ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “Лех Леха”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.

Уйди на иврите - лех леха.

Обсуждение главы Лех Леха

02.11.03

Мы вновь приступаем к изучению недельной главы, в которой, как и в недельной главе Берешит идет речь об истоках. С той лишь разницей, что в Берешит говорилось о возникновении вселенной, здесь же мы читаем о зарождении еврейского народа, а вместе с ним - особой философии, названной впоследствии «иудаизмом»

Из предыдущей недельной главы мы узнали, что Авраам, «наперекор» остальному человечеству, не захотел оставаться «человеком земли» и выбрал свой путь - служения Всевышнему, заключив с Ним Союз (см. на сайте обзор недельной главы Ноах, третий годовой цикл). В обзорах прошлых лет достаточно подробно рассказывалось об уникальной судьбе Авраама и свойствах его личности (см. на сайте обзоры недельной главы Лех Леха, первый и второй годовые циклы). Мы же, в этом году, займемся обсуждением особенностей Союза Авраама с Творцом.

В Торе читаем: «В этот день заключил Всевышний с Авраамом Союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат (Эфрат)» (Берешит, гл. 15, ст. 18).

Сразу же отметим, что этот Союз - один из краеугольных камней, на котором стояло и по сей день стоит мировоззрение еврейского народа. Это - первое упомянутое в Торе соглашение, заключенное между Всевышним и человеком - соглашение, достигнутое в процессе диалогов-переговоров и представляющее собой, по сути, юридический контракт, где каждая сторона берет на себя конкретные обязательства.

Мы и сегодня, обрезая еврейского мальчика на восьмой день от его появления на свет, говорим, что тем самым вводим в Союз с Творцом, заключенный нашим праотцем Авраамом, еще одного еврея. Этот союз - вечная и непреходящая привилегия, которая дается каждому еврею при рождении.

Как мы видим из прочитанного нами отрывка, предметом договора, кроме всего прочего, было и дарование потомкам Авраама земли Израиля.

Подчеркнем, что в этом жизненно важном Союзе с Творцом, есть несколько концептуальных сложностей. Сформулируем три из них.

1. Почему народ Израиля отличается от других народов? Почему любой народ, кроме - еврейского, имеет собственные земли без каких бы то ни было условий, а Израиль получает свой надел в дар, предусмотренный заключенным контрактом?

2. В условиях Договора «записано», что Всевышний обещает Израилю в лице Авраама две вещи: потомство и землю. Первое обещание Авраам принимает без тени сомнений, несмотря на то, что его осуществление - могло бы показаться ему нереальным (ведь Аврааму было к тому времени 100 лет, а его жене Саре - 90). Всевышний высоко оценил тот факт, что Авраам сразу же Ему поверил. Как сказано: «И поверил Авраам Всевышнему, и Он (Творец) засчитал это ему в заслугу» (Берешит, гл. 15, ст. 7). Со вторым обещанием - о земле возникли некие трудности. Несмотря на то, что его выполнению ничто, казалось бы, не препятствовало, Авраам решил все же получить дополнительное подтверждение и спросил: «Всевышний, как я узнаю, что буду наследовать ее (эту землю)?» (Берешит, гл. 15, ст. 8). Более того, эта идея кажется Аврааму настолько невероятной, что он просит Всевышнего дать гарантии. Почему же именно этот «пункт» Договора, о земле, принять Аврааму было так трудно?

3. Заключая Союз с Авраамом, Всевышний сказал: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в чужой земле, и поработят их, и будут угнетать четыреста лет» (Берешит, гл. 15, ст. 13). Талмуд (трактат Недарим, лист 32) объясняет, что эти 400 лет изгнания и порабощения были Аврааму наказанием - за недостаток веры. За то, что он просил гарантий у Творца, вместо того, чтобы сразу и безоговорочно поверить, что по слову Всевышнего, унаследует Эрец Исраэль. Невольно возникает вопрос: неужели 400 лет страданий - заслуженное наказание за минутное сомнение? И еще. Можно, конечно, понять, что сам Авраам достоин наказания за непрочность своей веры. Но какой смысл в том, что тяжесть его проступка легла на его далеких потомков, которые родились через много лет после его кончины?

