас должен увеличивать в мире.
Фокусирование на негативном соответствует атрибуту Силы, не Доброты. Это мы,
усвоив разобранную здесь терминологию, назовем фокусированием на поверхности (клипе ),
но — не на сути.
И вот во времена Храма использование интеллекта “не по назначению”
трансформировалось в болезнь, которая поражала связующее звено между внутренним
и внешним миром человека.
Жизненная сила человека сосредоточена в трех местах: интеллект, орган
воспроизводства и сердце. Два из них он обязан обрезать — на восьмой день после
рождения ребенка его родители делают обрезание на органе воспроизводства. А в
дальнейшем они, правильным образованием и воспитанием, должны позаботиться о
том, чтобы их ребенок был способен воспринимать информацию — Доброту, по
духовным каналам, по которым изливается Милосердие Всевышнего.
“Обрезать” свой язык — задача самого человека. Он должен использовать свой
интеллект для того, чтобы его глаза и уши воспринимали позитивное в людях и
вообще — в этом мире.
“Обрезание” сердца — более сложный процесс. Оно произойдет на этапе
завершения “материализированной” человеческой истории. Как сказано об этом: “И
обрежет Всевышний сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любил ты
Творца... всем сердцем твоим и всей душой твоей, ради жизни твоей” (Дварим,
гл. 30, ст. 6)
Это будущее обрезание призвано полностью уничтожить дурные наклонности и
завершить современную эру в истории человечества — эру свободной воли.
Само слово “обрезание” (на иврите — брит) имеет гематрию (числовое
значение) 612, что всего на единицу меньше числа 613 (общее количество заповедей
Торы). Слово брит имеет и другое значение — “союз” и происходит от слова
брийя – создание.
Общая сущность всех 612-ти заповедей становится очевидной только посредством
последней заповеди — заповеди обрезания. И это дает нам понимание цели
существования человека в этом мире. Это — соблюдении заповедей и исправление
качеств, которые приобретаются человеком, когда его жизнь ограничена клипой
(скорлупой). Процесс совершенствования человека и заключается в том, чтобы
научиться жить в “сердцевине”. Лишь такая жизнь — цель творения, и только она
может освободить перетекание Добра в наш мир...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|