Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27
Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний
Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим)
будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что
в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош
есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.
Обсуждение
главы
Кедошим
1. С мужчинами жестко, с женщинами спокойно
Недельную главу Кедошим
часто читают вместе с предшествующей ей недельной главой Ахарей Мот.
Чем это объясняется?
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
отмечает, что в Торе везде, где есть повеление оградить себя от запретных связей,
упоминается святость (кедуша).
В недельной главе Ахарей
Мот названы виды связей, в которые еврею вступать запрещено. Поэтому ее
читают вместе с Кедошим, главный посыл которой — «Будьте святы,
кедошим» (Ваикра, гл. 19, ст. 2). Слово «кедошим» означает —
«отделенные».
Раши пишет, что для выполнения
наказа Торы быть кедошим, необходимо избегать запретных связей,
перечисленных в предыдущей недельной главе. Чтобы уберечься от нарушения запрета
Торы следует установить ограду, которая не позволит даже приблизиться к этому.
Раву Исраэлю Салантеру
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) доводилось много ездить
по городам и весям. Основным доступным средством передвижения него была у него
телега с извозчиком. Во время поездок раввин был сосредоточен на мысли, как бы
ему не нарушить запрет на уединение с женщиной. При возникновении опасности
нарушения, он не возмущался, не пытался отогнать женщину, он просто спрыгивал с
телеги.
Теперь рассмотрим нашу фразу
полностью.
Словосочетание «Будьте
кедошим» — только ее фрагмент. Прочтем всю фразу: «Говори всей общине сынов
Израиля и скажи им: Святы (выделены) будьте, потому что Я кадош (свят,
выделен)» (Ваикра, гл. 19, ст. 2).
На первый взгляд, в ней как
будто есть лишние слова. Не понятно, для чего нужно выражение «и скажи им». Ведь
без него вполне можно было бы обойтись. По крайней мере, на смысл оно не влияет.
Но это только на первый взгляд.
В оригинале использованы два синонима: «дабер» (говори) и «ве-амарта»
(и скажи).
Форма «дибур» (речение)
обычно используется в Торе, когда нужно передать твердость, жесткость,
напористость речи. «Амира» же — более мягкая форма разговора.
В использовании обеих форм
заключен намек, что призыв освятить себя относится не только к мужчинам, но и к
женщинам.
Женщины, со своей стороны, тоже
должны избегать уединения с противоположным полом. Кроме того, очень важно,
чтобы женщины одевались и вели себя в соответствии с нормами скромности.
Таким образом, мы видим, что в
Торе присутствуют два стиля общения. С мужчинами проявлена твердость, а порой и
жесткость. А с женщинами — мягкость и спокойствие.
С каждым — на его языке.
Как-то к раби Меиру из
Пермышлян (глава хасидской общины, автор книги Ор
Торато шель раби Меир;
Украина, 1780-1850 гг.)
пришли два купца и сообщили, что решили начать совместное дело, и в связи с этим,
просят у раби благословения на успех.
— А вы уже составили договор о
партнерстве? — поинтересовался ребе.
— Нет, еще не успели.
— Тогда я вам сейчас его
составлю…
С этими словами раби Меир взял
чистый лист бумаги и написал на нем четыре буквы: алеф, бет,
гимел и далет.
— Вот ваш договор о партнерстве.
— Но, что это означает? —
удивились купцы.
— Алеф — это эмуна
(вера, доверие). Бет — бераха (благословение), как вы и просили.
Гимел — гнева (воровство), а далет означает — далут
(бедность). Если между вами будут честность и доверие, если каждый будет
заботиться об интересах другого, то вашим делам будут сопутствовать успех и
благословение. Но, если один попытается украсть у другого, обоих ждет бедность.
на основе комментариев рава Исраэля Салантера
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27
Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний
Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим)
будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что
в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош
есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.
Обсуждение
главы
Кедошим
1. С мужчинами жестко, с женщинами спокойно
Недельную главу Кедошим
часто читают вместе с предшествующей ей недельной главой Ахарей Мот.
Чем это объясняется?
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
отмечает, что в Торе везде, где есть повеление оградить себя от запретных связей,
упоминается святость (кедуша).
