ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МАТОТ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.

Почему она так называется?

По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова ­ Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).

Обсуждение главы Матот

1. Осторожно — Имя

Наша недельная глава начинается с обращения Моше к еврейской аристократии — главам колен народа Израиля: «И говорил Моше главам колен…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Моше оказывал честь лидерам общин, тем, что обучал их вначале, и только затем приступал к занятиям с рядовыми евреями.

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 25) находим такое высказывание Учителей: «Шмуэль в своем поколении — как Моше в его поколении».

То есть в каждом поколении — свой лидер, и он заслуживает уважения. Намек на это содержится и во фразе из Торы: «И придешь к коэну (служителю в Храме), который будет в те дни» (Дварим, гл. 26, ст. 3). Не говори, что лидер «измельчал», что мудрецы нынче «не те»... В Торе ясно сказано: не жди кого-то, равного Моше, с вопросом или за напутствием иди к тому, кто «будет в твои дни». Да и сам Моше учит нас тому же, оказывая особое уважение главам колен.

Но чему Моше решил обучить глав общин?

Альших (один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век) пишет, что речь шла о клятвах и обетах. О том, что руководители народа должны разъяснять сынам Израиля законы и правила, связанные с клятвами и обетами. 

Но почему Моше обратил внимание глав колен именно на тему клятв и обетов, почему такого не было в отношении к другим заповедям?

Дело в том, что главы народа постоянно находятся в центре внимания. Простые люди наблюдают за ними, перенимают их манеры и привычки.

Но кто в еврейском народе обычно выдвигается на руководящие позиции? Люди мудрые, богобоязненные, любящие Творца, стремящиеся укрепить связь с Ним. Поэтому не удивительно, что в своих речах они часто упоминают Всевышнего, наделяют Его разнообразными эпитетами, характеризующими те или иные качества Творца. Но простые люди могут подумать, что упоминание Всевышнего лишь придает вес сказанному. Поэтому зачастую упоминают Его в пустых, будничных разговорах, призывают Его в свидетели, клянутся Его Именем. А в результате, произнося его впустую, используя в ложной или напрасной клятве — оскверняют Имя Творца (хилуль а-Шем). И выходит, что главы народа, косвенно причастны к этим нарушениям. Поэтому Моше обратился к ним и призвал всячески подчеркивать особое значение законов, относящихся к обетам и клятвам. 

Рав Моше-Иегошуа-Иегуда-Лейб Дискин (Маѓариль; духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина 19-го века; родился в Гродно, Беларусь) присутствовал на похоронах своего ученика. Кантор прочел от имени всей общины традиционную в таких случаях молитву за вознесение души усопшего. В конце там есть слова о пожертвовании денег на цедаку (благотворительность). Рав Дискин на виду у всех присутствующих сделал это пожертвование. Чтобы не было ни малейшего сомнения в исполнении обета.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

2. Богобоязненность? Легко!

 

В нашей недельной главе читаем: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: Вот слово, которое заповедал Всевышний…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2).

В этом фрагменте, как отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), видна сущностная разница между Моше и остальными пророками. 

В чем же она заключается? 

Всем пророкам пророчество спускалось Свыше в форме «Так сказал (на иврите — ко амар) Всевышний». Моше же, вдобавок к этому, мог еще и пророчествовать. Как написано: «Вот слово» (на иврите — зе hа-давар).

Но так ли уж существенна эта разница?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 33) есть выражение: «Все в руках Небес, кроме страха перед Ними».

Богобоязненность не дается человеку Свыше. Ее появление и мера, в которой она проявляется — зависит только от него самого. Поэтому сказано: «И ныне, Израиль, что Всевышний твой, спрашивает с тебя? Только богобоязненность» (Дварим, гл. 10, ст. 12). 

«Только богобоязненность» — это много или мало?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 33) сказано, что для Моше богобоязненность была незначительным качеством (на языке Талмуда — милта зутарта).

Тогда почему мы уделяем столько внимания этому «незначительному качеству»?

Всевышний использует два способа управления миром. Сейчас мы живем в эру сокрытия. Процветают злодеи, всюду — ложь и кривда. Ростки добра с трудом пробиваются сквозь равнодушие и сердечную черствость. Праведники — гонимы. Чтобы бескомпромиссно соблюдать установления Торы и выполнять заповеди, порой приходится идти «против течения», быть «белой вороной». А это могут позволить себе только по-настоящему сильные люди, люди цельные, обладающие внутренним духовным стержнем.

Во времена Моше все было иначе. Присутствие Всевышнего явно ощущалось людьми. Те, кто шел дорогой Торы — не знал ни материальных, ни духовных проблем. Того же, кто пытался уклониться от служения Всевышнему, кусала змея, подстерегали карающий меч и разящее копье, неведомые болезни. Бывало, что земля проглатывала такого человека целиком, вместе со всеми пожитками.

В таких условиях богобоязненность не могла считаться чем-то необычным. Но наоборот — была совершенно естественным, само собой разумеющимся качеством, присущим большинству.

Теперь вернемся к различию между Моше и другими пророками.

Пророки сообщали о будущем, о тех событиях, которые были совсем не очевидны. Принятие такого пророчества базировалось на вере, а не на знании. Отсюда и соответствующая форма: «Так сказал Всевышний». Ведь не доводы логики, но — именно вера в Творца, была решающим фактором.

Пророчество Моше — «Вот слово» — было иного свойства. Это сравнимо с ситуацией, когда человек, прикоснувшись к плечу своего друга, указывает на что-то и говорит:

— Смотри, дружище, видишь, вот то, что случится с нами здесь и сейчас.

И другу все становилось настолько очевидным, ясным и понятным, что даже веры не требовалось. 

Поэтому богобоязненность во времена Моше существенно отличалась от той, которую можно видеть в наши дни.

на основе комментария рава Яакова Каминецкого

(глава йешивы «Тора ве-Даат»; Нью-Йорк, 1891-1986 гг.)

 

 

 

3. Как уберечься от нарушения

Моше собрал глав народа, чтобы обучить их важному правилу. В Торе об этом написано: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: Вот слово, которое заповедал Всевышний... пусть не пренебрегает человек словом своим» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2-3).

Попытаемся понять, в чем заключался урок Моше?

Царь Давид как-то сказал: «В одном речении Всевышнего, два смысла можно расслышать» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 62, ст. 12).

Как это понимать?

Каждая заповедь Всевышнего содержит в себе и повеление и обещание. Повеление — исполнить заповедь (делать или не делать так, как велел Творец) и обещание, что человек эту заповедь не нарушит. Так, например, заповедь «не крадите» (Ваикра, гл. 19, ст. 11) запрещает воровать. И вместе с тем, в ней есть и обещание, что не будет воров. Таким образом, заповеди не только обязывают нас исполнять их, но — и оберегают от нарушений.

Наши Учителя подчеркивают, что человеку, который хочет уберечься от нарушения заповеди, следует произнести вслух отрывок из Торы, в котором записана эта заповедь.

В этом и состоит урок, ради которого Моше собрал глав колен. «Вот слово, которое заповедал Всевышний», — говорит он. Чтобы не нарушить заповеди Всевышнего, нужно помнить об их чудесном свойстве — «Пусть не пренебрегает человек словом своим». То есть — произнесение вслух соответствующих фрагментов из Торы, способно уберечь от нарушений.

Значит, если бы человек, задумавший кражу, перед тем как отправиться «на дело», тщательно изучал бы в Торе запрет на воровство — у нас было бы гораздо меньше воров. Но люди с такими склонностями пока заняты, видимо, изучением других заповедей. Остается надеяться, что со временем дойдут и до этой.

Некий богач из Америки, находясь на отдыхе в Тверии, получил огромное впечатление от знакомство с равом Моше Клиерсом, ашкеназским раввином города. И был поражен его глубокой мудростью и праведностью Перед отъездом он решил преподнести этому раввину солидный денежный подарок. Но рав Клиерс вежливо отказался.

— Ты, наверное, думаешь, что я не хочу извлекать материальную выгоду из Торы, — с улыбкой объяснил он свой отказ раввин. — Но я в данном случае, прежде всего, опасаюсь воровства. Я как раз изучал в Торе посвященный этому отрывок. Ты, как я понимаю, намеревался одарить знаменитого мудреца Торы. А я — простой человек...

Обычно люди заурядные, посредственные, из кожи вон лезут, чтобы казаться значительными. А вот действительно выдающиеся личности говорят: «Я простой человек».

на основе комментария рава Моше Яакова Вайса

(раввин района Неве Ахиэзер в Бней-Браке; 1924-2012 гг.)

 

4. Держать слово

 

Написано в нашей недельной главе: «Пусть человек не лишает силы слова своего, но все, что вышло из уст его — исполнит» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Безусловно, нужно исполнять все свои обещания, клятвы и обеты. Когда Всевышний заповедал — «Не произноси Моего имени впустую!» (Шемот, гл. 20, ст. 7) — содрогнулся мир. 

Порой бывает — пообещал сгоряча, а потом понял, что совершенно напрасно сделал это. Если человек, давая обет, не знал всех сопутствующих этому фактов, а если бы знал — не давал бы обещание, у него есть выход. Один выдающийся знаток Торы или три обычных — могут освободить его от обета. Но тот, кто держит слово, несмотря ни на что — заслуживает уважения.

В Талмуде (трактат Кетувот, лист 77) рассказывается, что раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века) преподавал Тору больным заразной болезнью, полагая, что Тора защитит его. Когда пришло его время умирать, он попросил малаха а-мавет (в условном переводе — «ангела смерти») показать прежде его место в Будущем мире. Когда они приблизились к Ган Эдену (в условном переводе — рай) раби Иегошуа прыгнул туда и поклялся, что не вернется. Всевышний на безмолвный вопрос малаха а-мавет ответил, что в том случае, если раби Иегошуа бен Леви хоть раз освобождался от обета, то и эта его клятва будет отменена. Оказалось, что он выполнял все свои обещания. И последняя его клятва осталась в силе.

Когда умер Рав (столь великий и известный Учитель Талмуда первого поколения, что звание «рав» стало его именем, и все знали, о ком идет речь; 3-й век), его ученики решили сохранить образ учителя в мире. Каждый взял на себя одну из черт характера Рава. Рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4-го века) и рав Шешет (Учитель Талмуда; конец 3-го — начало 4-го века) приняли на себя обязательство смотреть только перед собой, не вглядываться в других людей и посторонние предметы. Когда они поняли, что не в состоянии выдержать этот обет, они не отменили его, но — помолились, и у них ослабло зрение.

О раве Сафре (великий Учитель Талмуда; Вавилон — Эрец Исраэль, начало 4-го века) говорится в Талмуде (трактат Макот, лист 24), что он стремится к Истине всем сердцем своим. Однажды, когда рав Сафра читал молитву Шма, к нему подошел какой-то человек и предложил сделку. Рав Сафра не желал прерывать молитву и поэтому не ответил. Но человек истолковал это по-своему. Он решил, что предложил слишком низкую цену, настолько низкую, что рав Сафра не хочет даже смотреть в его сторону. Он постепенно набавлял и набавлял цену, каждый раз вопросительно поглядывая на рава Сафру. К концу молитвы цена была настолько привлекательна, что рав Сафра мог считать себя обеспеченным человеком. Но к великому удивлению торговца, рав Сафра согласился на первую цену — самую низкую из предложенных. 

— В сердце своем я был согласен на твое самое первое предложение, — объяснил свое решение рав Сафра. — Просто не мог тебе об этом сказать, потому что молился.

Это и называется — всем сердцем стремиться к истине.

Сфат Эмет (рав Иегуда-Арье-Лейб Алтер, Гурский Ребе; Польша, 19 в.) объясняет, что в тех случаях, когда человек изо всех сил старается выполнять обещанное, Всевышний, со своей стороны — помогает, чтобы все, что выходит из уст этого человека, исполнилось.

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

 

5. Стричь или не стричь — вот в чем вопрос

 

В нашей недельной главе читаем: «И будете свободны от долга пред Всевышним и Израилем» (Бамидбар, гл. 32, ст. 22).

Реувен соблюдающий еврей, изучающий Тору. В свободное от учебы время он стрижет клиентов, у него — своя парикмахерская.

Однажды в его парикмахерскую вошел молодой человек и попросил сделать ему стрижку — безвкусную  на вид и явно идущую в разрез с еврейской традицией (стрижка предполагала использование опасной бритвы).

— Зачем тебе подражать этим неевреям? — мягко спросил юношу Реувен.

— Потому что я сам нееврей, — невозмутимо ответил клиент, и в доказательство показал теудат зеут (израильское удостоверение личности).

