New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “Ки Таво”
Место в Торе:
Дварим,
гл. 26, ст. 1 - гл. 29, ст. 8.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И будет,
когда
придешь в страну, которую Всевышний дает
тебе...”. Когда придешь на иврите - ки
таво.
Обсуждение главы Ки Таво
29.08.04
В Торе - множество фрагментов, в которых
Всевышний обращается не к отдельным
индивидуумам, но - ко всему народу Израиля,
как к единому целому. Именно с таким случаем
мы имеем дело, читая о благословениях и
проклятиях, произнесенных на горе Эйваль и
на горе Гризим. Ибо они относились ко всему
еврейскому народу, в его единстве и
целостности.
Девяносто восемь проклятий Тохахи (в
переводе с иврита тохаха - это «упрек», «укор»),
составляющих основное содержание нашей
сегодняшней главы, хотя и были, по выражению
наших Учителей - «положены на пороге
каждого еврея», естественно, тоже обращены
к единой общности - всему народу Израиля.
Индивидуальные заслуги и проступки в
данном случае не были решающим фактором.
Чтобы ни у кого не оставалось сомнений,
что последствия выполнения (и невыполнения)
законов Торы придется пережить всему
народу, был установлен порядок проведения «драматической
церемонии», на которой были произнесены
благословения и проклятия - «церемонии», в
которой участвовал весь еврейский народ.
Шесть колен должны были находиться на горе
Гризим, а другие шесть - на горе Эйваль. Все
должны были отвечать «Амен» - и на проклятия
и на благословения, которые произносили
левиты, стоявшие в долине между этими двумя
горами.
В большинстве текстов проклятий
перечислялись национальные бедствия, от
которых праведники страдали не меньше, чем
самые отъявленные грешники. Смерть
невинных и праведных людей воспринимается
в них как осуществление проклятия и как
само собой разумеющееся событие. Те, кто
задается вопросами о справедливости
Всевышнего, приводя в качестве примера
смерть праведных людей и невинных детей во
время таких тяжелейших национальных
бедствий, как Катастрофа европейского
еврейства, видимо, не до конца поняли, что
вообще означает термин «тохаха ».
Еврейская история показывает, что
отдельному человеку очень трудно смириться
с теми трагедиями, которые уготованы всему
народу в записанных в Торе проклятиях. В
течение всей истории было немало случаев
ассимиляции и/или перехода евреев в другие
религии. Этот путь многие выбирали
сознательно - чтобы не разделять судьбу
сынов Израиля.
Такой выбор далеко не всегда оказывался
удачным. У евреев Германии, например, какое-то
время все шло хорошо. Но когда проклятие
реализовалось (в период Катастрофы), оно в
полной мере захватило и их. Тех, у кого от
всех связей с еврейством оставался лишь,
скажем, еврейский дедушка, нацисты посылали
в газовые камеры вместе с «чистокровными»
евреями - так фашисты решали задачу расовой
«чистки». Многие из таких «евреев» были
потомками тех, кто намеренно выбрал
ассимиляцию, чтобы присоединиться к «германской
нации» и покончить со своим еврейским
происхождением. Они искренне мечтали
растить своих детей немцами, а не евреями.
Но разразившаяся трагедия не пощадила и
этих евреев, уверенных, что им, наконец,
удалось отдалиться от всего еврейского.
Потому что каждый еврей связан с судьбой
своего народа. И нет смысла даже пытаться
изменить собственную судьбу - она
неотделима от судьбы всего народа. Каждый
остается сыном Авраама - даже если он
удалился от своего народа «географически»,
даже если он ничего не знает и не хочет
знать о еврейской истории, культуре и
традиции.
Связь между каждым евреем и народом
Израиля - связь духовная, а не физическая.
Совершенно очевидно, что у каждого еврея
есть своя «доля» в общей еврейской душе. И
разрушить этот «монолит» еврейских душ ,
чтобы отделить свою - невозможно. Так же, как
невозможно взять и отказаться от своей души...
30.08.04
Есть, вероятно, некая ирония в том, что
свидетельство о нерушимом единстве
еврейского народа было дано в проклятиях - в
тохахе нашей недельной главы. Время
процветания, предшествовавшее изгнанию, «розовый»
период нашей истории, продемонстрировал
отсутствие истинного единства в народе.
Когда сыны Израиля заселили обещанную им
Всевышним землю, сторонние «наблюдатели»
отмечали, что в среде сынов Израиля царит
атмосфера разногласий, разлада и распрей.
Во времена Первого Храма, еврейский народ
разделился на два народа и два государства -
Израиль и Иудею. Традиция сообщает, что
Второй Храм был разрушен из-за беспричинной
ненависти, которую евреи испытывали друг к
другу.
Нужно было пережить трагедию изгнания,
длившегося две тысячи лет, чтобы получить
подтверждение существования такого
феномена, как еврейское единство. Эти
трагедии ударяли по евреям, не различая,
каков уровень их соблюдения традиции и
приверженности к еврейству.
Однако реализация тохахи стала не
только простым доказательством того, что
еврейское единство - бесспорный и
неопровержимый факт. Благодаря этому
открылось, что все человечество
воспринимает и чувствует, что еврейский
народ, в отличие от других, независимо от
устремлений отдельных индивидуумов, не
может существовать без духовного единства.
Признание
такого духовного единства - одно из
объяснений мистического феномена,
известного под названием «антисемитизм»,
жестокой и страшной силы, которая тоже
отчасти является осуществлением проклятий,
произнесенных на Горе Эйваль.
Дискриминация определенных социальных
групп неизменно ассоциируется с
особенностями, характерными для данной
группы. Так, расовая дискриминация может
быть основана на отличиях во внешнем облике
этнической общности - темная кожа, особый
разрез глаз... Существует дискриминация,
связанная с религиозными предрассудками.
Неприязнь к «чужакам» может строиться,
например, на разнице в языках, в культурах и
т.п. «Мистика» антисемитизма заключается в
том, что предубеждение против евреев
внешне не имеет никаких признаков,
которые могли бы сыграть роль триггера,
провоцирующего это явление. Антисемитизм
проявлялся, даже когда евреи
ассимилировались. Преследование евреев
продолжалось даже тогда, когда евреи теряли
какие-либо особенности, которые могли бы
отличить их от их преследователей.
Даже чудо, когда расступились воды моря
при Исходе евреев из Египта, должно было
быть приведено в действие неким механизмом,
принадлежащим естественному миру.
«И простер Моше руку свою на море, и
отводил Всевышний море сильным восточным
ветром всю ночь, и сделал море сушею; и
расступились воды» (Шемот, гл. 14, ст.
21).
Море не расступилось «само по себе», это
произошло под воздействием сильного
восточного ветра. Поэтому, если мы
относимся к антисемитизму как к «надъестественному»
феномену, мы, тем не менее, должны понимать,
что в этом мире, в самих евреях, существует
некий механизм, который запускает его в
действие. И этот механизм - отличие от
других народов, что становится причиной
ненависти, которую эти народы к евреям
испытывают.
И мы знаем, что это отличие - не физическое.
Евреев ненавидели и преследовали, когда они
жили отдельно и говорили на своем языке. Но
их ненавидели даже тогда, когда они
выглядели точно также, как и народ, в среде
которого они обитали - носили такую же
одежду, говорили на том же языке, впитывали
ту же культуру, жили по тем же обычаям,
словно эта культура была их собственной.
Мы знаем также, что эта ненависть не имела
отношения к их поведению. Чтобы доказать
это, достаточно вспомнить, что евреев
ненавидели за то, что они были бедны, и за то,
что были слишком богаты; за то, что были «слишком
умны», и за то, что казались «примитивными».
Были времена, что евреев обвиняли в
агрессивности и ненавидели за то, что они
представлялись уж очень «независимыми». В
другие периоды - за подобострастие и
раболепие.
Иногда нас ненавидели за то, что мы - «пришлые»,
«бродяги» без собственной страны. Порой - за
гордость, которую мы испытываем, живя в
собственном государстве… Нет конца
всевозможным противоречивым и
иррациональным причинам, которые
предлагаются, чтобы объяснить или
оправдать феномен антисемитизма. Но если
механизм, запускающий в действие не
физический и не поведенческий, то остаются
единственная альтернатива -
он,
должно быть, духовный.
31.08.04
Если предположить, что евреи обладают
особыми душами, которые отличают их от
всего остального человечества - некой,
совершенно иной духовной сущностью,
которую другие народы в состоянии
почувствовать и распознать, мы придем к
разъяснению истинных причин возникновения
антисемитизма. Существование особого
духовного качества дает нам ключ, с помощью
которого можно открыть многие секреты
еврейской истории. Не признав
существование этого особого духовного
качества, мы не сможем объяснить уникальный
статус евреев среди других народов. А
понять это - важно для нас. Постигая природу
антисемитизма, мы обретаем способность
проникать в тайны собственной истории.
Только так мы можем по-настоящему осознать,
кто мы на самом деле.
Наличие уникального духовного качества
делает нас «избранными». Но почему это так
раздражает другие народы? Почему ненависть
охватывает их, когда евреи говорят о своей
избранности? Почему они не в силах сдержать
эмоции, когда слышат, что еврейский народ,
который тысячелетиями был жертвой
беспричинных преследований, оказался
избранным для реализации какой-то цели?
Все объясняется достаточно просто:
негативные эмоции возникают оттого, что
другие народы знают, что все это правда -
объективные факты подтверждают еврейскую
избранность. Ни один народ не подвергался
стольким преследованиям - всегда и везде,
долгим и настойчивым. А если и подвергался -
в большинстве случаев, исчезал с лица земли.
Но еврейский народ - выжил в самых, мягко
говоря, неблагоприятных условиях. Поэтому
никто не может отрицать, что сыны Израиля
имеют отличную от других народов судьбу.
Еврейская «претензия на избранность»
подтверждается всей нашей нелегкой, полной
боли и страданий, историей .
Очень важно, что все евреи, в той или иной
степени, понимают и признают свое
врожденное уникальное духовное качество,
которое является неотъемлемой частью
каждого из нас. Все беды и страдания,
предсказанные в тохахе, большинство из
которых еврейский народ уже пережил, должны
были передать нам эту одну-единственную
весть. Ведь проклятия нельзя понимать
просто как наказания. Они только отражают
тот факт, что мы, евреи, духовно отличаемся
от всего остального человечества и та жизнь,
которая может быть вполне приемлема для
других народов - не годится для нас. Мы,
прежде всего - существа духовные, а уж потом
- физические. Мы нуждаемся в определенном
образе жизни, который регламентирован
Торой. И мы живем так совсем не для того,
чтобы, в конце концов, заполучить свою
награду. Мы живем так, потому иначе жить не
должны. Если мы делали неправильный выбор
и пытались жить так, как живут другие народы,
это неизменно причиняло нам тяжкие
страдания …
01.09.04
А теперь попытаемся проследить, как факт
существования уникальной общей души может
объяснить события еврейской истории.
Один из уникальных феноменов еврейской
истории - способность к выживанию. Лишенные
своей земли и страны, разбросанные по всему
миру, рассеянные среди многих народов, под
массированным влиянием чужих культур,
нередко вынужденные оставлять насиженные
места и странствовать по миру, чтобы найти
хотя бы относительно безопасное для жизни
место, евреи не просто выживали, но и -
процветали. В самые тяжелые для еврейского
народа времена лучшие его представители
успешно трудились, развивая и углубляя
познание еврейского мировоззрения. В годы
чужеземного диктата в Эрец Исраэль наши
Учителя составляли Иерусалимский Талмуд,
они работали над книгой, разъясняющей
положения Торы в изгнании. Так в Вавилонии
был закончен и окончательно отредактирован
Вавилонский Талмуд. В трудные для
еврейского народа годы, в Эрец Исраэль и
в рассеянии, были написаны основные работы
по Каббале…
Отсюда можно сделать вывод, что условия,
которые обычно приводят к опустошению и
разорению в физическом мире, в мире
еврейском - способствовали развитию
духовного феномена .
Взаимодействие физического и духовного в
еврейском мире прослеживается на примере
взаимоотношений между Яаковом и Эйсавом.
Когда один поднимается, другой - падает.
Когда физический мир сжимается, духовный -
расширяется. Поэтому и нет ничего
удивительного в еврейской жизнестойкости.
Тело чувствительно к физическим лишениям и
страданиям. А душа - нематериальна и не
связана ни с «географическими широтами», ни
с физическим прессингом. Поскольку в
еврейском народе изначально заложен
объединяющий фактор, который имеет
духовную природу, народ нельзя уничтожить
преследованиями в изгнании. Эта модель
установлена очень давно - со времени
еврейского рабства в Египте.
В Торе читаем: «…Но по мере того, как
изнуряли его, он размножался и разрастался,
так, что опасались сынов Израиля» (Шемот,
гл. 1, ст. 12).
Чем сильнее изнуряли египтяне евреев, тем
быстрее росла их численность, вызывая
бешенство и ярость их поработителей. И
начиналась новая стадия преследований.
Перепись, проведенная в пустыне, - пишет Рамбан
(Рабейну
Моше бен Нахман
- Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го - начало 13-го
вв.), - обнаружила, что колено Леви намного
малочисленнее других колен. И объясняет:
поскольку левиты были в еврейской среде -
священниками, они, в своем большинстве,
освобождались от тяжелого физического
труда, возложенного египтянами на другие
колена.
Анализ феномена особого духовного
единства евреев на более глубоком уровне
показывает: длительные периоды процветания
евреев угрожали выживанию народа гораздо
больше, нежели преследования.
В Торе об этом сказано: «Всевышний один
водил его, и нет с ним бога чужого. Вознес Он
его на высоты земли, и ел тот плоды полей; и
питал его медом из скалы и елеем из
кремнистого утеса, маслом коровьим и
молоком овечьим, и туком агнцев и овнов
Башанских, и козлов, и самою тучною пшеницею
и кровь виноградин пил ты, шипучую» (Дварим,
гл. 32, ст. 12-14).
За этим последовал неминуемый результат:
«И потучнел Иешурун, и стал брыкаться;
потучнел, растолстел, разжирел; и оставил
Всевышнего, создавшего его, и поносил
твердыню спасения своего» (Дварим,
гл. 32, ст. 15-16).
02.09.04
Духовная жизнь имеет собственный
внутренний ритм. Человек был создан как
сочетание тела и души, что позволяет Свету
Всевышнего глубоко проникать в физические,
материальные пласты. Выражая свою душу
посредством физических действий,
необходимых для выполнения заповедей Торы,
человек тем самым «пропитывает» физический
мир светом своей души .
Внешне физический мир кажется
самодостаточным. На самом же деле,
вселенная, чтобы продолжить свое
существование, нуждается в
непрекращающемся потоке свежей энергии,
посылаемой Небесами. Но физический мир это
скрывает. И людям трудно почувствовать, что
именно Всевышний постоянно его
поддерживает.
Человек от рождения наделен душой и
помещен в физический мир, чтобы открыть
Свет Всевышнего, благодаря которому
функционирует вселенная. Единственный «объект»
во всей вселенной не поддается
рациональному объяснению - человеческая
душа. И феномен антисемитизма, страдания,
причиняемые еврейскому народу этим «феноменом»,
как очевидно из нашего рассуждения - живое
проявление существования души.
Но позитивное всегда сильнее негативного.
Существование духовного мира, -
отмечает
Рамбан, - может проявляться и в необычном
процветании евреев. Так же как наличие
духовности доказывается выживанием евреев,
несмотря на пережитые бедствия и
преследования антисемитов, это же может
быть доказано и неординарными успехами
евреев в материальном мире. Если бы евреи
всегда побеждали превосходящие их числом и
оснащенностью военной техникой армии и не
несли при этом потери; если бы все евреи
умирали только в глубокой старости, если бы
среди еврейских женщин не было бесплодных,
если бы в Израиле никогда не было засухи;
если бы еврейский народ всегда был бы на
вершине материального благополучия - все
это тоже наглядно указывало бы на наличие
духовности в этом мире.
В определенном смысле антисемитизм для
нас - «движущая сила прогресса». Как
действует этот механизм «неприятия» ?
Изначальный импульс Всевышнего - проявить
в материальном пространстве атрибуты
Милосердия и Доброты. Получая позитивную
энергию, еврейский народ демонстрирует
миру наличие Света Всевышнего, достигая
высокого уровня процветания, описанного в
благословениях. Но физическое, расширяясь,
сжимает, как мы говорили (см. выше) - духовное.
Чтобы этого не случилось, нужно, чтобы
физическое само по себе стало выражением
духовного. Со временем решить эту задачу
трудней и трудней. Когда духовность
еврейского народа начинает сжиматься, его
связь с Творцом слабеет. Процветание и
материальное благополучие уже не могут
демонстрировать Свет Всевышнего.
В результате период процветания
еврейского народа заканчивается. На смену
ему приходят бедствия, описанные в тохахе.
Неизбежно вызывая сжатие физического и
расширение духовности. И вот, когда
духовность в еврейском народе начинает
нарастать, просыпаются дремлющие силы
антисемитизма. Преследование евреев
обретает все больший и больший размах.
Если физический аспект существования
еврейского народа продолжает сужаться,
духовный аспект становится доминантным.
Единство и духовная уникальность
еврейского народа становятся очевидными.
Заметная разница, которая приводит в
действие ненависть одних социальных групп -
к другим, на полный ход запускает машину
антисемитизма. И опять, переживая
немыслимые страдания, евреи демонстрируют
миру наличие в нем Света Всевышнего…
Очень часто сами евреи не замечают
духовного аспекта своего существования,
утверждая, что они ничем не отличаются от
других народов. Многие в нашей среде
принимают слова об избранности народа за
самонадеянность, даже если эта избранность
стала причиной тяжких страданий. К
величайшему сожалению, многие из нас живут
с неправильным представлением о себе. Не
желая признать, что мы - «другие», что мы
отличаемся от остальных народов, мы
отказываемся жить по законам Торы,
отказываемся от образа жизни, «спланированного»
для нас Творцом, не понимая, что лишь такой
образ жизни и может обеспечить нам
достижение целей…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|