БЕШАЛАХ 
"БЕШАЛАХ"
БЕШАЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"БЕШАЛАХ"

5.02.2025, 7 Shevat, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(15.12. 25 - 22.12.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(30.12.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


24 цикл обсуждения

Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Лех Леха»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.

Уйди на иврите - лех леха.

 

Обсуждение главы Лех Леха

 

1. Влияние среды

 

Всевышний велит Аврааму: «Уходи из своей страны, со своей родины, из отчего дома, в страну, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Если мы внимательно обдумаем порядок действий человека, покидающего родные края — увидим, что сперва он выйдет из отчего дома, затем покинет город, в котором родился и вырос и лишь после этого, оставит свою страну. Почему же в Торе дается прямо противоположный ряд?

Многие исследования показывают, что место жительства оказывает влияние на здоровье людей. Есть заболевания, которые на одной территории получили распространение, а на другой — весьма редки. Порой восприимчивость к тем или иным болезням — тоже зависит от того, в какой местности обитает человек.

Интересно, что влияние места жительства прослеживается не только в материальной сфере, но и в духовной.

Наши великие Учителя открывают нам, что сама атмосфера Эрец Исраэль (Земли Израиля) делает человека мудрей.

Конечно, дураков везде хватает, и Израиль — не исключение. Одними лишь дыхательными упражнениями — не сделаешь карьеры на ниве умственного труда. И все же, если человек жаждет настоящих знаний — у него гораздо больше шансов приобрести их в границах Земли, избранной Всевышним.

В Торе находим: «И поселился Израиль в Шитим, и стал народ блудить с дочерями Моава» (Бамидбар, гл. 25, ст. 1).

Мы видим, что тяга к разврату здесь связана с определенной местностью.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 20) говорится о свойствах воды в источниках. Так, иногда замечали, что в каком-то поселении вблизи родника родятся сплошь богатыри, а где-то от воды из ручья — наоборот, слабеют.

Краше не было людей, что жили в долине одной небольшой речушки, а воды другой реки, как будто награждали уродством тех, кто пил их и в них купался.

Даже скромность можно впитать вместе с родниковой водой. Ну а воды Шитим побуждали к разврату.

Таким образом, особенности местности — ее почва, вода, ветер, растения — могут влиять на живущих там людей. И не только в физическом плане, но и — в духовном.

Если человек ощущает на себе дурное влияние места и хочет изолировать себя от него, он должен покинуть эту страну.

Бывает, что наряду с территорией, негативное воздействие оказывают еще и обычаи его соплеменников — тогда необходимо отказаться от родины и всего, что связано с этим понятием.

Порой, отрицательные черты впитались в кого-то с молоком матери, укоренились на уровне генов. В этом случае, придется забыть даже о своей семье, «покинуть отчий дом».

Получается, что порядок, указанный в Торе — верен, он говорит о пути духовного исцеления, который, бывает, нужно пройти человеку.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

2. Отправься в странствия, чтобы о тебе узнали

 

В нашей недельной главе говорится об отправной точке путешествия Авраама. И началось все с повеления Всевышнего — «Уходи из своей страны, со своей родины, из отчего дома, в страну, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Возникает вопрос: для чего понадобилось снимать Авраама с насиженных мест и отправлять странствовать, даже не сообщив ему конечный пункт назначения?

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 39) используют интересную метафору. Они пишут, что Авраам подобен стеклянному пузырьку с тонкими и редкими благовониями. Этот пузырек плотно закрыт хорошо притертой пробкой и запечатан сургучом. Он стоит в прочном шкафу под замком. Комната со шкафом заперта на ключ. Так что никому не известно о хранящемся там чудесном аромате.

Домочадцы ходят по дому, кто-то иногда отпирает дверь дальней комнаты, подходит к шкафу, смотрит сквозь стекло на пузырек. Этим все и ограничивается.

И вот, в один прекрасный день, хозяин раскрыл настежь дверь комнаты, распахнул окно, отпер шкаф, достал пузырек, сломал печать и вынул пробку. Теперь чудесным ароматом могли наслаждаться даже прохожие на улице. И люди его запомнили, они начали о нем говорить, его искать и возвращаться к нему.

Авраам был выдающейся личностью, только пока он сидел в своем доме в Ур Касдим — почти никто о нем не знал. А ведь у него можно было многому научиться.

Тогда Всевышний велел ему отправляться в путь, странствовать по свету, чтобы люди постепенно стали с ним знакомиться, чтобы его имя обрело крылья и стало известным.

Но прежде Авраам освятил Имя Всевышнего.

Дело было так. Местный правитель Нимрод возомнил себя богом и требовал всеобщего поклонения. Но Авраам поставил на место зарвавшегося гордеца. Причем, сделал это публично.

За это Нимрод приказал бросить Авраама в горящую печь. И Авраам пошел в огонь с непоколебимой верой в Творца мира.

Тогда Всевышний совершил чудо, и Авраам вышел из печи целым и невредимым.

Это чудо нанесло престижу Нимрода сильный удар и унизило его в глазах многих людей. Что, в свою очередь — повлекло за собой возвеличение Творца.

Авраам унизил заносчивого царя и высмеял его. Многие из тех, кто восхищался Нимродом и преклонялся перед ним, теперь ни во что его не ставил. Поэтому Всевышний решил прославить Авраама на весь мир и вознести его даже над царями.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Родство с «большим» человеком

 

Всевышний обещает Аврааму — «И Я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).

в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует Талмуд (трактат Песахим, лист 117), объясняя, что в этом фрагменте содержится намек на первое благословение молитвы Шмоне Эсре: «Всевышний Авраама, Всевышний Ицхака и Всевышний Яакова».  

Если человек находится в родственных связях, пускай и не самых близких, с каким-нибудь раввином, он будет об этом постоянно говорить. Ведь родство возвышает его в глазах других людей и дает ему некоторое чувство превосходства, хотя сам он при этом может быть полным ничтожеством.

Такова человеческая природа, и с этим ничего не сделаешь.

Но вот, в самой главной молитве мы видим, что слова «Всевышний Авраама» служит Творцу восхвалением. Получается, что Авраам — важный и уважаемый человек. Настолько, что в случае, если кто-то хочет получить информацию о Всевышнем, ему сообщают, что это Всевышний Авраама.

В Мидраше Пиркей де-раби Элиэзер (гл. 1) рассказана история раби Элиэзера.

Его отец был крупным землевладельцем, и он работал у него в поле.

Однажды отец обратил внимание, что сын слишком грустный. Отвечая на расспросы, тот объяснил, что хочет вместо работы в поле изучать Тору. Отец поднял его на смех — «Тебе уже 28 лет! Куда тебе учиться?! Женись, роди детей, отдай их в школу, и они будут изучать Тору, восполняя и твои пробелы».

Только Элиэзера такой вариант не устроил. Он плакал, постился и взывал к Всевышнему. И Он ответил ему через пророка Элиягу: «Сын мой! Отправляйся в Иерусалим к раби Йоханану бен Закаю (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) и учи у него Тору».

Когда Элиэзер предстал перед раби Йохананом, тот, прежде всего, обучил его основным молитвам и стал ежедневно преподавать ему по два закона в день.

Через какое-то время отцу удалось разыскать блудного сына. Он пришел в йешиву раби Йоханана и объявил ультиматум: либо Элиэзер возвращается к земледелию, либо он исключит его из завещания, в пользу остальных братьев.

Раби Йоханан устроил трапезу, на которую были приглашены самые известные раввины Иерусалима. Отца раби Элиэзера с почетом усадили рядом с ними.

Во время трапезы раби Элиэзер стал произносить слова Торы. В этот момент его лицо озарилось неземным светом. Раби Йоханан встал позади своего ученика, поцеловал его голову и сказал: «счастливы наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков, что у них есть такой потомок».

Получается, что Всевышний восхваляется тем, что Он — Всевышний Авраама. А Авраам восхваляется в его потомке Элиэзере и в каждом, кто самоотверженно изучает Тору во Имя Небес.

Это и есть самые «большие и уважаемые» люди...

 

на основе комментария рава Хаима Паладжи

(один из крупнейших сефардских раввинов, знаток Галахи и Каббалы; Измир, Турция, 1787-1867 гг.)

 

 

 

 

4. Благословение под видом проклятия

 

Написано в нашей недельной главе: «И благословлю Я тебя благословляющих, и злословящих о тебе — прокляну» (Берешит, гл. 12, ст. 3).

Эта фраза состоит из двух частей, и вторая часть не соответствует первой. Кажется, что логичней было бы написать — «И благословлю Я тебя благословляющих, и прокляну злословящих о тебе». Почему же Тора использует именно такую грамматическую форму?

В Талмуде (трактат Моэд Катан, лист 9) рассказывается о двух учениках раби Шимона бар Йохая (Рашби; великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век), которые завершили важный этап учебы, и он благословил их.

На следующий день они снова пришли к нему за благословением (на иврите — бераха).

— Но ведь вы уже получили мою бераху?! — удивился Рашби.

— Так мы остались в городе и никуда не ушли. Значит, имеем право на еще одно благословение. Ведь сказано: «На восьмой день он отпустил народ. И благословили они царя, и пошли в шатры свои радостные и с веселым сердцем» (Первая книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 66). И еще сказано: «И в двадцать третий день месяца седьмого он отпустил народ в шатры свои, радостный и с веселым сердцем» (Вторая книга Диврей hа-Ямим — Хроники дней, гл. 2, ст. 7).

Речь идет о царе Давиде и сынах Израиля. В праздник Шмини Ацерет он разрешил им себя покинуть. Только они не воспользовались этим разрешением и остались до окончания праздника. А после праздника снова пришли к Давиду, чтобы просить разрешение разойтись.

Отсюда видим, что в ситуации, если благословляющий и тот, кто получил бераху, остались в том же месте — на следующий день можно снова прийти за берахой.

Рашби понравился ход мыслей его учеников, и он отправил к ним своего молодого сына Элазара за благословением.

— Сей, но не собирай урожай, — благословляли они его. — Принимай, но не отдавай. Отдавай, но не принимай. Чтобы был разрушен твой дом и отстроена гостиница, чтобы перевернулся стол, и всегда не хватало стакана и тарелки. И чтобы не увидел нового года...

Юноша вернулся к отцу в слезах.

— Папа, они прокляли меня, — пожаловался он.

— Что же они тебе пожелали? — спросил Рашби.

Когда он услышал, о чем речь, он успокоил сына.

— На самом-то деле они благословили тебя! Чтобы ты родил детей, и никто из них не умер при твоей жизни. Сказали, что твои дети женятся и приведут своих жен в дом, и дом будет расширен, и его никто не покинет, то есть не умрет и не разведется. Твои дочери, выйдя замуж, покинут твой дом и больше в него не вернутся, потому что не овдовеют и не разведутся при твоей жизни. Место для твоей могилы, твоего последнего постоянного пристанища, будет долго пустовать, и могильная плита не будет положена, потому что ты удостоишься многих лет жизни. Также и твоя жена будет долго жить, и тебе не придется жениться на другой и веселить ее первый год вашей совместной жизни.

Таким образом, все «проклятия» на поверку оказались благословениями.

Но зачем понадобилось маскировать благословения под проклятия? Почему нельзя было благословить открыто?

Дело в том, что рядом, в ожидании берахот (мн. число от слова бераха) находился Сатан (о сути этого понятия — см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410). Он страстно желал сглазить Элазара, чтобы все полученные им благословения превратились в проклятия. Но услышав какими пожеланиями награждают юношу ученики его отца, он молча аплодировал, ничего, вопреки обыкновению, не предприняв.

Так удалось благословить под самым носом у Сатана.

Теперь вернемся к нашей фразе.

Всевышний обещает благословить тех, кто благословляет Авраама и его потомков, а также — тех, кто маскирует благословения под проклятия, чтобы запутать Сатана.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая. (известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Лех Леха»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.

Уйди на иврите - лех леха.

 

Обсуждение главы Лех Леха

 

1. Влияние среды

 

Всевышний велит Аврааму: «Уходи из своей страны, со своей родины, из отчего дома, в страну, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Если мы внимательно обдумаем порядок действий человека, покидающего родные края — увидим, что сперва он выйдет из отчего дома, затем покинет город, в котором родился и вырос и лишь после этого, оставит свою страну. Почему же в Торе дается прямо противоположный ряд?

Многие исследования показывают, что место жительства оказывает влияние на здоровье людей. Есть заболевания, которые на одной территории получили распространение, а на другой — весьма редки. Порой восприимчивость к тем или иным болезням — тоже зависит от того, в какой местности обитает человек.

Интересно, что влияние места жительства прослеживается не только в материальной сфере, но и в духовной.

Наши великие Учителя открывают нам, что сама атмосфера Эрец Исраэль (Земли Израиля) делает человека мудрей.

Конечно, дураков везде хватает, и Израиль — не исключение. Одними лишь дыхательными упражнениями — не сделаешь карьеры на ниве умственного труда. И все же, если человек жаждет настоящих знаний — у него гораздо больше шансов приобрести их в границах Земли, избранной Всевышним.

В Торе находим: «И поселился Израиль в Шитим, и стал народ блудить с дочерями Моава» (Бамидбар, гл. 25, ст. 1).

Мы видим, что тяга к разврату здесь связана с определенной местностью.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 20) говорится о свойствах воды в источниках. Так, иногда замечали, что в каком-то поселении вблизи родника родятся сплошь богатыри, а где-то от воды из ручья — наоборот, слабеют.

Краше не было людей, что жили в долине одной небольшой речушки, а воды другой реки, как будто награждали уродством тех, кто пил их и в них купался.

Даже скромность можно впитать вместе с родниковой водой. Ну а воды Шитим побуждали к разврату.

Таким образом, особенности местности — ее почва, вода, ветер, растения — могут влиять на живущих там людей. И не только в физическом плане, но и — в духовном.

Если человек ощущает на себе дурное влияние места и хочет изолировать себя от него, он должен покинуть эту страну.

Бывает, что наряду с территорией, негативное воздействие оказывают еще и обычаи его соплеменников — тогда необходимо отказаться от родины и всего, что связано с этим понятием.

Порой, отрицательные черты впитались в кого-то с молоком матери, укоренились на уровне генов. В этом случае, придется забыть даже о своей семье, «покинуть отчий дом».

Получается, что порядок, указанный в Торе — верен, он говорит о пути духовного исцеления, который, бывает, нужно пройти человеку.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

2. Отправься в странствия, чтобы о тебе узнали

 

В нашей недельной главе говорится об отправной точке путешествия Авраама. И началось все с повеления Всевышнего — «Уходи из своей страны, со своей родины, из отчего дома, в страну, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Возникает вопрос: для чего понадобилось снимать Авраама с насиженных мест и отправлять странствовать, даже не сообщив ему конечный пункт назначения?

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 39) используют интересную метафору. Они пишут, что Авраам подобен стеклянному пузырьку с тонкими и редкими благовониями. Этот пузырек плотно закрыт хорошо притертой пробкой и запечатан сургучом. Он стоит в прочном шкафу под замком. Комната со шкафом заперта на ключ. Так что никому не известно о хранящемся там чудесном аромате.

Домочадцы ходят по дому, кто-то иногда отпирает дверь дальней комнаты, подходит к шкафу, смотрит сквозь стекло на пузырек. Этим все и ограничивается.

И вот, в один прекрасный день, хозяин раскрыл настежь дверь комнаты, распахнул окно, отпер шкаф, достал пузырек, сломал печать и вынул пробку. Теперь чудесным ароматом могли наслаждаться даже прохожие на улице. И люди его запомнили, они начали о нем говорить, его искать и возвращаться к нему.

Авраам был выдающейся личностью, только пока он сидел в своем доме в Ур Касдим — почти никто о нем не знал. А ведь у него можно было многому научиться.

Тогда Всевышний велел ему отправляться в путь, странствовать по свету, чтобы люди постепенно стали с ним знакомиться, чтобы его имя обрело крылья и стало известным.

Но прежде Авраам освятил Имя Всевышнего.

Дело было так. Местный правитель Нимрод возомнил себя богом и требовал всеобщего поклонения. Но Авраам поставил на место зарвавшегося гордеца. Причем, сделал это публично.

За это Нимрод приказал бросить Авраама в горящую печь. И Авраам пошел в огонь с непоколебимой верой в Творца мира.

Тогда Всевышний совершил чудо, и Авраам вышел из печи целым и невредимым.

Это чудо нанесло престижу Нимрода сильный удар и унизило его в глазах многих людей. Что, в свою очередь — повлекло за собой возвеличение Творца.

Авраам унизил заносчивого царя и высмеял его. Многие из тех, кто восхищался Нимродом и преклонялся перед ним, теперь ни во что его не ставил. Поэтому Всевышний решил прославить Авраама на весь мир и вознести его даже над царями.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Родство с «большим» человеком

 

Всевышний обещает Аврааму — «И Я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).

в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует Талмуд (трактат Песахим, лист 117), объясняя, что в этом фрагменте содержится намек на первое благословение молитвы Шмоне Эсре: «Всевышний Авраама, Всевышний Ицхака и Всевышний Яакова».  

Если человек находится в родственных связях, пускай и не самых близких, с каким-нибудь раввином, он будет об этом постоянно говорить. Ведь родство возвышает его в глазах других людей и дает ему некоторое чувство превосходства, хотя сам он при этом может быть полным ничтожеством.

Такова человеческая природа, и с этим ничего не сделаешь.

Но вот, в самой главной молитве мы видим, что слова «Всевышний Авраама» служит Творцу восхвалением. Получается, что Авраам — важный и уважаемый человек. Настолько, что в случае, если кто-то хочет получить информацию о Всевышнем, ему сообщают, что это Всевышний Авраама.

В Мидраше Пиркей де-раби Элиэзер (гл. 1) рассказана история раби Элиэзера.

Его отец был крупным землевладельцем, и он работал у него в поле.

Однажды отец обратил внимание, что сын слишком грустный. Отвечая на расспросы, тот объяснил, что хочет вместо работы в поле изучать Тору. Отец поднял его на смех — «Тебе уже 28 лет! Куда тебе учиться?! Женись, роди детей, отдай их в школу, и они будут изучать Тору, восполняя и твои пробелы».

Только Элиэзера такой вариант не устроил. Он плакал, постился и взывал к Всевышнему. И Он ответил ему через пророка Элиягу: «Сын мой! Отправляйся в Иерусалим к раби Йоханану бен Закаю (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) и учи у него Тору».

Когда Элиэзер предстал перед раби Йохананом, тот, прежде всего, обучил его основным молитвам и стал ежедневно преподавать ему по два закона в день.

Через какое-то время отцу удалось разыскать блудного сына. Он пришел в йешиву раби Йоханана и объявил ультиматум: либо Элиэзер возвращается к земледелию, либо он исключит его из завещания, в пользу остальных братьев.

Раби Йоханан устроил трапезу, на которую были приглашены самые известные раввины Иерусалима. Отца раби Элиэзера с почетом усадили рядом с ними.

Во время трапезы раби Элиэзер стал произносить слова Торы. В этот момент его лицо озарилось неземным светом. Раби Йоханан встал позади своего ученика, поцеловал его голову и сказал: «счастливы наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков, что у них есть такой потомок».

Получается, что Всевышний восхваляется тем, что Он — Всевышний Авраама. А Авраам восхваляется в его потомке Элиэзере и в каждом, кто самоотверженно изучает Тору во Имя Небес.

Это и есть самые «большие и уважаемые» люди...

 

на основе комментария рава Хаима Паладжи

(один из крупнейших сефардских раввинов, знаток Галахи и Каббалы; Измир, Турция, 1787-1867 гг.)

 

 

 

 

4. Благословение под видом проклятия

 

Написано в нашей недельной главе: «И благословлю Я тебя благословляющих, и злословящих о тебе — прокляну» (Берешит, гл. 12, ст. 3).

Эта фраза состоит из двух частей, и вторая часть не соответствует первой. Кажется, что логичней было бы написать — «И благословлю Я тебя благословляющих, и прокляну злословящих о тебе». Почему же Тора использует именно такую грамматическую форму?

В Талмуде (трактат Моэд Катан, лист 9) рассказывается о двух учениках раби Шимона бар Йохая (Рашби; великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век), которые завершили важный этап учебы, и он благословил их.

На следующий день они снова пришли к нему за благословением (на иврите — бераха).

— Но ведь вы уже получили мою бераху?! — удивился Рашби.

— Так мы остались в городе и никуда не ушли. Значит, имеем право на еще одно благословение. Ведь сказано: «На восьмой день он отпустил народ. И благословили они царя, и пошли в шатры свои радостные и с веселым сердцем» (Первая книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 66). И еще сказано: «И в двадцать третий день месяца седьмого он отпустил народ в шатры свои, радостный и с веселым сердцем» (Вторая книга Диврей hа-Ямим — Хроники дней, гл. 2, ст. 7).

Речь идет о царе Давиде и сынах Израиля. В праздник Шмини Ацерет он разрешил им себя покинуть. Только они не воспользовались этим разрешением и остались до окончания праздника. А после праздника снова пришли к Давиду, чтобы просить разрешение разойтись.

Отсюда видим, что в ситуации, если благословляющий и тот, кто получил бераху, остались в том же месте — на следующий день можно снова прийти за берахой.

Рашби понравился ход мыслей его учеников, и он отправил к ним своего молодого сына Элазара за благословением.

— Сей, но не собирай урожай, — благословляли они его. — Принимай, но не отдавай. Отдавай, но не принимай. Чтобы был разрушен твой дом и отстроена гостиница, чтобы перевернулся стол, и всегда не хватало стакана и тарелки. И чтобы не увидел нового года...

Юноша вернулся к отцу в слезах.

— Папа, они прокляли меня, — пожаловался он.

— Что же они тебе пожелали? — спросил Рашби.

Когда он услышал, о чем речь, он успокоил сына.

— На самом-то деле они благословили тебя! Чтобы ты родил детей, и никто из них не умер при твоей жизни. Сказали, что твои дети женятся и приведут своих жен в дом, и дом будет расширен, и его никто не покинет, то есть не умрет и не разведется. Твои дочери, выйдя замуж, покинут твой дом и больше в него не вернутся, потому что не овдовеют и не разведутся при твоей жизни. Место для твоей могилы, твоего последнего постоянного пристанища, будет долго пустовать, и могильная плита не будет положена, потому что ты удостоишься многих лет жизни. Также и твоя жена будет долго жить, и тебе не придется жениться на другой и веселить ее первый год вашей совместной жизни.

Таким образом, все «проклятия» на поверку оказались благословениями.

Но зачем понадобилось маскировать благословения под проклятия? Почему нельзя было благословить открыто?

Дело в том, что рядом, в ожидании берахот (мн. число от слова бераха) находился Сатан (о сути этого понятия — см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410). Он страстно желал сглазить Элазара, чтобы все полученные им благословения превратились в проклятия. Но услышав какими пожеланиями награждают юношу ученики его отца, он молча аплодировал, ничего, вопреки обыкновению, не предприняв.

Так удалось благословить под самым носом у Сатана.

Теперь вернемся к нашей фразе.

Всевышний обещает благословить тех, кто благословляет Авраама и его потомков, а также — тех, кто маскирует благословения под проклятия, чтобы запутать Сатана.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая. (известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

 

5. Ненавистники завидуют

 

Написано: «И благословятся тобою все народы земли» (Берешит, гл. 12, ст. 3).

Перед этим мы читаем предупреждение: «И благословлю Я тебя благословляющих, и злословящих тебя прокляну» (там же).

Есть ли связь между этими фразами?

Очень часто бывает, что антисемит и ненавистник евреев, поливающий их грязью, в тайне мечтает, чтобы его дети и внуки походили на евреев.

Вроде бы — проклинает, но, по сути — и благословляет.

То же самое можно сказать и о ненавистниках из среды евреев, которые ненавидят мудрецов Торы и раввинов. Но при этом хотят, чтобы их дети и внуки походили на сынов Израиля. И готовы заплатить за это высокую цену.

Но почему?

Секрет — в самих евреях.

Наша недельная глава называется Лех леха. Это можно перевести, как — «иди своим путем». Так велит Всевышний.

И в этом Его повелении заключен важный урок. Нужно уметь идти своим путем, ни под кого не подстраиваясь, что бы ни происходило вокруг. Даже, если ты кожей будешь чувствовать ненависть окружающих — не обращай на это внимания. У тебя — свой путь, своя задача в этом мире. Этого и держись.

Чтобы так себя вести, нужно иметь прочный внутренний стержень. Народы мира наблюдают за сынами Израиля и не могут понять как евреи могут делать свое дело и идти своим путем, несмотря на то, что они — в меньшинстве, что их презирают и всячески притесняют.

Антисемиты начинают завидовать и втайне желать, чтобы их дети и внуки походили на евреев, чтобы и в них был этот прочный стержень, который начал формироваться со времен Авраама.

Выражение «лех леха» также означает — повеление покинуть ту землю, что ты считал родной, и идти на территорию, которая действительно станет тебе родной.

«Лех леха» — это еще и «иди к себе», найди себя.

Один человек, раздеваясь перед сном, разбрасывал свою одежду так, что утром не мог ее найти. Это его огорчало настолько, что он начал бояться ложиться спать.

Мудрец подсказал ему выход — нужно записывать, куда что кладешь.

И вот, перед сном составлен список с подробным описанием, где что лежит. На этот раз утром он действительно все быстро нашел. Только не стал от этого счастливым.

Рубаха здесь, штаны тут, шапка на стуле. А где же я? Куда я запропастился?

Чтобы отыскать себя, тебе предстоит пройти путь, путь к себе — лех леха...

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе; известен также и под псевдонимом Сфат Эмет; Польша, 19-й век)


Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

С детства меня привлекают только женщины…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля