New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «Ки Таво»
Место в Торе: Дварим, гл. 26, ст. 1 — гл. 29, ст. 8.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И будет, когда придешь в страну, которую Всевышний дает тебе...”. Когда придешь на иврите — ки таво.
Обсуждение главы Ки Таво
18.09.05
Недельная глава Ки Таво начинается на торжественной «ноте» — с заповеди о бикурим («первинках»), которая обязывает еврея-земледельца, проживающего на территории Эрец Исраэль, приносить в Храм в Иерусалиме первые плоды урожая, уложенные в специальную корзину. А заканчивается — провозглашением 98-ми проклятий, которые, согласно Рамбану (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), предсказывают трагедии, которые предстоит пережить еврейскому народу в изгнании.
Почему же в пределах одной недельной главы столь резко меняется «настрой» повествования?
На первый взгляд, при беглом прочтении содержания этого отрывка Торы, кажется, что между заповедью о приношении первых плодов и проклятиями нет ничего общего. Но, внимательно вчитываясь в текст, мы можем понять, что связь между этими двумя темами все-таки существует. В чем же она выражается?
В нашем нынешнем обзоре и попытаемся в этом разобраться.
Мы узнаем, что крестьянин, поднося собранные в корзину «первинки» коэну (служителю в Храме), должен произнести определенные слова, по сути — «речь», смысл которой современному человеку может представиться странным.
«Арамейцем — скитальцем был отец мой и спустился в Египет, — произносит земледелец с корзиной в руках, — и жил там малочисленной общиной, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. Но плохо поступали с нами египтяне и притесняли нас, и возлагали на нас тяжкую работу. И возопили мы к Творцу, Всевышнему отцов наших, и услышал Всевышний голос наш, и увидел бедствие наше и труды наши, и угнетение наше. И вывел нас Всевышний из Египта рукою сильною и мышцею простертою, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел нас на место это, и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. А теперь вот принес я первые плоды земли, которую Ты дал мне, Творец!».
Если мы попытаемся постичь эту речь с позиции отношения к собственной истории, мы столкнемся с серьезной проблемой.
Нет сомнений, американский народ испытывает чувство благодарности к великим историческим личностям, сыгравшим важную роль в истории Америки — к таким, скажем, как Джордж Вашингтон или Джеферсон и их последователям. Ибо эти люди были наделены мудростью, и внесли неоценимый вклад в формирование свободного американского общества, положив в основу идеи о правах человека, записанные в американской конституции.
Однако очень немногие воспринимают это как нечто «личное», созданное и сделанное именно ради них.
Современные американцы могут насладиться плодами исторического процесса, приведенного в действие внутренней динамикой. Что бы ни случилось в далеком прошлом, оно происходило в рамках истории страны. Поэтому от каждого человека в отдельности изъявление благодарности — не требуется.
Совершенно иную картину являют нам еврейские законы. Всякий крестьянин, даже тот, у которого нет поля, но где-нибудь на заднем дворе растет плодоносящее оливковое дерево, должен от каждого урожая собранных им с этого деревца оливок отделить первые плоды. И — принести их в Иерусалимский Храм. Да еще произнести при этом речь, полную благодарности. Речь, в которой необходимо упомянуть события Исхода — события тысячелетней давности. А чтобы подчеркнуть, что столь древняя история имеет к нему непосредственное отношение, он говорит о свое земельном владении — «…земля, которую дал мне Ты, Всевышний!».
Но кто «сочинил» эту речь?..
19.09.05
Большинство комментаторов Торы подчеркивает: автор данного текста — сам Всевышний. Так Он сообщает нам, что каждый человек имеет свое место в истории еврейского народа. Что тяжелый труд Яакова и его страдания, уход народа в Египет, а затем освобождение из рабства и завоевание Эрец Исраэль — все это произошло, чтобы я (каждый из нас) мог иметь это оливковое дерево, которое растет в моем дворе.
Отрывок, завершающий нашу недельную главу — это, по сути, тохаха (в условном переводе с иврита — «упрек», «укор»; подробнее — см. на сайте
обзор недельной главы Ки Таво, четвертый годовой цикл обсуждения).
Бедствия, о которых говорится в тохахе, — пишет Рамбан, — произойдут в мире через тысячи лет после того, как о них было сказано — в период, когда враги разрушили Второй Храм. Иначе говоря, перед нами разворачивается такая картина: Моше упрекает стоящих перед ним людей и сообщает им о трагедиях, которые произойдут через сотни лет после их смерти.
Более того, наши Учителя объясняют, что вся система деления Торы на недельные главы выстроена так, чтобы недельную главу Ки Таво мы читали незадолго до Рош а-Шана — еврейского Нового года. А мы знаем, что это — не только праздник, но, в первую очередь — День Суда.
