ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «КОРАХ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.

Почему она так называется?

По имени в первой фразе главы: «И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».

Обсуждение главы «Корах»

1. Что взял Корах?

Начало нашей недельной главы кажется несколько странным. Написано в ней: «И взял Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1). Но что именно он взял — здесь не сказано.

Теперь нам придется ломать голову в поисках ответа.

Учителя, конечно же, не бросают нас в трудной ситуации. Они, жалея наши головы, приходят на выручку. Каждый, открывая одну из граней Истины — со своим объяснением. 

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, в частности, что Корах «взял самого себя», сам повел себя в другую сторону — чтобы выделиться из общины и оспаривать место главного коэна (на которое был избран Аарон, брат Моше Рабейну). 

Примерно то же самое подразумевает и Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита) в своем переводе. Он, Корах, как отмечает Онкелос — «отделился» от всей общины, чтобы инициировать и поддерживать раздор.

Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) говорит, что Кораха «взяло» его сердце — он был одержим пагубными страстями, с которыми не мог совладать. 

А в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 109) сказано, что Корах совершил плохую сделку, приобрел негодный товар — распрю, которая погубила немало людей.

Все эти объяснения, конечно же, служат прекрасным дополнением, но никак не отменяют простое, прямолинейное (назовем его так) понимание нашей фразы.

Написано: «И взял Корах…». А, что именно взял — не написано. Значит, ничего и не взял? 

Случалось ли вам ловить муху?

Наверняка — случалось. И не всегда в этом вам, конечно же, сопутствовала удача. Бывало, резко сожмешь ладонь в кулак, а муха — вывернулась и успела улететь. 

А вот, еще пример: охота на тигра.

Охотник натыкается на спящего тигра и бросается на него, хватает двумя руками... Можно ли сказать, что охотник поймал тигра? Скорее, мы скажем, что у тигра появился обед.

Корах решил спорить с Моше, слугой Всевышнего — с человеком, который заставил фараона отпустить евреев из Египта, велел морю расступиться и ради которого в пустыне выпадал ман (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?», № 706). С тем самым человеком, который поднялся на Небеса и спустил народу Тору…

Был ли у Кораха хоть малейший шанс победить?

Корах затеял изначально провальную авантюру.

Написано: «И взял Корах…».

Так что же он взял?

Ничего он не взял. Земля — взяла его…

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

 

2. Воевать с Израилем и Торой — все равно, что с Всевышним

 

Написано в нашей недельной главе: «И поднял бунт Корах» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1). Но против кого — не сказано. 

Напрашивающийся ответ — против Моше и Аарона. На самом же деле — не только против них. И не столько против них.

Корах попытался подорвать устои Торы, поколебать веру в Творца. То есть — начал войну против Всевышнего и Торы. Войну, конечно же — безнадежную. Неудивительно, что Кораха ожидал полный, весьма глубокий провал.

Корах, нужно отметить, был в этом не первым. И — не последним. Первопроходцами в борьбе за безнадежное дело, в борьбе с Творцом мира, следует признать строителей Вавилонской башни. По их замыслу, как рассказывается в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 38), башня главой должна была доставать до Небес. И венчал бы ее идол с обнаженным мечом в руке, которым он угрожал бы Небу. 

Это было смешно и по-детски наивно. Есть ли шанс у комара против человека

Есть! Расчесанные, зудящие покраснения свидетельствуют об этом. Но у людей, восставших против Творца нет никаких шансов. Всевышний даже не убил их. Он, как сказано в том же Мидраше, только смешал языки, и они сами проломили друг другу черепа ломами и молотками.

Но человечество не извлекает уроков.

Фараон решил не уступать Всевышнему, и — получил десять казней. Фараон мог задирать Куша, воевать с Мидьяном, но Хозяин Мира — это уже слишком. Сильнейшая в мире Египетская империя была разграблена и разрушена. 

Санхерив (ассирийский царь) привел свою огромную армию, насчитывающую 185 тыс. воинов, к вратам Иерусалима. Для чего? — Чтобы удобрить войском землю.

Аман решил уничтожить всех евреев персидского царства. Он отсчитывал серебро и бросал жребий им на погибель. Его предупреждали не связывайся!

Но Амана нельзя было остановить.

— Тот Всевышний уже стар, — заносчиво отвечал Аман (Мидраш Раба на Мегилат Эстер, гл. 7).

Каков итог?

Аман не дожил до старости, а вместе с ним — были казнены и десять его сыновей. 

В той же компании впоследствии оказались — Антиох, не выдержавший ударов еврейских ополченцев, затем — римский император Тит, которому комар выел мозг…

Так — вплоть до наших дней, включая поверженного Гитлера (да сотрется имя злодея!) и скоропостижно испустившего дух Сталина.

В каждом поколении находятся враги, пытающиеся нас уничтожить — окончательно решить набивший им оскомину «еврейский вопрос», ибо все остальные они давно уже решили. Но Всевышний — на нашей стороне. С нами — Его, переданное через пророка обещание: «Всякое орудие, сделанное против тебя, не будет успешно» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 54, ст. 17).

Убедительное подтверждение этому, например — северокорейские «Скады», изготовленные по советской технологии и выпущенные по Израилю Саддамом Хусейном. 

Вы, наверное, обратили внимание, что сначала мы говорили о злодеях, воюющих с Творцом, а потом плавно перешли на наших личных врагов. Так вот, сказано в нашей недельной главе: «Встань же, Всевышний, и рассеются враги Твои, и обратятся в бегство ненавистники Твои от лица Твоего» (Бамидбар, гл. 10, ст. 35). 

Ненавистники Всевышнего, они же — ненавистники Израиля. Ибо всякий ненавидящий Израиль, ненавидит Того, Кто сотворил мир. Как написано в Танахе: «...и ненавистники Твои подняли голову» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 83, ст. 3).

А кто они?

Это те, — отмечает в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — кто «против народа Твоего недоброе замышляют втайне».

Так что, все сказанное о ненавистниках Творца и Торы — верно и в отношении ненавистников Израиля. Ведь Творец, Тора и Израиль — единое целое.

Кораха, ополчившегося на Тору 3 тысячи лет назад, ждала незавидная участь

Потерпели фиаско греки, воевавшие с Торой во времена Второго Храма. Та же судьба ждет и современных «борцов с религиозным засильем», с еврейским образом жизни, с еврейским воспитанием, традициями, борцов с чистотой семейной жизни, с шаббатом, с кашрутом.

Очень горько осознавать, что среди них, наряду с разноплеменным сбродом, есть и наши братья — такие же евреи, как мы. Поэтому нужно их предупредить, дать им шанс опомниться. Опомниться, пока не постиг их жестокий провал.

Мы обращаемся к ним словами Моше (Бамидбар, гл. 16, ст. 7): «Рав лахем!» (не слишком ли много вы на себя берете).

Выступать против Торы и записанных в ней законов — все равно, что воевать с Всевышним. В этом еще никто не преуспел. И вам это тоже — не по зубам. Так что, лучше откажитесь от своей глупой затеи...

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

3. Победа: только без злорадства

Двести пятьдесят именитых мужей претендовали на место главного коэна в Храме (коэна гадоль), на место Аарона. Каждый из них мечтал скинуть Аарона и стать главным в Храме, вместо него. Но ничего у них не получилось

Читаем в нашей недельной главе: «И огонь вышел от Всевышнего, и пожрал двести пятьдесят человек, приносивших воскурение» (Бамидбар, гл. 16, ст. 35). 

После этого было велено Моше сказать Элазару, сыну Аарона, чтобы тот собрал совки на которые бунтовщики положили воскурения, поскольку эти совки, соприкоснувшись с воскурением — освятились (Бамидбар, гл.17, ст. 2). 

Далее в Торе (Бамидбар, гл.17, ст. 4) написано: «И взял Элазар медные совки... и сделал из них покрытие для мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»)». 

Возникает вопрос: почему всем этим занимался не сам Аарон, но сын его Элазар?

Дело в том, что эти двести пятьдесят павших от огня Небесного, положили свои жизни, борясь против Аарона, споря с ним, переча ему. И если сейчас Аарон соберет их совки, это будет выглядеть как злорадство, как демонстрация силы. Тора же — запрещает подобное.

Если победил — сохраняй хладнокровие, не торжествуй, но — сожалей, сокрушайся о незавидной участи побежденных.

Однажды между рабаном Гамлиэлем (великий Учитель, глава Санѓедрина — Высшего Суда, 2-й век) и раби Иегошуа (великий Учитель Мишны) из-за несогласия в одном галахическом вопросе — возникла некая напряженность. Об их споре сказано, что он был — во Имя Небес. 

Учителя приняли сторону рабби Иегошуа. И постановили на определенное время сместить рабана Гамлиэля с поста главы Сангедрина.

Кого же назначили вместо него?

Если бы на его место назначили бы раби Иегошуа — это бы выглядело бы как месть, как злорадство, как триумф. И Сангедрин возглавил раби Элазар бен Азария (великий Учитель Мишны, 2-й век), которому было тогда восемнадцать лет.

Приведем еще один пример из недавней истории.

Руководители политической партии «Поалей Агудат Исраэль» подверглись серьезной критике со стороны самых значимых раввинов и глав поколения. На выборах партия с треском провалилась, канув в небытие. По этому поводу, то здесь, то там, послышалось ликование.

Рав Элазар-Менахем Шах (глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке; один из религиозных лидеров Израиля; Литва – Эрец Исраэль, 20-й век) сделал все, чтобы это ликование прекратилось. «Мы считали своим долгом воевать с этой партией, — сказал он, в частности, — ибо велика была опасность, исходящая из нее. Теперь важно понять, что во главе ее стоят евреи, и евреи отдали за нее голоса. И те и другие удручены и чрезвычайно огорчены результатом выборов. Так как же можно радоваться, когда у другого еврея кошки на душе скребут?». 

Известно, что наши основные светила, солнце и луна, изначально были созданы одинаковыми по размеру. Но луна стала возмущаться — мол, не могут два царя быть под одной короной. Тогда Всевышний велел ей себя уменьшить. Но, чтобы облегчить наказание и в качестве компенсации, Творец придал луне еще и небесное воинство — планеты, звезды и кометы.

И не только это. Еще в виде примирительного жеста, Творец велел каждый рош ходеш (новомесячье) совершать особое повинное приношение — хатат. Приношение — в день, когда луна уменьшает себя до минимальных размеров.

Это приношение — тоже служит компенсацией луне. И этим Творец показывает нам, что наказание — вынужденная мера. Поэтому не радоваться нужно, а сожалеть о нем.

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

 

4. С Торой — даже палка зацветет

 

Чтобы сыны Израиля не роптали, Всевышний велел Моше собрать посохи предводителей колен и положить их в Шатер Откровения, перед Ковчегом Завета (Бамидбар, гл. 17, ст. 19). 

И здесь мы читаем: «И будет: человек, которого Я изберу — его посох расцветет» (там же, ст. 20).

Среди двенадцати посохов, отобранных на конкурс, Тора особым образом выделяет посох Аарона. Как написано: «И посох Аарона среди их посохов» (Бамидбар, гл. 17, ст. 21). 

Посох Аарона был помещен посредине, между других посохов, — объясняет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), взяв за основу то, что сказано в Мидраше Танхума, — чтобы не сказали, что он расцвел, потому что был ближе к Шехине (Присутствие Всевышнего).

Итак, посох Аарона со всех сторон был окружен посохами предводителей других колен. Однако расцвел — именно он. 

О чем это свидетельствует?

Колено Леви (а именно это колено представлял посох Аарона) черпает свою силу от всех остальных колен, в свою очередь, являясь их посланником в служении Всевышнему.

Во время переходов по пустыне, на остановках, левиты всегда располагались лагерем вокруг Мишкана (Переносного Храма), а сыны Израиля (все остальные колена) — размещали свои станы вокруг левитов. Ровно то же самое было и сейчас, с посохами.

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что те, кто всерьез изучает Тору — левиты своего поколения. Ведь главная задача левитов — изучать Тору и передавать ее знания другим в народе Израиля. Поэтому они должны жить среди других колен, подобно тому, как посох Аарона был помещен «среди их посохов». Чтобы влиять на свое поколение, служить примером добрых дел и духовной работы. Светить и быть ориентиром, подобно тому, как внутренний круг проецирует свет на круг внешний.

Так распространяется Свет Творца, Свет Торы в Израиле.

И если левиты — не только те, кто принадлежит колену Леви, но и знатоки Торы, « левиты поколения», согласно Рамбаму, то и они должны соответствовать сказанному: «Учат законам Твоим Яакова, Торе Твоей Израиль» (Дварим, гл. 33, ст. 10).

Тогда и их посохи — расцветут. И даже принесут плоды…

на основе комментария рава Моше Альшиха

(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха;

Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)

 

 

5. После ночи — расцвет

 

В нашей недельной главе говорится о чудесном избрании Аарона и всего колена Леви — служителями Всевышнего в Храме.

Моше, по приказу Всевышнего — собрал посохи у глав колен и поместил их в Кодеш Кодашим (Святая Святых — центральное помещение Храма).

В Торе постановление Творца выражено в словах: «И будет: муж, которого Я изберу — посох его расцветет» (Бамидбар, гл. 17, ст. 20).

Чтобы люди не заподозрили Моше в подтасовке и подыгрывании Аарону, он положил посох Аарона между посохами глав колен. Иначе, они (проигравшие) могли бы распускать дурную молву. Они, проигравшие, могли бы говорить, что Моше по «блату», создавая родственнику особые условия, положил посох Аарона ближе к Ковчегу Завета. Туда, где выше кедуша (святость), где пребывает Шехина (Присутствие Всевышнего). Вот он, посох Аарона — и расцвел.

Только это была излишняя предосторожность.

В комментарии раби Яакова бен Ашера (известен и как Тур и Бааль hа-Турим, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) сказано, что расцвел не только посох Аарона. Расцвели — все посохи. Ведь в Святая Святых — все цветет. Не может не цвести.

Но тогда почему был избран именно Аарон? И вообще, как узнали, что избран он, а не кто-либо другой? 

Вспомним, как во дворце Паро (фараона) посох Аарона проглотил посохи всех египетских жрецов, магов и колдунов (см. Шемот, гл. 7, ст.12).

Так вот, сейчас он, этот посох, поступил точно так же.

Расцветший посох Аарона привычными движениями — с легкостью слопал посохи своих коллег. Цветущие посохи.

Весь мир пострадал от прегрешения первого человека — Адама.

Мир пострадал и во время разрушения Первого и Второго Храмов.

Единственное, что никак не было задето — это Тора. Ведь это о ней в Танахе (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 8) написано, что «Тора Всевышнего — цельная». 

Из всего сказанного следует, что даже самый «сухой» человек, если посвятит себя изучению Торы — обязательно расцветет и даст плоды.

Обратите внимание, чудо с посохами произошло не сразу, но — лишь на следующий день.

Почему?

Потому что нужно было, чтобы прошла ночь — чтобы посохи, перед тем, как зацвести, прошли сквозь темень и мрак.

Так зерно, перед тем, как дать росток, уходит в черную землю и почти полностью сгнивает в ней.

Также и человек, пройдя тяжелые испытания, укротив свою гордыню, и занявшись изучением Торы — цветет и приносит прекрасные плоды…

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гур

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «КОРАХ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.

Почему она так называется?

По имени в первой фразе главы: «И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».

Обсуждение главы «Корах»

1. Что взял Корах?

Начало нашей недельной главы кажется несколько странным. Написано в ней: «И взял Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1). Но что именно он взял — здесь не сказано.

Теперь нам придется ломать голову в поисках ответа.

Учителя, конечно же, не бросают нас в трудной ситуации. Они, жалея наши головы, приходят на выручку. Каждый, открывая одну из граней Истины — со своим объяснением. 

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, в частности, что Корах «взял самого себя», сам повел себя в другую сторону — чтобы выделиться из общины и оспаривать место главного коэна (на которое был избран Аарон, брат Моше Рабейну). 

Примерно то же самое подразумевает и Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита) в своем переводе. Он, Корах, как отмечает Онкелос — «отделился» от всей общины, чтобы инициировать и поддерживать раздор.

Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) говорит, что Кораха «взяло» его сердце — он был одержим пагубными страстями, с которыми не мог совладать. 

А в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 109) сказано, что Корах совершил плохую сделку, приобрел негодный товар — распрю, которая погубила немало людей.

Все эти объяснения, конечно же, служат прекрасным дополнением, но никак не отменяют простое, прямолинейное (назовем его так) понимание нашей фразы.

Написано: «И взял Корах…». А, что именно взял — не написано. Значит, ничего и не взял? 

Случалось ли вам ловить муху?

Наверняка — случалось. И не всегда в этом вам, конечно же, сопутствовала удача. Бывало, резко сожмешь ладонь в кулак, а муха — вывернулась и успела улететь. 

А вот, еще пример: охота на тигра.

Охотник натыкается на спящего тигра и бросается на него, хватает двумя руками... Можно ли сказать, что охотник поймал тигра? Скорее, мы скажем, что у тигра появился обед.

Корах решил спорить с Моше, слугой Всевышнего — с человеком, который заставил фараона отпустить евреев из Египта, велел морю расступиться и ради которого в пустыне выпадал ман (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?», № 706). С тем самым человеком, который поднялся на Небеса и спустил народу Тору…

Был ли у Кораха хоть малейший шанс победить?

Корах затеял изначально провальную авантюру.

Написано: «И взял Корах…».

Так что же он взял?

Ничего он не взял. Земля — взяла его…

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

 

2. Воевать с Израилем и Торой — все равно, что с Всевышним

 

Написано в нашей недельной главе: «И поднял бунт Корах» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1). Но против кого — не сказано. 

Напрашивающийся ответ — против Моше и Аарона. На самом же деле — не только против них. И не столько против них.

Корах попытался подорвать устои Торы, поколебать веру в Творца. То есть — начал войну против Всевышнего и Торы. Войну, конечно же — безнадежную. Неудивительно, что Кораха ожидал полный, весьма глубокий провал.

Корах, нужно отметить, был в этом не первым. И — не последним. Первопроходцами в борьбе за безнадежное дело, в борьбе с Творцом мира, следует признать строителей Вавилонской башни. По их замыслу, как рассказывается в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 38), башня главой должна была доставать до Небес. И венчал бы ее идол с обнаженным мечом в руке, которым он угрожал бы Небу. 

Это было смешно и по-детски наивно. Есть ли шанс у комара против человека

Есть! Расчесанные, зудящие покраснения свидетельствуют об этом. Но у людей, восставших против Творца нет никаких шансов. Всевышний даже не убил их. Он, как сказано в том же Мидраше, только смешал языки, и они сами проломили друг другу черепа ломами и молотками.

Но человечество не извлекает уроков.

Фараон решил не уступать Всевышнему, и — получил десять казней. Фараон мог задирать Куша, воевать с Мидьяном, но Хозяин Мира — это уже слишком. Сильнейшая в мире Египетская империя была разграблена и разрушена. 

Санхерив (ассирийский царь) привел свою огромную армию, насчитывающую 185 тыс. воинов, к вратам Иерусалима. Для чего? — Чтобы удобрить войском землю.

Аман решил уничтожить всех евреев персидского царства. Он отсчитывал серебро и бросал жребий им на погибель. Его предупреждали не связывайся!

Но Амана нельзя было остановить.

— Тот Всевышний уже стар, — заносчиво отвечал Аман (Мидраш Раба на Мегилат Эстер, гл. 7).

Каков итог?

Аман не дожил до старости, а вместе с ним — были казнены и десять его сыновей. 

В той же компании впоследствии оказались — Антиох, не выдержавший ударов еврейских ополченцев, затем — римский император Тит, которому комар выел мозг…

Так — вплоть до наших дней, включая поверженного Гитлера (да сотрется имя злодея!) и скоропостижно испустившего дух Сталина.

В каждом поколении находятся враги, пытающиеся нас уничтожить — окончательно решить набивший им оскомину «еврейский вопрос», ибо все остальные они давно уже решили. Но Всевышний — на нашей стороне. С нами — Его, переданное через пророка обещание: «Всякое орудие, сделанное против тебя, не будет успешно» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 54, ст. 17).

Убедительное подтверждение этому, например — северокорейские «Скады», изготовленные по советской технологии и выпущенные по Израилю Саддамом Хусейном. 

Вы, наверное, обратили внимание, что сначала мы говорили о злодеях, воюющих с Творцом, а потом плавно перешли на наших личных врагов. Так вот, сказано в нашей недельной главе: «Встань же, Всевышний, и рассеются враги Твои, и обратятся в бегство ненавистники Твои от лица Твоего» (Бамидбар, гл. 10, ст. 35). 

Ненавистники Всевышнего, они же — ненавистники Израиля. Ибо всякий ненавидящий Израиль, ненавидит Того, Кто сотворил мир. Как написано в Танахе: «...и ненавистники Твои подняли голову» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 83, ст. 3).

А кто они?

Это те, — отмечает в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — кто «против народа Твоего недоброе замышляют втайне».

Так что, все сказанное о ненавистниках Творца и Торы — верно и в отношении ненавистников Израиля. Ведь Творец, Тора и Израиль — единое целое.

Кораха, ополчившегося на Тору 3 тысячи лет назад, ждала незавидная участь

Потерпели фиаско греки, воевавшие с Торой во времена Второго Храма. Та же судьба ждет и современных «борцов с религиозным засильем», с еврейским образом жизни, с еврейским воспитанием, традициями, борцов с чистотой семейной жизни, с шаббатом, с кашрутом.

Очень горько осознавать, что среди них, наряду с разноплеменным сбродом, есть и наши братья — такие же евреи, как мы. Поэтому нужно их предупредить, дать им шанс опомниться. Опомниться, пока не постиг их жестокий провал.

Мы обращаемся к ним словами Моше (Бамидбар, гл. 16, ст. 7): «Рав лахем!» (не слишком ли много вы на себя берете).

Выступать против Торы и записанных в ней законов — все равно, что воевать с Всевышним. В этом еще никто не преуспел. И вам это тоже — не по зубам. Так что, лучше откажитесь от своей глупой затеи...

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

3. Победа: только без злорадства

Двести пятьдесят именитых мужей претендовали на место главного коэна в Храме (коэна гадоль), на место Аарона. Каждый из них мечтал скинуть Аарона и стать главным в Храме, вместо него. Но ничего у них не получилось

Читаем в нашей недельной главе: «И огонь вышел от Всевышнего, и пожрал двести пятьдесят человек, приносивших воскурение» (Бамидбар, гл. 16, ст. 35). 

После этого было велено Моше сказать Элазару, сыну Аарона, чтобы тот собрал совки на которые бунтовщики положили воскурения, поскольку эти совки, соприкоснувшись с воскурением — освятились (Бамидбар, гл.17, ст. 2). 

Далее в Торе (Бамидбар, гл.17, ст. 4) написано: «И взял Элазар медные совки... и сделал из них покрытие для мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»)». 

Возникает вопрос: почему всем этим занимался не сам Аарон, но сын его Элазар?

Дело в том, что эти двести пятьдесят павших от огня Небесного, положили свои жизни, борясь против Аарона, споря с ним, переча ему. И если сейчас Аарон соберет их совки, это будет выглядеть как злорадство, как демонстрация силы. Тора же — запрещает подобное.

Если победил — сохраняй хладнокровие, не торжествуй, но — сожалей, сокрушайся о незавидной участи побежденных.

Однажды между рабаном Гамлиэлем (великий Учитель, глава Санѓедрина — Высшего Суда, 2-й век) и раби Иегошуа (великий Учитель Мишны) из-за несогласия в одном галахическом вопросе — возникла некая напряженность. Об их споре сказано, что он был — во Имя Небес. 

Учителя приняли сторону рабби Иегошуа. И постановили на определенное время сместить рабана Гамлиэля с поста главы Сангедрина.

Кого же назначили вместо него?

Если бы на его место назначили бы раби Иегошуа — это бы выглядело бы как месть, как злорадство, как триумф. И Сангедрин возглавил раби Элазар бен Азария (великий Учитель Мишны, 2-й век), которому было тогда восемнадцать лет.

Приведем еще один пример из недавней истории.

Руководители политической партии «Поалей Агудат Исраэль» подверглись серьезной критике со стороны самых значимых раввинов и глав поколения. На выборах партия с треском провалилась, канув в небытие. По этому поводу, то здесь, то там, послышалось ликование.

Рав Элазар-Менахем Шах (глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке; один из религиозных лидеров Израиля; Литва – Эрец Исраэль, 20-й век) сделал все, чтобы это ликование прекратилось. «Мы считали своим долгом воевать с этой партией, — сказал он, в частности, — ибо велика была опасность, исходящая из нее. Теперь важно понять, что во главе ее стоят евреи, и евреи отдали за нее голоса. И те и другие удручены и чрезвычайно огорчены результатом выборов. Так как же можно радоваться, когда у другого еврея кошки на душе скребут?». 

Известно, что наши основные светила, солнце и луна, изначально были созданы одинаковыми по размеру. Но луна стала возмущаться — мол, не могут два царя быть под одной короной. Тогда Всевышний велел ей себя уменьшить. Но, чтобы облегчить наказание и в качестве компенсации, Творец придал луне еще и небесное воинство — планеты, звезды и кометы.

И не только это. Еще в виде примирительного жеста, Творец велел каждый рош ходеш (новомесячье) совершать особое повинное приношение — хатат. Приношение — в день, когда луна уменьшает себя до минимальных размеров.

Это приношение — тоже служит компенсацией луне. И этим Творец показывает нам, что наказание — вынужденная мера. Поэтому не радоваться нужно, а сожалеть о нем.

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

 

4. С Торой — даже палка зацветет

 

Чтобы сыны Израиля не роптали, Всевышний велел Моше собрать посохи предводителей колен и положить их в Шатер Откровения, перед Ковчегом Завета (Бамидбар, гл. 17, ст. 19). 

И здесь мы читаем: «И будет: человек, которого Я изберу — его посох расцветет» (там же, ст. 20).

Среди двенадцати посохов, отобранных на конкурс, Тора особым образом выделяет посох Аарона. Как написано: «И посох Аарона среди их посохов» (Бамидбар, гл. 17, ст. 21). 

Посох Аарона был помещен посредине, между других посохов, — объясняет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), взяв за основу то, что сказано в Мидраше Танхума, — чтобы не сказали, что он расцвел, потому что был ближе к Шехине (Присутствие Всевышнего).

Итак, посох Аарона со всех сторон был окружен посохами предводителей других колен. Однако расцвел — именно он. 

О чем это свидетельствует?

Колено Леви (а именно это колено представлял посох Аарона) черпает свою силу от всех остальных колен, в свою очередь, являясь их посланником в служении Всевышнему.

Во время переходов по пустыне, на остановках, левиты всегда располагались лагерем вокруг Мишкана (Переносного Храма), а сыны Израиля (все остальные колена) — размещали свои станы вокруг левитов. Ровно то же самое было и сейчас, с посохами.

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что те, кто всерьез изучает Тору — левиты своего поколения. Ведь главная задача левитов — изучать Тору и передавать ее знания другим в народе Израиля. Поэтому они должны жить среди других колен, подобно тому, как посох Аарона был помещен «среди их посохов». Чтобы влиять на свое поколение, служить примером добрых дел и духовной работы. Светить и быть ориентиром, подобно тому, как внутренний круг проецирует свет на круг внешний.

Так распространяется Свет Творца, Свет Торы в Израиле.

И если левиты — не только те, кто принадлежит колену Леви, но и знатоки Торы, « левиты поколения», согласно Рамбаму, то и они должны соответствовать сказанному: «Учат законам Твоим Яакова, Торе Твоей Израиль» (Дварим, гл. 33, ст. 10).

Тогда и их посохи — расцветут. И даже принесут плоды…

на основе комментария рава Моше Альшиха

(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха;

Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)

 

 

5. После ночи — расцвет

 

В нашей недельной главе говорится о чудесном избрании Аарона и всего колена Леви — служителями Всевышнего в Храме.

Моше, по приказу Всевышнего — собрал посохи у глав колен и поместил их в Кодеш Кодашим (Святая Святых — центральное помещение Храма).

В Торе постановление Творца выражено в словах: «И будет: муж, которого Я изберу — посох его расцветет» (Бамидбар, гл. 17, ст. 20).

Чтобы люди не заподозрили Моше в подтасовке и подыгрывании Аарону, он положил посох Аарона между посохами глав колен. Иначе, они (проигравшие) могли бы распускать дурную молву. Они, проигравшие, могли бы говорить, что Моше по «блату», создавая родственнику особые условия, положил посох Аарона ближе к Ковчегу Завета. Туда, где выше кедуша (святость), где пребывает Шехина (Присутствие Всевышнего). Вот он, посох Аарона — и расцвел.

Только это была излишняя предосторожность.

В комментарии раби Яакова бен Ашера (известен и как Тур и Бааль hа-Турим, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) сказано, что расцвел не только посох Аарона. Расцвели — все посохи. Ведь в Святая Святых — все цветет. Не может не цвести.

Но тогда почему был избран именно Аарон? И вообще, как узнали, что избран он, а не кто-либо другой? 

Вспомним, как во дворце Паро (фараона) посох Аарона проглотил посохи всех египетских жрецов, магов и колдунов (см. Шемот, гл. 7, ст.12).

Так вот, сейчас он, этот посох, поступил точно так же.

Расцветший посох Аарона привычными движениями — с легкостью слопал посохи своих коллег. Цветущие посохи.

Весь мир пострадал от прегрешения первого человека — Адама.

Мир пострадал и во время разрушения Первого и Второго Храмов.

Единственное, что никак не было задето — это Тора. Ведь это о ней в Танахе (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 8) написано, что «Тора Всевышнего — цельная». 

Из всего сказанного следует, что даже самый «сухой» человек, если посвятит себя изучению Торы — обязательно расцветет и даст плоды.

Обратите внимание, чудо с посохами произошло не сразу, но — лишь на следующий день.

Почему?

Потому что нужно было, чтобы прошла ночь — чтобы посохи, перед тем, как зацвести, прошли сквозь темень и мрак.

Так зерно, перед тем, как дать росток, уходит в черную землю и почти полностью сгнивает в ней.

Также и человек, пройдя тяжелые испытания, укротив свою гордыню, и занявшись изучением Торы — цветет и приносит прекрасные плоды…

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19-й в.)

и раби Симхи Бунема из Пшисхи

(Польша, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Можно ли пройти гиюр с тяжелым психиатрическим диагнозом?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля