ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Лех Леха»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.

Уйди на иврите - лех леха.

 

Обсуждение главы Лех Леха

 

1. Награда за каждый шаг

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний, не называя пункта назначения, велит Аврааму покинуть отчий дом и отправиться в путь. Как сказано: «В землю, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Творец сразу не назвал ему ту землю, потому что хотел, чтобы Авраам сначала проникся любовью к заповеди о земле и к земле, и сам захотел бы поселиться там. Чтобы вознаградить его за исполнение каждого повеления в отдельности.

Учителя (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 39) добавляют, что Всевышний решил дать Аврааму награду за каждый его шаг.

Лучше понять намерения Творца нам поможет еще одно высказывание Учителей, о том, что наши праотцы подобны колеснице Всевышнего (там же, гл. 47).

Представим себе карету какого-нибудь знатного вельможи. Она запряжена четверкой прекрасных вороных, которыми управляет опытный кучер. На запятках — лакей в расшитом золотом камзоле.

Кони — движущая сила всего этого шикарного выезда. Они резво бегут вперед, иногда сворачивая направо или налево. Но если мы спросим их, куда они бегут, они затруднятся с ответом.

— Наша задача везти вельможу. Он знает, куда нужно прибыть. Кстати, будучи осведомленным об адресе, вельможа, едва ли может проложить верный маршрут. Для этого у него есть кучер. Кучер управляет нами, он велит перейти в галоп или бежать рысью, а на остановках он кормит нас овсом и сеном.

— А для чего нужен расфуфыренный лакей?

— Он — вишенка на торте. Когда мы приедем, лакей отворит дверцу кареты и поможет вельможе сойти на землю.

Таким образом, выехав из Иерусалима, роскошная карета совершенно не в курсе, где она окажется в конце путешествия — в Акко или в Беэр Шеве. Об этом знает только вельможа, который отдает распоряжение кучеру. Возможно, его указание слышит и лакей.

Авраам, подобно колеснице, отправился в путь из отчего дома — «на землю, которую Я тебе укажу». По слову Всевышнего он шел, и по Его слову — останавливался, по Его слову поворачивал, по Его слову поднимался в гору и по Его слову спускался к реке.

Таким образом, можно сказать, что каждым своим шагом, Авраам выполнял Волю Творца. Но если бы ему сразу был известен конечный пункт путешествия, то, лишь добравшись туда, он реализовал бы желание Творца. И за это ему полагалась бы одна награда — как за выполнение одной заповеди. Но идя в неизвестность, Авраам удостоился награды за каждый свой шаг, и каждый его шаг равнялся отдельной заповеди. Причем, с каждым шагом награда Авраама возрастала. Ведь каждый шаг отдалял его от родных мест, а значит, каждый новый шаг давался с большим трудом. А награда, как известно, пропорциональна затраченным усилиям.

Знай он наперед, куда идет — каждый шаг приближал бы его к заветной цели. Значит, был бы облегчением. Следовательно, награда постоянно уменьшалась бы...

 

на основе комментария рава Шимшона Давида Пинкуса

(духовный наставник йешивы в Офаким, США – Израиль, 1944-2001 гг.)



 

 

2. Там, где изучают Тору, звезды бессильны

 

Дойдя до территории, которая впоследствии будет названа Эрец Исраэль (Земля Израиля), Авраам исходил ее вдоль и поперек. Об этом читаем: «И прошел Авраам по земле до места Шхема, до Элон Море» (Берешит, гл. 12, ст. 6).

В книге Зогар сказано, что здесь не случайно упомянуты Шхем и Элон Море — в этих местах располагались учебные заведения, в которых изучали Тору.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 8) говорится, что с момента разрушения Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского храма) Шехина (Присутствие Всевышнего) покинула наш мир, и теперь Творец находится только там, где изучают законы Торы (Галаху). Если цитировать дословно, то у Всевышнего в нашем мире остался только участок, размером в четыре локтя Галахи.

Но разве Тору можно уместить в ограниченном пространстве?

Когда раби Йоханану (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) сказали, что в Вавилоне есть старцы, он искренне удивился. Ведь написанное — «Ради продления твоих дней и дней жизни твоего потомства на земле» (Дварим, гл. 11, ст. 21) — относится только к тем, кто живет в Израиле, но не в диаспоре. Потому что в Израиле на продолжительность жизни человека влияют его заслуги, а за его пределами — расположение звезд.

Дело в том, что за Эрец Исраэль не звезды приглядывают, но — непосредственно Сам Всевышний. Как написано: «Земля, за которой наблюдает Всевышний от начала года и до его завершения» (Дварим, гл. 11, ст. 12).

Впрочем, так было до разрушения Иерусалимского Храма, когда Шехина простиралась над всей Землей Израиля, так что, звезды — не влияли на нее. Но после разрушения Бейт hа-Микдаша, когда иные народы поселились на Святой земле, Шехина покинула ее, и эта территория перешла под влияние и управление звезд и созвездий. И только в синагогах и йешивах осталось управление Шехины, ибо чужие туда не заходят.

Раби Йоханан, говоря о заслугах, благодаря которым продлевается жизнь, имел в виду заслуги тех, кто рано приходят в синагоги и бейт мидраши (места изучения Торы), и тех, кто допоздна в них засиживается.

Далее в нашей главе написано, что Всевышний вывел Авраама наружу (Берешит, гл. 15, ст. 5).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 156) разъясняется, что Авраам видел по звездам, что у него не может быть детей. Тогда Всевышний вывел его «наружу» — за пределы влияния звезд.

Но куда именно?

В Шхем и в Элон Море, в места, где изучают Тору. Ведь именно там нет влияния звезд.

Но ведь сказано, что вся Земля Израиля не находится под управлением звезд и созвездий, что Шехина управляет ею?

В Торе, предвидя этот вопрос, сообщается, что тогда кенаанцы были в стране. А когда Израиль наводняют иноплеменные чужаки, Шехина покидает его. Она остается лишь в там, где чужаки не появляются — в синагогах и йешивах.

 

на основе комментария Мальбима

(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)

 

 

3. Что хуже — раздор или ссора?

 

В нашей недельной главе говорится, что Всевышний велел Аврааму войти на Землю Израиля. Как сказано: «Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе... Твоему потомству дам эту землю» (Берешит, гл. 12, ст. 1, 7).

Известно, что и Лот, племянник Авраама, вошел вместе с ним в Эрец Исраэль. И вслед за этим между пастухами Лота и пастухами Авраама произошла ссора (мерива). И мы читаем: «А у Лота, который сопровождал Аврама, тоже был мелкий и крупный скот и шатры. Не могла земля их вынести вместе, так велико было их имущество, и не могли они обитать вместе.

Возник раздор (рив — слово в мужском роде) между пастухами стад Аврама и пастухами Лота. Но эту землю населяли тогда кенаанцы и призеи. И сказал Аврам Лоту: пусть же не будет ссоры (мерива — слово женского рода) между мной и тобой, и между пастухами моими и пастухами твоими. Ведь мы — братья. Вся земля пред тобою, отделись ты от меня: если налево пойдешь — я буду справа, если направо — я буду слева» (Берешит, гл. 13, ст. 5-9).

Всевышний дал Землю Израиля Аврааму и его потомкам. Это означает, что Земля принадлежит Аврааму. Почему же он с такой легкостью готов уступить ее часть Лоту? Мог бы сказать: «Не нравится — уходи, это моя земля». Но нет, Авраам дает Лоту право выбрать ту землю, что ему больше приглянулась. И тогда, «если ты пойдешь налево — я буду справа…».

И еще обратим внимание, что В Торе используется слово «рив» (раздор, мужской род) между пастухами. Почему же Авраам говорит Лоту — пусть не будет, между нами ссоры (мерива, в женском роде)?

Ответ проиллюстрирую историей.

Жили в Америке два друга — Яков и Барух. Дружили они с детства и когда выросли, вместе открыли бизнес. С тех пор они стали не только близкими друзьями, но и деловыми партнерами.

У Якова был сын, у Баруха — дочка. И когда их дети поженились, их связали еще и родственные узы.

Однажды они заключали сделку с пожилым человеком по имени Моше. По случайности, во время сделки выяснилось, что Моше одинок.

— Я бы многое отдал за то, чтобы у меня были дети. Но, к сожалению, жена моя давно умерла, и детей у меня нет, — с горечью сказал он. 

Услышав это, друзья прониклись жалостью к этому одинокому человеку и решили приглашать его к себе на шаббаты (отмечать субботний день, как это принято у евреев). Одну неделю — один, другую — другой.

Все было бы замечательно, но через какое-то время выяснилось, что Моше человек, что называется, «с характером». Он начал проявлять свое недовольство по поводу разных мелочей. Например, что не успели накрыть стол к зажиганию свечей. Или что неправильно воспитывают детей и т.п.

В какой-то момент, Яков не выдержал и сказал: «Я приглашаю тебя в гости от всего сердца, но мне неприятно выслушивать твои претензии в адрес моей семьи. Приходи когда пожелаешь, только претензии, недовольство — оставляй за дверью. Если тебе это подходит — будем рады тебя видеть. Но если тебя это не устраивает — больше к нам не приходи.

Моше рассердился на Якова и перестал к нему приходить.

Баруху же было все равно, как ведет себя гость и что говорит. Он спокойно продолжал принимать его у себя, понимая, что выполняет мицву (заповедь приема гостей). И когда пришло время Моше писать завещание — все, что имел, он завещал именно Баруху.

Прошло время, и Моше помирился с Яковом. Как и прежде, начал приходить к нему на шаббат. И в какой-то момент сказал: «Когда мы не общались, я составил завещание. И все, что у меня есть, завещал твоему другу. Но теперь, когда мы помирились, я хочу вписать тебя в это завещание и поделить наследство поровну».

Так он и сделал.

Через некоторое время после этого Моше умер. Барух считал, что все наследство полагается ему. Яков пытался объяснить, что второе завещание было переписано более поздним числом, поэтому оно — единственно верное. Но Барух даже слушать его не хотел. Между ними произошла ссора.

Эта ссора затронула не только их личные отношения, но и повлияла на отношения между детьми, поженившимися несколько лет назад. И, конечно же, эта ссора повлияла на бизнес. Но ни один, ни другой, не хотели уступать.

Однажды Яков поехал в Израиль. И попал в дом рава Вознера (1913-2015 гг.) в Бней Браке.

— Если ты пойдешь с этим завещанием в суд, — сказал рав Вознер, выслушав бизнесмена, — суд, разумеется, будет на твоей стороне, так как ты прав. Но послушай моего совета: уступи своему другу. И ты увидишь, что не проиграешь.

И Яков тут же разорвал завещание на мелкие клочки.

Увидев это, рав Вознер произнес:

— Поскольку ты послушался моего совета и без колебаний разорвал завещание, у тебя будет особое благословение. Ведь ты в полной мере выполнил заповедь «верить мудрецам». Твои дела пойдут в гору, и ты станешь невероятно богат. А о завещании не жалей. Отдай все своему партнеру.

Так и произошло.

Вернувшись в США, Яков сказал Баруху, что отказывается от всех своих претензий на наследство. Но вместе с тем, хочет выйти из бизнеса.

Барух согласился. Яков забрал свою долю, расстался со своим компаньоном и начал бизнес в одиночку. Внезапно, его дело начало процветать. Такой прибыли у него не было никогда в жизни. Деньги так и шли к нему в руки. За короткий срок он стал миллионером. 

