БЕhААЛОТХА 
"БЕhААЛОТХА"
БЕhААЛОТХА 
Чтение текста
Афтары

"БЕhААЛОТХА"

17.06.2024, 11 Sivan, 5784

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Лех Леха»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.

Уйди на иврите - лех леха.

 

Обсуждение главы Лех Леха

 

1. Три уровня души

 

Наша недельная глава открывается повелением Всевышнего Аврааму (тогда он еще был Аврам). И мы читаем: «И сказал Всевышний Авраму: "Уходи со своей земли, со своей родины, из отчего дома, в страну, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Прежде, чем обсуждать этот фрагмент, обратимся к нашей душе.

Духовная составляющая человека, главным образом, включает в себя три элемента: нефеш, руах и нешама. Все эти понятия переводятся на русский язык, как душа или дух.

Нефеш связана с естественными, врожденными наклонностями человека, с его вожделениями. В Торе сказано, что материальное вместилище для нефеш — кровь (см. Дварим, гл. 12, ст. 23).

Кровь снабжает органы всеми необходимыми веществами и кислородом. Кровь обновляется, когда человек ест. Значит, когда он постится, кровь, как бы постится вместе с ним.

О посте в Йом Кипур написано: «И будет вам установлением вечным: в седьмом месяце, в десятый день месяца укрощайте (изнуряйте) ваши души» (Ваикра, гл. 16, ст. 29).

То, что мы перевели здесь словами «ваши души», в оригинале обозначено выражением «нафшотейхем» (форма, образованная от слова «нефеш»).

Таким образом, в Йом Кипур происходит укрощение нефеш, связанной с вожделениями человека, его стремлением к физическим удовольствиям и сладострастию.

Следующая, более высокая ступень души — руах. Она связана с силой убеждения человека, с его ораторскими способностями. Руах отвечает за духовные удовольствия. Такие, которые сопряжены с неожиданным открытием в Торе, с возвышенной молитвой, идущей из глубины сердца, с прекрасной мелодией, задевающей струны души.

И наконец — ее величество нешама.

В русском языке, богатом образами и синонимами, трудно подыскать правильное слово для перевода, поэтому, в очередной раз, воспользуемся все тем же термином — душа.

Итак — нешама. Что можно сказать о ней?

В Йом Кипур она вовсе не страдает, не подвергается изнурению, ведь она совершенно не связана с телесными удовольствиями. Поэтому нешама во время поста — радуется и духовно возвышается.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

В повелении Всевышнего Аврааму можно различить три этапа — уйти со своей земли, со своей родины и из отчего дома.

Они соответствуют трем уровням души — нефеш, руах и нешама.

Земля намекает на нефеш, которой присущи «земные» (материальные, телесные) проявления.

Родина связана с руах. Руах иногда можно перевести как — «дух», что ассоциируется с родиной человека.

А отчий дом — это, конечно же, нешама, высший уровень духовности внутри человека, частица, которую даровал сам Всевышний.

Таким образом, Творец велит Авраму — Иди! Уходи, ради собственной пользы, себе на благо! Из своей земли, со своей родины, из отчего дома — возьми свои нефеш, руах и нешаму и иди «в страну, которую Я тебе укажу».

Что здесь имеется в виду?

В своих поступках руководствуйся не собственными желаниями, продиктованными дурным началом (йецер hа-ра), но — Волей Творца. Не иди на поводу у своего йецера, он жаждет твоей погибели. Следуй Воле Всевышнего — ради этого ты сотворен.

Это указание адресовано не только Аврааму, но и каждому человеку.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

2. Общий корень души

 

Повеление Всевышнего Аврааму (тогда он еще был Аврам) — «Уходи со своей земли, со своей родины, из отчего дома, в страну, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1) — можно разделить на три этапа. Аврам должен покинуть свою землю, родину и отчий дом. Эти три понятия соотносятся с тремя уровнями души: нефеш, руах и нешама.

Главу Лех леха читают, когда Йом Кипур уже позади. Но его свет сопровождает нас весь год и помогает увидеть общность и сущностные связи между разными, казалось бы, явлениями.

Когда человек выполняет заповедь, это создает свет, который доходит до самого верха, до места, где находится корень его души.

Корни душ разных людей могут быть различными. Поэтому мы встречаем праведников, отличающихся друг от друга, и мудрецов, которые преуспевают, каждый в своей сфере. Один достиг высот в решении имущественных споров, другой стал специалистом в области кашрута, третьему нет равных в знании законов шаббата... Это объясняется тем, что у каждого из них — другой корень души.

Впрочем, у нескольких людей может быть и один, общий корень души. К примеру, души праведника, нескольких обычных людей и злодея могут иметь общий корень. И если злодей совершит прегрешение, он этим навредит не только своей душе, но причинит вред всем тем, чьи души питаются из того же корня.

Поэтому признание в нарушениях и прегрешениях, видуй, произносится в форме множественного числа: ошибались, нарушали, злодействовали...

Таким образом, человек, произносящий видуй, выражает раскаяние не только в своих личных прегрешениях, но и в проступках всего народа Израиля, поскольку все евреи — в ответе друг за друга.

В особенности это раскаяние распространяется на всех, кто имеет с ним общий корень души.

Представим, что один человек произносит видуй и упоминает в нем прегрешение, которое не совершал. И где-то в мире находится человек, одного с ним корня души, как раз совершивший это нарушение. Благодаря этому видую, нарушитель не получит искупления, так как должен сам произнести видуй. Но поврежденный в результате прегрешения канал общего корня души, безусловно, получит необходимые исправления и будет восстановлен.

Для иллюстрации и лучшего понимания расскажу удивительную историю, произошедшую примерно пятьсот лет назад.

Великий учитель и наставник Ари hа-кадош (раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век), открывший тайны сокровенной Торы, с поручением отправил своего ученика раби Яакова Абулафия в Египет.

Завершив все дела, тот направился обратно в Цфат. На обратном пути ему пришлось провести одну ночь под открытым небом, вдали от людей и жилья. По своему обыкновению, он проснулся в полночь, зажег свечу, прочитал Тикун хацот (дословно — полночное исправление, сборник молитв, которые принято читать после полуночи) и углубился в изучение внутренней Торы.

В какой-то момент он задремал. И услышал странные звуки, раздававшиеся в ночи.

Раби Яаков вгляделся и увидел пару коров, тащивших тяжеленный плуг. Какие-то существа, весьма отдаленно походящие на людей, подгоняли коров, нещадно осыпая их ударами.

Так продолжалось примерно полчаса. Затем коровам позволили передохнуть. Ну, а потом все началось заново — коровы впряглись в плуг и стали пахать, засвистели хлысты, охаживая коровьи бока и спины.

— Кто вы, — воскликнул раби Абулафия, — люди или демоны?! И с каких пор коровы пашут в безлюдной местности, посреди ночи?

На удивление, ему ответили именно коровы.

— Мы души людей, спустились сюда из мира Истины, чтобы исправить то, что требует починки.

— Какое же прегрешение вы исправляете?

— При жизни мы брились запрещенным образом и нарушали заповедь из Торы — «Не закругляйте углов ваших волос головных, и не повреди края твоей бороды» (Ваикра, гл. 19, ст. 27). За это нам на Небесном Суде вынесли такой приговор: наши души должны быть помещены в коров, и эти коровы подвергнутся истязаниям.

Затем, их тон с жалобного сменился на просительный.

— Мы знаем, что ты ученик великого Ари. Его очень ценят на Небесах. Если он о нас помолиться, то может, нас избавят от этого страшного наказания.

Рав Яаков Абулафия поторопился вернуться в Цфат и прямиком направился в дом своего учителя. Тот встретил его доброй улыбкой.

— Ты, наверное, хочешь знать, как связаны преступление и наказание?

Раби Яаков знал, что его учитель обладает руах hа-кодеш (уровень постижения, отдаленно напоминающий пророчество) и весь обратился в слух.

— Запрет, который они нарушили, звучит, как — «ло такифу пеат рошхем» (не огибайте углов ваших волос на голове). Если «ло» (частица «не») — отбросить, ведь они ею пренебрегли, то из первых букв оставшихся слов можно образовать слово «пара» или парот (корова или коровы). Поэтому эти души были помещены именно в коров.

— А теперь открою тебе почему именно ты, и никто другой, оказался свидетелем реализации этого наказания, — продолжил Ари. — Дело в том, что души этих людей одного корня с твоей душой. И поэтому у тебя, более чем у кого-то другого, есть возможность помочь им.

Тогда раби Яаков Абулафия стал проводить дни в постах и молитвах, посвящая свое изучение Торы исправлению прегрешения этих людей. Увеличил он и пожертвования, посвящая их тем страдальцам. И однажды во сне он увидел радостных людей, которые сообщили ему, что он спас их от того сурового наказания.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Защита от прегрешения

 

Написано в нашей недельной главе: «И сказал Всевышний Авраму (Авраамом он стал позднее): "Уходи со своей земли, со своей родины, из отчего дома, в страну, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Мы видим, что Всевышний называет три понятия — земля, родина и отчий дом. Они намекают на сказанное в Мишне (трактат Авот, гл. 3, м. 1): «Помни о трех вещах — и не угодишь в паутину греха: знай, из чего ты произошел, куда ты идешь, и перед Кем тебе предстоит держать ответ и отчитываться на Суде.

Из чего ты произошел?

Из капли семени, быстро теряющего свою силу.

Куда ты идешь?

Туда, где прах, гниль и черви.

Перед Кем тебе предстоит держать ответ и отчитываться на суде?

Перед Царем всех царей, Святым Творцом, благословен Он».

Земля намекает на то, «куда ты идешь», то есть — «туда, где прах, гниль и черви».

Родина ассоциируется с рождением и, значит — с «каплей семени».

Отчий дом дает намек на нашего Отца, нашего Царя — словом, на Того, «перед Кем предстоит держать ответ и отчитываться на Суде».

Таким образом, Всевышний, кроме всего прочего, дает напутствие, как уберечь свою душу от прегрешений.

Находящаяся в человеке душа (и это не случайно) — тоже состоит из трех уровней: нефеш, руах и нешама.

В нашем отрывке на нефеш намекает «земля», так как низшему уровню души, уровню нефеш — свойственны земные, естественные, иными словами, физические или телесные проявления.

Руах можно перевести, как — «дух». Поэтому с ним ассоциируется понятие «родины».

«Отчий дом» намекает на самый высокий духовный уровень в человеке, который называется нешама.

Эти уровни души в человеке имеют свои источники (можно сказать — корни) в духовных мирах. Чем праведнее человек — тем прочнее у него связь с корнем его души. А мудрецы, владеющие сокровенными тайнами Торы, знают, как этим можно пользоваться во благо.

Раби Хаим Шауль hа-Коэн Дуэк (Сирия, Израиль, 1857-1933 гг.) возглавлял йешиву «Реховот hа-Наhаr», в которой делали акцент на изучении внутренней Торы. Из этой йешивы вышли такие известные знатоки Торы, как раби Яаков Мунса и раби Элиягу Маарави. Главный раввин Иерусалима Йосеф Хаим Зоненфельд состоял в переписке с равом Дуэком и обсуждал с ним самые сокровенные вопросы Торы.

Раби Хаим Шауль ослеп, но обладал очень сильным внутренним зрением. Все, что он когда-то учил, он помнил наизусть.

Как-то ученик обратился к нему с вопросом. И он велел ему принести книгу Диврей Шалом.

Ученик отыскал нужную книгу и принес ее учителю.

— Открой ее на 46-й странице, — сказал раби Хаим.

Юноша начал листать книгу, но нужная страница, никак не хотела открываться. Он то не доходил до нее, то перескакивал.

— Дай мне, — произнес учитель.

Раввин очень дорожил временем и не любил растрачивать его впустую. В его руках книга моментально раскрылась на нужной странице.

Раби Хаим Шауль отмерил пальцами расстояние от верха и указал на второй абзац:

— Это ответ на твой вопрос...

Некоторые люди от природы обладают острым зрением, но при этом ведут себя, как слепцы. А ослепший раввин был зорче многих зрячих.

Однажды к раву обратились за помощью евреи из Египта. Их родственница после родов помутилась рассудком. Они считали, что это произошло не без участия соседа араба, занимающегося колдовством.

Раби Дуэк посоветовал обратиться к раву Иегуде Петайя. И те отправились к нему.

Раби Иегуда спросил, есть ли в распоряжении пришедших за помощью какая-нибудь вещь, принадлежащая роженице — элемент одежды или предмет личного обихода. Но у них ничего подобного не нашлось.

Тогда он велел им сходить на рынок и купить платок, который женщины повязывают на голову.

Когда платок был доставлен, раввин начал читать молитву «Ана бекоах», и каждый раз, прочтя очередную фразу, завязывал на платке узел.

Когда раби Иегуда закончил, платок был полон узлов, так что невозможно было узнать его изначальную форму.

Раби распорядился, чтобы визитеры отвезли этот платок женщине в Египет — с тем, чтобы она надела его ночью и читала в нем псалом Давида «Воздайте Всевышнему, сильные» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 29). По мере прочтения она должна развязывать узлы один за другим.

Когда она все это проделала, то сразу выздоровела, и ее разум обрел прежнюю силу и ясность, а от помешательства не осталось и следа, как будто его никогда и не было.

Известие об этом достигло Иерусалима. Тогда ученики спросили рава Хаима Шауля — почему он сам не взялся за исцеление женщины? Ведь он разбирается в подобных вещах не хуже раби Иегуды.

И он на это ответил, что руах раби Иегуды связан с местом в духовных мирах, который находится на границе с вредоносными, чуждыми внешними силами (в оригинале — мазиким и хицоним). Поэтому эти силы опасаются раби Иегуду. Значит, именно он и может преуспеть в борьбе против этих сил лучше, чем кто-либо другой.

 

на основе комментария рава Хаима Шауля Дуэка hа-коэна, прозванного Саде

(Сирия, Израиль, 1857-1933 гг.)

 

 

 

4. Вкусное — вредно, полезное — не вкусно

 

Написано в нашей недельной главе: «Уходи со своей земли, со своей родины, из отчего дома, в страну, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Название нашей недельной главы, Лех леха, можно перевести не только как «уходи», но и как — «иди себе», «иди ради себя».

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что «идти ради себя» означает — себе на пользу и на благо.

Конечно же, этот посыл адресован не только Авраму, но и всем нам, его потомкам.

Попытаемся понять, о чем идет речь.

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) со знанием дела (он был придворным врачом египетского правителя) отмечает, что в основном, то, что человек больше всего любит — скорее его губит. Любимая еда, любимые сигары, любимый виски — все это вредит и укорачивает жизнь. Вообще, вся западная цивилизация и культура, по большому счету несет вред, разрушение и смерть.

Возьмем, к примеру, автомобиль. Он был создан для того, чтобы облегчить тяготы путешествий и сократить время перемещения из одного пункта в другой. Но в итоге, автомобиль стал одним из главных и заметных факторов вырождения человека.

Сидя в автомобиле, человек отвыкает от ходьбы. Не говоря уже о беге — даже ходьба, и та дается с трудом. Пройдя совсем чуть-чуть, человек быстро начинает задыхаться, и вскоре он вынужден присесть, чтобы отдохнуть, ибо обессилел и полностью выдохся.

Поездка в автомобиле часто пагубно сказывается на нервной системе. Водитель, как правило, не может спокойно наблюдать за тем, как другие нарушают правила движения. Он часто нервничает, простаивая в пробках и теряя время впустую.

А что будет, когда водитель увидит на своем новеньком авто свежую царапину?

В эту минуту для него мир тускнеет.

Вместе с тем, то, что реально приносит пользу, например, лекарства, витамины, в лучшем случае — безвкусно. А нередко и вовсе — имеет неприятный вкус.

Полезное — не вкусно, вкусное — вредно.

Все это так, пока человек действует в одиночку. Но стоит ему допустить к рулю Творца, как ситуация начинает в корне меняться.

Если водитель знает, что вместе с ним в пробке стоит Всевышний — он уже не станет так нервничать и попусту сигналить.

Когда человек выполняет Волю Творца — он идет ради своей пользы и действует себе во благо. Ведь, в каждом повелении Творца заключена польза для человека. И значит, каждая заповедь несет в себе благо для того, кто выполняет ее.

 

на основе комментариев Рамбама

(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)

и рава Симхи-Зиселя Зива из Кельма

глава Кельмской йешивы, Литва, 1824-1898 гг.)

 

 

5. Возможность благословлять

 

Всевышний обещает Аврааму (в ту пору его имя было — Аврам) благословение. Об этом читаем: «И Я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 11). То место, где написано: «Благословения вверены тебе, теперь они в твоей руке. До сих пор они были у Меня: Я благословил Адама и Ноаха. Отныне же ты благословишь того, кого пожелаешь».

Испокон веков повелось, что у человека, занимающегося каким-либо ремеслом, имеются инструменты, предназначенные для этого рода занятий.

Так у портного можно увидеть набор лекал, катушки ниток, швейную машинку, иголки, наперстки...

У крестьянина имеются в наличии грабли, вилы, цапка, плуг, коса...

И если, зайдя в швейную мастерскую, мы обнаружим там плуг — нас это удивит.

Однако мы привыкли видеть в одном месте наборы самых разнообразных инструментов. Там молоток соседствует с чертежными принадлежностями, а гвозди — с садовыми ножницами.

Все это можно увидеть в лавке, где торгуют всякой всячиной.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Всевышний вручает Аврааму Свою сокровищницу благословений. Из нее можно подобрать бераху (благословение) на любой случай.

Теперь Авраам сможет удовлетворить самую жалостливую просьбу и самую большую потребность, восполнить нехватку необходимого.

И подобно тому, как представители совершенно разных профессий и ремесел встречаются у лавочника, торгующего всем — страждущие, каждый со своей бедой, будут приходить к Аврааму.

И хотя каждый будет говорить о своем, Авраам, отличительными чертами которого были доброта и милосердие, сумеет помочь любому...

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв. 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Верность традиции 

В нашей недельной главе говорится о повелении зажигать Менору (семисвечник) в Храме. И о том, что Аарон исполнил все в точности, как передал ему Моше со слов Всевышнего. И в Торе читаем: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что заслуга Аарона — в том, что он ничего не изменил.

Но как Аарон, коэн гадоль (главный служитель в Храме), мог изменить хоть что-то в «инструкции» Всевышнего?

В Талмуде (трактат Менахот, лист 88) Учителя выясняют, что представляла собой Менора — была она цельной конструкцией или разбиралась на отдельные части.

В своей книге Яд Хазака (раздел «Законы Храма», гл. 3, закон. 6) Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что Менора имела цельную конструкцию.

Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар, 18-й век) анализируя фрагмент из книги Бамидбар (гл. 4, ст. 9) — «И возьмут они лазоревое покрывало, и накроют светильник (Менору) и чаши (в которых горит масло)», задается вопросом: почему сказано, что накроют и Менору и ее чаши? Ведь, казалось бы, было бы достаточно указать, что накроют Менору. И объясняет это тем, что чаши Меноры, вероятно, были съемными. Ведь, если бы Менора представляла собой единую, цельную конструкцию, не было бы необходимости упоминать ее отдельные элементы. 

Слово, вынесенное в название нашей главы — «беhаалотха», обычно переводят как — «зажигая», «когда будешь зажигать». Однако его буквальное значение — «вознесение». Зажигать на иврите — леадлик. И именно это слово, леадлик, мы произносим, читая благословение на зажигание субботних и праздничных свечей.

Так почему же в нашем фрагменте, где говорится о зажигании Меноры, употреблено слово беhаалотха, обозначающее — «подъем», «вознесение»? 

Если Меноры была разборной конструкцией, то чаши каждый раз снимали, чтобы очистить их от остатков масла. А перед зажиганием их — поднимали, возносили на место.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Шаббат, гл. 12, мишна 3) сказано, что Мишкан всегда собирали и разбирали в одном и том же порядке. И каждый элемент имел свое определенное место.

Все семь чаш Меноры были абсолютно одинаковыми. Но, несмотря на это, Аарон никогда не ошибался, возвращая чаши на свои места после очистки. Он делал это именно так, как в самый первый раз. Поэтому и написано: «И сделал так Аарон… как повелел Всевышний». И в этом состояла заслуга Аарона. А также — урок всем нам. Чтобы мы не изменяли традиции в угоду всевозможным веяниям.

Веяния — мимолетны, а Тора — вечна. Мы должны хранить ее и бережно, не реформируя — передавать потомкам.

За верность избрал нас Всевышний, и верных Его Торе — хранит Он. А предатели и изменники — исчезают с лица земли...

на основе комментария рава Моше Нахума Иерусалимского

(глава раввинского суда г. Каменки, Украина – Польша,1855-1916 гг.)

 

 

2. Пролитое масло

Написано в нашей недельной главе: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3). То есть главный коэн Аарон, зажигал Менору, точно выполняя указания Всевышнего.

И это, как отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), было засчитано Аарону в заслугу. 

В чем же именно была его заслуга?

Раби Бахье ибн Пекуда (Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) в своей книге Ховот hа-Левавот рассказывает об одном благочестивом еврее, который работал служкой (шамашем) в синагоге. Он не жил служением Всевышнему, видя в нем смысл своей жизни. И это буквально окрыляло его, поднимало к невиданным духовным высотам — так, что аж дух захватывало. Когда он заправлял маслом синагогальные светильники, масло у него расплескивалось во все стороны, по всей синагоге.

Известный праведник раби Леви-Ицхак из Бердичева (вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) с небывалым воодушевлением приступал к осуществлению каждой заповедь. Никто не мог его удержать, когда он пускался в пляс, переполненный радостью от исполнения заповеди. В результате — пролитое масло.

Аарон искал единения с Творцом, обретая духовные миры. Но вместе с тем, он умел держать под контролем каждое свое движение — так, что все масло для светильников расходовалось исключительно по назначению. 

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 75) приводится Мидраш, в котором говорится, что Аарон всякий раз, когда приближался к Меноре, чтобы исполнить заповедь — зажечь ее светильники, начинал пританцовывать от переполнявшей его радости. Но, несмотря на это, масло, которым он заправлял чаши светильников, никогда не переливалось через край.

Наш великий Учитель Бен Азай (Эрец Исраэль, 2-й век) говорил, что в шаббат запрещено переносить что-либо в общественном владении на расстояние больше четырех локтей, только если человек при этом идет вприпрыжку.

Учителя запретили трубить в шофар в первый день Рош а-Шана (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику — в разделе «Праздники»), если он совпадает с субботой. Этот запрет объясняется тем, что могут забыть принести шофар в синагогу заранее. Тогда тот, кто решит доставить шофар в синагогу, тем самым нарушит законы шаббата, пронеся его через общественное владение. По этой же причине в Суккот, совпадающий с субботой, не разрешается исполнять заповедь с лулавом (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот — в разделе «Праздники»). 

Но ведь Бен Азай запрещает переносить что-либо, только если идут вприпрыжку.

Дело в том, что в былые времена, люди не могли просто идти с шофаром или лулавом в руке. Они наверняка, в предвкушении, что будут исполнять заповедь, выражали бы свои радостные эмоции в характерных в такие моменты движениях.

Сегодня у нас нет Храма, и люди разучились радоваться по-настоящему. Как правило, по дороге в синагогу с шофаром или лулавом в руках — никто не пританцовывает. Так, может, теперь стоит отменить запрет на трубление в шаббат?

Но сказано в Танахе: «Не упоминают мудреца вместе с человеком недалеким, ограниченным» (Коэлет, гл. 2, ст. 16). Постановление Учителей, ориентировано на людей с чутким сердцем, людей духовных, отзывчивых, которые раньше были в большинстве. И все время, пока существует это постановление, есть надежда, что и современные люди вернутся к прежнему состоянию.

на основе комментария рава Ханоха Тейтельбойма

(автор книги «Ир Хинух», глава раввинского суда Сасова, Галиция – США, 1984-1943 гг.)

 

3. Скромность и заниженная самооценка

В нашей недельной главе читаем: «А человек Моше — скромнее всякого обитающего на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3).

Это — известнейший фрагмент, который очень часто цитируется. Ведь здесь сама Тора свидетельствует о скромности Моше.

Итак — скромность. Качество — положительное, безусловно, похвальное и весьма достойное. Но достижимое ли на практике?

Быть скромным с теми, кто превосходит тебя, по сути — не скромность, но — умение реально оценивать ситуацию. Ну, а как, к примеру, можно проявлять скромность по отношению к тем, кто — ниже тебя? Ведь намеренно принижая свои достоинства, человек в какой-то мере кривит душой, занижает самооценку. Что в этом хорошего?

Тем более — такой человек, как Моше, который по своим качествам наверняка превосходил большую часть, если не всех, живущих на земле. Как он мог быть скромным?

Но Тора удостоверяет, что был.

Моше достиг величайшего уровня в пророчестве. Облачившись в духовность, он смог преодолеть влияние материального мира. Он говорил с Творцом лицом к лицу. Моше, как никто другой, видел насколько велико расстояние, разделяющее человека и Творца. По сравнению с Ним, дистанция между людьми самого высокого и самого низкого уровня — чрезвычайно мала. Понимая это, можно быть скромным.

Моше был скромнейшим из всех живущих на земле. Впрочем, Моше жил на земле, можно сказать — лишь «номинально». Фактически, он обитал рядом с Шехиной (Присутствием Всевышнего). Благодаря своей способности ощущать Шехину и духовно проникать в высшие миры, он мог видеть, как действуют заповеди и что несут в себе ошибки и нарушения Воли Творца. Верил ли Моше во Всевышнего? Не просто верил — он Его знал.

Остальные люди, жившие на поверхности земли — верили. Не знали, не ведали, но — верили. Осознанно выбирая путь приближения к Творцу. И в этом была их заслуга. А у Моше, в сущности — не было выбора.

Есть четыре уровня, один выше другого: адам, гевер, энош и иш. Все эти слова в переводе на русский означают — «человек». Однако на иврите каждое из них соответствуют определенному уровню. Самый низкий уровень — адам, самый высокий — иш.

В Торе Моше назван — иш. И вместе с тем, ее тексты свидетельствуют, что он — скромнее любого «адама», проживающего на земле. И это его качество является основой Торы. На это намекает гематрия (числовое значение) последних букв названий каждой из пяти книг Торы. Она составляет число 126. Такое же числовое значение и у слова «анав» — «скромный».

на основе комментария Ор Самеах

(рав Меир-Симха а-Коэн из Двинска, им написана книга комментариев к Торе «Мешех Хохма», а также — комментарии к Кодексу Рамбама Мишне Тора под названием «Ор Самеах»; Латвия, первая половина 20 века)

 

4. Вторая попытка

 

В пустыне некоторые люди находились в состоянии духовной нечистоты (в состоянии таме; о значении понятий таме и тума — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Поэтому не могли участвовать в реализации пасхального приношении.

В некоторых источниках отмечается, что это были Мишаэль и Эльцафан, которые вынесли из Святилища тела своих родственников, сыновей Аарона, Надава и Авиhу (о том, как погибли сыновья Аарона — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Шмини, первый годовой цикл обсуждения).

В других — что речь идет о людях, занимавшихся погребением человека, о котором некому было позаботиться.

Для этого и подобных случаев Тора предоставила дополнительную возможность совершить пасхальное приношение (см. на сайте ответ «Что такое Песах шени?», № 1517) — ровно через месяц после праздника Песах (Бамидбар, гл. 9, ст. 6-11).

Мы видим, что Всевышний в своей доброте и милосердии, в определенных случаях, позволяет наверстать упущенную возможность. Так в нашу жизнь и в мировую культуру вошло понятие второй попытки. Тесно связано с этим и понятие тешува (возвращение на пути Всевышнего).

После того как Моше разбил Скрижали Завета (лухот hа-брит), сыны Израиля, сделав тешуву, удостоились других, новых Скрижалей.

Только на переэкзаменовках высоких оценок, как правило — не ставят. И если дают вторую возможность, она обычно на порядок ниже первой.

Во время Песаха в доме запрещено иметь квасное (хамец; см. на сайте материалы, посвященные празднику Песах — в разделе «Праздники»). Но такого запрета нет во второй Песах (Песах шени).

Первые скрижали были полностью сотворены Всевышним. Вторые — высек Моше, а Всевышний написал на них десять речений.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, было разрешено построить Второй. Но новый Храм уступал прежнему. В нем уже не было Шехины (Присутствия Всевышнего), не было урим и тумим (об этих понятиях — см. на сайте в видео-ответе «Что такое урим и тумим, 25.12.14) и пр.

Как сказано в Танахе (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 14, ст. 14) — Всевышний не отталкивает от Себя заблудшего. Но предоставляет ему дополнительные возможности.

В своём комментарии на книгу Мишлей (Притчи царя Шломо; в переводах нередко — Соломон) Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) пишет, что Всевышний дает человеку возможность исправить то, в чем он допустил ошибку. Для этого после смерти его душа (точнее — часть его души) снова отправляется в наш мир (это называется — гильгуль; см. на сайте, к примеру, ответ «Какое тело будет выбрано для возрождения умерших?», № 2355 — с ответами, обозначенными в нем ссылками). И так — до трех раз. Как сказано в Танахе, в книге пророка Иова: «Вот, все это делает Всевышний дважды, трижды — с одним человеком» (гл. 33, ст. 29).

Но человеку не следует надеяться на новый гильгуль. Гораздо лучше исправить ошибки «на месте», в этой земной жизни. 

Это относится к любым ошибкам и прегрешениям, в том числе — и в отношениях между людьми. Совершил не благовидный поступок — преднамеренно ли, по неосторожности, по глупости — всегда отыщется способ исправить ошибку, загладить вину перед пострадавшим. И если не получается с первого раза — существует вторая попытка.

Как-то к раву Хаиму Соловейчику (один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь) пришел молодой еврей с просьбой проэкзаменовать его на звание раввина.

Во время экзамена, к раву Соловейчику пришли еще два человека, у которых был денежный спор, и попросили его рассудить их. Рав выслушал обе стороны и сказал, что примет решение позже. Они оставили у него «спорные» 5 тысяч рублей и ушли.

Молодой человек провалил экзамен и тоже ушел. После его ухода рав Хаим обнаружил, что куда-то со стола «ушли» и спорные деньги. Он бросился вдогонку юноше и спросил у него, не прихватил ли он по ошибке чужие деньги.

Получив отрицательный ответ, рав Хаим Соловейчик вернулся домой в расстроенных чувствах. А дома жена отчитала его за то, что он оставил деньги на столе без присмотра, и ей пришлось самой перепрятать их в надежное место.

Услышав это, рав Соловейчик отправился просить прощения у молодого человека, которого он подозревал в краже. При этом он, хоть и был тут же прощен — не ограничился стандартными извинениями. Два года занимался рав Хаим с молодым человеком, пока тот не выучил весь необходимый материал и не сдал экзамен…

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

 

5. Можно ли курить в шаббат ради здоровья?

 

В конце нашей недельной главы говорится о том, как сестра Моше Рабейну Мирьям была поражена болезнью цараат (см. на сайте ответ «Что такого совершила Мирьям?», № 3617 — с материалами и ответами, обозначенными в нем линками). Тогда Моше обратился к Всевышнему с просьбой о ее исцелении. «О, Творец! — просил Моше. — Исцели же ее!» (Бамидбар, гл. 12, ст. 13).

Воспользуемся этим в качестве повода для разговора о врачах и лечении.

Один врач утверждает, что выкуренная сигарета может очень положительно повлиять на здоровье пациента. Сразу возникает вопрос: что это за врач? Ведь мы привыкли к совершенно другим мнениям о курении. Но попытаемся в этом разобраться.

Итак, один врач, в экстренных случаях оперирующий и по субботам, признался, что, если бы у него была возможность выкурить перед операцией сигарету, как он это делает в будни, то операция прошла бы успешней, и это принесло бы пациенту несомненную пользу.

Так можно ли курить в субботу ради здоровья пациента?

В разные времена этот вопрос ставили перед раввинами врачи-курильщики.

Главный раввин Иерусалима рав Бецалель Желтый рассудил так. Как известно, ради спасения жизни или здоровья (в опасной для жизни ситуации, которая в нашей традиции носит название — пикуах нефеш) — разрешено нарушить шаббат. При курении сигареты каждая затяжка — нарушение законов субботы. Поэтому ради успеха операции можно разрешить только минимально необходимое число затяжек. Но проблема заключается в том, что практически невозможно определить точное число затяжек, необходимых врачу. А значит, существует опасение, что врач в шаббат выкурит лишнее, сверх того, что необходимо для успешного хода операции. Поэтому вряд ли можно разрешить врачу курение перед субботней операцией.

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив (один из величайших раввинов нашего времени; Иерусалим, 1910-2012 гг.) сказал, что нельзя разрешить оперирующему врачу курить в шаббат перед операцией, ссылаясь на спасение жизни. Ведь курение стало потребностью у тех, кто страдает никотиновой зависимостью. Известны случаи, когда во время голода в войну некоторые заядлые курильщики меняли свой хлеб на папиросы. Тем не менее, в критические моменты человек способен мобилизовать свои скрытые ресурсы и преодолеть зависимость. Предположим, курящему врачу надо было бы срочно прооперировать своего единственного сына, а под рукой не оказалось бы сигареты. Неужели он отказался бы от операции? Или не провел бы ее на необходимом уровне? Точно так же нужно подходить и к спасению любого человека, нуждающегося в срочной операции. 

Рав Ицхак Зильберштейн (Израиль, наше время) добавил, что все выше сказанное относится к ответственному врачу. Но если врач страдает легкомыслием, если для него операция — нечто обыденное, будничное, если он не чувствует, что человеческая жизнь зависит от него — такому врачу разрешено курить перед операцией, как он это делает в будни. И каждый врач должен сам решить, насколько велико его чувство ответственности. И на основании этого — принимать решение о курении в шаббат.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Священник и имам - на празднике Хануки…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля