Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Лех Леха»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится:
“И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.
Уйди
на иврите - лех леха.
Обсуждение
главы
Лех Леха
1.
Авраам мог использовать особое Имя Всевышнего
В нашей недельной главе читаем,
что Всевышний велит Аврааму покинуть родные края и отправиться в неведомые
земли. За это Он обещает Аврааму — «И Я сделаю тебя великим народом. Я
благословлю тебя, и возрастет твое имя. И станешь ты благословением» (Берешит,
гл. 12, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) в своем комментарии к этому фрагменту пишет, что странствия влекут за собой
три последствия: идут во вред продолжению рода, богатству и доброму имени
(дословно: уменьшают имя). Поэтому Авраам нуждался в этих трех благословениях. И
Всевышний дал ему обещание о сыновьях, богатстве и имени.
В конце этой фразы сказано, что
Авраам — сам станет благословением.
Как это понимать?
Ответ на этот вопрос находим в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 11).
Отныне благословения вверены
тебе, — говорит Творец. — Я вложил их в руку твою. До сего времени они были в
Моей руке: Я благословил Адама и Ноаха. Отныне же ты благословишь, кого
пожелаешь.
Итак, Творец призывает Авраама
отправиться в путь. В другом Мидраше (Ялкут Шимони на гл.
Лех Леха, п. 63) уточняется, что Всевышний сказал Аврааму — «Иди за
Мной. И Я сделаю тебя главным коэном, подобным Адаму. Как написано: «И Я
сделаю тебя великим народом (в оригинале — гой гадоль)». Выражение «гой
гадоль» (великий народ) может означать и — «коэн гадоль» (главный
коэн).
Остается выяснить, почему
странствия идут во вред доброму имени, и какое отношение ко всему этому имеет
коэн гадоль.
В Иерусалимском Талмуде
говорится, что произносить полное имя Всевышнего обучали только тех, кто никогда
не жил за чужой счет, не зависел от других, от их щедрот и добродетели.
В Вавилонском Талмуде (трактат
Мегила, лист 27) Учителя задаются вопросом: что означает выражение
«байт гадоль» (большой дом)?
И приходят к выводу, что оно
намекает на место, в котором «выращивают» молитву. Это следует из произошедшего
с Элишей (Танах, вторая книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 4).
То, что произошло с Элишей,
интересует не только нас, но даже царя. Как сказано: «Царь тогда говорил с
Гэйхази, помощником пророка Всевышнего, и так он сказал: Расскажи мне теперь обо
всех великих (в оригинале — гдолот; мн. число женского рода от слова «гадоль»)
чудесах, которые совершил Элиша».
Элиша, как известно — все свои
великие чудеса совершил с помощью молитвы.
Позвольте, но откуда это
известно?
Из Талмуда. Там (трактат
Берахот, лист 10) Элиша приводится в пример, как человек, который
воспользовался чужой добротой. Так прямо и сказано: «Желаешь использовать
доброту других людей — делай это, как Элиша».
Но, если ты не хочешь зависеть
от других — бери пример с пророка Шмуэля.
Одна состоятельная женщина
выделила для Элиши (по своей инициативе, он у нее ничего не просил) небольшую
комнатку в своем доме, и обставила ее необходимой мебелью. Там были кровать,
стул, стол, а на столе — светильник.
О Шмуэле же сказано: «А
возвращался он в Раму, так как там был его дом» (Танах, первая книга
Шмуэля, гл. 7, ст. 17).
Учителя объясняют, что Шмуэль,
когда отправлялся в путь — брал с собой все необходимое, чтобы не нужно было
прибегать к помощи других людей. И куда бы ни пришел, он чувствовал себя, как
дома. Ему не нужно было искать, кто пустит его на ночлег и накормит, при нем был
шатер, со всей необходимой утварью и продуктами.
Итак, Элиша пользовался
гостеприимством женщины, которая предоставила ему кровать и стол. Поэтому он не
мог использовать особое Имя Всевышнего для совершения чудес. А значит, он творил
чудеса силой молитвы.
Теперь вернемся к Аврааму. Мы
оставили его перед тем, как он отправится в путь. Сейчас нам стала понятна
природа и смысл разговоров об уменьшении достатка и имени, как следствия
дорожных приключений.
Во время странствий расходы
растут, и человек вынужден пользоваться услугами других людей. Значит, его
имущество тает, и он лишается возможности изучить, понять и использовать Имя
Всевышнего — Имя для него как бы уменьшается.
Творец благословил Авраама
богатством, чтобы ему в дороге не пришлось искать чужое гостеприимство.
Следовательно, Авраам — не утратит доступ к особому Имени Всевышнего. Наоборот,
возможности, связанные с этим именем, для него только возрастут. Авраам станет
благословением и сможет благословлять, подобно главному коэну.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
2.
Награда Аврааму в точности соответствовала его заслугам
Свое повеление Аврааму покинуть
отчий дом Всевышний подкрепляет обещанием берахи (благословения) и
награды. Об этом читаем: «И Я сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и
возвеличится твое имя» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Здесь мы видим даже не одно
обещание, а целых три: «сделаю великим народом», «благословлю» и «возвеличится
имя».
Возникает вопрос: почему именно
такую награду приготовил Всевышний для Авраама?
Попытаемся в этом разобраться.
Прежде всего, отмечу, что Авраам
провозгласил Творца Царем мира.
В главе Хаей Сара
описывается, как Авраам берет клятву у своего слуги Элиэзера — «И заклинаю тебя
Всевышним, Творцом Небес и Творцом земли» (Берешит, гл. 24, ст.
3).
Авраам распространил среди людей
знание о том, что Всевышний создал небо и землю, и управляет миром. Таким
образом, он как бы короновал Творца на царство над Вселенной.
Этот факт получил особое
отражение в Талмуде (трактат Берахот, лист 40). Там сказано, что
благословение не считается таковым, если в нем не упомянута Царская Власть
Всевышнего.
Но, ведь в молитве Шмоне
Эсре, в первом благословении — нет ни слова о Царе. Как такое может
быть?
На этот вопрос отвечают
Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.). Они пишут, что слова
«Всевышний Авраама» в благословении — равнозначны упоминанию о Царской Власти.
Ведь именно Авраам открыл человечеству правду об истинном Царе мира.
— Ты возвестил людям о Моем
царстве, — сказал Творец Аврааму, — ты объяснил им, что Я один и един. За это Я
сделаю тебя «великим народом».
Второе обещание Аврааму —
«благословлю».
Получить бераху
(благословение), конечно, всегда приятно, но все же — разберемся с причиной.
Недельная глава Ноах
завершается фразой — «И умер Терах в Харане» (Берешит, гл. 11, ст.
32).
В слове «Харан» буква «нун»
— перевернута. Это свидетельствует, — разъясняет Раши (раби Шломо бен
Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — что до
Авраама в мире ощущался Гнев (харон) Всевышнего. Авраам же сумел, если
можно так выразиться — смягчить Творца.
Понятно, что все время, пока
господствовал Гнев, ни о каком благословении не могло быть и речи. Когда же
благодаря Аврааму, вместо Гнева, в мир сошла бераха — в ней была весомая
доля заслуги Авраама. Поэтому Всевышний счел, что Авраам достоин персонального
благословения.
И, наконец — возвеличивание
имени.
Правитель крупнейшей мировой
империи Нимрод активно насаждал языческие идеи, среди которых было и утверждение
о божественности его самого.
Авраам посрамил Нимрода и его
имя, а заодно — и все идолопоклонство. Этим он возвеличил Имя единого
Всевышнего.
Тогда Всевышний и возвеличил имя
Авраама.
Из сказанного здесь — видим, что
все награды, которых удостоился Авраам, в точности соответствовали его заслугам.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Галут
будет запечатан добрыми делами
Из содержания нашей недельной
главы мы узнаем об обещаниях, которые Всевышний дал Аврааму. Как сказано: «И Я
сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и возвеличу твое имя. И станешь
ты благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 117) Учителя обращают внимание, что эти обещания соответствуют структуре
первого благословения в нашей центральной молитве Шмоне Эсре.
И действительно. Обещание «И Я
сделаю тебя великим народом» — содержится в словах «Всевышний Ицхака».
«И возвеличу имя твое» —
соответствует словам «Всевышний Авраама».
«И благословлю тебя» —
соотносится с выражением «Всевышний Яакова».
Чтобы никто не мог предположить,
что благословение нужно завершить, называя всех праотцов — Творец добавил: «И
быть тебе благословением». То есть — «завершают тобой, твоим именем (Авраам)».
Известно, что наши праотцы — три
основы, на которых держится мир.
Авраам олицетворяет хесед
(доброту и милосердие).
Ицхаку соответствует служение и
молитва.
Яакова можно соотнести с Торой.
Теперь вернемся к фразе о
завершении благословения.
В оригинале в ней упомянута
печать. Слова о завершении имеют и аллегорический смысл. Их можно соотнести и с
окончанием галута (изгнания). За тысячелетия испытаний, через которые
бредут в галуте сыны Израиля — пропало служение (Храм до сих пор не
восстановлен). И по молитве в последнее время нанесен тяжелый удар.
У кого сейчас — правильная
кавана (молитвенная сосредоточенность)?
Многие синагоги закрыты,
молящиеся вытеснены из комфортных молитвенных домов во дворы и на улицы,
совершенно не приспособленные для общественных молитв.
Основа Торы не исчезла, но —
«подточена». Люди стали более ориентированными на материальность.
Куда делась прежняя духовность?
Где те тонко чувствующие натуры?
Единственное, что осталось на
своем месте, практически не претерпев изменений, это — милосердие. Оно и будет
завершающей печатью, запечатывающей этот тяжелейший галут, прежде, чем
оставить его в прошлом.
Таким образом, изгнание
завершится в заслугу хеседа — добрых дел.
В молитве есть и такая фраза:
«Да будет Твоя Воля... чтобы в скорости, еще в наши дни, был отстроен Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм). И дай нам удел в Твоей Торе».
Возникает вопрос: какая связь
между восстановлением Храма и уделом в Торе?
Все время, пока у нас нет
Бейт
hа-Микдаша
— отсутствует полноценное служение Творцу, и Торы нам тоже недостает.
Поэтому мы и просим, чтобы как
можно скорее, уже в наши дни, был отстроен Храм. Ведь если наша просьба будет
удовлетворен — «в нем (в Храме) мы будем Тебе служить» и удостоимся «удела в
Торе».
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль,
наше время)
4. Хочешь добиться
почета и уважения — будь скромным
Написано в нашей недельной
главе: «И Я сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и возвеличу твое
имя. И станешь ты благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Если кто-то спрашивает,
насколько богат некий человек — обычно отвечают, что у него столько-то тысяч
монет.
И если уж хотят произвести
особое впечатление — могут еще и добавить, что у него есть слуга.
Впрочем, когда такой вопрос
задают по поводу князя или графа, тут уж никто не станет упоминать какие-то
жалкие тысячи монет. В таких случаях, скорее всего, скажут, что у него два замка
и четыре деревни.
Но, что ответить, если
интересуются царем?
Ведь не о количестве замков и уж
тем более, деревень, хотят навести справки. Тут речь пойдет о том, сколько стран
и какие земли ему подвластны.
Ну, а если мы говорим о Царе
царей, Властелине Вселенной — что сказать о Нем?
Лишь то, что в Его подчинении —
тысячи и миллионы миров, в каждом из которых, пылинка не упадет, если нет на то
Его Воли?
Но нет, Его характеризуют иначе.
О нем говорят, что Он —
«Всевышний Авраама».
Можно ли на этом основании
судить о Его величие?
Сложный вопрос. Тут, скорее
можно сказать о величии Авраама. При том, что сам Авраам сказал о себе: «Я —
прах и пепел» (Берешит, гл. 18, ст. 27).
Таким образом, если человек
хочет что-то собой представлять, ему в первую очередь необходимо поучиться у
Авраама скромности.
Однако люди, к сожалению, чаще
берут пример с Нимрода — правителя, который пытался себя обожествить.
Как- то раз к раву Хаиму
Каневскому (Бней Брак, наше время) пришел один еврей и стал задавать разные
вопросы.
Когда раввин на все дал ему
ответы, тот заявил, что у него есть еще один — самый важный.
— Пожалуйста, задавай! — сказал
ему рав Хаим.
— Последнее время, — заговорил
посетитель, — ко мне по ночам стал приходить пророк Элиягу. Он обучает меня
разным интересным вещам. Что вы можете мне пожелать, в связи с этим?
— Скорейшего выздоровления!
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
5. Испытание чувств
Авраам, по слову Всевышнего
отправляется в путь. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И пошел Авраам,
как велел ему Всевышний, и Лот отправился вместе с ним. А Аврааму было тогда
семьдесят пять лет» (Берешит, гл. 12, ст. 4).
Оставить родные края и пойти в
неизвестность, куда направит Творец — в этом заключалось одно из десяти
испытаний Авраама, и он с честью его выдержал.
Впрочем, нужно еще понять, в чем
состояла заслуга Авраама. Ведь на его месте любой человек, мало-мальски
обладающий соображением, услышав приказ отправиться в путь непосредственно от
самого Всевышнего — вложил бы всю душу в выполнение этого повеления. И исполнил
бы все в точности и в мельчайших деталях.
Тогда в чем же заслуга Авраама?
Очевидно, что Авраам удостоился
награды и похвалы не за послушание.
Когда человек удостаивается
личного обращения к нему Творца Вселенной, в нем созревает ни с чем несравнимое
чувство воодушевления. Но со временем оно начинает ослабевать. Выходит,
испытание Авраама заключалось не столько в послушании, сколько в сохранении
изначального чувства.
Иными словами, от человека
требуется, чтобы он изо дня в день не просто шел в направлении, указанном ему
Всевышним, но — с ощущением, будто Творец обращается к нему каждую минуту.
Сохранить свежесть чувств —
непросто. Порой самая большая, невероятная, неземная любовь между мужем и женой,
через год-другой совместной жизни теряет романтический ореол, и их
взаимоотношения становятся обыденными.
Авраам с честью выдержал это
испытание. В первую же минуту, когда ему открылся Всевышний, его наполнило
невероятно сильное желание исполнять Волю Творца, познавать Его, прилепиться к
Нему. И эту страсть, это влечение, Авраам берег до конца своих дней. Отдаваясь
ему всем своим естеством, как в ту незабываемую самую первую минуту.
Неcпроста
в тексте Торы к выражению «И пошел Авраам» добавляются слова — «как велел ему
Всевышний».
Спустя годы после того, как
Аврааму открылся Всевышний, он испытывал то же чувство, которое испытал, когда
Творец говорил с ним лицом к лицу.
Итак, «Авраам пошел — как велел
Всевышний». И вместе с ним отправился в путь и его племянник Лот.
В иврите — два способа передачи
мысли, что кто-то отправился в путь вместе с кем-то.
Если сказано «имо»
(вместе с ним) — это означает, что люди идут не только одной дорогой, но и цель
у них общая.
Если используется выражение «ито»
(вместе с ним) — люди, хоть и идут вроде бы вместе, но у каждого своя цель, свои
планы.
В оригинале рассматриваемой нами
фразы употреблено слово «ито». И нам понятно, что Лот лишь «номинально»
шел рядом с Авраамом, но чувства и мысли у него были совершенно иные.
В нашей фразе указывается
возраст Авраама — 75 лет.
Авраам к тому времени уже был, в
общем-то, немолодым человеком. И его племянник Лот считал себя его единственным
наследником (тогда у Авраама еще не было детей). А наследство было немалым —
Авраам сумел сколотить весьма приличное состояние.
Таким образом, Лот шел вместе с
Авраамом с мыслями о богатом наследстве.
По одной дороге, вместе, шли два
человека — пожилой и молодой. Авраам с каждым шагом стремился стать ближе
Всевышнему. А Лот надеялся приблизить получение наследства.
на основе комментария Мальбима
(рав
Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Лех Леха»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится:
“И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.
Уйди
на иврите - лех леха.
Обсуждение
главы
Лех Леха
1.
Авраам мог использовать особое Имя Всевышнего
В нашей недельной главе читаем,
что Всевышний велит Аврааму покинуть родные края и отправиться в неведомые
земли. За это Он обещает Аврааму — «И Я сделаю тебя великим народом. Я
благословлю тебя, и возрастет твое имя. И станешь ты благословением» (Берешит,
гл. 12, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) в своем комментарии к этому фрагменту пишет, что странствия влекут за собой
три последствия: идут во вред продолжению рода, богатству и доброму имени
(дословно: уменьшают имя). Поэтому Авраам нуждался в этих трех благословениях. И
Всевышний дал ему обещание о сыновьях, богатстве и имени.
В конце этой фразы сказано, что
Авраам — сам станет благословением.
Как это понимать?
Ответ на этот вопрос находим в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 11).
Отныне благословения вверены
тебе, — говорит Творец. — Я вложил их в руку твою. До сего времени они были в
Моей руке: Я благословил Адама и Ноаха. Отныне же ты благословишь, кого
пожелаешь.
Итак, Творец призывает Авраама
отправиться в путь. В другом Мидраше (Ялкут Шимони на гл.
Лех Леха, п. 63) уточняется, что Всевышний сказал Аврааму — «Иди за
Мной. И Я сделаю тебя главным коэном, подобным Адаму. Как написано: «И Я
сделаю тебя великим народом (в оригинале — гой гадоль)». Выражение «гой
гадоль» (великий народ) может означать и — «коэн гадоль» (главный
коэн).
Остается выяснить, почему
странствия идут во вред доброму имени, и какое отношение ко всему этому имеет
коэн гадоль.
В Иерусалимском Талмуде
говорится, что произносить полное имя Всевышнего обучали только тех, кто никогда
не жил за чужой счет, не зависел от других, от их щедрот и добродетели.
В Вавилонском Талмуде (трактат
Мегила, лист 27) Учителя задаются вопросом: что означает выражение
«байт гадоль» (большой дом)?
И приходят к выводу, что оно
намекает на место, в котором «выращивают» молитву. Это следует из произошедшего
с Элишей (Танах, вторая книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 4).
То, что произошло с Элишей,
интересует не только нас, но даже царя. Как сказано: «Царь тогда говорил с
Гэйхази, помощником пророка Всевышнего, и так он сказал: Расскажи мне теперь обо
всех великих (в оригинале — гдолот; мн. число женского рода от слова «гадоль»)
чудесах, которые совершил Элиша».
Элиша, как известно — все свои
великие чудеса совершил с помощью молитвы.
Позвольте, но откуда это
известно?
Из Талмуда. Там (трактат
Берахот, лист 10) Элиша приводится в пример, как человек, который
воспользовался чужой добротой. Так прямо и сказано: «Желаешь использовать
доброту других людей — делай это, как Элиша».
Но, если ты не хочешь зависеть
от других — бери пример с пророка Шмуэля.
Одна состоятельная женщина
выделила для Элиши (по своей инициативе, он у нее ничего не просил) небольшую
комнатку в своем доме, и обставила ее необходимой мебелью. Там были кровать,
стул, стол, а на столе — светильник.
О Шмуэле же сказано: «А
возвращался он в Раму, так как там был его дом» (Танах, первая книга
Шмуэля, гл. 7, ст. 17).
Учителя объясняют, что Шмуэль,
когда отправлялся в путь — брал с собой все необходимое, чтобы не нужно было
прибегать к помощи других людей. И куда бы ни пришел, он чувствовал себя, как
дома. Ему не нужно было искать, кто пустит его на ночлег и накормит, при нем был
шатер, со всей необходимой утварью и продуктами.
Итак, Элиша пользовался
гостеприимством женщины, которая предоставила ему кровать и стол. Поэтому он не
мог использовать особое Имя Всевышнего для совершения чудес. А значит, он творил
чудеса силой молитвы.
Теперь вернемся к Аврааму. Мы
оставили его перед тем, как он отправится в путь. Сейчас нам стала понятна
природа и смысл разговоров об уменьшении достатка и имени, как следствия
дорожных приключений.
Во время странствий расходы
растут, и человек вынужден пользоваться услугами других людей. Значит, его
имущество тает, и он лишается возможности изучить, понять и использовать Имя
Всевышнего — Имя для него как бы уменьшается.
Творец благословил Авраама
богатством, чтобы ему в дороге не пришлось искать чужое гостеприимство.
Следовательно, Авраам — не утратит доступ к особому Имени Всевышнего. Наоборот,
возможности, связанные с этим именем, для него только возрастут. Авраам станет
благословением и сможет благословлять, подобно главному коэну.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
2.
Награда Аврааму в точности соответствовала его заслугам
Свое повеление Аврааму покинуть
отчий дом Всевышний подкрепляет обещанием берахи (благословения) и
награды. Об этом читаем: «И Я сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и
возвеличится твое имя» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Здесь мы видим даже не одно
обещание, а целых три: «сделаю великим народом», «благословлю» и «возвеличится
имя».
Возникает вопрос: почему именно
такую награду приготовил Всевышний для Авраама?
Попытаемся в этом разобраться.
Прежде всего, отмечу, что Авраам
провозгласил Творца Царем мира.
В главе Хаей Сара
описывается, как Авраам берет клятву у своего слуги Элиэзера — «И заклинаю тебя
Всевышним, Творцом Небес и Творцом земли» (Берешит, гл. 24, ст.
3).
Авраам распространил среди людей
знание о том, что Всевышний создал небо и землю, и управляет миром. Таким
образом, он как бы короновал Творца на царство над Вселенной.
Этот факт получил особое
отражение в Талмуде (трактат Берахот, лист 40). Там сказано, что
благословение не считается таковым, если в нем не упомянута Царская Власть
Всевышнего.
Но, ведь в молитве Шмоне
Эсре, в первом благословении — нет ни слова о Царе. Как такое может
быть?
На этот вопрос отвечают
Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.). Они пишут, что слова
«Всевышний Авраама» в благословении — равнозначны упоминанию о Царской Власти.
Ведь именно Авраам открыл человечеству правду об истинном Царе мира.
— Ты возвестил людям о Моем
царстве, — сказал Творец Аврааму, — ты объяснил им, что Я один и един. За это Я
сделаю тебя «великим народом».
Второе обещание Аврааму —
«благословлю».
Получить бераху
(благословение), конечно, всегда приятно, но все же — разберемся с причиной.
Недельная глава Ноах
завершается фразой — «И умер Терах в Харане» (Берешит, гл. 11, ст.
32).
В слове «Харан» буква «нун»
— перевернута. Это свидетельствует, — разъясняет Раши (раби Шломо бен
Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — что до
Авраама в мире ощущался Гнев (харон) Всевышнего. Авраам же сумел, если
можно так выразиться — смягчить Творца.
Понятно, что все время, пока
господствовал Гнев, ни о каком благословении не могло быть и речи. Когда же
благодаря Аврааму, вместо Гнева, в мир сошла бераха — в ней была весомая
доля заслуги Авраама. Поэтому Всевышний счел, что Авраам достоин персонального
благословения.
И, наконец — возвеличивание
имени.
Правитель крупнейшей мировой
империи Нимрод активно насаждал языческие идеи, среди которых было и утверждение
о божественности его самого.
Авраам посрамил Нимрода и его
имя, а заодно — и все идолопоклонство. Этим он возвеличил Имя единого
Всевышнего.
Тогда Всевышний и возвеличил имя
Авраама.
Из сказанного здесь — видим, что
все награды, которых удостоился Авраам, в точности соответствовали его заслугам.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Галут
будет запечатан добрыми делами
Из содержания нашей недельной
главы мы узнаем об обещаниях, которые Всевышний дал Аврааму. Как сказано: «И Я
сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и возвеличу твое имя. И станешь
ты благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 117) Учителя обращают внимание, что эти обещания соответствуют структуре
первого благословения в нашей центральной молитве Шмоне Эсре.
И действительно. Обещание «И Я
сделаю тебя великим народом» — содержится в словах «Всевышний Ицхака».
«И возвеличу имя твое» —
соответствует словам «Всевышний Авраама».
«И благословлю тебя» —
соотносится с выражением «Всевышний Яакова».
Чтобы никто не мог предположить,
что благословение нужно завершить, называя всех праотцов — Творец добавил: «И
быть тебе благословением». То есть — «завершают тобой, твоим именем (Авраам)».
Известно, что наши праотцы — три
основы, на которых держится мир.
Авраам олицетворяет хесед
(доброту и милосердие).
Ицхаку соответствует служение и
молитва.
Яакова можно соотнести с Торой.
Теперь вернемся к фразе о
завершении благословения.
В оригинале в ней упомянута
печать. Слова о завершении имеют и аллегорический смысл. Их можно соотнести и с
окончанием галута (изгнания). За тысячелетия испытаний, через которые
бредут в галуте сыны Израиля — пропало служение (Храм до сих пор не
восстановлен). И по молитве в последнее время нанесен тяжелый удар.
У кого сейчас — правильная
кавана (молитвенная сосредоточенность)?
Многие синагоги закрыты,
молящиеся вытеснены из комфортных молитвенных домов во дворы и на улицы,
совершенно не приспособленные для общественных молитв.
Основа Торы не исчезла, но —
«подточена». Люди стали более ориентированными на материальность.
Куда делась прежняя духовность?
Где те тонко чувствующие натуры?
Единственное, что осталось на
своем месте, практически не претерпев изменений, это — милосердие. Оно и будет
завершающей печатью, запечатывающей этот тяжелейший галут, прежде, чем
оставить его в прошлом.
Таким образом, изгнание
завершится в заслугу хеседа — добрых дел.
В молитве есть и такая фраза:
«Да будет Твоя Воля... чтобы в скорости, еще в наши дни, был отстроен Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм). И дай нам удел в Твоей Торе».
Возникает вопрос: какая связь
между восстановлением Храма и уделом в Торе?
Все время, пока у нас нет
Бейт
hа-Микдаша
— отсутствует полноценное служение Творцу, и Торы нам тоже недостает.
Поэтому мы и просим, чтобы как
можно скорее, уже в наши дни, был отстроен Храм. Ведь если наша просьба будет
удовлетворен — «в нем (в Храме) мы будем Тебе служить» и удостоимся «удела в
Торе».
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль,
наше время)
4. Хочешь добиться
почета и уважения — будь скромным
Написано в нашей недельной
главе: «И Я сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и возвеличу твое
имя. И станешь ты благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Если кто-то спрашивает,
насколько богат некий человек — обычно отвечают, что у него столько-то тысяч
монет.
И если уж хотят произвести
особое впечатление — могут еще и добавить, что у него есть слуга.
Впрочем, когда такой вопрос
задают по поводу князя или графа, тут уж никто не станет упоминать какие-то
жалкие тысячи монет. В таких случаях, скорее всего, скажут, что у него два замка
и четыре деревни.
Но, что ответить, если
интересуются царем?
Ведь не о количестве замков и уж
тем более, деревень, хотят навести справки. Тут речь пойдет о том, сколько стран
и какие земли ему подвластны.
Ну, а если мы говорим о Царе
царей, Властелине Вселенной — что сказать о Нем?
Лишь то, что в Его подчинении —
тысячи и миллионы миров, в каждом из которых, пылинка не упадет, если нет на то
Его Воли?
Но нет, Его характеризуют иначе.
О нем говорят, что Он —
«Всевышний Авраама».
Можно ли на этом основании
судить о Его величие?
Сложный вопрос. Тут, скорее
можно сказать о величии Авраама. При том, что сам Авраам сказал о себе: «Я —
прах и пепел» (Берешит, гл. 18, ст. 27).
Таким образом, если человек
хочет что-то собой представлять, ему в первую очередь необходимо поучиться у
Авраама скромности.
Однако люди, к сожалению, чаще
берут пример с Нимрода — правителя, который пытался себя обожествить.
Как- то раз к раву Хаиму
Каневскому (Бней Брак, наше время) пришел один еврей и стал задавать разные
вопросы.
Когда раввин на все дал ему
ответы, тот заявил, что у него есть еще один — самый важный.
— Пожалуйста, задавай! — сказал
ему рав Хаим.
— Последнее время, — заговорил
посетитель, — ко мне по ночам стал приходить пророк Элиягу. Он обучает меня
разным интересным вещам. Что вы можете мне пожелать, в связи с этим?
— Скорейшего выздоровления!
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
5. Испытание чувств
Авраам, по слову Всевышнего
отправляется в путь. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И пошел Авраам,
как велел ему Всевышний, и Лот отправился вместе с ним. А Аврааму было тогда
семьдесят пять лет» (Берешит, гл. 12, ст. 4).
Оставить родные края и пойти в
неизвестность, куда направит Творец — в этом заключалось одно из десяти
испытаний Авраама, и он с честью его выдержал.
Впрочем, нужно еще понять, в чем
состояла заслуга Авраама. Ведь на его месте любой человек, мало-мальски
обладающий соображением, услышав приказ отправиться в путь непосредственно от
самого Всевышнего — вложил бы всю душу в выполнение этого повеления. И исполнил
бы все в точности и в мельчайших деталях.
Тогда в чем же заслуга Авраама?
Очевидно, что Авраам удостоился
награды и похвалы не за послушание.
Когда человек удостаивается
личного обращения к нему Творца Вселенной, в нем созревает ни с чем несравнимое
чувство воодушевления. Но со временем оно начинает ослабевать. Выходит,
испытание Авраама заключалось не столько в послушании, сколько в сохранении
изначального чувства.
Иными словами, от человека
требуется, чтобы он изо дня в день не просто шел в направлении, указанном ему
Всевышним, но — с ощущением, будто Творец обращается к нему каждую минуту.
Сохранить свежесть чувств —
непросто. Порой самая большая, невероятная, неземная любовь между мужем и женой,
через год-другой совместной жизни теряет романтический ореол, и их
взаимоотношения становятся обыденными.
Авраам с честью выдержал это
испытание. В первую же минуту, когда ему открылся Всевышний, его наполнило
невероятно сильное желание исполнять Волю Творца, познавать Его, прилепиться к
Нему. И эту страсть, это влечение, Авраам берег до конца своих дней. Отдаваясь
ему всем своим естеством, как в ту незабываемую самую первую минуту.
Неcпроста
в тексте Торы к выражению «И пошел Авраам» добавляются слова — «как велел ему
Всевышний».
Спустя годы после того, как
Аврааму открылся Всевышний, он испытывал то же чувство, которое испытал, когда
Творец говорил с ним лицом к лицу.
Итак, «Авраам пошел — как велел
Всевышний». И вместе с ним отправился в путь и его племянник Лот.
В иврите — два способа передачи
мысли, что кто-то отправился в путь вместе с кем-то.
Если сказано «имо»
(вместе с ним) — это означает, что люди идут не только одной дорогой, но и цель
у них общая.
Если используется выражение «ито»
(вместе с ним) — люди, хоть и идут вроде бы вместе, но у каждого своя цель, свои
планы.
В оригинале рассматриваемой нами
фразы употреблено слово «ито». И нам понятно, что Лот лишь «номинально»
шел рядом с Авраамом, но чувства и мысли у него были совершенно иные.
В нашей фразе указывается
возраст Авраама — 75 лет.
Авраам к тому времени уже был, в
общем-то, немолодым человеком. И его племянник Лот считал себя его единственным
наследником (тогда у Авраама еще не было детей). А наследство было немалым —
Авраам сумел сколотить весьма приличное состояние.
Таким образом, Лот шел вместе с
Авраамом с мыслями о богатом наследстве.
По одной дороге, вместе, шли два
человека — пожилой и молодой. Авраам с каждым шагом стремился стать ближе
Всевышнему. А Лот надеялся приблизить получение наследства.
на основе комментария Мальбима
(рав
Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|