New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Лех Леха”
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.
Почему она так называется?
В первой фразе главы говорится: “И сказал
Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.
Уйди на иврите - лех леха .
Обсуждение главы
Лех Леха
17.10.04
Тора - не
сборник рассказов и легенд. Мидраш
открывает нам, что само слово «Тора»
происходит от слова ораа, что в переводе
с иврита означает - «указывать дорогу». И
она дана нам Всевышним, чтобы стать в жизни
человека «путеводителем», ориентиром.
Как известно, в целом Тора - немногословна.
В связи с этим возникает закономерный
вопрос: почему в книге Берешит
представлено столь длинное и подробное
повествование о происхождении и
деятельности наших праотцев?
В своем предисловии к книге Шемот ,
Рамбан
(Рабейну
Моше бен Нахман
- Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го -
начало 13-го вв.) объясняет, что книга Берешит
- не
просто повествование о праотцах. Она
содержит в себе описание всех аспектов
сотворения мира - как духовных, так и
физических.
Сотворение духовного нераздельно связано
с формированием еврейского характера. Если
создание физического аспекта вселенной
осуществлялось только Всевышним, то
духовное сотворение было завершено
еврейскими патриархами. Их учения,
переданные последующим поколениям, равно
как и события их жизни, помогли сплотить
евреев в единый по своей духовной сути
народ. Таким образом, история жизни наших
праотцев - это история создания духовного
аспекта вселенной .
Далее, в своем комментарии к недельной
главе Лех Леха
(Берешит,
гл. 12, ст. 6), Рамбан приводит второй тезис: «…события
жизни наших патриархов - предвестники
событий, которые произойдут в будущем в
еврейской истории». Мы, еврейский народ,
вновь переживаем то, что пережили наши
праотцы, только - на более масштабной арене.
То, что не произошло с нашими праотцами, по-видимому,
не может произойти и с нами.
Теперь мы в состоянии понять, почему, нам,
потомкам, так важно до мельчайших деталей
знать судьбу наших праотцев. Во-первых,
потому, что их жизнь дает нам пример для
подражания, своими решениями в той или иной
ситуации, они показывают нам, как надо вести
себя и как поступать. Во-вторых, знание об их
судьбах готовит нас к тому, какие события вероятнее
всего произойдут в нашей истории .
Итак, согласно Рамбану, события, которые
имели место в жизни наших праотцев, дают нам
возможность прогнозировать будущее. Мы не
подвергаем сомнению факт, что все, что
происходит во вселенной, приводится в
движение и управляется Божественной
энергией. Следовательно, все аспекты бытия
должны проявиться прежде - духовно, и лишь
потом - в физическом мире. Для иллюстрации
своей идеи Рамбан приводит конкретный
пример, рассказывая об инциденте, описанном
в Танахе (вторая книг Мелахим - Царей,
гл. 13).
Пророк Элиша лежал на смертном одре, когда
пришел к нему израильский царь Йоаш и молил
его о заступничестве против Арама, врага
Израиля. Элиша велел ему открыть окно на
восток, положить руку на лук и натянуть
тетиву. Затем Элиша положил свои руки на
руки царя. Далее в книге написано: «И сказал
Элиша: стреляй. И он (царь) выстрелил. И
сказал Элиша: это стрела спасения
Всевышнего, стрела избавления от Арама» (вторая
книг Мелахим - Царей, гл. 13, ст. 17).
После этого Элиша велел царю взять
побольше стрел и забить их в землю. Царь
Йоаш ударил три раза и остановился. «И
разгневался на него человек Божий, и сказал:
надобно было бить пять или шесть раз, тогда
ты окончательно разбил бы арамейцев, а
теперь ты побьешь арамейцев только три раза»
(там же, ст. 19).
Как Рамбан разъясняет смысл этой
поучительной истории?..
18.10.04
Чтобы довести дело до конца, - объясняет
значение приведенной выше истории Рамбан, - нужно
опустить духовные силы вниз, в физический
мир. Тогда они будут действовать на
физическом уровне. Пока это не сделано,
духовные силы могут быть отозваны назад и в
физическом мире - не проявиться.
Элиша создал духовную силу, способную
уничтожить Арамейское царство. Задача царя
Йоаша, с его стороны, заключалась в том,
чтобы «опустить» эту духовную силу в наш
мир. Йоаш не приложил достаточных усилий, не
выполнил веление Элишы как следует. Поэтому
его действия не привели к трансформации
духовного - в физическое. Духовным силам,
предназначенным для уничтожения
арамейского войска, не хватило
соответствующего физического измерения.