Реувен задумался. С одной стороны, на парня не распространяются еврейские законы, и Тора не накладывает никаких ограничений на стрижки неевреев. Но, с другой — в Танахе сказано: «Устрани лукавство уст, и извращенность языка удали от себя» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 24). А на лбу у юноши не написано, что он — нееврей. Случайные прохожие, заглянувшие в парикмахерскую или другие клиенты, могут решить, что парикмахер нарушает постановление Торы.

Как и положено соблюдающему еврею в подобном случае — Реувен попросил раввина разрешить его сомнения.

В комментарии к Талмуду (у трактату Макот, лист 21) Ритва (раби Йом-Тов бен Авраам, один из крупнейших комментаторов Талмуда, Испания, вторая половина 13-го века) пишет, что, хотя по букве закона и не запрещено делать ножницами стрижку, подобную стрижке опасной бритвой — от этого следует воздержаться. Из-за опасения, что такая стрижка может быть неправильно истолкована другими людьми.

Так значит и в нашем случае Реувену следует воздержаться от подобной стрижки?

Но есть правило, согласно которому в случаях, когда значительное число людей осведомлены о праведности человека — его не станут подозревать в нарушении.

Так в Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 24.) рассказывается, что Рабан Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина — Верховного Суда, 2-й век) проверял точность показаний свидетелей, сообщавших ему о рождении новой луны, демонстрируя им различные изображения месяца и предлагая выбрать наиболее похожее на то, что они видели. 

Но ведь кто-то мог заподозрить, что Рабан Гамлиэль поклоняется луне?

Объясняют Учителя, что, поскольку Рабан Гамлиэль был наси (глава и духовный наставник поколения), он постоянно находился на виду, и никому не приходило в голову, что он способен на такое нарушение.

Также и в нашем случае. В парикмахерскую постоянно приходят клиенты, а прохожие через прозрачные витрины видят, что парикмахер — соблюдающий законы Торы еврей. Поэтому никто не станет подозревать его в нарушении. Все поймут, что сидящий в кресле под простыней обладатель странной стрижки — нееврей.

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «МАТОТ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.

Почему она так называется?

По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова ­ Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).

Обсуждение главы Матот

1. Осторожно — Имя

Наша недельная глава начинается с обращения Моше к еврейской аристократии — главам колен народа Израиля: «И говорил Моше главам колен…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Моше оказывал честь лидерам общин, тем, что обучал их вначале, и только затем приступал к занятиям с рядовыми евреями.

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 25) находим такое высказывание Учителей: «Шмуэль в своем поколении — как Моше в его поколении».

То есть в каждом поколении — свой лидер, и он заслуживает уважения. Намек на это содержится и во фразе из Торы: «И придешь к коэну (служителю в Храме), который будет в те дни» (Дварим, гл. 26, ст. 3). Не говори, что лидер «измельчал», что мудрецы нынче «не те»... В Торе ясно сказано: не жди кого-то, равного Моше, с вопросом или за напутствием иди к тому, кто «будет в твои дни». Да и сам Моше учит нас тому же, оказывая особое уважение главам колен.

Но чему Моше решил обучить глав общин?

Альших (один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век) пишет, что речь шла о клятвах и обетах. О том, что руководители народа должны разъяснять сынам Израиля законы и правила, связанные с клятвами и обетами. 

Но почему Моше обратил внимание глав колен именно на тему клятв и обетов, почему такого не было в отношении к другим заповедям?

Дело в том, что главы народа постоянно находятся в центре внимания. Простые люди наблюдают за ними, перенимают их манеры и привычки.

Но кто в еврейском народе обычно выдвигается на руководящие позиции? Люди мудрые, богобоязненные, любящие Творца, стремящиеся укрепить связь с Ним. Поэтому не удивительно, что в своих речах они часто упоминают Всевышнего, наделяют Его разнообразными эпитетами, характеризующими те или иные качества Творца. Но простые люди могут подумать, что упоминание Всевышнего лишь придает вес сказанному. Поэтому зачастую упоминают Его в пустых, будничных разговорах, призывают Его в свидетели, клянутся Его Именем. А в результате, произнося его впустую, используя в ложной или напрасной клятве — оскверняют Имя Творца (хилуль а-Шем). И выходит, что главы народа, косвенно причастны к этим нарушениям. Поэтому Моше обратился к ним и призвал всячески подчеркивать особое значение законов, относящихся к обетам и клятвам. 

Рав Моше-Иегошуа-Иегуда-Лейб Дискин (Маѓариль; духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина 19-го века; родился в Гродно, Беларусь) присутствовал на похоронах своего ученика. Кантор прочел от имени всей общины традиционную в таких случаях молитву за вознесение души усопшего. В конце там есть слова о пожертвовании денег на цедаку (благотворительность). Рав Дискин на виду у всех присутствующих сделал это пожертвование. Чтобы не было ни малейшего сомнения в исполнении обета.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

2. Богобоязненность? Легко!

 

В нашей недельной главе читаем: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: Вот слово, которое заповедал Всевышний…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2).

В этом фрагменте, как отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), видна сущностная разница между Моше и остальными пророками. 

В чем же она заключается? 

Всем пророкам пророчество спускалось Свыше в форме «Так сказал (на иврите — ко амар) Всевышний». Моше же, вдобавок к этому, мог еще и пророчествовать. Как написано: «Вот слово» (на иврите — зе hа-давар).

Но так ли уж существенна эта разница?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 33) есть выражение: «Все в руках Небес, кроме страха перед Ними».

Богобоязненность не дается человеку Свыше. Ее появление и мера, в которой она проявляется — зависит только от него самого. Поэтому сказано: «И ныне, Израиль, что Всевышний твой, спрашивает с тебя? Только богобоязненность» (Дварим, гл. 10, ст. 12). 

«Только богобоязненность» — это много или мало?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 33) сказано, что для Моше богобоязненность была незначительным качеством (на языке Талмуда — милта зутарта).

Тогда почему мы уделяем столько внимания этому «незначительному качеству»?

Всевышний использует два способа управления миром. Сейчас мы живем в эру сокрытия. Процветают злодеи, всюду — ложь и кривда. Ростки добра с трудом пробиваются сквозь равнодушие и сердечную черствость. Праведники — гонимы. Чтобы бескомпромиссно соблюдать установления Торы и выполнять заповеди, порой приходится идти «против течения», быть «белой вороной». А это могут позволить себе только по-настоящему сильные люди, люди цельные, обладающие внутренним духовным стержнем.

Во времена Моше все было иначе. Присутствие Всевышнего явно ощущалось людьми. Те, кто шел дорогой Торы — не знал ни материальных, ни духовных проблем. Того же, кто пытался уклониться от служения Всевышнему, кусала змея, подстерегали карающий меч и разящее копье, неведомые болезни. Бывало, что земля проглатывала такого человека целиком, вместе со всеми пожитками.

В таких условиях богобоязненность не могла считаться чем-то необычным. Но наоборот — была совершенно естественным, само собой разумеющимся качеством, присущим большинству.

Теперь вернемся к различию между Моше и другими пророками.

Пророки сообщали о будущем, о тех событиях, которые были совсем не очевидны. Принятие такого пророчества базировалось на вере, а не на знании. Отсюда и соответствующая форма: «Так сказал Всевышний». Ведь не доводы логики, но — именно вера в Творца, была решающим фактором.

Пророчество Моше — «Вот слово» — было иного свойства. Это сравнимо с ситуацией, когда человек, прикоснувшись к плечу своего друга, указывает на что-то и говорит:

— Смотри, дружище, видишь, вот то, что случится с нами здесь и сейчас.

И другу все становилось настолько очевидным, ясным и понятным, что даже веры не требовалось. 

Поэтому богобоязненность во времена Моше существенно отличалась от той, которую можно видеть в наши дни.

на основе комментария рава Яакова Каминецкого

(глава йешивы «Тора ве-Даат»; Нью-Йорк, 1891-1986 гг.)

 

 

 

3. Как уберечься от нарушения

Моше собрал глав народа, чтобы обучить их важному правилу. В Торе об этом написано: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: Вот слово, которое заповедал Всевышний... пусть не пренебрегает человек словом своим» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2-3).

Попытаемся понять, в чем заключался урок Моше?

Царь Давид как-то сказал: «В одном речении Всевышнего, два смысла можно расслышать» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 62, ст. 12).

Как это понимать?

Каждая заповедь Всевышнего содержит в себе и повеление и обещание. Повеление — исполнить заповедь (делать или не делать так, как велел Творец) и обещание, что человек эту заповедь не нарушит. Так, например, заповедь «не крадите» (Ваикра, гл. 19, ст. 11) запрещает воровать. И вместе с тем, в ней есть и обещание, что не будет воров. Таким образом, заповеди не только обязывают нас исполнять их, но — и оберегают от нарушений.

Наши Учителя подчеркивают, что человеку, который хочет уберечься от нарушения заповеди, следует произнести вслух отрывок из Торы, в котором записана эта заповедь.

В этом и состоит урок, ради которого Моше собрал глав колен. «Вот слово, которое заповедал Всевышний», — говорит он. Чтобы не нарушить заповеди Всевышнего, нужно помнить об их чудесном свойстве — «Пусть не пренебрегает человек словом своим». То есть — произнесение вслух соответствующих фрагментов из Торы, способно уберечь от нарушений.

Значит, если бы человек, задумавший кражу, перед тем как отправиться «на дело», тщательно изучал бы в Торе запрет на воровство — у нас было бы гораздо меньше воров. Но люди с такими склонностями пока заняты, видимо, изучением других заповедей. Остается надеяться, что со временем дойдут и до этой.

Некий богач из Америки, находясь на отдыхе в Тверии, получил огромное впечатление от знакомство с равом Моше Клиерсом, ашкеназским раввином города. И был поражен его глубокой мудростью и праведностью Перед отъездом он решил преподнести этому раввину солидный денежный подарок. Но рав Клиерс вежливо отказался.

— Ты, наверное, думаешь, что я не хочу извлекать материальную выгоду из Торы, — с улыбкой объяснил он свой отказ раввин. — Но я в данном случае, прежде всего, опасаюсь воровства. Я как раз изучал в Торе посвященный этому отрывок. Ты, как я понимаю, намеревался одарить знаменитого мудреца Торы. А я — простой человек...

Обычно люди заурядные, посредственные, из кожи вон лезут, чтобы казаться значительными. А вот действительно выдающиеся личности говорят: «Я простой человек».

на основе комментария рава Моше Яакова Вайса

(раввин района Неве Ахиэзер в Бней-Браке; 1924-2012 гг.)

 

4. Держать слово

 

Написано в нашей недельной главе: «Пусть человек не лишает силы слова своего, но все, что вышло из уст его — исполнит» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Безусловно, нужно исполнять все свои обещания, клятвы и обеты. Когда Всевышний заповедал — «Не произноси Моего имени впустую!» (Шемот, гл. 20, ст. 7) — содрогнулся мир. 

Порой бывает — пообещал сгоряча, а потом понял, что совершенно напрасно сделал это. Если человек, давая обет, не знал всех сопутствующих этому фактов, а если бы знал — не давал бы обещание, у него есть выход. Один выдающийся знаток Торы или три обычных — могут освободить его от обета. Но тот, кто держит слово, несмотря ни на что — заслуживает уважения.

В Талмуде (трактат Кетувот, лист 77) рассказывается, что раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века) преподавал Тору больным заразной болезнью, полагая, что Тора защитит его. Когда пришло его время умирать, он попросил малаха а-мавет (в условном переводе — «ангела смерти») показать прежде его место в Будущем мире. Когда они приблизились к Ган Эдену (в условном переводе — рай) раби Иегошуа прыгнул туда и поклялся, что не вернется. Всевышний на безмолвный вопрос малаха а-мавет ответил, что в том случае, если раби Иегошуа бен Леви хоть раз освобождался от обета, то и эта его клятва будет отменена. Оказалось, что он выполнял все свои обещания. И последняя его клятва осталась в силе.

Когда умер Рав (столь великий и известный Учитель Талмуда первого поколения, что звание «рав» стало его именем, и все знали, о ком идет речь; 3-й век), его ученики решили сохранить образ учителя в мире. Каждый взял на себя одну из черт характера Рава. Рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4-го века) и рав Шешет (Учитель Талмуда; конец 3-го — начало 4-го века) приняли на себя обязательство смотреть только перед собой, не вглядываться в других людей и посторонние предметы. Когда они поняли, что не в состоянии выдержать этот обет, они не отменили его, но — помолились, и у них ослабло зрение.

О раве Сафре (великий Учитель Талмуда; Вавилон — Эрец Исраэль, начало 4-го века) говорится в Талмуде (трактат Макот, лист 24), что он стремится к Истине всем сердцем своим. Однажды, когда рав Сафра читал молитву Шма, к нему подошел какой-то человек и предложил сделку. Рав Сафра не желал прерывать молитву и поэтому не ответил. Но человек истолковал это по-своему. Он решил, что предложил слишком низкую цену, настолько низкую, что рав Сафра не хочет даже смотреть в его сторону. Он постепенно набавлял и набавлял цену, каждый раз вопросительно поглядывая на рава Сафру. К концу молитвы цена была настолько привлекательна, что рав Сафра мог считать себя обеспеченным человеком. Но к великому удивлению торговца, рав Сафра согласился на первую цену — самую низкую из предложенных. 

— В сердце своем я был согласен на твое самое первое предложение, — объяснил свое решение рав Сафра. — Просто не мог тебе об этом сказать, потому что молился.

Это и называется — всем сердцем стремиться к истине.

Сфат Эмет (рав Иегуда-Арье-Лейб Алтер, Гурский Ребе; Польша, 19 в.) объясняет, что в тех случаях, когда человек изо всех сил старается выполнять обещанное, Всевышний, со своей стороны — помогает, чтобы все, что выходит из уст этого человека, исполнилось.

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

 

5. Стричь или не стричь — вот в чем вопрос

 

В нашей недельной главе читаем: «И будете свободны от долга пред Всевышним и Израилем» (Бамидбар, гл. 32, ст. 22).

Реувен соблюдающий еврей, изучающий Тору. В свободное от учебы время он стрижет клиентов, у него — своя парикмахерская.

Однажды в его парикмахерскую вошел молодой человек и попросил сделать ему стрижку — безвкусную  на вид и явно идущую в разрез с еврейской традицией (стрижка предполагала использование опасной бритвы).

— Зачем тебе подражать этим неевреям? — мягко спросил юношу Реувен.

— Потому что я сам нееврей, — невозмутимо ответил клиент, и в доказательство показал теудат зеут (израильское удостоверение личности).

Реувен задумался. С одной стороны, на парня не распространяются еврейские законы, и Тора не накладывает никаких ограничений на стрижки неевреев. Но, с другой — в Танахе сказано: «Устрани лукавство уст, и извращенность языка удали от себя» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 24). А на лбу у юноши не написано, что он — нееврей. Случайные прохожие, заглянувшие в парикмахерскую или другие клиенты, могут решить, что парикмахер нарушает постановление Торы.

Как и положено соблюдающему еврею в подобном случае — Реувен попросил раввина разрешить его сомнения.

В комментарии к Талмуду (у трактату Макот, лист 21) Ритва (раби Йом-Тов бен Авраам, один из крупнейших комментаторов Талмуда, Испания, вторая половина 13-го века) пишет, что, хотя по букве закона и не запрещено делать ножницами стрижку, подобную стрижке опасной бритвой — от этого следует воздержаться. Из-за опасения, что такая стрижка может быть неправильно истолкована другими людьми.

Так значит и в нашем случае Реувену следует воздержаться от подобной стрижки?

Но есть правило, согласно которому в случаях, когда значительное число людей осведомлены о праведности человека — его не станут подозревать в нарушении.

Так в Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 24.) рассказывается, что Рабан Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина — Верховного Суда, 2-й век) проверял точность показаний свидетелей, сообщавших ему о рождении новой луны, демонстрируя им различные изображения месяца и предлагая выбрать наиболее похожее на то, что они видели. 

Но ведь кто-то мог заподозрить, что Рабан Гамлиэль поклоняется луне?

Объясняют Учителя, что, поскольку Рабан Гамлиэль был наси (глава и духовный наставник поколения), он постоянно находился на виду, и никому не приходило в голову, что он способен на такое нарушение.

Также и в нашем случае. В парикмахерскую постоянно приходят клиенты, а прохожие через прозрачные витрины видят, что парикмахер — соблюдающий законы Торы еврей. Поэтому никто не станет подозревать его в нарушении. Все поймут, что сидящий в кресле под простыней обладатель странной стрижки — нееврей.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, Бней Брак, наши дни)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Смертная казнь - убийство или нет?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля