New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27
Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в
которой сказано: «И говорил Всевышний Моше:
«Обратись ко всей общине Израиля и скажи им
— возвышенными (кедошим) будьте, ибо
возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра,
гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число
от ивритского слова кадош, что в
большинстве переводов Торы означает — «святой».
Однако у слова кадош есть и другое
значение — возвышенный, стремящийся
вверх, духовный.
Обсуждение главы Кедошим
1. Чьим рабом стать?
В начале нашей недельной главы написано: «Будьте
кедошим (святы — отделены от других), потому
что Я — кадош (свят, выделен, отделен)…»
(Ваикра, гл. 19, ст. 2).
В Мидраше (Мидраш Танхума на главу Кедошим,
гл. 2) об этом сказано: «Во Имя Меня освящены
вы. Еще до Сотворения мира выделил Я вас».
Возникает закономерный вопрос: если все
будут святы, отделены от «мирских» дел и
перестанут заниматься материальными
проблемами, не придет ли мир в упадок? Кто
будет проектировать и строить дома, кто
исследует тайны природы, кто придумает и
создаст чудесные, «умные» машины,
облегчающие нам жизнь?
Известно, что в обязанностях слуги и
господина существуют различия. У слуги
перед хозяином — свои обязанности, у
хозяина перед слугой — свои.
Слуга должен выполнять любую работу и
любое, которую ему поручит хозяин. И обязан
вкладывать в это сердце и душу.
Вместе с тем, хозяин заботится лишь о
самых насущных потребностях раба — о его
пропитании, одежде и т.п.
Так же и у всех сотворенных есть
определенные обязанности перед миром.
Изучать природу, населять землю и,
способствуя ее улучшению и развитию —
обрабатывать ее, собирать урожай,
совершенствовать жизнь на ней. Строить
города, сажать сады и взращивать их,
возводить мосты… Все это входит в
обязанности людей, сотворенных, чтобы
поддерживать мир в порядке и сохранности.
Поэтому говорится в Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 58): «Человек, не живущий трудом —
достоин смерти (гой ше шават — хаяв
мита)».
Но есть и исключение из этого правила. Те,
кто посвящают себя служению самому Творцу,
не должны обслуживать мир. Наоборот, весь
мир создан ради них. Как сказано: «Ради
Израиля, который наречен начатком плодов
Его, — пишет Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии на первую фразу в Торе,
в недельной главе Берешит, —
сотворен мир».
Поэтому еврей, живущий по Торе и заповедям,
и этим прославляющий Творца освобождается
от рабской повинности перед миром. Ведь он
— раб Всевышнего. И теперь уже мир
стремится угодить ему. Так об этом сказал
бен Зома: «Благословен тот, — говорил Бен
Зома ( раби
Шимон бен Зома, великий Учитель Мишны, 2-й
век), — кто
сотворил всех тех, что так замечательно
удовлетворяют все мои потребности!» (трактат
Берахот, лист 58).
Таким образом, каждый человек делает свой
выбор, кому и во имя чего служить — у всех
есть свобода выбора. Каждый делает свой
выбор — быть ему рабом материи и, не
покладая рук, трудиться, улучшая и
совершенствуя мир. Тем самым — участвуя в
бесконечной гонке по замкнутому кругу,
помня, что «гой ше шават — хаяв мита».
Или — пойти в услужение к Творцу и
пользоваться плодами трудов тех, кто
работает, создавая материальные ценности.
Ведь, только, если материальное
использовано для духовного служения — оно
приобретает смысл и оправдание своему
существованию.
Вознести материальное, используя его для
служения Творцу — в этом и состоит
предназначение Израиля.
на основе комментария рава
Рафаэля Исраэля-Исера Шапиро
(глава раввинского суда Межрича,
автор сборника вопросов и ответов
«Эзрат Исраэль»,
зять Нецива, тесть рава Хаима
Соловейчика;
Польша, вторая половина 19-го века)
Автор текста Мордехай Вейц
New Page 1
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27
Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в
которой сказано: «И говорил Всевышний Моше:
«Обратись ко всей общине Израиля и скажи им
— возвышенными (кедошим) будьте, ибо
возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра,
гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число
от ивритского слова кадош, что в
большинстве переводов Торы означает — «святой».
Однако у слова кадош есть и другое
значение — возвышенный, стремящийся
вверх, духовный.
Обсуждение главы Кедошим
1. Чьим рабом стать?
В начале нашей недельной главы написано: «Будьте
кедошим (святы — отделены от других), потому
что Я — кадош (свят, выделен, отделен)…»
(Ваикра, гл. 19, ст. 2).
В Мидраше (Мидраш Танхума на главу Кедошим,
гл. 2) об этом сказано: «Во Имя Меня освящены
вы. Еще до Сотворения мира выделил Я вас».
Возникает закономерный вопрос: если все
будут святы, отделены от «мирских» дел и
перестанут заниматься материальными
проблемами, не придет ли мир в упадок? Кто
будет проектировать и строить дома, кто
исследует тайны природы, кто придумает и
создаст чудесные, «умные» машины,
облегчающие нам жизнь?
Известно, что в обязанностях слуги и
господина существуют различия. У слуги
перед хозяином — свои обязанности, у
хозяина перед слугой — свои.
Слуга должен выполнять любую работу и
любое, которую ему поручит хозяин. И обязан
вкладывать в это сердце и душу.
Вместе с тем, хозяин заботится лишь о
самых насущных потребностях раба — о его
пропитании, одежде и т.п.
Так же и у всех сотворенных есть
определенные обязанности перед миром.
Изучать природу, населять землю и,
способствуя ее улучшению и развитию —
обрабатывать ее, собирать урожай,
совершенствовать жизнь на ней. Строить
города, сажать сады и взращивать их,
возводить мосты… Все это входит в
обязанности людей, сотворенных, чтобы
поддерживать мир в порядке и сохранности.
Поэтому говорится в Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 58): «Человек, не живущий трудом —
достоин смерти (гой ше шават — хаяв
мита)».
Но есть и исключение из этого правила. Те,
кто посвящают себя служению самому Творцу,
не должны обслуживать мир. Наоборот, весь
мир создан ради них. Как сказано: «Ради
Израиля, который наречен начатком плодов
Его, — пишет Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии на первую фразу в Торе,
в недельной главе Берешит, —
сотворен мир».
Поэтому еврей, живущий по Торе и заповедям,
и этим прославляющий Творца освобождается
от рабской повинности перед миром. Ведь он
— раб Всевышнего. И теперь уже мир
стремится угодить ему. Так об этом сказал
бен Зома: «Благословен тот, — говорил Бен
Зома ( раби
Шимон бен Зома, великий Учитель Мишны, 2-й
век), — кто
сотворил всех тех, что так замечательно
удовлетворяют все мои потребности!» (трактат
Берахот, лист 58).
Таким образом, каждый человек делает свой
выбор, кому и во имя чего служить — у всех
есть свобода выбора. Каждый делает свой
выбор — быть ему рабом материи и, не
покладая рук, трудиться, улучшая и
совершенствуя мир. Тем самым — участвуя в
бесконечной гонке по замкнутому кругу,
помня, что «гой ше шават — хаяв мита».
Или — пойти в услужение к Творцу и
пользоваться плодами трудов тех, кто
работает, создавая материальные ценности.
Ведь, только, если материальное
использовано для духовного служения — оно
приобретает смысл и оправдание своему
существованию.
Вознести материальное, используя его для
служения Творцу — в этом и состоит
предназначение Израиля.
на основе комментария рава
Рафаэля Исраэля-Исера Шапиро
(глава раввинского суда Межрича,
автор сборника вопросов и ответов
«Эзрат Исраэль»,
зять Нецива, тесть рава Хаима
Соловейчика;
Польша, вторая половина 19-го века)
2. Не хотите по-хорошему — будет по-плохому
Написано в Торе: «Будьте кедошим (святы
— отделены от всех прочих), потому что Я — кадош
(свят, выделен, отделен)…» (Ваикра,
гл. 19, ст. 2).
Объясняется в Мидраше (Торат Коаним):
«Будьте кедошим, будьте — отделенными (перушим).
Потому что Я — кадош. Если вы освящаете
себя, Я вам засчитываю, как будто вы
освящаете Меня и Мое Имя».
Что такое кедуша (святость)?
Это возвышение над своим природным
естеством. Или, как разъясняет Мидраш —
отделение, отстранение от него.
Если человек выстоял в испытании и
превозмог себя — он тем самым
демонстрирует, что создан ради чего-то
более возвышенного. Так, вместе с
освящением человека, происходит освящение
и возвеличивание Всевышнего.
Конечно же, высший уровень кедуши —
когда ради освящения Имени Всевышнего не
жалеют ни своей души, ни жизни. Тогда
человеку удается полностью возвыситься над
материальными ограничениями. Но чтобы
освятить Всевышнего — вовсе не обязательно
так далеко заходить. Ведь в каждом духовном
порыве, хоть сколько-нибудь возвышающем над
материей, есть что-то от освящения Имени. Об
этом и сообщает нам Мидраш: освящая себя —
вы тем самым возвеличиваете Небеса.
Возникает вопрос: а если человек не
освящает ни себя, ни Всевышнего, так, что Имя
Творца остается не освященным? Если цель
мироздания — освящение и возвеличивание
Имени Всевышнего, которая реализуется в
человеческих поступках, не ведет ли
бездействие к появлению каких-либо
недостатков в высших мирах или нанесению
ущерба высшим сферам?
Думать так, конечно же — заблуждение. Ведь
написано: «Потому что Я — кадош (освящнн)».
Значит, и предположение, что кедуша (святость,
выделенность) Всевышнего зависит от
поступков людей — неверное.
В Танахе сказано: «И во славу Мою сотворил
Я его» (книга пророка Иешаягу, гл. 43,
ст. 7).
Это означает, что Слава и Святость
Всевышнего будут — всегда, независимо от
того, хочет этого человек, или нет.
Но для чего тогда сотворены люди — не зря
же они созданы? В их существовании должен
быть какой-то смысл.
В понимании этого, заключается очень
важный урок.
Освящение, возвышение и возвеличивание
Имени Всевышнего, как уже было сказано,
произойдет в любой ситуации. Но если
человек удостоится — это произойдет,
благодаря его добрым делам и хорошим
поступкам. В противном случае, если человек
не совершает позитивных действий — в силу
вступит мера суда. И тогда этот человек
может получить наказание.
Важно понять, что за ошибки поколения,
мера суда зачастую взыскивает с
праведников. Так произошло и в случае с
сынами Аарона, Надавом и Авиhу, как написано
В Торе: «И сказал Моше Аарону: Вот о чём
говорил Всевышний — в приближающихся ко
Мне буду Я освящен и перед всем народом
прославлюсь» (Ваикра, гл. 10, ст. 3).
Отсюда мы видим, что освящение Имени
Всевышнего произошло через необычную
смерть Надава и Авиhу. И если так
взыскивается с праведников — трудно даже
представить себе, каково будет злодеям…
на основе комментария рава Шмуэля
Розовского
(один из глав йешивы Поневеж, Бней-Брак,
вторая половина 20-го века)
3. Трудно быть особенным
Наша недельная глава начинается
обращением Всевышнего к Моше: «Говори со
всей общиной сынов Израиля и скажи им:
будьте кедошим (святы — отделены от
всех прочих), потому что Я — кадош (свят,
выделен, отделен)…» (Ваикра, гл. 19, ст.
2).
Итак, мы видим, что Тора заповедала евреям
находиться на особой духовной высоте.
Причем — всем и каждому, без исключения.
Но разве это возможно? Достаточно
оглянуться вокруг (а порой просто
посмотреть в зеркало), чтобы понять, сколько
евреев с трудом пытаются соблюдать
заповеди, не помышляя о какой-то духовности,
или — даже и не пытаются соблюдать...
Так как же выполнить повеление Всевышнего?
Известно, что Тора не требует от человека
невозможного. Так и тут — указание
предваряется подсказкой. Написано: «Говори
со всей общиной». Когда еврей ощущает себя
частью общины, растворяет в ней свое эго,
тогда уже не столь важно, на каком уровне
находится именно он. Ведь костяк общины, ее
фундамент — раввины и праведники, люди
высочайшего духовного уровня. И каждый, кто
вливается в общину, присоединяет себя к ним.
Сказано в нашей главе: «Освятился Я среди
сынов Израиля» (Ваикра, гл. 22, ст. 32).
Слово «среди» означает — внутри. То есть
только внутри общины, растворившись в ней,
можно исполнить повеление «будьте
освященными».
Когда еврейская община — сильна и спаяна,
когда в ней царят единение и любовь, когда
евреи стремятся подняться на уровень
освященных (кедошим), им разрешается
принимать геров (тех, кто присоединился
к нашему народу).
Многие задаются вопросом: для чего нужен
институт гиюра? Ведь, если бы Всевышний
хотел, чтобы тот или иной человек был евреем,
Он изначально создал бы его таковым.
Дело в том, что, как следует из
рассматриваемого нами фрагмента, евреи
призваны быть кедошим (освященными,
выделенными). Остальные народы мира — на
уровне холь (обычный, будничный). А как
известно, весьма похвально и желательно
добавлять от будничного к тому, что
имеет статус освященного (на иврите — мин
hа-холь аль hа-кодеш). Так, принято
прекращать все будничные дела еще до
наступления шаббата. И завершают шаббат
(кодеш — выделенный, освященный день)
тоже не сразу с выходом звезд, но «скрадывая»
немного от будней.
Поэтому и от народов мира, которые — холь,
разрешается принимать геров, добавляя
их к народу Израиля и поднимая их на уровень
кодеш. Исполняя заповедь — «будьте кедошим».
на основе комментария
рава Йоннатана
Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го
века)
4. Не лезь в грязь!
В нашей недельной главе читаем: «Говори со
всей общиной сынов Израиля и скажи им:
будьте кедошим (святы — отделены от
всех прочих), потому что Я — кадош (свят,
выделен, отделен)…» (Ваикра, гл. 19, ст.
2).
В молитве же есть такой текст: «И Ты,
освященный (кадош), восседаешь на
Престоле, внимая хвалам народа Израиля. И малахим
(в условном переводе — «ангелы»), обращаясь
друг к другу, произносили: «Кадош...».
Мы видим, что аспект отделенности (кадош)
связан не с отдельными личностями, но — с
народом Израиля. И даже малахим,
находящиеся в высших духовных мирах, когда
речь идет об освящении — нуждаются во
взаимной поддержке.
В Мидраше (Мидраш Раба на главу Ваикра,
гл. 24) на данный фрагмент дается такое
разъяснение: «Будьте кедошим — но разве
можете вы, как Я? Потому что Я — кадош, и
моя святость выше вашей!».
Кроме того, о Всевышнем сказано, что «Он
находится у них среди их нечистоты».
Известно, что Всевышний поддерживает
существование всех своих творений и дает
жизненные силы, в том числе — и уродливым и
даже отвратительным созданиям и явлениям. И
этот факт ни в коей мере не отражается на
Его святости.
На основании этого кто-то может
предположить, что и человек вправе, ради
благой цели, контактировать с людьми, не
самыми благородными, или даже — поселиться
среди них. Что святость и отделенность
послужит ему защитой. И его духовность — не
пострадает.
Но, как мы уже выяснили, настоящая
святость может быть только в общине. И даже малахим
в этом нужна поддержка собратьев. Ведь в
Мидраше прямо сказано: «разве можете вы, как
Я? Потому что Я — кадош, и моя святость
выше вашей!».
Поэтому, даже ради благой цели — не
следует отдаляться от общины и от людей
близких по духу. И ни в коем случае нельзя
селиться среди людей, не подходящих тебе по
уровню.
на основе комментариев Гурского
Ребе, рава Исраэля Алтера
(«Бейт Исраэль»; 1894-1977 гг., Польша –
Израиль)
рава Иегошуа из Кутны
(автор «Иешуот малко»)
и рава Йосефа Коэна
(глава одного из раввинских судов
Иерусалима)
5. Сделай нас бессмертными!
Написано в нашей недельной главе: «Будьте кедошим
(святы — отделены от всех прочих), потому
что Я — кадош (свят, выделен, отделен),
Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 2).
И сразу же за этим идет текст: «Бойтесь
каждый матери своей и отца своего и Субботы
мои соблюдайте. Я — Всевышний ваш» (Ваикра,
гл. 19, ст. 3).
Какая связь между этими стихами?
Прежде всего, отметим, что у обеих
приведенных цитат схожие окончания: «Всевышний
ваш» и «Я — Всевышний ваш». Нечто подобное
находим в Десяти заповедях: «Соблюдай день
субботний, чтобы освятить его, как повелел
тебе Всевышний твой» (Дварим, гл. 5,
ст. 12). И далее: «Чти отца своего и мать свою,
как повелел тебе Всевышний твой» (Дварим,
гл. 5, ст. 16).
Известно, что и остальные народы мира
пришли к заключению, что один день в неделе
следует сделать выходным (не рабочим), чтобы
человек имел возможность восстановить свои
силы и здоровье. Так же — и в отношении к
родителям: на сегодняшний день, по
общепринятым у всех народов нормам,
считается, что родители имеют право на
заботу и уважение детей. Но так было далеко
не всегда. В былые времена господствовали
иные точки зрения.
Поэтому Тора в заповедях о соблюдении
Субботы и почитании родителей добавляет,
что это для сынов Израиля — веление
Всевышнего. В отличие от гуманитарных
соображений, которыми руководствуются
другие народы мира. Ведь представления о
гуманности могут, в зависимости от веяний
времени — меняться. Но повеление
Всевышнего дано нам — навечно.
Попытаемся применить данный подход в
рассмотрении приведенного здесь отрывка из
нашей недельной главы. Повеления «Будьте кедошим»
и «Бойтесь каждый матери своей и отца
своего и Субботы мои соблюдайте», потому
что «Я — Всевышний ваш» означают, что их
надо выполнять, не только в духовной сфере,
но и — в материальной.
Народы мира со «скрипом», искажениями и
заблуждениями, но все же, в основной массе
своей, в области духовного — отдают
прерогативу Всевышнему. Что же касается
материального — в этом они не готовы
поступиться статусом хозяев собственных
жизней.
Евреи же, впуская Творца во все жизненные
сферы — удостаиваются достичь уровня кедошим
и в духовном и в материальном.
Всевышний назвал евреев «кедошим», —
отмечают Учителя, комментируя в Мидраше
рассматриваемый нами фрагмент. — Так
почему же он не сделал нас бессмертными?
«Я сотворил вас из праха, — отвечает на
это Творец, — и в прах вы должны вернуться».
Возникает вопрос: почему у наших Учителей
возникла такая идея, что в статусе кедошим
евреи не должны умирать?
В Талмуде (трактат Бава Кама, лист
65) выводится закон: если человек похитил у
другого какую-то вещь, а затем с этой вещью
произошли такие изменения, что даже ее
название стало иным — похититель
возвращать саму вещь не обязан. Достаточно
возместить ее прежнюю стоимость.
И еще один закон (там же): если украл вещь и
посвятил Храму — краденное, которое имело
статус «хулин» (будничное), приобрело
статус «экдеш» (освященное). И теперь ее
не надо возвращать владельцу. Нужно, лишь
компенсировать ее стоимость.
Теперь мы можем понять суть высказывания
Учителей.
Всевышний назвал сынов Израиля кедошим
(то есть произошло изменение названия).
Кроме того, изменился и статус: были — хулин
(будничные), стали — кедошим (освященными).
И это означает, как уже ясно, что вследствие
этих изменений — нет обязанности
возвращать нас праху…
на основе комментариев рава
Иехиэля-Михля Эпштейна
(глава раввинского суда Навардока,
автор сборника «Арух а-Шулхан»)
и рава
Йоннатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го
века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|