В недельной главе Ахарей
Мот названы виды связей, в которые еврею вступать запрещено. Поэтому ее
читают вместе с Кедошим, главный посыл которой — «Будьте святы,
кедошим» (Ваикра, гл. 19, ст. 2). Слово «кедошим» означает —
«отделенные».
Раши пишет, что для выполнения
наказа Торы быть кедошим, необходимо избегать запретных связей,
перечисленных в предыдущей недельной главе. Чтобы уберечься от нарушения запрета
Торы следует установить ограду, которая не позволит даже приблизиться к этому.
Раву Исраэлю Салантеру
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) доводилось много ездить
по городам и весям. Основным доступным средством передвижения него была у него
телега с извозчиком. Во время поездок раввин был сосредоточен на мысли, как бы
ему не нарушить запрет на уединение с женщиной. При возникновении опасности
нарушения, он не возмущался, не пытался отогнать женщину, он просто спрыгивал с
телеги.
Теперь рассмотрим нашу фразу
полностью.
Словосочетание «Будьте
кедошим» — только ее фрагмент. Прочтем всю фразу: «Говори всей общине сынов
Израиля и скажи им: Святы (выделены) будьте, потому что Я кадош (свят,
выделен)» (Ваикра, гл. 19, ст. 2).
На первый взгляд, в ней как
будто есть лишние слова. Не понятно, для чего нужно выражение «и скажи им». Ведь
без него вполне можно было бы обойтись. По крайней мере, на смысл оно не влияет.
Но это только на первый взгляд.
В оригинале использованы два синонима: «дабер» (говори) и «ве-амарта»
(и скажи).
Форма «дибур» (речение)
обычно используется в Торе, когда нужно передать твердость, жесткость,
напористость речи. «Амира» же — более мягкая форма разговора.
В использовании обеих форм
заключен намек, что призыв освятить себя относится не только к мужчинам, но и к
женщинам.
Женщины, со своей стороны, тоже
должны избегать уединения с противоположным полом. Кроме того, очень важно,
чтобы женщины одевались и вели себя в соответствии с нормами скромности.
Таким образом, мы видим, что в
Торе присутствуют два стиля общения. С мужчинами проявлена твердость, а порой и
жесткость. А с женщинами — мягкость и спокойствие.
С каждым — на его языке.
Как-то к раби Меиру из
Пермышлян (глава хасидской общины, автор книги Ор
Торато шель раби Меир;
Украина, 1780-1850 гг.)
пришли два купца и сообщили, что решили начать совместное дело, и в связи с этим,
просят у раби благословения на успех.
— А вы уже составили договор о
партнерстве? — поинтересовался ребе.
— Нет, еще не успели.
— Тогда я вам сейчас его
составлю…
С этими словами раби Меир взял
чистый лист бумаги и написал на нем четыре буквы: алеф, бет,
гимел и далет.
— Вот ваш договор о партнерстве.
— Но, что это означает? —
удивились купцы.
— Алеф — это эмуна
(вера, доверие). Бет — бераха (благословение), как вы и просили.
Гимел — гнева (воровство), а далет означает — далут
(бедность). Если между вами будут честность и доверие, если каждый будет
заботиться об интересах другого, то вашим делам будут сопутствовать успех и
благословение. Но, если один попытается украсть у другого, обоих ждет бедность.
на основе комментариев рава Исраэля Салантера
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
2. Можно ли откашеровать «трефную» компанию
Всевышний велит Моше передать
сынам Израиля наставление: «Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: Святы (выделены)
будьте, потому что Я кадош (свят, выделен)» (Ваикра, гл.
19, ст. 2).
Суть, квинтэссенция повеления
Всевышнего, заключена в самом первом слове Его наставления. Это слово и дало
название всей главе. «Кедошим» означает — святы, выделены. Или даже —
отделены.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что этот «отмежевание» было провозглашено во всеуслышание, в
присутствии всей общины. Ибо, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Ваикра, гл. 24) немало важных положений Торы зависит от
него, вытекает из него, или напрямую содержится в нем.
И что же это за положения Торы?
В чем они заключаются?
Быть кедошим.
Многие заповеди невозможно
исполнить в одиночку. Для выполнения заповеди поддержать бедняка, не дать ему
умереть с голоду, нужны двое: ты и бедняк. Чтобы прочесть зимун
(приглашение к благословению после трапезы с хлебом) необходимо, чтобы как
минимум три еврея приняли участие в трапезе. А чтобы зимун был с именем
Всевышнего — нужно уже не менее десяти участников трапезы. Десять человек
необходимы для чтения
Кадиша
и для благословения коэнов.
Таким образом, чтобы иметь
возможность исполнить значительное количество заповедей человеку нужны партнеры.
Но, пересекаясь и «смешиваясь» с другими людьми, человек может утратить
индивидуальность, понизить свой уникальный духовный уровень. Поэтому и дано нам
в Торе наставление: «Будьте кедошим» — вступая в вынужденное
взаимодействие с окружающей действительностью, не подвергайтесь дурному влиянию.
И сам Всевышний подает нам в этом пример — «Будьте кедошим, ведь и Я
кадош».
И действительно, Творец
управляет миром, наблюдает за каждым элементом творения, направляет его, но этот
контакт на Него самого — не влияет. Всевышний постоянно оказывает самое
непосредственное влияние на мир, преобразует его и изменяет, оставаясь при этом
неизменным.
Задача духовного лидера, главы
поколения — быть вместе со своим народом, направлять его и контролировать, и
вместе с тем, ни от кого не зависеть, то есть быть на уровне кадош.
Чтобы понять, насколько это непросто расскажу притчу.
Один богач жил в небольшом
городке в окружении циников, пустобрехов, мелких бездуховных людей.
Вы спросите: почему не уехал
оттуда?\
Так ведь привык, обосновался,
корни пустил, да и дела здесь, опять же.
Когда у него подросла дочь, он
поехал в большой город и там в известной йешиве выбрал для нее хорошего,
достойного жениха, человека прямого, порядочного и знатока Торы, конечно.
Богач выстроил молодым дом и
шикарно его обставил. Там был оборудован личный кабинет для зятя с обширной
библиотекой, чтобы тот мог изучать Тору в удобстве и комфорте. Он полностью взял
на себя содержание молодой семьи, поставив зятю лишь одно условие: тот не должен
якшаться с местной публикой, чтобы, не приведи Всевышний, не набраться дурного.
То есть — ешь, пей, изучай Тору
в свое удовольствие, радуй жену, но не кажи нос наружу.
Молодой раввин принял эти
правила игры, тем более, что она была ему в охотку. Целыми днями он корпел над
фолиантами, набираясь мудрости.
Так прошло несколько лет, и наш
герой заскучал. Тогда он пригласил тестя вместе отобедать, посидеть
по-семейному. И когда у того размягчилось сердце от доброго, выдержанного вина,
которое он сам и оплатил, зять начал как бы издалека.
Тора — это свет. И даже немного
света способно разогнать тьму. Поэтому было бы неплохо завести общение и
подружиться с соседями — с тем, чтобы приблизить их к Творцу и наставить на путь
истинный.
Отец жены, хорошо знавший этих
людей, попытался убедить зятя в полной бесперспективности его затеи, и даже
сказал об опасности, таящейся в ней. Но тот продолжал стоять на своем, ибо
хорошо поднаторел в талмудических дискуссиях.
Не прошло и полгода, как богач
убедился, насколько он был прав. Новые знакомства не пошли зятю на пользу. День
ото дня он скатывался все ниже и ниже, душа его грубела, а различий с его новыми
приятелями было все меньше.
Тесть нервничал, переживал,
потерял сон. Ведь на его глазах рушилось счастье любимой дочери.
Однажды, помолившись Всевышнему,
чтобы Тот его надоумил, он набрался храбрости и пошел к зятю.
Тот, по своему обыкновению
проводил время в развеселой компании совершенно пустых людей.
— У меня к тебе галахический
вопрос, — обратился он к бывшему ученику йешивы.
— Галахический? Так-так,
послушаем…
На мгновение показалось, что в
совершенно пустых глазах мелькнула искра прежней осмысленности.
— Давай, выкладывай, что там у
тебя.
— Служанка сегодня готовила мясо
с овощами. У нас мясо закончилось, и она положила в кастрюлю свое, трефное.
Мяса, к счастью было не много, да и варила она его час от силы. Еда и кастрюля,
ведь не стали от этого запрещенными, как ты думаешь?
— Я так ничего не могу сказать.
Мне нужно увидеть кастрюлю и сваренную в ней еду…
Тесть с радостью увлек мужа
дочери в свой дом. Осмотрев стоящую на столе кастрюлю и ее содержимое, зять
вынес вердикт:
— Все — трефа! Еду следует
выбросить, а кастрюлю откашеровать.
— Ты уверен?
— Абсолютно! Такова галаха.
— Ну, раз закон велит — не мне с
ним спорить. Только, чем ты сегодня будешь обедать?
— Это, в общем-то, не беда, —
замялся зять. — Подкреплюсь остатками завтрака.
Зять вернулся к себе, достал
пыльную книгу по галахе и погрузился в нее. Прошло не так много времени, как
вдруг перед ним возник тесть с сияющим лицом и позвал его снова в свой дом.
— Только поторопись, а то обед
остынет.
На плите стояла знакомая
кастрюля, а в ней доваривалось мясо с овощами, источая аромат по всему дому.
— Что все это значит? — удивился
молодой человек.
— Успокойся, все в полном
порядке! Я решил, что негоже оставлять без обеда родного зятя. Поднапряг
извилины и нашел способ все исправить. Я пошел в мясную лавку и купил отличный
кусок кашерного мяса, в несколько раз больше того, который сварила кухарка. Я
добавил его в кастрюлю, и теперь в ней кашерное наверняка победило некашерное. К
тому же я все варил дольше, чем варилось некашерное. Так что со всех сторон, как
ни крути, трефа теперь стала кошером!
От этих слов у зятя потемнело в
глазах.
— Какое невежество! С каких пор
трефу кашеруют мясом!? Вкус трефы проник во все продукты и в саму кастрюлю,
сделав все некашерным.
— Ах так! Тогда почему ты
думаешь, что можешь откашеровать трефную компанию твоих новых приятелей и при
этом сам останешься кашерным?
На это зятю нечего было
возразить...
на основе комментария раби Моше Софера
(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го — первая половина
19-го вв.)
3. Быть святым —
значит, помогать ближним
Написано в нашей недельной
главе: «Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: Святы (выделены) будьте,
потому что Я кадош (свят, выделен)» (Ваикра, гл. 19, ст.
2).
Учителя в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Ваикра, гл. 24) объясняют, что Всевышний как бы
спрашивает нас: А вы можете, как Я? Ведь Я выделен и отделен. Причем мой уровень
кедуши (святости) — выше вашего.
Итак, Творец требует, чтобы мы
соответствовали уровню кадош. И значит, во-первых, нужно понять, что это
означает. А во-вторых — выяснить, каким образом обычный человек может вдруг
превратиться в святого?
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что быть кедошим (святыми, особенными, выделенными) означает
— сторониться запретных связей (перечисленных в предыдущей недельной главе) и
преступных помыслов. Таково значение выражения «святы будьте». Поскольку везде в
Торе, где находишь повеление оградить себя от такого, находишь также упоминание
о святости.
«Жену блудную и опороченную не
брать им... Я Всевышний, освящающий вас» (Ваикра, гл. 21, ст.
7-8). «И не опорочит он свое потомство... Я Творец, его освящающий» (там же,
ст.15). И т.д.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Ваикра, гл. 24) разъясняется, что быть кедошим
означает быть прушим (отделенные, обособленные).
Рамбан
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий
комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.) отмечает, что прушим строго придерживаются принципа,
который в Талмуде (трактат Йевамот, лист 20) сформулировал Рава
(величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век): Освяти себя в разрешенном тебе.
Это означает, что нужно
ограничить себя в тех наслаждениях, которые разрешены Торой. Например, Тора
разрешила человеку есть мясо и пить вино. Но отсюда вовсе не следует, что ему
можно целый день обжираться и пьянствовать. Поэтому и сказано: «Будьте
кедошим, будьте прушим, будьте людьми, в конце концов, не
превращайтесь в скотину или в мерзавцев — только потому, что в Торе не запрещено
прямым текстом то, или иное непотребство.
У кедуши есть и другой
аспект.
Всевышний сотворил мир с
единственной целью — нести добро. Человек, венец творения, был создан по образу
и подобию Творца. А это значит, что единственное предназначение человека,
оправдывающее его существование — помощь ближним.
Если же говорить более конкретно
— следует помогать отдельно взятому человеку и целой общине, сегодня и завтра, в
настоящем и в будущем. Тора дарована — чтобы люди не кормили друг друга
демьяновой ухой и не делали медвежьих услуг, чтобы не наломали дров, не расшибли
лба и не набили шишек. С ее помощью нужно научиться правильно творить добро.
Одно из важнейших наставлений в Торе — идти путем Всевышнего (см. Дварим,
гл. 28, ст. 9). А Он постоянно заботится о мире, давая ему все необходимое для
существования.
Исходя из этого, и нужно
понимать Его повеление «Будьте кедошим, потому что Я кадош».
Когда человек заботится о
ближнем — он уподобляется Всевышнему и становится свят.
Впрочем, было бы неверным
полагать, что наши обязанности ограничиваются только заботой о ближних.
Необходимо также находить силы и время и на заботу о себе, каким бы тяжелым
трудом это не было. Ведь постановил раби Акива, что если двое оказались в
пустыне, а фляга с водой есть только у одного, и этой воды на двоих не хватит —
обладатель фляги не должен отдать воду товарищу и спасти его ценой собственной
жизни. Пусть спасает себя. Потому что кровь товарища не краснее его собственной
крови (трактат Бава Мециа, лист 62).
Таким образом, человек обязан
сперва спасти свою жизнь и лишь затем спасать других.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
и
комментария рава Шимона Шкопа
(автор книги «Шаарей Йошер», Украина, Беларусь, 1860-1939 гг.)
4. Лучший среди
работников сохи и хлева
Написано в нашей недельной
главе: «Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: Святы (выделены) будьте,
потому что Я кадош (свят, выделен)» (Ваикра, гл. 19, ст.
2).
Итак, Всевышний предлагает сынам
Израиля ни с кого не брать пример, но ровняться на Него. В Мидраше Танхума
сказано, что Творец избрал (мысленно) еврейский народ еще до создания мира и
поэтому наделил его особой святостью.
Проиллюстрируем это притчей.
В одной деревне, расположившейся
вдали от больших городов, прогресса и цивилизации, проживал богач, обладатель
весьма крупного состояния. У него была единственная дочь — большая умница и
красавица.
Когда она подросла, отец поехал
в крупный город, где располагалась лучшая йешива, чтобы подыскать ей подходящего
жениха.
— За моей дочерью обещано очень
солидное приданое, поэтому я хочу в женихи самого способного вашего ученика, —
заявил богач главе йешивы.
— Видишь, в том углу паренек
склонился над Талмудом? Он учится день и ночь. По уровню знаний оставил всех
товарищей далеко позади. Со временем, он станет главой поколения...
После короткой, но
содержательной беседы, богач увез молодого гения в свою деревню. Там вскоре
сыграли свадьбу. Отец невесты подарил молодоженам новый красивый дом, со вкусом
обставленный, светлый и уютный.
Впрочем, уют был во многом
заслугой прекрасной невесты.
Молодой раввин стал осваиваться
в новых условиях. Все ему было непривычно. Он никак не мог надышаться чистейшим
воздухом, наполненным ароматами леса и свежестью реки. Он охотно общался с
деревенскими евреями, много гулял по окрестностям, рыбачил.
Обстановка дома включала очень
хорошую библиотеку, которой позавидовал бы любой раввин. Правда, книги
постепенно покрывались пылью, и большинство ни разу не были открыты. Ведь светоч
Торы брал их в руки очень редко.
Такое положение дел никак не
устраивало нашего богача. И в один прекрасный день, он вызвал своего зятя на
откровенный разговор.
— Ты был мне представлен, как
самый упорный, любознательный, трудолюбивый и усидчивый ученик йешивы. Меня
обманули? — спросил зятя богач.
— Дорогой папа! Да, я
действительно стал тратить на учебу гораздо меньше времени. Но это и понятно.
Ведь местные грамотеи, все вместе взятые, не знают и десятой доли от того, что я
выучил. И даже когда я забуду большую часть, я останусь здесь самым образованным
и знающим евреем.
— Позволь, но разве я выбирал
жениха для своей дочери среди работников сохи или может быть среди тружеников
хлева? Нет! Я выбрал лучшего из молодых гениев, подающих надежды. Я взял тебя на
полное содержание, чтобы ты таковым и оставался. Мне не нужен раввин,
едва
превосходящий в своих познаниях Торы пахаря, скотника или пастуха. Я хочу, чтобы
муж моей дочери превосходил самых сильных знатоков Торы…
Сыны Израиля не должны
сравнивать свой духовный уровень с духовностью народов мира.
«Я избрал вас еще до Сотворения
мира, — говорит им Всевышний. — А раз так, будьте кедошим, потому что Я
— кадош".
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
5. Почитание отца через
посланника
Всевышний объявляет о важной
заповеди, относящейся ко всему народу. И мы читаем: «Говори всей общине сынов
Израиля и скажи им: Святы (выделены) будьте, потому что Я кадош (свят,
выделен)» (Ваикра, гл. 19, ст. 2).
Рамбан
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий
комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.) объясняет, что освящать себя нужно и в разрешенном Торой. То
есть — и там, где нет прямого запрета.
Например, в еде. Есть кашерную
еду Тора не запретила. Но если человек воспользовавшись этим, целый день будет
только есть, он превратится в обжору.
Чтобы этого не произошло, нам в
Торе дается повеление ограничивать себя, не злоупотреблять тем, что разрешено,
чтобы этим не воспользовалось дурное начало (на иврите — йецер
hа-ра),
чтобы не возникали пристрастия и вожделения.
Не случайно, кстати, сказать,
ожирение, избыточный вес — бич современного общества. Поэтому человек, который
стремится выполнить наказ «будьте кедошим» должен стараться не позволять
себе излишества в еде.
Приведу несколько примеров, из
которых видно, насколько серьезно эту проблему рассматривали известные раввины и
наставники.
Рав Моше Шмуэль Шапиро
(глава йешивы «Бэер Яаков», 1917-2006 гг.) был известен своей умеренностью в
еде. Он никогда не просил добавки.
Впрочем, один раз в жизни он
все-таки отошел от своего принципа. Было это в ранней юности. Когда он был
учеником йешивы рава Эльханана Вассермана (один из духовных лидеров
своего времени, Беларусь, Литва, 1875-1941 гг.) в Барановичах.
Эта йешива постоянно
балансировала на грани финансового краха. И однажды ученикам и преподавателям
пришлось целую неделю прожить без еды. В эту злополучную неделю йешива осталась
совершенно без средств и, как назло, кончились до последней крошки все запасы
продуктов. Когда, спустя неделю, раву Вассерману удалось добыть какие-то гроши,
была сварена огромная кастрюля супа. Ну что значит супа? В чан воды добавили
немного овощей.
В тот день Шмуэль Шапиро решился
съесть порцию с добавкой.
Раби Авраам бен Давид
(Раавад; один из крупнейших Учителей Торы в своем поколении; Франция, 12-й век)
взял за принцип никогда не доедать кушанье до конца, но оставлять хотя бы
немного от него на тарелке.
Так он боролся с вожделением к
еде.
Это средство, — отмечал
рабейну Йона (один из крупнейших комментаторов Талмуда, автор многих книг;
Испания, 13-й век), — действеннее тысячи постов.
Духовный наставник бельзских
хасидов раби Иссахар-Дов Роках всегда очень скудно питался. Он ел
исключительно для поддержания жизненных сил. Секретарь и помощник, как-то
нажаловался на него его отцу.
— Передай сыну, что я велю ему
устроить обильную трапезу, — велел тот в ответ.
Раби Иссахар Дов не мог
ослушаться отца, поэтому он распорядился, чтобы приготовили самую обильную и
изысканную трапезу. Когда все было готово, он пригласил за стол своего
помощника. Затем он произнес следующую формулу:
— Вот, я готов исполнить
повелительную заповедь «почитание отца».
После этого он перечислил все
блюда стоящие на столе. И продолжил, обращаясь к своему секретарю:
— Назначаю тебя моим
посланником, поручая тебе съесть все это с аппетитом до последней крошки, чтобы
на столе ничего не осталось. Так я наилучшим образом исполню заповедь почитания
отца. Ведь посланник человека — все равно, что он сам.
Когда помощник рассказал обо
всем отцу, тот слушал чрезвычайно внимательно и попросил повторить. Было
заметно, что он получил какое-то особенное удовольствие от рассказа…
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль,
наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|