New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Берешит”
Место в Торе:
Первая
книга Торы - Берешит, от начала и до
гл. 6, ст. 8.
Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: “Вначале
сотворил Всевышний...” (дана в принятом, но
не совсем точном переводе).
В начале на иврите - берешит.
Обсуждение главы Берешит
19.10.03
Смысловые пласты Торы - неисчерпаемы. Но
прежде чем заново перейти к ее началу и
погрузиться в неведомые нам глубины, мы
повторим, быть может - в несколько ином
ракурсе, основы концепции происхождения
человека, которые, конечно же,
рассматривались в обзорах прошлых лет (см.
на сайте обзор недельной главы Берешит,
первый
и второй годовые циклы). Нам это важно не
только потому, что описание процесса
сотворения человека - центральный момент
всей нашей недельной главы. Но и потому, в
частности, что человечество так и не
постигло во всей полноте суть и истоки
этого сложного акта Творения. И до сих пор
пытается исследовать человеческую природу,
опираясь на «рукотворные» научные теории.
Обобщая развитие человеческой мысли в
этом направлении, отметим существование
двух главных теорий происхождения рода
людского.
Первая - ближе к естественным наукам и
впервые сформулирована английским ученым
Чарльзом Давриным. Согласно гипотезе
Дарвина, человек - высокоорганизованное
животное, продукт эволюционного процесса,
которому удалось дотянуться до вершин «генетической
шкалы», одержав верх в борьбе между «первобытными»
видами живой природы. Детали этой теории
претерпевали те или иные изменения, но суть
концепции - «выживает сильнейший» -
оставалась неизменной.
Вторая - условно ее можно назвать «философской»
- исходила из постулата, что человек -
создание духовное. Его физическое обличье (тело)
играет «второстепенную роль». Однако
человеческий мозг представляет собой
уникальный феномен космического значения.
Его сложнейшая «структура» не могла
развиться из низших форм жизни. А,
следовательно, вполне резонно предположить,
что человек - пришелец на Земле, а его
происхождение связано с другими
галактиками.
А теперь, читая текст Торы и используя
материалы исследования наших Учителей,
попытаемся разобраться в том, что сам
Творец говорит по этому поводу.
«Каждый человек контролирует свое
поведение, - пишет Рамбам (великий Учитель,
комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания - Египет, 12 век) - Если он решит вести
праведный образ жизни и стать цадиком,
он может это сделать. Если же он изберет
неверную дорогу и решит стать раша (порочным
человеком), он может сделать и это. В Торе
сказано: «...вот,
Адам стал как один из нас в познании добра и
зла, и теперь, даже если он протянет руку,
сорвет плод с дерева Жизни и съест его, он не
будет жить вечно» (Берешит, гл. 3, ст.
22).
Иными словами, человек уникален в
мироздании, и нет другого создания,
подобного ему, ибо только человек способен:
1) ресурсами собственного мышления, без
всякой помощи извне, определить, что -
правильно, а что - неправильно;
2) действовать по собственному усмотрению
и разумению - так, что никто не может его
остановить.
Если вышесказанное верно, это означает,
что человек (в принципе) может
самостоятельно принять решение съесть плод
Древа Жизни и осуществить это, если он
останется в Ган Эдене (райском саду).
Поэтому Всевышний изгоняет его из сада» (Рамбам,
Законы тешувы, гл. 5, раздел 1).
Из текста Торы следует, что в райском саду
было два особых дерева: Дерево Познания
Добра и Зла, плоды которого были запрещены
Адаму, а он, отведав такой плод, нарушил
запрет; и Дерево Жизни (Берешит, гл. 3,
ст. 22). Плод Дерева Жизни вначале не был
запрещен Адаму, ибо Всевышний изначально
создал Адама бессмертным. Но после того, как
Адам ослушался Творца, Всевышний вынес ему
приговор: отныне человек будет смертен.
Поэтому Он, естественно, не оставил Адама в
райском саду, где он мог есть плоды Древа
Жизни и тем самым - изменить приговор
Всевышнего.
Но возникает вопрос, если Всевышний мог
изгнать человека из Ган Эдена, Он точно
также мог сделать Древо Жизни недоступным
для человека, но при этом позволить ему
остаться. В чем концептуальная разница
между решением, которое принял Творец (изгнав
Адама из Ган Эдена, чтобы лишить его
возможности есть плоды Дерева Жизни) и - «альтернативным»
(оставить человека в Ган Эдене, но
сделать так, чтобы Дерево Жизни было вне
досягаемости)?..
20.10.03
Отвечая на этот вопрос, Рамбам
подчеркивает, что даже Всевышний не может
прямо вмешаться в проявление свободы
действий человека.
Его вмешательство могло бы принять одну
из двух форм:
1. Всевышний мог запрограммировать мозг
человека таким образом, что человек даже не
попытался бы приблизиться к Древу Жизни.
2. Всевышний мог ограничить волю человека
настолько, что он не поддался бы соблазну
съесть плод с Дерева Жизни.
Но оба варианта означали бы отмену
свободы воли человека, исказив саму идею,
которая именно в том и состояла, что человек
сам должен был решать, что - хорошо, что -
плохо.
Лишение человека свободы воли означает,
по сути, его разрушение, ибо способность
осуществить собственный выбор - не просто
одна из предоставленных человеку
возможностей, но - сама сущность человека. И,
поскольку Всевышний не планировал
разрушение человека, он вынужден был
изгнать его в такую среду, где он мог бы
неограниченно пользоваться данной ему
свободой воли, но - не имел доступа к Дереву
Жизни.
Таким образом, с точки зрения Торы,
сущность человека - свобода его воли. То
есть, быть человеком означает -
возможность принимать решения и
осуществлять их. Ограничение свободы воли -
дело людей.
В самом деле. Первое взаимодействие между
Всевышним и человеком связано с концепцией
награды и наказания, как последствий
реализации свободы выбора. Согласно Торе,
положение, в котором находится
человечество и мир его обитания - результат
первого, проигранного человеком сражения
с Сатаном (собирательный образ
существующих внутри единой системы
мироздания отрицательных сил, толкающих
человека на дурные поступки). Это наш,
человеческий выбор привел к изгнанию из Ган
Эдена и решению Всевышнего сделать
человека смертным. Тора подчеркивает, что
смертность человека и его жизнь, полная
борьбы, страданий и тяжелого труда -
результат выбора, сделанного Адамом. При
сотворении Всевышний готовил ему другую
участь.
Существует ли свобода выбора в
действительности?
Психолог сказал бы, что человек свободен с
той точки зрения, что большинство решений
он принимает сам и не существует внешней
силы, вынуждающей его принимать эти решения.
И, тем не менее, эта свобода иллюзорна.
Каждый индивидуум наделен разумом, который
по сложности и совершенству превосходит
самый современный компьютер. Мозг каждого
человека запрограммирован особым образом,
и на его формирование оказывали влияние
наследственность и среда, в которой человек
находился в раннем возрасте - факторы, для
каждой отдельной личности, обладающие
своими особенностями. В то же время, как
наследственность, так и среда формирования
человека - факторы, которые сам человек не
выбирает.
Эта программа, сформированная вне выбора,
«выгравирована» в человеческом мозге, и
всякий раз, как только человек стоит перед
выбором, она подсказывает, как
оптимизировать его возможности. И,
поскольку эта программа, по сути, выходит,
навязана человеку, он вынужден делать выбор,
заведомо предопределенный этой программой…
21.10.03
Психолог, придерживающийся такой позиции,
способен предположить, что в определенных
условиях, можно изменить заложенную в
человеческом мозге программу. Это,
несомненно, потребует усилий. Но эти усилия
принесут плоды лишь в том случае, если в
самой программе изначально существует
возможность изменений. Следовательно, даже
желание трансформировать программу не
является проявлением свободной воли
человека.
Поэтому, заключает психолог, свобода
воли - это, скорее, ощущение, нежели
реальность. Нам только кажется, что мы,
выбирая то или иное жизненное решение,
действуем в соответствии с нашими
желаниями, и поэтому - свободны. Но в
действительности эти желания в нас
запрограммированы - эволюционным процессом
и средой, в которой человек формировался в
раннем возрасте.
Посмотрим, что мы можем противопоставить
такому психологу.
В своей работе Дерех а-Шем раввин
Моше Хаим Луцато (Рамхаль - один из
крупнейших Учителей Торы, великий
каббалист; Италия - Эрец Исраэль, 18-й век;
автор нескольких десятков книг) так
описывает человека:
«Человек, как он создан Всевышним, состоит
из противоположностей.
С одной стороны, он - земное существо и
действует, подчиняясь своим физическим
желаниями и ощущениям, как любое животное.
Эта составная человека непроницаема для
духовности и лежит в основе
эгоцентрического отношения к жизни. Эта
часть человеческой сущности
руководствуется в принятии решений лишь
соображением, получит ли он удовольствие и
вознаграждение в результате сделанного
выбора.
С другой стороны, Всевышний снабдил
человека душой. Человеческая душа
абсолютно равнодушна к физическому
удовольствию; корысть, эгоизм для нее - не
мотивация. Ее заветное желание -
воссоединиться со своим Источником и стать
частью вечности. Именно благодаря душе
человек способен находить удовольствие в
обретении знаний, способен устанавливать
бескорыстные отношений с другими людьми и с
Творцом.
О двойственной природе человека ясно
говорится в Торе: «И создал Всевышний
человека из праха земного, и вдунул в ноздри
его дыхание жизни, и стал человек существом
живым» (Берешит, гл. 2, ст. 7).
Комментируя эту фразу, Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман
- Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го -
начало 13-го вв.) объясняет: Всевышний создал
Адама вместе с другими животными - в шестой
день Творения. Но в Адама он «вдохнул» душу,
превратив его этим актом в человека. Таким
образом, душа человека - это как бы его «программное
обеспечение», а тело - «аппарат»,
позволяющий реализовывать программу на
практике.
Каждый из компонентов дает что-то
позитивное человеческой цельности. Основы
индивидуальности, например, находятся в
теле, но способность совершать
бескорыстные поступки, помогая другим,
строить отношения с окружающими - это
прерогатива души.
Рав Луцато объясняет: между душой и телом
существует неразрывная связь. Человек
может быть человеком только при условии,
что имеет обе необходимые составляющие.
Заберите у человека душу - и он станет
животным. Заберите тело - и его просто не
будет.
Отделение души от тела - явление, которое
мы называем «смертью». На самом деле «смерть»
- временное состояние. Уходом из этого мира
мы исправляем вред, нанесенный проступком
первой в истории человечества пары (Адам и
Хава). Когда этот вред будет окончательно
устранен, человек снова, уже - навечно,
обретет единство тела и души. Это
произойдет в период воскрешения из мертвых…
22.10.03
Двойственная природа человека, хотя и
позитивная в своей основе, вызывает, тем не
менее, постоянный конфликт, поскольку душа
и тело имеют разные, диаметрально
противоположные интересы и «не
желают» быть частью одного целого.
Каждая из этих противоположностей
старается увлечь человека в своем
направлении. Зная об этом, Всевышний дает
свойствам тела и души возможность
преобразовывать свою противоположность.
Например, тело может чрезвычайно
обогатить простое физическое действие,
придав ему полу-духовный аспект. Допустим,
культурный человек идет в самый изысканный
ресторан просто для того, чтобы
удовлетворить свою физическую потребность
в еде. Он получит эстетическое удовольствие
от красивой и комфортной мебели, от
элегантной сервировки стола,
предупредительности официантов и, конечно,
прекрасно приготовленной еды… Таким
образом, он поднимает обычное плотское
удовлетворение потребности в пище - на
более высокий уровень.
С другой стороны, душа может
преобразовывать тело, придавая особый
смысл самым обыкновенным действиям. К
примеру, Тора требует, чтобы соблюдающий
традицию еврей досыта ел и пил в шаббат и в
праздничные дни, наслаждаясь
приготовленной пищей, хотя основное
внимание в такие дни уделяется не
физическому, но - духовному аспекту
человеческого существования.
Проблему - что будет превалировать в жизни
человека: физическое или духовное, должен
решить он сам. Это - реализация данной ему
свободы выбора.
Как это осуществляется на практике?
Человеческая душа имеет, образно
выражаясь, три основные «этажа»: нефеш, нешама
и руах. И у каждого из этажей - свои
функции.
Нефеш «распоряжается» физической,
жизненной силой человека. Этот «этаж»
непосредственно связан с кровью в его теле.
Как сказано: «Только старайся не есть крови,
ибо в крови - душа; не ешь же душу вместе с
мясом» (Дварим, гл. 12, ст. 23).
Основа человеческих проступков -
физические побуждения человека. Так
запрещенные интимные связи Тора объясняет
побуждениями нефеш. По этому поводу в
Торе написано: «…Ибо все, которые сделают (какую-либо)
из этих мерзостей, души (нефашот - мн. ч.
от слова нефеш) делающих это, истреблены
будут из среды народа своего»
(Ваикра,
гл. 18, ст. 29).
Нешама - часть человека, которая
пребывает в контакте с Творцом. Это о ней, нешаме,
говорилось: «…И вдохнул в ноздри его (человека)
дыхание жизни, и стал человек существом
живым» (Берейшит,
гл. 2, ст. 7).
Между этими двумя «этажами» есть еще один,
называемый руах. Именно руах
создает напряжение между нефеш и нешамой.
Именно в этой части человеческого существа
заложена способность осуществлять выбор.
Если человек выбирает в пользу нешамы,
его руах соединяется с «дыханием»
Всевышнего и влияет на нефеш, переводя
эту часть души в духовное состояние. Но,
если человек делает выбор в пользу нефеш,
руах
соединяется с нефеш и притягивает нешаму
к физической сущности.
Этот процесс не прекращается на
протяжении всей нашей жизни, - пишет рав
Моше Хаим Луцато. - Всевышний устроил все
так, чтобы мы не замечали, какие
преобразования внутри нас происходят в
реальном времени. По двум причинам:
1. Чтобы сохранить нашу свободу выбора. И
действительно, если бы мы могли сразу
видеть последствия наших решений,
приводящих к трансформации физического в
духовное и - наоборот, это, разумеется,
внесло бы в нашу свободу весьма
существенные ограничения.
2. Чтобы позволить людям разных духовных
уровней общаться между собой…
23.10.03
Интеграция души и тела в каждом человеке -
явление уникальное. Именно оно определяет
природу и качество человеческого
существования. Очевидно это или нет,
уровень этой интеграции неизменно зависит
от выбора, который человек делает в той или
иной ситуации. И так - на протяжении всей
жизни. Иными словами, жизнь каждого из нас -
прямой результат того выбора, который мы
делаем на разных жизненных этапах.
Результаты такого «перетягивание каната»
- от духовного к физическому и от
физического к духовному, а вместе с этим, и
внутренняя борьба - индивидуальны в каждом
отдельном случае. Скажем, для религиозного
человека, жизнь которого от рождения
протекает в русле еврейской традиции,
соблюдение законов шаббата не станет
предметом внутреннего конфликта. Напротив,
настоящее испытание для него - нарушение
этих законов. В то же время человек, который
никак не может определиться: соблюдать ему
заповеди Торы или жить по-прежнему, не
обременяя себя ограничениями,
продиктованными законами субботы,
испытывает настоящие трудности, когда все
же решает вернуться к традиционному
еврейскому образу жизни - ему приходится
преодолевать серьезные внутренние
препятствия.
Или возьмем свойства характера. Человек,
щедрый от природы, не испытывает
затруднений, когда нужно дать цедоку (пожертвование)
или поделиться с кем-то собственным
имуществом. Скупому в той же ситуации
предстоит нелегкая внутренняя борьба.
В «перетягивании каната» между нефеш
и нешамрй каждый человек занимает свою,
особую позицию. Рав Деслер (рав Элиягу
Деслер; один из крупнейших Учителей
прошлого поколения; Литва - Англия - Израиль,
первая половина 20-го века) называет эту
позицию - «точкой выбора». И она в извечном
конфликте между телом и душой имеет
принципиальное значение. Если «точка
выбора» удалена от нефеш на достаточное
расстояние, физические побуждения уже не
кажутся человеку слишком соблазнительными.
Если же она отдалена от нешамы, духовные
побуждения в человеке не столь сильны,
чтобы человек во что бы то ни стало
стремился достичь стоящих перед ним
духовных целей. Мы своим выбором в ту или
иную сторону, реализуя данную нам Всевышним
свободу, перемещаем эту точку вперед или
назад.
Это означает, что наш психолог (см. выше)
отчасти прав. Многие события нашей жизни не
достаточно важны для нас, чтобы менять
местоположение этой точки. А поэтому мы в
большинстве случаев руководствуемся
заложенной в нас программой.
Но, тем не менее, каждый человек,
сдвинувший «точку выбора» так, что явление,
которое еще вчера было причиной
внутреннего конфликта, сегодня таковым уже
не является, изменил тем самым баланс между
его нефеш и нешамой - в пользу одного
из этих «этажей» души. Уровень и «качество»
этого изменения определяет его духовный
облик.
Если вернуться к нашему примеру, можно
сказать, что человек, который в прошлом
колебался, стоит ли ему соблюдать заповеди
Торы, сделав свой выбор в пользу
традиционного еврейского образа жизни,
получит свою награду за соблюдение законов
шаббата, даже если это станет для него
обычным, само собой разумеющимся делом. Так
же и человек, победивший в результате
внутренней борьбе свою скупость, будет
вознагражден за свой выбор. Если же человек
сдвигает собственную «точку выбора» в
сторону нефеш, он в результате утратит
свободу воли.
Верно и то, что человек, с детства
привычный к шаббатам, не получает от них
столь высокого наслаждения, которое
способен получить тот, кто пришел к
соблюдению законов субботы, одержав победу
во внутренней борьбе. Такому человеку
каждый шаббат будет приносить духовное
воодушевление, даже когда «психологические
барьеры» вовсе исчезнут и забудутся.
Словом, только преодолев внутренний
конфликт, мы можем испытать истинное,
наивысшее удовлетворение.
Итак, мы, по сути, пришли к выводу, что цель
свободы воли - в ее «потере». Человек
стремится оставить позади, в прошлом,
внутренний разлад. Для этого он должен
кардинально измениться. Сущность этих
изменений - трансформация нефеш в нешама.
Чтобы нешама окончательно вытеснила нефеш
из внутреннего мира человека…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|