Двадцать четвертый цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КИ ТЕЦЕ»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 21, ст. 10 — гл. 25, ст. 19.
Почему она так
называется?
По первому слову первой фразы: «Когда выйдешь на войну на врагов своих…».
Когда выйдешь
на иврите — ки теце.
Обсуждение главы Ки
Теце
1. Победа в войне за
счет Торы
На планете ведутся войны, и
сынам Израиля доводится в них участвовать. Об этом в нашей недельной главе
читаем: «Когда ты выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний
тебе в руки…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
Если мы рассмотрим эту фразу в
оригинале, и прочтем только последние буквы слов, то у нас получится: «оhалеха»
(шатры твои). Это — намек на места изучения Торы.
Еще наш праотец Яаков сидя в
своих шатрах, занимался Торой. Так что, изучение Торы — залог победы над врагами.
В Танахе сказано: «Стоят ноги
наши в воротах твоих, Иерусалим» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл.
122, ст. 2).
Здесь тоже идет речь о победе
над врагом. А ворота Иерусалима, этой победе способствовавшие — аллегорическое
определение центров собраний Мудрецов и изучения Торы.
Вообще слово «ворота» часто
используется в Танахе именно в такой коннотации. Приведу примеры.
В законах левиратного брака
находим — «…То взойдет его невестка к воротам, к старейшинам» (Дварим,
гл. 25, ст. 7).
А вот начало предыдущей главы: «Судей
и надзирателей поставь себе во всех вратах твоих» (там же, ст. 18).
В Танахе, в Книге Рут,
есть такой фрагмент — «И поднялся Боаз к воротам... И взял десятерых мужей из
старейшин города» (гл. 4, ст. 1-2).
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 6) говорится, что вечным врагом Иерусалима был римский город Цор. Когда Цор
опускался, Иерусалим воспарял, и наоборот.
Когда сыны Израиля совершали
злодеяния и прегрешения — это оказывало негативное воздействие на духовные миры,
что, в свою очередь, сопровождалось высвобождением искр святости. Этими искрами
питались народы мира.
Когда в нарушениях участвовали
иерусалимские евреи, на римский город Цор опускалось благоденствие и
процветание. Особое изобилие наступило в Цоре после разрушения Иерусалимского
Храма.
Можно ли вернуть утраченные
искры святости на их прежнее место?
Можно! Благодаря занятиям Торой.
Давид одерживал блестящие победы
во всех войнах, потому что был погружен в изучение Торы.
Наша недельная глава носит
название Ки Теце — «когда выйдешь (на войну)».
Обратите внимание, не сказано:
когда будешь воевать. Порой самого выхода уже достаточно. Надень форму, заряди
винтовку, а Всевышний будет воевать за тебя. Ты выходишь на войну, но Творец
воюет вместо тебя, иногда, даже выстрелить не успеваешь.
Предыдущая глава завершается
словами: «Ведь ты делаешь то, что прямо в глазах Всевышнего» (Дварим,
гл. 21, ст. 9).
И тут же, в начале нашей
недельной главы, читаем — «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст
их Всевышний тебе в руки».
Когда сыны Израиля выполняют
Волю Творца, делают то, что в Его глазах правильно — соблюдают законы Торы и
заповеди — тогда Всевышний отдает их врагов им в руки. И очень некрасиво и даже
преступно поступают те, кто затем отпускают их по-тихому...
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида;
Эрец Исраэль,18-й век)
2. Единство — залог
победы
В нашей недельной главе
говорится о непростом времени, когда в воздухе звучат барабаны войны. И мы
читаем: «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе
в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
Написано — «когда выйдешь на
войну». Но разве идут воевать в одиночку? Роты и полки принимают участие в
боевых действиях. Почему же в Торе используется здесь единственное число?
В этом содержится рецепт победы.
Сыны Израиля победят, когда добьются всеобщего единства и выступят все вместе,
как единый воин с одним сердцем. Видя единство еврейских рядов, Творец отдаст
врагов прямо им в руки.
В Иерусалимском Талмуде (трактат
Пеа, гл. 1) говорится, что во времена иудейского царя Ахава, при
котором распространилось идолопоклонство, евреи шли на войну и побеждали своих
врагов без единого погибшего в своих рядах.
Во времена праведного царя
Давида сыны Израиля тоже побеждали, но потери, хоть и небольшие, у них все же
были.
Как это объяснить?
В эпоху царя Давида в Израиле
стали поднимать голову доносчики и любители позлословить, такие как Доэг и
Ахитофель, злословившие о Давиде. Когда же правили Ахав и его жена Изевель —
было идолопоклонство, но не было доносчиков. Пророк Элиягу был в немилости,
власти вели на него охоту. Когда он, спасаясь от преследования, добрался до горы
Кармель, многие видели его там, но никто не донес царю.
В Танахе, в книге пророка
Гошеи (гл. 4, ст. 17) есть такая фраза: «Привязан к идолам Эфраим —
оставь его!».
Комментаторы объясняют, что,
хоть сыны Эфраима и грешат язычеством, но, поскольку они привязаны друг к другу
и находятся в единстве — их надо оставить.
Всевышний хочет, чтобы в народе
было единство. Поэтому, когда народ — не разрознен, когда он — един, и на войну
выходят все как один, то Он отдает врагов «тебе в руки», дарует победу.
И если люди нарушают Его законы,
но связаны единством так, что их можно назвать одним именем — Он прощает их...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Враг не приходит
один
В тяжелую годину войны Тора
призывает не падать духом, ведь на нашей стороне — Всевышний, и Он будет
сражаться за нас. Как сказано: «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и
отдаст их Всевышний тебе в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
Только почему написано —
«врагов» (во множественном числе)? Разве всегда нам выпадает сражаться с более
чем одним врагом?
Дело в том, что, действительно,
враг никогда не нападает один. Антисемитизм, ненависть к евреям, как ни крути —
явление иррациональное. И в обычных, земных понятиях его не объяснишь. А все
потому, что главный обвинитель еврейского народа расположился в духовных мирах.
Он покровительствует тем, кто готов притеснять сынов Израиля. Как опытный
провокатор и манипулятор, он науськивает на евреев то одних, то других.
Чем это завершится — открывает
нам Творец через пророка — «И будет в тот день: накажет Всевышний воинство
Небесное в вышине и царей земных на земле» (Танах, книга пророка Йешаягу,
гл. 24, ст. 21).
Когда придет время, когда
наступит срок, Всевышний взыщет не только с непосредственных исполнителей —
всевозможных погромщиков, казаков, черносотенцев, нацистов — но и с их высоких
покровителей. Никто не уйдет от ответа.
Если мы внимательно присмотримся
к нашему фрагменту — увидим в нем еще одну особенность. Там о врагах говорится
начала во множественном числе, а затем — в единственном («и отдаст его»).
Неужели количество врагов —
величина переменная, причем, настолько, что изменяется от нескольких до одного?
Ответ прост.
Когда Всевышний поразит
покровителя твоих врагов в духовных мирах, тебе не составит труда одержать
победу здесь, на земле, в материальном мире.
Похожее место мы находим в
описании Исхода из Египта. В соответствующем фрагменте читаем: «И увидел Израиль
Египет мертвым на берегу моря» (Шемот, гл. 14, ст. 30).
Обратите внимание: не сказано,
что Израиль увидел мертвых египтян, написано — «мертвый Египет».
В книге Зогар
разъясняется, что сперва был уничтожен и низвергнут с Небес духовный покровитель
Египта. Это и явилось причиной гибели египтян.
На седьмой день Песаха, после
чуда с рассечением моря Суф, сынам Израиля была дана способность видеть
происходящее в духовных мирах. Поэтому им открылась истинная картина. О чем мы и
читаем — «и увидел Израиль Египет мертвым».
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
4. Руки для сражения,
пальцы — для войны
Тора — руководство на все случаи
жизни. А в жизни порой случаются войны. О войне и говорится в нашей недельной
главе — «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе
в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
О войне царь Давид написал:
«Псалом Давида. Благословен Всевышний, моя твердыня, обучающий битве руки мои,
пальцы мои — войне» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 144, ст. 1).
Но что означает это выражение —
обучать пальцы войне?
У Давида был особенный щит. Все
воины пользовались треугольными щитами. А щит Давида был в виде шестиконечной
звезды, он представлял собой два скрещенных треугольника. У него даже есть
особое название — магендавид (защитник Давида).
Почему Давиду было так важно
иметь именно шестиконечный щит?
Когда первый человек Адам
совершил известный проступок, в мир вошло понятие нарушения, в мире появилось
зло. Поэтому землю стали наполнять поколения злодеев.
Злодейскими были поколение
Потопа, поколение Вавилонской башни, поколение Седома (в русской традиции —
Содом).
Всевышний не станет обитать
рядом с отпетыми злодеями. Поэтому Шехина (Присутствие Всевышнего)
отдалялась все больше и больше от материальной земли в духовные миры.
Первые две тысячи лет на земле
царило беззаконие и хаос. Люди, за редкими исключениями, забыли о Творце и не
взывали к Нему. И только единицы, такие как Пелег, Реу, Ноах, Шем и Эвер помнили
Имя и хранили знания о Нем.
Авраам был первым человеком, с
которым Творец заключил Союз. Как сказано: «И нашел Ты, что предано сердце его
Тебе, и заключил Ты с ним Союз» (Танах, книга пророка Нехемии, гл.
9, ст. 8).
Тогда Всевышний вернул Шехину
на один уровень ближе к нашему миру.
Ицхак продолжил традицию
Авраама, и Шехина была возвращена еще на один уровень.
Его дело продолжили Яаков,
Йосеф, Моше и Аарон — в заслугу каждого из них Шехина тоже приближалась к
земле. Пока не пришел Давид, благодаря которому Шехина вернулась на свое
изначальное место, где пребывала до того, как разгул зла достиг мирового
масштаба.
Семь наших праведников, с каждым
из которых Творец заключил Союз, стали ушпизин — почетными гостями в дни
праздника Суккот.
Когда Давид выходил на войну,
молясь, он так произносил: «Владыка мира! Я отправляюсь на войну не ради себя. И
армия эта не мне служит. Да и командую ею не я. Но все это — Твое и принадлежит
Тебе. И даже враги — Твои. Ведь ненавидящих Тебя, Всевышний, ненавижу я, и с
восстающими на Тебя сражаюсь!» (Теилим, гл. 139, ст. 21).
Давид шел на войну, неся перед
собой щит-магендавид, шесть углов которого символизировали шесть
направлений, охватывающих весь мир: север, юг, запад, восток, верх и низ. Так
Давид свидетельствовал, что этот мир сотворил Всевышний, и Он (только Он Один)
управляет им. Все шесть направлений нашего мира сходятся в одной центральной
точке, которая указывает на Творца и Владыку мира.
Выходя на войну, Давид никогда
не делал ставку на силу оружия. В его руках был щит, а пальцы указывали на
Творца мира. Этим Давид побеждал врагов...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КИ ТЕЦЕ»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 21, ст. 10 — гл. 25, ст. 19.
Почему она так
называется?
По первому слову первой фразы: «Когда выйдешь на войну на врагов своих…».
Когда выйдешь
на иврите — ки теце.
Обсуждение главы Ки
Теце
1. Победа в войне за
счет Торы
На планете ведутся войны, и
сынам Израиля доводится в них участвовать. Об этом в нашей недельной главе
читаем: «Когда ты выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний
тебе в руки…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
Если мы рассмотрим эту фразу в
оригинале, и прочтем только последние буквы слов, то у нас получится: «оhалеха»
(шатры твои). Это — намек на места изучения Торы.
Еще наш праотец Яаков сидя в
своих шатрах, занимался Торой. Так что, изучение Торы — залог победы над врагами.
В Танахе сказано: «Стоят ноги
наши в воротах твоих, Иерусалим» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл.
122, ст. 2).
Здесь тоже идет речь о победе
над врагом. А ворота Иерусалима, этой победе способствовавшие — аллегорическое
определение центров собраний Мудрецов и изучения Торы.
Вообще слово «ворота» часто
используется в Танахе именно в такой коннотации. Приведу примеры.
В законах левиратного брака
находим — «…То взойдет его невестка к воротам, к старейшинам» (Дварим,
гл. 25, ст. 7).
А вот начало предыдущей главы: «Судей
и надзирателей поставь себе во всех вратах твоих» (там же, ст. 18).
В Танахе, в Книге Рут,
есть такой фрагмент — «И поднялся Боаз к воротам... И взял десятерых мужей из
старейшин города» (гл. 4, ст. 1-2).
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 6) говорится, что вечным врагом Иерусалима был римский город Цор. Когда Цор
опускался, Иерусалим воспарял, и наоборот.
Когда сыны Израиля совершали
злодеяния и прегрешения — это оказывало негативное воздействие на духовные миры,
что, в свою очередь, сопровождалось высвобождением искр святости. Этими искрами
питались народы мира.
Когда в нарушениях участвовали
иерусалимские евреи, на римский город Цор опускалось благоденствие и
процветание. Особое изобилие наступило в Цоре после разрушения Иерусалимского
Храма.
Можно ли вернуть утраченные
искры святости на их прежнее место?
Можно! Благодаря занятиям Торой.
Давид одерживал блестящие победы
во всех войнах, потому что был погружен в изучение Торы.
Наша недельная глава носит
название Ки Теце — «когда выйдешь (на войну)».
Обратите внимание, не сказано:
когда будешь воевать. Порой самого выхода уже достаточно. Надень форму, заряди
винтовку, а Всевышний будет воевать за тебя. Ты выходишь на войну, но Творец
воюет вместо тебя, иногда, даже выстрелить не успеваешь.
Предыдущая глава завершается
словами: «Ведь ты делаешь то, что прямо в глазах Всевышнего» (Дварим,
гл. 21, ст. 9).
И тут же, в начале нашей
недельной главы, читаем — «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст
их Всевышний тебе в руки».
Когда сыны Израиля выполняют
Волю Творца, делают то, что в Его глазах правильно — соблюдают законы Торы и
заповеди — тогда Всевышний отдает их врагов им в руки. И очень некрасиво и даже
преступно поступают те, кто затем отпускают их по-тихому...
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида;
Эрец Исраэль,18-й век)
2. Единство — залог
победы
В нашей недельной главе
говорится о непростом времени, когда в воздухе звучат барабаны войны. И мы
читаем: «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе
в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
Написано — «когда выйдешь на
войну». Но разве идут воевать в одиночку? Роты и полки принимают участие в
боевых действиях. Почему же в Торе используется здесь единственное число?
В этом содержится рецепт победы.
Сыны Израиля победят, когда добьются всеобщего единства и выступят все вместе,
как единый воин с одним сердцем. Видя единство еврейских рядов, Творец отдаст
врагов прямо им в руки.
В Иерусалимском Талмуде (трактат
Пеа, гл. 1) говорится, что во времена иудейского царя Ахава, при
котором распространилось идолопоклонство, евреи шли на войну и побеждали своих
врагов без единого погибшего в своих рядах.
Во времена праведного царя
Давида сыны Израиля тоже побеждали, но потери, хоть и небольшие, у них все же
были.
Как это объяснить?
В эпоху царя Давида в Израиле
стали поднимать голову доносчики и любители позлословить, такие как Доэг и
Ахитофель, злословившие о Давиде. Когда же правили Ахав и его жена Изевель —
было идолопоклонство, но не было доносчиков. Пророк Элиягу был в немилости,
власти вели на него охоту. Когда он, спасаясь от преследования, добрался до горы
Кармель, многие видели его там, но никто не донес царю.
В Танахе, в книге пророка
Гошеи (гл. 4, ст. 17) есть такая фраза: «Привязан к идолам Эфраим —
оставь его!».
Комментаторы объясняют, что,
хоть сыны Эфраима и грешат язычеством, но, поскольку они привязаны друг к другу
и находятся в единстве — их надо оставить.
Всевышний хочет, чтобы в народе
было единство. Поэтому, когда народ — не разрознен, когда он — един, и на войну
выходят все как один, то Он отдает врагов «тебе в руки», дарует победу.
И если люди нарушают Его законы,
но связаны единством так, что их можно назвать одним именем — Он прощает их...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Враг не приходит
один
В тяжелую годину войны Тора
призывает не падать духом, ведь на нашей стороне — Всевышний, и Он будет
сражаться за нас. Как сказано: «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и
отдаст их Всевышний тебе в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
Только почему написано —
«врагов» (во множественном числе)? Разве всегда нам выпадает сражаться с более
чем одним врагом?
Дело в том, что, действительно,
враг никогда не нападает один. Антисемитизм, ненависть к евреям, как ни крути —
явление иррациональное. И в обычных, земных понятиях его не объяснишь. А все
потому, что главный обвинитель еврейского народа расположился в духовных мирах.
Он покровительствует тем, кто готов притеснять сынов Израиля. Как опытный
провокатор и манипулятор, он науськивает на евреев то одних, то других.
Чем это завершится — открывает
нам Творец через пророка — «И будет в тот день: накажет Всевышний воинство
Небесное в вышине и царей земных на земле» (Танах, книга пророка Йешаягу,
гл. 24, ст. 21).
Когда придет время, когда
наступит срок, Всевышний взыщет не только с непосредственных исполнителей —
всевозможных погромщиков, казаков, черносотенцев, нацистов — но и с их высоких
покровителей. Никто не уйдет от ответа.
Если мы внимательно присмотримся
к нашему фрагменту — увидим в нем еще одну особенность. Там о врагах говорится
начала во множественном числе, а затем — в единственном («и отдаст его»).
Неужели количество врагов —
величина переменная, причем, настолько, что изменяется от нескольких до одного?
Ответ прост.
Когда Всевышний поразит
покровителя твоих врагов в духовных мирах, тебе не составит труда одержать
победу здесь, на земле, в материальном мире.
Похожее место мы находим в
описании Исхода из Египта. В соответствующем фрагменте читаем: «И увидел Израиль
Египет мертвым на берегу моря» (Шемот, гл. 14, ст. 30).
Обратите внимание: не сказано,
что Израиль увидел мертвых египтян, написано — «мертвый Египет».
В книге Зогар
разъясняется, что сперва был уничтожен и низвергнут с Небес духовный покровитель
Египта. Это и явилось причиной гибели египтян.
На седьмой день Песаха, после
чуда с рассечением моря Суф, сынам Израиля была дана способность видеть
происходящее в духовных мирах. Поэтому им открылась истинная картина. О чем мы и
читаем — «и увидел Израиль Египет мертвым».
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
4. Руки для сражения,
пальцы — для войны
Тора — руководство на все случаи
жизни. А в жизни порой случаются войны. О войне и говорится в нашей недельной
главе — «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе
в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
О войне царь Давид написал:
«Псалом Давида. Благословен Всевышний, моя твердыня, обучающий битве руки мои,
пальцы мои — войне» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 144, ст. 1).
Но что означает это выражение —
обучать пальцы войне?
У Давида был особенный щит. Все
воины пользовались треугольными щитами. А щит Давида был в виде шестиконечной
звезды, он представлял собой два скрещенных треугольника. У него даже есть
особое название — магендавид (защитник Давида).
Почему Давиду было так важно
иметь именно шестиконечный щит?
Когда первый человек Адам
совершил известный проступок, в мир вошло понятие нарушения, в мире появилось
зло. Поэтому землю стали наполнять поколения злодеев.
Злодейскими были поколение
Потопа, поколение Вавилонской башни, поколение Седома (в русской традиции —
Содом).
Всевышний не станет обитать
рядом с отпетыми злодеями. Поэтому Шехина (Присутствие Всевышнего)
отдалялась все больше и больше от материальной земли в духовные миры.
Первые две тысячи лет на земле
царило беззаконие и хаос. Люди, за редкими исключениями, забыли о Творце и не
взывали к Нему. И только единицы, такие как Пелег, Реу, Ноах, Шем и Эвер помнили
Имя и хранили знания о Нем.
Авраам был первым человеком, с
которым Творец заключил Союз. Как сказано: «И нашел Ты, что предано сердце его
Тебе, и заключил Ты с ним Союз» (Танах, книга пророка Нехемии, гл.
9, ст. 8).
Тогда Всевышний вернул Шехину
на один уровень ближе к нашему миру.
Ицхак продолжил традицию
Авраама, и Шехина была возвращена еще на один уровень.
Его дело продолжили Яаков,
Йосеф, Моше и Аарон — в заслугу каждого из них Шехина тоже приближалась к
земле. Пока не пришел Давид, благодаря которому Шехина вернулась на свое
изначальное место, где пребывала до того, как разгул зла достиг мирового
масштаба.
Семь наших праведников, с каждым
из которых Творец заключил Союз, стали ушпизин — почетными гостями в дни
праздника Суккот.
Когда Давид выходил на войну,
молясь, он так произносил: «Владыка мира! Я отправляюсь на войну не ради себя. И
армия эта не мне служит. Да и командую ею не я. Но все это — Твое и принадлежит
Тебе. И даже враги — Твои. Ведь ненавидящих Тебя, Всевышний, ненавижу я, и с
восстающими на Тебя сражаюсь!» (Теилим, гл. 139, ст. 21).
Давид шел на войну, неся перед
собой щит-магендавид, шесть углов которого символизировали шесть
направлений, охватывающих весь мир: север, юг, запад, восток, верх и низ. Так
Давид свидетельствовал, что этот мир сотворил Всевышний, и Он (только Он Один)
управляет им. Все шесть направлений нашего мира сходятся в одной центральной
точке, которая указывает на Творца и Владыку мира.
Выходя на войну, Давид никогда
не делал ставку на силу оружия. В его руках был щит, а пальцы указывали на
Творца мира. Этим Давид побеждал врагов...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
5. Главная война
Написано в нашей недельной
главе: «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе в
руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
Главный и самый опасный враг
человека — йецер
hа-ра
(то есть — его дурное начало). Йецер преследует человека с момента
появления на свет и до самой смерти, желая его погубить. В ход идут хитроумные
ловушки, соблазны и вожделения, стремление к власти и почету.
Однажды солдаты возвращались с
победой в тяжелейшей войне, длившейся годы и принесшей разруху. Солдаты
пребывали в приподнятом настроении. Им встретился на дороге праведник и мудрец,
который, поприветствовав их, изрек: «Вы думаете, что возвращаетесь с большой
войны? Но самая главная и тяжелая война еще ждет вас впереди. Это война с
йецером».
В нашем фрагменте речь идет и об
этой войне. Войне, длиною в жизнь
Главу Ки Теце
всегда читают в Элуле — месяце, посвященном тешуве (раскаянию и
возвращению на пути, указанные Всевышним). И это — сильнейшее оружие против
дурного начала.
Глава начинается словом «ки»
(когда). Гематрия (числовое значение) этого слова — 30. Столько дней в
Элуле, если считать и канун новомесячья. Эти тридцать дней — самое благоприятное
время для войны с йецер
hа-ра.
Поэтому не надо бояться начинать свою войну. Ведь уже обещано, что Всевышний
отдаст врага в твои руки. А это означает, что ты обязательно победишь.
Наши прегрешения позволяют
дурному началу «взять пленных» — искры души, питающие его. Вообще все
деструктивные силы, стремящиеся разрушить наш мир и ввергнуть его в хаос,
питаются искрами, которые люди теряют, нарушая Тору и заповеди. Поэтому наша
основная задача — освободить эти искры из плена и вернуть их. Достигается это
изучением Торы, соблюдением заповедей, добрыми делами. Одним словом — тешувой.
В продолжение процитированного
фрагмента читаем: «И увидишь в плену женщину, красивую видом…» (Дварим,
гл. 21, ст. 11).
Здесь содержится намек на
прекрасную бессмертную душу, частицу Всевышнего, попавшую в плен — под влияние
дурных привычек и наклонностей.
Далее — «И возжелаешь ее…» (там
же). То есть — вспомнишь о своей душе и захочешь освободить ее из цепких лап
зла.
«И возьмешь ее себе в жены» (там
же). Только оставив позади былые ошибки, ты сможешь очистить душу и позаботиться
о ней. Ведь после Элуля наступит Рош
hа-Шана
— День Суда, когда будет решаться твоя судьба на следующий год. И в твоих
интересах предстать перед Судьей в надлежащем виде, предстать человеком, который
сумел укротить дурное начало...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|