24 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Хаей Сара»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 23, ст. 1 — гл. 25, ст. 18.
Почему она так
называется?
В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и
семь лет — годы жизни Сары...”.
Жизнь Сары
на иврите — хаей Сара.
Обсуждение главы
Хаей Сара
1. Пещера Махпела — выход в духовность
В нашей недельной главе о смерти
праматери Сары говорится: «И жила Сара сто лет, и двадцать лет, и семь лет — это
годы ее жизни. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в земле Кенаан,
и пришел Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее» (Берешит, гл. 23,
ст. 1-2).
Сара была похоронена в Маарат
hа-Махпела
(в пещере Махпела).
Название «Махпела», означающее —
«двойная» или «двухуровневая», намекает на два мира: материальный и духовный. И
эта пещера — «граница» между ними.
В книге Зогар
написано, что в Маарат
hа-Махпела
находится вход в Ган Эден (в условном переводе — «райский сад»). И все
души, направляющиеся в высшие миры, проходят через это место.
Когда человек умирает, его душа,
стремясь покинуть наш мир — оказывается в Маарат
hа-Махпела.
Похороненные там праотцы, точнее, соотносимые с ними духовные сущности —
проверяют эту душу, ее былые поступки, определяя, достойна ли она подъема. И
если находят ее достойной этого — снабжают «визой» в Будущий мир.
В преддверии шаббата сыны
Израиля получают дополнительные души, которые спускаются в наш мир через пещеру
Махпела.
В нашем народе существует обычай
— накануне субботы окунаться в воды миквы, чтобы обрести дополнительную
душу в духовной чистоте. Эта душа дарует человеку особый Свет и усиливает его
духовную составляющую, а на исходе шаббата — покидает его.
Сказано, что Всевышний «шесть
дней созидал небо и землю, а в шаббат прекратил созидание» (Берешит,
гл. 31, ст. 17). В оригинале написано: «шават вайинафаш» (в шаббат почил). Это
выражение, как говорится в Талмуде (трактат Таанит, лист 27),
можно понять и как — «шаббат — вай нефеш». То есть, завершился шаббат
— прощай (дополнительная) душа.
Фраза «и пришел Авраам скорбеть
о Саре и оплакивать ее» намекает на оплакивание тела душой. Тело, которое не зря
коптило землю, но — служило Всевышнему, выполняло заповеди, изучало Тору,
совершало добрые дела, помогало людям — заслуживает душевную скорбь.
Душа праведного человека,
реализовавшего при жизни свой потенциал, имеет невероятную силу. И хотя она
поднимается в Ган Эден, какая-то ее часть — остается с телом. Это тело
при жизни помогало многим людям, а оставшаяся при нем частица души продолжает
помогать и после смерти. Ведь есть обычай молиться Всевышнему на могилах
праведников.
Обычай этот объясняется тем, что
частица души праведника способствует тому, чтобы молитва быстрее была доставлена
по адресу. Только нужно помнить, что в течение года после смерти праведника, на
его могиле — не следует ни о чем просить для себя. Его душа не сможет помочь.
Наоборот, она сама будет нуждаться в помощи. Потому что после смерти человека
судят на Небесах, и Суд этот может продолжаться до 12-ти месяцев.
В это время душа беспокоится о
своей судьбе, так что ей не до помощи другим. Кто может о себе сказать, что он
своим величием превосходит раби Йоханана бен Закая (один из крупнейших
Учителей Мишны в первом поколении, 1-й век)? А он сказал перед смертью: «Два
пути лежат передо мной. Один ведет в Ган Эден (в условном переводе —
«райский сад»), а другой в Геhином
(в условном переводе — «ад»), и не ведаю я, по какому из них меня поведут»
(Талмуд, трактат Берахот, лист 28).
Поэтому первые 12 месяцев
молитвы, чтение Псалмов, изучение Мишны — все должно быть ради вознесения души
умершего. В дальнейшем все это тоже желательно, но в первый год — просто
необходимо.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
2. Кто уменьшает себя в этом мире — возвеличится в мире Грядущем
Тора подводит итог жизни Сары —
«И жила Сара сто лет, и двадцать лет, и семь лет — это годы ее жизни. И умерла
Сара в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в земле Кенаан, и пришел Авраам
скорбеть о Саре и оплакивать ее» (Берешит, гл. 23, ст. 1-2).
Мы видим, что жизнь Сары разбита
на три этапа: сто лет, двадцать лет и семь лет. Причем, в оригинале, слово,
которое мы перевели, как «лет» после числительных «сто» и «двадцать» употреблено
в единственном числе. Так что если переводить дословно, то получится: «сто год»
и «двадцать год». И только после семи написано — «шаним» (лет).
Наименьшее число из приведенных
здесь — семь.
В книге Зогар
открывается, что, таким образом, Тора учит нас важному правилу. Тот, кто в нашем
мире не гонится за властью, за почетом, за известностью, за богатством и славой,
не стремится к величию, но наоборот, уменьшает себя (как семерка в сравнении с
двадцатью или сотней — тот будет возвеличен и вознагражден в мире Грядущем.
Тот же, кто посвятил свою жизнь
погоне за славой и почестями, даже, если он и частично добился своего, попав в
заголовки газет, в президиум или в историю — в Грядущем мире окажется мелкой
сошкой, не заслуживающей внимания.
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 50) рассказывается очень поучительная история.
Рав Йосеф, сын раби Йегошуа бен
Леви заболел и пережил клиническую смерть. Его душа вознеслась высоко, готовая
оставить наш мир. Но благодаря молитвам многих людей она была возвращена, и рав
Йосеф пошел на поправку и исцелился.
Когда рав Йосеф очнулся, он с
удивлением воскликнул: «я видел перевернутый мир! Те, кого здесь считали
великими, там — просто ничтожны. А тот, на кого здесь никто не обращал внимания,
там считается великим».
— Ты видел мир Истины, - ответил
раби Йегошуа бен Леви.
В мире Истины раву Йосефу
открылись два принципа:
1. Те, кто отдал жизнь за свое
еврейство, оказываются на недосягаемой высоте.
2. Счастлив тот, кто вооружен
знаниями. Заявления, типа: «я учил», «я читал» — ничего не стоят. Нужно
продемонстрировать настоящие знания.
Тора учит нас, что скромность
украшает человека в этом мире и возвеличивает его в Будущем мире.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Праведники не любят
торговаться и спорить
Сара умирает раньше Авраама. Об
этом читаем: «И жила Сара сто лет, и двадцать лет, и семь лет — это годы ее
жизни. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в земле Кенаан, и пришел
Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее» (Берешит, гл. 23, ст.
1-2).
Написано, что Авраам «пришел
скорбеть и оплакивать». Неужели из этого следует, что Сара умерла в отсутствии
Авраама, что Авраама не было рядом, когда она умирала?
Действительно, находим в Мидраше
(Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 58), что Авраам
пришел с похорон своего отца Тераха, а также — с горы Мориа. На самом деле,
Терах умер за два года до Сары. А гора Мориа — это Храмовая гора, место, где в
будет возведен Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм).
Там Авраам по велению Всевышнего
должен был совершить приношение Ицхака. В конце концов, Творец приказал заменить
Ицхака жертвенным животным, так что тот вернулся домой целым и невредимым.
Возможно, Мидраш говорит не
столько о том, где Авраам находился физически в последние минуты жизни Сары, но
— сообщает нам, какие события повлияли на формирование его духовных качеств, что
позволяет нам составить более ясное представление о его чувствах.
Терах олицетворял собой
идолопоклонство, однако Авраам принял участие в его похоронах. Проводив отца в
последний путь, он тем самым, проложил путь к исправлению. Авраам осознал, что
идолопоклонники и при жизни считаются мертвыми, праведники же — живы даже после
смерти физического тела. Они продолжают жить в осуществленных ими добрых делах,
в своих учениках и потомках.
После акеды (приношения
Ицхака) Авраам понял, что до сего дня, он не осознавал в полной мере величия
своей жены. Ведь самоотверженность и любовь, с которыми Ицхак был готов
исполнить Волю Творца, явились плодом воспитания, полученного именно от Сары.
В Ицхаке была душа Сары. Намек
на это находим в предыдущей главе, где читаем: «В назначенный срок я вернусь к
тебе, и у Сары — сын» (Берешит, гл. 18, ст. 14). Не сказано, что
«у Авраама сын», но — именно у Сары.
И Авраам требует у сынов хета,
живших тогда там «участок для погребения» (Берешит, гл. 23, ст.
4).
Авраам не торгуется и не спорит,
он соглашается на самую высокую цену, которую ему назвал владелец участка Эфрон.
Потому что Сара заслужила быть похороненной без торгов и споров.
Рассказывают, что в одном городе
скончался большой праведник. Его похоронили на местном кладбище. И два самых
богатых горожанина тут же начали спорить о приобретении прилегающего участка.
Каждый из них желал лежать рядом с праведником.
За решением спора они обратились
к раввину. И тот постановил что рядом с праведником будет похоронен тот из них,
кто раньше умрет.
Все споры тут же прекратились.
Умирать никто не спешил.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер —
великий Учитель, Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го)
4. Эфрон хотел
избавиться от гиблого места
Аврааму нужен был участок земли,
чтобы похоронить Сару. С этим он обратился к хетам, населявшим то место.
Те были готовы дать ему «лучший их участок для погребения» (Берешит,
гл. 23, ст. 6). Но Авраам не желал покупать «кота в мешке». Он точно знал, чего
хотел. Ему была нужна Маарат
hа-Махпела,
сдвоенная пещера, находившаяся в руках Эфрона, «на краю его поля» (там же, ст.
9).
Эфрон владел никудышной землей,
пустошью, на которой не росло ничего путного. И как ни старался Эфрон, ни одно
плодовое дерево у него не прижилось.
Земельный участок,
принадлежавший Эфрону, иногда называется в Торе «пещерой Махпела», а
иногда «пещерой поля Махпелы».
Эфрон, конечно же, мечтал о
поле, приносящем урожай, но его поле оставалось бесплодным полем пещеры.
Тогда Эфрон решил застроить свой
участок, чтобы извлекать прибыль из недвижимости. Только и здесь постигла его
неудача. Потому что ночью из пещеры стали доноситься какие-то странные звуки и
крики, и люди стали шептаться о демонах, вредителях и прочей нечисти, будто бы
обитающей в пещере Эфрона. Объятые страхом, люди начали обходить поле и пещеру
стороной.
Строительство быстро заглохло,
потому что строители разбежались. А Эфроном овладело отчаяние.
И вот Авраам изъявил желание
приобрести злополучную пещеру. Это же просто находка! Счастливый лотерейный
билет. Эфрон снова обрел веру в свою удачу.
«Причуды» Авраама объяснялись
просто — он знал о выдающихся особенностях пещеры и о том, что в ней похоронены
Адам и Хава.
Но откуда ему это стало
известно?
В главе Ваера
рассказывается, как к Аврааму пришли гости. Авраам в лучших традициях
гостеприимства решил зарезать для них трех отборных телят. Один из этих телят
сбежал, предчувствуя свою участь. Но Авраам бросился за ним в погоню. Об этом
читаем: «И к скоту побежал Авраам» (Берешит, гл. 18, ст. 7).
Убегая, теленок заскочил в
Маарат
hа-Махпела.
Следом за ним вбежал в пещеру и Авраам. Там ему явился малах (в условном
перевод — ангел) Рефаэль в образе молодого бычка.
Из букв имени Рефаэль можно
составить выражение «пар Эль» — бычок Всевышнего. Авраам увидел в пещере Адама и
Хаву и струящийся из духовных миров неземной свет. Он услышал голос Творца
провозгласивший, что в будущем Авраам и Сара будут похоронены здесь, в этой
пещере.
Авраам никому не рассказал о
чудесных свойствах Маарат
hа-Махпела,
поэтому хеты были удивлены, что его выбор пал на столь захудалое место.
«Лучший наш участок бери для погребения», — предложили они. Но Авраам не гнался
за внешним блеском и великолепием, духовность влекли его гораздо сильнее...
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(известен и как Хида —
аббревиатура, состоящая из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль, 18-й
век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Хаей Сара»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 23, ст. 1 — гл. 25, ст. 18.
Почему она так
называется?
В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и
семь лет — годы жизни Сары...”.
Жизнь Сары
на иврите — хаей Сара.
Обсуждение главы
Хаей Сара
1. Пещера Махпела — выход в духовность
В нашей недельной главе о смерти
праматери Сары говорится: «И жила Сара сто лет, и двадцать лет, и семь лет — это
годы ее жизни. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в земле Кенаан,
и пришел Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее» (Берешит, гл. 23,
ст. 1-2).
Сара была похоронена в Маарат
hа-Махпела
(в пещере Махпела).
Название «Махпела», означающее —
«двойная» или «двухуровневая», намекает на два мира: материальный и духовный. И
эта пещера — «граница» между ними.
В книге Зогар
написано, что в Маарат
hа-Махпела
находится вход в Ган Эден (в условном переводе — «райский сад»). И все
души, направляющиеся в высшие миры, проходят через это место.
Когда человек умирает, его душа,
стремясь покинуть наш мир — оказывается в Маарат
hа-Махпела.
Похороненные там праотцы, точнее, соотносимые с ними духовные сущности —
проверяют эту душу, ее былые поступки, определяя, достойна ли она подъема. И
если находят ее достойной этого — снабжают «визой» в Будущий мир.
В преддверии шаббата сыны
Израиля получают дополнительные души, которые спускаются в наш мир через пещеру
Махпела.
В нашем народе существует обычай
— накануне субботы окунаться в воды миквы, чтобы обрести дополнительную
душу в духовной чистоте. Эта душа дарует человеку особый Свет и усиливает его
духовную составляющую, а на исходе шаббата — покидает его.
Сказано, что Всевышний «шесть
дней созидал небо и землю, а в шаббат прекратил созидание» (Берешит,
гл. 31, ст. 17). В оригинале написано: «шават вайинафаш» (в шаббат почил). Это
выражение, как говорится в Талмуде (трактат Таанит, лист 27),
можно понять и как — «шаббат — вай нефеш». То есть, завершился шаббат
— прощай (дополнительная) душа.
Фраза «и пришел Авраам скорбеть
о Саре и оплакивать ее» намекает на оплакивание тела душой. Тело, которое не зря
коптило землю, но — служило Всевышнему, выполняло заповеди, изучало Тору,
совершало добрые дела, помогало людям — заслуживает душевную скорбь.
Душа праведного человека,
реализовавшего при жизни свой потенциал, имеет невероятную силу. И хотя она
поднимается в Ган Эден, какая-то ее часть — остается с телом. Это тело
при жизни помогало многим людям, а оставшаяся при нем частица души продолжает
помогать и после смерти. Ведь есть обычай молиться Всевышнему на могилах
праведников.
Обычай этот объясняется тем, что
частица души праведника способствует тому, чтобы молитва быстрее была доставлена
по адресу. Только нужно помнить, что в течение года после смерти праведника, на
его могиле — не следует ни о чем просить для себя. Его душа не сможет помочь.
Наоборот, она сама будет нуждаться в помощи. Потому что после смерти человека
судят на Небесах, и Суд этот может продолжаться до 12-ти месяцев.
В это время душа беспокоится о
своей судьбе, так что ей не до помощи другим. Кто может о себе сказать, что он
своим величием превосходит раби Йоханана бен Закая (один из крупнейших
Учителей Мишны в первом поколении, 1-й век)? А он сказал перед смертью: «Два
пути лежат передо мной. Один ведет в Ган Эден (в условном переводе —
«райский сад»), а другой в Геhином
(в условном переводе — «ад»), и не ведаю я, по какому из них меня поведут»
(Талмуд, трактат Берахот, лист 28).
Поэтому первые 12 месяцев
молитвы, чтение Псалмов, изучение Мишны — все должно быть ради вознесения души
умершего. В дальнейшем все это тоже желательно, но в первый год — просто
необходимо.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
2. Кто уменьшает себя в этом мире — возвеличится в мире Грядущем
Тора подводит итог жизни Сары —
«И жила Сара сто лет, и двадцать лет, и семь лет — это годы ее жизни. И умерла
Сара в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в земле Кенаан, и пришел Авраам
скорбеть о Саре и оплакивать ее» (Берешит, гл. 23, ст. 1-2).
Мы видим, что жизнь Сары разбита
на три этапа: сто лет, двадцать лет и семь лет. Причем, в оригинале, слово,
которое мы перевели, как «лет» после числительных «сто» и «двадцать» употреблено
в единственном числе. Так что если переводить дословно, то получится: «сто год»
и «двадцать год». И только после семи написано — «шаним» (лет).
Наименьшее число из приведенных
здесь — семь.
В книге Зогар
открывается, что, таким образом, Тора учит нас важному правилу. Тот, кто в нашем
мире не гонится за властью, за почетом, за известностью, за богатством и славой,
не стремится к величию, но наоборот, уменьшает себя (как семерка в сравнении с
двадцатью или сотней — тот будет возвеличен и вознагражден в мире Грядущем.
Тот же, кто посвятил свою жизнь
погоне за славой и почестями, даже, если он и частично добился своего, попав в
заголовки газет, в президиум или в историю — в Грядущем мире окажется мелкой
сошкой, не заслуживающей внимания.
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 50) рассказывается очень поучительная история.
Рав Йосеф, сын раби Йегошуа бен
Леви заболел и пережил клиническую смерть. Его душа вознеслась высоко, готовая
оставить наш мир. Но благодаря молитвам многих людей она была возвращена, и рав
Йосеф пошел на поправку и исцелился.
Когда рав Йосеф очнулся, он с
удивлением воскликнул: «я видел перевернутый мир! Те, кого здесь считали
великими, там — просто ничтожны. А тот, на кого здесь никто не обращал внимания,
там считается великим».
— Ты видел мир Истины, - ответил
раби Йегошуа бен Леви.
В мире Истины раву Йосефу
открылись два принципа:
1. Те, кто отдал жизнь за свое
еврейство, оказываются на недосягаемой высоте.
2. Счастлив тот, кто вооружен
знаниями. Заявления, типа: «я учил», «я читал» — ничего не стоят. Нужно
продемонстрировать настоящие знания.
Тора учит нас, что скромность
украшает человека в этом мире и возвеличивает его в Будущем мире.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Праведники не любят
торговаться и спорить
Сара умирает раньше Авраама. Об
этом читаем: «И жила Сара сто лет, и двадцать лет, и семь лет — это годы ее
жизни. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в земле Кенаан, и пришел
Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее» (Берешит, гл. 23, ст.
1-2).
Написано, что Авраам «пришел
скорбеть и оплакивать». Неужели из этого следует, что Сара умерла в отсутствии
Авраама, что Авраама не было рядом, когда она умирала?
Действительно, находим в Мидраше
(Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 58), что Авраам
пришел с похорон своего отца Тераха, а также — с горы Мориа. На самом деле,
Терах умер за два года до Сары. А гора Мориа — это Храмовая гора, место, где в
будет возведен Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм).
Там Авраам по велению Всевышнего
должен был совершить приношение Ицхака. В конце концов, Творец приказал заменить
Ицхака жертвенным животным, так что тот вернулся домой целым и невредимым.
Возможно, Мидраш говорит не
столько о том, где Авраам находился физически в последние минуты жизни Сары, но
— сообщает нам, какие события повлияли на формирование его духовных качеств, что
позволяет нам составить более ясное представление о его чувствах.
Терах олицетворял собой
идолопоклонство, однако Авраам принял участие в его похоронах. Проводив отца в
последний путь, он тем самым, проложил путь к исправлению. Авраам осознал, что
идолопоклонники и при жизни считаются мертвыми, праведники же — живы даже после
смерти физического тела. Они продолжают жить в осуществленных ими добрых делах,
в своих учениках и потомках.
После акеды (приношения
Ицхака) Авраам понял, что до сего дня, он не осознавал в полной мере величия
своей жены. Ведь самоотверженность и любовь, с которыми Ицхак был готов
исполнить Волю Творца, явились плодом воспитания, полученного именно от Сары.
В Ицхаке была душа Сары. Намек
на это находим в предыдущей главе, где читаем: «В назначенный срок я вернусь к
тебе, и у Сары — сын» (Берешит, гл. 18, ст. 14). Не сказано, что
«у Авраама сын», но — именно у Сары.
И Авраам требует у сынов хета,
живших тогда там «участок для погребения» (Берешит, гл. 23, ст.
4).
Авраам не торгуется и не спорит,
он соглашается на самую высокую цену, которую ему назвал владелец участка Эфрон.
Потому что Сара заслужила быть похороненной без торгов и споров.
Рассказывают, что в одном городе
скончался большой праведник. Его похоронили на местном кладбище. И два самых
богатых горожанина тут же начали спорить о приобретении прилегающего участка.
Каждый из них желал лежать рядом с праведником.
За решением спора они обратились
к раввину. И тот постановил что рядом с праведником будет похоронен тот из них,
кто раньше умрет.
Все споры тут же прекратились.
Умирать никто не спешил.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер —
великий Учитель, Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го)
4. Эфрон хотел
избавиться от гиблого места
Аврааму нужен был участок земли,
чтобы похоронить Сару. С этим он обратился к хетам, населявшим то место.
Те были готовы дать ему «лучший их участок для погребения» (Берешит,
гл. 23, ст. 6). Но Авраам не желал покупать «кота в мешке». Он точно знал, чего
хотел. Ему была нужна Маарат
hа-Махпела,
сдвоенная пещера, находившаяся в руках Эфрона, «на краю его поля» (там же, ст.
9).
Эфрон владел никудышной землей,
пустошью, на которой не росло ничего путного. И как ни старался Эфрон, ни одно
плодовое дерево у него не прижилось.
Земельный участок,
принадлежавший Эфрону, иногда называется в Торе «пещерой Махпела», а
иногда «пещерой поля Махпелы».
Эфрон, конечно же, мечтал о
поле, приносящем урожай, но его поле оставалось бесплодным полем пещеры.
Тогда Эфрон решил застроить свой
участок, чтобы извлекать прибыль из недвижимости. Только и здесь постигла его
неудача. Потому что ночью из пещеры стали доноситься какие-то странные звуки и
крики, и люди стали шептаться о демонах, вредителях и прочей нечисти, будто бы
обитающей в пещере Эфрона. Объятые страхом, люди начали обходить поле и пещеру
стороной.
Строительство быстро заглохло,
потому что строители разбежались. А Эфроном овладело отчаяние.
И вот Авраам изъявил желание
приобрести злополучную пещеру. Это же просто находка! Счастливый лотерейный
билет. Эфрон снова обрел веру в свою удачу.
«Причуды» Авраама объяснялись
просто — он знал о выдающихся особенностях пещеры и о том, что в ней похоронены
Адам и Хава.
Но откуда ему это стало
известно?
В главе Ваера
рассказывается, как к Аврааму пришли гости. Авраам в лучших традициях
гостеприимства решил зарезать для них трех отборных телят. Один из этих телят
сбежал, предчувствуя свою участь. Но Авраам бросился за ним в погоню. Об этом
читаем: «И к скоту побежал Авраам» (Берешит, гл. 18, ст. 7).
Убегая, теленок заскочил в
Маарат
hа-Махпела.
Следом за ним вбежал в пещеру и Авраам. Там ему явился малах (в условном
перевод — ангел) Рефаэль в образе молодого бычка.
Из букв имени Рефаэль можно
составить выражение «пар Эль» — бычок Всевышнего. Авраам увидел в пещере Адама и
Хаву и струящийся из духовных миров неземной свет. Он услышал голос Творца
провозгласивший, что в будущем Авраам и Сара будут похоронены здесь, в этой
пещере.
Авраам никому не рассказал о
чудесных свойствах Маарат
hа-Махпела,
поэтому хеты были удивлены, что его выбор пал на столь захудалое место.
«Лучший наш участок бери для погребения», — предложили они. Но Авраам не гнался
за внешним блеском и великолепием, духовность влекли его гораздо сильнее...
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(известен и как Хида —
аббревиатура, состоящая из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль, 18-й
век)
5. У Эфрона был дурной
глаз
Цена, которую Авраам заплатил
Эфрону за Маарат
hа-Махпела
составила «четыреста шекелей серебра, тех, что в ходу у торговцев» (Берешит,
гл. 23, ст. 16).
Но что значит — «в ходу у
торговцев»? Разве есть деньги, которые торговцы не принимают?
Авраам расплатился с Эфроном
самой твердой валютой, которая имела хождение в любой стране.
Существует правило, согласно
которому, запрещено рассчитываться с язычниками кусочками серебра и золота,
потому что существует опасение, что те употребят их для отливки своих идолов. А
вот изделиями из серебра и золота расплачиваться никто не запрещает. Ведь
никакому язычнику не придет в голову их переплавлять.
Золотые и серебряные монеты
высокого номинала тоже никто не станет переплавлять.
Авраам заплатил Эфрону монетами
самого высокого номинала, в отношении которых не было и малейшего опасения, что
кому-то в голову придет идея их переплавить.
Эфрон отвечает Аврааму: «Земля
на четыреста шекелей серебра, между мной и тобой…» (там же, ст. 14).
Из его слов видно, что он был
завистливый и обладал дурным глазом — мог из зависти сглазить. Эфрон не случайно
запросил именно четыреста шекелей. Четыреста — это гематрия (числовое
значение) выражения «айн ра» (дурной глаз).
Но внешне Эфрон, конечно,
скрывал свою негативную сущность. Для многократно завышенной цены он придумал
благовидный предлог.
Эфрон не случайно использует
выражение «между мной и тобой». Этим он дает Аврааму понять, что между нами есть
нечто общее. В середине имен Эфрон и Авраам стоит буква реш. Две буквы
реш суммарно дают четыреста.
Учителя в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 58) раскрывают истинное лицо
Эфрона. Ведь это о нем сказано — «Падок на богатство человек с дурным глазом, и
не ведает он, что нужда постигнет его» (Мишлей — Притчи царя Шломо,
гл. 28, ст. 22).
И действительно, деньги,
полученные от Авраама, не пошли Эфрону на пользу. Вскоре он их лишился...
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|