Теперь перенесем открытие Рамбана на
события еврейской истории. И констатируем,
что жизнь праотцев явилась средой для
трансформации духовных сил поддержки
Израиля - в реальные события физического
мира. История еврейского народа - это более
масштабное выражение потенциала,
созданного их делами. Например, странствия
Авраама по земле Кенаанской реализовали
потенциал, необходимый для завоеваний
Земли Израиля во времена Иегошуа бин-Нуна
(ученик и преемник Моше Рабейну; после
смерти Моше возглавил еврейский народ) .
После того, как Адам совершил свою роковую
ошибку, его потомки уже не были похожи на
того человека, которого Всевышний
предполагал создать изначально. До
появления Авраама ни один человек не
соответствовал замыслу Творца. Чтобы
исправить ошибку Адама, требовалось,
чтобы люди своими делами, используя
дарованную им свободу выбора, поднялись на
вершину духовности, на которой пребывал
Адам до падения.
Теперь обязанность исправить «поломку»,
которую внес в мир Адам, Всевышний возложил
на человека. Первым таким человеком,
посвятившим свою жизнь восстановлению
духовности, стал Авраам. Его
потомки
- Ицхак
и
Яаков
- пошли
по
его
стопам.
В самом начале в книге Берешит (до
сообщения об ошибке Адама) говорится, что
человек «создан по образу Всевышнего».
Падение Адама разрушило образ Творца в
человеке. Позднее этот образ восстановили
Авраам, Ицхак и Яаков. И в результате их
действий сформировался народ Израиля. В
Танахе об этом от имени Творца написано: «А
вы - овцы Мои, овцы паствы Моей человеческой
вы. Я - Всевышний ваш...» (книга пророка Иехезкеля,
гл. 34, ст. 31).
Свой уникальный вклад в восстановление
образа Всевышнего в человеке внес каждый из
наших праотцев. Из содержания нашей
недельной главы мы узнаем о роли Авраама в
этом восстановительном процессе.
Речь идет о возобновлении связи между
вселенной и силой берахи (благословения).
Здесь следует подчеркнуть, что
благословения чрезвычайно важны для
понимания и выполнения заповедей Торы. Это,
по сути - своеобразные инструкции, которыми
должен руководствоваться человек,
придерживаясь законов еврейской традиции.
В самом начале недельной главы Лех
Леха мы читаем слова Всевышнего,
обращенные к Аврааму. Здесь, в частности,
сказано: «И Я сделаю тебя народом великим и
благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и
будешь благословением» (Берешит, гл.
12, ст. 2).
Как это человек может быть «благословением»
И если действительно - может, что тогда
представляет собой понятие «благословение»?
Как оно реализуется?..
19.10.04
Еврейская традиция полна благословений.
Без них мы не можем выпить и глоток воды. И
все же это понятие - «бераха» -
безусловно, требует объяснения.
Все еврейские благословения начинаются
со слов: «Барух Ата…» - «Благословен Ты,
Всевышний, Владыка вселенной...». Формально,
в самой структуре фразы как будто бы
прочитывается, что мы благословляем Творца.
Но разве Он нуждается в нашем
благословении? Творцу все подвластно. Так
какой же смысл в том, чтобы Его
благословлять? Что Он может от этого
получить?
Попробуем ответить на эти вопросы.
На иврите слово бераха - производное
от слова брейха, что в переводе означает
- «колодец» или «источник». В Торе вода,
вытекающая из источника, называется «живой
водой» (см., например - Берешит, гл. 2,
ст. 10). Подразумевается, что источник
обеспечивает физический живительной
энергией (водой), которая генерируется
жизненными силами самого источника. Когда
мы начинаем нашу бераху словом «Барух»,
мы признаем тем самым, что Всевышний -
источник всех благ и благословений, который
мы получаем, и устанавливаем связь с Ним - с
неиссякаемым источником всего сущего. Эта
связь становится каналом, по которому
вселенная принимает свежие потоки энергии
Творца.
Благословение - это не только напоминание
о том, что Всевышний создал наш мир и
активно им управляет. Произнося
благословение, мы тем самым говорим: «Всевышний,
даруя нам заповеди в Твоей Торе, Ты показал,
что все в сотворенном Тобой мире происходит
по Твоей воле. Так пусть же будет на то воля
Твоя, чтобы упрочилась Твоя связь с этим
миром, и пусть умножится поток жизненной
энергии из Твоих безграничных источников».
Каждым благословением, которое мы
произносим, мы выражаем признание, что
Творец - неиссякаемый источник жизни. Когда
Всевышний говорит Аврааму, что и он, Авраам,
«будет благословением», Он тем самым
восстанавливает в человеке Свой образ,
создавая канал обеспечения новой жизненной
энергией.
Попытаемся разобраться, что это значит.
Современное западное общество лишено
понимания сути благословения. Так
называемое «светское» мировоззрение
предполагает, что экономика - это наука о
правильном распределении ресурсов.
Благосостояние, - говорят экономисты, - вещь
относительная и является следствием
оптимизации процессов распределения
материальных благ .
Все мы знаем, что природные ресурсы - не
безграничны. Если рассматривать мир с
материалистической точки зрения, человек
способен лишь оптимизировать их
эксплуатацию, эффективно используя научные
и технологические достижения. Ибо по
естественным законам, безграничного
изобилия природных ресурсов не может быть
по определению. Чтобы сохранить жизнь,
человечество должно научиться правильно
распределять доступные ему ограниченные
ресурсы между членами сообщества.
Экономика не признает силы благословения.
Это вовсе не означает, что все экономисты
отрицают идею Творца, создавшего вселенную.
Но ни один экономист не примет идею, что
Всевышний - всегда, во все времена,
неиссякаемый источник щедрости, которой Он
одаривает наш мир.
Научный мир полагает, что Всевышний,
создав вселенную, вложил в него всю энергию,
предназначенную Творению, что постоянного
притока энергии в наш мир - нет, а потому
нельзя ожидать «от природы» больших благ,
чем мы имеем сегодня. При таком понимании
ситуации человеку остается
функционировать лишь в ограниченных рамках
единожды сотворенного…
20.10.04
Когда Всевышний сказал Аврааму, что он
будет источником благословения, Он тем
самым одарил Авраама способностью
преодолевать ограничения экономического
мира. Этот мир снабжает человека
экономическими ресурсами, количество
которых обусловлено местом его рождения и
проживание, культурной средой и тем, какое
наследство он может получить от отца. Это,
собственно - основные ресурсы, которыми
располагает человек.
И вот Всевышний, прежде всего, говорит
первому еврею, Аврааму, чтобы он оставил
свои экономические возможности и вступил в
мир благословения, где нет ограничений.
Связь Авраама с Творцом дала ему
бесконечный источник энергии, из которого
он мог черпать в любую минуту. Эта связь освободила
евреев от экономической зависимости от
естественных законов природы, действующих
во всем остальном мире. Творец пожелал,
чтобы творение, созданное по Его образу,
имело постоянный доступ к источнику
благословения.
Реализация Божественного желания
требовала наличия каналов, по которым
свежий поток благословений мог течь в наш
мир от Источника. Наши праотцы открыли нам
эти каналы и передали своим потомкам
возможность присоединиться к источнику берахи .
Было бы неверно думать, что у евреев
изначально существовало особое,
эксклюзивное право на доступ к Источнику.
Нет. Потому что все люди были созданы по
образу Творца. Следовательно, у всех людей
был потенциал, позволяющий им установить
связь такого рода. Наше особое положение
среди других народов сформировано для нас
нашими праотцами. Благодаря их трудам
появился у нас этот прямой канал .
Вот почему детально Тора описывает жизнь
праотцев, рассматривая самые, казалось бы,
незначительные подробности. Ведь каждое
событие их жизни представляет собой «шаг» к
созданию канала благословения, что
обусловило эффективность молитв евреев
всех поколений. Знание о судьбах наших
праотцев, само по себе - канал, который мы и
сегодня используем
- чтобы
соединиться с источником берахот.
Хазарский царь, - рассказывает Устная Тора,
- задал одному из наших Учителей
провокационный вопрос: почему евреи
начинают молитвы, обращаясь к Всевышнему,
говоря - «Всевышний Авраама, Ицхака и Яакова».
Наверное, было бы правильнее обратиться к
Нему как к Создателю Вселенной? В конце
концов, никто не может сказать, что Всевышний
«принадлежит» только им !..
Ответ - очевиден. Вселенная - это «экономический
мир», владеющий ограниченным набором
природных ресурсов. Однако каждая молитва
содержит в себе просьбу присоединить
человека к источнику благословения - чтобы
получить возможность подняться выше
существующих экономических ограничений. И
путь к благословению проложили те, кто
открыл нам этот канал, наши праотцы. Поэтому
мы начинаем молитвы с упоминания их имен .
И, тем не менее, все тут не так просто.
Присоединиться к источнику берахот мог
захотеть любой человек. Почему же только
еврейские праотцы нашли путь к нему?
Многим еврейская претензия на уникальную
связь с этим источником представляется
излишней самонадеянностью.
Дело в том, что у мира благословений -
немало «оппонентов». Большое количество
людей предпочитает экономический мир, в
котором человек - «покоритель природы». Им
проще бороться за кусок пирога
ограниченных ресурсов и выйти из этой
борьбы победителем, нежели - смирить себя,
обращаясь к Творцу. Ведь это обращение -
признание своей зависимости от Его воли, от
того, как человек осуществляет служение Ему…
21.10.04
Война между коалицией четырех царей
против коалиции пяти царей, описанная в
нашей недельной главе (Берешит, гл.
14) иллюстрирует такого рода оппозицию.
Авраам, узнав о том, что его племянник Лот
взят в плен, преследовал и разгромил врага.
Согласно Рамбану, эта победа Авраама
символизирует окончательную победу мира
благословения над экономическим миром и
превосходство слуги Всевышнего перед силой
«материалистов».
Мир благословения - это мир безграничной
щедрости. Возможность черпать энергию из
неиссякаемого источника благословения
должна выражаться в доброжелательности по
отношению к другим людям. Тому, кто имеет
доступ к безграничному благословению,
всегда хватает благ. То, что человек отдает,
может быть восполнено свежим потоком из
источника благословения. Поэтому основной
путь обретения канала для получения потока
живительной энергии Творца - доброта,
щедрость по отношению к другим людям .
Чтобы установить связь с Творцом, человек
должен перенять тактику Его поведения,
выработать в себе проявленные Им черты. В
самом деле. Человек создан по Его образу. И
если мы - щедры, Он тоже щедр по отношению к
нам. Только у Него для этого - гораздо больше
возможностей.
Наш праотец Авраам первым открыл источник
благословения. И, прежде всего, потому, что
щедрость и доброта были основными чертами
его характера. Он, Авраам, сумел настолько
развить их в себе, что Творец, проявляя
атрибут Милосердия (на иврите - хесед ),
назвал себя «Всевышним Авраама».
По иронии судьбы, Авраам, одержав победу
над четырьмя царями, спас покоренных царей
Седома и Аморы (в русском варианте - Содом и
Гоморра). Эти города-близнецы, которые в
дальнейшем Всевышний уничтожит,
символизировали прямую противоположность
милосердию. Жители этих городов были
фанатичными приверженцами экономического
мира. Существует лишь определенное
количество благ, - говорили они. - И если я
что-то даю другому человеку, моя потеря -
невосполнима. Поэтому никому нельзя ничего
давать.
Есть четыре типа людей (Пиркей Авот
- «Этика
отцов»,
гл. 5), - сообщают наши Учителя.
Представители первой группы
провозглашают: «Моя собственность - это мое,
а твоя - твое». Таких людей - большинство. В
их число входили и жители Седома.
Каждый раз, когда мы проявляем щедрость,
это еще - и противостояние жестокому миру
экономики. Члены общества нем (ресурсы его
ограничены) неизбежно принимают формулу «Мое
- это мое, а твое - это твое». И тут нет зла.
Таков диктат простой логики: или я смогу
получать удовольствие от данного
материального блага, или я, отдавая его тебе,
лишаюсь его. Если один из нас выигрывает,
другой - проигрывает. Щедрость не позволит
нам обоим насладиться одним и тем же
материальным благом.
Наши мудрецы наставляют, что человек с
такой, казалось бы, понятной философией,
легко может развить в себе необычайную
жестокость, характерную для жителей Седома
и Аморы. Она проявляется при полном
отсутствии веры в силу благословения .
Талмуд (трактат Иевамот, лист 79)
говорит о том, что евреи обладают тремя
характерными качествами, унаследованными
от праотцев:
- способность проявлять милосердие и
сострадание;
- щедрость;
- скромность.
Мы - потомки Авраама, которому Всевышний
обещал, что он будет благословением.
Независимо от уровня соблюдения Торы, все
евреи чувствуют, что они рождены в «неэкономическом»
мире - мире безграничного благословения.
Даже обладатели «средне-статистического»
характера, не преодолевшие в себе «дух
собственничества», в мире, где все ресурсы
немедленно восполняются, вынуждены быть
щедрыми.
Анализируя глобальные проблемы, наши
Учителя приходят к выводу, что жизнь во
вселенной постоянно возобновляется
благодаря трем вещам: изучению Торы,
служению Всевышнему (то есть приношениям в
Храме) и щедрости (Пиркей Авот, гл.1)
Сегодня, когда у нас нет Храма, это
немногословное наставление Учителей
приобретает особое значение.
Чтобы благословения продолжали поступать
в наш мир, мы, прежде всего, должны быть
щедрыми…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|