Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КОРАХ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.
Почему она так
называется?
По имени в первой фразе главы:
«И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».
Обсуждение главы
«Корах»
1.
Спор надо гасить в самом начале
Наша недельная глава начинается
словами: «И взял на себя Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Корах сам повел себя в другую сторону — чтобы выделиться из
общины и оспаривать лидерство Моше и коэнство Аарона. В переводе
Онкелоса (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век) так и
сказано — «отделился» от всей общины, чтобы спровоцировать и поддерживать
раздор.
Учителей интересует вопрос — что
именно побудило Кораха устроить распрю?
Существует множество вариантов
ответа на него. В Мидраше, в частности, говорится, что Кораха побудила на это
заповедь о красной корове.
Как известно, пепел красной
коровы использовался для очищения от тумы (духовной нечистоты; подробнее
о значении термина — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа,
первый годовой цикл обсуждения), приобретенной от соприкосновения с умершим.
Кроме пепла требовались, среди
прочего, иссоп и ветка кедрового дерева.
Высоченный кедр и стелящийся по
самой земле иссоп друг для друга — противоположности. Кедр намекает на гордость
и высокомерие, а иссоп — на скромность и уничижение.
Человек должен уметь
использовать оба эти качества. Иногда нужно поднять голову, но бывают и
ситуации, когда надо себя принизить.
Когда достижения человека в
служении Творцу, да и вообще в жизни, весьма скромны, ему не следует принижать
себя, говоря или думая: кто я такой, чтобы претендовать на большее. Но нужно
прикладывать усилия, стараясь расти и развиваться, и не бояться ставить перед
собой самые честолюбивые цели.
Когда же появятся достижения,
нужно направить свои силы на обуздание самолюбования, чтобы не развить в себе
гордыню.
Один из уроков заповеди о
красной корове — в том, что, человеку, оказавшемуся в состоянии тумы,
или, скажем, не удержавшемуся на одном из жизненных виражей и упавшему в самый
низ социальной лестницы — не возбраняется активизировать гордость, чтобы
наполниться духовными силами для очищения и подъема.
Корах понял, что его достижения
в духовной сфере, в отличие от сферы финансовой — весьма плачевны. Тогда он
поставил перед собой цель — достичь уровня Моше и Аарона, вместе взятых.
Цель, нужно признать — весьма
похвальная. Только путь к ее достижению он выбрал совершенно неверный.
Чтобы стать таким как Моше и
Аарон, он решил занять их места. Но упустил, что не место красит человека...
Однако Кораха уже нельзя было
остановить. Он решил добиться цели любой ценой, даже если цена — распря и
раздор.
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 7) спор, переходящий во всеобщий раздор, уподоблен реке, которая во время
наводнения прорывает плотину. Сначала в плотине появляются небольшие пробоины,
которые нетрудно заделать. Но если эти течи вовремя не закрыть, не организовать
отток воды — плотина под натиском все пребывающей воды рушится, и река затопит
все вокруг. О привычном пейзаже придется надолго забыть. Вода здесь прочно
обосновалась, и когда схлынет — не известно.
Точно так же происходит, когда
спор выходит из-под контроля. Намек на это мы находим при рассмотрении букв,
составляющих слово «махлокет» (спор).
Буква мем имеет внизу
небольшую прореху — если спор вовремя не погасить, то пробоина расширяется на
максимальную ширину. Об этом свидетельствует нижняя часть буквы хет.
Следующая — буква ламед,
самая высокая во всем алфавите. И это — намек на то, что огонь распри, в которую
перерастает спор, если его вовремя не прекратить, достигает небес.
Далее — буква куф, ножка
которой спускается глубоко вниз. Так ненависть вражды, вызванной раздором,
быстро пускает в общине глубокие корни.
И наконец, последняя буква —
буква тав, которая уверенно стоит на двух ногах. Если вражда утвердилась
в обществе — ее очень трудно изжить. Она до последнего будет цепляться за мысли
и сознание людей своей оттопыренной ногой.
Поэтому разгорающийся спор,
необходимо гасить в самом начале.
на основе комментария раби Иешаягу
hа-Леви
Горовица
(вторая половина 16-го – первая половина 17-го вв.; Чехия – Польша – Германия –
Израиль; был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме; автор глубоких
комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот
hа-Брит»,
в аббревиатуре — А-Шла)
2.
Жажда власти ослепляет
Написано в нашей недельной
главе: «И взял на себя Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Речь — о бунте, который Корах
поднял против Моше и Аарона. Баламутя народ, сея недовольство, Корах хотел
свергнуть их и занять их места.
Учителя задаются вопросом — что
его побудило ввязаться в эту авантюру? Ведь Корах был толковым и сообразительным
человеком, Поднять восстание против Моше и Аарона, людей избранных Всевышним…
Разве не очевидно, что этот бунт обречен на поражение?
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Бамидбар) говорится, что Корах видел цепочку своих
знаменитых потомков, вплоть до пророка Шмуэля.
— Если от меня произойдет
праведник такой величины (Шмуэля приравнивали к Моше и Аарону, вместе взятым) —
значит, мне точно ничего не угрожает. Мое дело правое, и победа будет за мной.
От Кораха, кстати, действительно
произошел пророк Шмуэль, только это его не спасло.
Но если у Кораха был руах
hа-кодеш
(дар предвидения, отдаленно напоминающий пророческий, почему он не увидел, чем
закончится его бунт?
Потому что видел он только то,
что хотел видеть. Его глаза были ослеплены сильным стремлением к власти.
Это — важнейший урок всем нам:
страсти и вожделения могут ослепить и лишить разума даже провидца, мудреца и
пророка.
Кораху удалось собрать вокруг
себя и подбить на бунт против Моше и Аарона умных и именитых людей. Среди них
были даже главные судьи. Неужели они не могли разглядеть, куда эта авантюра их
приведет? Или они тоже были ослеплены?
В Мидраше говорится, что Корах
начал с того, что устроил для своих потенциальных соратников дружескую пирушку.
После этих посиделок, все кто в них участвовал, поддержали Кораха. И это не
удивительно. Своей вечеринкой Корах фактически их подкупил. А подкуп, как
известно, ослепляет глаза мудрых. Важные люди вставали из-за стола с
уверенностью в правоте Кораха.
Куда подевалась их мудрость?
В этот момент она их покинула.
В этой связи интересен ответ
Датана и Авирама Моше, когда тот послал за ними: «Разве глаза всем людям
выколешь?! Не пойдем!» (Бамидбар, гл. 16, ст. 14).
Они подумали, что Моше тоже
хочет их подкупить. Только после того, как это уже сделал Корах, оставалось,
разве, еще выколоть глаза.
на основе комментария рава Авраама Паладжи
(автор книги «Авраам анохи», Турция, 19 в.)
3. Корах — только после
тебя!
О бунте, поднятом Корахом,
сказано: «И взял на себя Корах... а с ним Датан и Авирам... И поднялись против
Моше, а также 250 человек из сынов Израиля — лидеры общины, именитые люди» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 1-2).
Выражение «и поднялись против
Моше» — стоит как будто бы не на своем месте. Казалось, нужно было бы его
поставить либо перед перечислением всех, кто восстал против Моше, либо после
него. Но оно почему-то стоит в середине перечисления. Сначала названы Корах,
Датан и Авирам, затем указано, что они взбунтовались, а после сообщается, что и
250 именитых людей тоже приняли участие в распрях.
Корах и упомянутые вслед за ним
Датан и Авирам, старались вызвать брожение в умах и недовольство в народе,
недовольство властью Моше и Аарона, с тем, чтобы пользуясь смутой, эту власть
отобрать и присвоить себе. Однако 250 знатных евреев, присоединившихся к ним,
относились к элите и уже занимали важные посты в администрации и судебной
системе. Им было, чем рисковать и что терять.
Корах был умелым манипулятором.
Он знал, на какую точку следует надавить. Он устроил дружескую вечеринку для
элиты, на которой под вкусную еду, вино и алкоголь, изо всех сил старался
привлечь людей на свою сторону, охмурив их дерзкими речами.
Запретный плод диссидентства —
сладок. И собутыльники сначала лишь ухмылялись и посмеивались, но потом все
больше и больше воодушевлялись идеей показать власти фигу в кармане, а может и
не только в кармане.
Впрочем, ближе к завтраку
благоразумие взяло верх. И гвардейцы элиты, сливки общества, обступили Кораха и
его ближайших соратников Датана и Авирама.
— Нам близко все, что вы
говорите. Моше и Аарон уже надоели со своей честностью и принципиальностью. Их
необходимо сменить. Пусть, кто угодно будет стоять во главе, только не они. Но
знайте, если вы думаете, что мы сами выступим, а вы отсидитесь в кустах — вас
придется разочаровать. Пока вы четко и недвусмысленно не скажите своего слова —
мы тоже будем молчать.
После этого Кораху и его
сообщникам уже ничего не оставалось, кроме как в открытую выступить против Моше.
После этого к ним присоединились те 250 «только не Моше», которых они поили и
кормили накануне.
Поэтому и написано: «И взял на
себя Корах... а с ним Датан и Авирам... И поднялись против Моше». А затем — «а
также 250 человек из сынов Израиля — лидеры общины, именитые люди»
(друзья-собутыльники подтянулись за ними).
Интересно, что Корах, хоть и был
недоволен тем, что Моше возглавил народ, а Аарон назначен главным коэном,
открыто против этого выступил только после прегрешения разведчиков. Он считал,
что раз миссия разведчиков, которых отправил Моше, потерпела неудачу, значит,
Моше не так уж и не погрешим, и у него, Кораха, есть право его атаковать.
Единственное, что не учел Корах при всей его сообразительности — что, независимо
от предательства разведчиков, Моше остался Моше, а Корах — Корахом.
У Гурского Ребе (раби
Иегуда-Арье-Лейб Алтер, известный и под именем Сфат Эмет — по названию
составленного им труда Сфат Эмет, Польша, 19 в.) был переданный
ученик по имени Шимон — состоятельный предприниматель и знаток Торы.
Когда Сфат Эмет умер и его место
занял его сын, раби Авраам-Мордехай Алтер (автор труда Имрей Эмет,
и его часто называли этим именем; Польша – Израиль, середина 20-го века), Шимон
стал ходить к нему, но не как к раби, а как к сыну своего учителя.
Однажды Шимону предложили
вложить средства в очень заманчивый проект, сулящий хорошие перспективы. Он
решил посоветоваться с Имрей Эмет, но не как с ребе, а как с сыном своего самого
главного учителя. И тот посоветовал вложиться.
Вскоре Шимон потерял деньги.
Причем, не только те, что вложил, но вообще все свои сбережения до последнего
злотого, еще и остался должен.
После этого он перестал ходить к
Имрей Эмет.
Однажды в Мариенбаде их свел
случай, точнее — Провидение, или, если уж совсем быть точным — ашгаха пратит
(один из видов Небесного Управления миром). Тогда раби объяснил про Кораха,
который воспринял неудачу с разведчиками, как сигнал к действию. Ведь идея
отправить разведчиков была одобрена и поддержана Моше. Но в итоге — это не
помогло завоевать Эрец Исраэль.
Так вот, если советы ребе не
приносят пользы, значит это не настоящий ребе, — подумал Корах.
Возможно, так подумал и Шимон.
Только ему, совет Имрей Эмет принес как раз невероятно большую пользу. Спасаясь
от нищеты и долгов, он со всей семьей переселился в Эрец Исраэль.
Останься он преуспевающим дельцом — скорее всего, как большинство польских
евреев, оказался бы в концлагере.
на основе комментария раби Авраама-Мордехая
Алтера
(Имрей Эмет; Польша –
Израиль, середина 20-го века)
4. Перед сединой
вставай
Написано: «И поднялись против
Моше» (Бамидбар, гл. 16, ст. 2).
Эту фразу можно понять как
начало бунта, как выступление против Моше. Но если рассмотреть ее буквально, то
получится, что Корах и его соратники, словом, все те, кто был недоволен Моше,
кто мечтал его свергнуть, кто скандировал: только не Моше! — при появлении Моше
поднялись со своих мест и встали перед ним.
Позвольте, но ведь так выражают
уважение и даже почтение, а вокруг Кораха собрались ненавистники Моше?!
Теперь мы узнали, что они еще и
необычайно хитры и лицемерны. Встав перед Моше, они явно играли на публику.
Смотрите, мол, у нас нет никаких плохих намерений, мы не имеем ничего против
него, наоборот — он пользуется нашим уважением. И лишь в одном мы с Моше не
согласны: не только Моше и Аарон — святы, весь народ, вся община — святы.
Поэтому не стоит брать на себя слишком много и возноситься над общиной
Всевышнего.
Так с помощью лжи, хитрости,
коварства, искажения и передергивания фактов компании Кораха удалось привлечь на
свою сторону часть народа, посеяв зерна недоверия к Моше.
Этим способом злодеи
пользовались испокон веков. Он и по сей день у них в ходу. Когда хотят свалить
человека, пользующегося уважением в обществе, занимающего видный общественный
пост, сперва, якобы, выказывают ему почтение, чтобы заслужить доверие и создать
себе образ людей непредвзятых. Только эта идиллия длится не долго. Очень быстро
проявляется их истинная натура. И человек превращается в мишень для самых
чудовищных обвинений и нападок, злостных инсинуаций, потоков грязи и лжи.
Но вернемся к Кораху и его
товарищам по оружию.
Они, между прочим, столкнулись с
серьезной проблемой. Вот-вот должен был прийти Моше. Но как себя повести при его
появлении? Если, как положено, встать перед ним, это будет означать, что они
принимают его главенство и лидерство. Таким образом, война будет проиграна, даже
не начавшись. Если демонстративно продолжать сидеть, это вызовет негативную
реакцию у людей — что это за умники, не желают вставать перед нашим Учителем и
наставником.
В последний момент было решено
встать чуть раньше, чтобы по мере приближения Моше они уже стояли. Так никто не
сможет сказать, что они встали перед Моше, но и никто не скажет, что они перед
ним не встали.
Используемое в оригинале слово «лифней»
можно перевести и как «перед», и как «прежде». Таким образом, бригада Кораха в
полном составе встала не перед Моше, как встают из уважения, но — прежде,
прежде, чем Моше появился.
В недельной главе Кедошим
нам заповедано вставать перед сединой и почитать старца (Ваикра,
гл. 19, ст. 32). А в Талмуде (трактат Кидушин, лист 32) Учителя
развили эту тему повелением вставать перед мудрецом Торы.
Но на каком расстоянии уже нужно
вставать?
На таком, когда это выражает
почтение.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что — в пределах четырех локтей (примерно 2 метра). Когда мудрец
Торы находится от человека на расстоянии, не превышающем двух метров — все
понимают, что человек встал именно перед мудрецом, а не по какой-то другой
причине.
И в Шульхан Арухе
(раздел Йорэ Деа, гл. 244) установлена галаха (закон), что
человек, увидев мудреца Торы — не должен вставать, пока между ними больше двух
метров. А когда тот поравняется с ним и пройдет мимо, может сесть.
Когда человек видит своего
раввина и наставника, которому обязан всем, что он знает, он должен встать, как
только его заметит, и не садиться, пока тот не скроется из виду, или не сядет.
Мы видим, что есть разные уровни
почитания.
Перед пожилым человеком
достаточно просто привстать, когда тот приблизится на расстояние в два метра.
Перед мудрецом Торы необходимо
подняться в полный рост.
Перед главой раввинского суда
следует встать в полный рост и не садиться, пока тот не сядет на свое место или
не отдалится хотя бы на два метра.
Увидев главу сынов Израиля или
царя, нужно сразу встать, как только он попал в поле зрения, и не садиться, пока
тот не сядет сам и не даст разрешение садиться, или не скроется из виду.
Моше имел статус царя. Поэтому,
завидев его, нужно было встать и не садиться пока он не даст разрешения. Но
сообщники Кораха поступили не так. Они действовали согласно плану. Поднялись со
своих мест еще до появления Моше, и было непонятно, кого они почитают вставанием
— Моше или находящегося с ними Кораха.
Когда же Моше сел на свое место,
они тоже сели, не дожидаясь разрешения. Этим они показали, что не считают Моше
царем, но видят в нем максимум главу раввинского суда, то есть ровню себе. Вся
община, все — святы. К чему возноситься над ней?
Так появились поборники
либерализма и демократии.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
5. Логика злодеев
Кораху удалось привлечь на свою
сторону очень влиятельных людей. После этого противостояние с Моше стало
публичным. Об этом читаем: «И собрались против Моше и Аарона и сказали: Вы
берете на себя слишком много. Весь народ, вся община — святы, и среди них
Всевышний. Зачем возноситесь вы над общиной?» (Бамидбар, гл. 16,
ст. 3).
Вообще-то у поколения пустыни
была возможность определить праведность человека, и даже — соизмерить ее со
своей.
В те годы, как известно,
пропитание в буквальном смысле падало с Неба. Это был ман (подробнее — см. на
сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», № 706). И чем праведнее
человек — тем ближе к его шатру оказывалась еда.
Злодеям же приходилось
наматывать круги в поисках своего мана.
Моше, чтобы найти завтрак,
достаточно было высунуть руку из шатра. А Корах… Интересно, что он бубнил себе
под нос, отправляясь каждое утро в длинный пеший поход?
У злодеев странная логика. Корах
убедил себя, что ему приходится предпринимать длительные утренние путешествия,
потому что он до сих пор не прижучил Моше, этого пройдоху и выскочку. Ну а
почему тогда Моше пропитание достается на блюдечке с голубой каемочкой?
— Исключительно, благодаря моим
заслугам, — думал Корах.
Такова логика злодеев.
Еще они любят создавать
объединения и организации.
Казалось бы, что в этом плохого?
Всевышний хочет, чтобы мы объединялись и жили дружно.
Дело в том, что нормальные люди
дружат друг с другом, злодеи же дружат — против кого-то. Они объединяются не для
того, чтобы любить, а для того, чтобы сильнее ненавидеть. Младотурки,
хунвейбины, юный страж, харакат аш-шабаб, блек лайвз меттер — вот примеры таких
объединений.
Корах вполне мог поговорить с
Моше с глазу на глаз и попытаться решить спорные вопросы. Но он предпочел
сыграть на публику.
Злодеи любят внешние эффекты.
Они устраивают марши бритоголовых, парады гордости и факельные шествия.
Договариваться не входит в их планы. Произвести внешний эффект и захватить
власть — это их путь.
Поэтому и написано: «собрались
против Моше». Не к Моше, не вокруг него, чтобы вместе обсудить противоречия и
попытаться прийти к компромиссу. Но именно — против. Ведь для злодеев
единственный приемлемый компромисс — когда оппонент повержен и лежит перед ним,
и нога стоит на его затылке.
Поэтому — какие могут быть
разговоры? Собрать толпу побольше, спровоцировать, разжечь ненависть, и
направить ее на того, кто тебе ненавистен.
На это намекает и царь Давид:
"Многие говорят, — пишет он, — о душе моей: нет спасения ему» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 3, ст. 3).
Казалось, точнее было бы
написать — «нет спасения тебе». Но Давид знает, о чем говорит. Его противники не
ищут диалога с ним. Они не обращаются к нему. Подобными речами они лишь
стараются настроить против него людей…
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КОРАХ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.
Почему она так
называется?
По имени в первой фразе главы:
«И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».
Обсуждение главы
«Корах»
1.
Спор надо гасить в самом начале
Наша недельная глава начинается
словами: «И взял на себя Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Корах сам повел себя в другую сторону — чтобы выделиться из
общины и оспаривать лидерство Моше и коэнство Аарона. В переводе
Онкелоса (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век) так и
сказано — «отделился» от всей общины, чтобы спровоцировать и поддерживать
раздор.
Учителей интересует вопрос — что
именно побудило Кораха устроить распрю?
Существует множество вариантов
ответа на него. В Мидраше, в частности, говорится, что Кораха побудила на это
заповедь о красной корове.
Как известно, пепел красной
коровы использовался для очищения от тумы (духовной нечистоты; подробнее
о значении термина — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа,
первый годовой цикл обсуждения), приобретенной от соприкосновения с умершим.
Кроме пепла требовались, среди
прочего, иссоп и ветка кедрового дерева.
Высоченный кедр и стелящийся по
самой земле иссоп друг для друга — противоположности. Кедр намекает на гордость
и высокомерие, а иссоп — на скромность и уничижение.
Человек должен уметь
использовать оба эти качества. Иногда нужно поднять голову, но бывают и
ситуации, когда надо себя принизить.
Когда достижения человека в
служении Творцу, да и вообще в жизни, весьма скромны, ему не следует принижать
себя, говоря или думая: кто я такой, чтобы претендовать на большее. Но нужно
прикладывать усилия, стараясь расти и развиваться, и не бояться ставить перед
собой самые честолюбивые цели.
Когда же появятся достижения,
нужно направить свои силы на обуздание самолюбования, чтобы не развить в себе
гордыню.
Один из уроков заповеди о
красной корове — в том, что, человеку, оказавшемуся в состоянии тумы,
или, скажем, не удержавшемуся на одном из жизненных виражей и упавшему в самый
низ социальной лестницы — не возбраняется активизировать гордость, чтобы
наполниться духовными силами для очищения и подъема.
Корах понял, что его достижения
в духовной сфере, в отличие от сферы финансовой — весьма плачевны. Тогда он
поставил перед собой цель — достичь уровня Моше и Аарона, вместе взятых.
Цель, нужно признать — весьма
похвальная. Только путь к ее достижению он выбрал совершенно неверный.
Чтобы стать таким как Моше и
Аарон, он решил занять их места. Но упустил, что не место красит человека...
Однако Кораха уже нельзя было
остановить. Он решил добиться цели любой ценой, даже если цена — распря и
раздор.
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 7) спор, переходящий во всеобщий раздор, уподоблен реке, которая во время
наводнения прорывает плотину. Сначала в плотине появляются небольшие пробоины,
которые нетрудно заделать. Но если эти течи вовремя не закрыть, не организовать
отток воды — плотина под натиском все пребывающей воды рушится, и река затопит
все вокруг. О привычном пейзаже придется надолго забыть. Вода здесь прочно
обосновалась, и когда схлынет — не известно.
Точно так же происходит, когда
спор выходит из-под контроля. Намек на это мы находим при рассмотрении букв,
составляющих слово «махлокет» (спор).
Буква мем имеет внизу
небольшую прореху — если спор вовремя не погасить, то пробоина расширяется на
максимальную ширину. Об этом свидетельствует нижняя часть буквы хет.
Следующая — буква ламед,
самая высокая во всем алфавите. И это — намек на то, что огонь распри, в которую
перерастает спор, если его вовремя не прекратить, достигает небес.
Далее — буква куф, ножка
которой спускается глубоко вниз. Так ненависть вражды, вызванной раздором,
быстро пускает в общине глубокие корни.
И наконец, последняя буква —
буква тав, которая уверенно стоит на двух ногах. Если вражда утвердилась
в обществе — ее очень трудно изжить. Она до последнего будет цепляться за мысли
и сознание людей своей оттопыренной ногой.
Поэтому разгорающийся спор,
необходимо гасить в самом начале.
на основе комментария раби Иешаягу
hа-Леви
Горовица
(вторая половина 16-го – первая половина 17-го вв.; Чехия – Польша – Германия –
Израиль; был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме; автор глубоких
комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот
hа-Брит»,
в аббревиатуре — А-Шла)
2.
Жажда власти ослепляет
Написано в нашей недельной
главе: «И взял на себя Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Речь — о бунте, который Корах
поднял против Моше и Аарона. Баламутя народ, сея недовольство, Корах хотел
свергнуть их и занять их места.
Учителя задаются вопросом — что
его побудило ввязаться в эту авантюру? Ведь Корах был толковым и сообразительным
человеком, Поднять восстание против Моше и Аарона, людей избранных Всевышним…
Разве не очевидно, что этот бунт обречен на поражение?
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Бамидбар) говорится, что Корах видел цепочку своих
знаменитых потомков, вплоть до пророка Шмуэля.
— Если от меня произойдет
праведник такой величины (Шмуэля приравнивали к Моше и Аарону, вместе взятым) —
значит, мне точно ничего не угрожает. Мое дело правое, и победа будет за мной.
От Кораха, кстати, действительно
произошел пророк Шмуэль, только это его не спасло.
Но если у Кораха был руах
hа-кодеш
(дар предвидения, отдаленно напоминающий пророческий, почему он не увидел, чем
закончится его бунт?
Потому что видел он только то,
что хотел видеть. Его глаза были ослеплены сильным стремлением к власти.
Это — важнейший урок всем нам:
страсти и вожделения могут ослепить и лишить разума даже провидца, мудреца и
пророка.
Кораху удалось собрать вокруг
себя и подбить на бунт против Моше и Аарона умных и именитых людей. Среди них
были даже главные судьи. Неужели они не могли разглядеть, куда эта авантюра их
приведет? Или они тоже были ослеплены?
В Мидраше говорится, что Корах
начал с того, что устроил для своих потенциальных соратников дружескую пирушку.
После этих посиделок, все кто в них участвовал, поддержали Кораха. И это не
удивительно. Своей вечеринкой Корах фактически их подкупил. А подкуп, как
известно, ослепляет глаза мудрых. Важные люди вставали из-за стола с
уверенностью в правоте Кораха.
Куда подевалась их мудрость?
В этот момент она их покинула.
В этой связи интересен ответ
Датана и Авирама Моше, когда тот послал за ними: «Разве глаза всем людям
выколешь?! Не пойдем!» (Бамидбар, гл. 16, ст. 14).
Они подумали, что Моше тоже
хочет их подкупить. Только после того, как это уже сделал Корах, оставалось,
разве, еще выколоть глаза.
на основе комментария рава Авраама Паладжи
(автор книги «Авраам анохи», Турция, 19 в.)
3. Корах — только после
тебя!
О бунте, поднятом Корахом,
сказано: «И взял на себя Корах... а с ним Датан и Авирам... И поднялись против
Моше, а также 250 человек из сынов Израиля — лидеры общины, именитые люди» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 1-2).
Выражение «и поднялись против
Моше» — стоит как будто бы не на своем месте. Казалось, нужно было бы его
поставить либо перед перечислением всех, кто восстал против Моше, либо после
него. Но оно почему-то стоит в середине перечисления. Сначала названы Корах,
Датан и Авирам, затем указано, что они взбунтовались, а после сообщается, что и
250 именитых людей тоже приняли участие в распрях.
Корах и упомянутые вслед за ним
Датан и Авирам, старались вызвать брожение в умах и недовольство в народе,
недовольство властью Моше и Аарона, с тем, чтобы пользуясь смутой, эту власть
отобрать и присвоить себе. Однако 250 знатных евреев, присоединившихся к ним,
относились к элите и уже занимали важные посты в администрации и судебной
системе. Им было, чем рисковать и что терять.
Корах был умелым манипулятором.
Он знал, на какую точку следует надавить. Он устроил дружескую вечеринку для
элиты, на которой под вкусную еду, вино и алкоголь, изо всех сил старался
привлечь людей на свою сторону, охмурив их дерзкими речами.
Запретный плод диссидентства —
сладок. И собутыльники сначала лишь ухмылялись и посмеивались, но потом все
больше и больше воодушевлялись идеей показать власти фигу в кармане, а может и
не только в кармане.
Впрочем, ближе к завтраку
благоразумие взяло верх. И гвардейцы элиты, сливки общества, обступили Кораха и
его ближайших соратников Датана и Авирама.
— Нам близко все, что вы
говорите. Моше и Аарон уже надоели со своей честностью и принципиальностью. Их
необходимо сменить. Пусть, кто угодно будет стоять во главе, только не они. Но
знайте, если вы думаете, что мы сами выступим, а вы отсидитесь в кустах — вас
придется разочаровать. Пока вы четко и недвусмысленно не скажите своего слова —
мы тоже будем молчать.
После этого Кораху и его
сообщникам уже ничего не оставалось, кроме как в открытую выступить против Моше.
После этого к ним присоединились те 250 «только не Моше», которых они поили и
кормили накануне.
Поэтому и написано: «И взял на
себя Корах... а с ним Датан и Авирам... И поднялись против Моше». А затем — «а
также 250 человек из сынов Израиля — лидеры общины, именитые люди»
(друзья-собутыльники подтянулись за ними).
Интересно, что Корах, хоть и был
недоволен тем, что Моше возглавил народ, а Аарон назначен главным коэном,
открыто против этого выступил только после прегрешения разведчиков. Он считал,
что раз миссия разведчиков, которых отправил Моше, потерпела неудачу, значит,
Моше не так уж и не погрешим, и у него, Кораха, есть право его атаковать.
Единственное, что не учел Корах при всей его сообразительности — что, независимо
от предательства разведчиков, Моше остался Моше, а Корах — Корахом.
У Гурского Ребе (раби
Иегуда-Арье-Лейб Алтер, известный и под именем Сфат Эмет — по названию
составленного им труда Сфат Эмет, Польша, 19 в.) был переданный
ученик по имени Шимон — состоятельный предприниматель и знаток Торы.
Когда Сфат Эмет умер и его место
занял его сын, раби Авраам-Мордехай Алтер (автор труда Имрей Эмет,
и его часто называли этим именем; Польша – Израиль, середина 20-го века), Шимон
стал ходить к нему, но не как к раби, а как к сыну своего учителя.
Однажды Шимону предложили
вложить средства в очень заманчивый проект, сулящий хорошие перспективы. Он
решил посоветоваться с Имрей Эмет, но не как с ребе, а как с сыном своего самого
главного учителя. И тот посоветовал вложиться.
Вскоре Шимон потерял деньги.
Причем, не только те, что вложил, но вообще все свои сбережения до последнего
злотого, еще и остался должен.
После этого он перестал ходить к
Имрей Эмет.
Однажды в Мариенбаде их свел
случай, точнее — Провидение, или, если уж совсем быть точным — ашгаха пратит
(один из видов Небесного Управления миром). Тогда раби объяснил про Кораха,
который воспринял неудачу с разведчиками, как сигнал к действию. Ведь идея
отправить разведчиков была одобрена и поддержана Моше. Но в итоге — это не
помогло завоевать Эрец Исраэль.
Так вот, если советы ребе не
приносят пользы, значит это не настоящий ребе, — подумал Корах.
Возможно, так подумал и Шимон.
Только ему, совет Имрей Эмет принес как раз невероятно большую пользу. Спасаясь
от нищеты и долгов, он со всей семьей переселился в Эрец Исраэль.
Останься он преуспевающим дельцом — скорее всего, как большинство польских
евреев, оказался бы в концлагере.
на основе комментария раби Авраама-Мордехая
Алтера
(Имрей Эмет; Польша –
Израиль, середина 20-го века)
4. Перед сединой
вставай
Написано: «И поднялись против
Моше» (Бамидбар, гл. 16, ст. 2).
Эту фразу можно понять как
начало бунта, как выступление против Моше. Но если рассмотреть ее буквально, то
получится, что Корах и его соратники, словом, все те, кто был недоволен Моше,
кто мечтал его свергнуть, кто скандировал: только не Моше! — при появлении Моше
поднялись со своих мест и встали перед ним.
Позвольте, но ведь так выражают
уважение и даже почтение, а вокруг Кораха собрались ненавистники Моше?!
Теперь мы узнали, что они еще и
необычайно хитры и лицемерны. Встав перед Моше, они явно играли на публику.
Смотрите, мол, у нас нет никаких плохих намерений, мы не имеем ничего против
него, наоборот — он пользуется нашим уважением. И лишь в одном мы с Моше не
согласны: не только Моше и Аарон — святы, весь народ, вся община — святы.
Поэтому не стоит брать на себя слишком много и возноситься над общиной
Всевышнего.
Так с помощью лжи, хитрости,
коварства, искажения и передергивания фактов компании Кораха удалось привлечь на
свою сторону часть народа, посеяв зерна недоверия к Моше.
Этим способом злодеи
пользовались испокон веков. Он и по сей день у них в ходу. Когда хотят свалить
человека, пользующегося уважением в обществе, занимающего видный общественный
пост, сперва, якобы, выказывают ему почтение, чтобы заслужить доверие и создать
себе образ людей непредвзятых. Только эта идиллия длится не долго. Очень быстро
проявляется их истинная натура. И человек превращается в мишень для самых
чудовищных обвинений и нападок, злостных инсинуаций, потоков грязи и лжи.
Но вернемся к Кораху и его
товарищам по оружию.
Они, между прочим, столкнулись с
серьезной проблемой. Вот-вот должен был прийти Моше. Но как себя повести при его
появлении? Если, как положено, встать перед ним, это будет означать, что они
принимают его главенство и лидерство. Таким образом, война будет проиграна, даже
не начавшись. Если демонстративно продолжать сидеть, это вызовет негативную
реакцию у людей — что это за умники, не желают вставать перед нашим Учителем и
наставником.
В последний момент было решено
встать чуть раньше, чтобы по мере приближения Моше они уже стояли. Так никто не
сможет сказать, что они встали перед Моше, но и никто не скажет, что они перед
ним не встали.
Используемое в оригинале слово «лифней»
можно перевести и как «перед», и как «прежде». Таким образом, бригада Кораха в
полном составе встала не перед Моше, как встают из уважения, но — прежде,
прежде, чем Моше появился.
В недельной главе Кедошим
нам заповедано вставать перед сединой и почитать старца (Ваикра,
гл. 19, ст. 32). А в Талмуде (трактат Кидушин, лист 32) Учителя
развили эту тему повелением вставать перед мудрецом Торы.
Но на каком расстоянии уже нужно
вставать?
На таком, когда это выражает
почтение.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что — в пределах четырех локтей (примерно 2 метра). Когда мудрец
Торы находится от человека на расстоянии, не превышающем двух метров — все
понимают, что человек встал именно перед мудрецом, а не по какой-то другой
причине.
И в Шульхан Арухе
(раздел Йорэ Деа, гл. 244) установлена галаха (закон), что
человек, увидев мудреца Торы — не должен вставать, пока между ними больше двух
метров. А когда тот поравняется с ним и пройдет мимо, может сесть.
Когда человек видит своего
раввина и наставника, которому обязан всем, что он знает, он должен встать, как
только его заметит, и не садиться, пока тот не скроется из виду, или не сядет.
Мы видим, что есть разные уровни
почитания.
Перед пожилым человеком
достаточно просто привстать, когда тот приблизится на расстояние в два метра.
Перед мудрецом Торы необходимо
подняться в полный рост.
Перед главой раввинского суда
следует встать в полный рост и не садиться, пока тот не сядет на свое место или
не отдалится хотя бы на два метра.
Увидев главу сынов Израиля или
царя, нужно сразу встать, как только он попал в поле зрения, и не садиться, пока
тот не сядет сам и не даст разрешение садиться, или не скроется из виду.
Моше имел статус царя. Поэтому,
завидев его, нужно было встать и не садиться пока он не даст разрешения. Но
сообщники Кораха поступили не так. Они действовали согласно плану. Поднялись со
своих мест еще до появления Моше, и было непонятно, кого они почитают вставанием
— Моше или находящегося с ними Кораха.
Когда же Моше сел на свое место,
они тоже сели, не дожидаясь разрешения. Этим они показали, что не считают Моше
царем, но видят в нем максимум главу раввинского суда, то есть ровню себе. Вся
община, все — святы. К чему возноситься над ней?
Так появились поборники
либерализма и демократии.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
5. Логика злодеев
Кораху удалось привлечь на свою
сторону очень влиятельных людей. После этого противостояние с Моше стало
публичным. Об этом читаем: «И собрались против Моше и Аарона и сказали: Вы
берете на себя слишком много. Весь народ, вся община — святы, и среди них
Всевышний. Зачем возноситесь вы над общиной?» (Бамидбар, гл. 16,
ст. 3).
Вообще-то у поколения пустыни
была возможность определить праведность человека, и даже — соизмерить ее со
своей.
В те годы, как известно,
пропитание в буквальном смысле падало с Неба. Это был ман (подробнее — см. на
сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», № 706). И чем праведнее
человек — тем ближе к его шатру оказывалась еда.
Злодеям же приходилось
наматывать круги в поисках своего мана.
Моше, чтобы найти завтрак,
достаточно было высунуть руку из шатра. А Корах… Интересно, что он бубнил себе
под нос, отправляясь каждое утро в длинный пеший поход?
У злодеев странная логика. Корах
убедил себя, что ему приходится предпринимать длительные утренние путешествия,
потому что он до сих пор не прижучил Моше, этого пройдоху и выскочку. Ну а
почему тогда Моше пропитание достается на блюдечке с голубой каемочкой?
— Исключительно, благодаря моим
заслугам, — думал Корах.
Такова логика злодеев.
Еще они любят создавать
объединения и организации.
Казалось бы, что в этом плохого?
Всевышний хочет, чтобы мы объединялись и жили дружно.
Дело в том, что нормальные люди
дружат друг с другом, злодеи же дружат — против кого-то. Они объединяются не для
того, чтобы любить, а для того, чтобы сильнее ненавидеть. Младотурки,
хунвейбины, юный страж, харакат аш-шабаб, блек лайвз меттер — вот примеры таких
объединений.
Корах вполне мог поговорить с
Моше с глазу на глаз и попытаться решить спорные вопросы. Но он предпочел
сыграть на публику.
Злодеи любят внешние эффекты.
Они устраивают марши бритоголовых, парады гордости и факельные шествия.
Договариваться не входит в их планы. Произвести внешний эффект и захватить
власть — это их путь.
Поэтому и написано: «собрались
против Моше». Не к Моше, не вокруг него, чтобы вместе обсудить противоречия и
попытаться прийти к компромиссу. Но именно — против. Ведь для злодеев
единственный приемлемый компромисс — когда оппонент повержен и лежит перед ним,
и нога стоит на его затылке.
Поэтому — какие могут быть
разговоры? Собрать толпу побольше, спровоцировать, разжечь ненависть, и
направить ее на того, кто тебе ненавистен.
На это намекает и царь Давид:
"Многие говорят, — пишет он, — о душе моей: нет спасения ему» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 3, ст. 3).
Казалось, точнее было бы
написать — «нет спасения тебе». Но Давид знает, о чем говорит. Его противники не
ищут диалога с ним. Они не обращаются к нему. Подобными речами они лишь
стараются настроить против него людей…
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|