24 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «МАТОТ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.
Почему она так
называется?
По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...».
Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова,
Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).
Обсуждение
главы Матот
1. Праздники и обеты
В заключительной части
предыдущей недельной главы (Пинхас) говорится о приношениях,
которые нужно осуществлять в праздники.
Нашу недельную главу открывают
законы клятв и обетов. И здесь читаем: «Если человек даст обет перед Всевышним
или поклянется…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).
Есть ли связь между этими
темами, и если есть, то — какая?
В конце недельной главы
Пинхас, при описании, какие приношения нужно реализовать в тот или иной
праздник, в Торе упоминаются также обеты и добровольные пожертвования (см.
Бамидбар, гл. 29, ст. 39).
Дело в том, что, совершая на
праздник восхождение в Иерусалимский Храм, сыны Израиля имели обыкновение брать
на себя материальные обязательства для духовных нужд. Возвышенная атмосфера
Иерусалима располагала к щедрым пожертвованиям на благие цели. Поэтому, сразу
после описания праздничных приношений, Тора напоминает о необходимости выполнять
обеты и клятвы.
Еще об обете читаем: «Когда дашь
обет Всевышнему, не замедли исполнить его» (Дварим, гл. 23, ст.
22).
Но что считается промедлением,
задержкой? С какого момента фиксируется нарушение?
В Талмуде (трактат Рош
hа-Шана,
лист 4) разъясняется, что в случае, если после «оглашения» обещания прошли все
три праздника, а оно все еще не выполнено — налицо нарушение заповеди «не
замедли исполнить».
Когда человек приближается к Рош
hа-Шана
(Судного Дня), очень важно вспомнить обо всех не выполненных обетах и клятвах и
исполнить их до наступления Судного Дня, ну, или хотя бы — до Йом Кипура.
В заключительной части главы
Пинхас, наряду с ежегодными праздниками, упомянуты также Рош
hа-Шана
и Йом Кипур. И вслед за этим, в начале главы Матот, в Торе
появляется напоминание об обязанности исполнения обетов и клятв.
Когда существовал Санhедрин
(Верховный раввинский суд), его судьи освящали наступающий месяц и определяли
точную дату его начала. От их решения зависело, когда наступит тот или иной
праздник, когда нужно есть мацу, когда переселяться в сукку.
Этим занималась группа судей,
или же только один судья — если он был выдающимся знатоком Торы и обладал
обширными познаниями в астрономии.
Таким судьей, способным в
одиночку освящать месяц, был рабан Гамлиэль (великий Учитель, 2-й век).
Законы о праздниках, зависящих
от освящения месяца, соседствуют с законами обетов, потому что точно так же, как
у судей, есть право определять дату начала праздников — у них есть право
отменять обеты. И сделать это может либо раввинский суд (бет дин),
состоящий из трех судей, либо — даже и один выдающийся мудрец Торы.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(известен
как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)
2. Начинай с себя
В нашей недельной главе
представлены законы об обетах и клятвах. И мы читаем: «И говорил Моше с главами
колен сынов Израиля, сказав: Вот, что повелел Творец. Если человек даст обет
перед Всевышним или поклянется…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2-3).
Почему Моше выделил глав колен?
Разве эти законы не относятся и к простым евреям? Или перед ними — не все равны?
Отвечая на этот вопрос, Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Моше оказал честь предводителям народа и сначала учил их, а
затем — обучал всех сынов Израиля.
Таков порядок наставления.
Кроме того, у этих законов,
действительно есть особенность. Дело в том, что расторжение обетов совершают
трое, но если есть выдающийся знаток Торы, то он может сделать это и один.
И еще важно понимать, что, чем
выше положение, которое занимает человек — тем тщательнее он должен следить за
выполнением данных им обещаний.
К сожалению, руководители любят
направо и налево раздавать обещания, не заботясь о том, что надо подкреплять их
делами. Их любимая поговорка — «обещать — не значит жениться».
Поэтому Моше начал разъяснение
законов обетов и клятв именно с них. Ведь они должны подавать пример остальным.
Если руководители народа будут легкомысленно относиться к своим обещаниям — чего
ждать от простых людей?!
Когда огнем охвачены кедры —
терновнику не уцелеть. Зная это, Моше начал свое наставление с глав колен. И мы
читаем: «Если кто-либо даст обет перед Всевышним или поклянется, то не лишит он
силы слова своего, но все, что вышло из уст его — исполнит» (Бамидбар,
гл. 30, ст. 2-3).
Следует помнить, что прежде, чем
поучать других, надо самому стать в этом образцом. То есть — начни с себя.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 15) сказано, что тот, кто прочел молитву Шма, Исраэль (Слушай
Израиль), и при этом сам не слышал себя — выполнение заповеди ему не
засчитывается.
Это правило можно трактовать и в
более широком смысле. Когда руководитель по долгу службы наставляет других, но
сам в это не верит, не слышит, не слушает и не выполняет — грош ему цена. Ни он,
ни его наставления — ничего не стоят.
Если духовный руководитель учит
довольствоваться малым (жить на хлебе и воде), а сам за обе щеки уплетает
деликатесы, пьет дорогущее виски — что можно о нем сказать?
Лучше промолчать...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Лучше всего
наставления человека, который сам это пережил
Некоторые люди не скупятся на
обещания и даже подкрепляют их клятвами. Однако законы Торы концентрируют наше
внимание на серьезности обещаний, на том, что за все, что говорит человек — он
должен нести ответственность.
Открываем нашу недельную главу и
читаем: «И говорил Моше с главами колен сынов Израиля, сказав: Вот, что повелел
Творец. Если человек даст обет перед Всевышним или поклянется, то не лишит он
силы слова своего, но все, как вышло из уст его, исполнит» (Бамидбар,
гл. 30, ст. 2-3).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Моше оказал честь предводителям народа и сначала обучал их, а
затем — и всех сынов Израиля. Таков порядок наставления.
Кроме того, у законов,
касающихся обетов и клятв, есть своя особенность. Дело в том, что расторжение
обетов совершают трое, но если есть выдающийся знаток Торы — он может сделать
это и в одиночку.
Руководители и их обещания — это
особая тема. Причем — весьма щекотливая.
Никогда столько не врут, как
перед выборами и во время войны. Предвыборные обещания… Кто-нибудь относится к
ним всерьез? Однако именно к этому, к серьезному отношению к обещаниям,
призывают законы Торы. Тем более, что дурной пример — заразителен. Если
руководители высшего ранга не держат слово — можно ли что-то тогда требовать от
простых людей?!
Одна из самых трудных, с точки
зрения исполнения, заповедей в Торе — заповедь, обязывающая увещевать и давать
наставления. Ведь очень непросто заставить человека выслушать твое мнение о его
поступке. Еще сложнее — убедить его прислушаться к твоим словам и сделать так,
как ты ему советуешь.
Нередкая, вполне ожидаемая
реакция на упрек в неправильном поведении:
— Да кто ты такой, чтобы
указывать мне, как себя вести?!
Поэтому очень важно, чтобы тот,
кто решил наставлять других на правильный путь — сам не делал тех же ошибок.
Словом, прежде чем пытаться
вразумить ближнего своего — надо проверить, не применима ли к тебе пословица «в
чужом глазу соринку видит, в своем не видит и бревна».
Если мы хотим влиять на людей и
приближать их к Торе, хотим, чтобы нас слушали — нам, прежде всего, необходимо
самим соответствовать тому уровню, тем критериям, за которые мы ратуем.
К кому обычно прислушиваются?
К тому, кто сам всегда выполняет
свои обещания и поступает так, как сказал.
Эта идея намеком содержится в
словах — «он не должен нарушить свое слово».
Если человек сам строго
соблюдает все, к чему призывает других — то и они будут исполнять то, что
«выходит из его уст».
Примерно 450 лет назад в Багдад
прибыл еврей из Европы. Он представился как Мохиах ми-Праг (обличитель из
Праги). Под этим именем все знали великого Магараля (раби Иегуда Лива;
один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих
мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век). В Багдаде никто
не знал, как выглядит Магараль, поэтому гостя приняли за него. Ему оказали
всяческий почет и попросили выступить в ближайшую субботу в синагоге, после
утренней молитвы.
Весть о том, что прибыл сам
Магараль, быстро разнеслась по городу и округе. В назначенный час в центральной
синагоге негде было яблоку упасть. Пришли и торговцы из Европы, один из которых
знал Магараля в лицо.
Увидев выступающего, он вскочил
со своего места и закричал — на каком основании этот человек называет себя
«Мохиахом ми-Праг»?
Гость устремил взгляд на
кричавшего, и ни один мускул на его лице не дрогнул. Он начал говорить. И
объяснил, что действительно живет в Праге, а в понятие «мохиах» —
вкладывает смысл не тохеха (обличение), но —
hохаха
(доказательство).
Затем он поведал историю своей
жизни, рассказал, что был очень богат и колесил по миру, побывал во многих его
уголках, включая далекую Америку. Ему довелось встретить на своем пути разных
людей: великих мира сего, искусных умельцев, хитрых пройдох, горьких нищих,
знаменитых ученых и мудрецов.
В один день он потерял все свое
состояние, и сейчас сам превратился в бедняка. И на основании своего опыта он
свидетельствует, что наше благополучие — хрупко, как глиняный черепок, и
иллюзорно, как мираж.
Колесо катится по миру: сегодня
ты — наверху и у тебя есть все, завтра — оно повернется так, что ты окажешься на
задворках жизни. Всевышний лишает гордецов многого, и возносит скромных.
— Посмотрите на меня, — воззвал
гость громким голосом. — Я ходячее доказательство бренности всего материального.
Когда-то я мог купить весь этот город с потрохами, а сегодня у меня нет денег
даже на тарелку супа. И поверьте, я не бросаюсь словами. Каждое из них оплачено,
и я могу предъявить чек.
В воздухе повисла тишина. Люди
вслушивались в биение собственных сердец. И с каждым новым ударом усиливалось
понимание, что жизнь уже не будет прежней...
на основе комментария раби Йосефв Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
4. Чем обет отличается
от клятвы
Обеты и клятвы… О них идет речь
в нашей недельной главе. И мы читаем: «Если человек даст обет перед Всевышним
или поклянется клятвой, то не лишит он силы слова своего, но все, что вышло из
уст его, исполнит» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).
В чем разница между обетом и
клятвой?
Этот вопрос обсуждают Учителя в
Талмуде (трактат Недарим, лист 2) и объясняют, что в случаях,
когда объектом становится какой-либо предмет, это — обет, если же действие — то
клятва.
Например, когда человек говорит,
что отныне ему запрещен этот хлеб — он дает обет. Объектом его обета выступает
хлеб.
Если же он заявит, что никогда
не притронется к этому хлебу, не будет его есть — это клятва, поскольку речь
идет о действии.
Конечно же, и обет, и клятва
должны быть выражены в соответствующей форме. Причем, если клятва будет дана в
форме обета, или обет в форме клятвы — они считаются недействительными и силы не
имеют. По крайней мере, до тех пор, пока дающий их не выскажется более
определенно и в соответствии с правилами.
Это положение вытекает из
написанного в нашем фрагменте — «поклянется клятвой». Поклянется, используя
форму клятвы, но — не обета.
Между клятвой и обетом есть еще
одно отличие.
Если кто-нибудь поклянется, что
не будет есть мацу в Песах или участвовать в трех субботних трапезах, или
жить в сукке во время праздника Суккот — такая клятва не имеет силы, и ее
даже не требуется отменять. Ведь во время Синайского Откровения все сыны Израиля
приняли на себя Тору со всеми заповедями и поклялись все соблюдать. И никакая
клятва, как сказано в Талмуде (трактат Недарим, лист 8) — не может
отменить ту, что дана ранее.
Выходит, как бы человек ни
клялся — он не сумеет отменить ни одной заповеди. Ничего у него не выйдет, все
последующие клятвы перед той, изначальной, станут недействительными. Более того,
за подобные попытки полагается телесное наказание.
Но если человек даст обет, что
ему запрещена маца в ночь Пасхального Седера, такой обет имеет силу и нуждается
в отмене и расторжении. Потому что в этом случае, он не пытается отменить
заповедь, но для себя делает запрещенным предмет (мацу), с помощью
которого эта заповедь осуществляется.
На примере обетов и клятв, мы
видим, насколько серьезно все то, что человек произносит, и какую силу это
имеет.
Слово «недер» (обет)
созвучно со словом «дира» (жилище). Когда кто-то дает недер, он,
как бы входит в жилище Всевышнего. А выполняя его, он тем самым — гарантирует
себе на будущее место в жилище рядом с Творцом. Место в Ган Эдене (в
условном переводе — в райском саду).
Но если он нарушит свой недер
— его вышвырнут из жилища Всевышнего.
Слово «швуа» (клятва)
созвучно со словом «шива» (семь). Это — намек на семь чертогов Ган
Эдена, куда попадет ни разу не нарушивший своих клятв. Тот же, кто нарушал,
будет вынужден пройти через семь отделов Геhинома
(в условном переводе — ад).
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «МАТОТ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.
Почему она так
называется?
По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...».
Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова,
Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).
Обсуждение
главы Матот
1. Праздники и обеты
В заключительной части
предыдущей недельной главы (Пинхас) говорится о приношениях,
которые нужно осуществлять в праздники.
Нашу недельную главу открывают
законы клятв и обетов. И здесь читаем: «Если человек даст обет перед Всевышним
или поклянется…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).
Есть ли связь между этими
темами, и если есть, то — какая?
В конце недельной главы
Пинхас, при описании, какие приношения нужно реализовать в тот или иной
праздник, в Торе упоминаются также обеты и добровольные пожертвования (см.
Бамидбар, гл. 29, ст. 39).
Дело в том, что, совершая на
праздник восхождение в Иерусалимский Храм, сыны Израиля имели обыкновение брать
на себя материальные обязательства для духовных нужд. Возвышенная атмосфера
Иерусалима располагала к щедрым пожертвованиям на благие цели. Поэтому, сразу
после описания праздничных приношений, Тора напоминает о необходимости выполнять
обеты и клятвы.
Еще об обете читаем: «Когда дашь
обет Всевышнему, не замедли исполнить его» (Дварим, гл. 23, ст.
22).
Но что считается промедлением,
задержкой? С какого момента фиксируется нарушение?
В Талмуде (трактат Рош
hа-Шана,
лист 4) разъясняется, что в случае, если после «оглашения» обещания прошли все
три праздника, а оно все еще не выполнено — налицо нарушение заповеди «не
замедли исполнить».
Когда человек приближается к Рош
hа-Шана
(Судного Дня), очень важно вспомнить обо всех не выполненных обетах и клятвах и
исполнить их до наступления Судного Дня, ну, или хотя бы — до Йом Кипура.
В заключительной части главы
Пинхас, наряду с ежегодными праздниками, упомянуты также Рош
hа-Шана
и Йом Кипур. И вслед за этим, в начале главы Матот, в Торе
появляется напоминание об обязанности исполнения обетов и клятв.
Когда существовал Санhедрин
(Верховный раввинский суд), его судьи освящали наступающий месяц и определяли
точную дату его начала. От их решения зависело, когда наступит тот или иной
праздник, когда нужно есть мацу, когда переселяться в сукку.
Этим занималась группа судей,
или же только один судья — если он был выдающимся знатоком Торы и обладал
обширными познаниями в астрономии.
Таким судьей, способным в
одиночку освящать месяц, был рабан Гамлиэль (великий Учитель, 2-й век).
Законы о праздниках, зависящих
от освящения месяца, соседствуют с законами обетов, потому что точно так же, как
у судей, есть право определять дату начала праздников — у них есть право
отменять обеты. И сделать это может либо раввинский суд (бет дин),
состоящий из трех судей, либо — даже и один выдающийся мудрец Торы.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(известен
как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)
2. Начинай с себя
В нашей недельной главе
представлены законы об обетах и клятвах. И мы читаем: «И говорил Моше с главами
колен сынов Израиля, сказав: Вот, что повелел Творец. Если человек даст обет
перед Всевышним или поклянется…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2-3).
Почему Моше выделил глав колен?
Разве эти законы не относятся и к простым евреям? Или перед ними — не все равны?
Отвечая на этот вопрос, Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Моше оказал честь предводителям народа и сначала учил их, а
затем — обучал всех сынов Израиля.
Таков порядок наставления.
Кроме того, у этих законов,
действительно есть особенность. Дело в том, что расторжение обетов совершают
трое, но если есть выдающийся знаток Торы, то он может сделать это и один.
И еще важно понимать, что, чем
выше положение, которое занимает человек — тем тщательнее он должен следить за
выполнением данных им обещаний.
К сожалению, руководители любят
направо и налево раздавать обещания, не заботясь о том, что надо подкреплять их
делами. Их любимая поговорка — «обещать — не значит жениться».
Поэтому Моше начал разъяснение
законов обетов и клятв именно с них. Ведь они должны подавать пример остальным.
Если руководители народа будут легкомысленно относиться к своим обещаниям — чего
ждать от простых людей?!
Когда огнем охвачены кедры —
терновнику не уцелеть. Зная это, Моше начал свое наставление с глав колен. И мы
читаем: «Если кто-либо даст обет перед Всевышним или поклянется, то не лишит он
силы слова своего, но все, что вышло из уст его — исполнит» (Бамидбар,
гл. 30, ст. 2-3).
Следует помнить, что прежде, чем
поучать других, надо самому стать в этом образцом. То есть — начни с себя.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 15) сказано, что тот, кто прочел молитву Шма, Исраэль (Слушай
Израиль), и при этом сам не слышал себя — выполнение заповеди ему не
засчитывается.
Это правило можно трактовать и в
более широком смысле. Когда руководитель по долгу службы наставляет других, но
сам в это не верит, не слышит, не слушает и не выполняет — грош ему цена. Ни он,
ни его наставления — ничего не стоят.
Если духовный руководитель учит
довольствоваться малым (жить на хлебе и воде), а сам за обе щеки уплетает
деликатесы, пьет дорогущее виски — что можно о нем сказать?
Лучше промолчать...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Лучше всего
наставления человека, который сам это пережил
Некоторые люди не скупятся на
обещания и даже подкрепляют их клятвами. Однако законы Торы концентрируют наше
внимание на серьезности обещаний, на том, что за все, что говорит человек — он
должен нести ответственность.
Открываем нашу недельную главу и
читаем: «И говорил Моше с главами колен сынов Израиля, сказав: Вот, что повелел
Творец. Если человек даст обет перед Всевышним или поклянется, то не лишит он
силы слова своего, но все, как вышло из уст его, исполнит» (Бамидбар,
гл. 30, ст. 2-3).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Моше оказал честь предводителям народа и сначала обучал их, а
затем — и всех сынов Израиля. Таков порядок наставления.
Кроме того, у законов,
касающихся обетов и клятв, есть своя особенность. Дело в том, что расторжение
обетов совершают трое, но если есть выдающийся знаток Торы — он может сделать
это и в одиночку.
Руководители и их обещания — это
особая тема. Причем — весьма щекотливая.
Никогда столько не врут, как
перед выборами и во время войны. Предвыборные обещания… Кто-нибудь относится к
ним всерьез? Однако именно к этому, к серьезному отношению к обещаниям,
призывают законы Торы. Тем более, что дурной пример — заразителен. Если
руководители высшего ранга не держат слово — можно ли что-то тогда требовать от
простых людей?!
Одна из самых трудных, с точки
зрения исполнения, заповедей в Торе — заповедь, обязывающая увещевать и давать
наставления. Ведь очень непросто заставить человека выслушать твое мнение о его
поступке. Еще сложнее — убедить его прислушаться к твоим словам и сделать так,
как ты ему советуешь.
Нередкая, вполне ожидаемая
реакция на упрек в неправильном поведении:
— Да кто ты такой, чтобы
указывать мне, как себя вести?!
Поэтому очень важно, чтобы тот,
кто решил наставлять других на правильный путь — сам не делал тех же ошибок.
Словом, прежде чем пытаться
вразумить ближнего своего — надо проверить, не применима ли к тебе пословица «в
чужом глазу соринку видит, в своем не видит и бревна».
Если мы хотим влиять на людей и
приближать их к Торе, хотим, чтобы нас слушали — нам, прежде всего, необходимо
самим соответствовать тому уровню, тем критериям, за которые мы ратуем.
К кому обычно прислушиваются?
К тому, кто сам всегда выполняет
свои обещания и поступает так, как сказал.
Эта идея намеком содержится в
словах — «он не должен нарушить свое слово».
Если человек сам строго
соблюдает все, к чему призывает других — то и они будут исполнять то, что
«выходит из его уст».
Примерно 450 лет назад в Багдад
прибыл еврей из Европы. Он представился как Мохиах ми-Праг (обличитель из
Праги). Под этим именем все знали великого Магараля (раби Иегуда Лива;
один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих
мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век). В Багдаде никто
не знал, как выглядит Магараль, поэтому гостя приняли за него. Ему оказали
всяческий почет и попросили выступить в ближайшую субботу в синагоге, после
утренней молитвы.
Весть о том, что прибыл сам
Магараль, быстро разнеслась по городу и округе. В назначенный час в центральной
синагоге негде было яблоку упасть. Пришли и торговцы из Европы, один из которых
знал Магараля в лицо.
Увидев выступающего, он вскочил
со своего места и закричал — на каком основании этот человек называет себя
«Мохиахом ми-Праг»?
Гость устремил взгляд на
кричавшего, и ни один мускул на его лице не дрогнул. Он начал говорить. И
объяснил, что действительно живет в Праге, а в понятие «мохиах» —
вкладывает смысл не тохеха (обличение), но —
hохаха
(доказательство).
Затем он поведал историю своей
жизни, рассказал, что был очень богат и колесил по миру, побывал во многих его
уголках, включая далекую Америку. Ему довелось встретить на своем пути разных
людей: великих мира сего, искусных умельцев, хитрых пройдох, горьких нищих,
знаменитых ученых и мудрецов.
В один день он потерял все свое
состояние, и сейчас сам превратился в бедняка. И на основании своего опыта он
свидетельствует, что наше благополучие — хрупко, как глиняный черепок, и
иллюзорно, как мираж.
Колесо катится по миру: сегодня
ты — наверху и у тебя есть все, завтра — оно повернется так, что ты окажешься на
задворках жизни. Всевышний лишает гордецов многого, и возносит скромных.
— Посмотрите на меня, — воззвал
гость громким голосом. — Я ходячее доказательство бренности всего материального.
Когда-то я мог купить весь этот город с потрохами, а сегодня у меня нет денег
даже на тарелку супа. И поверьте, я не бросаюсь словами. Каждое из них оплачено,
и я могу предъявить чек.
В воздухе повисла тишина. Люди
вслушивались в биение собственных сердец. И с каждым новым ударом усиливалось
понимание, что жизнь уже не будет прежней...
на основе комментария раби Йосефв Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
4. Чем обет отличается
от клятвы
Обеты и клятвы… О них идет речь
в нашей недельной главе. И мы читаем: «Если человек даст обет перед Всевышним
или поклянется клятвой, то не лишит он силы слова своего, но все, что вышло из
уст его, исполнит» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).
В чем разница между обетом и
клятвой?
Этот вопрос обсуждают Учителя в
Талмуде (трактат Недарим, лист 2) и объясняют, что в случаях,
когда объектом становится какой-либо предмет, это — обет, если же действие — то
клятва.
Например, когда человек говорит,
что отныне ему запрещен этот хлеб — он дает обет. Объектом его обета выступает
хлеб.
Если же он заявит, что никогда
не притронется к этому хлебу, не будет его есть — это клятва, поскольку речь
идет о действии.
Конечно же, и обет, и клятва
должны быть выражены в соответствующей форме. Причем, если клятва будет дана в
форме обета, или обет в форме клятвы — они считаются недействительными и силы не
имеют. По крайней мере, до тех пор, пока дающий их не выскажется более
определенно и в соответствии с правилами.
Это положение вытекает из
написанного в нашем фрагменте — «поклянется клятвой». Поклянется, используя
форму клятвы, но — не обета.
Между клятвой и обетом есть еще
одно отличие.
Если кто-нибудь поклянется, что
не будет есть мацу в Песах или участвовать в трех субботних трапезах, или
жить в сукке во время праздника Суккот — такая клятва не имеет силы, и ее
даже не требуется отменять. Ведь во время Синайского Откровения все сыны Израиля
приняли на себя Тору со всеми заповедями и поклялись все соблюдать. И никакая
клятва, как сказано в Талмуде (трактат Недарим, лист 8) — не может
отменить ту, что дана ранее.
Выходит, как бы человек ни
клялся — он не сумеет отменить ни одной заповеди. Ничего у него не выйдет, все
последующие клятвы перед той, изначальной, станут недействительными. Более того,
за подобные попытки полагается телесное наказание.
Но если человек даст обет, что
ему запрещена маца в ночь Пасхального Седера, такой обет имеет силу и нуждается
в отмене и расторжении. Потому что в этом случае, он не пытается отменить
заповедь, но для себя делает запрещенным предмет (мацу), с помощью
которого эта заповедь осуществляется.
На примере обетов и клятв, мы
видим, насколько серьезно все то, что человек произносит, и какую силу это
имеет.
Слово «недер» (обет)
созвучно со словом «дира» (жилище). Когда кто-то дает недер, он,
как бы входит в жилище Всевышнего. А выполняя его, он тем самым — гарантирует
себе на будущее место в жилище рядом с Творцом. Место в Ган Эдене (в
условном переводе — в райском саду).
Но если он нарушит свой недер
— его вышвырнут из жилища Всевышнего.
Слово «швуа» (клятва)
созвучно со словом «шива» (семь). Это — намек на семь чертогов Ган
Эдена, куда попадет ни разу не нарушивший своих клятв. Тот же, кто нарушал,
будет вынужден пройти через семь отделов Геhинома
(в условном переводе — ад).
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
5.
Выполняй обеты,
чтобы не овдоветь
Написано: «Если человек даст
обет перед Всевышним или поклянется клятвой, то не лишит он силы слова своего,
но все, как вышло из уст его, исполнит» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 32) говорится, что в тех случаях, когда человек нарушает свои обеты — он в
наказание может потерять жену и овдоветь.
Подобное мы встречаем в истории
Яакова с Рахелью.
Отправляясь в Харан, Яаков дает
обет. Как сказано: «И дал Яаков обет, говоря: Если будет Всевышний со мною и
хранить меня будет на этом пути, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы
облачиться, и я возвращусь с миром в дом отца моего... То от всего, что Ты дашь
мне, я отделю десятину Тебе» (Берешит, гл. 28, ст. 20-22).
Яаков конечно же, и не думал
нарушать свой обет. Он просто задержался на чужбине чуть дольше положенного. За
это, как только он вошел в пределы Эрец Исраэль, у него внезапно умерла
жена, Рахель.
Интересный случай произошел с
одним злодеем, которому была ниспослана жена ему под стать. Ведь человек, как
говорится в Талмуде (трактат Сота, лист 2) — удостаивается жены,
согласно собственным поступкам).
В Танахе читаем: «Ведь не
пребудет бич нечестия над судьбой праведных» (Теилим — Псалмы царя
Давида, гл. 125, ст. 3).
Поэтому, если кого-то все время
обижает и ни во что не ставит жена — пусть не торопится лить слезы и клясть свою
горькую долю. Возможно, он сам в этом виноват. И если он проанализирует свои
поступки, то поймет, что через жену, ему дают намек Свыше. Жена, дескать, его не
слушает, потому что он сам не слушает Голос Творца. Мера за меру. И если он
пересмотрит свое поведение и свой образ жизни — жена станет как шелковая.
Порой тешува (раскаяние и
возвращение на правильный, указанный Всевышним путь) — лучший способ «укрощения
строптивой».
Так вот, наш злодей очень
страдал от своей благоверной. Да так, что стало ему невмоготу. И начал он брать
на себя обеты и не выполнять их — в надежде, что в наказание, Всевышний приберет
его супругу. Только жене от его поползновений было ни горячо, ни холодно. Она,
вопреки всем ожиданиям, становилась только сильнее и здоровее и еще больше
притесняла его.
Вконец разобидевшись, он
обратился к раввину с вопросом: какие еще обеты ему нужно нарушить, чтобы,
наконец, овдоветь?
И раввин объяснил, что вдовство
приходит, только если оно служит наказанием мужу. Но в его случае, скорее
овдовеет жена...
на основе комментария рава Хаима Паладжи
(величайший Учитель Торы и Талмуда, автор многотомного труда под названием «Коль
hа-Хаим»;
Турция, 19-й век)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|