Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27
Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний
Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим)
будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что
в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош
есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.
Обсуждение главы
Кедошим
1.
Ересь даже в мыслях — лишает награды
В нашей недельной главе
Всевышний обращается к Моше с каскадом повелений. И Моше надо обучить сынов
Израиля выполнять их. Написано: «Трепещите перед матерью своей и отцом, и
субботы Мои соблюдайте. Я — Всевышний ваш. Не обращайтесь к идолам... Я —
Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 3-4).
В Талмуде (трактат Хуллин,
лист 142) приводится сообщение из йешивы раби Яакова. Там пришли к выводу, что в
нашем мире нет возможности получить награду за исполнение заповедей. Даже если в
Торе обещано вознаграждение за старательное выполнение той или иной заповеди —
речь идет о Будущем мире. Только там можно будет получить награду.
В нашем, земном мире за это
награды нет. Об этом тоже написано в Талмуде, в другом трактате (трактат
Кидушин, лист 39).
Получение награды за выполнение
заповеди — зависит от возрождения мертвых (техият
hа-метим).
Ибо только после этого награды станут доступными. К этим выводам раби Яаков
пришел на основании такого случая.
Отец велел сыну добыть ему
птенцов. Тот высмотрел подходящее гнездо на высоком дереве и, выполняя отцовскую
волю, полез наверх. Он отогнал с гнезда птицу-мать и взял птенцов. Но, спускаясь
с дерева — упал и разбился насмерть.
Раби Яаков проанализировал
случившееся.
Перед смертью парень выполнил
две заповеди: почитание отца и заповедь шелуах
hа-кен
(предписывает отогнать мать-птицу от гнезда, прежде, чем взять ее птенцов). В
качестве награды за каждую из этих заповедей обещано долголетие. О почитании
родителей сказано: «Чти отца и мать... чтобы продлились твои дни, и чтобы тебе
было хорошо» (Дварим, гл. 5, ст. 16).
О заповеди шелуах
hа-кен
читаем — «Отпусти мать, а детей возьми себе, чтобы было тебе хорошо и продлились
твои дни» (Дварим, гл. 22, ст. 7).
Но исполнивший обе эти заповеди
молодой человек погиб в расцвете лет, прожив считанные минуты после их
выполнения.
Истинное долголетие возможно
только в мире вечности. По-настоящему хорошо может быть только там, где нет зла.
Таким образом, возможность
сполна насладиться наградой за заповеди, — заключил раби Яаков, — появится лишь
в Грядущем мире, после возрождения мертвых.
Но, возможно, молодой человек,
спускаясь с дерева, обдумывал какое-то злодеяние и именно поэтому упал и
разбился? То есть прегрешение поглотило награду, и парень не только израсходовал
все свои заработанные «бонусы», но еще и остался должен. Поэтому такой печальный
финал.
Нет, такого не могло быть. Ведь
Всевышний не наказывает за мысль о проступке, если она не была реализована.
Тогда, может, мысли нашего героя
были заняты идолопоклонством?
Всевышний наказывает не только
за служение идолу, но и за мысли о нем. Возможно, сложилась такая ситуация, что
руки были заняты заповедью, а голова — ересью. И ноги соскользнули или
подломилась ветка.
В итоге — крик, боль и
бездыханное тело с копошащимися вокруг птенцами.
Действительно, если в голове
вертелись мысли не просто дурные, но — о рукотворном кумире, все так и должно
было произойти. Только заповедь (и уж тем более две) должна была уберечь от этих
мыслей. Но не уберегла. Почему?
Потому что награда за нее не
здесь, не под этим деревом.
Таким образом, если человек
находится во власти пагубных идей, соотносящихся с идолопоклонством — выполняя
заповеди, он теряет право на награду.
Не зря сразу после повеления —
«трепещите перед матерью своей и отцом...» написано: «Я — Всевышний ваш».
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что везде, где сказано «Я — Всевышний ваш», подразумевается, что
Творец — надежный «плательщик». Следовательно — и награда будет выплачена
сполна.
Это относится и к нашему
фрагменту. Всевышний обещает награду и за почитание родителей и за соблюдение
субботы. Но при условии, что люди — не станут обожествлять кого-то еще.
на основе комментария раби Моше Софера
(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27
Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний
Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим)
будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что
в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош
есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.
Обсуждение главы
Кедошим
1.
Ересь даже в мыслях — лишает награды
В нашей недельной главе
Всевышний обращается к Моше с каскадом повелений. И Моше надо обучить сынов
Израиля выполнять их. Написано: «Трепещите перед матерью своей и отцом, и
субботы Мои соблюдайте. Я — Всевышний ваш. Не обращайтесь к идолам... Я —
Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 3-4).
В Талмуде (трактат Хуллин,
лист 142) приводится сообщение из йешивы раби Яакова. Там пришли к выводу, что в
нашем мире нет возможности получить награду за исполнение заповедей. Даже если в
Торе обещано вознаграждение за старательное выполнение той или иной заповеди —
речь идет о Будущем мире. Только там можно будет получить награду.
В нашем, земном мире за это
награды нет. Об этом тоже написано в Талмуде, в другом трактате (трактат
Кидушин, лист 39).
Получение награды за выполнение
заповеди — зависит от возрождения мертвых (техият
hа-метим).
Ибо только после этого награды станут доступными. К этим выводам раби Яаков
пришел на основании такого случая.
Отец велел сыну добыть ему
птенцов. Тот высмотрел подходящее гнездо на высоком дереве и, выполняя отцовскую
волю, полез наверх. Он отогнал с гнезда птицу-мать и взял птенцов. Но, спускаясь
с дерева — упал и разбился насмерть.
Раби Яаков проанализировал
случившееся.
Перед смертью парень выполнил
две заповеди: почитание отца и заповедь шелуах
hа-кен
(предписывает отогнать мать-птицу от гнезда, прежде, чем взять ее птенцов). В
качестве награды за каждую из этих заповедей обещано долголетие. О почитании
родителей сказано: «Чти отца и мать... чтобы продлились твои дни, и чтобы тебе
было хорошо» (Дварим, гл. 5, ст. 16).
О заповеди шелуах
hа-кен
читаем — «Отпусти мать, а детей возьми себе, чтобы было тебе хорошо и продлились
твои дни» (Дварим, гл. 22, ст. 7).
Но исполнивший обе эти заповеди
молодой человек погиб в расцвете лет, прожив считанные минуты после их
выполнения.
Истинное долголетие возможно
только в мире вечности. По-настоящему хорошо может быть только там, где нет зла.
Таким образом, возможность
сполна насладиться наградой за заповеди, — заключил раби Яаков, — появится лишь
в Грядущем мире, после возрождения мертвых.
Но, возможно, молодой человек,
спускаясь с дерева, обдумывал какое-то злодеяние и именно поэтому упал и
разбился? То есть прегрешение поглотило награду, и парень не только израсходовал
все свои заработанные «бонусы», но еще и остался должен. Поэтому такой печальный
финал.
Нет, такого не могло быть. Ведь
Всевышний не наказывает за мысль о проступке, если она не была реализована.
Тогда, может, мысли нашего героя
были заняты идолопоклонством?
Всевышний наказывает не только
за служение идолу, но и за мысли о нем. Возможно, сложилась такая ситуация, что
руки были заняты заповедью, а голова — ересью. И ноги соскользнули или
подломилась ветка.
В итоге — крик, боль и
бездыханное тело с копошащимися вокруг птенцами.
Действительно, если в голове
вертелись мысли не просто дурные, но — о рукотворном кумире, все так и должно
было произойти. Только заповедь (и уж тем более две) должна была уберечь от этих
мыслей. Но не уберегла. Почему?
Потому что награда за нее не
здесь, не под этим деревом.
Таким образом, если человек
находится во власти пагубных идей, соотносящихся с идолопоклонством — выполняя
заповеди, он теряет право на награду.
Не зря сразу после повеления —
«трепещите перед матерью своей и отцом...» написано: «Я — Всевышний ваш».
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что везде, где сказано «Я — Всевышний ваш», подразумевается, что
Творец — надежный «плательщик». Следовательно — и награда будет выплачена
сполна.
Это относится и к нашему
фрагменту. Всевышний обещает награду и за почитание родителей и за соблюдение
субботы. Но при условии, что люди — не станут обожествлять кого-то еще.
на основе комментария раби Моше Софера
(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
2.
Три партнера с неравным долевым участием
В одном фрагменте Торы, в нашей
недельной главе, соединились повеление о почитании родителей и о соблюдении
шаббата. Как сказано: «Трепещите перед матерью своей и отцом и субботы Мои
соблюдайте. Я — Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 3).
Как-то к раву Моше Файнштейну
(один из авторитетнейших в области ѓалахи Учителей; родился в России,
умер в Нью-Йорке; середина и вторая половина 20-го века) пришли родители
ученика. И объявили, что решили забрать сына из йешивы и отправить учиться
наукам в университет.
— Всевышний не согласен с вашим
решением, — ответил им рав. — Трое участвуют в создании человека: Всевышний,
отец и мать. У родителей, казалось бы, две трети долевого участия, а у
Всевышнего — треть. Но не забывайте, что в каждом из вас — тоже по трети от
Творца. И если Он изымет Свои трети — у вас уже большинства не будет.
Расчет родителей неверен еще и
потому, что доли участников в сотворении их ребенка — не равны.
В Талмуде (трактат Нида,
лист 31) сказано, что от отца ребенок получает кости и жилы, нервную систему,
мозг, ногти и белки глаз. От матери — кровь и плоть, кожу, волосы и зрачки.
Всевышний же дает ребенку душу и очертания лица, зрение и слух, речь и
способность ходить, способность мыслить, учить и усваивать.
То, что родители дают
новорожденному, не идет ни в какое сравнение с тем, что он получает от
Всевышнего. Если отец и мать формируют тело своего ребенка, то Творец —
закладывает в него чувства, способности и то, что в конечном итоге делает из
него человека.
Три партнера участвуют в
создании человека, но если Всевышний аннулирует свое участие и отзовет назад
свою долю — доля родителей останется лежать перед ними, совершенно безжизненная.
Поэтому Творец — главный партнер, и Его мнение — решающее.
Для лучшего понимания расскажу
притчу.
Три друга отправились в дальние
страны. Каждый — в свою, чтобы обучиться какому-нибудь диковинному ремеслу.
Через несколько лет они
встретились вновь. И каждый продемонстрировал свои достижения.
Один изготовил очень мощный
телескоп, с помощью которого можно было во всех подробностях видеть, что
происходит за тысячи километров.
Другой показал невероятно
скоростной автомобиль, за считанные минуты преодолевающий колоссальные
расстояния.
И продемонстрировал набор
чудодейственных лекарств, помогающих от всех болезней.
И вот, с помощью телескопа
друзья увидели, что в далеком городе тяжело заболела царская дочь. Тому, кто
сумеет ее исцелить, обещана большая награда. И главное — девушка станет его
женой.
Не мешкая, друзья сели в
сверхскоростную машину и через считанные минуты были на месте. Дальше настал
черед третьего друга. И он не подкачал. Его лекарство быстро поставило принцессу
на ноги.
Когда первая радость улеглась,
встал вопрос: кому вручить награду? И если денежный приз еще можно было как-то
разделить, то, как поступить с дочерью царя? Кто станет ее мужем?
Никто из друзей не желал
уступать. Тогда правом принять окончательное решение царь наделил невесту.
— Я понимаю, что без телескопа
вы никогда не узнали бы, что я больна и нуждаюсь в помощи, — рассудила она. — А
без автомобиля вы не поспели бы в срок. Но исцелил меня все-таки искусный врач.
И если ни телескоп, ни автомобиль мне, вероятно, больше никогда не понадобятся,
то чудесным снадобьем мне, скорее всего, предстоит воспользоваться еще не раз…
В зачатии и рождении ребенка
действительно участвуют трое. Но с момента, как он криком и плачем огласит наш
мир, только Всевышний продолжает оберегать и поддерживать его. Поэтому Творец
обладает главным и решающим голосом в определении будущего мальчика.
на основе комментариев Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
и
рава Моше Файнштейна
(один из авторитетнейших в области ѓалахи Учителей; родился в России, умер в
Нью-Йорке; середина и вторая половина 20-го века)
3. И уважать себя
заставил
Написано в нашей недельной
главе: «Трепещите перед матерью своей и отцом, и субботы Мои соблюдайте. Я —
Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 3).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что повеление соблюдать шаббат следует в Торе
непосредственно после повеления почитать родителей. И это — неспроста. Здесь
содержится урок: хоть и велено тебе бояться отца, но, если он потребует от тебя
нарушить субботу — не слушай его.
Это касается и других заповедей.
Ведь сказано дальше: «Я — Всевышний ваш». И сын и отец — обязаны почитать
Творца. Поэтому не должен сын подчиниться отцу, если тот велит преступить Его
указание.
Таким образом, родители — не
вправе заставить сына нарушить законы субботу или проигнорировать какую-либо
другую заповедь (например, нарушить запрет на употребление в пищу свинины).
Возникает вопрос: почему именно
заповедь о субботе выбрана для разъяснения этой идеи?
Сказано в Шульхан Арухе
(кодекс еврейских законов), что в ситуации, если человек совершил в шаббат
работу, результат которой ему не нужен (мелаха, ше-эйна цриха ле-гуфа) он
тем самым — нарушил запрет не из Торы, но — запрет Учителей.
Например, если человек в субботу
польет водой землю, он нарушит закон, запрещающий сеять. Но если он омоет руки
над землей — он совершит работу, которая ему не нужна (его в данном случае
интересует не сельское хозяйство, но омовение рук). Стало быть, с точки зрения
законов Торы (но не Учителей), он будет освобожден от ответственности за такое
нарушение.
Возможно, к мелаха, ше-эйна
цриха ле-гуфа можно отнести и ту работу, которую человека заставили сделать
против его желания (допустим — угрозами).
Исходя из этого, рассмотрим
случай, когда отец велит сыну нарушить шаббат.
Сын обязан трепетать перед
отцом. Значит, можно сказать, что, выполняя приказ отца, сын совершает работу,
ему самому ненужную. Получается, что он нарушает только запрет Учителей. А когда
лицом к лицу встречаются запрет Учителей, попадающий в сферу заповеди Торы
(почитать родителей) — запрет Мудрецов должен отступить.
Выходит, сыну разрешено,
выполняя волю отца, нарушить субботу?
Чтобы человек не пришел к такому
выводу — в Торе дается прямое указание: «Трепещите перед матерью своей и отцом,
но субботы Мои соблюдайте!».
Теперь рассмотрим еще один
случай.
Сын заблаговременно принял на
себя шаббат — еще до того, как он наступил (такое еврейскими законами
допускается, аи порой — даже поощряется). Отец же, для которого суббота еще не
началась, отдает сыну распоряжение, которое не вяжется с соблюдением шаббата.
Как поступить в этой ситуации?
Нужно ли выполнить просьбу отца,
с его точки зрения совершенно легитимную (он ведь не знает, что сын уже принял
шабат)?
Ответ и на этот вопрос
содержится в нашем фрагменте. Сказано: «Трепещите перед матерью своей и отцом,
но субботы Мои соблюдайте!».
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(известен и под именем Хида — аббревиатура, образованная из первых букв полного
имени; Эрец Исраэль,18-й век)
4. Нужно ли почитать
отца, не почитающего Тору?
В нашей недельной главе дается
повеление почитать родителей и соблюдать шаббат. Об этом читаем:
«Трепещите перед матерью своей и отцом, и субботы Мои соблюдайте. Я — Всевышний
ваш. Не обращайтесь к идолам... Я — Всевышний ваш» (Ваикра, гл.
19, ст. 3-4).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) разъясняет, что соблюдение шаббата и трепет перед отцом встретились
здесь неслучайно. Отсюда следует, что в случае, если отец требует, чтобы ты
сделал что-то в нарушение законов субботы — подчиниться ему нельзя.
Это правило работает и в
отношении всех остальных заповедей.
Почитание отца и матери
заповедано нам в Торе. Но как быть, если родители Тору не почитают? Обязаны ли
мы почитать их?
Написано: «Главу народа твоего
не проклинай» (Шемот, гл. 22, ст. 27).
В Талмуде (трактат Бава
Батра, лист 4) Учителя, анализируя этот запрет, в том числе, делают
вывод, имеющий отношение и к нашему вопросу. Учителя четко определяют, что
уважения заслуживает только тот, кто делает с тобой одно дело, дело твоего
народа, тот, кто выполняет заповеди и соблюдает Тору.
Итак, право на уважение дает
участие в общем деле народа. Таким образом, нарушающий законы Торы и не
исполняющий заповеди — не заслуживает уважения. Это относится и к родному отцу.
В Шульхан Арухе
(раздел Йоре Деа, гл. 240, п. 15) рассматривается такая ситуация.
Отец просит совершить поступок,
который противоречит заповеди Торы или установлению Учителей. В этом случае
удовлетворять его просьбу — не следует.
Далее говорится, что некоторые
считают, что человек не обязан почитать своего отца, если тот — злодей. По
крайней мере — до тех пор, пока отец не сделает тешуву (не раскается и не
вернется на путь Торы и заповедей).
Но если так, тогда зачем в Торе
дается предупреждение — «Трепещите перед матерью своей и отцом, но субботы Мои
соблюдайте»?
Если отец соблюдает субботу — он
никогда не будет заставлять сына нарушить ее законы. Если же шаббат для
него ничем не отличается от будней — он, конечно же, может попросить сына
сделать что-то в нарушение шаббата. Только сын не обязан почитать такого
отца. А значит — не обязан и выполнять его просьбы и повеления.
Получается, что напоминание о
необходимости соблюдения субботы, даже ценой непослушания — излишне. Но в Торе,
как известно, нет ни лишних букв, ни лишних слов, ни лишних напоминаний или
повелений. Стало быть, должна существовать ситуация, при которой повеление
соблюдать субботу, невзирая на уважение к отцу будет — не лишним.
Что же это за ситуация?
Попробуем ее смоделировать.
Отец живет в Нью-Йорке, дочь — в
Иерусалиме. В Нью-Йорке суббота начинается значительно позже, нежели в Израиле,
разница составляет 6-7 часов. И вот, отец ошибся в расчетах и, думая, что в
Израиле шаббат еще не наступил, позвонил дочери, когда та уже зажгла
субботние свечи.
Ее четырехлетний сын ответил на
звонок дедушки. Может ли женщина взять у него телефонную трубку?
Ее отец соблюдает Тору и
традиции. Он приучил к этим традициям и свою дочь. Она, конечно же, обязана
почитать своего отца и трепетать перед ним. С одной стороны. Но, с другой — она
уже зажгла субботние свечи, приняв на себя законы шаббата.
В Торе дается на это однозначный
ответ: отца, разумеется, необходимо почитать, но субботние свечи при этом не
должны гаснуть…
на основе комментария
Меири
(один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция, 13-й век)
5. Полиция нравов
Написано в нашей недельной
главе: «Трепещите перед матерью своей и отцом, и субботы Мои соблюдайте» (Ваикра,
гл. 19, ст. 3).
В Шульхан Арухе
(раздел Орах Хаим, гл. 529, п. 4) говорится, что раввинский суд
обязан назначить особых стражей, блюстителей порядка и нравственности, которые в
дни праздников и полупраздничных дней обходили бы сады, парки, скверы, лужайки,
пляжи и прочие излюбленные места народных гуляний. И не позволяли бы собираться
вместе мужчинам и женщинам, не состоящим в родстве, для пикников и совместных
трапез.
Возникает вопрос: почему
праздничные дни вызывают особые опасения? Почему не полагаются на их возвышенную
святость, которая может защитить и уберечь от враждебных веяний?
Дело в том, что проблема не
столько в статусе дней, сколько — в людях.
Сказано в Талмуде (трактат
Нида, лист 31), что три партнера участвуют в рождении человека:
Всевышний, отец и мать. Каждый вкладывает в новорожденного что-то от себя.
Душа, дарованная Творцом,
изначально — чиста и невинна. Сама по себе, она не совершает прегрешения. Для
прегрешения нужно что-то по грубее, что-то более материальное и «мутное»,
испытывающее вожделение. Словом — то, что в избытке можно найти в доставшихся от
матери и отца долях. Когда это порабощает душу — тогда и открывается опция для
прегрешений.
Источником таких рассуждений
может служить наш фрагмент — «Трепещите перед матерью своей и отцом». Его можно
понять и так: трепещите, бойтесь того, что унаследовано от матери и того, что
пришло от отца. Потому что там кроется источник прегрешений.
Но как все-таки удержать
порабощенную душу от дурных воздействий, от пробуждения вожделения?
Ответ тоже содержится в нашем
фрагменте. Где написано — «субботы Мои соблюдайте». В субботние и праздничные
дни, пусть действуют особые стражи нравственности.
Есть и еще одно соображение. В
будни человек работает, и у него уже не остается ни сил, ни времени на подобное.
В праздники же много свободного времени. Поэтому вожделения начинают поднимать
голову. Стражи из блюстителей нравственности призваны помочь справиться с ними.
Кроме того, известно, что там,
где высокая святость, туда устремляется и нечистота (противоположное —
притягивается). Защитники нравственности не должны ее пропускать в стан Израиля.
Поэтому они, прежде всего, призваны предотвращать смешенные времяпрепровождения.
на основе комментария раби Моше Софера
(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го — первая половина
19-го вв.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|