Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА “КОРАХ”
Место в Торе:
Бамидбар, гл. 16, ст. 1 - гл. 18, ст. 32.
Почему она так называется?
По имени в первой фразе главы: “И отделился Корах,
сын Ицара, сына Кеата, сына Леви…”.
Обсуждение главы “Корах”
02.06.02
В первой фразе главы читаем: «И отделился Корах». Так
- в переводе. Однако есть в нем некая неточность.
Дословно следовало бы перевести - «И взял Корах». Но что
взял, здесь не написано. Комментаторы уточняют: взял
самого себя. Отсюда и перевод: «и отделился». Но тут
возникает другой вопрос: от кого?
В Пасхальной Агаде рассказывается о сыне-злодее,
который задает такой же вопрос, как и мудрый сын: «Что
это за работа у вас»?
Только умный сын продолжает выяснять все законы,
понятные они или непонятные, все постановления, чтобы их
соблюдать. Поэтому и называет этого сына Агада «мудрым»,
ибо стремление знать и исполнять ведет его к мудрости.
Злодей (раша) - тоже умный. Однако ум его -
дар, не заслуга, а вот манера поведения - уже личный
выбор. Задав свой вопрос, он на этом и останавливается.
Но говорят наши Учителя: «Горе тому, кто изучает Тору не
для того, чтобы соблюдать ее законы».
Он сказал - «что за работа у вас», -
продолжает Агада. «У вас, не у него». И,
тем самым, отделил себя от общины, изменил главному.
Ведь община, ее поведение, как сказано в Агаде -
основа, залог праведности отдельного человека.
Есть правило: «Обычай Израиля - Тора». Еврей должен
жить в религиозной общине. Он может выбрать подходящую
для него общину. Разумеется, такую, в которой стремятся
соблюдать все заповеди. Но, когда он в ней поселился, он
должен придерживаться ее обычаев. Но кто идет
против Общины Израиля, изменяет и ее Источнику,
становится еретиком, отвергающим волю Творца.
В обзоре предыдущей недельной главы мы говорили, что
одиночество не ведет к совершенству. Написано в Торе:
сказал Всевышний, сотворив Адама, что «нехорошо человеку
быть одному» (Берешит, гл. 2, ст. 18).
Задача человека - помогать другим и совершенствовать
себя в общении с ними. В одиночестве человек может не
заметить своей ошибки, пойти по неправильному пути,
который ведет его к гибели.
Но вспомним слова Талмуда, что человек - это малый
мир, и тот, кто спас одну душу, как будто спас целый
мир.
Какой вывод мы делаем из этих высказываний? Они учат,
что в человеке заложено все, что есть в огромном мире. И
еще: между человеком и окружающим его миром существует
тесная взаимосвязь. Падая, человек увлекает за собой
других. И не только потому, что не хочет оставаться в
одиночестве, считая, что «общая беда - половина
утешения».
Есть и еще причина: все евреи связаны друг с
другом и несут друг за друга ответственность. И хотя
взаимозависимость проявляется во всем мире, к евреям это
относится в гораздо большей степени.
Если человек отделил себя и стал «черной дырой», в
эту дыру неизбежно начинают проваливаться те, кто попал
в поле его воздействия. Так было с посланниками, о
которых мы говорили в предыдущем обзоре недельной главы
Шелах, так и здесь, в истории о Корахе.
Сказано: «…и взял Корах». Что он взял? Об этом и
рассказывает наша глава. Он «взял» из общины многих
людей и привел их к гибели. И вообще, чуть было не
разрушил всю общину. Как же ей удалось спастись?..
03.06.02
Вернемся к пасхальной Агаде. В ней дается важный
жизненный и психологический совет. «Притупи (или вырви)
ему зубы», - рекомендует Агада на случай, если
имеешь дело с умником, который зубоскалит, высмеивает
общину, исполняющую волю Творца.
Что это значит? Не слишком ли категорично это звучит?
Быть может, «умнику», как и мудрому сыну, следует
обстоятельно все разъяснить?..
Мидраш рассказывает.
Дело было в Хевроне у пещеры Махпела, которую
приобрел за большие деньги Авраам, чтобы сделать ее
усыпальницей праотцев и праматерей и похоронить там
жену. Сыновья Яакова (Исраэля) пришли хоронить своего
отца, и туда же явился Эсав, близнец и ненавистник
Яакова. И сказал, что по праву это место принадлежит
ему, ибо он - первенец, не Яаков.
Сыновья Яакова стали искать аргументы, пытаясь
убедить своего дядю в том, что он не прав. Они
предлагали ему деньги, но тот не уступал. Тогда Хушим,
внук Яакова, видя, как накаляются страсти, взял дубину
(или меч) и дал Эсаву по голове, и она закатилась в
пещеру (голова была умная). И тогда братья похоронили
Израиля на его законном месте (Эсав по своей воле продал
брату первородство, а отец их, Ицхак, дал Яакову свое
благословение и браху, благословение Авраама,
поэтому только потомки Яакова - евреи).
Почему Хушим так поступил? Он был глух. И нюансы не
уловил. Просто видел: деда его не дают похоронить на
завещанной еврейскому народу земле. Разве можно стерпеть
такое?!
Имя этого внука - Хушим, что в переводе на русский
язык означает - «чувства». Братья слушали Эсава, внимая
его словам, а в результате престали видеть реальность. А
Хушим испытал глубокие чувства, ибо увидел неправду и
несправедливость. Потому и ударил Эсава. Есть вещи, о
которых не спорят…
Так и Агада. В ней говорится: «Ты скажи ему - если бы
он был в Египте, Творец бы не вывел его оттуда». Потому
что он не совершил бы многих «нелепых», необъяснимых
действий - не стал бы мазать кровью барана дверные
косяки, не стал бы делать перед дорогой обрезание. Все
это, на его взгляд, противоречило бы здравому смыслу.
Если бы там, в Египте, он отделился от общины, не
сносить бы ему головы, он бы не был спасен. В лучше
случае, остался бы рабом.
Такое произошло бы и с Корахом, который все мерил
аршином собственной логики.
04.06.02
Прежде мы уже говорили, что Всевышний спас евреев от
египетского рабства, потому что народ страдал и
взмолился о спасении. Комментаторы поясняют эту идею,
разделяя слово Песах, на два слова: пэ сах - «рот
сказал». Обретение речи, ее верное направление - к
Творцу, привело народ к освобождению. Поэтому так важно
в ночь Песаха рассказывать сыновьям Агаду, историю об
Исходе из Египта.
Числовое значение имени Корах
(308)
имеет буквенное выражение - син, хет.
Эти буквы образуют слово сах - «говорил».
Вначале Корах, этот выдающийся демагог, задал
два вопроса, по сути, даже - один: если у человека есть
синяя одежда (см.
обзор недельной главы Корах,
первый годовой цикл), нужна ли ему синяя нить на цицит?
Где же логика - восклицает Корах? И продолжает: если
есть дом, полный свитков Торы, нужно ли ставить на дверь
мезузу (маленький свиток, в котором всего
несколько предложений из Торы - крепится к дверному
косяку)?
И Моше отвечал ему: да, нужно, ибо таков Закон.
Задавая вопросы, Корах хочет на этих примерах
продемонстрировать народу нелогичность претензий Моше и
Аарона: если все перед Творцом равны, если вся община -
святая, почему выделены Моше и Аарон? И Моше отвечает:
таков Закон.
Далее, с успехом играя на чувствах, на милосердии
народа, Корах рисует гипотетическую картину:
установленные Торой налоги постепенно разоряют вдову…
Корах логичен. Логика Моше кажется сомнительной.
Корах разумен. Моше, видимо, нечего ответить ему. Но
жизнь строится по слову Творца, а «логические»
рассуждения Кораха не имеют к ней отношения.
Отметим, что имя Корах в записи на иврите состоит из
тех же букв, что и слово лед (керах). Лед гасит,
уничтожает пламя. Ту же реакцию вызывает логика Кораха.
Мидраш говорит об Амалеке - он хотел остудить жар. То
есть, погубить еврейский народ, не дав ему получить
Тору.
Корах подкупает народ, в частности, своей
искренностью, демонстрируя, что ищет истину, как
исследователь (на иврите хокер - те же буквы, что
и в имени Корах). Но на самом деле он не выделяет
истину, а «смешивает» (рокеах - все те же буквы)
истину с ложью и кодеш им холь: «святое»,
«избранное» - с «песком», повседневностью,
материальностью. И поэтому Моше говорит народу: бокер
- утром! Утро вечера мудренее, свет утра отделит
истину от лжи, и тогда станет ясно, что мир неоднороден,
что есть в нем святое и не святое, главное и
второстепенное, и наша задача - не взирать равнодушно на
добро и зло, но - отделять одно от другого…
05.06.02
Корах был благословлен Творцом. Он был очень богат,
образован, происходил из знатного рода и так хорошо
владел даром речи, что, высказывая свои сомнения, увлек
за собой именитых людей. Моше был скромен. Не умел
говорить с народом от своего имени. Он мог только
пророчествовать, быть рупором Творца.
Итак, Корах был готов к бунту и чувствовал себя
уверенно. И вдруг вся его затея терпит крах. Земля
раскалывается у него под ногами, разверзается (на иврите
- бака). Те же буквы образуют слово кева -
постоянство.
И всем стало ясно: неожиданно, в одно мгновение,
человек может потерять все, и постоянство естественного
порядка в мире не существует само по себе, оно каждое
мгновение поддерживается волей Всевышнего.
Чего добивался Корах?
Близости к Творцу, более высокого положения, и хотел
силой достичь желаемого, навязать Ему свою волю. Не так
ли поступил и Каин? Ему было важно устранить
«конкурента» на земле. Но не вышло. Чтобы
возвыситься и приблизиться к Творцу, человек должен «на
себя оборотиться», улучшить свое поведение, устремить
свое сердце к Нему.
Подобная ошибка все время повторяется в истории.
Народы совершают ее, в частности, по отношению к евреям.
Вместо того, чтобы менять свой образ жизни, строя себя
по «образу и подобию» Всевышнего, они предпочитают
убивать или унижать тех, кто своим присутствием
напоминает о Нем.
Стремясь к величию, Корах разрушал заповеданную
структуру еврейского народа, подрывал основы традиции,
а, в конечном счете, отказался не только от исполнения
воли Всевышнего, но и от Него Самого.
Если бы Корах победил, у евреев не было бы
продолжения. Народ Израиля живет непрерывной связью с
Творцом, исполнением Его воли во всех ее проявлениях.
Обратим внимание: недельная глава Корах
следует за главой Шелах, центральная часть
которой посвящена описанию истории с разведчиками (см.
на сайте
обзоры недельной главы Шелах,
первый и
второй годовые циклы). И не случайно. Ибо Корах,
также как разведчики, взбунтовался против воли Творца,
выраженной устами Моше. Но есть между ними и различие.
Разведчики, ссылаясь на «очевидные» факты, призывают
к обособленности существования народа Израиля в пустыне,
его изоляции от обыденной жизни, к отшельничеству.
Корах говорит о равенстве, однородности общины, его
примеры порочат саму идею избранности. Он призывает
руководствоваться, как все народы, не велением Свыше, но
- логикой, соображениями собственного разума. В этом
смысле, бунт Кораха противоположен бунту разведчиков.
Задача еврейского народа заключается в том, чтобы
жить в этом мире среди людей, но - обособленно, соблюдая
Закон Всевышнего, в максимально возможной степени. И это
- очень непросто.
В дальнейшей еврейской истории неоднократно
повторялись попытки отказаться от авторитетов и
полагаться на собственное понимание Закона. Яркий тому
пример - цдуким (саддукеи - две тысячи лет
назад), или - караимы (тысячу лет назад). В наши дни
последователями Кораха можно назвать представителей
консервативного, реформистского и прогрессивного,
«гуманистического» иудаизма, путь которых ведет к
безбожию, заменяя веру и исполнение Высшего Закона
полной свободой выбора точек зрения и поведения.
Цдуким и караимы перестали быть евреями. Подобная
ужасная перспектива открывается и перед другими евреями,
которые отрицают обязательность соблюдения традиции,
основанной на ее передаче от Моше и далее - по
непрерывной цепочке пророков и великих мудрецов.
06.06.02
250 именитых людей, которых увлек за собой Корах,
ожидала другая смерть. Им, последователям
провозвестника всеобщего равенства, вернее -
«уравниловки», была дана возможность добиться своей
цели, испытать себя в роли избранников народа, коэнов
- воскурить благовония. В итоге они погибли, как двое
сыновей Аарона, которые нарушили правила служения в
Храме.
Вот как описано это в нашей главе: «Огонь вышел от
Творца и поглотил двести пятьдесят человек, принесших
смесь благовоний. И Творец сказал Моше: вели Элазару,
сыну Аарона-коэна, пусть соберет из пожарища их
совки (в которых была смесь для воскурений)... ибо они
освятились» (гл. 16, ст. 35, гл. 17, ст. 1,2).
Эти люди, стремясь к святости, допустили ошибку. Но в
результате Творец совершил чудо. Произошло освящение Его
Имени (явление Его Высшего Присутствия), и Огонь освятил
их. На суть происшедшего указывает и число соратников
Кораха, 250, которое записывается на иврите буквами
рейш, нун, составляющими слово нер - свеча.
Они сгорели как свеча, освящая Его имя. А их совки
расплющили и металлом покрыли мизбеах (в
приблизительном переводе на русский язык - жертвенник).
Медь этих совков напоминает, что человек должен
радоваться своему уделу и благодарить Творца, принимая
Его волю.
Но поразительно - совершенные Создателем чудеса не
испугали и не убедили народ, стремящийся к
справедливости. В тексте нашей главы сказано: «И
возроптало все общество Сынов Израиля на следующий день
на Моше и Аарона, и сказали: вы умертвили народ Творца»
(гл. 17, ст. 6).
И начался мор в народе. Аарон взял благовония и
побежал спасать тех людей, которые только что собирались
забросать его и Моше камнями. Умиротворяющее благоухание
остановило мор.
И повелел Творец, чтобы вожди всех колен принесли
свои посохи, с именами предводителей - на каждом из них,
и положили их в Шатре Откровения, пред Ним. А на
следующее утро «расцвел посох Аарона, от дома Леви,
цветами, и пустил почки, и созрел на нем миндаль» (гл.
17, ст. 23). И только тогда поверил народ в избранность,
кдушу коэнов - Аарона, его сыновей.
Почему использован именно этот метод доказательства?
На это тоже дают намек слова Торы. Посох главы колена
называется на иврите мате, числовое значение
этого слова - 54, что записывается буквами нун, далет,
образующими корень слова дан - «судить». Главы
колен были также судьями, а их посохи - символом их
власти. Вот и были взяты эти посохи, чтобы рассудить,
кто заслуживает высокого положения.
Но почему знаком избранности стал именно миндаль,
это дерево, первым расцветающее весной в Израиле,
обнаруживая скрытую суть, как будто безжизненной зимой
материи?
Буквы слова шакед (миндаль) образуют слово
кадош - «святой», «избранный».
Избранный народ принял свое предназначение и сохранил
себе жизнь. Навсегда, ибо слово шакед означает
еще и - «постоянный».
Автор текста Гедалия
Спинадель
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|