Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «МАТОТ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.
Почему она так
называется?
По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...».
Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова,
Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).
Обсуждение главы
Матот
1.
Отомстить народу Мидьяна и умереть
В нашей недельной главе читаем,
что Всевышний велит Моше — «Соверши возмездие за сынов Израиля над Мидьяном, а
затем приобщишься к народу своему» (Бамидбар, гл. 31, ст. 1).
В этой фразе Творец заповедует
Моше отомстить за то, что сделали мидьянитяне с евреями.
По совету Билама, мидьянитяне
отправили своих женщин, чтобы они совращали еврейских мужчин и отдалили их от
Творца. Тогда по их вине погибло 24 тысячи евреев. И только благодаря
мужественному поступку Пинхаса, мор прекратился.
Но поступок мидьянитян требовал
возмездия. И именно Моше получил задание расправиться с ними.
И не просто расправиться. В этой
фразе говорится, что Моше должен был умереть только после того, как осуществит
возмездие. Иными словами, час смерти Моше напрямую зависел только от его
решения, от момента, когда он пойдет войной на Мидьян и разгромит его.
Если бы он сразу пошел воевать —
умер бы вскоре после этого. Но ведь он мог пойти воевать, допустим, и через
десять лет. Тогда и смерть его отложилась бы еще на десять лет.
С другой стороны, Всевышний
сказал, что после смерти Моше, Йегошуа бин-Нун поведет евреев на Землю Израиля.
И это означает, что в случае, если Моше пошел бы войной на Мидьян через десять
лет, то и умер бы через десять лет. В таком случае, освоение евреями Земли
Израиля тоже было бы отложено на десять лет. А этого нельзя было допустить.
И Моше пошел воевать.
Разумеется, мидьянитяне были разгромлены.
Но почему заповедь уничтожить
Мидьян получил именно Моше?
Когда-то Моше жил в Мидьяне. На
первый взгляд, можно сказать, что народ Мидьяна помог Моше сохраниться и даже
поспособствовал его духовному росту. Но на самом деле только Моше по-настоящему
знал, кто такие мидьянитяне. Именно они бросили его в тюрьму на десять лет — без
воды и еды. И только благодаря Ципоре, дочери Итро, тайно приносившей ему пищу,
он выдержал эти годы и спасся.
Вместо того, чтобы увеличить
силу и святость души Моше, мидьянитяне старались навредить ему, вплоть до
полного уничтожения. Можно сказать, что у Моше была личная причина отомстить
Мидьяну.
Похожую ситуацию мы находим в
Танахе, во второй книге пророка Шмуэля.
Там написано, что через семь лет
после того, как пророк Шмуэлеь помазал Давида на царство, умирает царь Шауль.
Давид освобождает Землю Израиля от филистимлян и становится единовластным царем
Израиля. И первое, что он делает — собирает войско и идет на войну с Моавом.
Написано: «И поразил моавитян, и
смерил их веревкой, положив их на землю; и отмерил две длины веревки — на
убиение, а длину одной веревки — чтоб оставить в живых. И стали моавитяне у
Давида рабами, приносящими дань» (книга пророка Шмуэля, гл. 8, ст.
2).
Почему именно Давиду было дано
победить моавитян?
Было одно личное обстоятельство,
подвигнувшее царя Давида на войну.
В те времена, когда царь Шауль
пытался избавиться от Давида, члены семьи Давида боялись, что царь Шауль решит
уничтожить и их. И тогда Давид со всей своей семьей, включая родителей, пошел
искать спасения в Моаве. Ведь его прабабка Рут была из потомков Эглона, царя
Моава.
Моавитяне приняли их. Но как
только Давид оставил свою семью, чтобы вернуться в Израиль, царь Моава решил
расправиться с ними и уничтожил всю его семью. И поскольку именно царь Давид
лично пострадал от рук моавитян, то у него была личная причина воевать с Моавом.
Нечто подобное произошло и во
времена Йошуа бин-Нуна.
Йегошуа бин-Нун не просто был
потомком Йосефа, в нем была частичка души Йосефа.
Йосеф жил в доме Потифара и
выдержал испытание, не поддавшись на искушение близостью с его женой. Поэтому
Йосефа принято называть — цадик (праведник).
Рахав — женщина, которая приняла
сторону Йегошуа бин-Нуна, и благодаря которой стало возможным завоевание города
Йерихо. В ее душе была частичка души жены Потифара, Злихи. Именно благодаря
тому, что Йосеф выдержал испытание со Злихой, а Йегошуа бин-Нун и Рахав
содержали в себе частички их душ, в будущем, через много лет, Рахав примет
сторону Йегошуа бин-Нуна и поможет ему в освоении Земли Израиля.
Мы видим, что тот, кто имеет
личную связь с народом — может его победить.
Человек, родившийся или живший в
народе, знает его слабые и сильные стороны, и благодаря этому, именно ему легче,
чем кому-либо другому победить этот народ.
Моше жил в Мидьяне. Значит,
только он мог победить его.
Давид произошел от моавитянки
Рут. Именно у него была возможность одержать над этим народом победу.
