New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Хаей Сара”
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 23, ст. 1 - гл. 25, ст. 18.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и
семь лет - годы жизни Сары...”.
Жизнь Сары на иврите - хаей Сара .
Обсуждение главы
Хаей Сара
16.11.03
Название нашей недельной главы как будто бы говорит о том, что речь пойдет о
жизни жены Авраама - Сары. Однако, начав чтение, мы обнаруживаем, что о Саре, в
сущности, почти ничего не сказано. Почти… Здесь, безусловно, следует иметь в
виду, что даже маленький фрагмент Торы способен содержать в себе довольно
объемную информацию (см. на сайте
обзор недельной главы Хаей Сара,
первый годовой цикл).
В обзорах прошлых лет затрагивались различные аспекты проблем, поднятых
текстом этой главы (см. на сайте также
обзор недельной главы Хаей Сара,
второй годовой цикл). В этом обзоре мы сконцентрируем внимание на некоторых
вопросах, которые возникают обычно в процессе чтения ее основной части - истории
женитьбы Ицхака и Ривки.
В самом деле. Зачем Тора описывает эту историю в мельчайших подробностях? И
еще: почему Ицхаку нельзя было уезжать из Израиля? Ведь он сам мог, казалось бы,
подыскать себе невесту. И не надо было бы посылать на поиски слугу Авраама -
Элиэзера. И, наконец - почему никто не потрудился спросить у Ицхака, хочет ли он
жениться именно на Ривке? К тому моменту сыну Авраама исполнилось уже 40 лет. Он
был достаточно зрелым мужчиной, чтобы разумно распорядиться собственной судьбой.
Чтобы понять идеи, заложенные в этой истории, обратимся непосредственно к
тексту.
В нашей главе есть такая фраза: «Авраам стал стар и в летах преклонных, а
Всевышний благословил его всем»
(Берешит,
гл. 24, ст. 1).
Раши объясняет: Авраам имел все, и не хватало ему - только внуков; поэтому и
возникла идея женить Ицхака.
Тут есть еще одна небольшая «закавыка». Необходимо особо разобраться, что
подразумевается под словами - «благословил его всем». Что это - «все»?
Авраам был человеком высочайшего духовного уровня, который постоянно
стремился к установлению отношений с людьми и Всевышним. И вряд ли решил бы, что
имеет «все», обладая богатством и материальными благами. В духовном же смысле,
надо отметить, полного благополучия не было. К тому времени он потерял жену,
изгнал из дома сына Ишмаэля, а сорокалетний Ицхак, опора и надежда на будущее,
как будто и вовсе не проявляет интереса к женитьбе… Это не могло не тревожить
душу Авраама. И, стало быть, никак про него не скажешь, что он имеет «все».
Рамбан, объясняя значение слова «все» в нашей фразе, приводит мидраш.
Спросил раби Шимон (раби Шимон бар Йохай - великий Учитель Мишны, составитель
книги Зоѓар; 2-й век) раби Элазара бен Йоси, как его отец
разъяснял стих из Шир а-Ширим («Песнь песней») - «Выходите и
посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо, на венец, которым венчала мать его в
день его свадьбы, и в день радости сердца его» (Танах, Шир а-Ширим,
гл. 3, ст.11).
Ответил ему раби Элазар бен Йоси, что его отец по этому поводу обычно
рассказывал притчу. Некий царь очень любил свою единственную дочь. Быть может,
даже больше, чем следовало. И всегда называл ее: «дочь моя». Но показалось ему,
что этого для выражения полноты его чувств - недостаточно. И стал царь называть
ее - «дочь моя, сестра моя». Но и этого, как он счел, было недостаточно. И
стал он обращаться к ней - «дочь моя, сестра моя, мать моя» …
Так же и Всевышний. Вначале Он называл Эрец Исраэль «дочерью», как
сказано: «Слушай, дочь, и смотри, и наклони ухо твое...» (Теилим -
Псалмы, пс. 45, ст. 11). Затем - «сестрой». Как написано: «Отвори мне, сестра
моя, подруга моя, голубка моя...» (Шир а-Ширим, гл. 5, ст. 2).
Однако Он испытывал к народу Израиля столь сильную любовь, что назвал народ -
матерью. Как сказано в книге пророка Ишаягу: «Внемлите мне, народ мой, племя
мое...» (Танах, книга Ишаягу, гл. 51, ст. 4). Выражение «племя
мое» в оригинале (на иврите это - одно слово) можно прочесть - «мать моя».
Услышав
эти слова,
раби Шимон встал, поцеловал раби Элазара и произнес: «Только ради того, чтобы
услышать эти слова, стоило родиться!» (Мидраш Шир а-Ширим Раба,
гл. 3, ст. 21).
Теперь попытаемся понять, какой смысл вложен в то, что Израиль назван
Всевышним - «дочерью», «сестрой» и «матерью» ?..
17.11.03
Теперь нам важно осознать, в чем заключается смысл концепции: человек создан
по образу и подобию Всевышнего .
Рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го - начало
19-го вв.; в 19 лет стал «ближайшим учеником» Виленского Гаона) в своей работе
Нефеш а-Хаим (часть1) объясняет, что само по себе слово - «образ»
не подразумевает внешнее сходство с Творцом. Всевышний - бесконечен и не имеет
образа. Никто и ничто не может выглядеть, как Он. Концепция эта подразумевает
подобие в атрибутах или точнее - характеристиках.
В человека заложены черты Всевышнего, выраженные, в том числе, Его Именем
- Элоким.
В
Шульхан Арухе
(раздел Орэх Хаим, параграф 5) сказано, что имя Элоким
представляет идею: Всевышний - источник всей энергии во вселенной.
Чтобы наглядно выявить суть концепции «по образу и подобию», рав Хаим из
Воложина использует метафору. Человек строит деревянный дом, используя
находящиеся под рукой материалы. Когда он закончит строительство и уберет леса,
дом будет стоять сам по себе - без дополнительных усилий со стороны строителя.
Но Всевышний строил мир иначе. Чтобы сотворить вселенную, Он, прежде всего,
создал материалы, из которых в дальнейшем строилось мироздание. Эти материалы
представляли собой, упрощенно говоря - некую трансформацию энергии Всевышнего. И
в этом - первое отличие Создателя от человека.
Второе и основное отличие состоит в том, что вселенная может существовать
лишь до тех пор, пока Всевышний будет поставлять своему созданию энергию. То
есть создание Творца (в отличие от всего, что создает человек) нуждается в
непрерывной энергетической «подпитке». Для наглядности представьте, что некая
сила держит тяжелый мяч в подвешенном состоянии. Мяч висит в воздухе до тех пор,
пока к нему приложены определенные усилия. Как только сила перестает удерживать
мяч, сила притяжения моментально «роняет» его на землю.
Но и это еще не все. Допустим, я - богатый человек и хочу отдать значительную
сумму в пользу тех, кто нуждается. Вместо того, чтобы самому выслушивать бедных
людей, я нанимаю человека, который этим займется. Просители будут обращаться к
нему, как будто бы это он, а не я - богач. Потому что, если кто-то обратится ко
мне, денег не получит. Ибо я сложил с себя полномочия в распределении средств.
Теоретически, если следовать этой схеме, если деньги понадобятся мне самому, я
тоже должен буду обратиться к человеку, которого нанял.
Рав Хаим из Воложина объясняет: когда Всевышний создал человека, он наделил
его свободой выбора. Но это вовсе не означает, что человек, если захочет, может
отказаться от исполнения Его заповедей. Свободная воля позволяет человеку
приближаться к тому миру, в который он стремится попасть. Наделяя человека
свободой выбора, Всевышний дарит ему возможность распределять Его энергию. Это
объясняет смысл концепции - «по образу» Создателя.
Иными словами, Всевышний как бы передал человеку полномочия в
распределении Своей созидательной энергии. В определенных областях
мироздания, разумеется. Включая, конечно же, мир человека - духовный и
физический. Здесь энергией, представленной Его именем - Элоким
«распоряжается» человек.
Созидательную энергию Творца можно использовать, чтобы создать вселенную,
наполненную духовным светом и связанную с Ним во всех аспектах. Но ту же самую
энергию можно употребить на создание мира, оторванного от энергетического
источника и непроницаемого для Шехины (присутствие Всевышнего). Каждый
человек ежеминутно решает, какой тип вселенной (из этих двух) будет
существовать. Тем самым, устанавливая в мире равновесие между духовностью и
порочностью…
18.11.03
Теперь, вооруженные этой информацией, вновь обратимся к нашей метафоре с
богатым человеком. Богач, безусловно, не каждому доверит распоряжаться своими
деньгами. Он должен хорошо знать своего «распорядителя», не сомневаться в его
честности и порядочности.
Так и Всевышний. Наделяя человека свободой выбора и властью над Своей
созидательной энергией, Он вовсе не имел ввиду, что готов передать «полномочия»
- любому. Несомненно, Он, чтобы осуществить «задуманное», должен знать человека
и доверять ему. Вот тут-то мы снова сталкиваемся с концепцией, о которой шла
речь до этого - с концепцией «дочери, сестры и матери».
После того, как Адам был изгнан из Ган Эдена (Райского Сада), у людей
осталась свобода выбора, но пользоваться ею с тех пор они могли, лишь моделируя
собственное поведение.
Подчеркнем, что изначально, создавая Адама, Всевышний хотел одарить людей
властью «над всем», что имело отношение к его имени Элоким .
Но до появления
на свет Авраама Он не видел кандидата на столь высокую должность - не
было даже такого, достаточно достойного человека, которого вообще стоило бы
подвергать проверке.
Надо сказать, что и Аврааму, Всевышний не торопился предлагать власть над
«всем». Аврааму пришлось прежде пройти десять испытаний, кульминационным
моментом которых стала проверка, вошедшая в историю под называнием акедат
Ицхак -
«приношение Ицхака». Но когда Авраам выдержал и этот экзамен, Всевышний решил
назначить его распределителем Своей созидательной энергии.
Фактически Всевышний вверил Аврааму Свое Имя - Элоким. То Имя,
атрибутом которого Творец создал вселенную.
Иными словами, Он дал Аврааму - «все». И человек вновь мог стать носителем
образа Элоким, получив «титул», который, казалось, был безвозвратно
утрачен совершившим ошибку Адамом.
Но, даже убедившись в верности Авраама, Всевышний действовал осторожно и
постепенно. Сначала Он дал человеку власть, которую мог бы предоставить
«дочери». В понимании сути этого ограничения важен такой момент: жизнь
дочери полностью контролируется отцом. На следующем этапе, уже - Ицхаку, сыну
Авраама, Творец дал полномочия «сестры». Сестра - всегда в поле зрения брата. Но
подконтрольна
ему в гораздо меньшей степени.
И, наконец, эту власть над «всем» получает Яаков - в той мере, в какой
человек может доверить это своей матери, над которой у человека контроля нет.
Со времен Якова порядок установлен такой: если Всевышний хочет внести в мир
какие-то изменения, Он должен взять необходимую для этого энергию у потомков
Якова, которые несут за этот дар Создателя коллективную ответственность.
Об этом, - говорит рав Хаим из Воложина, - и сказано в Псалмах царя Давида:
«Отдавайте силу Всевышнему: над Израилем величие Его и мощь Его в Небесах» (Теилим
- Псалмы, пс. 68, ст. 35).
Народ Израиля нужен Всевышнему, чтобы сделать Его могущественным. О власти
наших праотцев над «всем» мы упоминаем всякий раз, когда произносим
благословение после трапезы: «Да благословит Он всех нас щедрым благословением;
нас и все, что принадлежит нам - так же, как благословил отцов наших - Авраама,
Ицхака и Яакова: «во всем», «от всего», «всем» - и скажем амен !».
Троекратное - «во всем», «от всего», «всем» - Тора относит к Аврааму,
Ицхаку и Яакову. Талмуд (трактат Бава Батра, лист 17) объясняет,
что праотцы были наделены предощущением Грядущего мира, и не было в них влечения
к дурному, ибо слово «все» означает
- совершенство,
полностью исключающее любые недостатки…
19.11.03
Теперь, когда мы провели большую «подготовительную работу», нетрудно понять,
почему Ицхак до 40-ка лет не женился и ждал отцовского решения. А решение женить
сына Авраам принял, когда почувствовал, что Свыше ему даровано - «все». Тогда-то
он и начал поиски жены для Ицхака. Если бы Ицхак женился раньше, его дети не
унаследовали бы от него силу «всего» - им недоставало бы того, что венчает,
завершает «образ Элоким». Вначале Авраам должен был полностью обрести
этот образ - на уровне «дочери» И только после этого Ицхак мог двинуться в путь,
на котором ему предстояло подняться до уровня - «сестры».
Но это (уровни и дочери и сестры) пока еще - только процесс передачи
созидательной энергии Всевышнего. Он завершится, когда Яаков достигнет уровня
«матери». Во времена Авраама и Ицхака сила «всего» передавалась в наш мир в
порядке «эксперимента». Созидательная энергия Творца давалась как бы взаймы.
Только когда праотцы были в Доме Всевышнего - в Стране Израиля. В доме Лавана,
где Элиэзер нашел для Ицхака невесту - сестру Лавана, Ривку, получать эту
энергию было нельзя .
Чтобы понять, почему Авраам не отпустил Ицхака к Лавану, надо обратиться к
более позднему периоду еврейской истории - к временам Яакова, который отправился
в дом брата своей матери и женился на двух его дочерях: Лее и Рахели.
Тора свидетельствует, что Яаков четырнадцать лет пас скот Лавана. По семь лет
- за каждую дочь. Но в момент, когда Яаков, уже имея детей, захотел вернуться в
дом своего отца, выяснилось, что Лаван вовсе не намерен отпускать мужа своих
дочерей. Он говорит Яакову: «Думал я, что Всевышний благословит меня - из-за
тебя» (Берешит, гл. 30, ст. 27). И Яаков, собрав жен, детей и
отданный ему скот, тайно бежит из дома тестя…
Для нас здесь важен такой момент: Яаков бежит, потому что понимает, наконец,
истинный замысел Лавана - уничтожить его, Яакова, и оставить за собой «власть
над всем»». Ибо сказал Лаван - «Всевышний благословит меня …».
Если наши праотцы являли собой «образ Всевышнего», то Лаван был их прямой
противоположностью. Поэтому Авраам и не хотел посылать Ицхака к Лавану
- выбор
невестки он поручает своему верному слуге Элиэзеру.
Кроме того, напомним, что Ицхаку в тот момент нельзя было покидать Эрец
Исраэль - чтобы сохранить «попечительство над всем» в доме праотцев.
Попутно тут возникает и такой вопрос: как это Авраам доверил столь
ответственную миссию - поиск жены для Ицхака - человеку не своего «круга»
и, скорее всего - несравненно более низкого уровня? Ведь Ицхак готовился принять
«высокую должность распорядителя» энергии Творца. А жена должна была стать ему в
этом опорой. Мог ли Элиэзер в полной мере оценить, насколько сложная задача была
перед ним поставлена?
В Талмуде
(трактат Йома,
лист 28) об Элиэзере рассказывается, что он распространял в мире учение Авраама
и достиг полного понимания мудрости хозяина. Если бы Элиэзер искал жену для
Ицхака обычным, общепринятым способом (то есть - нашел бы кандидатуры, выбрал бы
из них наиболее подходящую девушку и начал обсуждать условия брачного
контракта), это вовсе не означало бы, что он не осознает истинную природу браков…
20.11.03
Авраам
глубоко верил - и Элиэзер полностью разделял его убеждения - что за «сорок дней
до зачатия ребенка, на Небесах провозглашается: такая-то девушка предназначена в
жены такому-то юноше». Об этом говорится в Талмуде (см. на сайте -
обзор
трактата Сота, лист 2).
Порой, каждому из будущих супругов долго приходится искать свою пару. Но, в
конце концов, они все равно обретут друг друга, ибо их союз предопределен Свыше.
Элиэзеру оставалось лишь «прислушаться к Голосу Небес». Увидев Ривку, он тут
же догадался: это - суженая Ицхака. Тем не менее, встретив ее у колодца, он
попросил воды. Ривка дала ему напиться и напоила десять верблюдов, из которых
состоял караван Элиэзера. Потом слуга Авраама вручил девушке подарки… Каждое
слово Торы в описании встречи Элиезера с Ривкой наполнено глубочайшим смыслом.
Фактически, Элеэзер устроил девушке проверку и внимательно наблюдал за ее
реакциями (подробнее о символике действий Элиэзера и Ривки см. на сайте в
обзоре недельной главы Хаей Сара, первый годовой цикл). Но
если слуга Авраама и без того знал, что здесь, у колодца, нашел именно то, что
искал, зачем ему понадобилось «тестировать» Ривку?
Ответу на этот вопрос можно было бы посвятить отдельное исследование. Но мы
выберем одну из линий, которая важна нам в контексте нашего обзора. Элиэзер
слишком хорошо знал, что представляет собой отец Ривки - Лаван, знал, что если
обычным путем начать с ним переговоры, тот потребует, чтобы Ицхак пришел в его
дом. То есть - воспользуется случаем, чтобы сделать попытку заполучить «все».
Чтобы осуществить свою миссию и привести Ривку к Ицхаку, Элиэзер должен был
аргументировано доказать Лавану, что брак Ицхака и Ривки - веление Небес, и нет
предмета для длинных переговоров. Иными словами, Элиэзер понимал: главное - не
дать Лавану «опомниться».
Расчет оказался верным. Услышав из уст слуги Авраама пересказ результатов
«теста», Лаван был настолько ошеломлен, что забыл о процедуре сватовства.
Назавтра, когда он пожалел об упущенном, было слишком поздно. Уже настало время
Ривки, которая продемонстрировала высочайший уровень духовности. Отвергнув
сомнения, она согласилась уйти из отчего дома в чужую страну ,
с чужим человеком, которого лишь накануне встретила. Чтобы стать там женой
человека, которого ни разу в жизни не видела.
Чему же учит нас Тора на примере ситуации с Ицхаком? Ведь в ней, как
известно, даны образцы поведения - для всех поколений народа Израиля.
Прежде всего, нам следует осознать основную идею: выбор пары в значительной
степени определяет наше будущее: сумеем ли мы построить дом, в котором мы сможем
участвовать в деле распределения созидательной энергии Творца.
Означает ли это, что мы должны оставить романтические идеалы - в
пользу «рационального» брака? Не будем ли мы чувствовать себя обделенными без
романтики и любви? В нашей жизни романтические отношения занимают так много
места. Неужели необходимо лишиться этого, чтобы, как наши праотцы, обрести -
«все» ?
Вовсе нет. Все мы прекрасно знаем, что человек способен испытывать
романтические чувства к разным людям. Что-то не сложилось в отношениях - человек
страдает от, казалось бы, непереносимой душевной боли. Проходит время, и он (или
она) встречают еще кого-то. И снова - душевный подъем. Снова жизнь наполняется
радостью… Резонно предположить, что в нашем мире, который приводится в движение
и поддерживается Всевышним, «вторая половинка», предназначенная Небесами, роль
которой - создать завершенный «образа Элоким», вызовет не менее глубокие
и сильные чувства. Причем, самые сильные - когда человек, наконец, понимает, что
нашел именно то, что искал.
Еврейская традиция демонстрирует, что поиск пары для брака - не «охота за
подружкой». Это - духовный поиск. И нет необходимости ждать «сметающую все
на своем пути» любовь. Глубокое чувство к нашей «половинке» запрограммировано в
нашей психике и, несомненно, проявится в судьбе каждого из нас.
Наш поиск должен быть сфокусирован на том, чтобы, используя подаренное нам
Всевышним благо свободного выбора, духовно воплотить в себе «образ Элоким »…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|