New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая
книга Торы - Берешит, от начала и до
гл. 6, ст. 8.
Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале
сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но
не совсем точном переводе).
В начале на иврите -
берешит.
Обсуждение главы Берешит
23.10.05
Итак, мы вновь начинаем читать Тору с
самого начала и возвращаемся в бесконечно
далекие времена, когда наш мир только
зарождался. В обзорах прошлых лет мы
рассмотрели многие аспекты процесса
Сотворения мира (см. на сайте обзоры
недельной главы Берешит ,
первый,
второй,
третий
и четвертый годовые циклы обсуждения). В
этом году - предпримем попытку исследовать
один из наиболее интригующих моментов:
сотворение человека, а точнее - разделение
полов. Интересный факт: все остальные
живые организмы с самого начала были
созданы Творцом либо мужского, либо
женского пола. Но с человеком Всевышний
поступил иначе. Он создал существо, Адама,
наделил его душой и разумом, но «поделил»
его на мужчину и женщину - потом. Причем - по
желанию самого Адама.
В тексте Торы читаем: «И сказал Всевышний:
нехорошо быть человеку одному; сделаю ему
подмогу, соответствующую ему. И образовал
Всевышний из земли всех животных полевых и
всех птиц небесных, и привел к человеку,
чтобы видеть, как он назовет их. И как
назовет человек всякое живое существо, так
и будет оно называться. И нарек человек
имена всем скотам и птицам небесным, и всем
зверям полевым; а для человека не нашел Он
подмоги соответствующей. И навел Всевышний
на человека крепкий сон; и, когда тот уснул,
взял одно из ребер его, и закрыл плотью то
место. И перестроил Всевышний ребро,
которое взял у человека, в женщину, и привел
ее к человеку. И сказал человек: на сей раз
это кость от моих костей и плоть от плоти
моей; она будет называться иша (женщина),
ибо от иш (мужчины) взята она»
(Берешит,
гл. 2, ст. 18-23).
Озадачивающий отрывок, ни так ли?
Для того, чтобы разобраться в этом
феномене, выделим два момента:
1. Всевышний сам решил - «нехорошо человеку
быть одному».
Слово «хороший »
(разумеется,
в оригинале на иврите; в данном случае
употреблено слово - тов), - пишет Рамбан
(Рабейну
Моше бен Нахман
- Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го -
начало 13-го вв.), комментируя этот отрывок, -
имеет дополнительное значение - «вечный».
Слово тов неоднократно употребляется в
первой главе Берешит. Сказано,
например: «…И увидел Всевышний свет, и
увидел, что он - хорош» (Берешит, гл. 1,
ст. 4). И это означает, что,
создавая свои творения, Всевышний наделил
их вечной жизнью. В этом контексте слова
Всевышнего - «нехорошо быть человеку одному»
означали,
что человеческое существо -
нежизнеспособно, если оно не разделено на
мужчину и женщину. И тут естественным
образом возникает весьма принципиальный
вопрос: почему Творец сразу не создал
мужчину и женщину?
2. Раши
(раби Шломо бен Ицхак - величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
комментируя тот же отрывок, концентрирует
внимание на эпизоде с присвоением имен всем
живым существам. В частности, он отмечает,
что описание этого события вставлено в
текст между выводом Всевышнего - «нехорошо
человеку быть одному» и актом создания
женщины. И объясняется это тем, что Творец
мира хотел, чтобы у самого Адама родилось
желание найти себе пару, чтобы он понял
необходимость существования женщины.
По каким-то, неведомым нам соображениям,
Всевышний прервал процесс создания
человека в двух его «вариантах». Создал
мужчину и остановился на этом. Несмотря на
то, что вопрос о необходимости создания
женщины, безусловно, был ясен ему и без
какого-либо участия Адама. Всевышний не
консультировался с Адамом по поводу других
своих творений. Почему же именно здесь Ему
понадобилась «консультация» Адама? Почему
для создания женщины Творцу понадобился импульс,
исходящий от первого человека на земле?..
24.10.05
Интересно, что еще до процитированного
выше отрывка (Берешит, гл. 2, ст. 18-23) в
Торе читаем: «И сотворил Всевышний человека
по образу Своему, по образу Своему сотворил
его; мужчину и женщину - сотворил Он их» (Берешит,
гл. 1, ст. 27). То есть сначала сказано, что
Творец создал «мужчину и женщину», а потом
выясняется, что в мире появился только Адам?
Как нам это понимать?
Вначале Всевышний создал Адама -
человеческое существо, в котором были
заложены и мужское и женское начала, -
разъясняет Раши, исследуя Мидраш (одна из
составляющих Устной Торы) на данную тему. -
История
создания женщины, которая дана во второй
главе (см. выше) - это описание процесса
разделения мужского и женского начал в
Адаме и сотворения двух обособленных
существ.
Как нам это понимать? Что означает - первый
человек на заре своего существования
сочетал в себе два начала?
Дело тут в том, что человек - очень сложное
творение. В отличие от других форм жизни
этого мира, процесс создания человека
протекал на нескольких «этажах» вселенной
и на разных уровнях - духовном и физическом.
Описывая этот «многослойный» процесс
сотворения человека, - отмечает рав Хаим
из Воложина (выдающийся Учитель, Литва,
конец 18-го - начало 19-го вв.; в 19 лет стал «ближайшим
учеником» Виленского Гаона), анализируя
тест книги Берешит, - Тора
использует три разных глагола. Это - глагол
бара (Берешит,
гл. 1), глагол вайицер
(Берешит,
гл. 2) и вайа’ас
(Берешит,
гл. 5). Глагол бара употреблен в описании
процесса
создания души (на иврите - нешама),
глагол вайицер выражает процесс
создания высшего «этажа» человеческой души
(руах), связанного с высшими мирами. И,
наконец, глагол вайа’ас передает
процесс создания физического облика
человека.
Глагол
бара употреблен в эпизоде, где
описывается создания нешамы - души
человека, который еще представлял собой
существо, совмещающее в себе мужское и
женское начала.
Однако глагол вайицер (создание руаха)
уже используется во фрагменте, где
говорится о двух человеческих существах -
мужчине и женщине.
Что нам дает это разъяснение? Оно
позволяет понять, почему другие живые
существа изначально были созданы парами, в
то время как человек имел одновременно
мужское и женское начала в одной телесной
оболочке. Человек по сути своей - существо
духовное. Не внешние черты - размер глаз, рта
и т.п., но - духовность определяет его как
личность. Тело - лишь «одежда» души.
Описания процесса создания мужчины и
женщины в Торе недвусмысленно говорят нам,
что мужское и женское начала в человеке -
феномен духовный, а физические признаки - не
существенны.
Кроме того, уже в первой главе Берешит
присутствует идея воспроизведения
потомства - на уровне брия (один из
уровней высшего, духовного мира), до
разделения человека на мужчину и женщину.
Как сказано: «И благословил их Всевышний, и
сказал им: плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю, и овладейте ею...»
(Берешит,
гл. 1, ст. 28).
В конце шестого дня Сотворения мира
Всевышний одновременно делает два
заявления. Первое - «И увидел Всевышний все,
что Он создал, и вот - хорошо весьма» (Берешит,
гл. 1, ст. 31). И второе - « …нехорошо
быть человеку одному»
(Берешит,
гл. 2, ст. 18).
И действительно, вполне можно было
сказать ,
что создание человека - очень хорошая идея.
Ведь до разделения полов человек был
существом духовным, он мог жить вечно, мог
воспроизводить потомство, властвовать над
другими живыми существами и общаться с
Творцом мира.
Следует отметить, что все другие живые
существа (за исключением человека)
создавались на уровне асия (физический
мир, мир действия). В животном мире сразу же
появились на свет, как мы уже говорили, «мужские»
и «женские» особи. Только у человека
отделение мужского начала от женского
произошло не на уровне асия, но - на
уровне олам
Йецира
(абсолютный мир, мир абсолютной духовности).
Это и описывается во второй главе книги Берешит.
26.10.05
Подчеркнем, что речь не идет о проблемах
воспроизводства или выживания. Как мы уже
здесь говорили, человек и до разделения
мужского и женского начал обладал этими
возможностями. Проблема была - в
одиночестве.
Чтобы убедиться в этом, попытаемся
заглянуть под поверхностный слой фразы,
произнесенной Всевышним: «И сказал
Всевышний: нехорошо быть человеку одному;
сделаю ему подмогу, соответствующую ему»
(Берешит,
гл. 2, ст. 18).
Что Тора имеет в виду, когда говорит, что
женщина - «подмога»? До этого мы прочли, что
потенциальной помощницей может быть не
только женщина. Когда Адам дает имена
животным и птицам, которых Всевышний
проводит перед ним, Тора пишет: «И нарек
человек имена всем скотам и птицам небесным,
и всем зверям полевым; а для человека не
нашел Он подмоги соответствующей» (Берешит,
гл. 2, ст. 20).
Мы понимаем, что «помощником» не может
стать существо, которое занимает в мире «второстепенное»
положение. Мы обращаемся в наших молитвах к
Творцу как к помощнику. Мы говорим: «Ты -
Царь, который помогает, спасает и
защищает» (заключительная часть первого
благословения молитвы Амида). Без
помощи человек не в состоянии реализовать
свой потенциал в нашем реальном мире.
Процесс воплощения потенциала в
реальность имеет два основных элемента.
Первый - понимание того, что мы хотим
осуществить на практике, какова наша цель.
Второй - план реализации замысла. Человек
должен представлять себе, как приспособить
к действительности объект его мечтаний, как
«вписать» его в реальный мир.
Мы называем Всевышнего - «Помощником»,
потому что мы нуждаемся в Его помощи, чтобы
реализовать любое спланированное нами дело.
Так же и женщину Тора именует «помощницей»,
потому что без ее помощи человек не может
реализовать свой потенциал…
Любая
форма жизни на земле может нуждаться в
помощи, основная концепция которой состоит
в том, чтобы сохранить вид, в том числе - и
путем размножения. В мире человека эта
концепция несравнимо сложней. Люди не
только производят на свет потомство, они
осуществляют свои идеи и планы, реализуют
свой потенциал, которым их наделяет
Всевышний. Люди растят детей, вселяя в них
свою духовность, рассчитывая при этом
привить им духовность определенного уровня.
Потомство человека, если его правильно
растили - нечто гораздо большее, нежели
биологическое продолжение родителей.
Человек нуждается в помощи, чтобы выразить
себя духовно и физически. И для того, чтобы
реализовать свой потенциал, человеку, как
сказано в Торе, необходима женщина.
Подводя итог тому, о чем здесь говорилось,
можно сказать, что с духовной точки зрения,
душа человека (нешама - «этаж» души,
связанный с Творцом; см. на сайте ответ «Об
уровнях души» ,
раздел «Спроси у раввина»), созданная в
высших духовных мирах (Берешит, гл.
1), не нуждается в отделении мужского начала
от - женского. В духовном мире человек
гармонично вписывается в мироздание - как
некая модель всего Творения.
В Торе читаем: «...по образу Всевышнего
сотворил его (человека), мужчину и женщину,
сотворил их» (Берешит, гл. 1, ст. 27). И
мы понимаем: Небо - дает, Земля - принимает;
человек как модель - это и мужчина и женщина.
Однако физическая оболочка души - тело
человека связывает его с нашим
материальным миром. Оно, человеческое тело,
имеет те же потребности, что и другие формы
земной жизни. С этой точки зрения, люди мало
чем отличаются от представителей земной
фауны. На уровне физического существования
человечества разделения мужского и
женского начал имеет прямой смысл.
Однако и на физическом уровне человек
имеет особенность, принципиально
отличающую его от остальных живых созданий
- в земном мире он наделен свободой выбора.
И это означает, что перед ним открыта
возможность познания Творца, что у него
есть потенциал, благодаря которому он может
исправить ошибки и снова стать гармоничной
частью высших миров.
Свободу
выбора человек реализует в земном мире. Но «расположена»
она в его духовности. На «этаже»
человеческой души, который именуют
термином руах (на этом «этаже»
формируются эмоции, побуждения и
устремления человека).
27.10.05
Высшие
«этажи» души человека, в частности - уровень
нешама, были созданы Творцом чистыми и
возвышенными. Поэтому нешама влечет
человека к духовности и самоотверженности.
В то же время физическая форма
существования человека с самого начала -
материалистична. В той или иной степени в
ней проявляется человеческий эгоцентризм.
Самый нижний «этаж» человеческой души - нефеш,
напрямую связанный с телом (физической
оболочкой души) стремится как бы «замкнуть»
человека на себе, на удовлетворении
собственных физических потребностей.
Уровень руах находится между этажами нефеш
и нешама .
Поскольку уровень руах
непосредственно связан со свободой выбора,
именно эта часть души ответственна за
принятие решений всех возникающих на пути
человека проблем. И среди прочих - проблема
противостояния одиночеству. Ее человек
должен был решить сам. Он сам должен был
определить, нужна ли ему «помощница».
Поэтому-то Творец и ждал, когда Адам примет
свое решение (см. начало обзора).
Это - непростой вопрос.
С одной стороны, разделение мужского и
женского начал дарит людям чудо любви и
красоту взаимоотношений. С другой -
приносит страдания, непонимание и раздоры,
которые могут возникать в процессе
развития отношений мужчины и женщины.
Чтобы понять, что стоит за разделением
начал на уровне руах ,
в
определенном ракурсе проанализируем
первую в истории человечества ошибку,
которую совершил Адам, ослушавшись
Всевышнего…В Торе читаем: «И увидела жена,
что дерево хорошо для еды, и что оно - услада
для глаз, и вожделенно дерево для познания;
и взяла плоды его, и ела»
(Берешит,
гл. 3, ст. 6).
Возникает вопрос: почему Змей
провоцировал на нарушение запрета
Всевышнего женщину? Почему он даже не
пытался столкнуть с правильного пути Адама?
Ответ прост: потому что именно от женщины
зависело решение. Что надо есть и чего есть
нельзя - принятие такого решения требует
взаимодействия с внешним миром и лежит в
области реализации идей. А это - поле
деятельности женщины.
Хава (в русском прочтении - Ева) взвесила «за»
и «против» и приняла свое решение, а ее муж
лишь принял его как руководство к действию.
Именно она, не Адам, определяла, что взять из
окружающего мира и что - отклонить.
Это
ясно обозначено в тексте Торы. Когда
Всевышний спросил Адама: «Не от дерева ли, о
котором Я заповедал тебе не есть от него, ел
ты?», тот тут же ответил: «...жена, которую Ты
дал мне, она дала мне от дерева, и я ел»
(Берешит,
гл. ст. 11-12).
Иными словами, история первого падения
человека со всей очевидностью говорит нам:
если бы Творец на духовном уровне не
отделил мужское начало от женского, не было
бы и этого первого падения. Если бы оба
начала - мужское и женское - составляли бы
одно целое, единую сущность, «баланс» между
телом и душой позволил бы человеку устоять
перед соблазном, старания Змея не
увенчались бы успехом.
После разделения начал на уровне души,
женщина оказалась ответственной за
претворение идей в жизнь. Потому что она,
по сравнению с мужчиной, более тесно
связана с материальным миром. И, как
следствие - наделена более ясным пониманием,
что происходит в этом мире, с каким типом
реальности мы имеем дело и чего необходимо
в этом мире избегать.
С другой стороны, мужчина при разделении
получил преимущество в сфере абстрактных
идей. И также обладал энергией,
необходимой для их реализации.
Для достижения завершенности
человеческой души необходимы и женские и
мужские качества. Начальный План
предполагал, что на женщину ляжет
ответственность за использование энергии
для реализации абстрактных идей мужчины.
Поэтому она и приняла первое, роковое для
истории человечества решение. Но, совершив
ошибку, она утратила роль лидера, хотя не
потеряла способность претворять
абстрактные идеи в жизнь.
Что касается проблемы, поднятой во второй
главе Берешит (о разделении
мужского и женского аспектов на уровне руах),
то поскольку это -
уровень, на котором на основе свободы
выбора принимаются решения, здесь
неизбежно совершаются ошибки, и, как
следствие - возникают раздоры и дисгармония.
Но именно в этой сфере, в сфере
ответственности, человек несет бремя
необходимости выбирать (принимать решения).
И здесь одиночество ощущается особенно
остро.
Всевышний с самого начала знал, что
человеку не вынести груз одиночества.
Поэтому и сказал - «нехорошо быть человеку
одному» .
И, тем не менее, на духовном уровне, все
решения должны быть приняты человеком. Это -
область реализации его свободы выбора.
Только после того, как Адам сам понял, что
ему нужен «помощник», Всевышний осуществил
свое изначальное намерение...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|