Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27
Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний
Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим)
будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что
в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош
есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.
Обсуждение
главы
Кедошим
1.
Исчезающая заповедь
Одна из фундаментальных
заповедей Торы — заповедь почитания родителей. Об этом в нашей недельной главе
читаем: «Всякий матери своей и отца своего бойтесь» (Ваикра, гл.
19, ст. 3).
Как-то во время каникул
руководитель одной из йешив увидел, что его ученик не оказывает должного
уважения своему отцу.
— Сейчас каникулы, много
свободного времени, — обратился раввин к ученику, — почему бы не использовать
его для неформальной учебы? Мы могли бы вместе поучить что-то, что не входит в
курс семестра.
Возможность позаниматься один на
один с самим главой йешивы, конечно же, впечатлила молодого человека, и он с
радостью за нее ухватился.
— А что мы будем учить? —
спросил он.
— Я думаю, особенно полезно было
бы поучить галаху (законы), скажем — о почитания родителей.
На лице у юноши появилось
выражение разочарования.
— Мне хотелось бы учить законы,
которые имеют хоть какое-то отношение и к нашему времени, — произнес он.
К сожалению, в наше время
уважение к родителям многие считают анахронизмом. И только у людей прошлых
поколений оно сохранилось в крови.
Как-то к раву Исраэлю
Абухацира (в народе его называли Баба Сали, хотя более грамотно — Бава Сали,
что в переводе с арамейского означает — «врата молитвы»; известный знаток Торы и
праведник, 1889-1984 гг.) пришли на прием женщина с сыном. Когда подошла их
очередь, секретарь раввина прочел просьбу женщины: «Я мать и рощу этого
подростка без мужа. Прошу, чтобы наш раби и наставник благословил его и повлиял
на него так, чтобы он относился ко мне с большим уважением и не нарушал заповедь
из Торы».
Секретарь окончил чтение, и в
комнате повисла тишина. Лицо праведника выражало скорбь. Затем он прошептал, как
будто разговаривая сам с собой:
— Ах, если бы у меня была мать,
если бы она только была жива — я носил бы ее на руках. Я танцевал бы от
радости. Увидеть бы ее хоть на минуту.
И слезы выступили на глазах
раби. А в комнате вновь воцарилось молчание.
На этот раз его нарушил голос
подростка:
— Прости меня, мама, — сказал
он. — Прости за все, что тебе довелось пережить из-за меня. Прости за боль и
страдания, что я тебе причинил.
Лицо праведника просияло.
— Да будет прощено тебе и да
искупится прегрешение твое. А сейчас послушай, я расскажу тебе историю.
Много лет назад, мой отец сильно
хворал. Мы с моим старшим братом ухаживали за ним, как могли. Отец очень страдал
от болезни — он громко стонал и кричал от боли.
— Папа, почему ты так кричишь? —
спросил его мой брат.
— До сих пор у меня был сияющий
бриллиант, — ответил отец, — но сейчас его блеск померк.
Отец имел в виду старшего сына.
Услышав эти слова, брат решил уйти в добровольное изгнание. Целый год он провел
в синагоге, не заходя домой. Он сидел и учился в стороне от всех, как будто на
него наложили херем (херем — отлучение от общины). Через год он попросил
меня справиться у отца, простил ли тот его. На мой вопрос отец ответил, что
бриллиант вернул свой чудесный блеск.
Завершив рассказ, Бава Сали
возложил руку на голову отрока и произнес:
— Если пообещаешь исправиться и
относиться к матери с должным почтением, я тебя благословлю всеми
благословениями, чтобы ты был счастлив.
Мы видим, что в прошлых
поколениях люди относились к заповеди почитания родителей намного серьезнее и
строже, чем теперь. Возможно, потому, что раньше лучше учили Талмуд или же он
глубже проникал в людское сознание. Ведь в Талмуде не счесть примеров и историй
о том, как наши Учителя почитали родителей. Например, в трактате Кидушин
(лист 31) сказано, что рав Йосеф, заслышав шаги своей матери, наполнялся
трепетом и вставал, словно при приближении Шехины (Присутствия
Всевыщнего).
на основе комментария рава Реувена Карeлинштейна
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27
Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний
Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим)
будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что
в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош
есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.
Обсуждение
главы
Кедошим
1.
Исчезающая заповедь
Одна из фундаментальных
заповедей Торы — заповедь почитания родителей. Об этом в нашей недельной главе
читаем: «Всякий матери своей и отца своего бойтесь» (Ваикра, гл.
19, ст. 3).
Как-то во время каникул
руководитель одной из йешив увидел, что его ученик не оказывает должного
уважения своему отцу.
— Сейчас каникулы, много
свободного времени, — обратился раввин к ученику, — почему бы не использовать
его для неформальной учебы? Мы могли бы вместе поучить что-то, что не входит в
курс семестра.
Возможность позаниматься один на
один с самим главой йешивы, конечно же, впечатлила молодого человека, и он с
радостью за нее ухватился.
— А что мы будем учить? —
спросил он.
— Я думаю, особенно полезно было
бы поучить галаху (законы), скажем — о почитания родителей.
На лице у юноши появилось
выражение разочарования.
— Мне хотелось бы учить законы,
которые имеют хоть какое-то отношение и к нашему времени, — произнес он.
К сожалению, в наше время
уважение к родителям многие считают анахронизмом. И только у людей прошлых
поколений оно сохранилось в крови.
Как-то к раву Исраэлю
Абухацира (в народе его называли Баба Сали, хотя более грамотно — Бава Сали,
что в переводе с арамейского означает — «врата молитвы»; известный знаток Торы и
праведник, 1889-1984 гг.) пришли на прием женщина с сыном. Когда подошла их
очередь, секретарь раввина прочел просьбу женщины: «Я мать и рощу этого
подростка без мужа. Прошу, чтобы наш раби и наставник благословил его и повлиял
на него так, чтобы он относился ко мне с большим уважением и не нарушал заповедь
из Торы».
Секретарь окончил чтение, и в
комнате повисла тишина. Лицо праведника выражало скорбь. Затем он прошептал, как
будто разговаривая сам с собой:
— Ах, если бы у меня была мать,
если бы она только была жива — я носил бы ее на руках. Я танцевал бы от
радости. Увидеть бы ее хоть на минуту.
И слезы выступили на глазах
раби. А в комнате вновь воцарилось молчание.
На этот раз его нарушил голос
подростка:
— Прости меня, мама, — сказал
он. — Прости за все, что тебе довелось пережить из-за меня. Прости за боль и
страдания, что я тебе причинил.
Лицо праведника просияло.
— Да будет прощено тебе и да
искупится прегрешение твое. А сейчас послушай, я расскажу тебе историю.
Много лет назад, мой отец сильно
хворал. Мы с моим старшим братом ухаживали за ним, как могли. Отец очень страдал
от болезни — он громко стонал и кричал от боли.
— Папа, почему ты так кричишь? —
спросил его мой брат.
— До сих пор у меня был сияющий
бриллиант, — ответил отец, — но сейчас его блеск померк.
Отец имел в виду старшего сына.
Услышав эти слова, брат решил уйти в добровольное изгнание. Целый год он провел
в синагоге, не заходя домой. Он сидел и учился в стороне от всех, как будто на
него наложили херем (херем — отлучение от общины). Через год он попросил
меня справиться у отца, простил ли тот его. На мой вопрос отец ответил, что
бриллиант вернул свой чудесный блеск.
Завершив рассказ, Бава Сали
возложил руку на голову отрока и произнес:
— Если пообещаешь исправиться и
относиться к матери с должным почтением, я тебя благословлю всеми
благословениями, чтобы ты был счастлив.
Мы видим, что в прошлых
поколениях люди относились к заповеди почитания родителей намного серьезнее и
строже, чем теперь. Возможно, потому, что раньше лучше учили Талмуд или же он
глубже проникал в людское сознание. Ведь в Талмуде не счесть примеров и историй
о том, как наши Учителя почитали родителей. Например, в трактате Кидушин
(лист 31) сказано, что рав Йосеф, заслышав шаги своей матери, наполнялся
трепетом и вставал, словно при приближении Шехины (Присутствия
Всевыщнего).
на основе комментария рава Реувена Карeлинштейна
(Израиль, наше время)
2.
Можно ли усаживаться на Трон Всевышнего
Начало нашей недельной главы
изобилует заповедями. Здесь — и «Святы будьте», и почитание родителей, и
соблюдение шаббата (см. Ваикра, гл. 19, ст. 2-3).
Существует ли связь между столь
разными на первый взгляд повелениями?
Трепет перед отцом породил
запреты садиться на его место, перебивать его, когда он говорит, и т.п.
Всевышний на седьмой день
Сотворения мира прекратил всякую работу и устроил шаббат.
Когда мы делаем то же самое — не
выглядит ли это так, как будто бы мы усаживаемся на Его место?
Чтобы исключить подобные мысли,
Тора расположила заповеди в этой последовательности: «всякий трепещи перед отцом
и матерью». Но, вместе с тем — и «субботы Мои соблюдайте».
Так может, если нет запрета на
то, чтобы садиться на субботний Трон Всевышнего, то и трепетать перед Ним не
требуется?
Поэтому, говоря об обязанности
соблюдать шаббат, в Торе добавлено — «Шаббаты мои соблюдайте, и
святыни Мои чтите» (там же, ст. 30).
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 50) рассказывается история о жителях города Бишан, что рядом с Цидоном.
В Цидоне был большой рынок, и
бишанцы промышляли на нем торговлей. Понятное дело, что они не торговали в
субботу.
Впрочем, они завели обычай и в
пятницу не заниматься торговлей, но посвящать это время подготовке к шаббату.
Сменилось поколение, и новые
бишанцы уже не обладали тем благоговением перед шаббатом, что было у их
родителей. Они пришли к мудрецу раби Йоханану (величайший Учитель Талмуда
в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) и попросили
разрешить им торговать по пятницам.
— У наших родителей был
достаток, и они могли себе позволить воздерживаться от торговли в пятницу. Но
наши дела идут значительно хуже. Мы не можем сидеть дома. Разреши нам ездить в
пятницу на рынок в Цидон!
— Хорошенькое дело! А разве не
для вас сказано: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отказывайся от
учения матери твоей» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 1, ст. 8)?
Мы видим, что жители Бишана не
ходили на рынок в пятницу не потому, что это было запрещено законами субботы, но
— исходя из правила: освяти себя в дозволенном.
Их дети были менее склонны к
освящению, их интересовала торговля.
Тогда раби Йоханан обратил
внимание коммерсантов на то, что, хоть формально они и не нарушат субботу, но
почитание родителей сильно пострадает. Ведь написано: «Не отказывайся от учения
матери твоей». А они хотят отказаться.
Исходя из этого, мы можем лучше
понять логику построения нашей недельной главы. Она называется Кедошим
и начинается призывом — будьте святы! (освяти себя в разрешенном).
Если же дети твои заявят, что,
мягко говоря, не в восторге от этого обычая — напомни им другую заповедь, о
трепете перед отцом и матерью.
Они не вправе отказываться от
обычаев отца — даже если обычай носит пассивный характер, предлагая
воздерживаться от торговли в пятницу во славу субботы.
на основе комментария раби Моше Софера
(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го — первая половина
19-го вв.)
3. Суббота в лавке
Написано в нашей недельной
главе: «И субботы Мои соблюдайте» (Ваикра, гл. 19, ст. 3).
Жизнь в галуте (в
изгнании), на чужбине — часто требовала от евреев самоотверженности на грани
невозможного, ради соблюдения шаббата.
Вот рассказ еврейского мальчика
о шаббате времен Первой мировой войны.
Я рос в одном из множества
еврейских местечек, рассыпанных по территории Польши, как звезды по небу в
летнюю ночь. В моем родном местечке в субботу не работала ни одна еврейская
лавка, это даже поляки знали. Но вот, наш край захватили немцы. И военная
администрация издала приказ — открыть в субботу все магазины и лавки.
Невыполнение приказа, по законам
военного времени — могло стоить жизни. А опасность для жизни отодвигает
субботние запреты на второй план.
Однако соблюдения шаббата
следует добиваться даже самой высокой ценой, но только не ценой жизни. Ведь
сохранив жизнь, пусть и за счет нарушения субботы, в будущем человек сможет
почтить и освятить еще множество суббот. Но погибнув, он уже точно ничего больше
соблюдать не сможет.
Итак, все еврейские торговцы
решили подчиниться приказу военной администрации и открыть свои лавки и
магазинчики. Но как вести дела в лавке в святой субботний день — это каждый уже
решал для себя сам.
У моих дедушки и бабушки была
скобяная лавка. Бабушка взяла все на себя. Мужа и детей она отправила в
синагогу, а сама пошла в лавку.
Поляки, местные жители, знали,
что евреи в субботу им ничего не продадут, поэтому они обходили еврейские
магазины стороной. А вот, немецкие солдаты — заходили.
Каждому входящему бабушка
объявляла хорошо поставленным голосом:
— Магазин открыт по приказу
военного коменданта области. Но я сегодня ничего не продаю. Поэтому вы можете
взять то, за чем пришли, совершенно бесплатно.
Солдаты, потоптавшись на месте,
в нерешительности выходили, не привыкшие к такому обращению.
Вдруг в лавку вошел германский
офицер и отчеканил не терпящим возражений тоном:
— Два килограмма гвоздей,
пожалуйста!
— У нас сегодня
самообслуживание! — сказала ему бабушка. — Так что, придется тебе самому
потрудиться.
С этими словами бабушка
протянула офицеру бумажный пакет. Она не хотела в шаббат иметь дело с
гвоздями, которые считаются мукце (то есть — вещью, запрещенной к
использованию и перемещению в субботу).
Офицер набрал гвоздей и швырнул
пакет на прилавок.
— Упакуй мне как следует!
Бабушка вложила пакет в еще
один, чуть больший, и перевязала шпагатом. Только она не отрезала шпагат от
мотка и не завязала, потому что эти действия запрещены в шаббат.
— Сколько с меня?! — гаркнул
немец.
— Товар освобожден от оплаты.
Офицер бросил на прилавок пару
марок, подхватил сверток подмышку и направился к выходу. Неотрезанный шпагат
продолжал разматываться и волочился вслед за ним. Бабушка села за прилавком и
погрузилась в чтение книги «Цена у-Рена» (ТаНаХ в переводе на идиш, специальное
издание для еврейских женщин).
Германец шагал по улице, звеня
подковами и шурша шпагатом. Развязка была близка и стремительна. Кто-то наступил
на шпагат, сверток вылетел и смачно шлепнулся на землю, упаковка порвалась,
гвозди рассыпались.
Первая мысль офицера была —
вернуться и прикончить старуху. Но тут он подумал, что возвращаться плохая
примета. Поэтому, лишь плюнул с досадой и побрел восвояси.
А бабушка тем временем
приступила к Мусафу (одна из субботних молитв)…
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль,
наше время)
4. Терпеливый бог
В нашей недельной главе, среди
прочего, дается и запрет на идолопоклонство. И мы читаем: «Не обращайтесь к
идолам, и истуканов литых не делайте себе» (Ваикра, гл. 19, ст.
4).
В Мидраше Торат коhаним
(гл. 14) объясняется, что слово элилим (идолы) — одно из десяти имен,
одно из десяти презрительных наименований языческих культов. Каждое —
подчеркивает какую-то уродливую особенность культа. Так элилим
свидетельствует, что идолы халулим (буквы алеф и хет
взаимозаменяемы) — опустошенные, выпотрошенные, лишенные привилегий.
Песель
(истукан) показывает, что идол пасуль, то есть — негодный, испорченный.
Масеха
(литой) намекает, на печальный итог: идолы будут залиты расплавленным металлом.
Мацева
(надгробный памятник) — идолы стоят без движения, подобно памятникам и даже
моргнуть не в состоянии.
Сеирим
(волосатые) — потому что они богатеют (миташрим) от других, усиливаются
за счет других. Здесь параллель не смысловая, но — фонетическая, основанная на
созвучии.
В некоем местечке на территории
Польши жил один парень, которого все звали «Моше-хец» (Моше-стрела). Свое
прозвище он получил за то, что в беге ему не было равных.
Когда в местечке сменился
полицмейстер, новый стал активно интересоваться местным населением — кто куда
ходит, чем занимается.
Однажды он выследил Моше вблизи
костела. Тот с интересом за чем-то наблюдал.
— Что ты тут делаешь? — грозно
насупил брови полицмейстер.
— Наблюдаю за вашим богом.
— Что же именно тебя в нем
заинтересовало?
В глубине души полицмейстер
мечтал переманить какого-нибудь еврея в свою веру. Поэтому его голос сделался
приторно-елейным.
— Мне очень нравятся его
терпение и выдержка.
— В чем же ты усмотрел
проявление долготерпения?
— Здесь много птиц, они
беспрерывно галдят и гадят на его голову, а он все это терпит!
Полицмейстер ожидал явно другого
ответа. Его жирная шея покраснела, а глаза налились кровью. Он вознамерился
схватить Моше и как следует его проучить. Только того не зря прозвали
«стрелой»...
Следует отметить, что еврею
запрещено не только служить и поклоняться идолам, но даже смотреть на них
нельзя. Как сказано: «Не обращайтесь к идолам». Ведь даже от одного взгляда
может сформироваться связь. И с еврея спрос гораздо строже...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль,
наше время)
5. Чтобы не обобрать
бедняка
В нашей недельной главе есть
запрет на крохоборство. Написано: «Не обирай ближнего твоего и не грабь» (Ваикра,
гл. 19, ст. 13).
В окрестностях Бердичева должна
была состояться большая ярмарка. Множество покупателей должны были съехаться со
всех концов Российской империи.
Торговцы Бердичева, в
предвкушении немалых барышей, собрались вместе и стали обсуждать, как им
увеличить объемы продаж.
Спустя пару дней, ярмарка,
наконец, открылась. И среди спешащих к торговым рядам многие увидели раби Леви
Ицхака, большого праведника и известного раввина.
Люди недоумевали — что за дела
могут быть у праведника на ярмарке?
Те, кому посчастливилось
оказаться рядом с раби, слышали его встревоженный голос:
— Караул! О-е-ей! — выкрикивал
он. — Торговцы не упомнили, торговцы позабыли.
— Что мы не упомнили? —
встрепенулись торговцы.
— Несколько дней назад вы все
собрались, чтобы подробно обсудить, как привлечь больше покупателей, как
увеличить продажи, как повысить прибыль. Но одну важную деталь вы все-таки
упустили. Вы совершенно не озаботились вопросом, как организовать торговлю,
чтобы не нарушить запрет на воровство, чтобы не обобрать бедняка.
Как-то к раби Ханоху из
Александра пришел делец и попросил благословения перед большой ярмаркой.
— Каков род твоих занятий? —
спросил его праведник.
— Я торговец.
— И чем же ты торгуешь?
— Тканями.
— Можно взглянуть на твой товар?
- По правде говоря, у меня его
нет. С помощью различных ухищрений и ловких комбинаций, я выуживаю деньги у
незадачливых лопухов, а ткани даже не покидают складов.
— Зачем же ты все так
усложняешь? Просто скажи, что ты воруешь, — заключил раби.
Однажды к раву Менахему Шаху
(глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке; один из религиозных лидеров Израиля; Литва
– Эрец Исраэль, 20-й век) пришел молодой учащийся йешивы и сообщил, что
решил заняться торговлей. Он попросил у рава бераху (благословение) на
успех.
— У тебя есть соответствующее
образование? — поинтересовался раввин.
— Какое нужно образование, чтобы
торговать всякой мелочевкой?
— Скажу тебе, какое. Необходимо
хорошенько выучить все четыре раздела Шульхан Аруха, чтобы не
нарушить запрет на воровство, на взимание процентов и т.п.
на основе комментария рава Элазара-Менахема Шаха
(глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке; один из религиозных лидеров Израиля; Литва
– Эрец Исраэль, 20-й век)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|