ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ки Таво»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 26, ст. 1 — гл. 29, ст. 8.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И будет, когда придешь в страну, которую Всевышний дает тебе...». Когда придешь на иврите — ки таво.

 

Обсуждение главы Ки Таво

 

1. Заповедь о первых плодах

 

Наша недельная глава начинается заповедью о первых плодах урожая (в оригинале — бикурим). И мы читаем: «И будет, когда ты придешь в страну... то возьми первые плоды... и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Всевышний» (Дварим, гл. 26, ст. 1-2).

Первые плоды, выращенные человеком, или первые плоды его труда — имеют для него особую ценность. И приношение именно их дорогого стоит. Оно свидетельствует о настоящей любви и преданности того, кто их приносит.

Первые плоды есть и у года. Он, как известно, состоит из 365-ти дней. Из них 52 — полностью посвящены Всевышнему. Потому что это — шаббаты.

К ним можно добавить и 7 праздничных дней.

И остается 306, в той или иной степени, будничных дней. Эти дни можно назвать — плодами года.

Это означает, что первые плоды, то есть — первые дни года, нужно посвятить Всевышнему.

Год у нас начинается 10-ю днями раскаяния. В их число входит суббота, которая уже была сосчитана вместе с другими субботами. Два дня Рош hа-Шана и Йом Кипур — тоже уже учтены среди праздничных дней.

Получается, 6 будних дней из числа 10-ти дней раскаяния нового года — должны стать приношением Всевышнему, приношением первых плодов.

Выходит, все первые10 дней, тем или иным образом посвящены Всевышнему — либо в качестве шаббата и праздничных дней, либо в виде «приношения первых плодов».

Но вернемся к заповеди о принесении первых плодов.

Первое слово нашей недельной главы, «вэ-hайя» (и будет) показывает, что то, о чем говорится, должно быть исполнено сразу, без промедлений.

И действительно, с заповедью бикурим не следует медлить. Потому что человека может наполнить гордыня. «Я своими руками вырастил все это великолепие! — подумает он. — Все это, благодаря моему труду, благодаря моему умению, моему уму, моему... моему... я... я... я...».

Где же Всевышний? Ведь, если бы Он не напоил землю, не дал ей плодородие — разве мы увидели бы плоды?

Чтобы гордыня не вскружила голову, необходимо как можно быстрее пометить первые плоды, бикурим, осознавая, что они посвящены Всевышнему, и это та малая благодарность, которая помогает остаться человеком, не превратиться в самодовольного глупца.

Обычай посвящать Всевышнему первые плоды своего труда сохранился вплоть до наших дней. Оставаясь в силе и после разрушения Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского Храма), когда стало невозможно исполнять заповедь о бикурим, он усиливает и укрепляет сынов Израиля, делая неразрывной их связь с Небесным Отцом.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

2. Дом для начатков

 

В нашей недельной главе рассказывается о заповеди бикурим — особом приношении Всевышнему, представляющем собой первые плоды урожая. И здесь написано: «И будет: когда ты придешь в страну... То возьми первые плоды земли (начатки; в оригинале — бикурим), что получишь от земли твоей... и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Всевышний» (Дварим, гл. 26, ст. 1-2).

В этом фрагменте говорится и о том, как человек попадает в духовный мир и предстает перед Всевышним (и будет: когда ты придешь в страну).

Предстать перед Творцом рекомендуется не с пустыми руками, но — с заповедями, которые человек исполнял на протяжении жизни в материальном мире («…возьми первые плоды земли, что получишь от земли твоей»).

Что же тогда, если продолжать чтение в этом ключе, означает повеление «положить их в корзину»?

Все заповеди нужно выполнять только по указаниям Учителей. Человек не вправе исполнять их, исходя из своего собственного понимания и разумения. Ведь так он может совершить множество ошибок. А в итоге — «сгорит он, и они с ним» (он и его действия, поступки).

В Талмуде — порядка 60-ти трактатов. Поэтому того, кто знает весь Талмуд на зубок, называют «гаон» (гений). Гематрия (числовое значение) слова гаон — 60.

Положить плоды в корзину, значит — соотнести выполнение заповедей с требованиями Учителей, изложенными в 60-ти трактатах Талмуда, ведь гематрия слова «тене» (корзина) — тоже 60.

Человек, начинающий взрослую, самостоятельную жизнь, должен помнить о заповеди бикурим. Начатки своих душевных качеств он должен посвятить служению Всевышнему. Поэтому ему следует бережно взращивать в себе в себе милосердие, сострадание, доброту, стремление к справедливости, желание найти истину, скромность, любовь к творениям, трепет перед Творцом. И очень важно хорошенько прополоть свое сердце от зависти, гордыни, цинизма, лживости и тому подобных сорняков.

