Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.
Почему она так
называется?
Первая фраза Торы начинается со
слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном
переводе).
Вначале
на иврите - берешит.
Обсуждение главы
Берешит
1.
Почему Тора не начинается с буквы «алеф»?
Наша недельная глава, а вместе с
ней — и вся Тора начинаются словами: «Вначале сотворил Всевышний…» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
Но с какой буквы начинается
Тора?
После несложной проверки мы
установили, что Тора начинается с буквы «бет», второй буквы ивритского
алфавита.
Что же с первой буквой — «алеф»?
Почему Тора не начинается с нее?
Ответ на этот вопрос содержится
в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 1). Там
сказано, что начало всегда имеет большое значение. И очень важно, чтобы Тора
начиналась не с плохого, но — с хорошего.
Чем же буква «бет» лучше
буквы «алеф»?
Дело в том, что с нее начинается
слово «бераха» (благословение), тогда как с алефа начинается слово
«арур» (проклятый).
Кого-то этот ответ устроит.
Однако наверняка найдутся и неугомонные искатели, которые приведут множество
примеров, когда на букву «алеф» начинаются и весьма достойные слова,
несущие в себе море позитива. Например — «ор» (свет). В то время с буквы
«бет» берут свое начало и неприятные для восприятия слова, которых
хотелось бы избегать. Прочтем, к примеру, фразу из Танаха (книга пророка
Йешаягу, гл. 24, ст. 1): «Вот, Всевышний делает землю безлюдной (в
оригинале здесь употреблено слово бокек) и опустошает ее (болка)».
Что ж, постараемся найти и
другой ответ.
Среди всего богатства имеющихся
понятий порой очень непросто бывает установить, какие из них выражают добро, в
абсолютном понимании слова, какие — абсолютное зло.
Возьмем, к примеру, слово
«свет».
Обычно, благодаря многообразию
полезных свойств, его определяют, как нечто позитивное и помечают знаком плюс.
Тьму же чаще всего ассоциируют со злом.
Однако эти определения — не
всегда верны. Вспомним, как были поражены слепотой, то есть погрузились во тьму
жители Сдома. А еще — о египетской казни тьмой.
В обоих случаях тьма сыграла
весьма позитивную роль
В Талмуде (трактат
Берахот, лист 60) рассказывается о том, как в одном городе раби Акиву
(величайший Учитель Мишны, 2-й век) не приняли на ночлег, и ему пришлось
заночевать в поле. У него была с собой свеча, но внезапный порыв ветра ее задул.
— Все к лучшему, — философски
заметил раби Акива.
Утром выяснилось, что на город
напали разбойников и пленили его жителей. И если бы свеча раби Акивы не погасла
— разбойники обнаружили бы его и тоже взяли бы в плен, вместе с жителями города.
Мы видим, что здесь свет мог
сыграть с великим раввином и Учителем дурную шутку, а тьма как раз оказалась ему
на руку.
Таким образом, некоторые явления
и понятия, определяемые как позитивные, иногда могут выступать на стороне зла. И
наоборот, то, что обозначено знаком минус, может оказаться порой очень полезным.
Впрочем, существуют и абсолютные
понятия.
Например, благословение —
однозначно позитивно, а проклятие, бесспорно — содержит в себе лишь негатив.
Тора начинается именно буквой «бет»,
так же, как и слово «бераха». Потому что «бераха» — это всегда
хорошо. И не следует опасаться начинающихся с буквы «бераха» нехороших
слов. Они, обозначающие неабсолютные понятия, могут послужить и добру…
на основе комментария рава Исраэля Салантера
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век)
2.
Сердце должно быть сориентировано на Небеса
Написано в нашей недельной
главе: «Вначале сотворил Всевышний…» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
Первая буква в слове, вынесенном
в название нашей недельной главы и всей книге Берешит — это буква
«бет».
Таким образом, вся Тора
начинается с «бет». А заканчивается — буквой «ламед». Она
завершает последнюю фразу Торы — «На глазах всего Израиля» (Дварим,
гл. 34, ст. 12).
Эти две буквы (последняя и
первая) вместе образуют слово «лев», что в переводе означает — «сердце». В таком
соединении букв, наверняка, кроется какой-то смысл.
Чтобы его понять, рассмотрим
буквы, которые предшествуют буквам «ламед» и «бет». Это — «алеф»
и «хаф», соответственно. Они образуют слово — «ах» (только).
Для полноты картины бросим
взгляд и на следующие за ними буквы — «гимел» и «мем», которые
складываются в слово «гам» (также).
В Талмуде (трактат
Сангедрин, лист 59) говорится, что слово «ах» используется в Торе
в тех случаях, когда нужно показать уменьшение чего-то или исключение.
Например, о Йом Кипуре сказано:
«Только (ах) в десятый день этого седьмого месяца — День Искупления» (Ваикра,
гл. 23, ст. 27).
Мы могли бы подумать, что в Йом
Кипур, независимо ни от чего — каждый еврей получает искупление допущенных им
ошибок. Но Учителя объяснили в Талмуде (трактат Шавуот, лист 13),
что слово «ах», стоящее в начале фразы, исключает тех евреев, которые не
сделали тешуву, не раскаялись в своих плохих поступках. Благодаря ему
(слову «ах») мы знаем, что в Йом Кипур получает искупление только тот,
кто начал свое возвращение к Творцу.
Слово «гам», наоборот —
показывает на расширение понятия, добавление чего-то.
Например, сказано: «Чти отца
своего» (Шемот, гл. 20, ст. 12).
Перед словом «отца» в оригинале
стоит «эт». На основании этого, Учителя в трактате Талмуда Кетубот
(лист 103) делают заключение, что оказывать уважение нужно не только отцу, но
также и к его жене. Даже если она тебе — не мать.
В Талмуде (трактат Менахот,
лист 110) есть такое выражение: «Кто-то больше, кто-то меньше — главное, чтобы
сердце было направлено к Всевышнему».
Понять, что здесь имеется в
виду, можно с помощью того, о чем говорилось выше.
Итак, сердце (лев)
намекает на Тору, на ее изучение от начала до конца — снова и снова возвращаясь
к началу. Потому что Тору нужно изучать постоянно.
Кто-то посвящает этому больше
времени, кто-то — меньше. Каждый — в соответствии со своими возможностями. Но
главное тут — не количество затраченного времени, но — стремление сердца
человека к Творцу.
на основе комментария раби Акивы Эйгера
(выдающийся
Учитель Талмуда, автор многих книг; Пруссия – Польша, вторая половина 18-го —
первая половина 19-го вв.)
3. В поисках Девятого
Речения
Описание процесса Сотворения
мира начинается в Торе словами: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
В трактате Пиркей Авот
(«Наставление отцов», гл. 5, мишна 1) высказана интересная мысль.
Мир создан Десятью Речениями.
Чему это учит нас? Ведь он мог
быть создан и одним речением. Но все же Всевышний создал мир именно так — чтобы
показать, насколько он важен для Него.
Поэтому возмездие настигает
злодеев, которые губят мир, созданный Десятью Речениями. Праведникам же,
поддерживающим существование мира — достается щедрая награда.
Отсюда мы, кроме прочего,
узнаем, что мир создан Десятью (давайте запомним это число) речениями.
В Талмуде, в трактате Рош
hа-Шана
(лист 32) разъясняется, что речь идет о десяти фразах из описания сотворения
мира, которые начинаются словами: «И сказал Всевышний».
Впрочем, Учителя замечают, что
таких фраз только девять. Но в этом нет никакой проблемы, поскольку в самой
первой фразе Торы, говорится о создании и неба и земли. И хотя, слова «и сказал
Всевышний» в ней явно не присутствуют, все равно понятно, что небо и земля были
сотворены Речениями Творца. Значит, у нас есть все основания, считать эту фраза
за две.
Раби Йешаягу в своем комментарии
на Талмуд выписал из описания процесса Сотворения мира все фразы, содержащие
слова: «И сказал Всевышний». И оказалось их — только восемь.
Вот они:
1) «И сказал Всевышний: Да будет
свет» (Берешит, гл. 1, ст. 3).
2) «И сказал Всевышний: Да будет
свод посреди воды» (там же, ст. 6).
3) «И сказал Всевышний: Да
соберутся воды» (там же, ст. 9).
4) «И сказал Всевышний: Да
произведет земля растения» (там же, ст. 11).
5) «И сказал Всевышний: Да будут
светила на небосводе» (там же, ст. 14).
6) «И сказал Всевышний: Да
наполнится вода множеством живых существ» (там же, ст. 20).
7) «И сказал Всевышний: Да
произведет земля живые существа разных видов» (там же, ст. 24).
8) «И сказал Всевышний: Создадим
человека» (там же, ст. 26).
Даже если к этому списку
добавить фразу «Вначале сотворил Всевышний небо и землю», содержащую, как
говорилось выше, два Речения — все равно будет только девять Речений.
Но… Мы забыли еще одно — «И
сказал Всевышний: Нехорошо человеку быть одному» (Берешит, гл. 2,
ст. 18). Этим речением была сотворена Хава.
Итак, мы все же сумели отыскать
все Десять Речений, которыми Всевышний создал мир.
Однако радоваться рано. Во
фразе: «И завершены были небо и земля со всем своим содержимым» (Берешит,
гл. 2, ст. 1) говорится о завершении процесса Сотворения мира. А создание Хавы
описано позднее. Значит, оно не может входить в число Десяти Речений.
Впрочем, не стоит отчаиваться.
Есть еще одна фраза, которая вполне может подойти на роль одного из Десяти
Речений — «И сказал Всевышний: Вот Я дал вам все несущие семя растения на земле
и всякое дерево, дающее плоды с семенами. И будет это вам в пищу» (Берешит,
гл. 1, ст. 29).
Действительно, слова «и сказал
Всевышний» в ней присутствуют. Но что этим Речением было создано?
Пищу для человека — вот что
создал Творец Речением — «Вот Я дал вам все несущие семя растения на земле и
всякое дерево, дающее плоды с семенами». А полевым растениям и траве Он дал
способность насыщать животных.
Таким образом, мы отыскали все
Десять Речений, которыми был создан мир.
на основе комментария Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
4. Инструкция
пользования миром
Тора начинается с описания
процесса Сотворения мира. Как сказано: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю»
(Берешит, гл. 1, ст. 1).
В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 1) говорится, что Всевышний создавал
мир, глядя в Тору.
Как это может быть?
Однажды рав Йехезкель
Левинштейн (Израиль, наше время) получил в подарок из Америки некий
электрический аппарат для домашнего пользования. С его помощью можно было в
значимой мере облегчить бытовую домашнюю работу.
Для Израиля этот аппарат был
новинкой — ни жена, ни старшие дети рава Йехезкеля никак не могли понять, как с
ним управляться.
После каждой неудачной попытки,
они подходили к раву Левинштейну и молча разводили руками.
— Ищите инструкцию, — наставлял
рав домочадцев. — Там все должно быть подробно расписано…
Аппарат исследовали со всех
сторон, только инструкция никак не хотела находиться. И вот, кому-то пришло в
голову заглянуть в коробку. Там и был найден лист с подробнейшим описанием.
— Пусть это послужит вам
доказательством неземного происхождения Торы, резюмировал раввин. — Если даже
какой-то электрический аппарат производители обязательно снабжают инструкцией —
так что уж говорить о «пользовании» целым миром?! Понятное дело — без инструкции
он не был бы сотворен…
Учитывая особую важность этой
«инструкции» — заглянем в нее.
Самое первое слово, «берешит»
стало названием и нашей главы и всей первой книги Торы.
Обратим внимание на то, что
последние буквы трех следующих слов образуют слово — «эмет».
Об этом, в частности, говорится
в Теилим (Псалмы царя Давида гл. 119, ст. 160): «Основа слова
Твоего – Истина.
Описание процесса Сотворения
мира завершается словами — «Которую творил Всевышний, чтобы делать…» (Берешит,
гл. 2, ст. 3). Последние буквы этих слов — тоже складываются в слово «эмет».
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 55) сказано, что на печати Всевышнего начертано — «Истина».
Мы видим, что Творец поставил
печать в самом начале и в самом конце описания процесса Сотворения. И Он хочет,
чтобы и мы придерживались Истины.
В Танахе (книга пророка
Йехезкеля, гл. 34, ст. 31) а есть такие слова: «И вы — овцы Мои, овцы
паствы Моей человеческой».
В Талмуде (трактат Бава
Мециа, лист 114), обсуждая это высказывание, Учителя приходят к выводу,
что слово «адам» в данном контексте относится к сынам Израиля.
В оригинале эта фраза звучит
так: атем круим адам (вы зоветесь адамом, то есть — человеком).
Слово «атем» (вы) состоит
из тех же букв, что и слово «эмет». Выходит, что только тот, кто
придерживается Истины — зовется человеком.
на основе комментариев к Талмуду Учителей эпохи Тосафот
(Франция, Германия, 12-13 вв.)
5. Этрог
для наказания отступников
Написано в нашей недельной
главе: «Произвела земля... деревья, дающие плоды, в которых семена их видов» (Берешит,
гл. 1, ст. 12).
По первоначальному замыслу
Всевышнего, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — у деревьев должен был быть
такой же вкус дерева, как у их плодов. Однако земля не выполнила это, она —
«произвела... дерево, дающее плод», само же дерево оказалось совершенно иным по
вкусу, не пригодным человеку в пищу.
Поэтому, когда Адам и Хава за
известную ошибку были изгнаны из Ган Эдена (в условном переводе — «райский сад»)
— наказание за свою ошибку, вместе с ними, получила и земля.
С последствиями этого земельного
своеволия мы сталкиваемся в Суккот. В этот праздник Тора велит нам
выполнять заповедь с четырьмя видами растений — см. на сайте материалы,
посвященные празднику Суккот (в разделе «Праздники»).
Одним из этих растений должен
быть «плод дерева великолепного» (Ваикра, гл. 23, ст. 40). В Торе
его название не упомянуто. Известно, только, что он должен обладать двумя
свойствами. Во-первых — весь год находиться на дереве (это свойство, кроме
этрога, присуще и некоторым другим плодам). Во-вторых — вкус дерева должен
соответствовать вкусу его плода (в этом качестве у этрога нет
конкурентов). Потому что все деревья по своему истолковали повеление Всевышнего
стать «деревом-плодом» (когда вкус дерева тождественен вкусу его плодов), и
вместо этого, стали «деревьями, дающими плоды». То есть вкус плодов — отличается
от вкуса самого дерева. Этрог же — в точности исполнил повеление Творца и
благодаря этому, удостоился, что именно его используют для исполнения заповеди о
четырех видах растений.
В Талмуде (трактат Йома,
лист 26) рассказывается о том, как главным коэном в Храме (на иврите —
коэн гадоль) стал саддукей (цедуки). И в праздник Суккот, вместо
того, чтобы совершить возлияние воды на мизбеах (в условном переводе —
жертвенник), он вылил воду себе на ноги, и этим попрал решение Учителей о
возлиянии воды.
В ответ, присутствующие при этом
люди забросали коэна-саддукея — этрогами.
В своем комментарии Раши
отмечает, что из этого случая нам стало понятно, что Учителя установили время
возлияния воды на мизбеах не в предвечерние, но — именно в утренние часы
(когда выполняют заповедь о четырех видах растений).
Но кое-что в этом осталось
непонятым. Разве можно швыряться этрогом, который используется для
выполнения заповеди?
На этот вопрос следует ответить
так.
Поскольку этрог в
точности, ничего не изменив, исполнил Волю Творца, и стал не «деревом, дающим
плоды», но — деревом-плодом, ему и подобает наказать того, кто отказывается
исполнять волю мудрецов Торы.
Но разве можно приравнивать
Мудрецов к Всевышнему?
В таких случаях — можно.
Помните, в Торе есть такая
фраза: «Перед Всевышним твоим — трепещи!» (Дварим, гл. 6, ст. 13).
Если мы прочтем ее на иврите, то
увидим, что в ней употреблен предлог «эт» (на русский он не переводится).
Этот предлог в тексте Торы
намекает на необходимость некой добавки. В данном случае его надо понимать так,
что к трепету перед Всевышним следует добавить еще и трепет перед мудрецами
Торы, — объясняет раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) в
Талмуде (трактат Песахим, лист 22).
Таким образом, перед Учителями
нужно трепетать, а тех, кто пренебрегает их указаниями — порицать, а в
определенных случаях — и наказывать.
на основе комментариев рава Хаима-Коэна Раппопорта
(раввин Львова; Польша, Галиция, 1699-1771 гг.),
рава Давида Франкеля
(раввин Берлина, автора книги «Корбан
hа-Эйда»,
Германия, 1707-1762 гг.)
и
раби Йом-Товв бен Авраама
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.
Почему она так
называется?
Первая фраза Торы начинается со
слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном
переводе).
Вначале
на иврите - берешит.
Обсуждение главы
Берешит
1.
Почему Тора не начинается с буквы «алеф»?
Наша недельная глава, а вместе с
ней — и вся Тора начинаются словами: «Вначале сотворил Всевышний…» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
Но с какой буквы начинается
Тора?
После несложной проверки мы
установили, что Тора начинается с буквы «бет», второй буквы ивритского
алфавита.
Что же с первой буквой — «алеф»?
Почему Тора не начинается с нее?
Ответ на этот вопрос содержится
в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 1). Там
сказано, что начало всегда имеет большое значение. И очень важно, чтобы Тора
начиналась не с плохого, но — с хорошего.
Чем же буква «бет» лучше
буквы «алеф»?
Дело в том, что с нее начинается
слово «бераха» (благословение), тогда как с алефа начинается слово
«арур» (проклятый).
Кого-то этот ответ устроит.
Однако наверняка найдутся и неугомонные искатели, которые приведут множество
примеров, когда на букву «алеф» начинаются и весьма достойные слова,
несущие в себе море позитива. Например — «ор» (свет). В то время с буквы
«бет» берут свое начало и неприятные для восприятия слова, которых
хотелось бы избегать. Прочтем, к примеру, фразу из Танаха (книга пророка
Йешаягу, гл. 24, ст. 1): «Вот, Всевышний делает землю безлюдной (в
оригинале здесь употреблено слово бокек) и опустошает ее (болка)».
Что ж, постараемся найти и
другой ответ.
Среди всего богатства имеющихся
понятий порой очень непросто бывает установить, какие из них выражают добро, в
абсолютном понимании слова, какие — абсолютное зло.
Возьмем, к примеру, слово
«свет».
Обычно, благодаря многообразию
полезных свойств, его определяют, как нечто позитивное и помечают знаком плюс.
Тьму же чаще всего ассоциируют со злом.
Однако эти определения — не
всегда верны. Вспомним, как были поражены слепотой, то есть погрузились во тьму
жители Сдома. А еще — о египетской казни тьмой.
В обоих случаях тьма сыграла
весьма позитивную роль
В Талмуде (трактат
Берахот, лист 60) рассказывается о том, как в одном городе раби Акиву
(величайший Учитель Мишны, 2-й век) не приняли на ночлег, и ему пришлось
заночевать в поле. У него была с собой свеча, но внезапный порыв ветра ее задул.
— Все к лучшему, — философски
заметил раби Акива.
Утром выяснилось, что на город
напали разбойников и пленили его жителей. И если бы свеча раби Акивы не погасла
— разбойники обнаружили бы его и тоже взяли бы в плен, вместе с жителями города.
Мы видим, что здесь свет мог
сыграть с великим раввином и Учителем дурную шутку, а тьма как раз оказалась ему
на руку.
Таким образом, некоторые явления
и понятия, определяемые как позитивные, иногда могут выступать на стороне зла. И
наоборот, то, что обозначено знаком минус, может оказаться порой очень полезным.
Впрочем, существуют и абсолютные
понятия.
Например, благословение —
однозначно позитивно, а проклятие, бесспорно — содержит в себе лишь негатив.
Тора начинается именно буквой «бет»,
так же, как и слово «бераха». Потому что «бераха» — это всегда
хорошо. И не следует опасаться начинающихся с буквы «бераха» нехороших
слов. Они, обозначающие неабсолютные понятия, могут послужить и добру…
на основе комментария рава Исраэля Салантера
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век)
2.
Сердце должно быть сориентировано на Небеса
Написано в нашей недельной
главе: «Вначале сотворил Всевышний…» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
Первая буква в слове, вынесенном
в название нашей недельной главы и всей книге Берешит — это буква
«бет».
Таким образом, вся Тора
начинается с «бет». А заканчивается — буквой «ламед». Она
завершает последнюю фразу Торы — «На глазах всего Израиля» (Дварим,
гл. 34, ст. 12).
Эти две буквы (последняя и
первая) вместе образуют слово «лев», что в переводе означает — «сердце». В таком
соединении букв, наверняка, кроется какой-то смысл.
Чтобы его понять, рассмотрим
буквы, которые предшествуют буквам «ламед» и «бет». Это — «алеф»
и «хаф», соответственно. Они образуют слово — «ах» (только).
Для полноты картины бросим
взгляд и на следующие за ними буквы — «гимел» и «мем», которые
складываются в слово «гам» (также).
В Талмуде (трактат
Сангедрин, лист 59) говорится, что слово «ах» используется в Торе
в тех случаях, когда нужно показать уменьшение чего-то или исключение.
Например, о Йом Кипуре сказано:
«Только (ах) в десятый день этого седьмого месяца — День Искупления» (Ваикра,
гл. 23, ст. 27).
Мы могли бы подумать, что в Йом
Кипур, независимо ни от чего — каждый еврей получает искупление допущенных им
ошибок. Но Учителя объяснили в Талмуде (трактат Шавуот, лист 13),
что слово «ах», стоящее в начале фразы, исключает тех евреев, которые не
сделали тешуву, не раскаялись в своих плохих поступках. Благодаря ему
(слову «ах») мы знаем, что в Йом Кипур получает искупление только тот,
кто начал свое возвращение к Творцу.
Слово «гам», наоборот —
показывает на расширение понятия, добавление чего-то.
Например, сказано: «Чти отца
своего» (Шемот, гл. 20, ст. 12).
Перед словом «отца» в оригинале
стоит «эт». На основании этого, Учителя в трактате Талмуда Кетубот
(лист 103) делают заключение, что оказывать уважение нужно не только отцу, но
также и к его жене. Даже если она тебе — не мать.
В Талмуде (трактат Менахот,
лист 110) есть такое выражение: «Кто-то больше, кто-то меньше — главное, чтобы
сердце было направлено к Всевышнему».
Понять, что здесь имеется в
виду, можно с помощью того, о чем говорилось выше.
Итак, сердце (лев)
намекает на Тору, на ее изучение от начала до конца — снова и снова возвращаясь
к началу. Потому что Тору нужно изучать постоянно.
Кто-то посвящает этому больше
времени, кто-то — меньше. Каждый — в соответствии со своими возможностями. Но
главное тут — не количество затраченного времени, но — стремление сердца
человека к Творцу.
на основе комментария раби Акивы Эйгера
(выдающийся
Учитель Талмуда, автор многих книг; Пруссия – Польша, вторая половина 18-го —
первая половина 19-го вв.)
3. В поисках Девятого
Речения
Описание процесса Сотворения
мира начинается в Торе словами: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
В трактате Пиркей Авот
(«Наставление отцов», гл. 5, мишна 1) высказана интересная мысль.
Мир создан Десятью Речениями.
Чему это учит нас? Ведь он мог
быть создан и одним речением. Но все же Всевышний создал мир именно так — чтобы
показать, насколько он важен для Него.
Поэтому возмездие настигает
злодеев, которые губят мир, созданный Десятью Речениями. Праведникам же,
поддерживающим существование мира — достается щедрая награда.
Отсюда мы, кроме прочего,
узнаем, что мир создан Десятью (давайте запомним это число) речениями.
В Талмуде, в трактате Рош
hа-Шана
(лист 32) разъясняется, что речь идет о десяти фразах из описания сотворения
мира, которые начинаются словами: «И сказал Всевышний».
Впрочем, Учителя замечают, что
таких фраз только девять. Но в этом нет никакой проблемы, поскольку в самой
первой фразе Торы, говорится о создании и неба и земли. И хотя, слова «и сказал
Всевышний» в ней явно не присутствуют, все равно понятно, что небо и земля были
сотворены Речениями Творца. Значит, у нас есть все основания, считать эту фраза
за две.
Раби Йешаягу в своем комментарии
на Талмуд выписал из описания процесса Сотворения мира все фразы, содержащие
слова: «И сказал Всевышний». И оказалось их — только восемь.
Вот они:
1) «И сказал Всевышний: Да будет
свет» (Берешит, гл. 1, ст. 3).
2) «И сказал Всевышний: Да будет
свод посреди воды» (там же, ст. 6).
3) «И сказал Всевышний: Да
соберутся воды» (там же, ст. 9).
4) «И сказал Всевышний: Да
произведет земля растения» (там же, ст. 11).
5) «И сказал Всевышний: Да будут
светила на небосводе» (там же, ст. 14).
6) «И сказал Всевышний: Да
наполнится вода множеством живых существ» (там же, ст. 20).
7) «И сказал Всевышний: Да
произведет земля живые существа разных видов» (там же, ст. 24).
8) «И сказал Всевышний: Создадим
человека» (там же, ст. 26).
Даже если к этому списку
добавить фразу «Вначале сотворил Всевышний небо и землю», содержащую, как
говорилось выше, два Речения — все равно будет только девять Речений.
Но… Мы забыли еще одно — «И
сказал Всевышний: Нехорошо человеку быть одному» (Берешит, гл. 2,
ст. 18). Этим речением была сотворена Хава.
Итак, мы все же сумели отыскать
все Десять Речений, которыми Всевышний создал мир.
Однако радоваться рано. Во
фразе: «И завершены были небо и земля со всем своим содержимым» (Берешит,
гл. 2, ст. 1) говорится о завершении процесса Сотворения мира. А создание Хавы
описано позднее. Значит, оно не может входить в число Десяти Речений.
Впрочем, не стоит отчаиваться.
Есть еще одна фраза, которая вполне может подойти на роль одного из Десяти
Речений — «И сказал Всевышний: Вот Я дал вам все несущие семя растения на земле
и всякое дерево, дающее плоды с семенами. И будет это вам в пищу» (Берешит,
гл. 1, ст. 29).
Действительно, слова «и сказал
Всевышний» в ней присутствуют. Но что этим Речением было создано?
Пищу для человека — вот что
создал Творец Речением — «Вот Я дал вам все несущие семя растения на земле и
всякое дерево, дающее плоды с семенами». А полевым растениям и траве Он дал
способность насыщать животных.
Таким образом, мы отыскали все
Десять Речений, которыми был создан мир.
на основе комментария Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
4. Инструкция
пользования миром
Тора начинается с описания
процесса Сотворения мира. Как сказано: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю»
(Берешит, гл. 1, ст. 1).
В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 1) говорится, что Всевышний создавал
мир, глядя в Тору.
Как это может быть?
Однажды рав Йехезкель
Левинштейн (Израиль, наше время) получил в подарок из Америки некий
электрический аппарат для домашнего пользования. С его помощью можно было в
значимой мере облегчить бытовую домашнюю работу.
Для Израиля этот аппарат был
новинкой — ни жена, ни старшие дети рава Йехезкеля никак не могли понять, как с
ним управляться.
После каждой неудачной попытки,
они подходили к раву Левинштейну и молча разводили руками.
— Ищите инструкцию, — наставлял
рав домочадцев. — Там все должно быть подробно расписано…
Аппарат исследовали со всех
сторон, только инструкция никак не хотела находиться. И вот, кому-то пришло в
голову заглянуть в коробку. Там и был найден лист с подробнейшим описанием.
— Пусть это послужит вам
доказательством неземного происхождения Торы, резюмировал раввин. — Если даже
какой-то электрический аппарат производители обязательно снабжают инструкцией —
так что уж говорить о «пользовании» целым миром?! Понятное дело — без инструкции
он не был бы сотворен…
Учитывая особую важность этой
«инструкции» — заглянем в нее.
Самое первое слово, «берешит»
стало названием и нашей главы и всей первой книги Торы.
Обратим внимание на то, что
последние буквы трех следующих слов образуют слово — «эмет».
Об этом, в частности, говорится
в Теилим (Псалмы царя Давида гл. 119, ст. 160): «Основа слова
Твоего – Истина.
Описание процесса Сотворения
мира завершается словами — «Которую творил Всевышний, чтобы делать…» (Берешит,
гл. 2, ст. 3). Последние буквы этих слов — тоже складываются в слово «эмет».
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 55) сказано, что на печати Всевышнего начертано — «Истина».
Мы видим, что Творец поставил
печать в самом начале и в самом конце описания процесса Сотворения. И Он хочет,
чтобы и мы придерживались Истины.
В Танахе (книга пророка
Йехезкеля, гл. 34, ст. 31) а есть такие слова: «И вы — овцы Мои, овцы
паствы Моей человеческой».
В Талмуде (трактат Бава
Мециа, лист 114), обсуждая это высказывание, Учителя приходят к выводу,
что слово «адам» в данном контексте относится к сынам Израиля.
В оригинале эта фраза звучит
так: атем круим адам (вы зоветесь адамом, то есть — человеком).
Слово «атем» (вы) состоит
из тех же букв, что и слово «эмет». Выходит, что только тот, кто
придерживается Истины — зовется человеком.
на основе комментариев к Талмуду Учителей эпохи Тосафот
(Франция, Германия, 12-13 вв.)
5. Этрог
для наказания отступников
Написано в нашей недельной
главе: «Произвела земля... деревья, дающие плоды, в которых семена их видов» (Берешит,
гл. 1, ст. 12).
По первоначальному замыслу
Всевышнего, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — у деревьев должен был быть
такой же вкус дерева, как у их плодов. Однако земля не выполнила это, она —
«произвела... дерево, дающее плод», само же дерево оказалось совершенно иным по
вкусу, не пригодным человеку в пищу.
Поэтому, когда Адам и Хава за
известную ошибку были изгнаны из Ган Эдена (в условном переводе — «райский сад»)
— наказание за свою ошибку, вместе с ними, получила и земля.
С последствиями этого земельного
своеволия мы сталкиваемся в Суккот. В этот праздник Тора велит нам
выполнять заповедь с четырьмя видами растений — см. на сайте материалы,
посвященные празднику Суккот (в разделе «Праздники»).
Одним из этих растений должен
быть «плод дерева великолепного» (Ваикра, гл. 23, ст. 40). В Торе
его название не упомянуто. Известно, только, что он должен обладать двумя
свойствами. Во-первых — весь год находиться на дереве (это свойство, кроме
этрога, присуще и некоторым другим плодам). Во-вторых — вкус дерева должен
соответствовать вкусу его плода (в этом качестве у этрога нет
конкурентов). Потому что все деревья по своему истолковали повеление Всевышнего
стать «деревом-плодом» (когда вкус дерева тождественен вкусу его плодов), и
вместо этого, стали «деревьями, дающими плоды». То есть вкус плодов — отличается
от вкуса самого дерева. Этрог же — в точности исполнил повеление Творца и
благодаря этому, удостоился, что именно его используют для исполнения заповеди о
четырех видах растений.
В Талмуде (трактат Йома,
лист 26) рассказывается о том, как главным коэном в Храме (на иврите —
коэн гадоль) стал саддукей (цедуки). И в праздник Суккот, вместо
того, чтобы совершить возлияние воды на мизбеах (в условном переводе —
жертвенник), он вылил воду себе на ноги, и этим попрал решение Учителей о
возлиянии воды.
В ответ, присутствующие при этом
люди забросали коэна-саддукея — этрогами.
В своем комментарии Раши
отмечает, что из этого случая нам стало понятно, что Учителя установили время
возлияния воды на мизбеах не в предвечерние, но — именно в утренние часы
(когда выполняют заповедь о четырех видах растений).
Но кое-что в этом осталось
непонятым. Разве можно швыряться этрогом, который используется для
выполнения заповеди?
На этот вопрос следует ответить
так.
Поскольку этрог в
точности, ничего не изменив, исполнил Волю Творца, и стал не «деревом, дающим
плоды», но — деревом-плодом, ему и подобает наказать того, кто отказывается
исполнять волю мудрецов Торы.
Но разве можно приравнивать
Мудрецов к Всевышнему?
В таких случаях — можно.
Помните, в Торе есть такая
фраза: «Перед Всевышним твоим — трепещи!» (Дварим, гл. 6, ст. 13).
Если мы прочтем ее на иврите, то
увидим, что в ней употреблен предлог «эт» (на русский он не переводится).
Этот предлог в тексте Торы
намекает на необходимость некой добавки. В данном случае его надо понимать так,
что к трепету перед Всевышним следует добавить еще и трепет перед мудрецами
Торы, — объясняет раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) в
Талмуде (трактат Песахим, лист 22).
Таким образом, перед Учителями
нужно трепетать, а тех, кто пренебрегает их указаниями — порицать, а в
определенных случаях — и наказывать.
на основе комментариев рава Хаима-Коэна Раппопорта
(раввин Львова; Польша, Галиция, 1699-1771 гг.),
рава Давида Франкеля
(раввин Берлина, автора книги «Корбан
hа-Эйда»,
Германия, 1707-1762 гг.)
и
раби Йом-Товв бен Авраама
(известен и под псевдонимом Ритва; один из крупнейших комментаторов Талмуда;
Испания, вторая половина 13-го века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|