New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КОРАХ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.
Почему она так называется?
По имени в первой фразе главы: «И взял Корах,
сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».
Обсуждение главы «Корах»
1/ На север или на юг?
В нашей недельной главе о бунте Кораха
против Моше читаем: «И взял Корах...» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 1).
Разъясняя эти слова, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что
Корах «повернулся в одну сторону».
Попытаемся понять, что здесь имеется в виду.
Существуют четыре стороны света: север, юг,
восток и запад. Сказано в Талмуде (трактат Бава
Батра, лист 25), что тот, кто хочет
приобрести мудрость, должен направить свои
устремления в южную сторону — поскольку в
Храме Менора, символ мудрости,
располагалась к югу от Кодеш Кодашим (Святая
Святых — центральное помещение Храма). А
желающий разбогатеть — к северу (в северной
части Храма относительно от Кодеш Кодашим
стоял стол с хлебами приношений, что дает
намек на богатство).
Таким образом, можно сказать, что мудрость
находится на юге, а богатство — на севере.
Там же в Талмуде говорится, что в северной
части Мишкана (переносной Храм) не было
перегородки (мехеци). Поэтому, тот, кто
гоняется за материальными благами, во-первых
— отдаляется от мудрости (находящейся в
прямо противоположной стороне), а во-вторых
— никогда и желаемого богатства не
достигнет. Ибо на севере нет границы:
получив какое-то богатство, человек, как
известно, тут же хочет получить еще больше.
И так — до бесконечности.
В противоположность этому, стремящийся
обрести мудрость — обретет не только ее, но
и, если затем решит направиться за
богатством — ему и здесь будет
сопутствовать удача, ибо у него будет на что
опереться. Ведь в южной части Мишкана
есть перегородка (мехица). То есть, если
человек стремится к материальной
обеспеченности, вначале он все же должен
приобрести некую мудрость. Значит, и для
достижения материального благосостояния
необходимо двигаться в двух направлениях:
сперва — к мудрости (на юг), потом — к
обогащению (на север).
Кораха интересовали в основном богатство
и слава. И он, по словам Раши, повернулся
лишь в одну сторону — северную, и тем самым
отдалился от южной, что и привело его к
падению, в результате которого, он не только
не достиг желаемого, но растерял и то, что
имел.
А ведь Корах и так был очень богатым и
весьма неглупым человеком. Однако свои
врожденные способности он использовал не
для достижения новых духовных высот и
улучшения своих человеческих качеств, но —
на то, чтобы добиться почестей и славы.
Иными словами — устремился в
противоположную от добра сторону, в толщу
материи.
Корах обратил внимание, что первые буквы
имен, составляющих родословную Моше, в гематрии
(числовом значении) — 240. Если это число
записать буквами на иврите получится — «рам»
(реш-мем), что означает — «возвышаться».
И решил, что благодаря этому Моше удалось
возвыситься над всеми и стать лидером. Но
ведь и в родословной самого Кораха — та же
ситуация (гематрия первых букв имен —
240). Следовательно, и он, Корах, имеет право
возвыситься.
Поэтому написано в Торе: «И взял Корах, сын
Ицhара, сына Кеhата, сына Леви…» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 1). То есть — исчислил Корах свою
родословную, в которой якобы содержался
намек на возвеличивание.
Но не учел он, что понятие «рам»
соотносится, прежде всего, с духовными
высотами. Не учел — и другое. Если к гематрии
первых букв имен в родословной добавить гематрию
последних букв, то у Кораха получится слово
— «нах-тат» (намек на падение). Однако
Корах рассмотрел лишь одну сторону (начальные
буквы) и пренебрег — другой стороной (последние
буквы).
Вместе с тем, другая сторона
свидетельствует не только о падении Кораха
(как мы уже видели), но и о возвышении Моше и
Аарона. Наполняющая гематрия выражения
«нах-тат» равна гематрии слов: «Моше
будет царем, Аарон — главным коэном».
на основе комментария рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
.
2/ Распря, затеянная Корахом, достигла
солнца и луны!
Далее в нашей недельной главе читаем: «И
предстали перед Моше... лидеры общины,
знатоки времен, люди именитые» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 2). Так Тора описывает команду,
которую собрал Корах для бунта против Моше
Сегодня никого не удивит, что среди
бунтовщиков оказались «лидеры общины» и «люди
именитые». Но кто такие — «знатоки времен»?
Речь в данном фрагменте о людях ученых, —
объясняют в Талмуде Учителя (трактат Сангедрин,
лист 110), — знающих правила назначения
високосного года и установления начала
нового месяца (на иврите — рош ходеш).
Может ли удовлетворить нас такое
объяснение? Обычно, когда затевают смуту,
повышенным спросом пользуются горлопаны
всех мастей, кликуши и т.п. Резко возрастают
в цене спецназовцы и «революционные
матросы». И вряд ли кому-то понадобятся
какие-то там «замшелые астрологи»,
разбирающихся в фазах луны и солнечных
циклах.
Поэтому нам нужна дополнительная
информация.
В Танахе написано: «Солнце, Луна
остановились в обители своей» (книга
пророка Хавакука, гл. 3, ст. 11).
Обсуждая в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 110) этот фрагмент, Учителя отмечают, что
в нем говорится как раз о бунте Кораха.
Когда Корах и другие бунтовщики обратились
к Моше со своей демагогией, Солнце и Луна
воззвали к Творцу: «Владыка мира! Мы не
покинем нашу обитель, до тех пор, пока ты не
осуществишь справедливый Суд!».
Какое дело Луне и Солнцу, казалось бы, до
того, что происходит внизу? Зачем им
понадобилось вмешиваться в чужую распрю?
В другом трактате Талмуда (трактат Хулин,
лист 60) рассказывается, что вначале
Всевышний сотворил Солнце и Луну —
одинаковыми. Тогда Луна сказала Всевышнему:
«Негоже двум царям делить одну корону!». «Пойди
и уменьши себя», — ответил ей на это
Всевышний.
С тех пор минули тысячелетия. И вот Корах
затеял бунт, чтобы, наряду с Моше, стать
царем над Израилем. Ведь, если святы — все,
почему царем может быть только один? В такой
святой общине найдется место и для двух
царей, — развивал свою мысль Корах.
Два царя в одном царстве? Но тогда, чем
Луна — хуже? Значит, и она может светить
наравне с Солнцем, ничуть не уступая ему!
Таким образом, мы видим, что наши светила
имеют самое непосредственное отношение к «делу»
Кораха и заинтересованы в его справедливом
разрешении. Ведь если Корах — прав, то и их
ситуацию придется пересматривать.
Интересно, не только Солнце и Луна следили
за развитием событий в противостоянии
группы Кораха Моше, но и люди Кораха — не
спускали глаз с Солнца и Луны. Потому что,
когда Луна покорно согласилась уменьшить
себя, несмотря на то, что первая высказала, в
общем-то, правильное суждение, Творец
наделил ее особой привилегией — отсчет
месяцев в еврейском календаре ведется по
Луне. Другие народы мира, как известно,
строят свой календарь по Солнцу. Получается,
что есть два царя, но у каждого — своя
корона. У Луны — Израиль, а у Солнца —
остальные народы мира.
Однако же и евреи в своем календаре тоже
используют и Солнце. Например — для
установления високосных лет. А если оба
светила, и Луна и Солнце, имеют отношение к
нашему календарю — выходит, что два царя «надевают»
одну корону. Но раз такое происходит в
Небесах, то и на земле можно позволить, чтоб
одну корону делили между собой два царя —
Моше и Корах. Поэтому Кораху и нужно было
включить в возглавляемую им группу
бунтарей «знатоков времен», которые умеют
назначать високосный год по солнцу и
устанавливать начало нового месяца по луне.
Но как сам Моше отреагировал на эти,
вполне логически обоснованные, претензии
Кораха?
Написано в нашей недельной главе: «И
услышал Моше, и пал ниц» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 4).
Выражение «пасть ниц» означает —
проявить максимальное смирение. Поступив
так, Моше обезоружил мятежников. Они
подготовились к разговору всерьез. Группу
бунтовщиков представляли ученые и именитые
люди. Были среди них и лидеры общины. Но вот
чего им не хватало, так это — скромности,
которой в полной мере обладал истинный
лидер народа, Моше.
Корах понял, что вся его так тщательно
выстроенная схема аргументов —
рассыпалась, как карточный домик. От стыда
он был готов провалиться под землю.
на основе комментария рава
Йоннатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го
века)
3. Заблуждение Кораха
Учителя обсуждают вопрос: как Корах,
человек, наделенный умом и даже обладавший
неким даром предвидения, мог восстать
против Моше и Аарона?
В Мидраше говорится, что он видел, что его
потомком будет пророк Шмуэль, которого
можно сравнивать с Моше и Аароном. И когда
Моше сказал: «Человек, которого изберет
Всевышний — тот будет выделен (кадош)» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 7), Корах решил, что речь — именно о
нем.
Какие же основания у него были, чтобы
считать, что он способен заменить Моше и
Аарона, и достоин этого?
В Талмуде (трактат Хагига, лист 14)
Учителя выясняют, какими качествами должен
обладать лидер еврейского народа?
Одно из обозначенных ими условий —
возраст. С точки зрения некоторых Учителей,
еврейскому лидеру должно быть не менее 50-ти
лет.
Открывая иную грань Истины, другие
Учителя подчеркивают, что для человека,
который может возглавить еврейский народ,
важнее все же не возраст, но — глубокое
знание Торы.
Известно, что пророк Шмуэль прожил 52 года.
Из них 11 лет он руководил Израилем. Значит,
Шмуэль возглавил народ не в 50 лет, но — в 41
год.
Этот прецедент дал Кораху основание
думать, что и он, Корах, вправе руководить
сынами Израиля.
Дело в том, что в обязанности Кораха
входило участие в перенесении Ковчег
Завета. Следовательно, ему было меньше 50-ти
лет. Ибо о левитах сказано в Торе: «А с 50-ти
лет освобождается он от исполнения работы и
не работает более» (Бамидбар, гл. 8,
ст. 25).
Таким образом, узнав, что Шмуэль возглавил
еврейский народ в 41 год, Корах подумал, что и
он имеет право требовать для себя место
лидера, несмотря на то, что ему еще не
исполнилось 50 лет. А в том, что он — знаток
Торы, сомнений у него никогда не возникало.
Легко клеймить осужденного. Но Тора учит
нас стараться судить о людях с хорошей
стороны. Возможно, у Кораха, совершившего
столь отвратительный поступок, были и
позитивные намерения?
Корах видел, что по приговору Всевышнего,
каждый год умирает 15.000 евреев. И ни Аарон, ни
Моше не могут этому противостоять. И ему
казалось, что он, став главным коэном,
сумеет остановить эпидемию.
Он полагал также, что ему удастся сделать
так, что Шехина (Присутствие Всевышнего)
постоянно будет в народе Израиля.
В Талмуде (трактат Недарим, лист 38)
Учителя называют три необходимых для этого
качества: мудрость, богатство и сила.
Корах верил, что у него они есть. Но —
заблуждался. Он, как мы знаем, занимался
перенесением Ковчега Завета, который был
невероятно тяжелым. Ведь в нем хранились не
только вторые Скрижали, но и — осколки
первых. И Корах думал, что это дает ему право
считаться сильным. Ошибка его заключалась в
том, что Ковчег сам нес своих носильщиков.
Поэтому особой физической силы для его
перемещения — не требовалось.
Заблуждался Корах и по поводу своего
богатства. Он причислял себя к богачам, ибо
владел несметными сокровищами. Но
объясняют наши Учителя, что богат тот, кто
доволен тем, что имеет (трактат Пиркей
Авот, гл.4). А Корах бесконечно завидовал
Аарону и Моше.
Что же касается его мудрости — можно ли
считать мудрым человека, допустившего
столько серьезных ошибок?
на основе комментариев
рава Йоннатана
Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го
века) и
рава Моше-Якова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Избегать споров
Написано в нашей недельной главе: «И не
будет как Корах и его сообщники…» (Бамидбар,
гл. 17, ст. 5).
Рассматривая этот фрагмент Учителя в
Талмуде (трактат Сангедрин, лист 110)
делают вывод, что всякий, кто участвует в
спорах и распрях, нарушает запрет Торы.
Рамбан ( Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало
13-го вв.)
причисляет этот запрет к 613 заповедям.
Возникает вопрос: этот запрет относится
только к оспариванию особого статуса коэнов,
или же распространяется на все споры и
распри?
В нашей недельной главе читаем: «И встал
Моше, и пошел к Датану и Авираму» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 25).
Моше пошел к Датану и Авераму, —
подчеркивают Учителя, — чтобы прекратить
спор и не нарушить запрет Торы. Но речь шла
не о кеуне (особый статус коэнов).
Значит, данный запрет Торы касается не
только коэнов, но распространяется на
любой спор, любую распрю.
Как-то раз в одно еврейское местечко
пришел человек по имени Шимон. Он прекрасно
играл на скрипке и обладал чарующим голосом.
За счет своих музыкальных способностей
Шимон быстро снискал себе популярность и
расположение почти всех жителей местечка.
Они пришли к раввину и потребовали, чтобы
тот назначил Шимона кантором в местную
синагогу.
Раввин сомневался. Дело в том, что Шимон не
был религиозным.
Народ, между тем, продолжал настаивать на
своем, не воспринимая никакие разумные
доводы.
Рав местечка написал письмо раввину
Познани, в котором просил дать ему совет.
Характеризуя Шимона, он, в частности, писал,
что тот — «дореш коль этин (в
ашкеназском произношении — эсин) в Торе.
То есть в иносказательной форме объяснил,
что Шимон, претендующий на должность
кантора в синагоге, безразличен к законам
кашрута. И сообщил, что у Шимона нет трепета
перед Всевышним. А в конце письма задал
вопрос: Может ли быть кантором, человек не
богобоязненный?
Рабби Йосеф, раввин Познани, ответил, что
лучше установить идола в Святилище, чем
способствовать раздорам и спорам в народе
Израиле.
Таким образом, во избежание раздоров,
раввин местечка принял Шимона на должность
кантора синагоги.
Рав местечка прекратил сопротивление, но
не оставил попытки вернуть Шимона на путь
Торы. Правда, никакие увещевания и
разнообразные способы вразумления не
возымели на нового кантора никакого
воздействия. Но раввин не сдавался. Он
поселил Шимона в собственном доме и брал
его с собой на все мероприятия. Шимон охотно
посещал мероприятия, особенно — если за
официальной частью следовало угощение. Да и
в доме рава он настолько освоился, что мог
сам в любое время брать ключ от буфета, где
хранились горячительные напитки.
К Торе Шимон так и не приобщился. Зато
чрезмерно увлекся алкоголем. Его стали
находить на улице в бессознательном
состоянии.
Евреи общины местечка могли закрыть глаза
на то, что их кантор ест свинину, но что он
делит со свиньями одну лужу — наносило
ощутимый удар по их чувству собственного
достоинства. Поэтому вскоре, теперь уже по
их единодушному настоянию, Шимона пришлось
уволить...
на основе комментария рава Цви
Йехезкеля Михельзона
(1863-1942 гг., Полонск, Польша)
5. Как разговаривать с дурным началом
Среди участников восстания против Моше,
наряду с Корахом, Датаном и Аверамом,
упоминается, также и человек по имени Он
бен Пелет (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Однако в дальнейшем мы узнаем, что этот
человек избежал кары, которая настигла
других бунтовщиков. Его спасла жена. Она не
только убедила Она не участвовать в
бунте, но и оградила его от влияния
сообщников Кораха.
Что она сделала?
Уложив мужа спать, сама села у входа в их
жилище и стала мыть голову. Все, кто
приходил звать Она бен Пелета на бунт,
увидев замужнюю женщину с непокрытой
головой, быстро ретировались. Так Он был
спасен.
Но причем тут мытье головы?
В Талмуде (трактат Йома, лист 47)
рассказывается о женщине, которую звали Кимхит.
Все семь ее сыновей стали главными коэнами.
Она удостоилась этого, — объясняют Учителя,
— потому что даже стены ее дома никогда не
видели ее волос. Она, даже когда в доме
никого, кроме нее, не было, носила головной
убор.
Жена Она объяснила мужу, что,
независимо от того, кто победит, Он, ее
муж, как был, так и останется лишь на вторых
ролях. Но, если Ону не светит титул
главного коэна при любом раскладе,
может, хоть детям его улыбнется удача? При
этом она знала, что, появившись перед
посторонним с непокрытой головой, лишила
своих сыновей возможности получить титул
главного коэна. Но поступила так во имя
спасения мужа.
Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 110) высоко оценивают поступок жены Она
бен Пелета. Это о ней, — говорят они, —
сказано в Мишлей (Притчи царя Шломо,
в русском варианте — Соломона): «Женская
мудрость выстроила дом» (гл. 14, ст. 1).
Жена Она преподала важный урок: не следует
ввязываться в споры и тяжбы, всегда надо
искать способы, позволяющие избежать
конфликтной ситуации.
Нов нашем случае спор возник между главой
народа Израиля, величайшим пророком
мудрецом Торы Моше, с одной стороны, и
Корахом — с другой. И тогда прямая
обязанность каждого — поддержать Моше.
Поэтому возникает вопрос: в чем же заслуга
жены Она бен Пелета? Ведь у ее поступка
был личный мотив. Заботясь о собственном
муже, спасая семью — она пренебрегла
общественной необходимостью.
Конечно же, согласно принципам Торы и
здравому смыслу (Моше так много сделал для
еврейского народа) нужно было выступить на
стороне Моше.
Однако же Корах и его сообщники
действовали не по законам Торы и вопреки
здравому смыслу, но — в строгом
соответствии с «инструкциями» дурного
начала (йецер а-ра). А йецер умеет
мастерски подменять понятия. По его, йецера,
наущению желаемое может представиться
необходимостью. Когда нами руководит
дурное начало, личные побуждения могут
казаться чуть ли не Волей Небес.
Жена Она, зная в каком состоянии
пребывает ее муж, понимая, что в сложившейся
ситуации он не в состоянии рассуждать
здраво — не стала объяснять ему правоту
Моше с позиций здравого смысла. И нашла
такие аргументы, что даже йецер а-ра был
вынужден отступить.
Ты считаешь, что тебя недостаточно ценят,
твой статус не соответствует твоим
качествам? Моше не дает тебе подняться, —
сказала она мужу, — и вместо того, чтобы
служить в Мишкане (переносном Храме),
тебе приходится «чиститьь ему ботинки»? Так
знай, победа Кораха ничего не изменит.
Вместо ботинок Моше, ты будешь драить
сапоги Кораха!
И это — женская мудрость, которая «выстраивает
дом». Это означает — ответить дурному
началу на его же языке. Да так, чтобы у
йецера не было доводов для возражений.
на основе комментарие рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Мош Автор текста Мордехай Вейц
New Page 1
ГЛАВА «КОРАХ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.
Почему она так называется?
По имени в первой фразе главы: «И взял Корах,
сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».
Обсуждение главы «Корах»
1/ На север или на юг?
В нашей недельной главе о бунте Кораха
против Моше читаем: «И взял Корах...» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 1).
Разъясняя эти слова, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что
Корах «повернулся в одну сторону».
Попытаемся понять, что здесь имеется в виду.
Существуют четыре стороны света: север, юг,
восток и запад. Сказано в Талмуде (трактат Бава
Батра, лист 25), что тот, кто хочет
приобрести мудрость, должен направить свои
устремления в южную сторону — поскольку в
Храме Менора, символ мудрости,
располагалась к югу от Кодеш Кодашим (Святая
Святых — центральное помещение Храма). А
желающий разбогатеть — к северу (в северной
части Храма относительно от Кодеш Кодашим
стоял стол с хлебами приношений, что дает
намек на богатство).
Таким образом, можно сказать, что мудрость
находится на юге, а богатство — на севере.
Там же в Талмуде говорится, что в северной
части Мишкана (переносной Храм) не было
перегородки (мехеци). Поэтому, тот, кто
гоняется за материальными благами, во-первых
— отдаляется от мудрости (находящейся в
прямо противоположной стороне), а во-вторых
— никогда и желаемого богатства не
достигнет. Ибо на севере нет границы:
получив какое-то богатство, человек, как
известно, тут же хочет получить еще больше.
И так — до бесконечности.
В противоположность этому, стремящийся
обрести мудрость — обретет не только ее, но
и, если затем решит направиться за
богатством — ему и здесь будет
сопутствовать удача, ибо у него будет на что
опереться. Ведь в южной части Мишкана
есть перегородка (мехица). То есть, если
человек стремится к материальной
обеспеченности, вначале он все же должен
приобрести некую мудрость. Значит, и для
достижения материального благосостояния
необходимо двигаться в двух направлениях:
сперва — к мудрости (на юг), потом — к
обогащению (на север).
Кораха интересовали в основном богатство
и слава. И он, по словам Раши, повернулся
лишь в одну сторону — северную, и тем самым
отдалился от южной, что и привело его к
падению, в результате которого, он не только
не достиг желаемого, но растерял и то, что
имел.
А ведь Корах и так был очень богатым и
весьма неглупым человеком. Однако свои
врожденные способности он использовал не
для достижения новых духовных высот и
улучшения своих человеческих качеств, но —
на то, чтобы добиться почестей и славы.
Иными словами — устремился в
противоположную от добра сторону, в толщу
материи.
Корах обратил внимание, что первые буквы
имен, составляющих родословную Моше, в гематрии
(числовом значении) — 240. Если это число
записать буквами на иврите получится — «рам»
(реш-мем), что означает — «возвышаться».
И решил, что благодаря этому Моше удалось
возвыситься над всеми и стать лидером. Но
ведь и в родословной самого Кораха — та же
ситуация (гематрия первых букв имен —
240). Следовательно, и он, Корах, имеет право
возвыситься.
Поэтому написано в Торе: «И взял Корах, сын
Ицhара, сына Кеhата, сына Леви…» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 1). То есть — исчислил Корах свою
родословную, в которой якобы содержался
намек на возвеличивание.
Но не учел он, что понятие «рам»
соотносится, прежде всего, с духовными
высотами. Не учел — и другое. Если к гематрии
первых букв имен в родословной добавить гематрию
последних букв, то у Кораха получится слово
— «нах-тат» (намек на падение). Однако
Корах рассмотрел лишь одну сторону (начальные
буквы) и пренебрег — другой стороной (последние
буквы).
Вместе с тем, другая сторона
свидетельствует не только о падении Кораха
(как мы уже видели), но и о возвышении Моше и
Аарона. Наполняющая гематрия выражения
«нах-тат» равна гематрии слов: «Моше
будет царем, Аарон — главным коэном».
на основе комментария рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
.
2/ Распря, затеянная Корахом, достигла
солнца и луны!
Далее в нашей недельной главе читаем: «И
предстали перед Моше... лидеры общины,
знатоки времен, люди именитые» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 2). Так Тора описывает команду,
которую собрал Корах для бунта против Моше
Сегодня никого не удивит, что среди
бунтовщиков оказались «лидеры общины» и «люди
именитые». Но кто такие — «знатоки времен»?
Речь в данном фрагменте о людях ученых, —
объясняют в Талмуде Учителя (трактат Сангедрин,
лист 110), — знающих правила назначения
високосного года и установления начала
нового месяца (на иврите — рош ходеш).
Может ли удовлетворить нас такое
объяснение? Обычно, когда затевают смуту,
повышенным спросом пользуются горлопаны
всех мастей, кликуши и т.п. Резко возрастают
в цене спецназовцы и «революционные
матросы». И вряд ли кому-то понадобятся
какие-то там «замшелые астрологи»,
разбирающихся в фазах луны и солнечных
циклах.
Поэтому нам нужна дополнительная
информация.
В Танахе написано: «Солнце, Луна
остановились в обители своей» (книга
пророка Хавакука, гл. 3, ст. 11).
Обсуждая в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 110) этот фрагмент, Учителя отмечают, что
в нем говорится как раз о бунте Кораха.
Когда Корах и другие бунтовщики обратились
к Моше со своей демагогией, Солнце и Луна
воззвали к Творцу: «Владыка мира! Мы не
покинем нашу обитель, до тех пор, пока ты не
осуществишь справедливый Суд!».
Какое дело Луне и Солнцу, казалось бы, до
того, что происходит внизу? Зачем им
понадобилось вмешиваться в чужую распрю?
В другом трактате Талмуда (трактат Хулин,
лист 60) рассказывается, что вначале
Всевышний сотворил Солнце и Луну —
одинаковыми. Тогда Луна сказала Всевышнему:
«Негоже двум царям делить одну корону!». «Пойди
и уменьши себя», — ответил ей на это
Всевышний.
С тех пор минули тысячелетия. И вот Корах
затеял бунт, чтобы, наряду с Моше, стать
царем над Израилем. Ведь, если святы — все,
почему царем может быть только один? В такой
святой общине найдется место и для двух
царей, — развивал свою мысль Корах.
Два царя в одном царстве? Но тогда, чем
Луна — хуже? Значит, и она может светить
наравне с Солнцем, ничуть не уступая ему!
Таким образом, мы видим, что наши светила
имеют самое непосредственное отношение к «делу»
Кораха и заинтересованы в его справедливом
разрешении. Ведь если Корах — прав, то и их
ситуацию придется пересматривать.
Интересно, не только Солнце и Луна следили
за развитием событий в противостоянии
группы Кораха Моше, но и люди Кораха — не
спускали глаз с Солнца и Луны. Потому что,
когда Луна покорно согласилась уменьшить
себя, несмотря на то, что первая высказала, в
общем-то, правильное суждение, Творец
наделил ее особой привилегией — отсчет
месяцев в еврейском календаре ведется по
Луне. Другие народы мира, как известно,
строят свой календарь по Солнцу. Получается,
что есть два царя, но у каждого — своя
корона. У Луны — Израиль, а у Солнца —
остальные народы мира.
Однако же и евреи в своем календаре тоже
используют и Солнце. Например — для
установления високосных лет. А если оба
светила, и Луна и Солнце, имеют отношение к
нашему календарю — выходит, что два царя «надевают»
одну корону. Но раз такое происходит в
Небесах, то и на земле можно позволить, чтоб
одну корону делили между собой два царя —
Моше и Корах. Поэтому Кораху и нужно было
включить в возглавляемую им группу
бунтарей «знатоков времен», которые умеют
назначать високосный год по солнцу и
устанавливать начало нового месяца по луне.
Но как сам Моше отреагировал на эти,
вполне логически обоснованные, претензии
Кораха?
Написано в нашей недельной главе: «И
услышал Моше, и пал ниц» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 4).
Выражение «пасть ниц» означает —
проявить максимальное смирение. Поступив
так, Моше обезоружил мятежников. Они
подготовились к разговору всерьез. Группу
бунтовщиков представляли ученые и именитые
люди. Были среди них и лидеры общины. Но вот
чего им не хватало, так это — скромности,
которой в полной мере обладал истинный
лидер народа, Моше.
Корах понял, что вся его так тщательно
выстроенная схема аргументов —
рассыпалась, как карточный домик. От стыда
он был готов провалиться под землю.
на основе комментария рава
Йоннатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го
века)
3. Заблуждение Кораха
Учителя обсуждают вопрос: как Корах,
человек, наделенный умом и даже обладавший
неким даром предвидения, мог восстать
против Моше и Аарона?
В Мидраше говорится, что он видел, что его
потомком будет пророк Шмуэль, которого
можно сравнивать с Моше и Аароном. И когда
Моше сказал: «Человек, которого изберет
Всевышний — тот будет выделен (кадош)» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 7), Корах решил, что речь — именно о
нем.
Какие же основания у него были, чтобы
считать, что он способен заменить Моше и
Аарона, и достоин этого?
В Талмуде (трактат Хагига, лист 14)
Учителя выясняют, какими качествами должен
обладать лидер еврейского народа?
Одно из обозначенных ими условий —
возраст. С точки зрения некоторых Учителей,
еврейскому лидеру должно быть не менее 50-ти
лет.
Открывая иную грань Истины, другие
Учителя подчеркивают, что для человека,
который может возглавить еврейский народ,
важнее все же не возраст, но — глубокое
знание Торы.
Известно, что пророк Шмуэль прожил 52 года.
Из них 11 лет он руководил Израилем. Значит,
Шмуэль возглавил народ не в 50 лет, но — в 41
год.
Этот прецедент дал Кораху основание
думать, что и он, Корах, вправе руководить
сынами Израиля.
Дело в том, что в обязанности Кораха
входило участие в перенесении Ковчег
Завета. Следовательно, ему было меньше 50-ти
лет. Ибо о левитах сказано в Торе: «А с 50-ти
лет освобождается он от исполнения работы и
не работает более» (Бамидбар, гл. 8,
ст. 25).
Таким образом, узнав, что Шмуэль возглавил
еврейский народ в 41 год, Корах подумал, что и
он имеет право требовать для себя место
лидера, несмотря на то, что ему еще не
исполнилось 50 лет. А в том, что он — знаток
Торы, сомнений у него никогда не возникало.
Легко клеймить осужденного. Но Тора учит
нас стараться судить о людях с хорошей
стороны. Возможно, у Кораха, совершившего
столь отвратительный поступок, были и
позитивные намерения?
Корах видел, что по приговору Всевышнего,
каждый год умирает 15.000 евреев. И ни Аарон, ни
Моше не могут этому противостоять. И ему
казалось, что он, став главным коэном,
сумеет остановить эпидемию.
Он полагал также, что ему удастся сделать
так, что Шехина (Присутствие Всевышнего)
постоянно будет в народе Израиля.
В Талмуде (трактат Недарим, лист 38)
Учителя называют три необходимых для этого
качества: мудрость, богатство и сила.
Корах верил, что у него они есть. Но —
заблуждался. Он, как мы знаем, занимался
перенесением Ковчега Завета, который был
невероятно тяжелым. Ведь в нем хранились не
только вторые Скрижали, но и — осколки
первых. И Корах думал, что это дает ему право
считаться сильным. Ошибка его заключалась в
том, что Ковчег сам нес своих носильщиков.
Поэтому особой физической силы для его
перемещения — не требовалось.
Заблуждался Корах и по поводу своего
богатства. Он причислял себя к богачам, ибо
владел несметными сокровищами. Но
объясняют наши Учителя, что богат тот, кто
доволен тем, что имеет (трактат Пиркей
Авот, гл.4). А Корах бесконечно завидовал
Аарону и Моше.
Что же касается его мудрости — можно ли
считать мудрым человека, допустившего
столько серьезных ошибок?
на основе комментариев
рава Йоннатана
Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го
века) и
рава Моше-Якова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Избегать споров
Написано в нашей недельной главе: «И не
будет как Корах и его сообщники…» (Бамидбар,
гл. 17, ст. 5).
Рассматривая этот фрагмент Учителя в
Талмуде (трактат Сангедрин, лист 110)
делают вывод, что всякий, кто участвует в
спорах и распрях, нарушает запрет Торы.
Рамбан ( Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало
13-го вв.)
причисляет этот запрет к 613 заповедям.
Возникает вопрос: этот запрет относится
только к оспариванию особого статуса коэнов,
или же распространяется на все споры и
распри?
В нашей недельной главе читаем: «И встал
Моше, и пошел к Датану и Авираму» (Бамидбар,
гл. 16, ст. 25).
Моше пошел к Датану и Авераму, —
подчеркивают Учителя, — чтобы прекратить
спор и не нарушить запрет Торы. Но речь шла
не о кеуне (особый статус коэнов).
Значит, данный запрет Торы касается не
только коэнов, но распространяется на
любой спор, любую распрю.
Как-то раз в одно еврейское местечко
пришел человек по имени Шимон. Он прекрасно
играл на скрипке и обладал чарующим голосом.
За счет своих музыкальных способностей
Шимон быстро снискал себе популярность и
расположение почти всех жителей местечка.
Они пришли к раввину и потребовали, чтобы
тот назначил Шимона кантором в местную
синагогу.
Раввин сомневался. Дело в том, что Шимон не
был религиозным.
Народ, между тем, продолжал настаивать на
своем, не воспринимая никакие разумные
доводы.
Рав местечка написал письмо раввину
Познани, в котором просил дать ему совет.
Характеризуя Шимона, он, в частности, писал,
что тот — «дореш коль этин (в
ашкеназском произношении — эсин) в Торе.
То есть в иносказательной форме объяснил,
что Шимон, претендующий на должность
кантора в синагоге, безразличен к законам
кашрута. И сообщил, что у Шимона нет трепета
перед Всевышним. А в конце письма задал
вопрос: Может ли быть кантором, человек не
богобоязненный?
Рабби Йосеф, раввин Познани, ответил, что
лучше установить идола в Святилище, чем
способствовать раздорам и спорам в народе
Израиле.
Таким образом, во избежание раздоров,
раввин местечка принял Шимона на должность
кантора синагоги.
Рав местечка прекратил сопротивление, но
не оставил попытки вернуть Шимона на путь
Торы. Правда, никакие увещевания и
разнообразные способы вразумления не
возымели на нового кантора никакого
воздействия. Но раввин не сдавался. Он
поселил Шимона в собственном доме и брал
его с собой на все мероприятия. Шимон охотно
посещал мероприятия, особенно — если за
официальной частью следовало угощение. Да и
в доме рава он настолько освоился, что мог
сам в любое время брать ключ от буфета, где
хранились горячительные напитки.
К Торе Шимон так и не приобщился. Зато
чрезмерно увлекся алкоголем. Его стали
находить на улице в бессознательном
состоянии.
Евреи общины местечка могли закрыть глаза
на то, что их кантор ест свинину, но что он
делит со свиньями одну лужу — наносило
ощутимый удар по их чувству собственного
достоинства. Поэтому вскоре, теперь уже по
их единодушному настоянию, Шимона пришлось
уволить...
на основе комментария рава Цви
Йехезкеля Михельзона
(1863-1942 гг., Полонск, Польша)
5. Как разговаривать с дурным началом
Среди участников восстания против Моше,
наряду с Корахом, Датаном и Аверамом,
упоминается, также и человек по имени Он
бен Пелет (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Однако в дальнейшем мы узнаем, что этот
человек избежал кары, которая настигла
других бунтовщиков. Его спасла жена. Она не
только убедила Она не участвовать в
бунте, но и оградила его от влияния
сообщников Кораха.
Что она сделала?
Уложив мужа спать, сама села у входа в их
жилище и стала мыть голову. Все, кто
приходил звать Она бен Пелета на бунт,
увидев замужнюю женщину с непокрытой
головой, быстро ретировались. Так Он был
спасен.
Но причем тут мытье головы?
В Талмуде (трактат Йома, лист 47)
рассказывается о женщине, которую звали Кимхит.
Все семь ее сыновей стали главными коэнами.
Она удостоилась этого, — объясняют Учителя,
— потому что даже стены ее дома никогда не
видели ее волос. Она, даже когда в доме
никого, кроме нее, не было, носила головной
убор.
Жена Она объяснила мужу, что,
независимо от того, кто победит, Он, ее
муж, как был, так и останется лишь на вторых
ролях. Но, если Ону не светит титул
главного коэна при любом раскладе,
может, хоть детям его улыбнется удача? При
этом она знала, что, появившись перед
посторонним с непокрытой головой, лишила
своих сыновей возможности получить титул
главного коэна. Но поступила так во имя
спасения мужа.
Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 110) высоко оценивают поступок жены Она
бен Пелета. Это о ней, — говорят они, —
сказано в Мишлей (Притчи царя Шломо,
в русском варианте — Соломона): «Женская
мудрость выстроила дом» (гл. 14, ст. 1).
Жена Она преподала важный урок: не следует
ввязываться в споры и тяжбы, всегда надо
искать способы, позволяющие избежать
конфликтной ситуации.
Нов нашем случае спор возник между главой
народа Израиля, величайшим пророком
мудрецом Торы Моше, с одной стороны, и
Корахом — с другой. И тогда прямая
обязанность каждого — поддержать Моше.
Поэтому возникает вопрос: в чем же заслуга
жены Она бен Пелета? Ведь у ее поступка
был личный мотив. Заботясь о собственном
муже, спасая семью — она пренебрегла
общественной необходимостью.
Конечно же, согласно принципам Торы и
здравому смыслу (Моше так много сделал для
еврейского народа) нужно было выступить на
стороне Моше.
Однако же Корах и его сообщники
действовали не по законам Торы и вопреки
здравому смыслу, но — в строгом
соответствии с «инструкциями» дурного
начала (йецер а-ра). А йецер умеет
мастерски подменять понятия. По его, йецера,
наущению желаемое может представиться
необходимостью. Когда нами руководит
дурное начало, личные побуждения могут
казаться чуть ли не Волей Небес.
Жена Она, зная в каком состоянии
пребывает ее муж, понимая, что в сложившейся
ситуации он не в состоянии рассуждать
здраво — не стала объяснять ему правоту
Моше с позиций здравого смысла. И нашла
такие аргументы, что даже йецер а-ра был
вынужден отступить.
Ты считаешь, что тебя недостаточно ценят,
твой статус не соответствует твоим
качествам? Моше не дает тебе подняться, —
сказала она мужу, — и вместо того, чтобы
служить в Мишкане (переносном Храме),
тебе приходится «чиститьь ему ботинки»? Так
знай, победа Кораха ничего не изменит.
Вместо ботинок Моше, ты будешь драить
сапоги Кораха!
И это — женская мудрость, которая «выстраивает
дом». Это означает — ответить дурному
началу на его же языке. Да так, чтобы у
йецера не было доводов для возражений.
на основе комментарие рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль) и
рава Авигдора Небенцаля
(Израиль, Иерусалим, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|