Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Хаей Сара»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 23, ст. 1 — гл. 25, ст. 18
Почему она так
называется?
В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и
семь лет — годы жизни Сары...”.
Жизнь Сары на
иврите — хаей Сара.
Обсуждение главы
Хаей Сара
1.
Куда идут годы ушедших преждевременно.
В нашей недельной главе
подводится итог жизни Сары. И мы читаем: «И жила Сара до ста двадцати семи лет.
Это были годы жизни Сары» (Берешит, гл. 23, ст. 1).
В Торе сообщается, что Сара
прожила 127 лет, а затем добавлено, что это были годы жизни Сары.
Для чего понадобилось это
уточнение? Неужели мы могли подумать, что Сара прожила не свою жизнь?
Раньше о Ханохе мы прочли: «И
ходил Ханох с Всевышним, и не стало его, потому что забрал его Творец» (Берешит,
гл. 5, ст. 24).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что Ханох был праведником, но вокруг было так много злодеев, что
он мог не устоять и оступиться.
Чтобы этого не произошло,
Всевышний забрал Ханоха раньше времени. Подобно тому, как написано в Танахе —
«Вот я беру у тебя усладу глаз твоих» (книга пророка Йехезкеля,
гл. 24, ст. 16).
Из всего этого следует, что
Всевышний порой может призвать человека к Себе раньше отпущенного ему времени,
чтобы тот не попал под влияние зла и сам не стал злодеем, но в глазах Творца и
людей навсегда остался праведником.
Теперь нам понятно, почему
сказано так о годах жизни Сары. Тем самым подчеркивается, что Всевышний не
опасался за моральный облик Сары. Не было сомнения в том, что она с честью
выдержит все испытания, сколько бы их ни выпало на ее долю. Поэтому Сара не была
призвана на Небеса преждевременно. Она прожила свою жизнь до конца — все
отпущенные ей годы. Все годы жизни Сары.
В Талмуде (трактат Хагига,
лист 4)
описывается эпизод из трудовых будней Сатана, он же — малах
hа-мавет
(в условном переводе — ангел смерти).
Как-то он получил разнарядку
вернуть Всевышнему душу парикмахерши Мирьям. Сатан, как водится, не стал
напрягаться и перепоручил задание подрядчику, своему подручному. А тот, лишь бы
отчитаться о проделанной работе — не вникнув как следует в сопутствующую
документацию, схватил душу другой Мирьям, Мирьям-воспитательницы.
Когда выяснилась ошибка,
горе-помощник хотел вернуть преждевременно изъятую душу назад. Так, чтобы
воспитательница очнулась после обморока, или пришла в себя, выйдя из состояния
клинической смерти. Но Сатан остановил его:
— Раз уж принес ее сюда, пусть
здесь остается…
Тут неизбежно возникают вопросы.
Мы видим, что, порой, случаются
ошибки, и люди уходят преждевременно, до срока. Что, в этом случае происходит с
годами жизни, которые они не успели прожить? Неужели они безвозвратно сгорают?
— Безвозвратно сгорают годы тех,
кто застревает в социальных сетях, кто бездумно сидит в интернете, кто смотрит
дурацкие сериалы, — отвечает Сатан на этот вопрос в наши дни.— А годы
людей, что взяты на Небо по ошибке, отходят тем, кто работает над исправлением
своих качеств, кто укрощает гнев, усмиряет ревность, гасит зависть, побеждает
лень, преодолевает скупость. Они заслужили продление жизни.
Но не все, кстати сказать, на
это соглашаются.
И действительно. Рассказывается
в Талмуде (трактат Йома, лист 71), что мудрецы Пумпедиты, когда
прощались, то желали друг другу: Пусть дарующий жизнь наделит тебя годами жизни
долгими, добрыми и не требующими исправления.
То есть — не доставшимися от
преждевременно умершего человека.
Теперь мы понимаем, почему,
сообщив, сколько лет прожила Сара, Тора еще добавляет, что это были годы жизни
Сары. Сары, а не кого-то другого, ушедшего до срока.
на основе комментария рава Мордехая Бенета
(Венгрия, Чехия, 1753-1829 гг.)
2.
Требование, которое тяжело исполнить
Наша недельная глава начинается
словами — «И жила Сара до ста двадцати семи лет. Это были годы жизни Сары» (Берешит,
гл. 23, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что все годы жизни Сары были одинаково хороши.
С этим замечанием очень трудно
согласиться. Ведь на протяжении 75-ти лет Сара была бездетна. Она с мужем
пережила голод, который погнал их в Египет. В Египте ее забирает себе фараон, но
благодаря вмешательству Всевышнего, возвращает. Затем Авимелех забирает Сару у
Авраама. И снова Творцу приходится вставать на ее защиту.
Взбунтовавшаяся Агарь,
необузданный Ишмаэль — всячески омрачают Саре жизнь.
А вот, 37 последних лет жизни
Сары действительно были хороши. И они не идут ни в какое сравнение с предыдущими
годами.
Так как можно сказать, что все
годы жизни Сары были одинаково хороши?
Когда с разумным, мыслящим
человеком случается неприятность, или даже происходит беда — он старается
проанализировать свои поступки, чтобы определить причину. Он понимает, что
проблемы просто так с Неба не падают. Проблемы — последствия неправильных
поступков, неприемлемых высказываний или мыслей.
Глупец в своих неудачах обвиняет
всех вокруг, злодей злится на Всевышнего, мудрый человек заглядывает в себя.
Мудрость приобрести непросто, но
еще труднее подняться до уровня праведника. А Учителя требуют от нас именно
этого.
Сказано в Талмуде (трактат
Берахот, лист 54), что необходимо благодарить и благословлять за
неудачу и за несчастье точно так же, как за успех и за благо. Это очень трудно.
И лишь единицы способны достичь такого уровня.
Раввин Элиягу Рабинович
(автор более 120-ти книг, Литва – Израиль, 1843-1905 гг.) отличался особой
пунктуальностью. Он никогда не опаздывал. Его уроки всегда начинались вовремя,
строго по расписанию.
Однажды к нему в дом постучалась
беда. Внезапно умерла его любимица-дочь. Сотрудники хевра кадиша
(общество, занимающееся организацией похорон по законам Торы) осведомились, на
какое время назначить похороны. Рав попросил назначить на два часа дня.
К двум часам многие жители
Иерусалима собрались у дома рава Элиягу, чтобы проводить в последний путь его
дочь. Памятуя о пунктуальности раввина, ровно в два прибыли и члены хевра
кадиша. Но к всеобщему удивлению — рав Рабинович в назначенный им же час из
дома не вышел.
Прошло 15 минут, полчаса —
раввина все нет. Люди начали волноваться — не случилось ли чего с отцом, на
которого свалилось такое горе?
Минул час, а из дома так никто и
не вышел. И лишь спустя полтора часа раввин Элиягу Рабинович отправился хоронить
свою дочь.
Во время траурной недели,
называемой шива, кто-то справился у рава, чем была вызвана задержка. И
раввин объяснил.
— Учителя велят нам
благословлять Всевышнего за несчастья точно так же, как и за радостные события,
— сказал он. — Я очень любил дочь и уже видел, как поведу ее под хупу, и
как буду нянчиться с внуками. И вот, она лежит передо мной, неподвижна и
бездыханна. Я должен выполнять заповедь, идти ее хоронить, и при этом испытывать
не меньше благодарности к Всевышнему, как если бы я участвовал в свадебной
трапезе.
Сначала казалось, что мне это не
под силу. Я стал работать над собой, чтобы соответствовать требованию Учителей.
Мне это удалось, только спустя полтора часа…
Тот путь, что проделал рав
Элиягу, того уровня, которого он достиг за полтора часа, большинству не удается
достичь и за целую жизнь.
А вот Сара могла благословлять
за беды так же, как и за радости. И в самые тяжелые моменты жизни, Всевышний был
ей так же близок, как и в минуты наивысшего счастья. С этой точки зрения, все
прожитые ей годы были одинаково хороши.
Раши пишет, что Сара в столетнем
возрасте была такая же, как в двадцать лет. За всю свою жизнь она не допускала
прегрешений.
Интересно, что 100-я глава
Псалмов Давида (Теилим), это — Мизмор ле-тода (песнь
благодарности). А в 20-й главе есть такие слова: «Ответит тебе Творец в день
беды».
Сара, конечно же, благодарила
Всевышнего в моменты наивысшего счастья. И точно так же благословляла Его в день
беды. Поэтому и удостоилась того, что Всевышний отвечал ей.
на основе комментария рава Элиягу Давида Рабиновича Теомим
(известен и как
hа-Aдерет,
автор более 120-ти книг, Литва – Израиль, 1843-1905 гг.)
3.
Сара умерла из-за четырех великанов
О кончине Сары в нашей недельной
главе читаем: «И умерла Сара в Кирьят-Арбе» (Берешит, гл. 23, ст.
2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) приводит два объяснения названия Кирьят Арба.
Место названо так в честь
четырех великанов — Ахиман, Шешай, Талмай и их отец, которые там жили.
Другое объяснение — в честь
четырех супружеских пар, которые там погребены. Это — Адам и Хава, Авраам и
Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея (Мидраш Раба на книгу
Берешит, гл. 58).
Но какое имеет значение, где
умерла Сара?
В Торе говорится о Кирьят Арбе,
конечно же, не ради соблюдения формальностей. Это место, очевидно, имеет прямое
отношение к смерти Сары.
Если принять, что название
Кирьят Арба связано с четырьмя парами (арба, означает четыре), похороненными там
(причем, Сара входит в их число), то уточнение о Кирьят Арба выглядит весьма
уместно.
Но если место названо так в
память о трех братьях-великанах и их отца-великана — при чем тогда Сара и ее
уход из жизни?
В Мидраше приведены некоторые
подробности смерти Сары.
Авраам по велению Всевышнего
повел Ицхака на гору Мория, чтобы там соорудить мизбеах (в условном
переводе — жертвенник) и совершить приношение Ицхака (акедат Ицхак).
Когда Авраам и Ицхак поднялись
на гору Мория (на ней в будущем будет возведен Иерусалимский Храм), к Саре
поспешил Сатан с визитом.
— Скажи, куда направились твой
муж и твой сын? — спросил он ни о чем не подозревающую женщину.
На заре человеческой истории,
кстати сказать, точно так же с вопросом подступил к Хаве Змей.
Так что, дорогие женщины, если к
вам на улице подходит с вопросом незнакомый мужчина, будьте осторожны.
— Авраам повел нашего сына в
йешиву Эвера, — ответила Сара.
Авраам, беспокоясь о Саре, не
поставил ее в известность о том, куда они пошли. Чем тут же не преминул
воспользоваться Сатан.
— Бедная моя, не учить Тору
Авраам ведет Ицхака. На заклание он его ведет…
Сара пошла к великанам и
попросила глянуть, где сейчас ее муж и сын. Те залезли на плечи один другому, и
верхний ей сообщил, что Авраам положил своего сына Ицхака на мизбеах,
связал его, и теперь взялся за нож.
Материнское сердце не выдержало
этих слов, и душа покинула Сару.
Таким образом, даже если Кирьят
Арба получила свое название благодаря четверке великанов, проживавших в ее
окрестностях — это тоже имеет отношение к смерти Сары. Ведь великаны сыграли в
этом далеко не последнюю роль.
Нужно отметить, что в Торе в
связи со смертью Сары упоминается не только Кирьят Арба, но и — Кенаан, будущий
Израиль.
Существует важное правило:
праведники, живущие в Эрец Исраль, оказывают влияние на весь мир. Потому
что Израиль — это сердце, которое оказывает влияние на все органы.
Отмечу, что праведники, живущие
за пределами Израиля — влияют лишь на место своего пребывания.
Точно так же и смерть праведника
в Израиле влияет на весь мир, тогда как смерть праведника за границей ощущается,
по большому счету, только там, где он жил.
Смерть праведной Сары,
безусловно, ощутили жители Кирьят Арбы. Ведь она там жила. Но на всем мире ее
кончина тоже отразилась. Потому что Сара умерла в Кенаане, то есть — на
территории Эрец Исраэль.
На это и намекает фраза — «И
умерла Сара в Кирьят Арбе... в Кенаане»...
на основе комментария рава Авраама Азулая
(автор книги «Хесед ле-Авраам»)
4.
Сына нужно родить, воспитать и женить
Написано в нашей недельной
главе: «Авраам состарился, достиг преклонных лет, и Всевышний благословил
Авраама всем (в оригинале — бе-коль)» (Берешит, гл. 24, ст.
1).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что выражение «бе-коль» (всем) имеет такую же гематрию
(числовое значение) как и слово «бен» (сын).
Таким образом, в этой фразе
содержится намек на то, что Всевышний благословил Авраама сыном.
Письмо-наставление Рамбама
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) своему сыну получило
широкое распространение и известность. Его часто публикуют в сидурах
(еврейских молитвенниках). Среди прочего, в нем есть такие слова: «Счастлив тот,
чьи дни проходят быстро».
Человек, реализовавший свое
предназначение, выполнивший возложенную на него миссию, призывается на Небеса.
Ведь ему больше нечего здесь делать. И он счастлив, — говорит Рамбам. —
Счастлив, что покидает этот низший из миров, мир лжи, мир, где все видится в
искаженном свете.
Но если так, возникает вопрос —
почему наши праотцы дожили до столь почтенных седин?
Авраам прожил 175 лет. Ицхак
дожил до 180-ти. Яаков жил 140 лет.
Неужели они так долго не могли
справиться с возложенной на них миссией, выполнить свое предназначение?
Одно из обещаний Всевышнего
сынам Израиля звучит так: «И обратит тебе Творец на благо твое потомство» (Дварим,
гл. 28, ст. 11).
В нем есть скрытый смысл,
говорящий о том, что порой тому, кто безупречно завершил свои земные дела,
Всевышний дарует долголетие, чтобы он смог еще правильно воспитать и вырастить
детей, привив им любовь к Торе и заповедям.
В начале нашего фрагмента
сказано, что Авраам состарился и достиг благородных седин. То есть, как
говорится в оригинале, Авраам к старости исполнил свое предназначение.
Но почему только в старости?
Ответ в виде намека дан во
второй части фрагмента — потому что «Всевышний благословил Авраама всем».
Слово «всем» (бе-коль),
как мы выяснили, ассоциируется со словом «сын». То есть, Авраам удостоился
долголетия, потому что Творец благословил его сыном, которого Авраам должен был
хорошо воспитать.
В свете сказанного мы можем
лучше понять причину смерти Надава и Авиhу.
О ней мы в недельной главе Бамидбар читаем: «И умерли Надава и Авиhу перед
Всевышним... а детей у них не было» (гл. 3, ст. 4).
В Торе неспроста подчеркивается
бездетность умерших праведников. Будь у них сыновья — Всевышний, вероятно, не
призывал бы их к себе до тех пор, пока они их не воспитали как следует. И не
только воспитали, но еще нашли бы им подходящих жен.
И действительно, Раши в своем
комментарии к нашему фрагменту пишет, что поскольку у Авраама был сын, он был
обязан его женить.
В Талмуде (трактат Кидушин,
лист 29) сказано, что заповедь плодиться и размножаться, лежащая на мужчине,
состоит в том, чтобы найти себе подходящую жену, родить с ней детей и женить их,
чтобы не прерывался род.
Но это — только когда дети
праведники. Утруждать себя ради женитьбы сына злодея, отец не должен.
Поэтому ради женитьбы Ишмаэля,
Авраам палец о палец не ударил. Подходящую партию Ишмаэлю подыскивала Агарь. Как
сказано: «И взяла ему мать жену из Египта» (Берешит, гл. 21, ст.
21).
на основе комментария Хатам Софера
(раби
Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го
вв.)
5.
Пусть бы о духовном переживали хотя бы также как о материальном
Авраам отправляет своего слугу
Элиэзера, управлявшего всем его хозяйством, на поиски жены для Ицхака. Но прежде
он требует, чтобы Элиэзер дал клятву, что не приведет Ицхаку невесту из местных
кенаанских девушек (см. Берешит, гл. 24, ст. 2-3).
Если речь идет о материальных
вложениях, скажем, о приобретении квартиры или инвестировании крупных сумм, люди
обычно относятся к этому очень серьезно и тщательно все проверяют. Стараются
навести справки о репутации владельца компании, в которую собираются
инвестировать, о потенциальном компаньоне с которым планируют вести дела.
Когда же собираются посетить
ресторан, гостиницу или культурное мероприятие — такие характеристики, как
кашерность, сопутствующая атмосфера удостаиваются гораздо менее скрупулезной
проверки. А ведь это оказывает самое непосредственное воздействие на душу.
Чему учит нас Авраам?
В материальных вопросах он
полностью полагался на своего слугу Элиэзера. Авраам доверил ему управлять всем
своим имуществом. Но когда дело касалось духовного — Авраам уже не доверяет
Элиэзеру столь безоговорочно. Он берет с него клятву.
В наше время клятвы сильно
девальвировались. Люди с легкостью клянутся, что приготовленная еда
соответствует самым высоким стандартам кашерности, хорошо зная, что все эти
стандарты, если и соблюдаются, то в основном на бумаге.
Рыночные торговцы, пытаясь
заслужить доверие покупателей, любят украшать свои лавки портретами раввинов и
праведников. А потребителей обмануть несложно. В духовной сфере им удобно
обманываться, они этому даже рады. Так проще. Зачем усложнять?
Сталкиваясь с вопросами,
относящимися к сфере духовности, нужно вспоминать Авраама, который требовал
клятвы от того, для кого она действительно имеет значение.
Когда раввин Арье Лейбуш был еще
совсем молод, по нему уже было видно, что он станет известным раввином,
праведником и знатоком Торы. Поэтому в жены ему сосватали самую желанную для
многих невесту — дочку местного богача.
Правда, очень скоро ей надоели
лавры жены потенциального мудреца и раввина. И она начала настаивать, чтобы муж
помогал ее отцу в торговых делах.
— Нечего целый день корпеть над
книгами, — говорила она. — Лучше научись копейку в дом зарабатывать.
Супруги не смогли найти общий
язык. Их ссоры вспыхивали все чаще и чаще. И их брак, в конце концов, распался.
Раввин большой еврейской общины
решил выдать за Арье свою дочь. Он усластил предложение солидной нидуньей
(приданным), чтобы зятя ничто не отвлекало от изучения Торы.
Но жена раввина (мать невесты)
не разделяла мужнего оптимизма.
— Зачем нам зять, которого
другие презрели и отвергли? — задала она, казалось, резонный вопрос.
Будущий тесть в ответ, как это
водится у раввинов, рассказал притчу.
Один крестьянин всю жизнь
ковырялся в земле. Однажды, когда он усердно вспахивал свое поле, его мотыга
задела что-то твердое. Вскоре он держал в руках ларец, полный изумрудов.
Крестьянин не был ювелиром. И
поэтому (откуда ему знать, что такое изумруд?) он решил, что кто-то собрал и
спрятал урожай бобовых, похожих на чечевицу.
Он принес изумруды домой, сложил
в кастрюлю, добавил воды, посолил и поставил вариться. Прошел час, за ним
другой, а "чечевица" оставалась малосъедобной и никак не желала развариваться.
Раздосадованный крестьянин пошел к соседу посоветоваться. А тот сразу смекнул, в
чем дело.
— Я как раз сварил кастрюлю
чечевицы, и могу ее тебе уступить. А ты мне взамен оставь свою, недоваренную.
Стоит ли говорить, что сосед
нашего крестьянина с тех пор больше никогда не брался за мотыгу.
Знай, жена моя дорогая, —
подытожил раввин, — что Арье подобен драгоценному изумруду. Просто его прошлая
семья не удостоилась понять, какую ценную редкость они утратили…
на основе комментария рава Хаима Соловейчика
(один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Беларусь)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Хаей Сара»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 23, ст. 1 — гл. 25, ст. 18
Почему она так
называется?
В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и
семь лет — годы жизни Сары...”.
Жизнь Сары на
иврите — хаей Сара.
Обсуждение главы
Хаей Сара
1.
Куда идут годы ушедших преждевременно.
В нашей недельной главе
подводится итог жизни Сары. И мы читаем: «И жила Сара до ста двадцати семи лет.
Это были годы жизни Сары» (Берешит, гл. 23, ст. 1).
В Торе сообщается, что Сара
прожила 127 лет, а затем добавлено, что это были годы жизни Сары.
Для чего понадобилось это
уточнение? Неужели мы могли подумать, что Сара прожила не свою жизнь?
Раньше о Ханохе мы прочли: «И
ходил Ханох с Всевышним, и не стало его, потому что забрал его Творец» (Берешит,
гл. 5, ст. 24).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что Ханох был праведником, но вокруг было так много злодеев, что
он мог не устоять и оступиться.
Чтобы этого не произошло,
Всевышний забрал Ханоха раньше времени. Подобно тому, как написано в Танахе —
«Вот я беру у тебя усладу глаз твоих» (книга пророка Йехезкеля,
гл. 24, ст. 16).
Из всего этого следует, что
Всевышний порой может призвать человека к Себе раньше отпущенного ему времени,
чтобы тот не попал под влияние зла и сам не стал злодеем, но в глазах Творца и
людей навсегда остался праведником.
Теперь нам понятно, почему
сказано так о годах жизни Сары. Тем самым подчеркивается, что Всевышний не
опасался за моральный облик Сары. Не было сомнения в том, что она с честью
выдержит все испытания, сколько бы их ни выпало на ее долю. Поэтому Сара не была
призвана на Небеса преждевременно. Она прожила свою жизнь до конца — все
отпущенные ей годы. Все годы жизни Сары.
В Талмуде (трактат Хагига,
лист 4)
описывается эпизод из трудовых будней Сатана, он же — малах
hа-мавет
(в условном переводе — ангел смерти).
Как-то он получил разнарядку
вернуть Всевышнему душу парикмахерши Мирьям. Сатан, как водится, не стал
напрягаться и перепоручил задание подрядчику, своему подручному. А тот, лишь бы
отчитаться о проделанной работе — не вникнув как следует в сопутствующую
документацию, схватил душу другой Мирьям, Мирьям-воспитательницы.
Когда выяснилась ошибка,
горе-помощник хотел вернуть преждевременно изъятую душу назад. Так, чтобы
воспитательница очнулась после обморока, или пришла в себя, выйдя из состояния
клинической смерти. Но Сатан остановил его:
— Раз уж принес ее сюда, пусть
здесь остается…
Тут неизбежно возникают вопросы.
Мы видим, что, порой, случаются
ошибки, и люди уходят преждевременно, до срока. Что, в этом случае происходит с
годами жизни, которые они не успели прожить? Неужели они безвозвратно сгорают?
— Безвозвратно сгорают годы тех,
кто застревает в социальных сетях, кто бездумно сидит в интернете, кто смотрит
дурацкие сериалы, — отвечает Сатан на этот вопрос в наши дни.— А годы
людей, что взяты на Небо по ошибке, отходят тем, кто работает над исправлением
своих качеств, кто укрощает гнев, усмиряет ревность, гасит зависть, побеждает
лень, преодолевает скупость. Они заслужили продление жизни.
Но не все, кстати сказать, на
это соглашаются.
И действительно. Рассказывается
в Талмуде (трактат Йома, лист 71), что мудрецы Пумпедиты, когда
прощались, то желали друг другу: Пусть дарующий жизнь наделит тебя годами жизни
долгими, добрыми и не требующими исправления.
То есть — не доставшимися от
преждевременно умершего человека.
Теперь мы понимаем, почему,
сообщив, сколько лет прожила Сара, Тора еще добавляет, что это были годы жизни
Сары. Сары, а не кого-то другого, ушедшего до срока.
на основе комментария рава Мордехая Бенета
(Венгрия, Чехия, 1753-1829 гг.)
2.
Требование, которое тяжело исполнить
Наша недельная глава начинается
словами — «И жила Сара до ста двадцати семи лет. Это были годы жизни Сары» (Берешит,
гл. 23, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что все годы жизни Сары были одинаково хороши.
С этим замечанием очень трудно
согласиться. Ведь на протяжении 75-ти лет Сара была бездетна. Она с мужем
пережила голод, который погнал их в Египет. В Египте ее забирает себе фараон, но
благодаря вмешательству Всевышнего, возвращает. Затем Авимелех забирает Сару у
Авраама. И снова Творцу приходится вставать на ее защиту.
Взбунтовавшаяся Агарь,
необузданный Ишмаэль — всячески омрачают Саре жизнь.
А вот, 37 последних лет жизни
Сары действительно были хороши. И они не идут ни в какое сравнение с предыдущими
годами.
Так как можно сказать, что все
годы жизни Сары были одинаково хороши?
Когда с разумным, мыслящим
человеком случается неприятность, или даже происходит беда — он старается
проанализировать свои поступки, чтобы определить причину. Он понимает, что
проблемы просто так с Неба не падают. Проблемы — последствия неправильных
поступков, неприемлемых высказываний или мыслей.
Глупец в своих неудачах обвиняет
всех вокруг, злодей злится на Всевышнего, мудрый человек заглядывает в себя.
Мудрость приобрести непросто, но
еще труднее подняться до уровня праведника. А Учителя требуют от нас именно
этого.
Сказано в Талмуде (трактат
Берахот, лист 54), что необходимо благодарить и благословлять за
неудачу и за несчастье точно так же, как за успех и за благо. Это очень трудно.
И лишь единицы способны достичь такого уровня.
Раввин Элиягу Рабинович
(автор более 120-ти книг, Литва – Израиль, 1843-1905 гг.) отличался особой
пунктуальностью. Он никогда не опаздывал. Его уроки всегда начинались вовремя,
строго по расписанию.
Однажды к нему в дом постучалась
беда. Внезапно умерла его любимица-дочь. Сотрудники хевра кадиша
(общество, занимающееся организацией похорон по законам Торы) осведомились, на
какое время назначить похороны. Рав попросил назначить на два часа дня.
К двум часам многие жители
Иерусалима собрались у дома рава Элиягу, чтобы проводить в последний путь его
дочь. Памятуя о пунктуальности раввина, ровно в два прибыли и члены хевра
кадиша. Но к всеобщему удивлению — рав Рабинович в назначенный им же час из
дома не вышел.
Прошло 15 минут, полчаса —
раввина все нет. Люди начали волноваться — не случилось ли чего с отцом, на
которого свалилось такое горе?
Минул час, а из дома так никто и
не вышел. И лишь спустя полтора часа раввин Элиягу Рабинович отправился хоронить
свою дочь.
Во время траурной недели,
называемой шива, кто-то справился у рава, чем была вызвана задержка. И
раввин объяснил.
— Учителя велят нам
благословлять Всевышнего за несчастья точно так же, как и за радостные события,
— сказал он. — Я очень любил дочь и уже видел, как поведу ее под хупу, и
как буду нянчиться с внуками. И вот, она лежит передо мной, неподвижна и
бездыханна. Я должен выполнять заповедь, идти ее хоронить, и при этом испытывать
не меньше благодарности к Всевышнему, как если бы я участвовал в свадебной
трапезе.
Сначала казалось, что мне это не
под силу. Я стал работать над собой, чтобы соответствовать требованию Учителей.
Мне это удалось, только спустя полтора часа…
Тот путь, что проделал рав
Элиягу, того уровня, которого он достиг за полтора часа, большинству не удается
достичь и за целую жизнь.
А вот Сара могла благословлять
за беды так же, как и за радости. И в самые тяжелые моменты жизни, Всевышний был
ей так же близок, как и в минуты наивысшего счастья. С этой точки зрения, все
прожитые ей годы были одинаково хороши.
Раши пишет, что Сара в столетнем
возрасте была такая же, как в двадцать лет. За всю свою жизнь она не допускала
прегрешений.
Интересно, что 100-я глава
Псалмов Давида (Теилим), это — Мизмор ле-тода (песнь
благодарности). А в 20-й главе есть такие слова: «Ответит тебе Творец в день
беды».
Сара, конечно же, благодарила
Всевышнего в моменты наивысшего счастья. И точно так же благословляла Его в день
беды. Поэтому и удостоилась того, что Всевышний отвечал ей.
на основе комментария рава Элиягу Давида Рабиновича Теомим
(известен и как
hа-Aдерет,
автор более 120-ти книг, Литва – Израиль, 1843-1905 гг.)
3.
Сара умерла из-за четырех великанов
О кончине Сары в нашей недельной
главе читаем: «И умерла Сара в Кирьят-Арбе» (Берешит, гл. 23, ст.
2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) приводит два объяснения названия Кирьят Арба.
Место названо так в честь
четырех великанов — Ахиман, Шешай, Талмай и их отец, которые там жили.
Другое объяснение — в честь
четырех супружеских пар, которые там погребены. Это — Адам и Хава, Авраам и
Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея (Мидраш Раба на книгу
Берешит, гл. 58).
Но какое имеет значение, где
умерла Сара?
В Торе говорится о Кирьят Арбе,
конечно же, не ради соблюдения формальностей. Это место, очевидно, имеет прямое
отношение к смерти Сары.
Если принять, что название
Кирьят Арба связано с четырьмя парами (арба, означает четыре), похороненными там
(причем, Сара входит в их число), то уточнение о Кирьят Арба выглядит весьма
уместно.
Но если место названо так в
память о трех братьях-великанах и их отца-великана — при чем тогда Сара и ее
уход из жизни?
В Мидраше приведены некоторые
подробности смерти Сары.
Авраам по велению Всевышнего
повел Ицхака на гору Мория, чтобы там соорудить мизбеах (в условном
переводе — жертвенник) и совершить приношение Ицхака (акедат Ицхак).
Когда Авраам и Ицхак поднялись
на гору Мория (на ней в будущем будет возведен Иерусалимский Храм), к Саре
поспешил Сатан с визитом.
— Скажи, куда направились твой
муж и твой сын? — спросил он ни о чем не подозревающую женщину.
На заре человеческой истории,
кстати сказать, точно так же с вопросом подступил к Хаве Змей.
Так что, дорогие женщины, если к
вам на улице подходит с вопросом незнакомый мужчина, будьте осторожны.
— Авраам повел нашего сына в
йешиву Эвера, — ответила Сара.
Авраам, беспокоясь о Саре, не
поставил ее в известность о том, куда они пошли. Чем тут же не преминул
воспользоваться Сатан.
— Бедная моя, не учить Тору
Авраам ведет Ицхака. На заклание он его ведет…
Сара пошла к великанам и
попросила глянуть, где сейчас ее муж и сын. Те залезли на плечи один другому, и
верхний ей сообщил, что Авраам положил своего сына Ицхака на мизбеах,
связал его, и теперь взялся за нож.
Материнское сердце не выдержало
этих слов, и душа покинула Сару.
Таким образом, даже если Кирьят
Арба получила свое название благодаря четверке великанов, проживавших в ее
окрестностях — это тоже имеет отношение к смерти Сары. Ведь великаны сыграли в
этом далеко не последнюю роль.
Нужно отметить, что в Торе в
связи со смертью Сары упоминается не только Кирьят Арба, но и — Кенаан, будущий
Израиль.
Существует важное правило:
праведники, живущие в Эрец Исраль, оказывают влияние на весь мир. Потому
что Израиль — это сердце, которое оказывает влияние на все органы.
Отмечу, что праведники, живущие
за пределами Израиля — влияют лишь на место своего пребывания.
Точно так же и смерть праведника
в Израиле влияет на весь мир, тогда как смерть праведника за границей ощущается,
по большому счету, только там, где он жил.
Смерть праведной Сары,
безусловно, ощутили жители Кирьят Арбы. Ведь она там жила. Но на всем мире ее
кончина тоже отразилась. Потому что Сара умерла в Кенаане, то есть — на
территории Эрец Исраэль.
На это и намекает фраза — «И
умерла Сара в Кирьят Арбе... в Кенаане»...
на основе комментария рава Авраама Азулая
(автор книги «Хесед ле-Авраам»)
4.
Сына нужно родить, воспитать и женить
Написано в нашей недельной
главе: «Авраам состарился, достиг преклонных лет, и Всевышний благословил
Авраама всем (в оригинале — бе-коль)» (Берешит, гл. 24, ст.
1).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что выражение «бе-коль» (всем) имеет такую же гематрию
(числовое значение) как и слово «бен» (сын).
Таким образом, в этой фразе
содержится намек на то, что Всевышний благословил Авраама сыном.
Письмо-наставление Рамбама
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) своему сыну получило
широкое распространение и известность. Его часто публикуют в сидурах
(еврейских молитвенниках). Среди прочего, в нем есть такие слова: «Счастлив тот,
чьи дни проходят быстро».
Человек, реализовавший свое
предназначение, выполнивший возложенную на него миссию, призывается на Небеса.
Ведь ему больше нечего здесь делать. И он счастлив, — говорит Рамбам. —
Счастлив, что покидает этот низший из миров, мир лжи, мир, где все видится в
искаженном свете.
Но если так, возникает вопрос —
почему наши праотцы дожили до столь почтенных седин?
Авраам прожил 175 лет. Ицхак
дожил до 180-ти. Яаков жил 140 лет.
Неужели они так долго не могли
справиться с возложенной на них миссией, выполнить свое предназначение?
Одно из обещаний Всевышнего
сынам Израиля звучит так: «И обратит тебе Творец на благо твое потомство» (Дварим,
гл. 28, ст. 11).
В нем есть скрытый смысл,
говорящий о том, что порой тому, кто безупречно завершил свои земные дела,
Всевышний дарует долголетие, чтобы он смог еще правильно воспитать и вырастить
детей, привив им любовь к Торе и заповедям.
В начале нашего фрагмента
сказано, что Авраам состарился и достиг благородных седин. То есть, как
говорится в оригинале, Авраам к старости исполнил свое предназначение.
Но почему только в старости?
Ответ в виде намека дан во
второй части фрагмента — потому что «Всевышний благословил Авраама всем».
Слово «всем» (бе-коль),
как мы выяснили, ассоциируется со словом «сын». То есть, Авраам удостоился
долголетия, потому что Творец благословил его сыном, которого Авраам должен был
хорошо воспитать.
В свете сказанного мы можем
лучше понять причину смерти Надава и Авиhу.
О ней мы в недельной главе Бамидбар читаем: «И умерли Надава и Авиhу перед
Всевышним... а детей у них не было» (гл. 3, ст. 4).
В Торе неспроста подчеркивается
бездетность умерших праведников. Будь у них сыновья — Всевышний, вероятно, не
призывал бы их к себе до тех пор, пока они их не воспитали как следует. И не
только воспитали, но еще нашли бы им подходящих жен.
И действительно, Раши в своем
комментарии к нашему фрагменту пишет, что поскольку у Авраама был сын, он был
обязан его женить.
В Талмуде (трактат Кидушин,
лист 29) сказано, что заповедь плодиться и размножаться, лежащая на мужчине,
состоит в том, чтобы найти себе подходящую жену, родить с ней детей и женить их,
чтобы не прерывался род.
Но это — только когда дети
праведники. Утруждать себя ради женитьбы сына злодея, отец не должен.
Поэтому ради женитьбы Ишмаэля,
Авраам палец о палец не ударил. Подходящую партию Ишмаэлю подыскивала Агарь. Как
сказано: «И взяла ему мать жену из Египта» (Берешит, гл. 21, ст.
21).
на основе комментария Хатам Софера
(раби
Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го
вв.)
5.
Пусть бы о духовном переживали хотя бы также как о материальном
Авраам отправляет своего слугу
Элиэзера, управлявшего всем его хозяйством, на поиски жены для Ицхака. Но прежде
он требует, чтобы Элиэзер дал клятву, что не приведет Ицхаку невесту из местных
кенаанских девушек (см. Берешит, гл. 24, ст. 2-3).
Если речь идет о материальных
вложениях, скажем, о приобретении квартиры или инвестировании крупных сумм, люди
обычно относятся к этому очень серьезно и тщательно все проверяют. Стараются
навести справки о репутации владельца компании, в которую собираются
инвестировать, о потенциальном компаньоне с которым планируют вести дела.
Когда же собираются посетить
ресторан, гостиницу или культурное мероприятие — такие характеристики, как
кашерность, сопутствующая атмосфера удостаиваются гораздо менее скрупулезной
проверки. А ведь это оказывает самое непосредственное воздействие на душу.
Чему учит нас Авраам?
В материальных вопросах он
полностью полагался на своего слугу Элиэзера. Авраам доверил ему управлять всем
своим имуществом. Но когда дело касалось духовного — Авраам уже не доверяет
Элиэзеру столь безоговорочно. Он берет с него клятву.
В наше время клятвы сильно
девальвировались. Люди с легкостью клянутся, что приготовленная еда
соответствует самым высоким стандартам кашерности, хорошо зная, что все эти
стандарты, если и соблюдаются, то в основном на бумаге.
Рыночные торговцы, пытаясь
заслужить доверие покупателей, любят украшать свои лавки портретами раввинов и
праведников. А потребителей обмануть несложно. В духовной сфере им удобно
обманываться, они этому даже рады. Так проще. Зачем усложнять?
Сталкиваясь с вопросами,
относящимися к сфере духовности, нужно вспоминать Авраама, который требовал
клятвы от того, для кого она действительно имеет значение.
Когда раввин Арье Лейбуш был еще
совсем молод, по нему уже было видно, что он станет известным раввином,
праведником и знатоком Торы. Поэтому в жены ему сосватали самую желанную для
многих невесту — дочку местного богача.
Правда, очень скоро ей надоели
лавры жены потенциального мудреца и раввина. И она начала настаивать, чтобы муж
помогал ее отцу в торговых делах.
— Нечего целый день корпеть над
книгами, — говорила она. — Лучше научись копейку в дом зарабатывать.
Супруги не смогли найти общий
язык. Их ссоры вспыхивали все чаще и чаще. И их брак, в конце концов, распался.
Раввин большой еврейской общины
решил выдать за Арье свою дочь. Он усластил предложение солидной нидуньей
(приданным), чтобы зятя ничто не отвлекало от изучения Торы.
Но жена раввина (мать невесты)
не разделяла мужнего оптимизма.
— Зачем нам зять, которого
другие презрели и отвергли? — задала она, казалось, резонный вопрос.
Будущий тесть в ответ, как это
водится у раввинов, рассказал притчу.
Один крестьянин всю жизнь
ковырялся в земле. Однажды, когда он усердно вспахивал свое поле, его мотыга
задела что-то твердое. Вскоре он держал в руках ларец, полный изумрудов.
Крестьянин не был ювелиром. И
поэтому (откуда ему знать, что такое изумруд?) он решил, что кто-то собрал и
спрятал урожай бобовых, похожих на чечевицу.
Он принес изумруды домой, сложил
в кастрюлю, добавил воды, посолил и поставил вариться. Прошел час, за ним
другой, а "чечевица" оставалась малосъедобной и никак не желала развариваться.
Раздосадованный крестьянин пошел к соседу посоветоваться. А тот сразу смекнул, в
чем дело.
— Я как раз сварил кастрюлю
чечевицы, и могу ее тебе уступить. А ты мне взамен оставь свою, недоваренную.
Стоит ли говорить, что сосед
нашего крестьянина с тех пор больше никогда не брался за мотыгу.
Знай, жена моя дорогая, —
подытожил раввин, — что Арье подобен драгоценному изумруду. Просто его прошлая
семья не удостоилась понять, какую ценную редкость они утратили…
на основе комментария рава Хаима Соловейчика
(один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Беларусь)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|