New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “ЭМОР”
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст.
21
Почему глава так называется?
По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам
(служителям), сынам Аарона…”.
Эмор в переводе с иврита — скажи .
Обсуждение главы Эмор
04.05.03
Итак, в первой фразе главы Всевышний, обращаясь к Моше, говорит: “Объяви (эмор)
священникам, сынам Аароновым...” (Ваикра, гл. 20, ст. 1). И далее
даются законы .
Вначале — обязательные для
коэнов, затем — для всего народа Израиля (см.
обзор недельной главы
Эмор, первый годовой цикл).
В Торе читаем: “И отсчитайте себе от второго дня празднования, от дня
приношения вами омэра возношения, семь недель; полными да будут они. До
дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новое хлебное
приношение Всевышнему...” (Ваикра, гл. 23, ст. 15-16).
Итак, речь в нашей главе идет о необычных неделях еврейского года. В чем же
особенность этого периода?
Издревле у евреев существует традиция — в период между праздниками Песах и
Шавуот не бывает свадеб. Чтобы не создавать атмосферу радости. Ведь именно в
этот период умерли от эпидемии ученики раби Акивы
(величайший Учитель
Мишны, 2-й век).
В знак траура евреи в эти
недели не бреются и не
стригутся.
Некоторые авторитеты Торы говорят, что запрет на стрижку и бритье
действителен только до праздника Лаг Ба-Омер, который отмечают на 33-й день
отсчета омера, ибо после этого дня. эпидемия начала угасать (об этом см.
— Тур, Орэх хаим, гл. 493, п. 1).
У раби Акивы было 24.000 учеников и все они умерли в этот период, потому что
не относились друг к другу с должным уважением. Мир был в духовном застое, до
тех пор, пока раби Акива не воспитал таких великих раввинов, как раби Меир, раби
Иегуда, раби Йоси, раби Шимон (раби Шимон бен Закай — составитель книги
Зоѓар), раби Элазар бен Шамуа. Эти великие умы восстановили знание Торы .
А может, нет никакой связи между смертями учеников раби Акивы и первыми 33-ю
днями омера ?
Может,
это — лишь совпадение?
Однако дошедшая до наших дней традиция народа Израиля пребывать в дни отсчета
омера в трауре наводит на мысль, что речь тут не может идти о случайности .
В Танахе есть такая фраза: “Каждого, названного именем Моим; и во славу Мной
сотворенного — Я создал…” (книга пророка Иешайи, гл. 43).
Все, что Всевышний, благословенно Имя Его, создал в мире, создано
исключительно во имя славы Его. Как сказано в Мишне, трактат
Авот:
“Творец будет править вечно” (гл. 6).
Эта глава трактата
Авот,
известная под названием “Дарование Торы”, полностью посвящена приобретению
познаний в Торе.
На иврите “слава” — кавод. Обычно слово кавод переводят как —
“уважение”. Однако такой перевод не передает концепцию, заключенную в этом
стихе, поэтому переводчики для обозначения слова кавод здесь выбрали
слово “слава”.
В этом контексте, при чтении перевода может возникать впечатление, что
Всевышний создал этот мир, чтобы реализовать Свою Власть над ним. Но впечатление
это, конечно же — ошибочно и не отражает смысл этого стиха...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
05.05.03
Чтобы действительно понять, что стоит за словами —
“Всевышний
создал Вселенную себе во славу”,
мы должны глубже проникнуть в еврейскую концепцию слова кавод.
Давайте начнем с исследования связи между концепцией этого слова и Торой.
В книге Шемот мы прочли: “И вот что совершить тебе над ними,
чтобы посвятить их на священнослужение Мне...” (гл. 29, ст. 1). А в книге
Мишлей сказано: “Мудрые наследуют почет (кавод)” (гл. 3, ст. 35).
Задумаемся над тем, что приносит человеку истинный почет, истинное уважение.
Только глубокое постижение Торы, — говорят наши мудрецы. И эта мысль
подтверждается во многих еврейских книгах. Например, в Танахе,
в книге
Диврей а-Ямим (“Хроника времен”)
перечислено
множество имен (Адам, Энох и т.д.) Однако рядом с этими именами мы не находим
слово кавод. Оно появляется, когда мы читаем о Явеце: “И был Явец самым
уважаемым среди братьев своих” (Диврей а-Ямим, гл. 4, ст.
9). Почему именно его имя соотносится с интересующим нас словом? Потому что он
постоянно изучал и преподавал Тору.
Как мы должны относится к идее, что не бывает настоящего уважения (кавод),
не связанного с неустанным стремлением к познанию Торы?
Рав Ицхак
Ѓутнер (один из крупнейших
раввинов второй половины 20-го века) обращает внимание на то, что в утренней
молитве в шаббат, читая
Алель
a-Гадоль,
мы 26 раз славим Всевышнего и говорим, что Его Доброта — неисчерпаема и
бесконечна. И задается вопросом: для чего нужно столь многократное повторение
слов о доброте Творца?
Объяснение этому дается в Талмуде. 26 проявлений доброты относятся к 26
поколениям, — говорит раби Иегошуа бен Леви
(великий Учитель
Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века), —
существование которых поддерживались исключительно добротой Всевышнего. Ибо у
них еще не было Торы (об этом сказано в Талмуде, в трактате Песахим,
лист 118).
Но не
получается ли, что доброта
Всевышнего исчерпала себя, как только евреям была передана Тора? Что же, передав
еврейскому народу Свой Закон, Творец перестал “питать” мир добротой?
Нет, “количество” доброты Всевышнего в мире не уменьшилось, — говорит Рав
Ицхак
Ѓутнер. — Произошло лишь
изменение атрибута, которым Он создает мир.
То есть — до дарования Торы, отношение Всевышнего к созданному Им миру
строилось исключительно на Доброте. После дарования Торы, отношение Творца к
миру связано с концепцией понятия кавод ...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
06.05.03
Если человек живет без цели, он полагает, что Всевышний создал мир для него и
ему в этом мире остается лишь получать удовольствие. Но, тем не менее, поскольку
он живет в мире, созданном Творцом, ему, вероятно, следует соблюдать, хотя бы
минимум правил, выраженных в семи законах Ноаха.
Важно осознать, что, не прилагая усилий к познанию Торы, не соблюдая условий,
поставленных перед нами Всевышним, мы можем рассчитывать лишь на Его доброту .
Если сопоставить основанный только на доброте Творца мир с реальными
жизненными ситуациями, получается, что люди, полагающиеся на доброту других,
живут как бы за чужой счет: получают поддержку, ничего не отдавая взамен.
Человек, который постоянно живет за счет других, не заслуживает большого
уважения, не правда ли?
Мир без Торы и был именно таким миром. Человек не имел никаких обязательств,
кроме тех, которые диктовали законы Ноаха, а они, в сущности, заключают в себе
лишь необходимые условия существования любого цивилизованного общества .
Мир Торы также питается добротой Всевышнего. Но это — мир, основанный на
уважении (кавод). В этом мире человек должен совершенствоваться, должен
соблюдать мицвот (заповеди), ибо только их соблюдение может сформировать
личность, достойную быть “созданной по образу и подобию Всевышнего”. Жизнь по
заповедям Торы не сулит легких удовольствий, скорее наоборот — требует огромных
усилий и самопожертвования. Более того, соблюдение мицвот —
главное условие жизни. Ведь Тора предупреждает, что без соблюдения ее законов
мир прекратит свое существование.
В условиях системы, полученной нами на Синае, человек обязан оправдать свое
право на жизнь. Он должен заслужить этот мир, а мир, в свою очередь, продолжает
существовать исключительно потому, что человек должен реализовать свою миссию,
выполнить свое предназначение. Этот мир создан Добротой Творца, однако эта
доброта основана на уважении. Человек, получивший этот мир, должен производить.
Ведь он теперь живет в мире, где нет “бесплатных обедов”. Уважение станет ему
ответом на усилия и достижения. Это — один из аспектов понятия кавод .
Есть и другой аспект, связанный с уникальностью.
Известно: чем реже встречается минерал или металл, тем выше его ценность. К
примеру, золото. В природе этот металл находят достаточно редко. Поэтому и цена
его — высока. А платина — еще реже, потому ее стоимость — еще выше.
Другой пример — искусство. Картины приобретают более высокую цену после
смерти художника, потому что они становятся неповторимыми, поскольку их
создателя больше нет. Так, скажем, картины Рембрандта имеют “астрономические”
цены .
То же самое происходит с людьми, одаренными редкими талантами. Такие люди
становятся в чем-либо — уникальными. Допустим, великие ученые или — великие
актеры... По-настоящему великих людей очень мало. Общество щедро одаривает их и
материальными благами и вниманием.
Однако же люди, конечно, гораздо сложней самых редких минералов или редких
живописных полотен. Человеческая ценность зависит не только от того, насколько
уникален их талант, но —
определяется многими
критериями.
Чтобы лучше понять истинные смысл понятия кавод (почет, уважение),
обратим внимание, как это принято в еврейской традиции, на то, что числовое
значение (гематрия) слова кавод равно 32. Та же гематрия и
у слова лев — сердце. И это не случайно. Ведь мера уважения, которой
одаривают человека окружающие прямо связана с “широтой”, отзывчивостью его
сердца. ..
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
07.05.03
Прекрасный критерий измерения общественных ценностей — распределение
предпочтений (почета и уважения) в обществе.
Возьмем для примера современное общество. В нем восхищаются звездами спорта и
эстрады, оказывают уважение находящимся у власти политикам ,
знаменитым журналистам, в то время как блестящие ученые, одаренные учителя и
религиозные деятели часто живут в нищете и безвестности. Имя американского
бейсболиста Бэйба Рута известно гораздо большему числу американцев, нежели имя
Александра Флеминга, который открыл лечебные свойства пенициллина.
Таким образом, соотношение лев — кавод в нашем обществе демонстрирует,
что спорт и развлечения для многих людей имеют большую ценность, нежели области
знаний и морали.
Теперь посмотрим, какова связь между понятием кавод и Торой.
В мире, питаемом добротой Всевышнего (до получения Торы), жизнь
фокусировалась на удовольствиях и развлечениях, а область знаний занимала
место где-нибудь “на галерке”. Человек, имеющий особый талант к чему-то, что
способно вызвать у людей физические ощущения, сулил гораздо больше удовольствий,
нежели другой, занятый составлением, скажем, “скучных” учебников, от которых,
тем не менее, зависит уровень развития человеческих познаний.
В мире Торы, где акцент в первую очередь, ставится на совершенствовании, а не
на получении удовольствий, кавод будет распределяться иначе .
Самый большой почет, согласно Торе, заслуживает мудрец и праведный человек.
Но есть еще один, третий аспект понятия кавод — тот, который
возвращает нас к истории с учениками раби Акивы.
Как мы отметили ранее, уважение (почет) в среде современных людей
определяется уникальностью. Если бы на небосклоне искусства сияли тысячи таких
звезд, как, к примеру, Рембрандт, много ли славы досталось еще одному “такому
же” художнику? То же самое и в идеальном обществе, изучающем Тору, возводящем
мудрость на самый высокий пьедестал ...
Не много славы доставалось на долю каждого из 24.000 выдающихся ученых Торы.
То неуважение, с которым ученики раби Акива относились друг к другу — просто
показатель большого количества высоко одаренных учеников, достигших высокого
уровня в познании Торы. Но что в этом плохого?
Талмуд учит нас: каждый человек создан уникальным. Поэтому Тора считает, что
тот, кто разрушил чью-то жизнь, разрушил целый мир; а тот, кто спас жизнь — спас
целый мир (об этом см. — Талмуд, трактат Санѓедрин, лист 37).
Что из этого следует? Ведь когда был создан Адам, он был, бесспорно,
уникальным. Но сегодня, когда миллионы людей населяют этот мир, как можно
сравнивать каждого индивидуума с Адамом?..
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
08.05.03
Рав Ицхак
Ѓутнер объясняет: каждый
человек уникален. В истории человечества не рождалось еще двух индивидуумов,
имеющих одинаковое восприятие и осознание чего бы то ни было. Каждый имеет свой
собственный склад ума, свой, неповторимый характер, свои эмоции. Каждый человек
— уникален, и во всем космическом пространстве нет его
двойника.
Огромная численность население земного шара, несомненно, затушевывает эту
истину, но никакое количество не может ее изменить.
Однако выдающийся легкоатлет, пробегающий определенное расстояние за самое
короткое время, принципиально не отличается от другого легкоатлета, повторившего
его результат. Даже если первому посчастливилось удержать мировой рекорд, это
все равно — ненадолго.
Подобное не принципиальное отличие подходит к любому из качеств, которыми так
восхищается современное общество, за исключением тех, которые проявляются в
области знаний. Знания — продукт человеческого восприятия, и они — оригинальны,
своеобразны и неповторимы.
Период дней омера (см. на сайте
Сфират а-омер )
— дней между праздниками Песах и Шавуот — это период ожидания, период счета дней
до момента получения Торы.
Заповедь считать дни проистекает из удивительного ожидания и символизирует
переход из одного мира — к другому: от мира 26-ти поколений людей,
посвящавших себя удовольствиям — к миру Торы, который основан на уважении и
посвящен совершенствованию.
В мире, где “правит” кавод, уникальность человека заключена в его
способности к усвоению знаний. И почет в таком мире оказывают тем, чей талант
помог людям повысить уровень познания. Одна из наиболее важных сфер
человеческого познания, заслуживающая наибольшего почета
— область
познания Торы. Ведь без Торы мир держался бы лишь на доброте Всевышнего, и жизнь
человека ограничивалась бы лишь определенными общественными законами, а сам он
не имел бы ни обязанностей ни ответственности.
Ученики раби Акивы достигли в изучении Торы колоссальных высот. Однако,
поскольку их было так много, они были не в состоянии воспринять уникальность
друг друга и не чувствовали друг к другу должного уважения, демонстрируя тем
самым полное непонимание смысла понятия — кавод, который несла с собой
Тора. В этой ситуации состояние ожидания дня Шавуот утратило смысл. Если
знание Торы не приносит каждому ученому Торы заслуженный кавод,
независимо от числа ученых, то само дарование Торы на Шавуот ничего не
изменит.
Тридцать третье слово в Торе (если считать от первого слова берешит —
“в начале...”) — слово тов, что в переводе на русский язык означает —
“хорошо”. В этом фрагменте Тора говорит о первом деянии Всевышнего — создании
света: “И увидел Всевышний свет, что он — хорош ”
(Берешит,
гл. 1, ст. 4).
Этому предшествует 32 слова, а их количеству соответствует гематрия
(числовое значение ивритского слова, когда каждой букве соответствует
определенное число) слова лев — “сердце”.
Свет, который Создатель излучает в этот мир — это свет Торы, указывающий
человечеству путь, следуя которому люди могут прийти к цели и стать достойными
уважения.
Между 33-м днем омера и 50-м днем, днем дарования Торы — 17 дней.
Число 17 — гематрия слова тов. Если разделить дни омера на
первые 32 и последние 17, то мы получаем гематрию слов лев тов,
означающих — “хорошее, доброе сердце”, то есть — сердце, которое знает, что
истинное уважение полагается за усилия в постижении мудрости Торы...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|