Мы видим, что тот, кто уступает — не теряет. И в этом была идея праотца Авраама.

Когда Авраам услышал о раздоре (рив), он сказал Лоту: «пусть не будет между нами мерива».

В Торе, как известно, нет лишних букв. Слово мерива, женского рода, отличается от слова рив, мужского рода, первой и последней буквой — мем и heй, которые читаются вместе как «ма» (что).

Женский род — порождающий, мужской — нет. Это означает, что раздор остается на уровне спорящих, пока не утихнет. Но ссора может породить ссоры в других областях, как, например, в случае с Яковом и Барухом, когда из-за ссоры между ними, возникла ссора и между их детьми, отразившись и на общем бизнесе.

То есть первоначальная ссора породила ссоры между разными людьми и в разных сферах. Погасить такую распространяющуюся ссору — намного трудней, если вообще возможно.

Это и подразумевал Авраам, говоря Лоту: «Пусть же не будет мерива между мной и тобой, и между пастухами моими и пастухами твоими». Чтобы показать, что ссора между ними может распространиться, порождая другие негативные ситуации.

Авраам знал, что от того, что уступит Лоту, он ничего не потеряет. И поэтому предложил Лоту выбрать любую местность, в которой тот пожелает жить. А Авраам возьмет то, что останется («Ведь вся земля перед тобою, отделись же ты от меня: если пойдешь налево — я буду справа, если направо — я буду слева»).

Всевышний, как говорят наши Учителя — «подвесил землю на сдержанности». То есть Земля существует благодаря сдержанности. Мир существует ради тех, — разъясняют эту фразу мудрецы, — кто во время ссоры молчит.

Маленький рив легко остановить. А мериву, которая распространилась — трудно унять. Но тот, кто уступает, достигает цельности и мира. На это намекают последние буквы слов во фразе — «Так отделились они друг от друга, Авраам». Эти буквы образуют слово «шалом» (мир). 

 

на основе комментария рава Йоны Мецгера

(автор нескольких книг на темы еврейского мировоззрения законодательства; Израиль, наше время)

 

 

 

4. Кто истинный трокаец

 

Спасаясь от голода, Авраам и Сара были вынуждены отправиться в Египет. Увидев, что его жена необычайно красива, Авраам стал опасаться за свою жизнь. Какой-нибудь египетский вельможа мог прельститься красотой Сары и ради возможности жениться на ней, мог убить Авраама. И Авраам решает, что войти в Египет они должны под видом брата и сестры. Об этом читаем: «Провозгласи, пожалуйста, что ты мне сестра, тогда будут они со мною добрыми ради тебя» (Берешит, гл. 12, ст. 13).

Но к чему такая церемонность — «провозгласи, пожалуйста...»? Обычно супругам, которые не один год в браке, такие выражения не свойственны.

Воложинская йешива считалась лучшей. И многие еврейские юноши стремились учиться именно там. Но количество мест было ограничено. И глава йешивы рав Нафтали Берлин (Нацив; Польша, Литва, 19-й век) принял решение принимать из каждого города не больше определенного количества учеников. Так каждый населенный пункт получил свою квоту, и сверх нее учеников не принимали.

Когда в каком-нибудь городе квота заканчивалась, особенно упорные молодые люди переселялись в другой город, с еще неисчерпанной квотой и, пожив там какое-то время, поступали в йешиву уже в качестве жителей того города.

Самый большой наплыв учащихся был из Ковно. Поэтому ковенская квота очень быстро закончилась. Двое друзей, мечтавших учиться в Воложине, но не прошедшие по квоте, перебрались в Трокай, чтобы впоследствии воспользоваться трокайской квотой.

Пожив там некоторое время, они были зачислены в йешиву как трокайцы.

Прошел месяц, в Воложине открылась ярмарка, на которую съехались торговцы из ближних и дальних селений. Приехали и из Трокая.

Трокайские торговцы узнали двух друзей, что прибыли в Воложин из их города. И тут нужно заметить, что, перебравшись в Трокай, один из друзей стал всем представляться как трокаец, другой же продолжил называть себя ковенцем.

Торговцы так их и запомнили, и поэтому, увидев первого, позвали его — «Эй, трокаец!. Другого же поприветствовали — «Шалом, тебе, ковенец!».

Главе йешивы тут же донесли, что у них «лишний» ковенец. Но рав Нафтали только обрадовался.

— Благодаря ему, — сказал он, — я нашел ответ на вопрос, который мучал меня долгое время. Почему перед вступлением в Египет, Авраам так церемонно обращается к Саре — «Провозгласи, пожалуйста, что ты мне сестра!»?

Дело в том, что он был в дороге и опасался, что его может услышать кто-то из торговцев. И если Авраам будет говорить с Сарой по-свойски, как супруг, то торговец, потом может его выдать.

Поэтому, Авраам обратился к Саре церемонно, как посторонний...

 

на основе комментария рава Нафтали-Цви-Иегуды Берлина

(Нацив; один из крупнейших комментаторов Торы, глава известной Воложинской йешивы; Польша и Литва, 19-й век)

 

 

 

5. Выйти из шатра, чтобы посмотреть на звезды

 

Всевышний обращается в видении к Аврааму, и между ними происходит следующий диалог (Берешит, гл. 15, ст. 1-6).

— Не бойся, Авраам! Я — твой щит. А награда тебе — очень велика!

— Всевышний! Что Ты дашь мне? Ведь я хожу бездетным. И наследник в доме моем — Элиэзер из Дамаска. Ведь Ты не дал мне потомство, и значит, мне наследует мой домоправитель.

— Этот не будет твоим наследником. Наследником станет только тот, кто выйдет из тебя.

Затем Творец вывел Авраама наружу, и сказал: «Взгляни-ка на небо и сосчитай звезды. Посмотри, можешь ли их сосчитать? Таким будет твое потомство».

И поверил Авраам Всевышнему и счел это милостью.

Итак, мы видим, что Всевышний вывел Авраама из шатра, чтобы тот увидел звезды.

Наш материальный мир имеет свои материальные законы — законы природы. Все существующее в мире получает жизненную силу и благословение Небес через созвездия. В зависимости от местоположения на земле, человек получает то, что ему полагается, в соответствии с расположением звезд. То есть влияние звезд определяет судьбу каждого человека в этом мире.

Однако эта система работает только когда речь идет о законах материи. И совершенно иначе обстоит дело, когда речь идет о законах надматериальных.

По своему астрологическому гороскопу Авраам ясно видел, что естественным путем у него не может быть детей. То есть обещание Творца о потомстве не могло осуществиться в рамках законов природы. Несмотря на это, Авраам поверил словам Всевышнего.

Из того, что Всевышний вывел Авраама наружу, следует, что у созвездий нет власти над народом Израиля.

Когда Авраам сказал Творцу: «Я видел по звездам, что не способен иметь детей», Всевышний ответил: «Выйди за рамки своего гороскопа. Ведь судьба евреев не подчиняется созвездиям».

В своем комментарии на Талмуд (трактат Шаббат, лист 156) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что сыны Израиля, с помощью молитвы и добрых дел, могут изменить предопределение созвездий.

Иными словами, для того, чтобы изменить естественный ход событий, подчиняющийся законам природы, еврей должен подняться над материей, поверив в то, что не материя, не звезды, не гороскоп управляют миром, но — только Творец, только Он способен изменить нашу реальность.

Но что значит подняться над материальным? Что мы, простые люди, можем сегодня? Ведь мы далеки от духовного уровня праотца Авраама.

Ответ проиллюстрирует реальная история, произошедшая в Израиле в 80-х годах.

Баба Сали (рабби Исраэ́ль абу-Хаци́ра), духовный лидер евреев, выходцев из Марокко, был известен своими незаурядными способностями. Со всего Израиля, да и со всего мира, к нему тянулись страждущие — в надежде на то, что знание, духовная сила и заслуги праведного Баба Сали помогут в их личном горе.

Однажды к нему пришел человек и поведал о своей беде. Он уже десять лет женат, но до сих пор у них с женой нет детей. Родственники очень давят и требуют, чтобы он развелся. Но он очень любит свою жену, и разводиться не хочет.

— Дай нам благословение, — попросил мужчина.

Баба Сали задумался. Было ощущение, как будто он задремал, заснул. Через несколько минут Баба Сали очнулся, вышел из этого состояния и сказал:

— Я не могу благословить тебя. У вас нет на это потенциала. Если бы был хотя бы один маленький шанс — я мог бы благословить и усилить его. Но шанса нет. Я не в состоянии ничего изменить...

Чтобы лучше понять, что представляет собой благословение (на иврите — бераха), нужно рассмотреть это слово на иврите.

Корень слова бераха состоит из трех букв: бет, рейш и хаф. Числовое значение (гематрия) буквы бет — 2, рейш — 200 и хаф — 20.

Мы видим, что гематрии всех букв корня имеют в начале цифру 2. Она обозначает удвоение, увеличение и усиление потенциала. Ноли так же указывают на усиление, увеличение, полноту.

Итак, для того, чтобы благословение сработало, необходим начальный потенциал. А если его нет? Сколько ни умножай на ноль — все равно останется ноль.

Теперь мы можем вернуться в комнату праведника. Молодой человек, услышав слова Баба Сали и не подумал уходить.

— Помоги мне. Сделай что-нибудь. Я не хочу разводиться, — продолжал настаивать он.

— К сожалению, не могу тебе помочь, — повторил Баба Сали.

— Не уйду отсюда, пока не получу от тебя благословение, — взволновано воскликнул посетитель.

На столе, рядом с Баба Сали стояла полная литровая бутылка арака (анисовая водка).

— Так же, как ты не можешь выпить залпом эту бутылку, так и я не могу дать тебе благословение.

Ни слова не говоря, молодой человек схватил бутылку и залпом ее осушил.

— Теперь, когда эта бутылка пуста, я благословляю тебя на рождение сына, — торжественно произнес праведник.

Излишне говорить, что в тот же год, к всеобщей радости, у этой пары родился сын.

Что же произошло? Как выпитый арак смог повлиять на появление потенциала рождения ребенка? Ведь это даже не заповедь Торы...

Мы все живем по законам материального мира. И по этим законам не всегда и не все у нас происходит благополучно. Но мы, евреи, получили особое задание — быть «над звездами».

Парень, просивший благословение у Баба Сали, не имел потенциала иметь детей по законам материального мира. Так же, как по тем же материальным законам не может даже самый крепкий мужчина залпом выпить бутылку арака.

Но парень ни на секунду не задумался о том, реально это или не реально. Он просто взял и выпил. Несмотря ни на какие законы. Ему было — «надо». И никакие законы этого мира не смогли ему помешать.

Все мы делаем в жизни столько, сколько можем. А не можем — не делаем. Но иногда надо сделать больше, чем можешь. Больше, чем дано законами природы. И тогда, поднявшись над ними, мы уподобляемся нашему праотцу Аврааму, поднявшемуся над звездами, вышедшему из ограничений материального мира в бесконечный мир духовности. Туда, где законы материи теряют свою силу.

Это подобно получению Торы, когда евреи, не задумываясь, сказали — «сначала исполним, потом будем рассуждать».

И действительно, чтобы рассуждать, необходимо сначала «выйти из шатра», чтобы «посмотреть на звезды». Посмотреть — и понять, что это — каналы, по которым реализуется Воля Всевышнего...

 

на основе комментария рава Йоны

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Лех Леха»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.

Уйди на иврите - лех леха.

 

Обсуждение главы Лех Леха

 

1. Награда за каждый шаг

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний, не называя пункта назначения, велит Аврааму покинуть отчий дом и отправиться в путь. Как сказано: «В землю, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Творец сразу не назвал ему ту землю, потому что хотел, чтобы Авраам сначала проникся любовью к заповеди о земле и к земле, и сам захотел бы поселиться там. Чтобы вознаградить его за исполнение каждого повеления в отдельности.

Учителя (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 39) добавляют, что Всевышний решил дать Аврааму награду за каждый его шаг.

Лучше понять намерения Творца нам поможет еще одно высказывание Учителей, о том, что наши праотцы подобны колеснице Всевышнего (там же, гл. 47).

Представим себе карету какого-нибудь знатного вельможи. Она запряжена четверкой прекрасных вороных, которыми управляет опытный кучер. На запятках — лакей в расшитом золотом камзоле.

Кони — движущая сила всего этого шикарного выезда. Они резво бегут вперед, иногда сворачивая направо или налево. Но если мы спросим их, куда они бегут, они затруднятся с ответом.

— Наша задача везти вельможу. Он знает, куда нужно прибыть. Кстати, будучи осведомленным об адресе, вельможа, едва ли может проложить верный маршрут. Для этого у него есть кучер. Кучер управляет нами, он велит перейти в галоп или бежать рысью, а на остановках он кормит нас овсом и сеном.

— А для чего нужен расфуфыренный лакей?

— Он — вишенка на торте. Когда мы приедем, лакей отворит дверцу кареты и поможет вельможе сойти на землю.

Таким образом, выехав из Иерусалима, роскошная карета совершенно не в курсе, где она окажется в конце путешествия — в Акко или в Беэр Шеве. Об этом знает только вельможа, который отдает распоряжение кучеру. Возможно, его указание слышит и лакей.

Авраам, подобно колеснице, отправился в путь из отчего дома — «на землю, которую Я тебе укажу». По слову Всевышнего он шел, и по Его слову — останавливался, по Его слову поворачивал, по Его слову поднимался в гору и по Его слову спускался к реке.

Таким образом, можно сказать, что каждым своим шагом, Авраам выполнял Волю Творца. Но если бы ему сразу был известен конечный пункт путешествия, то, лишь добравшись туда, он реализовал бы желание Творца. И за это ему полагалась бы одна награда — как за выполнение одной заповеди. Но идя в неизвестность, Авраам удостоился награды за каждый свой шаг, и каждый его шаг равнялся отдельной заповеди. Причем, с каждым шагом награда Авраама возрастала. Ведь каждый шаг отдалял его от родных мест, а значит, каждый новый шаг давался с большим трудом. А награда, как известно, пропорциональна затраченным усилиям.

Знай он наперед, куда идет — каждый шаг приближал бы его к заветной цели. Значит, был бы облегчением. Следовательно, награда постоянно уменьшалась бы...

 

на основе комментария рава Шимшона Давида Пинкуса

(духовный наставник йешивы в Офаким, США – Израиль, 1944-2001 гг.)



 

 

2. Там, где изучают Тору, звезды бессильны

 

Дойдя до территории, которая впоследствии будет названа Эрец Исраэль (Земля Израиля), Авраам исходил ее вдоль и поперек. Об этом читаем: «И прошел Авраам по земле до места Шхема, до Элон Море» (Берешит, гл. 12, ст. 6).

В книге Зогар сказано, что здесь не случайно упомянуты Шхем и Элон Море — в этих местах располагались учебные заведения, в которых изучали Тору.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 8) говорится, что с момента разрушения Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского храма) Шехина (Присутствие Всевышнего) покинула наш мир, и теперь Творец находится только там, где изучают законы Торы (Галаху). Если цитировать дословно, то у Всевышнего в нашем мире остался только участок, размером в четыре локтя Галахи.

Но разве Тору можно уместить в ограниченном пространстве?

Когда раби Йоханану (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) сказали, что в Вавилоне есть старцы, он искренне удивился. Ведь написанное — «Ради продления твоих дней и дней жизни твоего потомства на земле» (Дварим, гл. 11, ст. 21) — относится только к тем, кто живет в Израиле, но не в диаспоре. Потому что в Израиле на продолжительность жизни человека влияют его заслуги, а за его пределами — расположение звезд.

Дело в том, что за Эрец Исраэль не звезды приглядывают, но — непосредственно Сам Всевышний. Как написано: «Земля, за которой наблюдает Всевышний от начала года и до его завершения» (Дварим, гл. 11, ст. 12).

Впрочем, так было до разрушения Иерусалимского Храма, когда Шехина простиралась над всей Землей Израиля, так что, звезды — не влияли на нее. Но после разрушения Бейт hа-Микдаша, когда иные народы поселились на Святой земле, Шехина покинула ее, и эта территория перешла под влияние и управление звезд и созвездий. И только в синагогах и йешивах осталось управление Шехины, ибо чужие туда не заходят.

Раби Йоханан, говоря о заслугах, благодаря которым продлевается жизнь, имел в виду заслуги тех, кто рано приходят в синагоги и бейт мидраши (места изучения Торы), и тех, кто допоздна в них засиживается.

Далее в нашей главе написано, что Всевышний вывел Авраама наружу (Берешит, гл. 15, ст. 5).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 156) разъясняется, что Авраам видел по звездам, что у него не может быть детей. Тогда Всевышний вывел его «наружу» — за пределы влияния звезд.

Но куда именно?

В Шхем и в Элон Море, в места, где изучают Тору. Ведь именно там нет влияния звезд.

Но ведь сказано, что вся Земля Израиля не находится под управлением звезд и созвездий, что Шехина управляет ею?

В Торе, предвидя этот вопрос, сообщается, что тогда кенаанцы были в стране. А когда Израиль наводняют иноплеменные чужаки, Шехина покидает его. Она остается лишь в там, где чужаки не появляются — в синагогах и йешивах.

 

на основе комментария Мальбима

(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)

 

 

3. Что хуже — раздор или ссора?

 

В нашей недельной главе говорится, что Всевышний велел Аврааму войти на Землю Израиля. Как сказано: «Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе... Твоему потомству дам эту землю» (Берешит, гл. 12, ст. 1, 7).

Известно, что и Лот, племянник Авраама, вошел вместе с ним в Эрец Исраэль. И вслед за этим между пастухами Лота и пастухами Авраама произошла ссора (мерива). И мы читаем: «А у Лота, который сопровождал Аврама, тоже был мелкий и крупный скот и шатры. Не могла земля их вынести вместе, так велико было их имущество, и не могли они обитать вместе.

Возник раздор (рив — слово в мужском роде) между пастухами стад Аврама и пастухами Лота. Но эту землю населяли тогда кенаанцы и призеи. И сказал Аврам Лоту: пусть же не будет ссоры (мерива — слово женского рода) между мной и тобой, и между пастухами моими и пастухами твоими. Ведь мы — братья. Вся земля пред тобою, отделись ты от меня: если налево пойдешь — я буду справа, если направо — я буду слева» (Берешит, гл. 13, ст. 5-9).

Всевышний дал Землю Израиля Аврааму и его потомкам. Это означает, что Земля принадлежит Аврааму. Почему же он с такой легкостью готов уступить ее часть Лоту? Мог бы сказать: «Не нравится — уходи, это моя земля». Но нет, Авраам дает Лоту право выбрать ту землю, что ему больше приглянулась. И тогда, «если ты пойдешь налево — я буду справа…».

И еще обратим внимание, что В Торе используется слово «рив» (раздор, мужской род) между пастухами. Почему же Авраам говорит Лоту — пусть не будет, между нами ссоры (мерива, в женском роде)?

Ответ проиллюстрирую историей.

Жили в Америке два друга — Яков и Барух. Дружили они с детства и когда выросли, вместе открыли бизнес. С тех пор они стали не только близкими друзьями, но и деловыми партнерами.

У Якова был сын, у Баруха — дочка. И когда их дети поженились, их связали еще и родственные узы.

Однажды они заключали сделку с пожилым человеком по имени Моше. По случайности, во время сделки выяснилось, что Моше одинок.

— Я бы многое отдал за то, чтобы у меня были дети. Но, к сожалению, жена моя давно умерла, и детей у меня нет, — с горечью сказал он. 

Услышав это, друзья прониклись жалостью к этому одинокому человеку и решили приглашать его к себе на шаббаты (отмечать субботний день, как это принято у евреев). Одну неделю — один, другую — другой.

Все было бы замечательно, но через какое-то время выяснилось, что Моше человек, что называется, «с характером». Он начал проявлять свое недовольство по поводу разных мелочей. Например, что не успели накрыть стол к зажиганию свечей. Или что неправильно воспитывают детей и т.п.

В какой-то момент, Яков не выдержал и сказал: «Я приглашаю тебя в гости от всего сердца, но мне неприятно выслушивать твои претензии в адрес моей семьи. Приходи когда пожелаешь, только претензии, недовольство — оставляй за дверью. Если тебе это подходит — будем рады тебя видеть. Но если тебя это не устраивает — больше к нам не приходи.

Моше рассердился на Якова и перестал к нему приходить.

Баруху же было все равно, как ведет себя гость и что говорит. Он спокойно продолжал принимать его у себя, понимая, что выполняет мицву (заповедь приема гостей). И когда пришло время Моше писать завещание — все, что имел, он завещал именно Баруху.

Прошло время, и Моше помирился с Яковом. Как и прежде, начал приходить к нему на шаббат. И в какой-то момент сказал: «Когда мы не общались, я составил завещание. И все, что у меня есть, завещал твоему другу. Но теперь, когда мы помирились, я хочу вписать тебя в это завещание и поделить наследство поровну».

Так он и сделал.

Через некоторое время после этого Моше умер. Барух считал, что все наследство полагается ему. Яков пытался объяснить, что второе завещание было переписано более поздним числом, поэтому оно — единственно верное. Но Барух даже слушать его не хотел. Между ними произошла ссора.

Эта ссора затронула не только их личные отношения, но и повлияла на отношения между детьми, поженившимися несколько лет назад. И, конечно же, эта ссора повлияла на бизнес. Но ни один, ни другой, не хотели уступать.

Однажды Яков поехал в Израиль. И попал в дом рава Вознера (1913-2015 гг.) в Бней Браке.

— Если ты пойдешь с этим завещанием в суд, — сказал рав Вознер, выслушав бизнесмена, — суд, разумеется, будет на твоей стороне, так как ты прав. Но послушай моего совета: уступи своему другу. И ты увидишь, что не проиграешь.

И Яков тут же разорвал завещание на мелкие клочки.

Увидев это, рав Вознер произнес:

— Поскольку ты послушался моего совета и без колебаний разорвал завещание, у тебя будет особое благословение. Ведь ты в полной мере выполнил заповедь «верить мудрецам». Твои дела пойдут в гору, и ты станешь невероятно богат. А о завещании не жалей. Отдай все своему партнеру.

Так и произошло.

Вернувшись в США, Яков сказал Баруху, что отказывается от всех своих претензий на наследство. Но вместе с тем, хочет выйти из бизнеса.

Барух согласился. Яков забрал свою долю, расстался со своим компаньоном и начал бизнес в одиночку. Внезапно, его дело начало процветать. Такой прибыли у него не было никогда в жизни. Деньги так и шли к нему в руки. За короткий срок он стал миллионером. 

Мы видим, что тот, кто уступает — не теряет. И в этом была идея праотца Авраама.