Эзра (предводитель евреев, вернувшихся из Вавилонского изгнания в Эрец Исраэль в 327 г. до н.э.) ввел в практику еврейской жизни установление, согласно которому проклятия, помещенные в книге Ваикра, мы читаем перед праздником Шавуот, а проклятия из книги Дварим — перед Рош а-Шана. Но лежит в основе данного постановления?
Проклятия уходящего года с наступлением Рош а-Шана (Нового года), — объясняет Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века), — должны оканчиваться вместе с этим годом. Поэтому мы и читаем главу Ки Таво перед Рош а-Шана.
Но почему же тогда проклятия книги Ваикра читаются перед Шавуотом? Ведь праздник Шавуот не знаменует собой начало года.
Вот тут-то, рассуждая подобным образом, мы допускаем принципиальную ошибку. Дело в том, что с Шавуота тоже начинается Новый год. В этот день, — отмечает Талмуд (трактат Мегила, лист 316) Всевышний решает, какой урожай будет в следующем году. И что особенно важно для нас в нашем исследовании — так это то, что и праздник Шавуот тоже связан с бикурим.
Бикурим приносятся в Храм между праздниками Шавуот и Суккот. Человек, который принес «первинки» после Суккота уже не должен произносить благословение, посвященное бикурим.
Следует отметить, что большинство проклятий-предсказаний, если — не все, уже реализовались в еврейской истории и остались в прошлом. Однако мы, тем не менее, читаем их перед каждым Рош а-Шана. И это означает, что мы, с одной стороны, несем ответственность за будущие бедствия нашего народа, с другой — что трагедии прошлого каким-то образом связаны с нашим существованием.
Как это понимать?
Вернемся к самой первой фразе Торы, где сказано: «Вначале (на иврите «начало» — «решит».) сотворил Всевышний Небо и землю…» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
Всевышний создал вселенную ради тех вещей, которые названы в Торе — решит, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — А стоящая перед словом решит буква бет (предлог «в») указывает на причинную связь.
Анализируя начальные фразы Торы, Раши приводит два примера, демонстрируя, что именно Тора называет — решит. Это, говорит он, прежде всего, сама Тора, а еще — народ Израиля.
Рамбан дополняет «список», отмечая, что отделение халы (кусочек теста, который, согласно еврейским законам, необходимо отделить перед выпечкой), трума (отделение десятой части урожая в пользу коэнов) и бикурим в Торе также названы — решит. И уточняет: во всем этом заложен глубочайший смысл — это дает нам намек на то, что Мудрость Творца, хотя она и недоступна ограниченным в познании возможностям человека — основа реальности.
Мы, люди, воспринимаем реальность как физическую субстанцию. Идеи для нас — нечто сомнительное, и связь их с реальностью окутана туманом. Иначе говоря, для нас, людей, идеи необязательно — реальность. Мы не в состоянии соотнести их с теми или иными проявлениями действительности…
20.09.05
Всевышний создал материальный мир в соответствии со Своими идеями. Его идеи лежат в основе нашей реальности, а физический мир — абстрактное выражение идей Творца.
Материальный, предметный мир занимает в пантеоне Всевышнего такое же положение, какое идеи занимают — в нашем. С точки зрения Всевышнего, неясные очертания имеет связь физического мира с реальностью Его идей.
Место, где идеи Творца соприкасаются с материальным миром — это переходная точка, в которой вещи впервые начинают обретать свою физическую форму. Мы приносим Всевышнему первые плоды (равно как и первый комочек теста) — в стремлении убедиться, что физический мир развивается по Его Плану. Поэтому, как объясняет Рамбан, все что именуется «термином» решит — «начальная точка», обозначающая Мудрость Творца.
Если, как мы говорили выше, с точки зрения Всевышнего, реальность ассоциируется, прежде всего — с идеями, то вся реальность (не только первая точка перехода на уровень материального мира) находится в идеях Всевышнего. А сама точка — лишь «пункт», где мир идей соприкасается с предметным миром. Но реальность материального мира, исходя из мира идей, должна обязательно проходить в наш физический мир через эту «контактную точку». Это приводит нас к удивительному и неожиданному выводу: исторические процессы, созданные идеей Всевышнего, не имеют никакого отношения к ходу истории.
Попытаемся понять эту концепцию, исследуя конкретный жизненный пример.
В 18 лет Джон решил стать врачом. Он совершенно точно знает, чем хочет заниматься в жизни. Он знает также, в каком университете ему надо учиться, чтобы получить желанную профессию, в какой больнице стажироваться, чтобы добиться успеха.
Весь процесс обучения должен занять приблизительно 12 лет, и Джон должен стать медиком к 30-ти годам.
Допустим, все идет на удивление гладко, в полном соответствии с его планом. В голове Джона 12-летний процесс приобретения специальности был завершен, еще до того, как он отправился в университет, чтобы сдать вступительные экзамены. То есть — до начала реализации в физическом мире.
Однако для нас, людей, идеи — еще не действительность. Пока 12-летний процесс овладения профессией не завершен, Джон для нас — только мечтатель, предполагающий сделать карьеру на медицинском поприще.
Но давайте на минуту представим себе, что реальность соткана из идей, и все, что мы воспринимаем как реальность — лишь выражение концепций и устремлений, которые и есть настоящая действительность.
Тогда наше заключение по поводу Джона нам следовало бы сформулировать так: Джон стал доктором в 18 лет, и 12 лет ему понадобилось для того, чтобы эта реальность нашла свое выражение в физическом мире.
Материальное воплощение всегда отстает от реальности идей. Поэтому можно было ожидать, что на него уйдет немало времени, как в нашем примере — период, продолжительностью в 12 лет.
Истина находится в еще более глубоких слоях мудрости. Чтобы понять, как идеи Всевышнего реализуются в мире, рассмотрим это на ситуации Джона. При этом нам следует учесть, что у нашего студента есть свобода выбора. Поэтому он несет ответственность за процесс воплощения идей Творца в действительность, а также — за то, как эти идеи будут осуществляться в нашем материальном мире…
21.09.05
Если, согласно плану Творца, Джон действительно должен стать врачом, он, в конце концов, им станет. Ведь планы Всевышнего — реальность. Всевышний дал Джону жизнь и наделил его призванием — тягой к медицине. Но процесс обучения может продлиться больше 12-ти лет. Допустим, Джон в 18 лет страдает неуверенностью в себе и решает, что ему будет трудно поступить в университет на медицинский факультет. Или, скажем, он откладывает стажировку, устраивает себе отпуск и едет на горнолыжный курорт. А там он ломает ногу. За это время место в больнице, где он должен был стажироваться, занимает кто-то другой. Может случиться, что его жена уговорит его заняться более прибыльным бизнесом, и он бросит медицину…
Возможно, преодолев все препятствия, он все же станет доктором, но — не в 30 лет, как предполагалось, а, к примеру — в 35 или еще позже.
Но как же все это могло произойти, если разного рода осложнения и колебания не входили в планы Творца?
Вспомним, что материальная реальность для Всевышнего — то же, что для нас реальность идей. Оценивая действительность с наших, человеческих позиций, мы утверждаем, что различные идеи могут естественным образом воплощаться в одной и той же реальности. Так же и с позиции Всевышнего, различные реальности предметного мира могут выражать одну и ту же идею Творца.
Но, тем не менее, существуют и ограничения.
Экономисты могут приписать падение Римской империи возникшим в то время экономическим проблемам. Историки, со своей стороны, будут, положим, утверждать, что падение империи — неизбежный результат развития исторических процессов. И обе точки зрения — вполне обоснованны и корректны.
Но если кто-то попытается убедить нас, что падение Римской империи — следствие физического процесса глобального потепления, мы скажем, что это — абсурд.
То есть физическая реальность накладывает на идеи определенные рамки, которые соответствуют данной реальности. Точно также, идеи, являющиеся по сути фундаментальной реальностью, накладывают рамки на спектр возможностей создания моделей их воплощения в материальном мире.
Это и есть те самые ограничения, которые мы, люди, воспринимаем как бедствие или — проклятие. Люди наделены свободой выбора. Но в то же время они могут действовать лишь в пределах отведенных им границ. И достигается это физическим воздействием, давлением на людей.
Если человек знает, что его поведение поставит его в такие условия жизни, которые он не в состоянии выдержать, он не станет вести себя подобным образом. С другой стороны, если человек живет так, что это обеспечивает ему самые лучшие жизненные условия, он будет поддерживать именно такой образ жизни.
Бедствия и проклятия — всегда результат неправильного использования свободы выбора, когда деятельность и поведение человека вступает в противоречие с идеями Творца. Поэтому проклятия и беды, обрушивающиеся на людей — индикатор, указывающий, что сложившаяся физическая реальность не соответствует (или плохо соответствует) планам Всевышнего.
О днако вернемся к идеям, выраженным в речи (благословении), которая произносится над приношением бикурим.
Душа каждого человека начинает свое существование на уровне идеи Творца. Каждая душа имеет свой характер и свою цель и наделена свободой выбора. Правильно пользуясь этой свободой человек способен выразить в нашем предметном мире идеи Всевышнего.
Это выражение, однако, имеет определенные ограничения, которые и определены в нашей недельной главе 98-ю проклятиями…
22.09.05
Чтобы понять, как применить развернутую нами картину к историческим фактам, мы должны обозначить еще один фактор.
Каждый отдельный человек, проживая свою жизнь со всеми ее особенностями — частица глобального исторического процесса. Попытаемся представить, как это может выглядеть с позиций Всевышнего.
Только люди наделены свободой выбора, и человечество в целом с предельной точностью должно воплотить исторический план Творца.
Эта идея заложена в первом же отрывке книги Берешит. В самом слове берешит — шесть букв, символизирующих шесть рабочих дней в неделе. А в первом стихе — семь слов, что содержит информацию о том, что в неделе — семь дней. В этом первом стихе — 28 букв, что указывает на число полных дней в каждом еврейском месяце. В первом стихе шесть раз повторяется буква алеф, что символизирует максимальную продолжительность исторического процесса развития человечества. Это — шесть тысяч лет (букву алеф можно прочитать как элеф, что в переводе означает — «тысяча»).
Но историю человечества вершат отдельные люди. Этим людям, ограниченным периодом в шесть тысяч лет, предстоит, пользуясь предоставленной им свободой выбора и преобразуя идеи Творца в историческую реальность, всем вместе полностью осуществить план Всевышнего, приведя в мир Машиаха (см. на сайте ответ
«Что будет, когда придет Машиах»).
Так же, как Джон в приведенном выше примере мог завершить свою образовательную программу раньше (в 30 лет) или позже (в 35 лет), так и людям могло понадобиться для реализации Высшего плана больше или меньше времени. История человечества могла быть длинной или — короткой. И это зависит от достижений каждого человека. Ибо прогресс всего человечества на пути осуществления Программы — это сумма успехов или неудач каждого индивидуума, обладающего свободой выбора (хотя, как мы уже говорили — и с определенными ограничениями).
Время появления определенной души в материальном мире имеет значение, связанное с тем, какое влияние эта душа способна оказать на развитие исторических процессов. Поскольку каждая душа вносит тот или иной вклад в общее дело, момент ее прихода в предметный мир должен соответствовать уровню исторического развития и задаче, которую Творец ставит перед этой душой. Иначе может оказаться, что ее появление на земле будет преждевременным или в данных исторических обстоятельствах — ненужным.
Комбинация всех душ должна выразить идеи Творца. Срок реализации этих идей — осуществятся они в течение шести тысяч или тысячи лет — зависит от людей. От людей также зависит, сколько душ понадобиться для реализации Плана Всевышнего — 600.000 или несколько миллиардов.
Адам мог закончить реализацию Плана Творца за несколько дней. У поколение пустыни был шанс выполнить возложенную на еврейский народ миссию сразу после Исхода из Египта. Пророк Иешаягу увидел Машиаха в царе Хизкиягу. А раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) верил, что народ — на пороге великих событий, что План Творца близок к завершению, ибо полагал, что Бар Кохба (предводитель восстания евреев против римлян) в состоянии привести исторический процесс к завершению.
Так же, как в случае с Джоном, срок реализации глобального замысла Всевышнего зависит от количества и качества усилий, которые люди вкладывают в его осуществление, и от того, как они распорядятся своей свободой выбора.
При всем при этом, так же, как каждая душа ограничена в своем волеизъявлении 98-ю проклятиями, если она неверно выражает Волю Творца на земле, она снабжена и позитивной программой, которая направляет ее деятельность в нужное русло.
Исход из Египта и все, что произошло потом, а так же и цельность Земли Израиля — необходимые составляющие каждой индивидуальной позитивной программы. Исторические события в жизни народа явились той базой, благодаря которой отдельная личность может осуществить контакт с точкой решит — миром идей Всевышнего. Только такой человек, который имеет позитивный контакт с этой точкой, в состоянии выражать идеи Создателя, лежащие в основе всей реальности.
Недельная глава Ки Таво преподносит нам ценный урок: пока мы на верном пути, пока мы реализуем свой духовный потенциал в русле идей Всевышнего, все необъятные откровения Исхода из Египта и других значительных событий нашей истории оказываются в нашем «активе» и помогают осуществлять Его замысел. Но если мы действуем в наперекор Воле Творца, мы неизбежно натыкаемся на стену проклятий и бед. Таковы ограничения, с которыми сталкивается на жизненном пути каждый из нас. Все мы, евреи, живем в пространстве между благословениями бикурим и 98-ю проклятиями…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|