Йосеф
hа-Цадик
в доме Потифара прошел трудное испытание со Злихой. Только его потомку, Йошуа
бин-Нуну было дано склонить Рахав на свою сторону и завоевать Йерихо.
Но не только знание слабых и
сильных сторон народа помогают победить этот народ.
Человеку бывает дано победить и
благодаря внутренней связи, частичке души, искре святости, которая имеет
отношение к этому народу и месту.
на основе комментария раби Шимшона-Хаима Нахмани
(автор книги «Зера Шимшон», Италия, 1706-1779 гг.)
2.
Предметы святости и предметы нечистоты
Написано в нашей недельной
главе: «Соверши возмездие за сынов Израиля над Мидьяном, а затем приобщишься к
народу своему» (Бамидбар, гл. 31, ст. 1).
Это указание Всевышний отдал
Моше. Моше должен отомстить Мидьяну. А затем, его ученик и приемник Йегошуа
бин-Нун отправится на завоевание Кенаана, где, в городе Йерихо, жила
Рахав.
Йегошуа был потомком Йосефа. А у
Рахав была глубокая духовная связь со Злихой, женой Потифара.
Моше, как известно определенную
часть своей жизни провел в Мидьяне, а Йосеф — в доме Потифара. Еще в поле нашего
рассмотрения — внесем царя Давида, который произошел от моавитянки Рут, но
воевал с Моавом.
В кодексе наших законов,
Шульхан Арухе, записан закон о том, что в ситуации, если какой-либо
предмет использовался для святости — его нельзя просто так выбросить.
Например, в любой синагоге стоит
арон
hа-кодеш
(специальный шкаф, предназначенный для хранения Свитков Торы). И если габай
(служитель синагоги) решит купить новый шкаф — он не вправе выбросить прежний.
Ибо тот шкаф, во время хранения в нем Свитков Торы — приобрел статус предмета
святости.
А если это был не шкаф, а
углубление в стене, где хранились Свитки Торы, и в какой-то момент дом
собираются снести, то возникнет вопрос: можно ли разрушать эту часть стены,
обладающую статусом святости?
Есть специальные законы,
предписывающие, как поступать с такими предметами.
С другой стороны, если в таком
углублении стояли Свитки Торы, но была протечка воды и Свитки испортились — это
место теряет статус «предмета святости» и становится, наоборот —«предметом
нечистоты», так как там святости был нанесен вред.
Моше, как никто другой понимает,
что Мидьян — это настоящая духовная нечистота.
Так же — и с Йегошуа бин-Нуном.
Даже если бы весь дом Потифара утверждал, что они сберегли праведника Йосефа —
только он один в полной мере, по-настоящему понимал, что эти люди пытались
нанести вред его душе. Ведь испытание жены Потифара, Злихи, которому Йосеф был
подвергнут, могло причинить серьезнейший вред его душе, если бы он в нем не
выстоял. И, соответственно, дом Потифара был самым настоящим предметом духовной
нечистоты.
Точно так же и война царя Давида
с Моавом.
Казалось бы, царь Давид
произошел от этого народа — от моавитянки Рут. Родная кровь. Но лишь одному ему
по-настоящему ясно, что представляет собой Моав. Ведь именно они уничтожили всю
его семью — семью царя Израиля.
Вместо того, чтобы охранять и
взращивать святость, они причинили непоправимый вред не только царю Давиду, но и
всему миру. И никто, кроме царя Давида, не способен так ясно осознавать, что
Моав — источник нечистоты.
И если считать нечистоту тьмой,
то только Свет способен ее победить.
Именно поэтому Моше, Йошуа
бин-Нун и царь Давид сумели рассеять тьму и одержать победу.
Какой вывод из всего написанного
выше мы можем сделать?
Каждый человек имеет право
выбора, кем ему быть — «предметом» для святости или для нечистоты.
Когда в доме проходят уроки
Торы, когда и отец и дети учат Тору, когда семья живет по законам Торы — они
приближаются к Творцу, и дом их становится сосудом святости.
Когда же люди считают Тору
ненужной обузой, не наполняют свой дом духовностью — они отдаляются от Творца, и
эту святость теряют, а дом становится предметом нечистоты.
Точно так же и с душой человека.
Когда тело служит для воплощения
устремлений души, для приближения ее к Творцу, то тело приобретает статус
«предмета» святости.
Когда же тело выполняет лишь
материальные желания, наперекор стремлению души — это отдаляет от святости.
на основе комментария раби Шимшона-Хаима Нахмани
(автор книги «Зера Шимшон», Италия, 1706-1779 гг.)
3. Два огня
Написано в нашей недельной
главе: «Все, что проходит через огонь, проведите через огонь, и оно очистится» (Бамидбар,
гл. 31, ст. 23).
В духовном аспекте есть два вида
огня.
Огонь дурного начала (на иврите
— йецер
hа-ра)
— это огонь запретных вожделений и пагубных страстей. Он заманивает человека в
трясину нарушений и прегрешений.
Но огонь Торы, огонь духовной
чистоты и святости — влечет человека к духовным вершинам.
Всю нашу жизнь между этими двумя
огнями идет война за наши сердца. И наша обязанность — стремиться не поддаваться
огню йецер
hа-ра
и поддерживать огонь Торы.
Проиллюстрирую это притчей.
Полководец со своим войском
совершал длительный переход через безводную пустыню. Солдаты были изнурены и еле
держались на ногах. Вдруг они вошли в зеленый оазис с плодовыми деревьями и
источником кристально чистой воды. Но самое удивительное, что там высился
прекрасный дворец из мрамора и позолоты.
Ворота оказались не запертыми. И
солдаты со всеми предосторожностями вошли внутрь.
Неужели это хитроумная ловушка,
которую им подстроил неприятель?
Но внутри никого не оказалось.
Шикарное убранство и роскошь дворца поражали воображение, и вместе с тем — не
было там ни живой души.
Столы ломились от изысканных
яств, в кладовых было полно золота и драгоценных камней. Солдаты начали
примеряться к нежданной добыче, но полководец велел выставить снаружи усиленные
посты и занять оборону.
— Зачем перестраховываться? —
возроптали воины. — Ведь здесь нет ни души, а вокруг на многие километры
необитаемая пустыня. Значит, ждать опасности нам не от кого. Так что, дай нам
спокойно взять себе, что приглянется.
— Вы просто глупцы! — зашелся от
негодования командующий войском. — Неужели вы действительно думаете, что этот
прекрасный дворец пуст? Может, он вырос из земли, или свалился с Неба? Смотрите
сколько здесь следов! Хозяева скоро вернутся. И кто знает, будут они нам рады,
или же отнесутся как к не прошеным гостям, а может, и как к смертельным
врагам?..
Когда человек рождается на свет,
в него с первых минут жизни входит йецер
hа-ра,
и сразу же пытается завладеть сердцем человека и установить там свои порядки.
Наша задача — выступить на
стороне доброго начала (йецер
hа-тов)
и всемерно способствовать его победе. Ведь от этого зависит наша жизнь...
на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давид Азулая
(известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец
Исраэль,18-й век)
и
раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
4. Кто раньше — Гад или
Реувен
После победы над Мидьяном
обогатились колена Израиля. Об этом читаем: «И было у сынов Реувена много скота,
а у сынов Гада — очень много» (Бамидбар, гл. 32, ст. 1).
Понятно, почему имя Реувена
стоит в начале. Ведь он — первенец Яакова. Но, несмотря на это, далее имя Гада
все время стоит прежде имени Реувена. Везде написано Гад и Реувен, а не
наоборот. Почему?
В Торе говорится о том, что сыны
Гада и Реувена увидели страну Язер и страну Гилад. Эти страны располагались на
другом берегу реки Иордана. Земли тех мест были плодородны и идеально подходили
для их многочисленных стад. Тогда они обратились к Моше и попросили передать им
во владение все наделы той местности, так как она прекрасно подходит для выпаса
скота.
Рамбан
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и
Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),
комментируя этот отрывок, отвечает на вопрос — почему колено Гада в последующем
до конца главы упоминается первым?
Его ответ состоит в том, что
этот замысел принадлежал сыновьям Гада. Именно они первыми заговорили с Моше о
том, чтобы поселиться не в Эрец Исраэль (на Земле Израиля), а на другом
берегу реки Иордан.
О колене Гада сказано:
«Благословен Гад, расширяющий пределы свои» (Дварим, гл. 33, ст.
20). Они были могучими воинами и не боялись поселиться отдельно от других колен,
среди окружающих их народов.
В начале, выслушав колена Гада и
Реувена Моше решил, что они боятся кенаанейских народов, с которыми предстояла
война за Землю Израиля. И поэтому они решили остаться на другом берегу Иордана,
чтобы не участвовать в предстоящей войне.
Но сыновья Гада и Реувена
сказали Моше так: «Мы построим загоны для наших стад и города для наших детей. А
сами пойдем завоевывать землю перед сынами Израиля, пока не приведем на их на
Землю Израиля. А дети наши останутся в городах, защищенных от обитателей этой
земли. И не вернемся, пока не получит каждое колено свой надел» (Бамидбар,
гл. 32, ст. 16-18).
Из разговора колен Гада и
Реувена с Моше видно, что для них загоны для скота стоят на первом месте, а
города для детей — на втором.
Моше соглашается на их просьбу,
но говорит: «Постройте же себе города для ваших детей и загоны для ваших овец, и
то, что вышло из ваших уст — исполните» (там же, ст. 24).
То есть Моше переставляет
местами слова, сказанные Гадом и Реувеном. Детей он ставит на первое место, скот
— на второе. И это не просто так.
Желание построить загоны для
овец — это желание быть обеспеченными, стремление к богатству. И оно стоит у
этих колен на первом месте. Тогда как дома для детей — на втором.
Написано в Танахе: «Сердце
мудрого ведет его вправо, а сердце глупого — влево» (Коэлет, гл.
10, ст. 2).
Правая рука — основная. Так как
сказано: «Справа от него — пламя Закона (подразумевается Тора)» (Дварим,
гл. 33, ст. 2). Слева — богатство и почет» (Мишлей — Притчи царя
Шломо, гл. 3, ст. 16).
Нельзя путать главное и
второстепенное. Ведь левая рука нужна, чтобы прислуживать правой.
Моше был Мудрецом. Поэтому
поставил детей справа — на первое место, а скот — на второе, слева.
Тогда как колена Гада и Реувена
поставили загоны для скота на первое место (справа), а нужды детей — на второе
(слева). То есть сначала побеспокоимся о скоте (имуществе), а уж потом — о
детях.
Казалось бы, речь идет о том,
что было когда-то. На самом же деле эта тема невероятно актуальна и сегодня.
Сколько людей и сегодня ставят свои «стада» (карьера и деньги) на первое место,
а собственных детей на второе? Работают допоздна, и дети их практически не
видят. Или же вообще не заводят детей, строя карьеру, а продолжение рода,
обзаведение потомством, как нечто второстепенное — откладывают на потом.
Так происходит в жизни. Тот, кто
вкладывает в своих детей, пока они маленькие — не должен будет вкладывать в них,
когда они вырастут. Или, наоборот: если не найти время на детей, пока они
маленькие — придется потратить много, когда повзрослеют.
Это не значит, что материальное
не важно. Но есть главное и второстепенное. Главное — дети. А богатство —
вспомогательный элемент. Без него, конечно — не обойтись. Но оно все же — не
главное.
Это и подразумевал Моше поставив
в рассматриваемой нами фразе детей на первое место. Этому он учит колена Гада и
Реувена, а заодно — и нас с вами.
на основе комментария рава Йоны Мецгера
(наше время, Израиль)
5. При чем тут Менаше?
В Торе написано, что два колена
попросили у Моше разрешения поселиться вне Израиля, на противоположном берегу
Иордана. Но в конце нашей недельной главы вдруг написано: «И дал Моше сынам Гада
и сынам Реувена, и половине колена Менаше, сына Йосефа, царство Сихона, царя
эморийцев, и царство Ога, царя Башана — землю для городов и пригородов, города с
землями вокруг» (Бамидбар, гл. 32, ст. 33).
Странно. Ведь сыны Менаше не
просили себе эту землю. Кроме того, половина колена все-таки живет на Земле
Израиля. На первый взгляд, можно сказать, что часть колена Менаше была изгнана
из Святой Земли. Раз их надел за границей — значит, им Земля Израиля не
полагается. Почему?
В Мидраше Учителя отвечают на
этот вопрос.
Когда в Израиле был голод,
сыновья Яакова пошли в Египет, чтобы пополнить запасы. По дороге домой, их
догнали египтяне и сказали, что пропал кубок Йосефа. Когда кубок нашли в поклаже
Биньямина, братья разорвали свои одежды и вернулись в Египет.
Йосеф на тот момент фактически
управлял Египтом — был вторым человеком после фараона, а Менаше, его сын — его
«правой рукой» во всех делах. Разумеется, именно ему доверил Йосеф подложить
кубок Биньямину.
За то, что Менаше участвовал в
действии, в результате которого сыновья Яакова порвали свои одежды, колено
Менаше было разделено на две части. Одна половина колена получила надел на
территории Земли Израиля, другая — надел с коленами Гада и Реувена, на другом
берегу Иордана.
Но разве такое количество
прекрасной земли может быть наказанием?
Ведь помимо удела на Земле Израиля, вторая половина колена Менаше получила
огромные площади прекрасной земли на другой стороне Иордана, и их надел был
самым большим среди всех колен Израиля. Попробую ответить и на этот вопрос.
Для иллюстрации расскажу такой
случай.
Однажды уровень учеников йешивы
в Мексике начал опускаться. Их все больше увлекали светские интересы, и глава
йешивы обратился к одному из раввинов Израиля с просьбой прислать ему порядка
десяти хороших преподавателей, которые высоким уровнем преподавания смогут
заинтересовать учеников.
Однако, вместо преподавателей —
из Израиля прислали десять аврехов (учеников колелей).
Тогда глава йешивы оставил свой
пост, не поверив в действенность такого решения, ибо счел, что ему не удалось
выполнить свою функцию на этом посту. Но, как ни странно, десять аврехов
сумели не просто прекрасно поладить с сотнями учеников этой йешивы, но и поднять
порядок и уровень обучения. Секрет заключался в том, что аврехи были
такими же ребятами, как и ученики йешивы, но испытывали привязанность к Эрец
Исраэль (к Земле Израиля). Их поведение повлияло на ребят, пробудив интерес
к учебе.
Но вернемся к коленам Гада и
Реувена.
Проживание среди других народов,
в отрыве от Земли Израиля, могло повлиять на разрыв отношений со всем народом.
Моше это понимал. Необходимо было найти звено, способное сохранить связь между
ними и остальными коленами.
Благодаря тому, что колено
Менаше отличалось от остальных своим стремлением к изучению Торы, они в
наибольшей степени подходили на роль связующего звена.
Разумеется, просьбу Моше
поселиться по другую сторону Иордана колено Менаше встретило неоднозначно.
Именно поэтому Моше решил выделить половине колена Менаше самый большой и тучный
надел земли и в Израиле, и по другую сторону Иордана, чтобы благодаря им, колена
Гада и Реувена продолжали чувствовать связь с остальными коленами и остались
верными Земле Израиля.
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «МАТОТ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.
Почему она так
называется?
По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...».
Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова,
Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).
Обсуждение главы
Матот
1.
Отомстить народу Мидьяна и умереть
В нашей недельной главе читаем,
что Всевышний велит Моше — «Соверши возмездие за сынов Израиля над Мидьяном, а
затем приобщишься к народу своему» (Бамидбар, гл. 31, ст. 1).
В этой фразе Творец заповедует
Моше отомстить за то, что сделали мидьянитяне с евреями.
По совету Билама, мидьянитяне
отправили своих женщин, чтобы они совращали еврейских мужчин и отдалили их от
Творца. Тогда по их вине погибло 24 тысячи евреев. И только благодаря
мужественному поступку Пинхаса, мор прекратился.
Но поступок мидьянитян требовал
возмездия. И именно Моше получил задание расправиться с ними.
И не просто расправиться. В этой
фразе говорится, что Моше должен был умереть только после того, как осуществит
возмездие. Иными словами, час смерти Моше напрямую зависел только от его
решения, от момента, когда он пойдет войной на Мидьян и разгромит его.
Если бы он сразу пошел воевать —
умер бы вскоре после этого. Но ведь он мог пойти воевать, допустим, и через
десять лет. Тогда и смерть его отложилась бы еще на десять лет.
С другой стороны, Всевышний
сказал, что после смерти Моше, Йегошуа бин-Нун поведет евреев на Землю Израиля.
И это означает, что в случае, если Моше пошел бы войной на Мидьян через десять
лет, то и умер бы через десять лет. В таком случае, освоение евреями Земли
Израиля тоже было бы отложено на десять лет. А этого нельзя было допустить.
И Моше пошел воевать.
Разумеется, мидьянитяне были разгромлены.
Но почему заповедь уничтожить
Мидьян получил именно Моше?
Когда-то Моше жил в Мидьяне. На
первый взгляд, можно сказать, что народ Мидьяна помог Моше сохраниться и даже
поспособствовал его духовному росту. Но на самом деле только Моше по-настоящему
знал, кто такие мидьянитяне. Именно они бросили его в тюрьму на десять лет — без
воды и еды. И только благодаря Ципоре, дочери Итро, тайно приносившей ему пищу,
он выдержал эти годы и спасся.
Вместо того, чтобы увеличить
силу и святость души Моше, мидьянитяне старались навредить ему, вплоть до
полного уничтожения. Можно сказать, что у Моше была личная причина отомстить
Мидьяну.
Похожую ситуацию мы находим в
Танахе, во второй книге пророка Шмуэля.
Там написано, что через семь лет
после того, как пророк Шмуэлеь помазал Давида на царство, умирает царь Шауль.
Давид освобождает Землю Израиля от филистимлян и становится единовластным царем
Израиля. И первое, что он делает — собирает войско и идет на войну с Моавом.
Написано: «И поразил моавитян, и
смерил их веревкой, положив их на землю; и отмерил две длины веревки — на
убиение, а длину одной веревки — чтоб оставить в живых. И стали моавитяне у
Давида рабами, приносящими дань» (книга пророка Шмуэля, гл. 8, ст.
2).
Почему именно Давиду было дано
победить моавитян?
Было одно личное обстоятельство,
подвигнувшее царя Давида на войну.
В те времена, когда царь Шауль
пытался избавиться от Давида, члены семьи Давида боялись, что царь Шауль решит
уничтожить и их. И тогда Давид со всей своей семьей, включая родителей, пошел
искать спасения в Моаве. Ведь его прабабка Рут была из потомков Эглона, царя
Моава.
Моавитяне приняли их. Но как
только Давид оставил свою семью, чтобы вернуться в Израиль, царь Моава решил
расправиться с ними и уничтожил всю его семью. И поскольку именно царь Давид
лично пострадал от рук моавитян, то у него была личная причина воевать с Моавом.
Нечто подобное произошло и во
времена Йошуа бин-Нуна.
Йегошуа бин-Нун не просто был
потомком Йосефа, в нем была частичка души Йосефа.
Йосеф жил в доме Потифара и
выдержал испытание, не поддавшись на искушение близостью с его женой. Поэтому
Йосефа принято называть — цадик (праведник).
Рахав — женщина, которая приняла
сторону Йегошуа бин-Нуна, и благодаря которой стало возможным завоевание города
Йерихо. В ее душе была частичка души жены Потифара, Злихи. Именно благодаря
тому, что Йосеф выдержал испытание со Злихой, а Йегошуа бин-Нун и Рахав
содержали в себе частички их душ, в будущем, через много лет, Рахав примет
сторону Йегошуа бин-Нуна и поможет ему в освоении Земли Израиля.
Мы видим, что тот, кто имеет
личную связь с народом — может его победить.
Человек, родившийся или живший в
народе, знает его слабые и сильные стороны, и благодаря этому, именно ему легче,
чем кому-либо другому победить этот народ.
Моше жил в Мидьяне. Значит,
только он мог победить его.
Давид произошел от моавитянки
Рут. Именно у него была возможность одержать над этим народом победу.
Йосеф
hа-Цадик
в доме Потифара прошел трудное испытание со Злихой. Только его потомку, Йошуа
бин-Нуну было дано склонить Рахав на свою сторону и завоевать Йерихо.
Но не только знание слабых и
сильных сторон народа помогают победить этот народ.
Человеку бывает дано победить и
благодаря внутренней связи, частичке души, искре святости, которая имеет
отношение к этому народу и месту.
на основе комментария раби Шимшона-Хаима Нахмани
(автор книги «Зера Шимшон», Италия, 1706-1779 гг.)
2.
Предметы святости и предметы нечистоты
Написано в нашей недельной
главе: «Соверши возмездие за сынов Израиля над Мидьяном, а затем приобщишься к
народу своему» (Бамидбар, гл. 31, ст. 1).
Это указание Всевышний отдал
Моше. Моше должен отомстить Мидьяну. А затем, его ученик и приемник Йегошуа
бин-Нун отправится на завоевание Кенаана, где, в городе Йерихо, жила
Рахав.
Йегошуа был потомком Йосефа. А у
Рахав была глубокая духовная связь со Злихой, женой Потифара.
Моше, как известно определенную
часть своей жизни провел в Мидьяне, а Йосеф — в доме Потифара. Еще в поле нашего
рассмотрения — внесем царя Давида, который произошел от моавитянки Рут, но
воевал с Моавом.
В кодексе наших законов,
Шульхан Арухе, записан закон о том, что в ситуации, если какой-либо
предмет использовался для святости — его нельзя просто так выбросить.
Например, в любой синагоге стоит
арон
hа-кодеш
(специальный шкаф, предназначенный для хранения Свитков Торы). И если габай
(служитель синагоги) решит купить новый шкаф — он не вправе выбросить прежний.
Ибо тот шкаф, во время хранения в нем Свитков Торы — приобрел статус предмета
святости.
А если это был не шкаф, а
углубление в стене, где хранились Свитки Торы, и в какой-то момент дом
собираются снести, то возникнет вопрос: можно ли разрушать эту часть стены,
обладающую статусом святости?
Есть специальные законы,
предписывающие, как поступать с такими предметами.
С другой стороны, если в таком
углублении стояли Свитки Торы, но была протечка воды и Свитки испортились — это
место теряет статус «предмета святости» и становится, наоборот —«предметом
нечистоты», так как там святости был нанесен вред.
Моше, как никто другой понимает,
что Мидьян — это настоящая духовная нечистота.
Так же — и с Йегошуа бин-Нуном.
Даже если бы весь дом Потифара утверждал, что они сберегли праведника Йосефа —
только он один в полной мере, по-настоящему понимал, что эти люди пытались
нанести вред его душе. Ведь испытание жены Потифара, Злихи, которому Йосеф был
подвергнут, могло причинить серьезнейший вред его душе, если бы он в нем не
выстоял. И, соответственно, дом Потифара был самым настоящим предметом духовной
нечистоты.
Точно так же и война царя Давида
с Моавом.
Казалось бы, царь Давид
произошел от этого народа — от моавитянки Рут. Родная кровь. Но лишь одному ему
по-настоящему ясно, что представляет собой Моав. Ведь именно они уничтожили всю
его семью — семью царя Израиля.
Вместо того, чтобы охранять и
взращивать святость, они причинили непоправимый вред не только царю Давиду, но и
всему миру. И никто, кроме царя Давида, не способен так ясно осознавать, что
Моав — источник нечистоты.
И если считать нечистоту тьмой,
то только Свет способен ее победить.
Именно поэтому Моше, Йошуа
бин-Нун и царь Давид сумели рассеять тьму и одержать победу.
Какой вывод из всего написанного
выше мы можем сделать?
Каждый человек имеет право
выбора, кем ему быть — «предметом» для святости или для нечистоты.
Когда в доме проходят уроки
Торы, когда и отец и дети учат Тору, когда семья живет по законам Торы — они
приближаются к Творцу, и дом их становится сосудом святости.
Когда же люди считают Тору
ненужной обузой, не наполняют свой дом духовностью — они отдаляются от Творца, и
эту святость теряют, а дом становится предметом нечистоты.
Точно так же и с душой человека.
Когда тело служит для воплощения
устремлений души, для приближения ее к Творцу, то тело приобретает статус
«предмета» святости.
Когда же тело выполняет лишь
материальные желания, наперекор стремлению души — это отдаляет от святости.
на основе комментария раби Шимшона-Хаима Нахмани
(автор книги «Зера Шимшон», Италия, 1706-1779 гг.)
3. Два огня
Написано в нашей недельной
главе: «Все, что проходит через огонь, проведите через огонь, и оно очистится» (Бамидбар,
гл. 31, ст. 23).
В духовном аспекте есть два вида
огня.
Огонь дурного начала (на иврите
— йецер
hа-ра)
— это огонь запретных вожделений и пагубных страстей. Он заманивает человека в
трясину нарушений и прегрешений.
Но огонь Торы, огонь духовной
чистоты и святости — влечет человека к духовным вершинам.
Всю нашу жизнь между этими двумя
огнями идет война за наши сердца. И наша обязанность — стремиться не поддаваться
огню йецер
hа-ра
и поддерживать огонь Торы.
Проиллюстрирую это притчей.
Полководец со своим войском
совершал длительный переход через безводную пустыню. Солдаты были изнурены и еле
держались на ногах. Вдруг они вошли в зеленый оазис с плодовыми деревьями и
источником кристально чистой воды. Но самое удивительное, что там высился
прекрасный дворец из мрамора и позолоты.
Ворота оказались не запертыми. И
солдаты со всеми предосторожностями вошли внутрь.
Неужели это хитроумная ловушка,
которую им подстроил неприятель?
Но внутри никого не оказалось.
Шикарное убранство и роскошь дворца поражали воображение, и вместе с тем — не
было там ни живой души.
Столы ломились от изысканных
яств, в кладовых было полно золота и драгоценных камней. Солдаты начали
примеряться к нежданной добыче, но полководец велел выставить снаружи усиленные
посты и занять оборону.
— Зачем перестраховываться? —
возроптали воины. — Ведь здесь нет ни души, а вокруг на многие километры
необитаемая пустыня. Значит, ждать опасности нам не от кого. Так что, дай нам
спокойно взять себе, что приглянется.
— Вы просто глупцы! — зашелся от
негодования командующий войском. — Неужели вы действительно думаете, что этот
прекрасный дворец пуст? Может, он вырос из земли, или свалился с Неба? Смотрите
сколько здесь следов! Хозяева скоро вернутся. И кто знает, будут они нам рады,
или же отнесутся как к не прошеным гостям, а может, и как к смертельным
врагам?..
Когда человек рождается на свет,
в него с первых минут жизни входит йецер
hа-ра,
и сразу же пытается завладеть сердцем человека и установить там свои порядки.
Наша задача — выступить на
стороне доброго начала (йецер
hа-тов)
и всемерно способствовать его победе. Ведь от этого зависит наша жизнь...
на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давид Азулая
(известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец
Исраэль,18-й век)
и
раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
4. Кто раньше — Гад или
Реувен
После победы над Мидьяном
обогатились колена Израиля. Об этом читаем: «И было у сынов Реувена много скота,
а у сынов Гада — очень много» (Бамидбар, гл. 32, ст. 1).
Понятно, почему имя Реувена
стоит в начале. Ведь он — первенец Яакова. Но, несмотря на это, далее имя Гада
все время стоит прежде имени Реувена. Везде написано Гад и Реувен, а не
наоборот. Почему?
В Торе говорится о том, что сыны
Гада и Реувена увидели страну Язер и страну Гилад. Эти страны располагались на
другом берегу реки Иордана. Земли тех мест были плодородны и идеально подходили
для их многочисленных стад. Тогда они обратились к Моше и попросили передать им
во владение все наделы той местности, так как она прекрасно подходит для выпаса
скота.
Рамбан
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и
Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),
комментируя этот отрывок, отвечает на вопрос — почему колено Гада в последующем
до конца главы упоминается первым?
Его ответ состоит в том, что
этот замысел принадлежал сыновьям Гада. Именно они первыми заговорили с Моше о
том, чтобы поселиться не в Эрец Исраэль (на Земле Израиля), а на другом
берегу реки Иордан.
О колене Гада сказано:
«Благословен Гад, расширяющий пределы свои» (Дварим, гл. 33, ст.
20). Они были могучими воинами и не боялись поселиться отдельно от других колен,
среди окружающих их народов.
В начале, выслушав колена Гада и
Реувена Моше решил, что они боятся кенаанейских народов, с которыми предстояла
война за Землю Израиля. И поэтому они решили остаться на другом берегу Иордана,
чтобы не участвовать в предстоящей войне.
Но сыновья Гада и Реувена
сказали Моше так: «Мы построим загоны для наших стад и города для наших детей. А
сами пойдем завоевывать землю перед сынами Израиля, пока не приведем на их на
Землю Израиля. А дети наши останутся в городах, защищенных от обитателей этой
земли. И не вернемся, пока не получит каждое колено свой надел» (Бамидбар,
гл. 32, ст. 16-18).
Из разговора колен Гада и
Реувена с Моше видно, что для них загоны для скота стоят на первом месте, а
города для детей — на втором.
Моше соглашается на их просьбу,
но говорит: «Постройте же себе города для ваших детей и загоны для ваших овец, и
то, что вышло из ваших уст — исполните» (там же, ст. 24).
То есть Моше переставляет
местами слова, сказанные Гадом и Реувеном. Детей он ставит на первое место, скот
— на второе. И это не просто так.
Желание построить загоны для
овец — это желание быть обеспеченными, стремление к богатству. И оно стоит у
этих колен на первом месте. Тогда как дома для детей — на втором.
Написано в Танахе: «Сердце
мудрого ведет его вправо, а сердце глупого — влево» (Коэлет, гл.
10, ст. 2).
Правая рука — основная. Так как
сказано: «Справа от него — пламя Закона (подразумевается Тора)» (Дварим,
гл. 33, ст. 2). Слева — богатство и почет» (Мишлей — Притчи царя
Шломо, гл. 3, ст. 16).
Нельзя путать главное и
второстепенное. Ведь левая рука нужна, чтобы прислуживать правой.
Моше был Мудрецом. Поэтому
поставил детей справа — на первое место, а скот — на второе, слева.
Тогда как колена Гада и Реувена
поставили загоны для скота на первое место (справа), а нужды детей — на второе
(слева). То есть сначала побеспокоимся о скоте (имуществе), а уж потом — о
детях.
Казалось бы, речь идет о том,
что было когда-то. На самом же деле эта тема невероятно актуальна и сегодня.
Сколько людей и сегодня ставят свои «стада» (карьера и деньги) на первое место,
а собственных детей на второе? Работают допоздна, и дети их практически не
видят. Или же вообще не заводят детей, строя карьеру, а продолжение рода,
обзаведение потомством, как нечто второстепенное — откладывают на потом.
Так происходит в жизни. Тот, кто
вкладывает в своих детей, пока они маленькие — не должен будет вкладывать в них,
когда они вырастут. Или, наоборот: если не найти время на детей, пока они
маленькие — придется потратить много, когда повзрослеют.
Это не значит, что материальное
не важно. Но есть главное и второстепенное. Главное — дети. А богатство —
вспомогательный элемент. Без него, конечно — не обойтись. Но оно все же — не
главное.
Это и подразумевал Моше поставив
в рассматриваемой нами фразе детей на первое место. Этому он учит колена Гада и
Реувена, а заодно — и нас с вами.
на основе комментария рава Йоны Мецгера
(наше время, Израиль)
5. При чем тут Менаше?
В Торе написано, что два колена
попросили у Моше разрешения поселиться вне Израиля, на противоположном берегу
Иордана. Но в конце нашей недельной главы вдруг написано: «И дал Моше сынам Гада
и сынам Реувена, и половине колена Менаше, сына Йосефа, царство Сихона, царя
эморийцев, и царство Ога, царя Башана — землю для городов и пригородов, города с
землями вокруг» (Бамидбар, гл. 32, ст. 33).
Странно. Ведь сыны Менаше не
просили себе эту землю. Кроме того, половина колена все-таки живет на Земле
Израиля. На первый взгляд, можно сказать, что часть колена Менаше была изгнана
из Святой Земли. Раз их надел за границей — значит, им Земля Израиля не
полагается. Почему?
В Мидраше Учителя отвечают на
этот вопрос.
Когда в Израиле был голод,
сыновья Яакова пошли в Египет, чтобы пополнить запасы. По дороге домой, их
догнали египтяне и сказали, что пропал кубок Йосефа. Когда кубок нашли в поклаже
Биньямина, братья разорвали свои одежды и вернулись в Египет.
Йосеф на тот момент фактически
управлял Египтом — был вторым человеком после фараона, а Менаше, его сын — его
«правой рукой» во всех делах. Разумеется, именно ему доверил Йосеф подложить
кубок Биньямину.
За то, что Менаше участвовал в
действии, в результате которого сыновья Яакова порвали свои одежды, колено
Менаше было разделено на две части. Одна половина колена получила надел на
территории Земли Израиля, другая — надел с коленами Гада и Реувена, на другом
берегу Иордана.
Но разве такое количество
прекрасной земли может быть наказанием?
Ведь помимо удела на Земле Израиля, вторая половина колена Менаше получила
огромные площади прекрасной земли на другой стороне Иордана, и их надел был
самым большим среди всех колен Израиля. Попробую ответить и на этот вопрос.
Для иллюстрации расскажу такой
случай.
Однажды уровень учеников йешивы
в Мексике начал опускаться. Их все больше увлекали светские интересы, и глава
йешивы обратился к одному из раввинов Израиля с просьбой прислать ему порядка
десяти хороших преподавателей, которые высоким уровнем преподавания смогут
заинтересовать учеников.
Однако, вместо преподавателей —
из Израиля прислали десять аврехов (учеников колелей).
Тогда глава йешивы оставил свой
пост, не поверив в действенность такого решения, ибо счел, что ему не удалось
выполнить свою функцию на этом посту. Но, как ни странно, десять аврехов
сумели не просто прекрасно поладить с сотнями учеников этой йешивы, но и поднять
порядок и уровень обучения. Секрет заключался в том, что аврехи были
такими же ребятами, как и ученики йешивы, но испытывали привязанность к Эрец
Исраэль (к Земле Израиля). Их поведение повлияло на ребят, пробудив интерес
к учебе.
Но вернемся к коленам Гада и
Реувена.
Проживание среди других народов,
в отрыве от Земли Израиля, могло повлиять на разрыв отношений со всем народом.
Моше это понимал. Необходимо было найти звено, способное сохранить связь между
ними и остальными коленами.
Благодаря тому, что колено
Менаше отличалось от остальных своим стремлением к изучению Торы, они в
наибольшей степени подходили на роль связующего звена.
Разумеется, просьбу Моше
поселиться по другую сторону Иордана колено Менаше встретило неоднозначно.
Именно поэтому Моше решил выделить половине колена Менаше самый большой и тучный
надел земли и в Израиле, и по другую сторону Иордана, чтобы благодаря им, колена
Гада и Реувена продолжали чувствовать связь с остальными коленами и остались
верными Земле Израиля.
на основе комментария рава Йоны Мецгера
(наше время, Израиль)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|