Когда Авраам услышал о раздоре (рив), он сказал Лоту: «пусть не будет между нами мерива».

В Торе, как известно, нет лишних букв. Слово мерива, женского рода, отличается от слова рив, мужского рода, первой и последней буквой — мем и heй, которые читаются вместе как «ма» (что).

Женский род — порождающий, мужской — нет. Это означает, что раздор остается на уровне спорящих, пока не утихнет. Но ссора может породить ссоры в других областях, как, например, в случае с Яковом и Барухом, когда из-за ссоры между ними, возникла ссора и между их детьми, отразившись и на общем бизнесе.

То есть первоначальная ссора породила ссоры между разными людьми и в разных сферах. Погасить такую распространяющуюся ссору — намного трудней, если вообще возможно.

Это и подразумевал Авраам, говоря Лоту: «Пусть же не будет мерива между мной и тобой, и между пастухами моими и пастухами твоими». Чтобы показать, что ссора между ними может распространиться, порождая другие негативные ситуации.

Авраам знал, что от того, что уступит Лоту, он ничего не потеряет. И поэтому предложил Лоту выбрать любую местность, в которой тот пожелает жить. А Авраам возьмет то, что останется («Ведь вся земля перед тобою, отделись же ты от меня: если пойдешь налево — я буду справа, если направо — я буду слева»).

Всевышний, как говорят наши Учителя — «подвесил землю на сдержанности». То есть Земля существует благодаря сдержанности. Мир существует ради тех, — разъясняют эту фразу мудрецы, — кто во время ссоры молчит.

Маленький рив легко остановить. А мериву, которая распространилась — трудно унять. Но тот, кто уступает, достигает цельности и мира. На это намекают последние буквы слов во фразе — «Так отделились они друг от друга, Авраам». Эти буквы образуют слово «шалом» (мир). 

 

на основе комментария рава Йоны Мецгера

(автор нескольких книг на темы еврейского мировоззрения законодательства; Израиль, наше время)

 

 

 

4. Кто истинный трокаец

 

Спасаясь от голода, Авраам и Сара были вынуждены отправиться в Египет. Увидев, что его жена необычайно красива, Авраам стал опасаться за свою жизнь. Какой-нибудь египетский вельможа мог прельститься красотой Сары и ради возможности жениться на ней, мог убить Авраама. И Авраам решает, что войти в Египет они должны под видом брата и сестры. Об этом читаем: «Провозгласи, пожалуйста, что ты мне сестра, тогда будут они со мною добрыми ради тебя» (Берешит, гл. 12, ст. 13).

Но к чему такая церемонность — «провозгласи, пожалуйста...»? Обычно супругам, которые не один год в браке, такие выражения не свойственны.

Воложинская йешива считалась лучшей. И многие еврейские юноши стремились учиться именно там. Но количество мест было ограничено. И глава йешивы рав Нафтали Берлин (Нацив; Польша, Литва, 19-й век) принял решение принимать из каждого города не больше определенного количества учеников. Так каждый населенный пункт получил свою квоту, и сверх нее учеников не принимали.

Когда в каком-нибудь городе квота заканчивалась, особенно упорные молодые люди переселялись в другой город, с еще неисчерпанной квотой и, пожив там какое-то время, поступали в йешиву уже в качестве жителей того города.

Самый большой наплыв учащихся был из Ковно. Поэтому ковенская квота очень быстро закончилась. Двое друзей, мечтавших учиться в Воложине, но не прошедшие по квоте, перебрались в Трокай, чтобы впоследствии воспользоваться трокайской квотой.

Пожив там некоторое время, они были зачислены в йешиву как трокайцы.

Прошел месяц, в Воложине открылась ярмарка, на которую съехались торговцы из ближних и дальних селений. Приехали и из Трокая.

Трокайские торговцы узнали двух друзей, что прибыли в Воложин из их города. И тут нужно заметить, что, перебравшись в Трокай, один из друзей стал всем представляться как трокаец, другой же продолжил называть себя ковенцем.

Торговцы так их и запомнили, и поэтому, увидев первого, позвали его — «Эй, трокаец!. Другого же поприветствовали — «Шалом, тебе, ковенец!».

Главе йешивы тут же донесли, что у них «лишний» ковенец. Но рав Нафтали только обрадовался.

— Благодаря ему, — сказал он, — я нашел ответ на вопрос, который мучал меня долгое время. Почему перед вступлением в Египет, Авраам так церемонно обращается к Саре — «Провозгласи, пожалуйста, что ты мне сестра!»?

Дело в том, что он был в дороге и опасался, что его может услышать кто-то из торговцев. И если Авраам будет говорить с Сарой по-свойски, как супруг, то торговец, потом может его выдать.

Поэтому, Авраам обратился к Саре церемонно, как посторонний...

 

на основе комментария рава Нафтали-Цви-Иегуды Берлина

(Нацив; один из крупнейших комментаторов Торы, глава известной Воложинской йешивы; Польша и Литва, 19-й век)

 

 

 

5. Выйти из шатра, чтобы посмотреть на звезды

 

Всевышний обращается в видении к Аврааму, и между ними происходит следующий диалог (Берешит, гл. 15, ст. 1-6).

— Не бойся, Авраам! Я — твой щит. А награда тебе — очень велика!

— Всевышний! Что Ты дашь мне? Ведь я хожу бездетным. И наследник в доме моем — Элиэзер из Дамаска. Ведь Ты не дал мне потомство, и значит, мне наследует мой домоправитель.

— Этот не будет твоим наследником. Наследником станет только тот, кто выйдет из тебя.

Затем Творец вывел Авраама наружу, и сказал: «Взгляни-ка на небо и сосчитай звезды. Посмотри, можешь ли их сосчитать? Таким будет твое потомство».

И поверил Авраам Всевышнему и счел это милостью.

Итак, мы видим, что Всевышний вывел Авраама из шатра, чтобы тот увидел звезды.

Наш материальный мир имеет свои материальные законы — законы природы. Все существующее в мире получает жизненную силу и благословение Небес через созвездия. В зависимости от местоположения на земле, человек получает то, что ему полагается, в соответствии с расположением звезд. То есть влияние звезд определяет судьбу каждого человека в этом мире.

Однако эта система работает только когда речь идет о законах материи. И совершенно иначе обстоит дело, когда речь идет о законах надматериальных.

По своему астрологическому гороскопу Авраам ясно видел, что естественным путем у него не может быть детей. То есть обещание Творца о потомстве не могло осуществиться в рамках законов природы. Несмотря на это, Авраам поверил словам Всевышнего.

Из того, что Всевышний вывел Авраама наружу, следует, что у созвездий нет власти над народом Израиля.

Когда Авраам сказал Творцу: «Я видел по звездам, что не способен иметь детей», Всевышний ответил: «Выйди за рамки своего гороскопа. Ведь судьба евреев не подчиняется созвездиям».

В своем комментарии на Талмуд (трактат Шаббат, лист 156) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что сыны Израиля, с помощью молитвы и добрых дел, могут изменить предопределение созвездий.

Иными словами, для того, чтобы изменить естественный ход событий, подчиняющийся законам природы, еврей должен подняться над материей, поверив в то, что не материя, не звезды, не гороскоп управляют миром, но — только Творец, только Он способен изменить нашу реальность.

Но что значит подняться над материальным? Что мы, простые люди, можем сегодня? Ведь мы далеки от духовного уровня праотца Авраама.

Ответ проиллюстрирует реальная история, произошедшая в Израиле в 80-х годах.

Баба Сали (рабби Исраэ́ль абу-Хаци́ра), духовный лидер евреев, выходцев из Марокко, был известен своими незаурядными способностями. Со всего Израиля, да и со всего мира, к нему тянулись страждущие — в надежде на то, что знание, духовная сила и заслуги праведного Баба Сали помогут в их личном горе.

Однажды к нему пришел человек и поведал о своей беде. Он уже десять лет женат, но до сих пор у них с женой нет детей. Родственники очень давят и требуют, чтобы он развелся. Но он очень любит свою жену, и разводиться не хочет.

— Дай нам благословение, — попросил мужчина.

Баба Сали задумался. Было ощущение, как будто он задремал, заснул. Через несколько минут Баба Сали очнулся, вышел из этого состояния и сказал:

— Я не могу благословить тебя. У вас нет на это потенциала. Если бы был хотя бы один маленький шанс — я мог бы благословить и усилить его. Но шанса нет. Я не в состоянии ничего изменить...

Чтобы лучше понять, что представляет собой благословение (на иврите — бераха), нужно рассмотреть это слово на иврите.

Корень слова бераха состоит из трех букв: бет, рейш и хаф. Числовое значение (гематрия) буквы бет — 2, рейш — 200 и хаф — 20.

Мы видим, что гематрии всех букв корня имеют в начале цифру 2. Она обозначает удвоение, увеличение и усиление потенциала. Ноли так же указывают на усиление, увеличение, полноту.

Итак, для того, чтобы благословение сработало, необходим начальный потенциал. А если его нет? Сколько ни умножай на ноль — все равно останется ноль.

Теперь мы можем вернуться в комнату праведника. Молодой человек, услышав слова Баба Сали и не подумал уходить.

— Помоги мне. Сделай что-нибудь. Я не хочу разводиться, — продолжал настаивать он.

— К сожалению, не могу тебе помочь, — повторил Баба Сали.

— Не уйду отсюда, пока не получу от тебя благословение, — взволновано воскликнул посетитель.

На столе, рядом с Баба Сали стояла полная литровая бутылка арака (анисовая водка).

— Так же, как ты не можешь выпить залпом эту бутылку, так и я не могу дать тебе благословение.

Ни слова не говоря, молодой человек схватил бутылку и залпом ее осушил.

— Теперь, когда эта бутылка пуста, я благословляю тебя на рождение сына, — торжественно произнес праведник.

Излишне говорить, что в тот же год, к всеобщей радости, у этой пары родился сын.

Что же произошло? Как выпитый арак смог повлиять на появление потенциала рождения ребенка? Ведь это даже не заповедь Торы...

Мы все живем по законам материального мира. И по этим законам не всегда и не все у нас происходит благополучно. Но мы, евреи, получили особое задание — быть «над звездами».

Парень, просивший благословение у Баба Сали, не имел потенциала иметь детей по законам материального мира. Так же, как по тем же материальным законам не может даже самый крепкий мужчина залпом выпить бутылку арака.

Но парень ни на секунду не задумался о том, реально это или не реально. Он просто взял и выпил. Несмотря ни на какие законы. Ему было — «надо». И никакие законы этого мира не смогли ему помешать.

Все мы делаем в жизни столько, сколько можем. А не можем — не делаем. Но иногда надо сделать больше, чем можешь. Больше, чем дано законами природы. И тогда, поднявшись над ними, мы уподобляемся нашему праотцу Аврааму, поднявшемуся над звездами, вышедшему из ограничений материального мира в бесконечный мир духовности. Туда, где законы материи теряют свою силу.

Это подобно получению Торы, когда евреи, не задумываясь, сказали — «сначала исполним, потом будем рассуждать».

И действительно, чтобы рассуждать, необходимо сначала «выйти из шатра», чтобы «посмотреть на звезды». Посмотреть — и понять, что это — каналы, по которым реализуется Воля Всевышнего...

 

на основе комментария рава Йоны Мецгера

(автор нескольких книг на темы еврейского мировоззрения законодательства; Израиль, наше время)  


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Если у еврея некашерная кухня, надо ли покупать кашерные продукты?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля