Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.
Почему она так
называется?
Первая фраза Торы начинается со
слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном
переводе).
Вначале
на иврите - берешит.
Обсуждение главы
Берешит
1. Мы не грабители и не разбойники
Тора начинается словами:
«Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
Комментируя это, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет, что, вообще-то, надлежало бы начать Тору указанием: «Этот месяц для вас —
Глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2). То есть — первой заповедью,
данной сынам Израиля.
Почему же Тора начинается с
описания процесса Сотворения мира?
Потому что — «силу дел Своих
явил Он народу Своему, чтобы дать им владения других народов» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 111, ст. 6). Ведь если скажут народы мира Израилю: «Разбойники
вы, захватившие земли семи народов», он ответит: «Вся земля принадлежит
Всевышнему. Он сотворил ее и дал тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее
им на время, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».
Конечно же следовало сообщить и
написать в Торе, что Всевышний сотворил наш мир, что Он — его хозяин. Поэтому —
вправе распоряжаться землями и странами, как считает нужным.
Но почему именно в начале,
почему еще до самой первой заповеди? Ведь можно было упомянуть об этом и в
конце, ближе к тому моменту, когда у народов мира могут возникнуть вопросы.
Дело в том, что в Талмуде
(трактат Рош
hа-Шана,
лист 22) говорится, что при освящении новомесячья (рош ходеш) не
принимают свидетельство грабителя о рождении новой луны. Поэтому перед тем, как
заповедать освящение нового месяца, в Торе надо было защитить евреев от
обвинения со стороны народов мира в незаконной оккупации Эрец Исраэль
(Земли Израиля). Ведь грабители, захватчики — не вправе свидетельствовать о
новой луне, а без этого невозможно исполнить заповедь.
И мы видим, что прежде, чем дать
заповедь, Тора заботится о возможности ее исполнять.
Кроме того, изучающий Тору тем
более, тот, кто ее преподает, должен совершать тешуву (проверять свои
поступки, выявлять ошибки и нарушения, раскаиваться в них и исправлять), а иначе
ему будет адресовано, сказанное Давидом — «А злодею сказал Всевышний: зачем тебе
проповедовать законы Мои?» (Теилим, гл. 50, ст. 16).
В первой главе книги
Дварим есть такие слова: «Начал Моше, разъяснять эту Тору…» (Дварим,
гл. 1, ст. 5).
Вместе с тем, о заповедях пойдет
речь только в следующей главе. А до тех пор даются только морально-этические
наставления (мусар).
Так какое разъяснение Торы
имеется в виду здесь?
Не правильнее ли было бы
написать эту фразу о разъяснении Торы, непосредственно перед текстом, где будут
приведены заповеди?
Прежде чем говорить о Десяти
Речениях, в которых намеком, в сжатом виде, содержится вся Тора, Моше обратился
к сынам Израиля с увещеваниями и наставлениями, со словами мусара, чтобы
их сердца раскрылись для тешувы.
Моше побуждал евреев к тешуве,
чтобы затем приступить к изучению Торы. Но даже этот мусар уже назван
разбором и разъяснением, поскольку без него настоящая учеба невозможна.
Получается, что
морально-этические наставления мусара и Тора — неразделимы.
Этот принцип заложен в Торе с
самого ее начала. Прежде чем открыть для нас мир заповедей, она открывает нам
мир тешувы. Тора готовит нас к тому, что народы мира, на протяжении всей
истории будут несправедливо обвинять евреев во всех смертных грехах, будут
возводить кровавые наветы, но больше всего — будут считать расхитителями их
кровного достояния и крохоборами.
Мы видим, что уже самые первые
фразы Торы содержат противоядие от наглых обвинений мирового сообщества в том,
что сыны Израиля, живя в своей стране, в Израиле, живут якобы на «оккупированных»
территориях.
Множество государств, больших и
малых (часть из них — даже с колониальным прошлым), с которыми далеко не сведен
баланс. Современные границы большинства из них образовались в результате войн.
Но претензии предъявляют, почему-то только крошечному Израилю.
Когда евреи жили в рассеянии
среди других народов, они часто сталкивались с ситуацией, когда для того, чтобы
преуспеть представителю коренной национальности, достаточно стать хорошим
специалистом, тогда как еврей, чтобы преуспеть должен стать — лучшим.
Еврейские родители так и
воспитывали своих детей, приучая их, чем бы они ни занимались, быть лучшими во
всем. Так же и Тора призывает каждого еврея стать эталоном по своим качествам.
Это необходимо, чтобы исполнить предназначение сынов Израиля — быть царством
коэнов и светочем для народов мира.
И все же, почему Тора начала
именно с отражения обвинений в грабеже и воровстве?
Ответ на этот вопрос мы находим
в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 33), в
высказывании раби Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век).
Если человек, — говорит раби
Йоханан, — тащит на своих плечах огромный мешок, наполненный прегрешениями, и
все они в голос вопиют к Всевышнему и обвиняют того, кто их совершил — громче
всех кричит грабеж...
на основе комментария раби Яакова-Ицхака Горовица
(Провидец из Люблина; Польша, 1745-1815 гг.)
2. Дети, здоровье и пропитание
С чего начинается Тора? С
описания сотворения неба и земли. Как сказано: «Вначале сотворил Всевышний небо
и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
Если — точнее, то Тора
начинается с Берешит.
В Таргум Иерушалми
(Иерусалимский комментированный перевод Торы) слово берешит трактуется,
как бе-хохма (в мудрости, мудростью, посредством мудрости).
Этот комментарий особенно
актуален в наши дни.
Все изобретения и открытия
последних лет — вовсе не новшества. Все это — Мудрость Всевышнего и было
заложено в первые дни Сотворения.
Задача людей — вглядываться в
творение и стараться разглядеть в нем Мудрость Создателя. И чем успешнее и
эффективнее проходит процесс созерцания — тем шире внедряется в нашу жизнь
научно-технический прогресс.
Не следует, конечно же, делать
ошибочный вывод, что раньше, в предыдущие тысячелетия, развитие науки и техники
шло чрезвычайно медленно, потому что люди тех поколений были менее
чувствительны, не обладали особым духовным зрением.
Замедленность темпов прогресса
объясняется тем, что Мудрость Всевышнего была слишком далеко запрятана в толще
духовных миров. Так глубоко, что разглядеть ее, как ни старайся, практически не
было никакой возможности. И только с середины нынешнего, шестого тысячелетия,
когда духовность сильно обмелела и огрубела, Мудрость оказалась практически
лежащей на поверхности. И многие люди обрели доступ к ней.
Мы выяснили, что в творении
содержится Мудрость Всевышнего, порой глубоко спрятанная, порой — лежащая на
поверхности. А что содержит в себе Тора?
Тора заботится о тех, кто
изучает ее. Поэтому уже в ее первых словах содержится благословение, тройное
благословение самого желанного, самого необходимого.
Если первое слово Торы,
берешит, можно перевести, как — «прежде всего», то второе, бара,
обычно переводят как — «создал», «сотворил». Но, если мы присмотримся к нему с
большим вниманием — обнаружим дополнительные важные смыслы.
Итак, если слово бара
прочесть, как бра (те же буквы, только одна из огласовок меняется), то у
нас получится слово «сын» (бра — сын на арамейском). Так Тора
благословляет изучающих ее хорошим потомством — здоровым, жизнестойким,
обладающим добрыми качествами души.
Кроме того, слово бара
происходит от того же корня, что и слово бриют (здоровье). И
благословение здоровьем, согласитесь, не будет здесь лишним.
В недельной главе Микец
мы встречаем слово бар в значении — «продовольствие», «пропитание». Как
написано: «И отправились братья Йосефа, вдесятером, приобрести провиант» (Берешит,
гл. 42, ст. 3).
Таким образом, едва приступив к
повествованию, Тора уже старается благословить изучающих ее в самом важном —
потомстве, здоровье и пропитании.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
3. Ответы могут быть на
вопросы, но — не на объяснения
Написано в нашей недельной
главе: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1,
ст. 1).
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 9) рассказывается, как греческий император Талми (Птолемей) собрал
семьдесят двух мудрецов, разместил их по отдельности — так, чтобы они не могли
общаться друг с другом, и велел каждому перевести Тору на греческий язык.
Мудрецы, не сговариваясь, перевели Тору совершенно одинаково. А в нескольких
местах, они единодушно исказили перевод.
Одним
из этих мест была наша фраза. Они изменили в ней порядок слов. Так, что в
переводе было — «Вначале Всевышний сотворил...».
Мудрецы исходили из того, что
этим переводом будут пользоваться в основном идолопоклонники. А они склонны
трактовать любое учение с привычных для них языческих позиций. Чтобы исключить
неверное понимание, будто, вначале, кто-то неназванный сотворил Всевышнего, они
изменили порядок слов, написав — «вначале Всевышний сотворил».
Но почему в оригинальном тексте
Торы использован такой порядок слов, что человек может легко впасть в
заблуждение и ввести в заблуждение других?
В этом содержится очень важный
посыл. Тора дана не тому, кто ищет подтверждение своим субъективным взглядам. Но
— только тому, кто задался целью найти Истину, объективную Истину.
К раби Хаиму Соловейчику (один
из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Беларусь) как-то
пришел еврей-отступник. И заявил, что у него накопилось множество вопросов по
Торе, и он просит раввина их разрешить.
На это раби Соловейчик ответил,
что он с удовольствием разъяснит, все, что непонятно, не жалея ни времени, ни
сил. Но только при условии, что тот действительно —
в поисках Истины.
Только раву Хаиму было
совершенно очевидно, что посетитель пришел не за ответами. На самом деле, он
ищет подтверждение своим ошибочным выводам и заключениям. А в этом случае раввин
— не сможет ему помочь.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 1) сказано, что мир создан ради трех
заповедей, которые называются решит. Ради заповеди о первых плодах —
бикурим, ради заповеди об отделении халы и заповеди отделения маасера
(десятины).
Но ведь, в Торе — 613 заповедей.
Так почему три заповеди выделены особо, почему Всевышний питает к ним особую
любовь — такую, что даже мир создал ради них?
Смысл этих трех заповедей — в
отделении небольшого количества от общего числа. Так, по большому счету,
происходит разделение между ординарной массой и небольшим количеством,
обладающим святостью.
Это — основополагающий принцип
для понимания смысла Сотворения мира.
Всевышний создал множество
народов, чтобы на их фоне была хорошо видна святость сынов Израиля. Поэтому
сынов Израиля называют и решит (начало). Это их выделяет из общей массы.
Таким образом, мир создан ради
Израиля — чтобы евреи исполняли заповеди и были Всевышнему святым народом. Если
же евреи не соблюдают заповеди — мир, выходит, сотворен впустую.
Тора начинается буквой бет,
а заканчивается буквой ламед.
Если, завершив изучение Торы,
евреи на этом останавливаются и не идут дальше — получается слово из букв бет
и ламед, обозначающее отрицание. И это — отрицание Торы. Но когда,
завершив один цикл изучения святой Книги, сыны Израиля тут же начинают новый, у
них образуется слово, состоящее из букв бет, ламед и еще одного
бета. Это выражение — бе-лев — «в сердце».
Если изучение Торы не
прерывается, оно входит в сердце и оставляет в нем свой отпечаток.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
4. Где прячется алеф
Первое слово в Торе — берешит.
И мы читаем: «Вначале (берешит) сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
Следовательно, Тора начинается с
буквы бет.
Но, ведь, буква бет в
ивритском алфавите занимает вторую позицию. А на первом месте, как известно —
буква алеф. Почему же Тора не начинается с нее?
Кстати, и Талмуд, какой бы
трактат мы ни взяли, первый лист будет обозначен буквой бет, но листа,
пронумерованного алефом, мы не найдем.
В чем причина такого главенства
буквы бет и дискриминации алефа?
Это учит нас важному правилу. К
изучению Торы нельзя подходить спустя рукава. Успеха в учебе можно достичь,
только занимаясь изо всех сил. Только полная сила и полный контакт, при
максимальном погружении.
Таким образом, первая буква
алфавита, буква алеф, символизирует усилия, которые необходимо приложить,
изучая Тору. И хотя эти усилия не всегда видны стороннему наблюдателю, они —
важнейший ингредиент, без которого не может быть гармоничной учебы. Ведь
достижения в Торе напрямую связаны с затраченными усилиями.
Считаешь, что чего-то достиг?
Сделал хидуш, открытие в Торе?
Проверь, сколько сил было
потрачено на изучение.
И если с гулькин нос — значит,
достижения липовые. А вот, если потрудился на славу, можешь верить, что
действительно открыл, как минимум, для себя нечто новое.
Только — не возгордись. И тут,
мы подошли к другому важному правилу.
В нумерации листов Талмуда,
первый, с буквой алеф, отсутствует не случайно. Сколько бы выученных
листов и завершенных трактатов не легло в твою копилку — знай, что по-настоящему
ты еще не освоил даже самого первого листа, листа, пронумерованного алефом.
В Свитке Торы самую первую
букву, то есть, бет, в слове берешит, принято писать большего
размера, по сравнению с другими буквами.
Тора начинается с большой буквы
бет. И это — намек на байт (дом).
Так Тора учит нас, что, прежде
всего, нужно построить дом (байт) для решит. То есть — для
главного в жизни. Чтобы это главное сберечь от вредителей, от деструктивных сил
и от дурных глаз.
И еще, внеся в дом самое важно,
самое ценное — нужно оберегать его от проникновения мерзости. Как сказано: «И не
вноси мерзости в твой дом» (Дварим, гл. 7, ст. 26).
Царь Давид сказал, что «Трепет
перед Всевышним, богобоязненность — это начаток (решит) мудрости» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 111, ст. 10).
Дом символизирует
богобоязненность. Ведь человек, боящийся преступить слово Творца, находится как
бы внутри этого слова. Он — в доме.
Речения Всевышнего, подобно
прочным стенам, оберегают его от житейских невзгод.
В свое время, выбор в пользу
богобоязненности сделал наш праотец Яаков. О нем сказано: «А Яаков — человек
кроткий, обитатель шатров» (Берешит, гл. 24, ст. 27). В отличие от
Эсава, выбравшего разнузданную вседозволенность — «Стал Эсав искусным ловцом
зверей, человеком поля» (там же).
В трактате Пиркей Авот
(гл. 3, м. 9) говорится, что хорошие плоды приносит мудрость, только если она
сочетается с богобоязненностью. В этом случае, мудрецу сопутствует бераха
(благословение).
Если мы внимательно вглядимся в
слово берешит — увидим, что в нем содержится намек на все Иерусалимские
Храмы (Бейт
hа-Микдаши).
Буквы реш, алеф и
шин намекают на Первый (ришон) Бейт
hа-Микдаш,
буквы шин и йод содержат в себе намек на Второй (шени)
Иерусалимский Храм, а буква тав, последняя в слове и алфавите — на последний
Бейт
hа-Микдаш,
который уже не будет разрушен.
И еще. В первом слове Письменной
Торы, в слове берешит, присутствует намек на Устную Тору.
Мишну, как известно, составил
раби Иегуда
hа-Наси,
которого часто называют Раби (начало 3-го века). А одним из последних
редакторов Вавилонского Талмуда был рав Аши (великий Учитель, начало 5-го
века).
Имена Раби и рав Аши можно
составить из букв слова берешит.
В берешит также
закодированы имена двух столпов Гемары — Рава (столь великий и известный
Учитель Талмуда, что звание «рав» стало его именем, и все знали, о ком идет
речь; 3-й век.) и Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне;
первая половина 4-го века).
А еще в этом слове содержатся
первые буквы (рaшей
тевот) имен самых
известных Учителей эпохи Талмуда...
на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей
hа-Рим
— по названию написанной им книги «Хидушей
hа-Рим»;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
5. Машиах ждет над
водой
Написано в нашей недельной
главе: «А дух Всевышнего парит над водами» (Берешит, гл. 1, ст.
2).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 2) разъясняется, что в нашем фрагменте речь
идет о Машиахе, о его душе.
Возникает вопрос: что делает
праведный царь Машиах над водами? Почему он парит там?
В книге Зогар
говорится о четырех галутах (изгнаниях), горькую чашу которых должен
испить еврейский народ.
Из самого первого, египетского
галута, сыны Израиля были освобождены в заслугу Авраама.
Второй галут был
вавилонский, освобождение из него пришло в заслугу Ицхака.
Следующий, греческий галут,
закончился благодаря Яакову.
И наконец, последнее изгнание,
устроенное потомками Эсава, должно завершиться в заслугу Моше.
Наша Тора называется Торой Моше.
Этот, последний галут длится так долго, потому что евреи, в большинстве
своем, забросили изучение Торы. А для Моше изучение Торы критически важно. Об
этом сказано: «Помните Тору Моего слуги, Моше» (Танах, книга пророка
Малахи, гл. 3, ст. 22). А мы ее не то, что не помним, мы ее — не знаем,
а некоторые — даже не хотят знать.
Но как только ситуация
изменится, когда сыны Израиля, со всей серьезностью приступят к изучению Торы,
галут тотчас завершится — заверяет нас Зогар.
Итак, наше избавление зависит от
прихода Машиаха, который напрямую связан с желанием Моше. А оно появится, не
раньше, чем мы продемонстрируем свое стремление.
Ведь, согласитесь, что
освобождение против воли освобождаемых, еще ни к чему хорошему не приводило. Для
Моше свидетельством нашего стремления к свободе может быть только изменение
нашего отношения к Торе. Мы должны продемонстрировать свою любовь к ней и
желание постичь ее.
Понятно, что изучение Торы в
Эрец Исраэль (в пределах Земли Израиля) не идет ни в какое сравнение с
диаспорой. Ведь даже воздух Израиля делает мудрее. Поэтому, не удивительно, что
самые известные йешивы находятся именно здесь.
Если еврей действительно любит
Тору и хочет имитировать учебу, но серьезно ее изучать — он приезжает за Торой в
Израиль.
В Талмуде (трактат Таанит,
лист 7) Учителя анализируя слова пророка — «О, все жаждущие, идите к водам»
(Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 55, ст. 1) — заключают, что он
имел в виду жаждущих Торы. Ведь Тора уподоблена водам, стекающим сверху вниз, с
вершин гор в низину.
Теперь нам понятнее наш фрагмент
и Мидраш, объясняющий его.
Дух Всевышнего, то есть дух
Машиаха, парит над водами. Воды — это Тора. И
Машиах парит над водами в ожидании жаждущих Торы.
Пока одни сотрясают воздух
бесполезными лозунгами, другие пытаются привлечь внимание к своим безумным идеям
— Машиах в одиночестве парит над водами, тщетно ожидая, что к нему присоединятся
жаждущие. Когда присоединятся — тогда он, наконец, сможет завершить этот без
меры затянувшийся галут…
на основе комментария раби Хаима бен Атара. (Ор
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.
Почему она так
называется?
Первая фраза Торы начинается со
слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном
переводе).
Вначале
на иврите - берешит.
Обсуждение главы
Берешит
1. Мы не грабители и не разбойники
Тора начинается словами:
«Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
Комментируя это, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет, что, вообще-то, надлежало бы начать Тору указанием: «Этот месяц для вас —
Глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2). То есть — первой заповедью,
данной сынам Израиля.
Почему же Тора начинается с
описания процесса Сотворения мира?
Потому что — «силу дел Своих
явил Он народу Своему, чтобы дать им владения других народов» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 111, ст. 6). Ведь если скажут народы мира Израилю: «Разбойники
вы, захватившие земли семи народов», он ответит: «Вся земля принадлежит
Всевышнему. Он сотворил ее и дал тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее
им на время, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».
Конечно же следовало сообщить и
написать в Торе, что Всевышний сотворил наш мир, что Он — его хозяин. Поэтому —
вправе распоряжаться землями и странами, как считает нужным.
Но почему именно в начале,
почему еще до самой первой заповеди? Ведь можно было упомянуть об этом и в
конце, ближе к тому моменту, когда у народов мира могут возникнуть вопросы.
Дело в том, что в Талмуде
(трактат Рош
hа-Шана,
лист 22) говорится, что при освящении новомесячья (рош ходеш) не
принимают свидетельство грабителя о рождении новой луны. Поэтому перед тем, как
заповедать освящение нового месяца, в Торе надо было защитить евреев от
обвинения со стороны народов мира в незаконной оккупации Эрец Исраэль
(Земли Израиля). Ведь грабители, захватчики — не вправе свидетельствовать о
новой луне, а без этого невозможно исполнить заповедь.
И мы видим, что прежде, чем дать
заповедь, Тора заботится о возможности ее исполнять.
Кроме того, изучающий Тору тем
более, тот, кто ее преподает, должен совершать тешуву (проверять свои
поступки, выявлять ошибки и нарушения, раскаиваться в них и исправлять), а иначе
ему будет адресовано, сказанное Давидом — «А злодею сказал Всевышний: зачем тебе
проповедовать законы Мои?» (Теилим, гл. 50, ст. 16).
В первой главе книги
Дварим есть такие слова: «Начал Моше, разъяснять эту Тору…» (Дварим,
гл. 1, ст. 5).
Вместе с тем, о заповедях пойдет
речь только в следующей главе. А до тех пор даются только морально-этические
наставления (мусар).
Так какое разъяснение Торы
имеется в виду здесь?
Не правильнее ли было бы
написать эту фразу о разъяснении Торы, непосредственно перед текстом, где будут
приведены заповеди?
Прежде чем говорить о Десяти
Речениях, в которых намеком, в сжатом виде, содержится вся Тора, Моше обратился
к сынам Израиля с увещеваниями и наставлениями, со словами мусара, чтобы
их сердца раскрылись для тешувы.
Моше побуждал евреев к тешуве,
чтобы затем приступить к изучению Торы. Но даже этот мусар уже назван
разбором и разъяснением, поскольку без него настоящая учеба невозможна.
Получается, что
морально-этические наставления мусара и Тора — неразделимы.
Этот принцип заложен в Торе с
самого ее начала. Прежде чем открыть для нас мир заповедей, она открывает нам
мир тешувы. Тора готовит нас к тому, что народы мира, на протяжении всей
истории будут несправедливо обвинять евреев во всех смертных грехах, будут
возводить кровавые наветы, но больше всего — будут считать расхитителями их
кровного достояния и крохоборами.
Мы видим, что уже самые первые
фразы Торы содержат противоядие от наглых обвинений мирового сообщества в том,
что сыны Израиля, живя в своей стране, в Израиле, живут якобы на «оккупированных»
территориях.
Множество государств, больших и
малых (часть из них — даже с колониальным прошлым), с которыми далеко не сведен
баланс. Современные границы большинства из них образовались в результате войн.
Но претензии предъявляют, почему-то только крошечному Израилю.
Когда евреи жили в рассеянии
среди других народов, они часто сталкивались с ситуацией, когда для того, чтобы
преуспеть представителю коренной национальности, достаточно стать хорошим
специалистом, тогда как еврей, чтобы преуспеть должен стать — лучшим.
Еврейские родители так и
воспитывали своих детей, приучая их, чем бы они ни занимались, быть лучшими во
всем. Так же и Тора призывает каждого еврея стать эталоном по своим качествам.
Это необходимо, чтобы исполнить предназначение сынов Израиля — быть царством
коэнов и светочем для народов мира.
И все же, почему Тора начала
именно с отражения обвинений в грабеже и воровстве?
Ответ на этот вопрос мы находим
в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 33), в
высказывании раби Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век).
Если человек, — говорит раби
Йоханан, — тащит на своих плечах огромный мешок, наполненный прегрешениями, и
все они в голос вопиют к Всевышнему и обвиняют того, кто их совершил — громче
всех кричит грабеж...
на основе комментария раби Яакова-Ицхака Горовица
(Провидец из Люблина; Польша, 1745-1815 гг.)
2. Дети, здоровье и пропитание
С чего начинается Тора? С
описания сотворения неба и земли. Как сказано: «Вначале сотворил Всевышний небо
и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
Если — точнее, то Тора
начинается с Берешит.
В Таргум Иерушалми
(Иерусалимский комментированный перевод Торы) слово берешит трактуется,
как бе-хохма (в мудрости, мудростью, посредством мудрости).
Этот комментарий особенно
актуален в наши дни.
Все изобретения и открытия
последних лет — вовсе не новшества. Все это — Мудрость Всевышнего и было
заложено в первые дни Сотворения.
Задача людей — вглядываться в
творение и стараться разглядеть в нем Мудрость Создателя. И чем успешнее и
эффективнее проходит процесс созерцания — тем шире внедряется в нашу жизнь
научно-технический прогресс.
Не следует, конечно же, делать
ошибочный вывод, что раньше, в предыдущие тысячелетия, развитие науки и техники
шло чрезвычайно медленно, потому что люди тех поколений были менее
чувствительны, не обладали особым духовным зрением.
Замедленность темпов прогресса
объясняется тем, что Мудрость Всевышнего была слишком далеко запрятана в толще
духовных миров. Так глубоко, что разглядеть ее, как ни старайся, практически не
было никакой возможности. И только с середины нынешнего, шестого тысячелетия,
когда духовность сильно обмелела и огрубела, Мудрость оказалась практически
лежащей на поверхности. И многие люди обрели доступ к ней.
Мы выяснили, что в творении
содержится Мудрость Всевышнего, порой глубоко спрятанная, порой — лежащая на
поверхности. А что содержит в себе Тора?
Тора заботится о тех, кто
изучает ее. Поэтому уже в ее первых словах содержится благословение, тройное
благословение самого желанного, самого необходимого.
Если первое слово Торы,
берешит, можно перевести, как — «прежде всего», то второе, бара,
обычно переводят как — «создал», «сотворил». Но, если мы присмотримся к нему с
большим вниманием — обнаружим дополнительные важные смыслы.
Итак, если слово бара
прочесть, как бра (те же буквы, только одна из огласовок меняется), то у
нас получится слово «сын» (бра — сын на арамейском). Так Тора
благословляет изучающих ее хорошим потомством — здоровым, жизнестойким,
обладающим добрыми качествами души.
Кроме того, слово бара
происходит от того же корня, что и слово бриют (здоровье). И
благословение здоровьем, согласитесь, не будет здесь лишним.
В недельной главе Микец
мы встречаем слово бар в значении — «продовольствие», «пропитание». Как
написано: «И отправились братья Йосефа, вдесятером, приобрести провиант» (Берешит,
гл. 42, ст. 3).
Таким образом, едва приступив к
повествованию, Тора уже старается благословить изучающих ее в самом важном —
потомстве, здоровье и пропитании.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
3. Ответы могут быть на
вопросы, но — не на объяснения
Написано в нашей недельной
главе: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1,
ст. 1).
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 9) рассказывается, как греческий император Талми (Птолемей) собрал
семьдесят двух мудрецов, разместил их по отдельности — так, чтобы они не могли
общаться друг с другом, и велел каждому перевести Тору на греческий язык.
Мудрецы, не сговариваясь, перевели Тору совершенно одинаково. А в нескольких
местах, они единодушно исказили перевод.
Одним
из этих мест была наша фраза. Они изменили в ней порядок слов. Так, что в
переводе было — «Вначале Всевышний сотворил...».
Мудрецы исходили из того, что
этим переводом будут пользоваться в основном идолопоклонники. А они склонны
трактовать любое учение с привычных для них языческих позиций. Чтобы исключить
неверное понимание, будто, вначале, кто-то неназванный сотворил Всевышнего, они
изменили порядок слов, написав — «вначале Всевышний сотворил».
Но почему в оригинальном тексте
Торы использован такой порядок слов, что человек может легко впасть в
заблуждение и ввести в заблуждение других?
В этом содержится очень важный
посыл. Тора дана не тому, кто ищет подтверждение своим субъективным взглядам. Но
— только тому, кто задался целью найти Истину, объективную Истину.
К раби Хаиму Соловейчику (один
из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Беларусь) как-то
пришел еврей-отступник. И заявил, что у него накопилось множество вопросов по
Торе, и он просит раввина их разрешить.
На это раби Соловейчик ответил,
что он с удовольствием разъяснит, все, что непонятно, не жалея ни времени, ни
сил. Но только при условии, что тот действительно —
в поисках Истины.
Только раву Хаиму было
совершенно очевидно, что посетитель пришел не за ответами. На самом деле, он
ищет подтверждение своим ошибочным выводам и заключениям. А в этом случае раввин
— не сможет ему помочь.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 1) сказано, что мир создан ради трех
заповедей, которые называются решит. Ради заповеди о первых плодах —
бикурим, ради заповеди об отделении халы и заповеди отделения маасера
(десятины).
Но ведь, в Торе — 613 заповедей.
Так почему три заповеди выделены особо, почему Всевышний питает к ним особую
любовь — такую, что даже мир создал ради них?
Смысл этих трех заповедей — в
отделении небольшого количества от общего числа. Так, по большому счету,
происходит разделение между ординарной массой и небольшим количеством,
обладающим святостью.
Это — основополагающий принцип
для понимания смысла Сотворения мира.
Всевышний создал множество
народов, чтобы на их фоне была хорошо видна святость сынов Израиля. Поэтому
сынов Израиля называют и решит (начало). Это их выделяет из общей массы.
Таким образом, мир создан ради
Израиля — чтобы евреи исполняли заповеди и были Всевышнему святым народом. Если
же евреи не соблюдают заповеди — мир, выходит, сотворен впустую.
Тора начинается буквой бет,
а заканчивается буквой ламед.
Если, завершив изучение Торы,
евреи на этом останавливаются и не идут дальше — получается слово из букв бет
и ламед, обозначающее отрицание. И это — отрицание Торы. Но когда,
завершив один цикл изучения святой Книги, сыны Израиля тут же начинают новый, у
них образуется слово, состоящее из букв бет, ламед и еще одного
бета. Это выражение — бе-лев — «в сердце».
Если изучение Торы не
прерывается, оно входит в сердце и оставляет в нем свой отпечаток.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
4. Где прячется алеф
Первое слово в Торе — берешит.
И мы читаем: «Вначале (берешит) сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
Следовательно, Тора начинается с
буквы бет.
Но, ведь, буква бет в
ивритском алфавите занимает вторую позицию. А на первом месте, как известно —
буква алеф. Почему же Тора не начинается с нее?
Кстати, и Талмуд, какой бы
трактат мы ни взяли, первый лист будет обозначен буквой бет, но листа,
пронумерованного алефом, мы не найдем.
В чем причина такого главенства
буквы бет и дискриминации алефа?
Это учит нас важному правилу. К
изучению Торы нельзя подходить спустя рукава. Успеха в учебе можно достичь,
только занимаясь изо всех сил. Только полная сила и полный контакт, при
максимальном погружении.
Таким образом, первая буква
алфавита, буква алеф, символизирует усилия, которые необходимо приложить,
изучая Тору. И хотя эти усилия не всегда видны стороннему наблюдателю, они —
важнейший ингредиент, без которого не может быть гармоничной учебы. Ведь
достижения в Торе напрямую связаны с затраченными усилиями.
Считаешь, что чего-то достиг?
Сделал хидуш, открытие в Торе?
Проверь, сколько сил было
потрачено на изучение.
И если с гулькин нос — значит,
достижения липовые. А вот, если потрудился на славу, можешь верить, что
действительно открыл, как минимум, для себя нечто новое.
Только — не возгордись. И тут,
мы подошли к другому важному правилу.
В нумерации листов Талмуда,
первый, с буквой алеф, отсутствует не случайно. Сколько бы выученных
листов и завершенных трактатов не легло в твою копилку — знай, что по-настоящему
ты еще не освоил даже самого первого листа, листа, пронумерованного алефом.
В Свитке Торы самую первую
букву, то есть, бет, в слове берешит, принято писать большего
размера, по сравнению с другими буквами.
Тора начинается с большой буквы
бет. И это — намек на байт (дом).
Так Тора учит нас, что, прежде
всего, нужно построить дом (байт) для решит. То есть — для
главного в жизни. Чтобы это главное сберечь от вредителей, от деструктивных сил
и от дурных глаз.
И еще, внеся в дом самое важно,
самое ценное — нужно оберегать его от проникновения мерзости. Как сказано: «И не
вноси мерзости в твой дом» (Дварим, гл. 7, ст. 26).
Царь Давид сказал, что «Трепет
перед Всевышним, богобоязненность — это начаток (решит) мудрости» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 111, ст. 10).
Дом символизирует
богобоязненность. Ведь человек, боящийся преступить слово Творца, находится как
бы внутри этого слова. Он — в доме.
Речения Всевышнего, подобно
прочным стенам, оберегают его от житейских невзгод.
В свое время, выбор в пользу
богобоязненности сделал наш праотец Яаков. О нем сказано: «А Яаков — человек
кроткий, обитатель шатров» (Берешит, гл. 24, ст. 27). В отличие от
Эсава, выбравшего разнузданную вседозволенность — «Стал Эсав искусным ловцом
зверей, человеком поля» (там же).
В трактате Пиркей Авот
(гл. 3, м. 9) говорится, что хорошие плоды приносит мудрость, только если она
сочетается с богобоязненностью. В этом случае, мудрецу сопутствует бераха
(благословение).
Если мы внимательно вглядимся в
слово берешит — увидим, что в нем содержится намек на все Иерусалимские
Храмы (Бейт
hа-Микдаши).
Буквы реш, алеф и
шин намекают на Первый (ришон) Бейт
hа-Микдаш,
буквы шин и йод содержат в себе намек на Второй (шени)
Иерусалимский Храм, а буква тав, последняя в слове и алфавите — на последний
Бейт
hа-Микдаш,
который уже не будет разрушен.
И еще. В первом слове Письменной
Торы, в слове берешит, присутствует намек на Устную Тору.
Мишну, как известно, составил
раби Иегуда
hа-Наси,
которого часто называют Раби (начало 3-го века). А одним из последних
редакторов Вавилонского Талмуда был рав Аши (великий Учитель, начало 5-го
века).
Имена Раби и рав Аши можно
составить из букв слова берешит.
В берешит также
закодированы имена двух столпов Гемары — Рава (столь великий и известный
Учитель Талмуда, что звание «рав» стало его именем, и все знали, о ком идет
речь; 3-й век.) и Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне;
первая половина 4-го века).
А еще в этом слове содержатся
первые буквы (рaшей
тевот) имен самых
известных Учителей эпохи Талмуда...
на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей
hа-Рим
— по названию написанной им книги «Хидушей
hа-Рим»;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
5. Машиах ждет над
водой
Написано в нашей недельной
главе: «А дух Всевышнего парит над водами» (Берешит, гл. 1, ст.
2).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 2) разъясняется, что в нашем фрагменте речь
идет о Машиахе, о его душе.
Возникает вопрос: что делает
праведный царь Машиах над водами? Почему он парит там?
В книге Зогар
говорится о четырех галутах (изгнаниях), горькую чашу которых должен
испить еврейский народ.
Из самого первого, египетского
галута, сыны Израиля были освобождены в заслугу Авраама.
Второй галут был
вавилонский, освобождение из него пришло в заслугу Ицхака.
Следующий, греческий галут,
закончился благодаря Яакову.
И наконец, последнее изгнание,
устроенное потомками Эсава, должно завершиться в заслугу Моше.
Наша Тора называется Торой Моше.
Этот, последний галут длится так долго, потому что евреи, в большинстве
своем, забросили изучение Торы. А для Моше изучение Торы критически важно. Об
этом сказано: «Помните Тору Моего слуги, Моше» (Танах, книга пророка
Малахи, гл. 3, ст. 22). А мы ее не то, что не помним, мы ее — не знаем,
а некоторые — даже не хотят знать.
Но как только ситуация
изменится, когда сыны Израиля, со всей серьезностью приступят к изучению Торы,
галут тотчас завершится — заверяет нас Зогар.
Итак, наше избавление зависит от
прихода Машиаха, который напрямую связан с желанием Моше. А оно появится, не
раньше, чем мы продемонстрируем свое стремление.
Ведь, согласитесь, что
освобождение против воли освобождаемых, еще ни к чему хорошему не приводило. Для
Моше свидетельством нашего стремления к свободе может быть только изменение
нашего отношения к Торе. Мы должны продемонстрировать свою любовь к ней и
желание постичь ее.
Понятно, что изучение Торы в
Эрец Исраэль (в пределах Земли Израиля) не идет ни в какое сравнение с
диаспорой. Ведь даже воздух Израиля делает мудрее. Поэтому, не удивительно, что
самые известные йешивы находятся именно здесь.
Если еврей действительно любит
Тору и хочет имитировать учебу, но серьезно ее изучать — он приезжает за Торой в
Израиль.
В Талмуде (трактат Таанит,
лист 7) Учителя анализируя слова пророка — «О, все жаждущие, идите к водам»
(Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 55, ст. 1) — заключают, что он
имел в виду жаждущих Торы. Ведь Тора уподоблена водам, стекающим сверху вниз, с
вершин гор в низину.
Теперь нам понятнее наш фрагмент
и Мидраш, объясняющий его.
Дух Всевышнего, то есть дух
Машиаха, парит над водами. Воды — это Тора. И
Машиах парит над водами в ожидании жаждущих Торы.
Пока одни сотрясают воздух
бесполезными лозунгами, другие пытаются привлечь внимание к своим безумным идеям
— Машиах в одиночестве парит над водами, тщетно ожидая, что к нему присоединятся
жаждущие. Когда присоединятся — тогда он, наконец, сможет завершить этот без
меры затянувшийся галут…
на основе комментария раби Хаима бен Атара. (Ор
hа-Хаим —
один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го
века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|