ТОЛДОТ 
"ТОЛДОТ"
ТОЛДОТ 
Чтение текста
Афтары

"ТОЛДОТ"

24.11.2024, 23 Heshvan, 5785

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “Ки Теце”

 

Место в Торе: Дварим, гл. 21, ст. 10 - гл. 25, ст. 19.

Почему она так называется?

По первому слову первой фразы: “Когда выйдешь на войну на врагов своих..”.

Когда выйдешь на иврите - ки теце.

Обсуждение главы Ки Теце

22.08.04

Известно, что каждая недельная глава Торы затрагивает сразу же несколько тем, и каждая из них рассматривается на различных уровнях понимания.

Центральная тема нашей недельной главы - Ки Теце - законы, регулирующие отношения между мужчиной и женщиной в особых ситуациях, что, с одной стороны, имеет прямое практическое значение, с другой - глубокий символический смысл, переводя разговор в сферы духовности (см. на сайте обзор недельной глава Ки Теце, первый годовой цикл).

В обзоре этого года мы обсудим один из аспектов, которого не касались в обзорах прошлых лет. Однако, прежде всего, прочтем отрывок из Торы: «…Если же кто возьмет жену и станет ее мужем, то, если она не найдет благоволения в глазах его, потому что он нашел в ней что-нибудь постыдное, он напишет ей разводное письмо и даст ей в руку, и отпустит ее из дома своего» (Дварим, гл.24, ст. 1).

Этот фрагмент послужил нашим Учителям основой для выведения законов еврейского развода, записанных в Вавилонском Талмуде (трактат Гитин).

В общих чертах правила известны большинству людей. Муж должен написать разводное письмо (на иврите - гет) и отдать его в руки жены, только тогда по законам Торы она будет считаться свободной. Если местопребывание мужа неизвестно, или он, скажем, не хочет дать жене разводное письмо, она оказывается в трудном положении - в статусе, который обозначается на иврите термином агуна.

Сразу же возникает вопрос: почему Тора подвергает женщину такой дискриминации, ставя ее в полную зависимость от мужа? Ведь данные правила, казалось бы, позволяют мужчине поступать с женщиной так, как ему заблагорассудится, безнаказанно проявлять по отношению к ней самые неблаговидные черты человеческого характера. Она же - беззащитна. Ее могут заставить неопределенное время жить в ненавистном ей браке. Ситуация для нее особенно тяжела, если она по несчастью связала свою судьбу с непорядочным, жестоким человеком. Чтобы получить для своей дочери «пропуск на свободу», родителям, быть может, даже придется выплатить ее супругу значительную денежную сумму…

В этом контексте бракоразводные проблемы нередко упоминаются, чтобы дискредитировать еврейскую традицию, обвинить ее в «шовинизме» и приверженности «средневековым догмам».

Что мы можем противопоставить этим обвинениям?

Многое. И, прежде всего - бракоразводную практику.

Согласно правилам Торы, если жена хочет расторгнуть брак, она имеет право получить гет. Бывают случаи, когда она не должна какое-то время вступать в новые брачные отношения. Однако ее муж не может потребовать выкуп за получение ею разводного письма.

Более того. Если женщина не хочет продолжать брачные отношения, а муж не согласен дать гет, бейт дин (еврейский суд) имеет полномочия вынудить его сделать это - вплоть до применения физической меры воздействия. Если бейт дин вынес постановление, обязывающее мужа дать жене разводное письмо, а он отказывается выполнить судебное предписание, его могут подвергнуть телесному наказанию (удары плетью).

Всевышний, дав нам соответствующе предписания, конечно же, предвидел возможные ситуации, возникающие как следствие из этого закона. И мы не можем не считаться с определенными техническими трудностями, связанными с его практической реализацией.

Правила Торы, касающиеся развода, на самом деле, для нас - своеобразный тест на умение принять неизбежное.

Это умение заложено в нас и проявляется, когда мы сталкиваемся с чем-то, что - вне нашей власти. Мы смиряемся, например, с потерей близких, умерших от неизлечимой болезни. Мы переживаем, страдаем, но осознаем - с этим ничего не поделаешь. С другой стороны, мы часто возмущаемся и пытаемся бороться с проблемами, которые возникают, как нам кажется, по чьей-то прихоти или жестокости. И даже не пытаемся порой постичь истинные причины, следствием которых стали те или иные обстоятельства.

В нашем обзоре мы не ставим перед собой цель - доказать, что в положении агуны нет ничего трагичного. Мы лишь можем продемонстрировать, что такую ситуацию нельзя относить на счет «несправедливости» еврейских законов, якобы «дискриминирующих» еврейскую женщину.

23.08.04

В современном мире браки, к сожалению, часто бывают недолговечными. Существует тенденция вступать в брак в более зрелые годы (если вообще принимается такое решение) и при этом более 50 процентов браков заканчиваются разводами. И хотя количество разводов растет и в еврейской религиозной среде, но все же так называемые «религиозные» молодые люди вступают в браки, как правило, в более раннем возрасте (в двадцать или двадцать с небольшим лет), и в большинстве случаев (свыше 90 процентов) их браки - на всю жизнь.

За этим утверждением стоят, несомненно, многие факторы. Но самый, пожалуй, важный из них - принципиальное отношение к браку.

Попытаемся определить концепцию супружества.

С точки зрения современного общества, супружество - это объединение двух людей для осуществления определенных целей: построить общий дом, произвести на свет и воспитать детей, избавиться от тяжкого чувства одиночества. Любовь в наши дни уже не играет главенствующей роли при выборе партнера по браку, хотя и ей, безусловно, придается немалое значение.

В современном понимании концепции брака, каждый партнер оставляет за собой право сохранить свою индивидуальность. Объединение двух людей происходит по обоюдному согласию и основывается на утилитарных соображениях. Гармоничное слияние двух личностей при такой постановке вопроса, если и возможно, то - лишь по счастливой случайности. Но и цель такая изначально не ставится, ибо высшими ценностями в современном «светском» обществе считаются - индивидуальность каждой личности и возможности для ее самореализации.

Факторы, определяющие намерение вступить в брак, диктуют и параметры его сохранения. Если супруги с течением времени приходят к выводу, что их «партнерство» не дало желаемых результатов: положим, они так и не реализовали мечту о доме или, допустим, с течением времени на смену личному одиночеству пришло «одиночество вдвоем», они считают брак неудачным и подают на развод. И это, по сути, логично. Если брак расценивается как утилитарное мероприятие, и цели, которые изначально ставились - не достигнуты, продолжение супружеских отношений лишено смысла.

Тора представляет такую модель брака в законах Ноаха (после Потопа Ноах получил от Всевышнего семь заповедей, которыми следует руководствоваться его потомкам - неевреям): «…оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью» (Берешит, гл. 2, ст. 24).

Законы Ноаха обязано выполнять все человечество.

Брак «по Ноаху» предполагает, что пара становится «одной плотью» - единым целым. При этом концепция «одной плоти» никоим образом не принижает супружеские отношения. Напротив, Тора оберегает «святость» такого союза и предлагает его легальную защиту. Нарушение супружеской верности, согласно закону Ноаха о браке - такой же серьезный проступок, как и нарушение супружеской верности в еврейском браке.

Однако концепция «одной плоти» для еврейского брака - лишь предпосылка к тому, чтобы супруги, как это предписано Торой, стали «одной душой» - когда души мужчины и женщины сливаются в единую духовную сущность.

Человек, у которого нет жены, - говорит раби Элазар (великий Учитель Мишны, 2-й век), - не Адам, то есть - еще не человек (Талмуд, трактат Иевамот, лист 63). Ибо сказано: «В день, когда сотворил Всевышний человека по подобию Своему… мужчину и женщину, сотворил Он и благословил их, и нарек им имя Адам (человек) в день сотворения их» (Берешит, гл. 5, ст. 2).

Концепция еврейского брака по Торе включает в себя гораздо большее, чем модель «партнерства». Всевышний дал имя Адам (человек) - женатой паре. Ни мужчина, ни женщина по отдельности - не Адам. То есть лишь вместе, соединившись в браке, они становятся Адамом - одним человеком.

В глазах Всевышнего, мужчина и женщина, соединенные в браке, представляют собой духовную сущность. Это - комбинация двух тел с одной душой. Такое соединение, в первую очередь - духовное, а уж затем - физическое.

Однако сформировать такую связь способен лишь сам Всевышний. В нашей власти - образовать физический союз…

24.08.04

Проследим, как такие связи формируются, согласно еврейскому праву - Ѓалахе (еврейский практический закон).

Как только еврейский народ получил Тору, сложилась весьма определенная практика заключения брака. Если мужчина хотел жениться, ему предстояло составить формальный брачный контракт и огласить его при свидетелях. Лишь после этой церемонии женщина будет считаться его женой - даже в том случае, если ее муж никогда не вступал с ней в интимные отношения, даже если она ни разу не переступила порог его дома. С этого самого момента любой посторонний мужчина, который посмеет вступить с ней в интимную связь, по закону Торы, заслуживает смертной казни. Если же муж захочет развестись с «посвященной» ему женщиной, он обязан дать ей разводное письмо.

Необходимость гета для расторжения брака - прямое следствие церемонии, с которой начинается этот брак. А начинается он с «формального акта» - с публичного посвящения женщины конкретному мужчине. Для того, чтобы этот акт посвящения был расторгнут, и нужен гет.

Брак в так называемой «светской» среде начинается с решения обеих сторон объединить свои ресурсы - духовные и материальные. Брак по законам Ноаха, начинается, с точки зрения Торы - когда мужчина и женщина ведут общее хозяйство и живут как муж и жена. Формальный контракт и публичное оглашение не имеют здесь особого значения. Союз считается состоявшимся, когда они стали «одной плотью» и распадается, когда супруги (одна сторона или обе) приняли решение не жить вместе.

Но еврейский брак не связан со слиянием физических ресурсов. Публичный акт «посвящения» - свидетельство, что брак состоялся. Иными словами, еврейский брак - явление в основном духовного характера. Поэтому такой союз и может создать только Всевышний.

Творец признает обе существующие модели брака, но участвует в создании связей, только когда речь идет о еврейской паре.

Когда еврейский народ получил Тору, вместе с ней людям был дан совершенно новый тип брачных уз.

Общие аспекты брака определяются на иврите термином - несуин. В то время, как законы несуин были даны у Горы Синай, они радикально отличались от общечеловеческих законов о заключении брака. Многие народы понимают, что евреи в вопросах признания прав женщин значительно опережали свое время. В законах, касающихся еврейской семьи, женщина всегда считалась равноправным партнером.

Однако это уже - «вторая стадия» еврейского брака: финансовые обязательства, обязательства по отношению к ребенку, вопросы собственности и т. д. К счастью, нерелигиозный мир признал основные положения еврейского закона о браке (несуин). Этим законам в Талмуде отведен специальный трактат - Кетубот (от слова кетуба - брачный контракт).

Но сам акт заключение брака подчиняется совсем другим законам Торы, которые на иврите называются законами кидушин. Вопросам брака и развода посвящены два другие трактата Талмуда - Кидушин и Гитин.

Слово кидушин в буквальном переводе означает - «освящение» или «святость». Стоя под хупой, жених, надевая кольцо на палец невесты, говорит ей: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля». Именно святость уз еврейского брака - источник проблемы агуны.

Отношения, в которых обе стороны сохраняют свою индивидуальность, нетрудно оборвать. Для этого достаточно принять решение, о том, что супруги должны расстаться. При заключении брака, они объединили свое имущество, и теперь им предстоит справедливо его поделить. Конечно, нельзя говорить, что это всегда проходит без сложностей. Для любой пары разрыв - очень болезненный процесс, если не сказать - трагедия. Но все - относительно. Ведь стороны в так называемом «светском» браке, скорее всего, не соединяются в одно духовное целое.

Что же происходит с браком, когда обе стороны действительно были духовно слиты воедино? Как при расставании они делят единую душу, чтобы она снова стала двумя разными душами, каждая из которых сможет следовать своим путем?

Вот теперь мы вплотную подошли к необходимости гета

25.08.04

Итак, гет призван осуществить «раздел» единой души - на две, которые потом выбирают собственные пути следования. Но вопросы все еще остаются. Почему, например, именно мужчина должен дать разводное письмо? Почему это право не предоставлено женщине? Или, быть может, проблем стало бы гораздо меньше, если бы у обеих сторон было право дать другому гет?

На самом деле, источник этой проблемы - в самой брачной церемонии. Талмуд в начале трактата Кидушин неоднократно подчеркивает, что только мужчина может инициировать брак по Торе. Если инициатор - женщина, вся церемония недействительна. Но почему только у мужчины есть ключи, «открывающие» и «закрывающие» брак?

Чтобы понять, что это - не случайность и соотносится с духовной реальностью, нам нужно постичь сущностную разницу между мужским и женским началом - с духовной точки зрения. Это поможет нам раскрыть природу духовной связи, которую создает еврейский брак.

На иврите мужчина - иш. Это слово состоит из трех букв: алеф, йуд и шин.

Женщина на иврите - иша. Это слово тоже состоит из трех букв: алеф, шин и ѓей.

Буква йуд представляет мужское качество, а буква ѓей - женское. За исключением этой разницы, мужчина и женщина духовно тождественны. Оба они - огонь (на иврите - эш). Когда они женятся, мужчина привносит в брачный союз букву йуд, а женщина - букву ѓей. Две эти буквы - йуд и ѓей - составляют одно из Имен Всевышнего.

Этим Именем Творец создавал миры. Талмуд (трактат Менахот, лист 39) сообщает нам, что наш, земной мир был создан буквой ѓей, а мир грядущий - буквой йуд. Комбинация духовного с физическим завершается соединением этих двух букв в Имени Всевышнего.

В заповеди «плодитесь и размножайтесь» мужчина, который привносит йуд, приводит новую жизнь из мира грядущего и как бы «имплантирует» ее в женщину, которая добавляет в этот союз букву ѓей и дает выражение этой душе в физическом мире.

Значимость всего этого нетрудно осознать: души, обитающие в духовных мирах, могут прийти в этот мир, только если для них здесь образуется соответствующее «пространство». Но наш мир отличается от духовных миров - в нем святость достигается тяжелым трудом. Мужчина должен поместить эту драгоценность - душу, которую он «приводит» из грядущего мира, в единственное место в этом мире, которое предназначено для принятия этой драгоценности - лоно женщины.

И действительно, влияние женского начала (буква ѓей) на формирование души проявляется настолько сильно, что человеческая душа, помещенная в ее лоно, «автоматически» приобретает конкретные духовные очертания.

Иными словами, путь к происхождению, к грядущему миру, где душа берет свое начало и где она связана с Творцом, лежит в области йуд - он определяется по отцовской линии. Выражение души в этом мире зависит от ѓей - его дает мать.

Описанная здесь картина разъясняет некоторые, связанные с семьей и браком законы Торы. Теперь нам ясно, к примеру, почему еврейство определяется именно по материнской линии. А принадлежность к тому или иному колену (скажем, к левитам или коэнам) - по отцовской. Мы понимаем, почему Всевышний заповедал нам не вступать в «смешанные» браки. Если еврейская женщина зачала ребенка от нееврея, этот ребенок, согласно законам Торы, считается евреем, однако он, по сути - «духовный сирота». Ибо не может установить связь с источником своей души, ему неведом путь, проложенный для него через его родословную - к духовному началу всех еврейских душ в грядущем мире. Также, как сирота, оставшийся без родителей, должен сам прокладывать себе путь в физическом мире - без помощи и поддержки семьи, так и его душа, лишенная сферы йуд, будет вынуждена проделать трудный путь в будущем мире.

Итак, цель еврейского брака - создание духовного союза между йуд и ѓей, между духовностью нашего мира и духовностью мира грядущего. Этот союз обладает такой силой, что даже йуд, принадлежащий грядущему миру находит свое физическое выражение в ѓей этого мира. Сам по себе йуд, без помощи ѓей, не может реализоваться в этом мире, поэтому союз между евреем и нееврейской женщиной не в состоянии породить еврейскую душу. С другой стороны, союз между еврейской женщиной и неевреем порождает еврейскую душу, которой, однако, трудно (но все же реально) найти свое место среди душ Израиля.

26.08.04

Хотя в действительности только Творец может создавать духовные союзы, сам этот акт создания, тем не менее, требует духовных усилий вступающих в брак людей. Йуд привносит в еврейский брак духовность, необходимую, чтобы дополнить ѓей и составить полное Имя Всевышнего.

Всевышний создал мир таким, что ѓей нельзя поместить внутри йуд - мужчина не может выносить ребенка. Только йуд можно поместить в ѓей. Поэтому лишь мужчина, носитель йуд, инициирует процесс, помещая йуд в ѓей.

Тора установила модель отношений между нашим миром, представленным буквой ѓей и миром грядущим, представленным буквой йуд. И еврейский брак - одно из проявлений этой модели. В наших духовных действиях мы привносим йуд в этот мир, представленный буквой ѓей.

Будучи инициатором брака, мужчина должен инициировать и его разрыв. Но, несмотря на то, что мужчина инициирует и брак и развод, женщина выигрывает больше, потому что она содержит в себе и йуд и ѓей - полное имя Всевышнего. В то же время мужчина может прикрепиться к ѓей только в том случае, если он состоит в браке. Мужчина может инициировать процесс соединения двух миров, но сам акт соединения происходит в женщине.

В так называемой «светской» среде весьма распространено неправильное представление о том, что раввины по мере надобности вносят изменения и поправки в законы Торы. Аргументы просты. Во времена, когда народ получал Тору у горы Синай, не было ни холодильников, ни телефонов. Кто же, если не раввины определяют, как обращаться с новейшими достижениями техники, скажем, в шаббат? Так почему бы им не решить проблемы, связанные с агуной (статус неопределенности, в котором находится женщина, не поддерживающая супружеские отношения с мужем, но не получившая разводное письмо - гет)?

Но Тора - вечна и дана на все времена, и раввины по мере развития цивилизации лишь углубляются в постижение заложенных в ней концепций и находят верные решения в контексте Ѓалахи (еврейский практический Закон).

Правила Торы напоминают естественные законы природы. Еврейская традиция сообщает, что Всевышний, создавая мир, смотрел в Тору, ибо она - План мироздания. Человеку остается лишь понять и применить эти законы на практике. Но изменить их человечество - не в силах. Реальность построена по законам Торы. С точки зрения еврейской традиции, легче изменить действительность, нежели законы Торы.

Обязательства, которые принял на себя еврейский народ - соблюдать вечные законы Торы - основа еврейского образа жизни. И этим объясняется способность сынов Израиля к выживанию. Мир меняется, но Тора - вечна. Тора, словно якорь, помогает нам сохранить связь с Творцом, несмотря на все штормы и перевороты, пережитые еврейским народом.

И, тем не менее, наши Учителя столетиями ведут поиск решения, которое позволило бы женщине в статусе агуны вступить в новый брак - не нарушая закона Торы.

В прошлом, 20-м, веке особенно остро проблемы агуны встали перед многими еврейскими женщинами в период Катастрофы. Очень часто невозможно было определить, погиб муж женщины или остался в живых. В те времена рав Моше Файнштейн (один из авторитетнейших в области ѓалахи Учителей; родился в России, умер в Нью-Йорке; середина и вторая половина 20-го века) взял на себя личную ответственность за десятки тысяч данных им женщинам разрешений выйти замуж повторно. Его ученики вспоминали, что рав Моше Файнштейн считал, что в ситуации, сложившейся после Второй Мировой войны, проблему агуны надо решать в первую очередь. Когда к нему приходила женщина, оказавшаяся в таком положении, он отставлял все дела, чтобы уделить ей внимание.

Чтобы решить проблему агуны, за века еврейские раввины сделали немало открытий. Но и сегодня может сложиться такая ситуация, когда еврейское право не в состоянии помочь агуне. И это лишь означает, что человек над законами Торы - не властен.

Проиллюстрируем подход еврейских раввинов к этой проблеме на конкретном примере.

Некий еврей, живший в Варшаве, оставил свою жену и детей и перешел в христианство. Он из принципа отказался дать гет своей жене, отказавшись даже от большого выкупа. Рав Акива Эйгер (один из выдающихся знатоков Торы своего времени, конец 17-го века) оказался в то время в Варшаве на конференции. Его попросили помочь в решении этой проблемы. Он назначил встречу с упорствующим мужем этой женщины и попросил его дать гет его жене. Получив отказ, рав Эйгер процитировал этому человеку первую Мишну трактата Кидушин, где говорится, что женщина может вернуться к статусу свободной женщины лишь в двух случаях: либо если она получает от мужа гет, либо после его смерти. Раввин предложил ему сделать свой выбор, на что тот ответил насмешкой и удалился. Этот мужчина скоропостижно скончался, спускаясь по ступенькам здания, где только что вел диалог с раввином

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Существует ли «универсальное» благословение, уместное во всех случаях?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля