Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
«КОРАХ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.
Почему она так
называется?
По имени в первой фразе главы:
«И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».
Обсуждение главы «Корах»
1. Неудачный прыжок
В нашей недельной главе читаем о
том, что Корах решает выступить против Моше и Аарона. И в самом ее начале
написано: «И взял Корах...» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Но с чего ему начать спор? За
что зацепиться? К чему придраться?
Предыдущая глава (Шелах)
заканчивается повелением Всевышнего о цицит (об этой заповеди — см. на
сайте, к примеру, в ответе «Помогите глубже понять суть заповеди о цицит»,
№ 4439 — с материалами, обозначенными в нем ссылками). Как сказано: «Говори
сынам Израиля, чтобы делали они себе кисти на краях одежды» (Бамидбар,
гл. 15, ст. 38).
Соседство темы о цицит с
описанием бунта Кораха, как мы уже понимаем — неслучайно. Именно выполнение
заповеди о цицит решил использовать Корах в качестве оружия против Моше.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Бамидбар, гл. 18) рассказывается, что, что Корах,
подступив к Моше, сказал, что талит (см. в упомянутом выше ответе) любого
цвета нуждается в нити цвета тхелет (цвета лазури). Это всем известно.
Но, если весь талит цвета тхелет — разве ему нужна еще голубая
нить?
Эту «странную придирку» и
использовал Корах в качестве предлога для восстания. Неужели он — Корах считался
неглупым человеком — не мог придумать что-нибудь получше, повесомее?
Впрочем, подозрения в отношении
Кораха возникли даже еще до того, как он открыл рот.
В тексте оригинала этого
фрагмента в Мидраше написано, что Корах не подступил к Моше, но — «прыгнул».
Обычно тот, кто ищет Истину, кто
действительно заинтересован получить ответ на свой вопрос — не прыгает, но
скромно подходит к учителю и сосредоточенно беседует с ним, сожалея о своем
непонимании. А ведь Моше был наставником и учителем всего еврейского народа.
Значит — и Кораха.
Если же в заданном вопросе
звучат нотки злорадства и насмешки, звучит некий вызов — можно не сомневаться,
что вовсе не стремление к Истине заставило человека задать свой вопрос. Но —
желание унизить, высмеять оппонента, продемонстрировать свое превосходство над
ним.
Горны войны пели в голове
Кораха. Поэтому он «прыгнул» к Моше. Не подошел с вежливым поклоном, как
подобает ученику перед учителем, но — уподобил себя бойцу, прыгающему в самую
гущу схватки. И этим уже — раскрыл свои намерения.
Перед нами — не ученый муж,
пытающийся разобраться в сложном вопросе, который возник у него в процессе
постижения Торы, человек, жаждущий что-то узнать, но — корыстный интересант,
рвущийся к власти под популистскими лозунгами.
Корах не рассчитал свои силы,
переоценил себя. Поэтому его прыжок оказался прыжком — в лужу. И даже еще хуже —
в саму преисподнюю.
на основе комментария рава Хаима-Дова Альтусского
(автор книги «Хидушей Батра», глава йешивы «Тора Ор»;
США – Израиль, 1927-2012 гг.)
2.
Что не учел Корах
В нашей недельной главе
рассказывается о бунте, который поднял Корах против Моше и Аарона. И в Торе об
этом читаем: «И собрались они против Моше и Аарона, и сказали им: Полно
(ударение на первом слоге) вам, ведь вся община, все они святы, и с ними
Всевышний. Почему же возноситесь вы над общиной Творца?!» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 3).
По мнению Кораха и его
соратников, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) их претензию, взяв за основу
написанное по этому поводу в Мидраше Танхума, — Моше и Аарон
незаконно захватывали себе высокие должности. И если уж Моше взял в свои руки
царскую власть, ему, на взгляд бунтовщиков, не следовало назначать главным
коэном своего родного брата. Ведь не только они, Моше и Аарон, слышали на
Синае: «Я — Всевышний твой». Вся община это слышала.
Смысл этой претензии, вообще-то
— не очень понятен. Даже если и все евреи — святы, это никоим образом не мешает
Моше и Аарону больше других подходить на эти высокие должности. И то, что
Всевышний пребывает с общиной — никак не умаляет личные качества Моше и Аарона.
Неужели Корах и сотоварищи
опустились до столь безосновательных придирок и нападок? Неужели нельзя было
придумать что-то другое, более разумное?
И все же постараемся понять
позицию Кораха. Возможно, она содержит какую-то логику. Ведь Корах, как отмечает
в своем комментарии к этой недельной главе, был весьма сообразительным
человеком.
Когда евреи сотворили золотого
тельца, Моше находился в высших мирах, общался с Творцом мира. Но увидев тельца,
Всевышний прогнал Моше, сказав ему: «Иди, спустись, потому что извратился народ
твой» (Шемот, гл. 32, ст. 7).
Речь идет не только о физическом
спуске, — подчеркивает Раши. — Всевышний велит Моше спуститься с «пьедестала»
величия, со своего высокого положения.
Ведь Он наделил Моше величием,
как говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 32) только ради
них, сынов Израиля.
И Моше, как написано в Мидраше
Танхума, по решению Небесного Суда — был предан отлучению.
Выходит, величие Моше, его
высокое положение, его власть — все это зависит от духовного состояния народа
Израиля. Если сыны Израиля живут по Торе и заповедям, Моше — на высоте.
Пренебрегают установлениями Творца — Всевышний велит ему спуститься.
Теперь претензия Кораха к Моше и
Аарону стала нам понятнее.
«Полно вам!», то есть — «в том,
что Вы получили власть и достигли высокого положения — нет вашей личной заслуги.
Вся община, все евреи в ней — святы, и с ними Всевышний. В этом причина вашего
успеха».
Но, если так, то «почему же
возноситесь вы над общиной Творца?». И вот тут-то сообразительность подвела
Кораха — он явно дал маху. Этой фразой Корах раскрыл свои истинные намерения —
самому вознестись над общиной. По отношению же к Моше и Аарону, упрек в
стремлении возвыситься, звучит совершенно нелепо. Их скромность не подлежит
сомнению. «А мы, что есть мы?» — говорят они о себе (Шемот, гл.
16, ст. 7).
Заметьте, даже не «кто», но —
«что». Существует ли большее пренебрежение титулами?
Да, Корах был умен. Однако же
то, что есть люди, которых совершенно не интересуют величие и власть — оказалось
выше его понимания.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби
Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Моше и чужая жена
Написано в нашей недельной
главе: «И услышал Моше и пал ниц» (Бамидбар, гл. 16, ст. 4).
Такова была реакция Моше на бунт Кораха.
В Талмуде (трактат
Сангедрин, лист 110) сказано, что Моше заподозрили в связи с чужой
женой.
Это звучит, по меньшей мере —
странно. Мы знаем о нападках Кораха на Моше и Аарона из текста Торы и из
Мидрашей. Корах обвинял их в стремлении к величию, в узурпации власти, в
искажении законов Торы. Но — прелюбодеяние... Будучи пророком и постоянно
общаясь с Всевышним, Моше обязан был воздерживаться даже от супружеских
отношений со своей собственной женой, а уж с чужой... Неужели кто-то мог
помыслить о нем такое?
Впрочем, если это написано в
Талмуде, значит нужно не горячиться, но — постараться разобраться, о чем здесь
может идти речь.
Начнем с комментария Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век).
Он пишет, что у Моше, когда он
узнал о бунте Кораха и понял, в какую распрю тот пытается втянуть народ —
буквально опустились руки, и он был не в состоянии молиться о спасении.
Между тем, он уже оказывался в
подобной ситуации, и не раз. Например — когда евреи сделали золотого тельца.
Тогда Всевышний решил уничтожить идолопоклонников и произвести новый народ от
Моше. Как написано: «И уничтожу Я их, а от тебя произведу великий народ» (Шемот,
гл. 32, ст. 10).
Теперь откроем Талмуд. В конце
трактата Берахот объясняется, как истолковывать сновидения. И в
частности, там (лист 57) говорится, что тот, кому приснилось, будто он вступил в
близкие отношения с замужней женщиной — удостоится будущего мира. Причем —
получит не только свой удел, но еще и удел другого еврея. Так следует понимать
этот сон.
Теперь вернемся к нашей
недельной главе.
Корах и примкнувшие к нему 250
знатных мужей поднимают бунт против Моше. До сих пор, если Моше попадал в
подобную ситуацию, он обращался с мольбой к Всевышнему, молил Его о спасении. Но
сейчас, как явствует из комментария Раши, у Моше опустились руки. Он не молился.
Возникает вопрос: почему?
— Ты рассчитываешь, что Творец
уничтожит нас! — воскликнули бунтовщики. — Ты спишь и видишь, как завладеешь
нашими уделами в будущем мире! Ты уподобил нас замужней женщине, с которой
задумал вступить в связь.
Но на самом деле молчание Моше
имело совсем другое объяснение. О нем нам и поведал Раши.
Моше не молился о спасении,
потому что ему было стыдно. Ведь бунт Кораха был уже четвертым преступлением
после золотого тельца, ропота и неудачи с разведчиками. А просить в четвертый
раз ему было совестно.
В Мидраше Танхума рассказывается
такая притча.
Царский сын провинился перед
своим отцом, и приближенный его отца испросил для него прощение. Так было один
раз, два раза, три. Когда царский сын провинился в четвертый раз, у его
заступника опустились руки. И сказал он: «Как долго смею я тревожить царя? Быть
может, он не примет более мое заступничество!» (Танхума).
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби
Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Корах хотел помочь
Шмуэлю?
Многие, изучая нашу недельную
главу, задаются вопросом: как мог Корах, вроде бы неглупый человек — поднять
бунт против Моше и Аарона? Что побудило его совершить столь опрометчивый
поступок?
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) дает объяснение этому на основе Мидраша Танхума.
Кораха подвела его
недальновидность. Он представил длинную цепь поколений, которые произошли от
него, и среди своих потомков — пророка Шмуэля, величием превосходящего Моше и
Аарона, вместе взятых. И произнес он тогда: «Ради него я буду спасен. Возможно
ли, чтобы я молчал и бездействовал, если такое величие должно произойти от
меня?».
Вот Корах и не стал молчать. Он
открыл рот и развил кипучую деятельность. Голой софистикой и краснобайством ему
удалось привлечь на свою сторону 250 человек из знати. Все они, включая самого
Кораха, погибли необычной смертью. А сыновья Кораха отказались следовать за
отцом и поддержали Моше. Поэтому они не разделили участь бунтовщиков. От них и
произошел пророк Шмуэль.
Рассмотрим этот Мидраш с большим
вниманием.
Не случайно отмечено в нем, что
Корах внутренним зрением увидел пророка Шмуэля, не менее великого, чем Моше и
Аарон, вместе взятые. Значит, если бы Шмуэль показался ему равным только Моше —
он не начал бы бунтовать.
Но какой логикой он
руководствовался?
Написано в Танахе: «Моше и Аарон
— служители Его (Всевышнего), а Шмуэль — среди призывающих Имя Его» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 99, ст. 6).
Это и есть источник утверждения,
что Шмуэль был подобен Моше и Аарону, вместе взятым. И если подобие Шмуэля Моше,
еще можно как-то представить (в конце концов, оба они оба левитами), то как
Шмуэль может быть подобен Аарону? Ведь Аарон — коэн, а Шмуэль — нет.
Очевидно, этим вопросом задался
и Корах. Не день и не два он ломал себе над этим голову. И, в конце концов, не
придумал ничего лучше, нежели оспорить титул главного коэна (на иврите —
коэн гадоль) у Аарона.
Нет, речь не шла о том, чтобы
отнять у Аарона его «титул». Не отнять, но — разделить. Поскольку «вся община,
все входящие в нее — святы», то, согласно логике Кораха, и главных коэнов
может быть несколько. Например — два.
И не только Аарон может быть
достоин быть коэном гадоль, но и Корах, по его мнению — тоже.
Корах был уверен в успехе. Ведь
не ради себя он старался, но только — для исполнения того, что сказано о Шмуэле.
Чтобы тот тоже стал коэном. И тогда действительно был бы подобен не
только Моше, но — Моше и Аарону.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби
Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. С одной стороны
благословение, с другой — проклятие
Корах и его сподвижника Датан и
Авирам привлекли на свою сторону людей, и все вместе выступили против Моше и
Аарона, обвинив их в узурпации власти.
Бунтовщики, как водится,
начертали на своих знаменах популистские лозунги о борьбе за общественную
справедливость. Только действовали они не в общественных, но — в личных
интересах. Поэтому с ними не было Всевышнего.
Восстание, естественно,
потерпело поражение. Мятежников наказал сам Творецом, предав их смерти.
Наказание злодеев было необычным
— оно носило надъестественный характер. Кораха, Датана и Авирама с их
семействами поглотила земля. Всех остальных участников мятежа — поразил огонь.
Возникает вопрос: для чего
понадобилось Всевышнему расходовать на этих злодеев даже не одно, но — два чуда?
К чему такая расточительность?
В Талмуде (трактат Макот,
лист 11) говорится, что проклятие мудреца, даже если оно с условием — сбудется в
любом случае, независимо от условия. Например, если мудрец скажет кому-то: «если
будешь продолжать в том же духе, это плохо закончится» — человека, к которому с
этими словами обратился мудрец, ждет незавидная участь. Независимо от того,
будет он продолжать, или прекратит. Поэтому, мудрецу следует обязательно
уравновесить проклятие — благословением.
Этому можно научиться у
Всевышнего. Написано в недельной главе Бехукотай: «Если законам и
установлениям Моим будете следовать... то дам Я вам дожди вовремя... Но если не
послушаете Меня... будете сеять напрасно» (Ваикра, гл. 26, ст.
3-4, 14-16).
С одной стороны проклятие, с
другой — благословение. И если действительно возникнут условия для осуществления
берахи (благословения) — она обязательно перевесит проклятие.
Теперь вернемся к наказанию
Кораха и его соратников.
Моше пообещал: «Так вы узнаете,
что Творец послал меня... Если они умрут обычной смертью... значит, не посылал
меня Всевышний. Но если... земля поглотит их... так, что они сойдут заживо в
преисподнюю...» (Бамидбар, гл. 16, ст. 28-30).
Обратим внимание на то, что
здесь нет берахи, только — проклятие. Либо обычная смерть, либо — живым
попасть в преисподнюю. В любом случае, злодеев ждет незавидная участь. И
поделом!
Однако сторонний наблюдатель
может сказать: «проклятие мудреца, даже если оно с условием — сбудется в любом
случае. Поэтому не удивительно, что Кораха поглотила земля. Понятно, что после
таких слов весь воспитательный эффект чуда будет сильно уменьшен, если совсем не
сойдет на нет».
Поэтому пришлось добавить:
«Всевышний покажет, кто — Его посланник и кто свят, и приблизит их к Себе» (Бамидбар,
гл. 16, ст.5).
Так и произошло: Всевышний
приблизил Аарона, а тех, кто выступил против него — сжег.
Но и это не удовлетворило сынов
Израиля. Если проклятие сопряжено с чудом, то и бераха, его
уравновешивающая — должна быть надъестественной. И вот — «…возроптали они, вся
община сынов Израиля, на следующий день на Моше и на Аарона, говоря: Вы
умертвили народ Всевышнего!» (Бамидбар, гл. 17, ст. 6). Умертвили,
потому, что, хоть и добавили благословение к проклятию, но проклятие содержало
чудо, а благословение — нет.
Тогда Всевышний велел взять «по
посоху от каждого отчего дома» (там же, ст.17). И пообещал, что «посох человека,
которого Он изберет — расцветет» (Бамидбар, гл. 17, ст. 20).
Теперь и берахе
сопутствует чудо. И это должно было прекратить ропот в среде евреев. А
прекращение ропота, уже само по себе — превосходит все чудеса, вместе взятые.
Включая и те, что еще не произошли…
на основе комментария рава Ицхака Хаюта
(был раввином в городах Богемии и Моравии, в том числе, в Праге; 1538-1617 гг.)Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА
«КОРАХ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.
Почему она так
называется?
По имени в первой фразе главы:
«И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».
Обсуждение главы «Корах»
1. Неудачный прыжок
В нашей недельной главе читаем о
том, что Корах решает выступить против Моше и Аарона. И в самом ее начале
написано: «И взял Корах...» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Но с чего ему начать спор? За
что зацепиться? К чему придраться?
Предыдущая глава (Шелах)
заканчивается повелением Всевышнего о цицит (об этой заповеди — см. на
сайте, к примеру, в ответе «Помогите глубже понять суть заповеди о цицит»,
№ 4439 — с материалами, обозначенными в нем ссылками). Как сказано: «Говори
сынам Израиля, чтобы делали они себе кисти на краях одежды» (Бамидбар,
гл. 15, ст. 38).
Соседство темы о цицит с
описанием бунта Кораха, как мы уже понимаем — неслучайно. Именно выполнение
заповеди о цицит решил использовать Корах в качестве оружия против Моше.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Бамидбар, гл. 18) рассказывается, что, что Корах,
подступив к Моше, сказал, что талит (см. в упомянутом выше ответе) любого
цвета нуждается в нити цвета тхелет (цвета лазури). Это всем известно.
Но, если весь талит цвета тхелет — разве ему нужна еще голубая
нить?
Эту «странную придирку» и
использовал Корах в качестве предлога для восстания. Неужели он — Корах считался
неглупым человеком — не мог придумать что-нибудь получше, повесомее?
Впрочем, подозрения в отношении
Кораха возникли даже еще до того, как он открыл рот.
В тексте оригинала этого
фрагмента в Мидраше написано, что Корах не подступил к Моше, но — «прыгнул».
Обычно тот, кто ищет Истину, кто
действительно заинтересован получить ответ на свой вопрос — не прыгает, но
скромно подходит к учителю и сосредоточенно беседует с ним, сожалея о своем
непонимании. А ведь Моше был наставником и учителем всего еврейского народа.
Значит — и Кораха.
Если же в заданном вопросе
звучат нотки злорадства и насмешки, звучит некий вызов — можно не сомневаться,
что вовсе не стремление к Истине заставило человека задать свой вопрос. Но —
желание унизить, высмеять оппонента, продемонстрировать свое превосходство над
ним.
Горны войны пели в голове
Кораха. Поэтому он «прыгнул» к Моше. Не подошел с вежливым поклоном, как
подобает ученику перед учителем, но — уподобил себя бойцу, прыгающему в самую
гущу схватки. И этим уже — раскрыл свои намерения.
Перед нами — не ученый муж,
пытающийся разобраться в сложном вопросе, который возник у него в процессе
постижения Торы, человек, жаждущий что-то узнать, но — корыстный интересант,
рвущийся к власти под популистскими лозунгами.
Корах не рассчитал свои силы,
переоценил себя. Поэтому его прыжок оказался прыжком — в лужу. И даже еще хуже —
в саму преисподнюю.
на основе комментария рава Хаима-Дова Альтусского
(автор книги «Хидушей Батра», глава йешивы «Тора Ор»;
США – Израиль, 1927-2012 гг.)
2.
Что не учел Корах
В нашей недельной главе
рассказывается о бунте, который поднял Корах против Моше и Аарона. И в Торе об
этом читаем: «И собрались они против Моше и Аарона, и сказали им: Полно
(ударение на первом слоге) вам, ведь вся община, все они святы, и с ними
Всевышний. Почему же возноситесь вы над общиной Творца?!» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 3).
По мнению Кораха и его
соратников, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) их претензию, взяв за основу
написанное по этому поводу в Мидраше Танхума, — Моше и Аарон
незаконно захватывали себе высокие должности. И если уж Моше взял в свои руки
царскую власть, ему, на взгляд бунтовщиков, не следовало назначать главным
коэном своего родного брата. Ведь не только они, Моше и Аарон, слышали на
Синае: «Я — Всевышний твой». Вся община это слышала.
Смысл этой претензии, вообще-то
— не очень понятен. Даже если и все евреи — святы, это никоим образом не мешает
Моше и Аарону больше других подходить на эти высокие должности. И то, что
Всевышний пребывает с общиной — никак не умаляет личные качества Моше и Аарона.
Неужели Корах и сотоварищи
опустились до столь безосновательных придирок и нападок? Неужели нельзя было
придумать что-то другое, более разумное?
И все же постараемся понять
позицию Кораха. Возможно, она содержит какую-то логику. Ведь Корах, как отмечает
в своем комментарии к этой недельной главе, был весьма сообразительным
человеком.
Когда евреи сотворили золотого
тельца, Моше находился в высших мирах, общался с Творцом мира. Но увидев тельца,
Всевышний прогнал Моше, сказав ему: «Иди, спустись, потому что извратился народ
твой» (Шемот, гл. 32, ст. 7).
Речь идет не только о физическом
спуске, — подчеркивает Раши. — Всевышний велит Моше спуститься с «пьедестала»
величия, со своего высокого положения.
Ведь Он наделил Моше величием,
как говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 32) только ради
них, сынов Израиля.
И Моше, как написано в Мидраше
Танхума, по решению Небесного Суда — был предан отлучению.
Выходит, величие Моше, его
высокое положение, его власть — все это зависит от духовного состояния народа
Израиля. Если сыны Израиля живут по Торе и заповедям, Моше — на высоте.
Пренебрегают установлениями Творца — Всевышний велит ему спуститься.
Теперь претензия Кораха к Моше и
Аарону стала нам понятнее.
«Полно вам!», то есть — «в том,
что Вы получили власть и достигли высокого положения — нет вашей личной заслуги.
Вся община, все евреи в ней — святы, и с ними Всевышний. В этом причина вашего
успеха».
Но, если так, то «почему же
возноситесь вы над общиной Творца?». И вот тут-то сообразительность подвела
Кораха — он явно дал маху. Этой фразой Корах раскрыл свои истинные намерения —
самому вознестись над общиной. По отношению же к Моше и Аарону, упрек в
стремлении возвыситься, звучит совершенно нелепо. Их скромность не подлежит
сомнению. «А мы, что есть мы?» — говорят они о себе (Шемот, гл.
16, ст. 7).
Заметьте, даже не «кто», но —
«что». Существует ли большее пренебрежение титулами?
Да, Корах был умен. Однако же
то, что есть люди, которых совершенно не интересуют величие и власть — оказалось
выше его понимания.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби
Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Моше и чужая жена
Написано в нашей недельной
главе: «И услышал Моше и пал ниц» (Бамидбар, гл. 16, ст. 4).
Такова была реакция Моше на бунт Кораха.
В Талмуде (трактат
Сангедрин, лист 110) сказано, что Моше заподозрили в связи с чужой
женой.
Это звучит, по меньшей мере —
странно. Мы знаем о нападках Кораха на Моше и Аарона из текста Торы и из
Мидрашей. Корах обвинял их в стремлении к величию, в узурпации власти, в
искажении законов Торы. Но — прелюбодеяние... Будучи пророком и постоянно
общаясь с Всевышним, Моше обязан был воздерживаться даже от супружеских
отношений со своей собственной женой, а уж с чужой... Неужели кто-то мог
помыслить о нем такое?
Впрочем, если это написано в
Талмуде, значит нужно не горячиться, но — постараться разобраться, о чем здесь
может идти речь.
Начнем с комментария Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век).
Он пишет, что у Моше, когда он
узнал о бунте Кораха и понял, в какую распрю тот пытается втянуть народ —
буквально опустились руки, и он был не в состоянии молиться о спасении.
Между тем, он уже оказывался в
подобной ситуации, и не раз. Например — когда евреи сделали золотого тельца.
Тогда Всевышний решил уничтожить идолопоклонников и произвести новый народ от
Моше. Как написано: «И уничтожу Я их, а от тебя произведу великий народ» (Шемот,
гл. 32, ст. 10).
Теперь откроем Талмуд. В конце
трактата Берахот объясняется, как истолковывать сновидения. И в
частности, там (лист 57) говорится, что тот, кому приснилось, будто он вступил в
близкие отношения с замужней женщиной — удостоится будущего мира. Причем —
получит не только свой удел, но еще и удел другого еврея. Так следует понимать
этот сон.
Теперь вернемся к нашей
недельной главе.
Корах и примкнувшие к нему 250
знатных мужей поднимают бунт против Моше. До сих пор, если Моше попадал в
подобную ситуацию, он обращался с мольбой к Всевышнему, молил Его о спасении. Но
сейчас, как явствует из комментария Раши, у Моше опустились руки. Он не молился.
Возникает вопрос: почему?
— Ты рассчитываешь, что Творец
уничтожит нас! — воскликнули бунтовщики. — Ты спишь и видишь, как завладеешь
нашими уделами в будущем мире! Ты уподобил нас замужней женщине, с которой
задумал вступить в связь.
Но на самом деле молчание Моше
имело совсем другое объяснение. О нем нам и поведал Раши.
Моше не молился о спасении,
потому что ему было стыдно. Ведь бунт Кораха был уже четвертым преступлением
после золотого тельца, ропота и неудачи с разведчиками. А просить в четвертый
раз ему было совестно.
В Мидраше Танхума рассказывается
такая притча.
Царский сын провинился перед
своим отцом, и приближенный его отца испросил для него прощение. Так было один
раз, два раза, три. Когда царский сын провинился в четвертый раз, у его
заступника опустились руки. И сказал он: «Как долго смею я тревожить царя? Быть
может, он не примет более мое заступничество!» (Танхума).
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби
Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Корах хотел помочь
Шмуэлю?
Многие, изучая нашу недельную
главу, задаются вопросом: как мог Корах, вроде бы неглупый человек — поднять
бунт против Моше и Аарона? Что побудило его совершить столь опрометчивый
поступок?
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) дает объяснение этому на основе Мидраша Танхума.
Кораха подвела его
недальновидность. Он представил длинную цепь поколений, которые произошли от
него, и среди своих потомков — пророка Шмуэля, величием превосходящего Моше и
Аарона, вместе взятых. И произнес он тогда: «Ради него я буду спасен. Возможно
ли, чтобы я молчал и бездействовал, если такое величие должно произойти от
меня?».
Вот Корах и не стал молчать. Он
открыл рот и развил кипучую деятельность. Голой софистикой и краснобайством ему
удалось привлечь на свою сторону 250 человек из знати. Все они, включая самого
Кораха, погибли необычной смертью. А сыновья Кораха отказались следовать за
отцом и поддержали Моше. Поэтому они не разделили участь бунтовщиков. От них и
произошел пророк Шмуэль.
Рассмотрим этот Мидраш с большим
вниманием.
Не случайно отмечено в нем, что
Корах внутренним зрением увидел пророка Шмуэля, не менее великого, чем Моше и
Аарон, вместе взятые. Значит, если бы Шмуэль показался ему равным только Моше —
он не начал бы бунтовать.
Но какой логикой он
руководствовался?
Написано в Танахе: «Моше и Аарон
— служители Его (Всевышнего), а Шмуэль — среди призывающих Имя Его» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 99, ст. 6).
Это и есть источник утверждения,
что Шмуэль был подобен Моше и Аарону, вместе взятым. И если подобие Шмуэля Моше,
еще можно как-то представить (в конце концов, оба они оба левитами), то как
Шмуэль может быть подобен Аарону? Ведь Аарон — коэн, а Шмуэль — нет.
Очевидно, этим вопросом задался
и Корах. Не день и не два он ломал себе над этим голову. И, в конце концов, не
придумал ничего лучше, нежели оспорить титул главного коэна (на иврите —
коэн гадоль) у Аарона.
Нет, речь не шла о том, чтобы
отнять у Аарона его «титул». Не отнять, но — разделить. Поскольку «вся община,
все входящие в нее — святы», то, согласно логике Кораха, и главных коэнов
может быть несколько. Например — два.
И не только Аарон может быть
достоин быть коэном гадоль, но и Корах, по его мнению — тоже.
Корах был уверен в успехе. Ведь
не ради себя он старался, но только — для исполнения того, что сказано о Шмуэле.
Чтобы тот тоже стал коэном. И тогда действительно был бы подобен не
только Моше, но — Моше и Аарону.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби
Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. С одной стороны
благословение, с другой — проклятие
Корах и его сподвижника Датан и
Авирам привлекли на свою сторону людей, и все вместе выступили против Моше и
Аарона, обвинив их в узурпации власти.
Бунтовщики, как водится,
начертали на своих знаменах популистские лозунги о борьбе за общественную
справедливость. Только действовали они не в общественных, но — в личных
интересах. Поэтому с ними не было Всевышнего.
Восстание, естественно,
потерпело поражение. Мятежников наказал сам Творецом, предав их смерти.
Наказание злодеев было необычным
— оно носило надъестественный характер. Кораха, Датана и Авирама с их
семействами поглотила земля. Всех остальных участников мятежа — поразил огонь.
Возникает вопрос: для чего
понадобилось Всевышнему расходовать на этих злодеев даже не одно, но — два чуда?
К чему такая расточительность?
В Талмуде (трактат Макот,
лист 11) говорится, что проклятие мудреца, даже если оно с условием — сбудется в
любом случае, независимо от условия. Например, если мудрец скажет кому-то: «если
будешь продолжать в том же духе, это плохо закончится» — человека, к которому с
этими словами обратился мудрец, ждет незавидная участь. Независимо от того,
будет он продолжать, или прекратит. Поэтому, мудрецу следует обязательно
уравновесить проклятие — благословением.
Этому можно научиться у
Всевышнего. Написано в недельной главе Бехукотай: «Если законам и
установлениям Моим будете следовать... то дам Я вам дожди вовремя... Но если не
послушаете Меня... будете сеять напрасно» (Ваикра, гл. 26, ст.
3-4, 14-16).
С одной стороны проклятие, с
другой — благословение. И если действительно возникнут условия для осуществления
берахи (благословения) — она обязательно перевесит проклятие.
Теперь вернемся к наказанию
Кораха и его соратников.
Моше пообещал: «Так вы узнаете,
что Творец послал меня... Если они умрут обычной смертью... значит, не посылал
меня Всевышний. Но если... земля поглотит их... так, что они сойдут заживо в
преисподнюю...» (Бамидбар, гл. 16, ст. 28-30).
Обратим внимание на то, что
здесь нет берахи, только — проклятие. Либо обычная смерть, либо — живым
попасть в преисподнюю. В любом случае, злодеев ждет незавидная участь. И
поделом!
Однако сторонний наблюдатель
может сказать: «проклятие мудреца, даже если оно с условием — сбудется в любом
случае. Поэтому не удивительно, что Кораха поглотила земля. Понятно, что после
таких слов весь воспитательный эффект чуда будет сильно уменьшен, если совсем не
сойдет на нет».
Поэтому пришлось добавить:
«Всевышний покажет, кто — Его посланник и кто свят, и приблизит их к Себе» (Бамидбар,
гл. 16, ст.5).
Так и произошло: Всевышний
приблизил Аарона, а тех, кто выступил против него — сжег.
Но и это не удовлетворило сынов
Израиля. Если проклятие сопряжено с чудом, то и бераха, его
уравновешивающая — должна быть надъестественной. И вот — «…возроптали они, вся
община сынов Израиля, на следующий день на Моше и на Аарона, говоря: Вы
умертвили народ Всевышнего!» (Бамидбар, гл. 17, ст. 6). Умертвили,
потому, что, хоть и добавили благословение к проклятию, но проклятие содержало
чудо, а благословение — нет.
Тогда Всевышний велел взять «по
посоху от каждого отчего дома» (там же, ст.17). И пообещал, что «посох человека,
которого Он изберет — расцветет» (Бамидбар, гл. 17, ст. 20).
Теперь и берахе
сопутствует чудо. И это должно было прекратить ропот в среде евреев. А
прекращение ропота, уже само по себе — превосходит все чудеса, вместе взятые.
Включая и те, что еще не произошли…
на основе комментария рава Ицхака Хаюта
(был раввином в городах Богемии и Моравии, в том числе, в Праге; 1538-1617 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|