В Торе первые плоды, начаток — «решит». Тем же словом назван и Амалек. Как сказано: «Начаток народов мира — амалек» (Бамидбар, гл. 24, ст. 20).

Таким образом, выполняя заповедь о начатках плодов, сыны Израиля ослабляют начаток народов, своего злейшего врага — Амалека. И, наоборот, пренебрегая этим — усиливают его.

Следует отметить, что Амалек, еще и смертельный враг Всевышнего. Поэтому Всевышний требует от общины Израиля (и это — заповедь Торы) стереть Амалека с лица земли, чтобы даже воспоминаний о нем не осталось. Этой заповедью завершается предыдущая недельная глава Ки теце (см. Дварим, гл. 25, ст. 19).

В Талмуде целый трактат посвященный заповеди о бикурим. Он так и называется — Бикурим.

В его начале говорится, что хозяин, спустившись в свой сад и увидев, что появились первые плоды — должен в голос объявить об этом и пометить их, привязав к ветке стебель тростника.

Известно правило, что пока плоды прикреплены к дереву, пока не упали с него — они не принимают туму (духовную нечистоту — об этом см. к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).

Так, на примере первых плодов, мы узнаем важное правило: чтобы не впитать в себя туму окружающего мира, со всеми его проблемами, чтобы жить в чистоте — необходимо прикрепиться, да еще крепко-накрепко привязать себя, к общине евреев, изучающих Тору и соблюдающих заповеди. И, конечно же — к раввину и наставнику.

Тора не случайно начинается с буквы «бет» и со слова «берешит». Это учит нас, что еврею, прежде всего, нужен дом (байт), дом для решит (начатков), дом, в который можно и нужно поместить решит.

Словом «решит» называют Израиль. С этим понятием соотносится Тора. И еще начатком называют — богобоязненность. Как сказано: «Богобоязненность — начаток мудрости» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 111, ст. 10).

Дети — это, конечно, тоже начатки. Первенец назван в Торе — «начатком силы отца» (Дварим, гл. 21, ст. 17).

О начатках плодов говорится, что их нужно «принести в Дом Всевышнего» (Шемот, гл. 23, ст. 19). Значит, и детей (которые — тоже начатки) следует определить в дом учения, в бейт hа-мидраш, считающийся и Домом Всевышнего.

 

на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей hа-Рим — по названию написанной им книги; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

 

3. Найти подход к молодежи

 

Написано в нашей недельной главе: «И приди к коэну, который будет в те дни» (Дварим, гл. 26, ст. 3).

Посещая раввина, праведника, наставника, мудреца Торы, еврей — укрепляет свою связь со своим народом, со всеми его поколениями, включая далеких предков. Он, можно сказать — прикрепляется к дереву с мощнейшей корневой системой и сильными ветвями.

Раби Бенцион Альберштам руководит в США одной из еврейских общин. Он известен своими широкими связями с молодежью.

Обычно раввин в летах выстраивает свои отношения с людьми, близкими ему по возрасту или чуть моложе. Но что его может связывать с теми, кто годится ему в дети, или даже во внуки?

Рав Бенцион не говорил с ними об одежде, не обсуждал качество рубашек и фасон шляп. В его присутствии не упоминали новинки музыки и хиты хасидской эстрады. Раби не жалел времени и сил, чтобы привить молодым людям богобоязненность и любовь к Торе, быть может, даже в большем масштабе, чем они были свойственны их сверстникам предыдущих поколений.

На вопросы о причинах своих устремлений рав Альберштам отвечал притчей.

Некто в чине генерала сделал блестящую военную карьеру. Он одержал победы во многих сражениях и дослужился до главнокомандующего.

Секрет его успеха заключался в личной храбрости и невероятной отваге, которой он зажигал своих солдат. Во главе с бесстрашным генералом бойцы, как львы, бросались на неприятеля, который не выдерживал натиска и уступал.

Шли годы, время брало свое. Генерал вышел в отставку. Он стал уважаемым пенсионером. Теперь он командовал своими парниками и грядками, формировал полки помидоров и огурцов, приглядывал за дивизией капусты. Только эта огородная война в какой-то момент ему основательно поднадоела. Ему захотелось окунуться в настоящую, снова ощутить запах пороха.

И вот, достав из шкафа старую форму, он отправился в воинскую часть и попросил разрешения понаблюдать за учениями. Поднеся к глазам старый, испытанный бинокль, который был свидетелем одержанных им когда-то побед, он с удивлением увидел, что солдаты на учениях непонятно чем занимаются. В свое время, он сам не раз проводил учения, тренируя у бойцов меткость в стрельбе и оттачивая с ними приемы рукопашного боя. Но из того, что происходило сейчас, он ровным счетом ничего не мог понять.

Тогда генерал обратился за разъяснением к проводившим учения офицерам. И те поведали об изменениях в военной доктрине.

Раньше успех в бою и в самом деле зависел от умения стрелять, слаженно передвигаться и владеть штыком. Теперь же, с введением новых видов вооружений, важную роль стали играть навыки защиты от отравляющих газов, от радиации, от биологического оружия. Ведь не конвенциональное вооружение способно нанести значительный урон, во много раз превышающий потери от применения винтовок и сабель. Вот, защиту от не конвенционального оружия они и отрабатывают сейчас…

Эта притча иллюстрирует изменения, произошедшие в окружающей нас действительности.

Несколько поколений назад было вполне достаточно энтузиазма и горящих глаз. И все усилия были направлены на то, чтобы зажечь евреев, передать молодежи опыт отцов, их знания, их напор и целеустремленность.

Теперь же все отравлено ядовитыми газами безбожия, поражено радиацией неверия и равнодушия, заражено опасным вирусом цинизма.  И только изучение Торы, во всех аспектах, включая внутренний, соблюдение ее заповедей и, конечно же, богобоязненность — могут обеспечить надежную защиту от новых угроз, таящихся в современном материальном мире.

На то, чтобы в таких условиях уберечь молодежь от морального разложения и духовной деградации и направил свои усилия рав Бенцион Альберштам.

На одного еврея из его общины в одночасье, вдруг свалились несчастья и беды. И так же неожиданно, словно по мановению волшебной палочки, чудесным образом — пришло избавление.

Этот еврей сразу понял, что Всевышний проявил к нему Милосердие, и захотел в ответ сделать что-нибудь хорошее, доброе для общины.

Но что? Ответа на этот вопрос у него не было.

Может, снабжать субботними халами и вином тех, кто по какой-то причине не успел ими обзавестись накануне шаббата? Или лучше одалживать деньги нуждающимся?

В конце концов, как и положено в таких случаях, он отправился за советом к раввину.
Но раби, на удивление, посоветовал не строить грандиозных планов, но — ограничиться чем-то незначительным, даже символическим.

— Чтобы ты не подумал, будто уже рассчитался с Всевышним, — пояснил раввин свое решение. — Важно чувствовать, что ты постоянно перед Ним в долгу. Тогда в тебе не разовьется гордыня...

 

на основе комментария раби Бенциона Альберштама

(США, наше время)

 

 

4. Луковица для Рокфеллера

 

Написано в нашей недельной главе: «И возьмет коэн корзину у тебя из рук» (Дварим, гл. 26, ст. 4).

Возникает вопрос: почему коэн должен брать корзинку с приношением первых плодов (бикурим) из рук человека, который ее принес? Разве тот не в состоянии передать ее коэну?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 25) рассказывается, что однажды римский император Адриан увидел столетнего старца, который рыл лунки и сажал в них плодовые деревья.

— Скажи, а ты уверен, что тебе доведется отведать плоды этих деревьев? — спросил император у старика.

— Если удостоюсь, то смогу полакомиться плодами, что поспеют на этих деревьях. А если нет — мои дети точно насладятся ими сполна. Так, в свое время, я ел плоды из сада, за которым ухаживали мой отец и мой дед.

— Если тебе действительно доведется попробовать плоды этих деревьев, будь добр, расскажи мне об этом, — попросил Адриан.

Прошло пять лет, и старик удостоился увидеть, как на посаженных им деревьях появились и стали наливаться соком и спелостью первые плоды. Тогда он решил исполнить повеление императора Адриана. Наполнил корзинку плодами и отправился во дворец.

Когда Адриану доложили о странном посетителе, он никак не мог взять в толк, что это за старый еврей и что ему от него нужно. А старик, пересказывая свою историю, скромно стоял со своей корзинкой, ожидая, что Адриан вспомнит и согласится принять этот скромный дар. При этом знаком будет то, что он протянет к нему свою руку. Ведь совать повелителю крупнейшей мировой державы какие-то жалкие фрукты было бы неслыханной дерзостью и явным неуважением…

Теперь вернемся к заповеди о бикурим.

Допустим, хозяин небольшого сада придет в Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) и вручит коэну лукошко с гроздью винограда, двумя-тремя гранатами и горсткой инжира и заявит: «Вот я принес бикурим — подарок Царю царей, Владыке Вселенной».

Гроздь винограда, пара гранатов, несколько плодов инжира? Кому? Владыке мира?

Это выглядит неподобающе. Картина будет примерно такой же, как та, когда в гости к Рокфеллеру придет человек и преподнесет ему в дар, скажем. луковицу. Разве нет в этом некоего пренебрежения?

Поэтому правильно будет не совать коэну свои бикурим, но — скромно встать в сторонке, всем своим видом показывая: я здесь, чтобы исполнить заповедь Всевышнего. И — дождаться когда коэн возьмет корзинку из его рук.

Далее, как написано в нашей недельной главе, еврей, принесший бикурим, должен ответить и произнести определенную формулу, начинающуюся словами: «Арамеец (Лаван) желал извести моего отца...» (Дварим, гл. 26, ст. 5).

Что значит «должен ответить»? Разве не достаточно было бы написать, что нужно произнести некий текст?

Оказывается, в произносимых словах, содержится ответ на вопрос, почему еврей скромно стоял в сторонке в ожидании, когда коэн возьмет у него из рук корзинку с плодами.

Поскольку Всевышний спасал его праотцов от смертельной опасности, творил ради них великие чудеса и знамения — теперь ему негоже в ответ за все это добро принести в качестве дара горстку плодов. Поэтому он стоял и ждал, когда коэн, посланник Всевышнего, возьмет корзинку у него из рук.

И вообще, чтобы ни сделал человек из плоти и крови, что бы ни принес — этого никогда не будет достаточно, чтобы отблагодарить Творца. Поэтому он должен держать ответ, проявить ответственность, вернуться к тешуве (возвращение на пути, указанные в Торе), раскаяться и признать несовершенство перед Всевышним — свое и своих поступков.

 

на основе комментария Ор hа-Хаим (раби Хаима бен Атара, известен и под именем Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

5. Лаван передает эстафету Биламу

 

Принося первые плоды (бикурим) следует произнести: «Арамеец (Лаван) желал извести моего отца, а тот спустился в Египет» (Дварим, гл. 26, ст. 5).

О Лаване сказано, что после преследования Яакова, он «возвратился на место свое» (Берешит, гл. 32, ст. 1).

В Мидраше говорится, что после того как Лавану не удалось извести Яакова, он еще долго не мог найти себе места. Он послал своих людей к Эсаву, чтобы сообщить, что Яаков возвращается в Кенаан. Следовательно — представится хорошая возможность его убить, и грех ею не воспользоваться.

Эсав действительно вышел навстречу Яакову, но все же не убил его. В связи с этим возникает вопрос: почему? Неужто Лаван не умел убеждать?

Вспомним, что с Эсавом выступили еще четыре сотни людей? Среди них были его личные советники. Так вот, они напомнили ему о духовном завещании Авраама, в котором было сказано: «Пришельцами будут твои потомки, пришельцами в чужой стране» (Берешит, гл. 15, ст. 13).

«Если ты убьешь своего брата, — объяснили Эсаву советники, — ты станешь единственным наследником Авраама, со всеми вытекающими из этого последствиями. То есть тебе придется спуститься в Египет и стать там пришельцем».

Эсава такой вариант, конечно же, не устраивал. Он отправил верного человека к своему внуку, Амалеку, сыну Элифаза — с наказом, чтобы тот во время Исхода потомков Яакова из Египта, раз и навсегда закрыл с ними счет.

Амалек не остался безучастным, он исполнил дедушкин завет. Об этом свидетельствует фраза в Торе — «И пришел Амалек, и воевал с Израилем» (Шемот, гл. 17, ст. 8).

Теперь мы можем лучше понять нашу фразу «Арамеец желал извести моего отца».

Злодей Лаван хотел убить Яакова, только в этом не преуспел. Тогда он, вместо себя, отправляет Эсава выполнить задуманное.

Так из-за чего же Эсав пожалел своего брата? Из-за спуска в Египет. Эсав услышал об этом и предпочел, чтобы в Египет вместо него спустился Яаков.

Гилгулем (новым воплощением в нашем мире) души Лавана стал Билам.

И действительно, Лаван, увидев, что Яаков ему не по зубам — доверил осуществление своего стремления Биламу. Тому пришлось спуститься в Египет, чтобы объяснить фараону, как лучше уничтожить евреев.

Только и у фараона из этой затеи ничего не вышло — сыны Израиля стали в Египте «народом великим, сильным и многочисленным» (Шемот, гл. 1, ст. 22).

В каждом поколении враги Израиля пытаются уничтожить еврейский народ.

Лаван усердствовал, но — не преуспел. И еще многие пробуют, но — безрезультатно. Потому что Всевышний спасает сынов Израиля из их рук.

Лаван хотел уничтожить Яакова, но в итоге Яаков его одолел, и ушел от него с огромным имуществом. Лаван же остался на бобах.

Фразу «Арамеец желал извести моего отца» можно понять и так: тот, кто  ведет себя подобно арамейцу (слово «арами» созвучно со словом «рамай» — лжец, обманщик), то есть слывет вруном и обманщиком, в итоге лишается отцовских заслуг…

 

на основе комментариев раби Моше Софера

(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Ки Таво»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 26, ст. 1 — гл. 29, ст. 8.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И будет, когда придешь в страну, которую Всевышний дает тебе...». Когда придешь на иврите — ки таво.

 

Обсуждение главы Ки Таво

 

1. Заповедь о первых плодах

 

Наша недельная глава начинается заповедью о первых плодах урожая (в оригинале — бикурим). И мы читаем: «И будет, когда ты придешь в страну... то возьми первые плоды... и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Всевышний» (Дварим, гл. 26, ст. 1-2).

Первые плоды, выращенные человеком, или первые плоды его труда — имеют для него особую ценность. И приношение именно их дорогого стоит. Оно свидетельствует о настоящей любви и преданности того, кто их приносит.

Первые плоды есть и у года. Он, как известно, состоит из 365-ти дней. Из них 52 — полностью посвящены Всевышнему. Потому что это — шаббаты.

К ним можно добавить и 7 праздничных дней.

И остается 306, в той или иной степени, будничных дней. Эти дни можно назвать — плодами года.

Это означает, что первые плоды, то есть — первые дни года, нужно посвятить Всевышнему.

Год у нас начинается 10-ю днями раскаяния. В их число входит суббота, которая уже была сосчитана вместе с другими субботами. Два дня Рош hа-Шана и Йом Кипур — тоже уже учтены среди праздничных дней.

Получается, 6 будних дней из числа 10-ти дней раскаяния нового года — должны стать приношением Всевышнему, приношением первых плодов.

Выходит, все первые10 дней, тем или иным образом посвящены Всевышнему — либо в качестве шаббата и праздничных дней, либо в виде «приношения первых плодов».

Но вернемся к заповеди о принесении первых плодов.

Первое слово нашей недельной главы, «вэ-hайя» (и будет) показывает, что то, о чем говорится, должно быть исполнено сразу, без промедлений.

И действительно, с заповедью бикурим не следует медлить. Потому что человека может наполнить гордыня. «Я своими руками вырастил все это великолепие! — подумает он. — Все это, благодаря моему труду, благодаря моему умению, моему уму, моему... моему... я... я... я...».

Где же Всевышний? Ведь, если бы Он не напоил землю, не дал ей плодородие — разве мы увидели бы плоды?

Чтобы гордыня не вскружила голову, необходимо как можно быстрее пометить первые плоды, бикурим, осознавая, что они посвящены Всевышнему, и это та малая благодарность, которая помогает остаться человеком, не превратиться в самодовольного глупца.

Обычай посвящать Всевышнему первые плоды своего труда сохранился вплоть до наших дней. Оставаясь в силе и после разрушения Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского Храма), когда стало невозможно исполнять заповедь о бикурим, он усиливает и укрепляет сынов Израиля, делая неразрывной их связь с Небесным Отцом.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

2. Дом для начатков

 

В нашей недельной главе рассказывается о заповеди бикурим — особом приношении Всевышнему, представляющем собой первые плоды урожая. И здесь написано: «И будет: когда ты придешь в страну... То возьми первые плоды земли (начатки; в оригинале — бикурим), что получишь от земли твоей... и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Всевышний» (Дварим, гл. 26, ст. 1-2).

В этом фрагменте говорится и о том, как человек попадает в духовный мир и предстает перед Всевышним (и будет: когда ты придешь в страну).

Предстать перед Творцом рекомендуется не с пустыми руками, но — с заповедями, которые человек исполнял на протяжении жизни в материальном мире («…возьми первые плоды земли, что получишь от земли твоей»).

Что же тогда, если продолжать чтение в этом ключе, означает повеление «положить их в корзину»?

Все заповеди нужно выполнять только по указаниям Учителей. Человек не вправе исполнять их, исходя из своего собственного понимания и разумения. Ведь так он может совершить множество ошибок. А в итоге — «сгорит он, и они с ним» (он и его действия, поступки).

В Талмуде — порядка 60-ти трактатов. Поэтому того, кто знает весь Талмуд на зубок, называют «гаон» (гений). Гематрия (числовое значение) слова гаон — 60.

Положить плоды в корзину, значит — соотнести выполнение заповедей с требованиями Учителей, изложенными в 60-ти трактатах Талмуда, ведь гематрия слова «тене» (корзина) — тоже 60.

Человек, начинающий взрослую, самостоятельную жизнь, должен помнить о заповеди бикурим. Начатки своих душевных качеств он должен посвятить служению Всевышнему. Поэтому ему следует бережно взращивать в себе в себе милосердие, сострадание, доброту, стремление к справедливости, желание найти истину, скромность, любовь к творениям, трепет перед Творцом. И очень важно хорошенько прополоть свое сердце от зависти, гордыни, цинизма, лживости и тому подобных сорняков.

В Торе первые плоды, начаток — «решит». Тем же словом назван и Амалек. Как сказано: «Начаток народов мира — амалек» (Бамидбар, гл. 24, ст. 20).

Таким образом, выполняя заповедь о начатках плодов, сыны Израиля ослабляют начаток народов, своего злейшего врага — Амалека. И, наоборот, пренебрегая этим — усиливают его.

Следует отметить, что Амалек, еще и смертельный враг Всевышнего. Поэтому Всевышний требует от общины Израиля (и это — заповедь Торы) стереть Амалека с лица земли, чтобы даже воспоминаний о нем не осталось. Этой заповедью завершается предыдущая недельная глава Ки теце (см. Дварим, гл. 25, ст. 19).

В Талмуде целый трактат посвященный заповеди о бикурим. Он так и называется — Бикурим.

В его начале говорится, что хозяин, спустившись в свой сад и увидев, что появились первые плоды — должен в голос объявить об этом и пометить их, привязав к ветке стебель тростника.

Известно правило, что пока плоды прикреплены к дереву, пока не упали с него — они не принимают туму (духовную нечистоту — об этом см. к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).

Так, на примере первых плодов, мы узнаем важное правило: чтобы не впитать в себя туму окружающего мира, со всеми его проблемами, чтобы жить в чистоте — необходимо прикрепиться, да еще крепко-накрепко привязать себя, к общине евреев, изучающих Тору и соблюдающих заповеди. И, конечно же — к раввину и наставнику.

Тора не случайно начинается с буквы «бет» и со слова «берешит». Это учит нас, что еврею, прежде всего, нужен дом (байт), дом для решит (начатков), дом, в который можно и нужно поместить решит.

Словом «решит» называют Израиль. С этим понятием соотносится Тора. И еще начатком называют — богобоязненность. Как сказано: «Богобоязненность — начаток мудрости» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 111, ст. 10).

Дети — это, конечно, тоже начатки. Первенец назван в Торе — «начатком силы отца» (Дварим, гл. 21, ст. 17).

О начатках плодов говорится, что их нужно «принести в Дом Всевышнего» (Шемот, гл. 23, ст. 19). Значит, и детей (которые — тоже начатки) следует определить в дом учения, в бейт hа-мидраш, считающийся и Домом Всевышнего.

 

на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей hа-Рим — по названию написанной им книги; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

 

3. Найти подход к молодежи

 

Написано в нашей недельной главе: «И приди к коэну, который будет в те дни» (Дварим, гл. 26, ст. 3).

Посещая раввина, праведника, наставника, мудреца Торы, еврей — укрепляет свою связь со своим народом, со всеми его поколениями, включая далеких предков. Он, можно сказать — прикрепляется к дереву с мощнейшей корневой системой и сильными ветвями.

Раби Бенцион Альберштам руководит в США одной из еврейских общин. Он известен своими широкими связями с молодежью.

Обычно раввин в летах выстраивает свои отношения с людьми, близкими ему по возрасту или чуть моложе. Но что его может связывать с теми, кто годится ему в дети, или даже во внуки?

Рав Бенцион не говорил с ними об одежде, не обсуждал качество рубашек и фасон шляп. В его присутствии не упоминали новинки музыки и хиты хасидской эстрады. Раби не жалел времени и сил, чтобы привить молодым людям богобоязненность и любовь к Торе, быть может, даже в большем масштабе, чем они были свойственны их сверстникам предыдущих поколений.

На вопросы о причинах своих устремлений рав Альберштам отвечал притчей.

Некто в чине генерала сделал блестящую военную карьеру. Он одержал победы во многих сражениях и дослужился до главнокомандующего.

Секрет его успеха заключался в личной храбрости и невероятной отваге, которой он зажигал своих солдат. Во главе с бесстрашным генералом бойцы, как львы, бросались на неприятеля, который не выдерживал натиска и уступал.

Шли годы, время брало свое. Генерал вышел в отставку. Он стал уважаемым пенсионером. Теперь он командовал своими парниками и грядками, формировал полки помидоров и огурцов, приглядывал за дивизией капусты. Только эта огородная война в какой-то момент ему основательно поднадоела. Ему захотелось окунуться в настоящую, снова ощутить запах пороха.

И вот, достав из шкафа старую форму, он отправился в воинскую часть и попросил разрешения понаблюдать за учениями. Поднеся к глазам старый, испытанный бинокль, который был свидетелем одержанных им когда-то побед, он с удивлением увидел, что солдаты на учениях непонятно чем занимаются. В свое время, он сам не раз проводил учения, тренируя у бойцов меткость в стрельбе и оттачивая с ними приемы рукопашного боя. Но из того, что происходило сейчас, он ровным счетом ничего не мог понять.

Тогда генерал обратился за разъяснением к проводившим учения офицерам. И те поведали об изменениях в военной доктрине.

Раньше успех в бою и в самом деле зависел от умения стрелять, слаженно передвигаться и владеть штыком. Теперь же, с введением новых видов вооружений, важную роль стали играть навыки защиты от отравляющих газов, от радиации, от биологического оружия. Ведь не конвенциональное вооружение способно нанести значительный урон, во много раз превышающий потери от применения винтовок и сабель. Вот, защиту от не конвенционального оружия они и отрабатывают сейчас…

Эта притча иллюстрирует изменения, произошедшие в окружающей нас действительности.

Несколько поколений назад было вполне достаточно энтузиазма и горящих глаз. И все усилия были направлены на то, чтобы зажечь евреев, передать молодежи опыт отцов, их знания, их напор и целеустремленность.

Теперь же все отравлено ядовитыми газами безбожия, поражено радиацией неверия и равнодушия, заражено опасным вирусом цинизма.  И только изучение Торы, во всех аспектах, включая внутренний, соблюдение ее заповедей и, конечно же, богобоязненность — могут обеспечить надежную защиту от новых угроз, таящихся в современном материальном мире.

На то, чтобы в таких условиях уберечь молодежь от морального разложения и духовной деградации и направил свои усилия рав Бенцион Альберштам.

На одного еврея из его общины в одночасье, вдруг свалились несчастья и беды. И так же неожиданно, словно по мановению волшебной палочки, чудесным образом — пришло избавление.

Этот еврей сразу понял, что Всевышний проявил к нему Милосердие, и захотел в ответ сделать что-нибудь хорошее, доброе для общины.

Но что? Ответа на этот вопрос у него не было.

Может, снабжать субботними халами и вином тех, кто по какой-то причине не успел ими обзавестись накануне шаббата? Или лучше одалживать деньги нуждающимся?

В конце концов, как и положено в таких случаях, он отправился за советом к раввину.
Но раби, на удивление, посоветовал не строить грандиозных планов, но — ограничиться чем-то незначительным, даже символическим.

— Чтобы ты не подумал, будто уже рассчитался с Всевышним, — пояснил раввин свое решение. — Важно чувствовать, что ты постоянно перед Ним в долгу. Тогда в тебе не разовьется гордыня...

 

на основе комментария раби Бенциона Альберштама

(США, наше время)

 

 

4. Луковица для Рокфеллера

 

Написано в нашей недельной главе: «И возьмет коэн корзину у тебя из рук» (Дварим, гл. 26, ст. 4).

Возникает вопрос: почему коэн должен брать корзинку с приношением первых плодов (бикурим) из рук человека, который ее принес? Разве тот не в состоянии передать ее коэну?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 25) рассказывается, что однажды римский император Адриан увидел столетнего старца, который рыл лунки и сажал в них плодовые деревья.

— Скажи, а ты уверен, что тебе доведется отведать плоды этих деревьев? — спросил император у старика.

— Если удостоюсь, то смогу полакомиться плодами, что поспеют на этих деревьях. А если нет — мои дети точно насладятся ими сполна. Так, в свое время, я ел плоды из сада, за которым ухаживали мой отец и мой дед.

— Если тебе действительно доведется попробовать плоды этих деревьев, будь добр, расскажи мне об этом, — попросил Адриан.

Прошло пять лет, и старик удостоился увидеть, как на посаженных им деревьях появились и стали наливаться соком и спелостью первые плоды. Тогда он решил исполнить повеление императора Адриана. Наполнил корзинку плодами и отправился во дворец.

Когда Адриану доложили о странном посетителе, он никак не мог взять в толк, что это за старый еврей и что ему от него нужно. А старик, пересказывая свою историю, скромно стоял со своей корзинкой, ожидая, что Адриан вспомнит и согласится принять этот скромный дар. При этом знаком будет то, что он протянет к нему свою руку. Ведь совать повелителю крупнейшей мировой державы какие-то жалкие фрукты было бы неслыханной дерзостью и явным неуважением…

Теперь вернемся к заповеди о бикурим.

Допустим, хозяин небольшого сада придет в Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) и вручит коэну лукошко с гроздью винограда, двумя-тремя гранатами и горсткой инжира и заявит: «Вот я принес бикурим — подарок Царю царей, Владыке Вселенной».

Гроздь винограда, пара гранатов, несколько плодов инжира? Кому? Владыке мира?

Это выглядит неподобающе. Картина будет примерно такой же, как та, когда в гости к Рокфеллеру придет человек и преподнесет ему в дар, скажем. луковицу. Разве нет в этом некоего пренебрежения?

Поэтому правильно будет не совать коэну свои бикурим, но — скромно встать в сторонке, всем своим видом показывая: я здесь, чтобы исполнить заповедь Всевышнего. И — дождаться когда коэн возьмет корзинку из его рук.

Далее, как написано в нашей недельной главе, еврей, принесший бикурим, должен ответить и произнести определенную формулу, начинающуюся словами: «Арамеец (Лаван) желал извести моего отца...» (Дварим, гл. 26, ст. 5).

Что значит «должен ответить»? Разве не достаточно было бы написать, что нужно произнести некий текст?

Оказывается, в произносимых словах, содержится ответ на вопрос, почему еврей скромно стоял в сторонке в ожидании, когда коэн возьмет у него из рук корзинку с плодами.

Поскольку Всевышний спасал его праотцов от смертельной опасности, творил ради них великие чудеса и знамения — теперь ему негоже в ответ за все это добро принести в качестве дара горстку плодов. Поэтому он стоял и ждал, когда коэн, посланник Всевышнего, возьмет корзинку у него из рук.

И вообще, чтобы ни сделал человек из плоти и крови, что бы ни принес — этого никогда не будет достаточно, чтобы отблагодарить Творца. Поэтому он должен держать ответ, проявить ответственность, вернуться к тешуве (возвращение на пути, указанные в Торе), раскаяться и признать несовершенство перед Всевышним — свое и своих поступков.

 

на основе комментария Ор hа-Хаим (раби Хаима бен Атара, известен и под именем Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

5. Лаван передает эстафету Биламу

 

Принося первые плоды (бикурим) следует произнести: «Арамеец (Лаван) желал извести моего отца, а тот спустился в Египет» (Дварим, гл. 26, ст. 5).

О Лаване сказано, что после преследования Яакова, он «возвратился на место свое» (Берешит, гл. 32, ст. 1).

В Мидраше говорится, что после того как Лавану не удалось извести Яакова, он еще долго не мог найти себе места. Он послал своих людей к Эсаву, чтобы сообщить, что Яаков возвращается в Кенаан. Следовательно — представится хорошая возможность его убить, и грех ею не воспользоваться.

Эсав действительно вышел навстречу Яакову, но все же не убил его. В связи с этим возникает вопрос: почему? Неужто Лаван не умел убеждать?

Вспомним, что с Эсавом выступили еще четыре сотни людей? Среди них были его личные советники. Так вот, они напомнили ему о духовном завещании Авраама, в котором было сказано: «Пришельцами будут твои потомки, пришельцами в чужой стране» (Берешит, гл. 15, ст. 13).

«Если ты убьешь своего брата, — объяснили Эсаву советники, — ты станешь единственным наследником Авраама, со всеми вытекающими из этого последствиями. То есть тебе придется спуститься в Египет и стать там пришельцем».

Эсава такой вариант, конечно же, не устраивал. Он отправил верного человека к своему внуку, Амалеку, сыну Элифаза — с наказом, чтобы тот во время Исхода потомков Яакова из Египта, раз и навсегда закрыл с ними счет.

Амалек не остался безучастным, он исполнил дедушкин завет. Об этом свидетельствует фраза в Торе — «И пришел Амалек, и воевал с Израилем» (Шемот, гл. 17, ст. 8).

Теперь мы можем лучше понять нашу фразу «Арамеец желал извести моего отца».

Злодей Лаван хотел убить Яакова, только в этом не преуспел. Тогда он, вместо себя, отправляет Эсава выполнить задуманное.

Так из-за чего же Эсав пожалел своего брата? Из-за спуска в Египет. Эсав услышал об этом и предпочел, чтобы в Египет вместо него спустился Яаков.

Гилгулем (новым воплощением в нашем мире) души Лавана стал Билам.

И действительно, Лаван, увидев, что Яаков ему не по зубам — доверил осуществление своего стремления Биламу. Тому пришлось спуститься в Египет, чтобы объяснить фараону, как лучше уничтожить евреев.

Только и у фараона из этой затеи ничего не вышло — сыны Израиля стали в Египте «народом великим, сильным и многочисленным» (Шемот, гл. 1, ст. 22).

В каждом поколении враги Израиля пытаются уничтожить еврейский народ.

Лаван усердствовал, но — не преуспел. И еще многие пробуют, но — безрезультатно. Потому что Всевышний спасает сынов Израиля из их рук.

Лаван хотел уничтожить Яакова, но в итоге Яаков его одолел, и ушел от него с огромным имуществом. Лаван же остался на бобах.

Фразу «Арамеец желал извести моего отца» можно понять и так: тот, кто  ведет себя подобно арамейцу (слово «арами» созвучно со словом «рамай» — лжец, обманщик), то есть слывет вруном и обманщиком, в итоге лишается отцовских заслуг…

 

на основе комментариев раби Моше Софера

(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей hа-Рим — по названию написанной им книги; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Является ли Choco Pie кошерным?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля