New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе:
книга
Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так называется?
По начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст.
12).
Когда будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.
Обсуждение главы Ки Тиса
12.03.06
В самом начале нашей недельной главы мы читаем: « Когда
будешь ты подсчитывать сынов Израиля… пусть каждый принесет Творцу искупительный
дар за душу свою, и не будут поражены мором при подсчете. Вот, что дадут они,
каждый проходящий подсчет — половину шекеля, священного шекеля, в котором
двадцать монет гера, половину шекеля — приношение Творцу»
(Шемот, гл. 30, ст. 12-14).
Известно, что повеление дал Всевышний Моше Рабейну — после того, как евреи
изготовили золотого тельца. И мы понимаем, что монета, половина шекеля,
принесенная в качестве особого, искупительного дара (цедаки) имела
способность отвратить от еврея наказание за нарушение серьезнейшего запрета (на
идолопоклонство) — могла спасти от мора, избавить от угрозы полного истребления
в будущем.
Во времена персидского царя Ахашвероша, — рассказывает Талмуд (трактат
Мегила, лист 13), — решил злодей Аман уничтожить весь еврейский народ.
И, чтобы достичь цели, готов был внести, в качестве особого дара, в
царскую казну десять тысяч серебряных монет. Но составленная из половинок
серебряных шекелей «сумма», когда-то, за сотни лет до этих событий, собранная
евреями, «перевесила» тысячи монет Амана и отвела от евреев угрозу тотального
уничтожения. Иными словами, отдавая по половинке шекеля в «общий котел», сыны
Израиля задолго готовили своим потомкам спасение в будущем. Как это может быть?
Дело тут в том, что Всевышний, для которого нет временных ограничений (Ему
известно все, в том числе — и то, что произойдет) обладает способностью
указывать путь (способ) спасения от опасности задолго до того, как
опасность эта становится для человека реальной угрозой. И в нашем случае таким
средством стала — монета в полшекеля (на иврите — мехацит а-шекель).
Но что за чудодейственная сила заключена в монете такого незначительного,
казалось бы, достоинства?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ивритское слово
махацит.
В ивритском написании оно состоит из пяти букв, и третья из них (точно
посередине) — буква цади. Однокоренное с названием этой буквы слово —
цедака (пожертвование на высокие цели).
С двух сторон центральную букву (цади) «окружают» ивритские буквы
хет и йуд. Составленные вместе, они образуют слово хай, что в
переводе означает — «живой».
Более далекое «окружение» буквы цади, первая и последняя буквы слова
махацит — мем и тав, вместе составляющие слово мет
(«мертвый»).
На основе этого анализа выстраивается такая концепция: выполнение заповеди
цедаки дает жизнь и отдаляет смерть. В Танахе (Мишлей — Притчи
царя Шломо, гл. 10, ст. 2) так и написано: «Цедака спасает от смерти». И
еще, в другом фрагменте — «Цедака возвеличивает народ» (Мишлей,
гл. 14, ст. 34).
Анализируя вторую цитату, Талмуд (трактат Бава Батра, лист 10)
приходит к выводу, что выполнение заповеди давать цедаку отличает сынов
Израиля от всех остальных народов (см. на сайте обзоры
листов
9
и
10
трактата Бава Батра). И это заключение наших Учителей
подтвердилось в гораздо более поздние времена — результатами исследования,
осуществленного в Вене (Австрия) накануне Второй мировой войны. Это
исследование, осуществленное преподавателем Венского университета доктором
Альбертом Сайвиным, показало, что евреи жертвуют на благотворительные цели в
шесть раз больше средств, чем любая другая группа населения города.
В те страшные времена, когда Гитлер готовился к реализации «окончательного
решения еврейского вопроса», многие старались скрыть свое еврейство. Но выдавало
их, как отметил доктор Сайвин — жажда справедливости (на иврите —
цедек) и «повышенная забота» об окружающих…
13.03.06
Наши Учителя многократно подчеркивают не поддающуюся логическому объяснению
роль цедаки в продлении жизни и спасении от опасностей.
В Иерусалимском Талмуде (трактат Шаббат) рассказывается такая
история.
Как-то раз отправились два ученика раби Ханины (Учитель Талмуда в
Эрец Исраэль, 3-й век) в лес за дровами. Посмотрел на них астролог и
произнес им вслед:
— Эти — не вернутся…
Шли юноши по дороге, и видят — идет навстречу им старец в лохмотьях.
Поравнявшись с ними, старец слабым голосом сказал:
— Дайте мне какой-нибудь еды, я три дня уже не ел…
Один из юношей тут же достал из сумы припасенный на дорогу хлебный каравай. А
другой — полез за топором. О ноже они, собираясь в путь, забыли. Обнаружив их
готовность помочь, старец промолвил:
— Да будут спасены ваши жизни сегодня — так, как спасли вы мою жизнь…
Разрубил ученик раби Ханины каравай пополам, и половину отдал бедняге.
Когда ученики раби Ханины благополучно вернулись с дровами, те, кто слышал
«предсказание» астролога, начали подсмеиваться над ним. Но, когда развязали
вязанки с хворостом — остолбенели: в принесенных юношами сухих ветках застряла
мертвая, разрубленная надвое, ядовитая змея. Она нашла свою погибель под
топором, в тот момент, когда один из юношей делил каравай, чтобы накормить
голодного… Так цедака спасла жизни молодых людей.
Но вернемся к тексту нашей недельной главы.
Заповедь о махацит а-шекель начинается со слов — «…и дадут». В
оригинале на иврите это — вэитну. В ивритском написании данное слово
интересно тем, что оно одинаково читается в любом направлении. Как справа
налево, так и слева направо — все равно будет вэитну. И — неспроста,
разумеется. Ибо в Торе ничего не бывает «просто так» — каждая «странность» таит
в себе скрытый смысл, ожидающий «разгадки». И в данном случае это учит нас тому,
что цедака не отнимает у человека и малой части его достояния, не наносит
ущерба. Все, что он отдает, сторицей возвращается к нему, и в итоге
человек даже выигрывает.
Учителя подкрепляют это открытие многочисленными примерами. Приведем здесь
один из них.
В городе Воложине, который приобрел широкую известность благодаря йешиве, где
учились в молодости многие великие раввины, жил некий богач. Регулярно жертвовал
он крупные суммы на благотворительность, материально поддерживая бедняков. Но
настал недобрый час, когда дела его пошли из рук вон плохо — за короткий срок он
лишился большей части своего состояния.
Когда подошло время в очередной раз давать цедаку, отправился богач к
главе Воложинской йешивы, раби Хаиму, за советом.
Скажите, раби, как мне поступить в моем положении: значительно сократить
сумму цедаки или — взять ссуду, чтобы дать цедаку в прежнем
объеме? — спросил он.
Раби Хаим посоветовал ему взять ссуду, но сумму пожертвования — не сокращать.
Так он и сделал. А через несколько недель, сияя от радости, вбежал в кабинет
главы йешивы и сообщил:
— Я взял ссуду, роздал, как всегда, деньги бедным. И вот, три дня назад мне
подвернулось столь выгодное дело, что прибыль от сделки с лихвой покрыла все мои
убытки…
14.03.06
Вернемся к рассматриваемой в нашей недельной главе теме «переписи населения».
И зададимся вопросом: для чего она понадобилась в тот исторический момент, какой
смысл в это вкладывался? И вообще: как нам расценивать сам акт «пересчета»
людей, да еще таким необычным «методом» — по половинкам шекелей?
Тут можно отметить, что «учет» придает каждому индивидууму особую значимость.
Ведь, к примеру, штучный товар (то, что продается на счет, по количеству
экземпляров) — всегда в большей цене.
Продукт, который продается поштучно, — заключают Учителя, обсуждая данную
проблему на страницах Талмуда (трактат Бейца, лист 3), — нельзя
«отменить» (то есть — проигнорировать), даже если он находится среди других
продуктов в соотношении один к тысяче. Это — общий принцип.
Иными словами, если, допустим, единичные экземпляры определенного товара
попали в «контейнер» с товаром другого вида, в соотношении один к тысяче, эти
единичные экземпляры не теряют ни свою «индивидуальность», ни ценность.
Поскольку речь идет об общем принципе, мы, видимо, вправе применить его и в
отношении людей. И это в контексте рассматриваемого нами вопроса означает, что
сама по себе перепись населения как бы приподнимает статус человека в глазах
общества.
Но почему же для подсчета «душ» Творец велел брать с каждого по половине
шекеля? Не проще было бы делать вычисления, если бы сыны Израиля сдали по
шекелю?
Серебряный шекель (как любая другая «полноценная» единица), — дают
разъяснения Учителя, — олицетворение цельности объекта. И часть от него
(половина) должна была символизировать, что, хотя каждый еврей — важная,
значимая индивидуальность, истинную цельность он все же обретает лишь в
единстве с другими, со всем еврейским народом.
Идея «дробности», напоминающая о «цельности — в единстве народа» в еврейской
традиции воплощена во многих «объектах». Например, Скрижали Завета хранились в
шкафу, размеры которого выражались в числах с дробями — чтобы дать нам понять,
что серьезно постигать Тору способен только скромный человек, черпающий силу в
единстве со своим народом.
Исследуя концепцию «переписи населения», Учителя открывают еще одну грань
Истины.
«Поголовный» подсчет, — подчеркивают они, — имеет и свою обратную сторону. Он
также способен лишать человека индивидуальности. Ведь человек, которому как бы
присвоен порядковый номер, может ощутить себя безликим винтиком гигантского
механизма, единицей — среди множества единиц.
Именно такое ощущение стремились вызвать у людей фашисты в концентрационных
лагерях, лишая человека имени (имя заменяла татуировка на руке — с порядковым
номером), семьи, привычек — всего, что определяло личность, индивидуальность. Им
было мало — физически убить, им нужно было сначала уничтожить человека духовно…
Чтобы при «пересчете» в пустыне, — пишет Рамбан (Рабейну Моше
бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и
Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),
анализируя тексты недельной главы Ки Тиса, — не было эффекта
обезличивания, каждому отдающему свою половину шекеля, полагалось назвать свое
имя.
То есть сыны Израиля в процессе осуществления переписи должны были помнить о
двух вещах. О том, что лишь жертвуя свою половинку шекеля — в единении со своим
народом, они обретают цельность, а также — о том, что, ощущая себя частицей
народа, нельзя терять собственное достоинство, свою индивидуальность.
Почему молитву Шемоне Эсре читают в синагоге дважды: сначала —
шепотом, каждый как будто бы от себя, потом, когда те же слова произносит Хазан,
посланник общины — громко, во весь голос? — спрашивает Бен Иш Хай (раби
Йосеф Хаим, один из крупнейших Учителей Торы, как открытой ее части, так и
закрытой — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса
законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века –
первая половина 20-го, Багдад, Ирак).
И объясняет: потому что общественная молитва состоит как бы из двух частей.
Первая часть — личный вклад каждого молящегося, вторая — часть единого целого,
когда посланник общины читает, и все присутствующие слушают его.
Та же концепция заложена в «устройстве» цицит, где кисти состоят из
узлов и нитей. Узлы символизируют единую связь, переплетение людских судеб,
в конечном счете, сплетающуюся в единую, общую судьбу еврейского народа. Нити —
личное участие, влияние каждого на судьбу его народа…
15.03.06
А вот и еще пример — тефиллин. Известно, что одна часть тефиллин
наматывается на руку, другая надевается на голову (см. на сайте ответ «Как
правильно надевать тефиллин», № 860).
Про ту часть, которая — на руке, сказано: «…И будет тебе знаком».
«Тебе» — то есть каждому мужчине-еврею в отдельности. Поэтому, — разъясняют
Учителя, — принято тефиллин на руке прикрывать рукавом (как выражение
скромности). Однако кожаная коробочка, которая крепится к голове, несет в себе
иную идею. В ней — четыре отделения (с четырьмя фрагментами из Торы), что
символизирует четыре стороны света. И это означает, что еврей — в ответе за весь
мир. О головном тефиллине написано: «И увидят народы Земли, что Имя
Всевышнего запечатлено в тебе, и — затрепещут».
Земля Израиля, — подчеркивают Учителя, — обладает, по сравнению с другими
землями, духовностью повышенной концентрации. Ее особое положение «утвердил» Сам
Всевышний — среди данных Им законов есть такие, которые действуют только на
территории Эрец Исраэль, и не относится к иным территориям. Например —
заповедь шмиты («седьмого года»; по правилам, установленным этой
заповедью, каждый седьмой год земля «отдыхает» — ее не обрабатывают и не
собирают урожай).
Границы Эрец Исраэль Творец мира определил в Торе. И поставил условие:
Землю эту надо отвоевать, причем, не единичными еврейскими отрядами, но — всеми
сынами Израиля, а потом — поделить между коленами и семьями. То есть завоевание
— совместное, коллективное (всей общиной Израиля), но каждый получал свой
земельный участок, который закреплялся за семьей. Так свое выражение получила
идея, состоящая в том, что народ Израиля и каждый отдельный индивидуум накрепко
«кровными узами» связан с Эрец Исраэль.
Подобная «двойственность» имела место и при даровании Торы на горе Синай.
Тору «из рук Всевышнего» принимал весь еврейский народ, как написано: «…А
весь народ видел…» (Шемот, гл. 20, ст. 18). Но для того, чтобы
она навсегда осталась в «сердцах людей» и передавалась из поколения в поколение,
нужно было, чтобы ее получил каждый человек, стоящий у подножия горы Синай. В
тот самый момент, когда евреи произнесли — «сделаем и услышим», на голову
каждого были водружены по две короны (см. на сайте, к примеру,
обзор
листа 88
трактата Шаббат).
Как видим, взаимосвязь «общего» и «личного» — один из основных
принципов еврейской жизни. И это позволяет евреям воплощать в жизнь многовековую
мечту всего остального человечества — «от каждого — по способностям, каждому —
по потребностям». Каждый из нас, исходя из собственных возможностей, дает
цедаку, помогая бедным и поддерживая, например, существование учебных
заведений, где изучают Тору. Всевышний же, со своей стороны, заботится, чтобы у
каждого из нас было все необходимое.
Разница в том, что люди нееврейского мира пытаются добиться справедливости в
распределении материальных благ — без участия Творца.
Быть может, кто-то полагает, что сегодня правило «отдашь — получишь сторицей»
— уже не действительно? Но только с таких позиций можно объяснить смысл истории,
которая произошла в наши дни, лет тридцать назад.
В одной бедной иерусалимской семье, где было восемь малых детей, мать в канун
Рош а-Шана купила две курицы. Сварила женщина этих кур и поставила кастрюлю в
холодильник. Вскоре в дверь постучалась нищенка. Ей открыл отец семейства, и она
с порога попросили тарелку бульона. «Но ведь и мы бедны, — поначалу подумал он,
— наши дети едят курицу только по праздникам. Вправе ли я отрывать от них еду?».
А нищенка с изможденным лицом продолжала просить. И мужчина — решился. Он открыл
дверцу холодильника и… увидел внутри посиневшего от холода младшего сына. Дети
играли в прятки, и один из старших сыновей спрял туда младшего брата. Изнутри
открыть дверь холодильника малыш не мог.
Если бы не пришла старая женщина за тарелкой бульона, ребенок мог умереть от
переохлаждения…
16.03.06
И еще рассказывают, что однажды пришел к известному иерусалимскому богатею,
славившемуся щедрыми пожертвованиями, человек и посетовал, что дочь его
просватали, а денег на свадьбу у него нет.
— Сколько денег тебе нужно на это? — спросил богач.
Посетитель быстро прикинул, во что ему могут обойтись свадебные расходы, и,
добавив — на «капризы» невесты, назвал довольно большую сумму.
Богач и глазом не моргнул — тот час же выписал на эту сумму чек. Но поставил
условие: чтобы его пригласили на свадьбу.
— Конечно! Как же — иначе… — заверил жертвователя бедняк.
Но в предсвадебной суете, отец невесты забыл послать благодетелю приглашение.
И вспомнил о своем обещании — когда на торжество уже съехались гости, и надо
было вести невесту к хупе. Что ж, оплошности надо исправлять. И он
попросил невесту с женихом, в сопровождении гостей и музыкантов отправиться к
дому богача и пригласить его на свадьбу с почетом и уважением.
А в это время в дом богача ворвались вооруженные бандиты. Они связали хозяина
и его жену, вскрыли сейф, забрали деньги и драгоценности, покидали в мешки
фамильное столовое серебро. Заподозрив, что где-то в доме припрятаны и другие
сокровища, бандиты собрались пытать богача… И в этот момент они услышали, что с
улицы доносится гул голосов и веселая музыка. Бандиты выглянули в окно и
обнаружили, что прямо к дому идет толпа в несколько сот человек. Представив, что
ждет их, когда эти люди войдут в дом, головорезы побросали награбленное и
скрылись…
Однако продолжим чтение нашей недельной главы. В ее тексте, посвященном
общенародному сбору по половине шекеля от каждого, в частности, сказано:
«…Богатый — не больше и бедный — не меньше половины шекеля должен дать…» (Шемот,
гл. 30, ст. 15). То есть мы понимаем, что финансовое положение человека не
оказывало никакого влияния на сумму взноса.
Из этого следует, — говорят Учителя, — что значимость человека в этом мире не
определяется, как мы сказали бы сегодня — количеством денег на его банковском
счете. Критерий один — «качества» души. Вспомним — «…пусть каждый
принесет Творцу искупительный дар за душу свою» (Шемот, гл. 30,
ст. 13). А в продолжение Тора подчеркивает, что душа богача (равно, как и
бедняка) не соизмеряется с «с объемом» имущества.
Теперь мы понимаем, что за путь к спасению от «козней» Амана (история Пурима
— см. на сайте
материалы, посвященные празднику Пурим) указывал сынам
Израиля Творец. Аман попытался уничтожить евреев, полагая, что это не составит
труда, ибо евреи — «народ немногочисленный». Он не учитывал, что не численностью
определяется место народа в истории, но — свойствами души. Еврейский народ, —
свидетельствует Талмуд (трактат Бава Батра, лист 10), — отличается
от других особо развитым чувством сострадания к ближнему. Помощь нуждающимся —
одна из основных заповедей в еврейской традиции. Согласно еврейскому
мировоззрению, заповедь предписывающая делать добро — высшая цель человеческой
жизни (см. на сайте
обзор
листа 10
трактата Бава Батра).
В другом трактате Талмуд (см. на сайте
обзор
листа 22
трактата Йома), анализируя фразу Танаха — «И будет число сынов
Израиля как песок морской, который нельзя измерить и исчислить…» (книга пророка
Ошейа, гл. 2, ст. 1), находит в них как будто бы некое
противоречие. Вначале сказано: «И будет число сынов Израиля…»
(подразумевается какое-то конкретное число). А в конце — «…которое нельзя
измерить и исчислить» (т.е. определить численность евреев — невозможно).
И приходит к выводу, что никакого противоречия в данном фрагменте нет. Просто
речь в нем идет о процессах духовного характера. Когда народ Израиля выполняет
волю Всевышнего, растет не только число евреев, но, прежде всего — духовная
значимость народа Израиля. Если же законы Творца нарушаются значимость и
численность сынов Израиля — сокращается.
Эта позиция дает нам возможность рассмотреть проблему «переписи» под иным
углом зрения.
Уже по факту переписи, когда подсчет — произведен, а в результате установлена
численность сынов Израиля, можно определить: народ нарушил заповедь Всевышнего
(в данном случае мы говорим о создании золотого тельца). За проступком следует —
наказание. Но… Осудив еврейский народ, Всевышний, как отмечают Учителя, не мог
не учесть и «смягчающие вину обстоятельства» — активное вмешательство сатана
(см. на сайте ответ
«Сатана и его место в иудаизме» — в разделе
«Спроси у раввина») в еврейские дела и то, что инициаторами нарушения были неевреи, которые присоединились к евреям, покидающим Египет. Поэтому Творец и
предложил «верное средство», позволяющее избежать наказания: «Пусть каждый
принесет искупительный дар за душу свои, и не будут поражены они мором…» (Шемот,
гл. 30, ст. 12).
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|