Чтобы ответить на эти вопросы, попытаемся сначала понять, почему, чтобы позволить Аврааму иметь сына, надо было прежде заключить с ним Договор.

 

03.11.03

Обратим внимание: в поисках объяснений, почему Всевышний сделал брак Авраама и Сары бесплодным, мы стремимся понять, почему надо считать рождение сына у этой пожилой пары - чудом. Ведь, если учесть, что Авраам жил 175 лет, а Сара - 127 лет, можно сказать, что Ицхак появился на свет, когда они были в среднем, по тем временам, возрасте (100 и 90 лет). Почему факт, что Авраам сразу поверил, что у него будут потомки, заслужил такую высокую оценку Всевышнего? Что в этом особенного?

Мидраш (Берешит Раба, глава 39, раздел 7) рассказывает: когда Творец велел Аврааму покинуть Ур Касдим, Авраам очень переживал, что должен оставить своих престарелых родителей и боялся, что люди осудят такой поступок. Но Всевышний сказал тогда Аврааму, что освобождает его от обязанности почитать родителей. И добавил, что Авраам - единственный человек в мире, получивший освобождение от исполнения этой важнейшей заповеди.

Возникает вопрос: почему для Авраама было сделано исключение?

В своей работе Гвурот Ашем (гл. 5) Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги - Чехия; 16-й век) объясняет: Авраам был освобожден от исполнения этой заповеди, потому что ему предстояло начать как бы новую жизненную линию. Обычно дети наследуют от родителей физический и духовный потенциал, потому и должны почитать, уважать своих родителей как источник своего существования.

Но Авраам свой духовный потенциал от родителей не наследовал. Он сам достиг таких духовных высот, которые со времени изгнания Адама из Ган Эдена (Райского сада) ни для кого из людей не были достижимы (хотя потенциал заложен в каждом человеке).

Способность Авраама черпать духовную силу из никогда и никем невостребованного источника духовности, унаследованного от Адама, позволила встать на путь приближения к Всевышнему. А это, в свою очередь побудило Творца сказать Аврааму, чтобы он оставил Ур Касдим и пошел в святую Землю.

Авраам стал первым евреем на земле. У него не было еврейских родителей.

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 48) даются правила, касающихся тех, кто принял еврейство. И здесь написано, в частности, что вновь обращенный подобен только что родившемуся ребенку. По еврейскому закону, он уже не принадлежит своей прежней семье. С другой стороны, все, кто стал частью еврейского народа, считаются детьми Авраама - их предшественника, первого гера.

Но есть в этом и обратная сторона. Способность иметь детей - тот потенциал, который мы наследуем от своих родителей. И действительно, генетическая система человека - базисный фактор, который передается из поколения в поколение. Каждый новорожденный представляет собой еще одно звено в бесконечной цепи ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) - цепи, начало которой идет от первого человека.

Если Авраам - не продолжение этой цепочки, но совершенно новая человеческая линия, из этого следует, что он не может служить связующим звеном в цепи поколений, но должен создать новую цепь. Одно дело - стать евреем, совершенно другое - обрести способность передавать это внутреннее изменение последующим поколениям. Такова подоплека Договора, заключенного между Всевышним и Авраамом.

В Торе сказано: «И вывел Он его (Авраама) наружу, и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды; сумеешь ли сосчитать их? И сказал Он ему: столь же многочисленно будет потомство твое» (Берешит, гл. 15, ст. 5). И сказал Авраам Всевышнему: «Создатель Вселенной, домоуправитель мой Элиэзер будет наследовать мне». Но Всевышний ответил: «Не будет он тебе наследовать; тот, кто произойдет из недр твоих, будет тебе наследовать» (Берешит, гл. 15, ст. 4). И сказал Авраам: «Но звезды говорят, что я никогда не смогу иметь сына». И Всевышний произнес: «Оставь все науки, они не имеют к тебе отношения, потому что законы природы не определяют судьбу Израиля» (там же).

То есть, по воле Творца, жизнь еврея не подчинена законам природы.

Еврейская философская мысль, проникая в тайны мироздания, открывает, что физический потенциал людей зафиксирован в карте звезд. Звезды служат и резервуаром и проводником, по которому передаются духовные силы, необходимые для осуществления физических изменений в мире. Авраам прекрасно умел читать по звездам. Поэтому и сделал вывод, что не может иметь детей не из-за физического дефекта, который теоретически можно исправить, но - потому, что природа не содержит такой духовной энергии, которая могла бы принести ему потомство. Всевышний подтвердил правоту Авраама, но поставил его - вне системы, подконтрольной звездам.

Это однако совсем непросто - жить «над природой» и получать энергию непосредственно из источника Творца. Всевышний готов поставлять эту энергию, но ее получатель, чтобы подняться к этому Источнику, должен преодолеть трудный путь - реализовать то, что не заложено в человеке от природы…

 

 

04.11.03

И тут в сферу нашего обсуждения попадает понятие, обозначенное на иврите словом эмуна, то есть - вера.

Представьте себе: человек абсолютно искренне уверен в том, что он - бездетный. Он знает, что, покинув родителей и отправившись по жизни иным, не таким, как все люди, путем, он лишил себя унаследованного от них потенциала деторождения. Что ему остается? - Только верить в то, что этот потенциал у него появится. И чем крепче вера его, тем больше у него шансов на успех.

Объяснить, как работает механизм взаимодействия духовного и материального крайне сложно. Поэтому приведем лишь более понятную для нас аналогию. В последние годы в статьях на спортивные темы довольно часто проскальзывает информация о том, что победители состязаний в процессе подготовки едва ли не большую часть времени посвящали не физическим тренировкам, а - медитациям. Они представляли себя победителями и укрепляли свою веру в победу.

В системе данного обсуждения выделим основной момент: люди пришли к пониманию важной идеи - чтобы максимально реализовать свой физический потенциал, необходимо развить в себе духовную силу веры, ибо даже неординарных физических данных для победы в спортивных соревнованиях недостаточно.

Рассмотрим проблему под иным углом зрения: может ли, используя этот принцип, одержать победу человек с самыми заурядными физическими данными?

История Нахшона, сына Аминадава, послужит нам в этом весьма наглядной иллюстрацией.

Повествуя об Исходе еврейского народа из Египта, Тора рассказывает, как евреи дошли до Красного моря (тогда оно называлось - Ям Суф) и лагерем расположились на берегу. Тут и настигли их преследователи-египтяне. Враги бросились в атаку. Что делать евреям? Перед ними - бескрайнее море, за ними - хорошо вооруженные египетские отряды… «Всевышний спасет нас», - успокаивал народ Моше. И взмолился, обращаясь к Творцу.

В Торе читаем: «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше - что ты взываешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед!» (Шемот, гл. 14, ст. 15).

Ответ Всевышнего не совсем ясен. Разве были у Моше другие средства спасти народ, кроме молитвы?

Одни из самых известных учеников Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века) - рав Хаим из Воложина, комментируя эти строки, пишет: Всевышний сказал Моше, что спасет сынов Израиля и может раздвинуть воды морские, но сначала еврейский народ должен поверить, что это произойдет. Люди должны войти в воду и двигаться вперед, демонстрируя свою уверенность, что море отступит перед ними.

И вот Нахшон, сын Аминадава вошел в воду. Он шел вперед и вперед, как будто не замечая, что вода поднимается все выше и выше. В какой-то момент он начал задыхаться - вода достигла его ноздрей. Но Нахшон не боялся, он не сомневался в том, что приказ Всевышнего - войти в воду - не может угрожать его жизни. В ту самую секунду, когда Нахшон, по-прежнему не отступая, оказался на краю гибели, сила его веры, его эмуна, рассекла морские волны - в море образовался свободный от воды «коридор». Тогда, следом за Нахшоном, двинулись по проходу другие беглецы, хотя и не было у них такой, как у Нахшона, веры…

Теперь, возвращаясь к заключению Союза Всевышнего с Авраамом, нам легче осознать эту связь между эмуной Авраама и возможностью иметь детей, которую по Договору дал ему Творец…

05.11.03

А теперь перейдем к вопросу о земле Израиля.

Итак, мы выяснили, что Авраам обладал духовной силой - эмуной, необходимой для того, чтобы возвыситься над физической природой и получить возможность иметь детей. Возникает вопрос: почему это свойство его натуры не проявилось, когда Творец заговорил с ним о наследовании земель? Зачем ему понадобились гарантии Всевышнего? Разве само по себе обещание Творца - не гарантия?

Забегая вперед, скажем, что проблема тут - не в Аврааме, но - в особенностях Эрец Исраэль.

В этой связи нам важно выяснить, зачем вообще Аврааму надо было оставлять Ур Касдим и переселяться в Кенаан. Ведь Всевышний - повсюду. И, чтобы служить Ему, вовсе необязательно, казалось бы, менять место жительства.

Однако Творец велел Аврааму покинуть родные края и указал точный адрес места назначения. Понятно, что это повеление Всевышнего имело глубокие духовные причины.

Эти причины выявляются в системе устройства мира. По воле Всевышнего наш мир создан так, что каждый народ живет в наиболее благоприятной для него среде обитания, которая обеспечивает ему необходимую для выживания духовную и материальную поддержку.

Мы говорили выше о том, что определенные духовные и физические силы заложены в человеке от рождения - чтобы он мог дать жизнь потомству. Это - потенциал, требующий своей реализации. В процессе реализации потенциала человек черпает духовные силы из среды, в которой живет. Эта среда снабжает его и «дополнительной» духовной силой, которая нужна для того, чтобы вырастить потомство. В этом и заключается мудрость концепции устройства вселенной.

Эта связь между человеком и его миром, конкретной средой, в которую он помещен, очень ясно прослеживается в одном из отрывков Талмуда, где речь идет о Потопе (трактат Санѓедрин, лист 108).

Анализируя фразу из Торы - «И стер всякое существо, что на поверхности земли: от человека до скота и гада и птиц небесных - и были стерты они с лица земли» (Берешит, гл. 7, ст. 23), Талмуд выдвигает вопрос: зачем были уничтожены звери? С людьми - очевидно. Они погрязли в дурном. Но в чем провинились перед Творцом бедные животные?

Объясняя суть этих трагических событий, раби Иегошуа бен Корха (выдающийся Учитель Мишны, конец 2-го века) рассказывает притчу. Человек готовился к свадьбе сына. Построил хупу (специальный навес, под которым по еврейскому обычаю совершается обряд бракосочетания), на столах расставили угощение… Внезапно, прямо перед свадьбой, сын его умер. Узнав об этом, отец разрушил хупу и разбил блюда с яствами.

- Зачем ты все уничтожил? - спросили его.

- Я готовил все это для сына моего, - ответил убитый горем отец. - Теперь, когда его нет с нами, мне это не нужно…

Также поступил и Всевышний, - говорит раби Иегошуа бен Корха. - «Разве не ради человека создал Я всю вселенную? - сказал Творец. - Теперь, когда человека не станет, для чего нужны все эти животные?».

Но если это так, потомки Авраама должны столкнуться с серьезной проблемой: в природе не существовало духовной энергии, необходимой Аврааму для воспроизведения потомства, а, следовательно, не было и духовной энергии, которая могла бы поддержать его потенциальных детей. И это означает, что для практической реализации Контракта, заключенного между Всевышним и Авраамом, нужна была особая, именно Аврааму и его потомкам предназначенная среда обитания.

Таким образом, мы видим, что обязательства Творца - дать Аврааму потомство и землю - тесно связаны между собой.

Так же, как Авраам должен был подняться над своей естественной природой, чтобы иметь детей, он должен был преодолеть мир естественных законов, чтобы обеспечить свое потомство - средой обитания, которая давала бы ему возможность выжить. Творец избрал таким местом для них - Землю Израиля. Вот почему Аврааму надо было оставить Ур Касдим и направиться в землю Кенаанскую.

Однако для реализации обоих пунктов Договора от Авраама требовалась непоколебимая вера. И мы по-прежнему не понимаем, почему он не сумел безоговорочно поверить, что будет владеть землей, обещанной Всевышним…

06.11.03

Вернемся к последствиям недостаточной веры Авраама. В наказание Всевышний «приговорил» его потомков к 400 годам изгнания. 210 лет из них еврейский народ вообще прожил в рабстве.

Прочтем в Торе фрагмент, заключающий описание Исхода евреев из Египта, когда море расступилось перед ними, а потом снова сомкнулось, поглотив египетских воинов. Здесь сказано так: «И увидел Израиль силу великую, которую явил Всевышний, расправившись с египтянами, и благоговел народ пред Всевышним, и поверили во Всевышнего и в Моше, раба его» (Шемот, гл. 14, ст. 31).

Эта фраза открывает глаза на многое.

Вера, которая требовалось от народа, чтобы он без страха вошел в воды моря, или - следовал за Всевышним в пустыне - особого свойства. Она предполагает, что человек готов, если будет на то Воля Творца, существовать в физическом мире и без естественных, жизненно необходимых всем людям на земле поступлений энергии. На практике это выражается, например, в готовности человека, если нужно, преодолевать чувство голода и жажды. Только такая вера способна поднять человека на высокий духовный уровень, необходимый для жизни в уготованной для него среде - Земле Израиля.

Теперь мы можем понять, что Авраам сомневался не в себе - как мы убедились по его реакции на обязательство Всевышнего дать ему потомство, когда вера его достигла высочайшего уровня. Потребовав гарантий, он сомневался в том, сможет ли генетически передать свою веру последующим поколениям. Ведь он знал, что без такой веры его потомкам не удержаться в Эрец Исраэль.

Сложив воедино линии нашего обсуждения, подведем некий итог: 400 лет изгнания - не наказание еврейскому народу за «неуверенность» Авраама, но - средство обретения той веры, которая была нужна ему для того, чтобы заселить и удерживать за собой Землю Израиля, как сказано в Торе, в приведенном выше фрагменте: «…и поверили во Всевышнего…».

Во всем мире, кроме Эрец Исраэль, для детей Авраама нет места, точнее - системы обеспечения. Естественные потоки энергии, которые генерируются запущенными некогда механизмами - не для них. Эти потоки питают остальной мир, другие народы. Но сыновья Израиля в этих условиях выжили, продержавшись 400 лет. Более того, не имея ни собственной земли, ни своей страны, ни армии они за этот период сформировались в единый народ. Результатом такого испытания стала вера в то, что их благополучие и выживание исходят от Самого Всевышнего.

Если изгнание в 400 лет оказалось достаточным, чтобы еврейский народ обрел эмуну, насколько же более действенным и должно оказаться изгнание в 2000 лет! Можно было бы предположить, что испытания, выпавшие на долю еврейского народа, призваны поднять его на такой уровень веры, который приносит окончательное избавление. Но, нет. К сожалению, это не так. Мы с огромным трудом удерживаем даже не всю, а - лишь часть обещанной Аврааму Земли Израиля.

Почему? Как объяснить, что мы после всего пережитого испытываем, тем не менее, тотальный дефицит веры? Разве реальные факты еврейской истории не убеждают нас в том, что мы - под защитой Творца? Многие народы в разные времена с фанатичной целеустремленностью пытались уничтожить нас. И никто из них не преуспел в этом.

На самом деле, вера всегда живет в недрах еврейской души. Проблема в том, как ее активизировать. Единственное средство для этого - создание такой ситуации, когда мы отчетливо видим, что естественных сил природы, подчиненных общим законам, не достаточно для нас, чтобы выжить и достичь наших целей.

Современная история Израиля совершенно очевидно делится на две части: до Шестидневной войны 1967 года и после нее. В период до 1967 года все, до чего мы дотрагивались, образно выражаясь, «превращалось в золото». Но многое изменилось.

В чем же тут дело?

А в том, что уровень наших отношений с внешним миром полностью совпадает с «ритмами» колебаний уровня нашей эмуны. До 1967 года наш народ был полон решимости и веры в свое будущее. И все у нас получалось (вспомним, как расступилось Красное море перед верой одного человека - Нахшона). Такими - сильными и уверенными в завтрашнем дне - нас воспринимал и окружающий мир. Потом Израиль превратился в эдакую «сверхдержаву», лидеры которой решили, что могут справиться с проблемами государства без поддержки Свыше.

История повторяется. Ее уроки - очевидны. Они лежат перед нами открытой книгой. А нам остается протянуть руку, взять со стола эту книгу и - прочесть…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Тора дана еврейскому народу, чтобы исправлять поломки?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля