Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КОРАХ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.
Почему она так
называется?
По имени в первой фразе главы:
«И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».
Обсуждение главы
«Корах»
1.
Односторонний Корах
В нашей недельной главе
говорится о бунте группировки Кораха против Моше и Аарона. И мы читаем: «Корах
взял да и поднял бунт... и с ним Датан и Авирам... И выступили против Моше, а
также двести пятьдесят человек... именитые люди» (Бамидбар, гл.
16, ст. 1-2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век), объясняя слова Торы «Корах взял», пишет, что он взял самого себя на одну
сторону.
Если раньше мы полагали, что
более-менее понимаем написанное в Торе, то после этого комментария наша
уверенность наверняка пошатнется.
Итак, что же это за сторона
такая — сторона Кораха?
Все споры и ссоры, распри и
раздоры происходят из-за того, что участвующие в них не желают видеть и
воспринимать интересы оппонента, но видят только собственные. Но ведь не нужно
быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что твое мнение — не единственное и не
единственно правильное.
Кроме твоей, существует и другая
сторона, со своими соображениями, интересами и резонами. Ведь недаром в
пространстве (на плоскости) существует четыре направления.
Конечно, невозможно одновременно
перемещаться во все стороны. Но если сообща искать компромисс, идя навстречу —
обязательно найдутся общие точки соприкосновения.
Тот, кто заботится только о
собственной выгоде, продвигаясь к ней, одновременно движется в противоположную
сторону от оппонента, удаляется от него, увеличивая разрыв.
На иврите сторона — «цад».
Гематрия (числовое значение) этого слова — 94.
Человек, учитывающий интересы
противоположной стороны, считается сообразительным. На иврите — «пикеах».
Гематрия этого слова — 188. То есть — удвоенная гематрия слова «цад»,
иначе говоря — числовое значение двух сторон.
Когда же все четыре направления
сходятся в одной общей точке, мы получаем 376 (четырехкратная гематрия
слова «цад»). Это — гематрия слова «шалом» (мир).
Эгоист, сосредоточенный только
на достижении личной выгоды — не добьется мира и гармонии в отношениях с другими
людьми. Чтобы научиться видеть и другие стороны — необходимо уменьшить
собственное «я».
Корах, по объяснению Раши —
«взял себя на одну сторону». Никакие другие стороны его не интересовали. Значит,
его конфликт с Моше и Аароном не мог быть разрешен полюбовно.
Корах не желал закончить дело
по-хорошему, поэтому его ждал печальный финал.
С Корахом — понятно. А что же
его соратники?
В Торе о них сказано, что они —
«именитые» люди. В Мидраше Ялкут Шимони говорится, что их имена
были на слуху. Они были из тех профессиональных заседателей, которых постоянно
приглашают на всевозможные форумы, симпозиумы, конференции. Их лица часто
мелькали в президиумах. Именитые, известные люди…
Но ведь Моше еще в Египте узнал
подлинную сущность Датана и Авирама. Почему же он не воспротивился их
продвижению на общественном поприще?
Моше счел, что пусть уж лучше
они, с важным видом, ощущая себя при деле, молча сидят в президиуме, нежели дать
им подогреваемую их раздутым эго возможность баламутить и подстрекать людей.
Рассказывают, что как-то раз на
раввинской конференции к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) пришла
представительная делегация. Ему указали на группу участников, которые по своим
моральным качествам и мировоззрению совершенно не соответствовали духу
конференции.
— Им нужно дать крепкого пинка,
а вы с ними церемонитесь! — возмущались в праведном гневе раввины.
— Да, я с ними стараюсь быть в
шелковых перчатках, — согласился раби Исраэль. — Эти люди пользуются влиянием у
определенной прослойки евреев. И пока мы даем им возможность ощущать свою
значимость, они сдерживаются и стесняются проявить себя во всю силу. Поэтому и
духовное отравление попавших под их влияние евреев сводится к минимуму. Но если
мы закроим перед ними двери, их ничто не будет сдерживать и они смогут причинить
серьезный вред…
Долгое время в российскую
еврейскую организацию КЕРООР входил человек, чьи взгляды и компетенция в Торе
вызывали скепсис и нарекания у многих знающих евреев. Тем не менее,
администрация не торопилась его исключать, очевидно, руководствуясь теми же
соображениями, что и Хафец Хаим.
Отметим, что политика
сдерживания, придуманная Моше в отношении «именитых людей», в конце концов,
все-таки дала сбой. Вероятно, это объяснялось тем, что симпозиумы и конференции
в условиях пустыни, были для них не достаточно привлекательными.
на основе комментария Хафец Хаима
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
2.
Две составляющие богатства
Написано в нашей недельной
главе: «И взял Корах сын Ицhара, внук
Кеhата,
правнук Леви…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Выражение «И взял Корах» требует
объяснения.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Корах «взял себя на одну сторону» то есть — отделился от
большинства в общине, и стал противоборствующей стороной, требуя для себя статус
коэна.
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 109) объясняется, что Корах взял себе «негодный товар», сделал плохое
приобретение. И нам следует выяснить, что же это за товар.
Богатство, как таковое, может
пойти человеку на пользу, но может и принести ему вред.
Слово «ашир» (богатый,
богач) можно разбить на два — «еш» (есть, существует) и «ра» (зло,
вред).
Гематрия
(числовое значение) слова «еш» — 310, что намекает на награду в Будущем
мире. Поскольку сообщается в Мишне (трактат Укцин, гл. 3, м. 12),
что в будущем Всевышний пожалует каждому праведнику 310 миров. Как сказано:
«Чтобы дать в наследие любящим Меня, есть (в оригинале — еш) у Меня, и
сокровищницы их наполню» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 8, ст.
21).
С другой стороны, нужно не
забывать, что над богачом постоянно висит зло. Оно не замедлит дать о себе
знать, как только богатый человек решит использовать свое богатство, чтобы
вознестись над другими людьми или для удовлетворения пагубных страстей.
Пойдет ли богатство на пользу
или принесет вред — всецело зависит от его обладателя.
Если он направит, хотя бы часть
его на приобретение вечных ценностей — вложит в благотворительные проекты,
пожертвует на помощь бедным, поддержит изучающих Тору и т.п. — богатство получит
статус «еш» (реально существующее). Оно будет приносить плоды здесь и
сейчас и вдобавок даст духовные дивиденды на будущее.
Если же человек тратит состояние
на то, чтобы потешить самолюбие, на вскармливание эго — он приобретает зло. И
это весьма скверное приобретение.
В Иерусалимском Талмуде (трактат
Санhедрин,
гл. 10) говорится, что Корах был сказочно богат. Вместе с тем, он пользовался
только той составляющей богатства, которая связана со злом и приносит вред. Он
пускал в ход свое богатство и влияние, чтобы настроить людей против Моше и
Аарона, чтобы внести в общину раскол. Например, он заказал пошив талитов
небесно-голубого цвета и одел в них своих сторонников.
Таким образом, все усилия Кораха
были направлены на создание и обслуживание зла, а о составляющей «еш» он
не думал, или решил, что она возникает автоматически.
В итоге он стал жертвой зла,
которое сам же и породил своим богатством.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Корах проел плешь в
законной добыче сынов Израиля
Написано в нашей недельной
главе: «И взял Корах сын Ицhара,
внук Кеhата,
правнук Леви…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Следует отметить, что Корах —
довольно странное имя. В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 109) объясняется, что его смысл в том, что из-за Кораха образовалась
"карха" (проплешина) в имуществе сынов Израиля.
Евреи завладевали богатством
египтян дважды. Первый раз — когда каждый одалживал золото и серебро у соседей.
Второй — на берегу моря Суф, после того, как оно выбросило на сушу утонувших
египтян и сокровища фараона. Причем, в этот раз добыча была несравнимо большей.
В Египте евреям достались частные сбережения египтян, а на берегу моря — часть
казны фараона.
И в обоих случаях богатство
досталось сынам Израиля по праву — оно стало некой компенсацией за каторжный
труд, за угнетение и за рабство, которым фараон и египтяне подвергали евреев на
протяжении долгих лет.
Царь Египта, пустившись в погоню
за покинувшими его страну евреями и желая их вернуть, взял свои сокровища с
собой. Он действовал в соответствии с обычаями своей страны, которые
предписывали, отправляясь на войну, взять с собой царские сокровища. Этим
правитель придавал отваги своим воинам. Он показывал, что уверен в победе и не
собирается отступать. Ведь ящики с деньгами и драгоценностями затрудняют
бегство, и велика вероятность, что при отступлении ими может завладеть враг.
Отваги египтянам как раз
хватило, чтобы преследовать евреев в расступившемся море — даже когда оно начало
возвращаться в исходное состояние, неся египтянам смерть.
Корах в Египте был на службе у
фараона и имел доступ к его сокровищам, являясь одним из их хранителей. Накануне
Исхода, он воспользовался воцарившимся в стране хаосом и хорошо «погрел руки»,
присвоив значительную часть египетской казны. Ее остатки, как мы выяснили,
попали в руки евреев после гибели в море Суф карательной экспедиции египтян.
Таким образом, сокровища Египта
разделили между собой Корах, с одной стороны, и сыны Израиля — с другой. Вот и
получается, что Корах как бы «проел плешь» в добыче, принадлежавшей всему народу
Израиля.
Но ведь, если более пристально
рассмотреть ситуацию, он, казалось бы, взял сокровища не у сынов Израиля, но — у
фараона. Так какие претензии к нему могут быть?
Поясню это притчей.
В корчму ввалилась веселая
компания гуляк и начала выпивать в свое удовольствие. В какой-то момент все явно
захмелели.
В той корчме присутствовал
воришка. Он быстро оценил ситуацию, подобрался поближе к пирующим и стал очищать
их карманы. Но хозяин корчмы заметил и схватил его за руку.
— Почему ты вмешиваешься? Какое
тебе до этого дело? Я же не у тебя беру! — возмутился вор.
— Но если ты все у них заберешь,
им нечем будет расплатиться за выпивку. Так что получается, что ты воруешь
именно у меня, — ответил корчмарь.
Корах присвоил себе сокровища
фараона. Те самые сокровища, которые должны были достаться сынам Израиля после
гибели их преследователей в море Суф. Поэтому и заключили Учителя, что Корах
сделал проплешину в имуществе сынов Израиля.
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
4. Не будешь господином
своему богатству — станешь его рабом
В нашей недельной главе
рассказывается о богатейшем человеке, которого богатство не сделало счастливым.
И мы читаем: «И взял Корах сын Ицhара, внук
Кеhата,
правнук Леви…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
В действительности, богатство
подвело Кораха. Причем, очень сильно.
Слово «ошер» (богатство)
можно разделить на два. Первое будет состоять из букв аин и вав, а
оставшиеся две буквы составят слово «сар» (властитель, от срара —
власть).
Аин
и вав — буквенная запись числа 76. А это — гематрия (числовое
значение) слова «эвед» (раб).
Таким образом, человек либо
властвует над своим богатством, либо становится его рабом.
В Талмуде (трактат Бава
Кама, лист 17) говорится, что тот, кто изучает Тору и осуществляет
добрые дела, получит долю Иссахара. Как сказано: «Иссахар — осел костистый» (Берешит,
гл. 49, ст. 14).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Иссахар несет на себе ярмо Торы, как крепкий осел с широкими
костями, на которого навьючивают тяжелую ношу.
Иссахар богат недвижимым
имуществом, — добавляет Онкелос (великий Учитель Торы времен написания
Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство, и
учеником раби Акивы; племянник римского императора Тита).
Но какая связь между служением
Торе и недвижимостью?
Объясню это притчей.
Один богатый торговец получил
крупный заказ на поставку большой партии разных товаров. Он связался с
несколькими поставщиками, и они в назначенный день и час привезли ему свои
товары. Он их принял и тут же начал организовывать отправку заказчику.
Поставщики ожидали, что с ними
расплатятся, но торговец, желая все лично проверить и во все вникнуть, носился
без остановки, отдавая распоряжения, то и дело, переругиваясь с работниками.
Поставщики скромно присели в
тени, наблюдая, как торговец бегает с высунутым языком на самом солнцепеке. Он
прилагал и тратил энергии больше, чем любой из его работников.
Солнце начало клониться к
закату, а торговец еще ни разу не присел отдохнуть.
Наконец, кто-то из поставщиков
не выдержал и обратился к торговцу с просьбой позвать хозяина.
— Так я хозяин и есть, —
удивленно ответил торговец.
— Нет, ты не хозяин, ты раб, —
заявил ему поставщик…
Евреи из колена Иссахара
удостоились обладать истинным богатством. Они тратили время на изучение Торы, и
в итоге стали в ней знатоками, и не попали в рабство к своим деньгам. Поэтому и
сказано, что Иссахар был богат недвижимостью. Ведь представители его колена
стали властителями (сар) капиталов, так, что деньги работали на них, а не
они на деньги.
Корах же сделал плохое
приобретение, взял себе негодный товар (трактат Санhедрин,
лист 109). Он стал рабом (эвед) своего капитала. Деньги властвовали над
ним, взращивая в нем гордыню.
Гордыня побудила Кораха вступить
в спор с Моше и Аароном. Да еще и других евреев на это подбить.
О материальном благосостоянии
Кораха в Танахе сказано: «Богатство, которое принесло беду своему владельцу» (Коэлет,
гл. 5, ст. 12).
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
5. На что рассчитывал
Корах в противостоянии с Моше и Аароном
Корах поднял бунт против Моше и
Аарона. Написано в нашей недельной главе: «И взял Корах сын Ицhара,
внук Кеhата,
правнук Леви…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что побудило Кораха выступить против законных лидеров и вождей
народа. Он позавидовал княжескому сану Элицафана, сына Узиэля, которого Моше
назначил предводителем сынов Кеhата по
велению Всевышнего (см. Бамидбар, гл. 3, ст. 30).
Как же поступил Корах?
Он собрал 250 глав судебных
палат, главным образом — из колена Реувена и из тех, кто соседствовал с ним. И
это — Элицур, сын Шедеура, глава колена
Peyвeнa (см.
Бамидбар, гл. 1, ст. 5), его сотоварищи и подобные им по своему
положению в обществе.
Рассказывается в Мидраше
Танхума, что Корах одел их в талиты, полностью изготовленные из голубой
шерсти. И вот, пришли они, встали перед Моше и спросили его:
— В талиты из голубой
шерсти нужно ли вдевать цицит (голубую нить)?
— Нужно, — ответил им Моше.
И они стали они насмехаться над
ним:
— Возможно ли такое? Если весь
талит изготовлен из другого материала, и одной голубой нити достаточно
для него, то эти, полностью сделаны из голубой шерсти, не освободят сами себя?!
А если бы Моше сказал, что не
нужно цицит, над чем бы тогда смеялся Корах? Неужели лишь ради потехи
Корах и сотоварищи устроили этот маскарад?
Аарон и его сыновья, коэны,
для служения в Мишкане были, как известно, помазаны Моше. Для их
помазания использовалось чистое оливковое масло, всего несколько капель.
Корах был сыном Ицhара.
Ицhар
— название оливкового масла.
— Я всецело порождение масла, —
заявил Корах. — А Аарон с сыновьями стали коэнами, благодаря нескольким
каплям его. Выходит, у меня гораздо больше прав на служение в Мишкане, на
коэнство!
Весь трюк с талитами
нужен был Кораху, чтобы Моше признал, что полностью голубой талит не
нуждается в цицит. Тогда и он, Корах, всецело порождение масла (Ицhара)
не нуждается в нескольких каплях помазания и имеет полное право вести служение в
Мишкане и быть коэном.
Но ответ Моше разочаровал
Кораха. И ему ничего не оставалось, как сделать хорошую мину при плохой игре —
попытаться спасти положение, опустившись до насмешек.
Раши задается вопросом: что же
подвигло Кораха выступить против Моше? Ведь он не был дураком. С его стороны,
это было чистым безумием!
И отвечает, что подвели его
глаза — неумение видеть и правильно оценивать ситуацию.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Бамидбар, гл. 18) говорится, что Корах был умен и входил
в число тех, кто нес Ковчег Завета.
Очевидно, Учителя не случайно
связали вместе два этих факта: ум Кораха и то, что он занимался транспортировкой
Ковчега.
Корах не только над Моше
насмехался, он и Аарона подверг лживым нападкам, представляя его жадным,
бессердечным стяжателем, притеснителем бедняков и вдов.
На этот раз объектом претензий и
обвинений Кораха стали особые дары, положенные коэнам, такие, как
трума или выкуп за первенца.
В действительности, Всевышний не
дал левитам и коэнам земельные наделы — с тем, чтобы сыны Израиля
делились с ними своим урожаем и приплодом скота. Причем, в Торе указаны правила,
размеры и виды пожертвований, положенных левитам и коэнам. И тому,
кто выполняет эти указания — обещано в Торе, что он разбогатеет. Как сказано в
Талмуде (трактат Шаббат, лист 119): «Отделяй десятину (асер),
чтобы разбогатеть (ше-титашер)».
Поэтому, дающий (коэну
или левиту) на самом деле — получает (Свыше). Ведь не столько бедняк
нуждается в богаче (дающем ему цедаку; здесь — милостыню), сколько богач
нуждается в бедняках и нищих. Ибо Небеса наделили его богатством ради того,
чтобы он им помогал. И если он не оправдает возложенных на него надежд — его
могут и лишить всего и передать это богатство кому-то другому.
То есть, богатый, состоятельный
человек дает нуждающемуся грош и при этом мнит себя великим меценатом и
благодетелем. Только возможность сделать состояние была ему дарована Всевышним
ради того, чтобы он
пожертвовал
этот грош.
Осознать се это можно только с
помощью эмуны — веры во Всевышнего, Его Тору и ее истинность. Когда есть
эмуна — евреи понимают, что, принося свои пожертвования Аарону, они,
прежде всего, оказывают услугу себе. Но если эмуны нет, образовавшийся
вакуум заполняют инсинуации Кораха.
Ковчег Завета, в перенесении
которого участвовал и Корах, обладал чудесным свойством: его, собственно, не
нужно было носить, потому что он сам нес и себя и своих носильщиков.
То есть, со стороны кажется, что
носильщики переносят Ковчег, но сами носильщики знают, что не они несут Ковчег,
а он их.
Значит, Корах был в состоянии
понять идею, что отделяющие десятину и труму на самом деле получают
гораздо больше, чем дают. Только глаза его подвели. Глаза и умение правильно
оценивать ситуацию.
на основе коАвтор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КОРАХ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.
Почему она так
называется?
По имени в первой фразе главы:
«И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».
Обсуждение главы
«Корах»
1.
Односторонний Корах
В нашей недельной главе
говорится о бунте группировки Кораха против Моше и Аарона. И мы читаем: «Корах
взял да и поднял бунт... и с ним Датан и Авирам... И выступили против Моше, а
также двести пятьдесят человек... именитые люди» (Бамидбар, гл.
16, ст. 1-2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век), объясняя слова Торы «Корах взял», пишет, что он взял самого себя на одну
сторону.
Если раньше мы полагали, что
более-менее понимаем написанное в Торе, то после этого комментария наша
уверенность наверняка пошатнется.
Итак, что же это за сторона
такая — сторона Кораха?
Все споры и ссоры, распри и
раздоры происходят из-за того, что участвующие в них не желают видеть и
воспринимать интересы оппонента, но видят только собственные. Но ведь не нужно
быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что твое мнение — не единственное и не
единственно правильное.
Кроме твоей, существует и другая
сторона, со своими соображениями, интересами и резонами. Ведь недаром в
пространстве (на плоскости) существует четыре направления.
Конечно, невозможно одновременно
перемещаться во все стороны. Но если сообща искать компромисс, идя навстречу —
обязательно найдутся общие точки соприкосновения.
Тот, кто заботится только о
собственной выгоде, продвигаясь к ней, одновременно движется в противоположную
сторону от оппонента, удаляется от него, увеличивая разрыв.
На иврите сторона — «цад».
Гематрия (числовое значение) этого слова — 94.
Человек, учитывающий интересы
противоположной стороны, считается сообразительным. На иврите — «пикеах».
Гематрия этого слова — 188. То есть — удвоенная гематрия слова «цад»,
иначе говоря — числовое значение двух сторон.
Когда же все четыре направления
сходятся в одной общей точке, мы получаем 376 (четырехкратная гематрия
слова «цад»). Это — гематрия слова «шалом» (мир).
Эгоист, сосредоточенный только
на достижении личной выгоды — не добьется мира и гармонии в отношениях с другими
людьми. Чтобы научиться видеть и другие стороны — необходимо уменьшить
собственное «я».
Корах, по объяснению Раши —
«взял себя на одну сторону». Никакие другие стороны его не интересовали. Значит,
его конфликт с Моше и Аароном не мог быть разрешен полюбовно.
Корах не желал закончить дело
по-хорошему, поэтому его ждал печальный финал.
С Корахом — понятно. А что же
его соратники?
В Торе о них сказано, что они —
«именитые» люди. В Мидраше Ялкут Шимони говорится, что их имена
были на слуху. Они были из тех профессиональных заседателей, которых постоянно
приглашают на всевозможные форумы, симпозиумы, конференции. Их лица часто
мелькали в президиумах. Именитые, известные люди…
Но ведь Моше еще в Египте узнал
подлинную сущность Датана и Авирама. Почему же он не воспротивился их
продвижению на общественном поприще?
Моше счел, что пусть уж лучше
они, с важным видом, ощущая себя при деле, молча сидят в президиуме, нежели дать
им подогреваемую их раздутым эго возможность баламутить и подстрекать людей.
Рассказывают, что как-то раз на
раввинской конференции к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) пришла
представительная делегация. Ему указали на группу участников, которые по своим
моральным качествам и мировоззрению совершенно не соответствовали духу
конференции.
— Им нужно дать крепкого пинка,
а вы с ними церемонитесь! — возмущались в праведном гневе раввины.
— Да, я с ними стараюсь быть в
шелковых перчатках, — согласился раби Исраэль. — Эти люди пользуются влиянием у
определенной прослойки евреев. И пока мы даем им возможность ощущать свою
значимость, они сдерживаются и стесняются проявить себя во всю силу. Поэтому и
духовное отравление попавших под их влияние евреев сводится к минимуму. Но если
мы закроим перед ними двери, их ничто не будет сдерживать и они смогут причинить
серьезный вред…
Долгое время в российскую
еврейскую организацию КЕРООР входил человек, чьи взгляды и компетенция в Торе
вызывали скепсис и нарекания у многих знающих евреев. Тем не менее,
администрация не торопилась его исключать, очевидно, руководствуясь теми же
соображениями, что и Хафец Хаим.
Отметим, что политика
сдерживания, придуманная Моше в отношении «именитых людей», в конце концов,
все-таки дала сбой. Вероятно, это объяснялось тем, что симпозиумы и конференции
в условиях пустыни, были для них не достаточно привлекательными.
на основе комментария Хафец Хаима
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
2.
Две составляющие богатства
Написано в нашей недельной
главе: «И взял Корах сын Ицhара, внук
Кеhата,
правнук Леви…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Выражение «И взял Корах» требует
объяснения.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Корах «взял себя на одну сторону» то есть — отделился от
большинства в общине, и стал противоборствующей стороной, требуя для себя статус
коэна.
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 109) объясняется, что Корах взял себе «негодный товар», сделал плохое
приобретение. И нам следует выяснить, что же это за товар.
Богатство, как таковое, может
пойти человеку на пользу, но может и принести ему вред.
Слово «ашир» (богатый,
богач) можно разбить на два — «еш» (есть, существует) и «ра» (зло,
вред).
Гематрия
(числовое значение) слова «еш» — 310, что намекает на награду в Будущем
мире. Поскольку сообщается в Мишне (трактат Укцин, гл. 3, м. 12),
что в будущем Всевышний пожалует каждому праведнику 310 миров. Как сказано:
«Чтобы дать в наследие любящим Меня, есть (в оригинале — еш) у Меня, и
сокровищницы их наполню» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 8, ст.
21).
С другой стороны, нужно не
забывать, что над богачом постоянно висит зло. Оно не замедлит дать о себе
знать, как только богатый человек решит использовать свое богатство, чтобы
вознестись над другими людьми или для удовлетворения пагубных страстей.
Пойдет ли богатство на пользу
или принесет вред — всецело зависит от его обладателя.
Если он направит, хотя бы часть
его на приобретение вечных ценностей — вложит в благотворительные проекты,
пожертвует на помощь бедным, поддержит изучающих Тору и т.п. — богатство получит
статус «еш» (реально существующее). Оно будет приносить плоды здесь и
сейчас и вдобавок даст духовные дивиденды на будущее.
Если же человек тратит состояние
на то, чтобы потешить самолюбие, на вскармливание эго — он приобретает зло. И
это весьма скверное приобретение.
В Иерусалимском Талмуде (трактат
Санhедрин,
гл. 10) говорится, что Корах был сказочно богат. Вместе с тем, он пользовался
только той составляющей богатства, которая связана со злом и приносит вред. Он
пускал в ход свое богатство и влияние, чтобы настроить людей против Моше и
Аарона, чтобы внести в общину раскол. Например, он заказал пошив талитов
небесно-голубого цвета и одел в них своих сторонников.
Таким образом, все усилия Кораха
были направлены на создание и обслуживание зла, а о составляющей «еш» он
не думал, или решил, что она возникает автоматически.
В итоге он стал жертвой зла,
которое сам же и породил своим богатством.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Корах проел плешь в
законной добыче сынов Израиля
Написано в нашей недельной
главе: «И взял Корах сын Ицhара,
внук Кеhата,
правнук Леви…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Следует отметить, что Корах —
довольно странное имя. В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 109) объясняется, что его смысл в том, что из-за Кораха образовалась
"карха" (проплешина) в имуществе сынов Израиля.
Евреи завладевали богатством
египтян дважды. Первый раз — когда каждый одалживал золото и серебро у соседей.
Второй — на берегу моря Суф, после того, как оно выбросило на сушу утонувших
египтян и сокровища фараона. Причем, в этот раз добыча была несравнимо большей.
В Египте евреям достались частные сбережения египтян, а на берегу моря — часть
казны фараона.
И в обоих случаях богатство
досталось сынам Израиля по праву — оно стало некой компенсацией за каторжный
труд, за угнетение и за рабство, которым фараон и египтяне подвергали евреев на
протяжении долгих лет.
Царь Египта, пустившись в погоню
за покинувшими его страну евреями и желая их вернуть, взял свои сокровища с
собой. Он действовал в соответствии с обычаями своей страны, которые
предписывали, отправляясь на войну, взять с собой царские сокровища. Этим
правитель придавал отваги своим воинам. Он показывал, что уверен в победе и не
собирается отступать. Ведь ящики с деньгами и драгоценностями затрудняют
бегство, и велика вероятность, что при отступлении ими может завладеть враг.
Отваги египтянам как раз
хватило, чтобы преследовать евреев в расступившемся море — даже когда оно начало
возвращаться в исходное состояние, неся египтянам смерть.
Корах в Египте был на службе у
фараона и имел доступ к его сокровищам, являясь одним из их хранителей. Накануне
Исхода, он воспользовался воцарившимся в стране хаосом и хорошо «погрел руки»,
присвоив значительную часть египетской казны. Ее остатки, как мы выяснили,
попали в руки евреев после гибели в море Суф карательной экспедиции египтян.
Таким образом, сокровища Египта
разделили между собой Корах, с одной стороны, и сыны Израиля — с другой. Вот и
получается, что Корах как бы «проел плешь» в добыче, принадлежавшей всему народу
Израиля.
Но ведь, если более пристально
рассмотреть ситуацию, он, казалось бы, взял сокровища не у сынов Израиля, но — у
фараона. Так какие претензии к нему могут быть?
Поясню это притчей.
В корчму ввалилась веселая
компания гуляк и начала выпивать в свое удовольствие. В какой-то момент все явно
захмелели.
В той корчме присутствовал
воришка. Он быстро оценил ситуацию, подобрался поближе к пирующим и стал очищать
их карманы. Но хозяин корчмы заметил и схватил его за руку.
— Почему ты вмешиваешься? Какое
тебе до этого дело? Я же не у тебя беру! — возмутился вор.
— Но если ты все у них заберешь,
им нечем будет расплатиться за выпивку. Так что получается, что ты воруешь
именно у меня, — ответил корчмарь.
Корах присвоил себе сокровища
фараона. Те самые сокровища, которые должны были достаться сынам Израиля после
гибели их преследователей в море Суф. Поэтому и заключили Учителя, что Корах
сделал проплешину в имуществе сынов Израиля.
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
4. Не будешь господином
своему богатству — станешь его рабом
В нашей недельной главе
рассказывается о богатейшем человеке, которого богатство не сделало счастливым.
И мы читаем: «И взял Корах сын Ицhара, внук
Кеhата,
правнук Леви…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
В действительности, богатство
подвело Кораха. Причем, очень сильно.
Слово «ошер» (богатство)
можно разделить на два. Первое будет состоять из букв аин и вав, а
оставшиеся две буквы составят слово «сар» (властитель, от срара —
власть).
Аин
и вав — буквенная запись числа 76. А это — гематрия (числовое
значение) слова «эвед» (раб).
Таким образом, человек либо
властвует над своим богатством, либо становится его рабом.
В Талмуде (трактат Бава
Кама, лист 17) говорится, что тот, кто изучает Тору и осуществляет
добрые дела, получит долю Иссахара. Как сказано: «Иссахар — осел костистый» (Берешит,
гл. 49, ст. 14).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Иссахар несет на себе ярмо Торы, как крепкий осел с широкими
костями, на которого навьючивают тяжелую ношу.
Иссахар богат недвижимым
имуществом, — добавляет Онкелос (великий Учитель Торы времен написания
Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство, и
учеником раби Акивы; племянник римского императора Тита).
Но какая связь между служением
Торе и недвижимостью?
Объясню это притчей.
Один богатый торговец получил
крупный заказ на поставку большой партии разных товаров. Он связался с
несколькими поставщиками, и они в назначенный день и час привезли ему свои
товары. Он их принял и тут же начал организовывать отправку заказчику.
Поставщики ожидали, что с ними
расплатятся, но торговец, желая все лично проверить и во все вникнуть, носился
без остановки, отдавая распоряжения, то и дело, переругиваясь с работниками.
Поставщики скромно присели в
тени, наблюдая, как торговец бегает с высунутым языком на самом солнцепеке. Он
прилагал и тратил энергии больше, чем любой из его работников.
Солнце начало клониться к
закату, а торговец еще ни разу не присел отдохнуть.
Наконец, кто-то из поставщиков
не выдержал и обратился к торговцу с просьбой позвать хозяина.
— Так я хозяин и есть, —
удивленно ответил торговец.
— Нет, ты не хозяин, ты раб, —
заявил ему поставщик…
Евреи из колена Иссахара
удостоились обладать истинным богатством. Они тратили время на изучение Торы, и
в итоге стали в ней знатоками, и не попали в рабство к своим деньгам. Поэтому и
сказано, что Иссахар был богат недвижимостью. Ведь представители его колена
стали властителями (сар) капиталов, так, что деньги работали на них, а не
они на деньги.
Корах же сделал плохое
приобретение, взял себе негодный товар (трактат Санhедрин,
лист 109). Он стал рабом (эвед) своего капитала. Деньги властвовали над
ним, взращивая в нем гордыню.
Гордыня побудила Кораха вступить
в спор с Моше и Аароном. Да еще и других евреев на это подбить.
О материальном благосостоянии
Кораха в Танахе сказано: «Богатство, которое принесло беду своему владельцу» (Коэлет,
гл. 5, ст. 12).
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
5. На что рассчитывал
Корах в противостоянии с Моше и Аароном
Корах поднял бунт против Моше и
Аарона. Написано в нашей недельной главе: «И взял Корах сын Ицhара,
внук Кеhата,
правнук Леви…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что побудило Кораха выступить против законных лидеров и вождей
народа. Он позавидовал княжескому сану Элицафана, сына Узиэля, которого Моше
назначил предводителем сынов Кеhата по
велению Всевышнего (см. Бамидбар, гл. 3, ст. 30).
Как же поступил Корах?
Он собрал 250 глав судебных
палат, главным образом — из колена Реувена и из тех, кто соседствовал с ним. И
это — Элицур, сын Шедеура, глава колена
Peyвeнa (см.
Бамидбар, гл. 1, ст. 5), его сотоварищи и подобные им по своему
положению в обществе.
Рассказывается в Мидраше
Танхума, что Корах одел их в талиты, полностью изготовленные из голубой
шерсти. И вот, пришли они, встали перед Моше и спросили его:
— В талиты из голубой
шерсти нужно ли вдевать цицит (голубую нить)?
— Нужно, — ответил им Моше.
И они стали они насмехаться над
ним:
— Возможно ли такое? Если весь
талит изготовлен из другого материала, и одной голубой нити достаточно
для него, то эти, полностью сделаны из голубой шерсти, не освободят сами себя?!
А если бы Моше сказал, что не
нужно цицит, над чем бы тогда смеялся Корах? Неужели лишь ради потехи
Корах и сотоварищи устроили этот маскарад?
Аарон и его сыновья, коэны,
для служения в Мишкане были, как известно, помазаны Моше. Для их
помазания использовалось чистое оливковое масло, всего несколько капель.
Корах был сыном Ицhара.
Ицhар
— название оливкового масла.
— Я всецело порождение масла, —
заявил Корах. — А Аарон с сыновьями стали коэнами, благодаря нескольким
каплям его. Выходит, у меня гораздо больше прав на служение в Мишкане, на
коэнство!
Весь трюк с талитами
нужен был Кораху, чтобы Моше признал, что полностью голубой талит не
нуждается в цицит. Тогда и он, Корах, всецело порождение масла (Ицhара)
не нуждается в нескольких каплях помазания и имеет полное право вести служение в
Мишкане и быть коэном.
Но ответ Моше разочаровал
Кораха. И ему ничего не оставалось, как сделать хорошую мину при плохой игре —
попытаться спасти положение, опустившись до насмешек.
Раши задается вопросом: что же
подвигло Кораха выступить против Моше? Ведь он не был дураком. С его стороны,
это было чистым безумием!
И отвечает, что подвели его
глаза — неумение видеть и правильно оценивать ситуацию.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Бамидбар, гл. 18) говорится, что Корах был умен и входил
в число тех, кто нес Ковчег Завета.
Очевидно, Учителя не случайно
связали вместе два этих факта: ум Кораха и то, что он занимался транспортировкой
Ковчега.
Корах не только над Моше
насмехался, он и Аарона подверг лживым нападкам, представляя его жадным,
бессердечным стяжателем, притеснителем бедняков и вдов.
На этот раз объектом претензий и
обвинений Кораха стали особые дары, положенные коэнам, такие, как
трума или выкуп за первенца.
В действительности, Всевышний не
дал левитам и коэнам земельные наделы — с тем, чтобы сыны Израиля
делились с ними своим урожаем и приплодом скота. Причем, в Торе указаны правила,
размеры и виды пожертвований, положенных левитам и коэнам. И тому,
кто выполняет эти указания — обещано в Торе, что он разбогатеет. Как сказано в
Талмуде (трактат Шаббат, лист 119): «Отделяй десятину (асер),
чтобы разбогатеть (ше-титашер)».
Поэтому, дающий (коэну
или левиту) на самом деле — получает (Свыше). Ведь не столько бедняк
нуждается в богаче (дающем ему цедаку; здесь — милостыню), сколько богач
нуждается в бедняках и нищих. Ибо Небеса наделили его богатством ради того,
чтобы он им помогал. И если он не оправдает возложенных на него надежд — его
могут и лишить всего и передать это богатство кому-то другому.
То есть, богатый, состоятельный
человек дает нуждающемуся грош и при этом мнит себя великим меценатом и
благодетелем. Только возможность сделать состояние была ему дарована Всевышним
ради того, чтобы он
пожертвовал
этот грош.
Осознать се это можно только с
помощью эмуны — веры во Всевышнего, Его Тору и ее истинность. Когда есть
эмуна — евреи понимают, что, принося свои пожертвования Аарону, они,
прежде всего, оказывают услугу себе. Но если эмуны нет, образовавшийся
вакуум заполняют инсинуации Кораха.
Ковчег Завета, в перенесении
которого участвовал и Корах, обладал чудесным свойством: его, собственно, не
нужно было носить, потому что он сам нес и себя и своих носильщиков.
То есть, со стороны кажется, что
носильщики переносят Ковчег, но сами носильщики знают, что не они несут Ковчег,
а он их.
Значит, Корах был в состоянии
понять идею, что отделяющие десятину и труму на самом деле получают
гораздо больше, чем дают. Только глаза его подвели. Глаза и умение правильно
оценивать ситуацию.
на основе комментария рава Баруха Шимона Шнейерсона
(автор книги «Биркат Шимон», Польша – Израиль, 1913-2001 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|