ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бехукотай»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

 

Обсуждение главы Бехукотай

 

1. Сила молитвы может навредить изучению Торы 

 

Слово, которое служит названием нашей недельной главы, находим в первой ее фразе. Написано: «Если по законам Моим (в оригинале — бе-хукотай) пойдете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что здесь имеется в виду усердие в изучении Торы, учеба с приложением усилий.

Приложения усилий, кстати сказать, потребовал даже перевод. Ведь для того, чтобы перевести одно слово Торы нам понадобилось целых три слова на русском, да и то перевод оказался далеко не исчерпывающим.

Понятие «хок», лежащее в основе слова «бехукотай», означает — заповедь или закон, понимание смысла которого требует большого труда. Поэтому сказано — «пойдете».

В данном контексте, это подразумевает подъем, трудное продвижение вперед по ступеням Торы. Что в свою очередь, возможно только за счет труда и усердия в ее изучении.

В Мидраше Торат Коhаним говорится, что прилежное, усиленное и погруженное изучение Торы сынами Израиля доставляет особое удовольствие Всевышнему. Ведь Он желает своему созданию только добра. А что может быть большим благом, чем погружение в Тору?

Рассказывают, что когда раби Зеэв Нахум Бурнштейн из Бьялы (1820-1885 гг.) приехал навестить раби Менахема Менделя из Коцка (раби Менахем Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; известен своими острыми, мудрыми высказываниями; Польша, первая половина 19-го века), тот пожаловался ему на зятя:

— У твоего сына молитва неимоверной силы. Боюсь, как бы ему не повредило это в изучении Торы.

Раби Зеэв обратился за разъяснениями к сыну:

— Чем недоволен твой тесть? — спросил он.

И тот поведал отцу, что однажды у него неожиданно остановились часы и никак не хотели заводиться. Отнести их к часовщику — не было времени. Но и без часов никак нельзя. Они нужны для выполнения жесткого и насыщенного распорядка. Тогда он от всей души обратился к Всевышнему за помощью. И часы вдруг пошли.

— С тех пор и до сегодняшнего дня, — признался молодой раввин, — если у меня возникают хоть малейшие затруднения в изучении Торы, я сразу молюсь, и Всевышний моментально их разрешает.

— Теперь все встало на свои места. Чтобы действительно постичь Тору, необходимо прилагать усилия к ее изучению ее. И даже молитва для этого — не самый действенный способ. Твой тесть обеспокоен, что Тора дается тебе слишком легко, и может не оставить в тебе никакого следа, не выстроит тебя как личность.

Рассказывают о раве Аврааме-Йешаягу Карелице (Хазон Иш; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века), что в молодости у него дома не было условий для занятий Торой. Поэтому его родственник выделил ему комнату в своей квартире, куда он приходил с утра, а покидал ее ближе к вечеру.

Он изучал Талмуд в полный голос, читая его на распев. Хазон Иш  много раз повторял одну и ту же тему, стараясь досконально в ней разобраться.

Как-то получилось, что в течение нескольких недель он разбирал один и тот же отрывок. За это время его в доме выучили все, включая маленьких детей.

Еще издали завидев Хазон Иша на улице, они бросались к нему и громко декламировали сложный текст Талмуда.

Так усилия Хазон Иша в изучении Торы оставили след в душах и сознании тех, кто был с ним рядом.

 

на основе комментария рава Шмуэля Розовского

(глава йешивы «Поневеж", Израиль, Бней-Брак, вторая половина 20-го века)

 

 

2. Завещание шести миллионов

 

Написано в нашей недельной главе: «Если по законам Моим пойдете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что здесь имеется в виду усердие в изучении Торы, учеба с приложением усилий и преодолением трудностей.

Но что означает  — преодоление трудностей в изучении Торы?

Для иллюстрации перескажу удивительную историю, которую описал рав Даниэль Охайон в своей книге Ор Даниэль.

Как-то дела его привели в Антверпен. Он зашел в синагогу, чтобы помолиться минху (послеполуденная молитва). До начала молитвы оставалось время, и он стал разглядывать имеющиеся там книги, в поисках той, которая была бы ему не знакома. И вскоре его взгляд упал на такую.

В книге рассматривался вопрос по одной из тем трактата Келим, и было в ней сто тридцать семь вариантов ответа на него.

Он снял эту книгу с полки и погрузился в чтение, поражаясь остроте мысли и обширности познаний неизвестного автора.

Вдруг к нему вежливо обратился человек и сказал, что он — племянник автора, и может поведать его историю.

До Второй мировой войны они жили в Кракове. Их семья была весьма зажиточной, и все они отличались серьезным подходом к изучению Торы и соблюдению заповедей.

Когда фашисты оккупировали Польшу, вся семья погибла, а он и дядя оказались в Освенциме. Там они вместе провели два года.

Как-то ночью дядя разбудил его и сказал:

— У меня предчувствие, что завтра меня отправят в газовую камеру. Значит, ты останешься единственным из нашей семьи. Хочу, чтобы ты исполнил мою последнюю просьбу. Как тебе известно, я помню наизусть весь Талмуд. С того момента, как мы оказались здесь я не прекращал повторять его по памяти. Сейчас я повторяю содержание седьмого листа трактата Моэд Катан. Дай мне слово, что если Всевышнему будет угодно, и ты выйдешь отсюда живым, ты завершишь этот трактат ради меня!

Что к этому еще можно добавить? Только то, что духовное завещание, последняя просьба шести миллионов евреев, зверски уничтоженных фашистами — завершите изучение книг и трактатов, которые мы не успели завершить.

Рассказывают о раве Иегуде Лeфковиче, преподавателе йешивы «Поневеж», что он, давая урок, имел обыкновение сидеть на стуле, не облокачиваясь на спинку. Да и стул он себе выбирал старый, деревянный, который того и гляди, развалится.

Ученики обратили внимание, что он не только во время урока, но вообще — никогда, где бы ни сидел, не облокачивается на спинку стула. Этого обычая он придерживался и, будучи в весьма преклонных годах.

Однажды он поведал ученикам, что в юности оказался свидетелем одного примечательного случая. Молодой раввин встретил престарелого мудреца Торы и посетовал ему, что уже несколько дней бьется над сложным вопросом из Талмуда, и никак не может его разрешить.

Мудрец довольно легко и быстро привел очень изящный ответ. Увидев, с какой легкостью дан ответ на вопрос, казавшийся ему столь сложным, раввин пал духом.

— Чему ты удивляешься? — улыбнулся старец. — Я учу Тору, сидя на колченогом стуле, который вот-вот развалится. А ты, богач, можешь себе позволить стул с обитым хорошей тканью, мягким сиденьем, с удобной спинкой. Мне приходится прикладывать усилия и преодолевать трудности, изучая Тору. А ты учишь ее в довольстве и комфорте. Так что, не удивительно, что я добиваюсь больших успехов в Торе и постигаю ее лучше.

— Услышав эти слова, я тут же решил для себя, что отныне буду сидеть на неудобных стульях и больше не стану опираться на спинку, — произнес рав Иегуда.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Каждый мечтает, чтобы у него был сын-раввин

 

В нашей недельной главе, хоть и не впрямую, говорится об изучении Торы. Здесь мы читаем: «Если по законам Моим пойдете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что здесь имеются в виду усилия, затрачиваемые человеком на учебу.

С того момента, как сыны Израиля получили Тору на горе Синай, их связь с ней из поколения в поколение — крепнет. И уже можно сказать, что она никогда не будет нарушена.

Приведу несколько примеров, показывающих насколько прочна эта связь — так, что даже самые простые люди демонстрируют свою причастность к ней.

В конце 19-го века в польском городе Ломжа добывала себе пропитание бригада еврейских грузчиков. Все они были, как на подбор, высокого роста и богатырского телосложения. Среди них выделялся бригадир, который превосходил всех по силе и габаритам. Его звали Машиах. Всевышний не обделил его потомством — у него было шесть сыновей и две дочери. Когда родился седьмой сын, Машиах сказал своей жене:

— Этот обязательно станет раввином.

Когда Иегуда (так назвали мальчика) чуть подрос, ему наняли меламеда (учителя), дававшего познания в Торе. К всеобщей радости, мальчик рос любознательным и проявлял немалые способности. Иегуда (или Машиах-младший, как его прозвали) блестяще окончил хедер (еврейское начальное учебное заведение) и поступил в йешиву «Ломжа», известную на всю Европу. Там он подружился с сыном раввина общины, который стал его постоянным хеврутой (напарником в учебе). Молодые люди были, как говорится, не разлей вода, они и свободное время проводили вместе.

Отец Иегуды, Машиах, был счастлив, что его родной сын, его кровинушка, учится в одной из лучших йешив и делает успехи. Когда он встречал раввина, он ему говорил:

— Раби, мой сын учится вместе с твоим. Пожалуйста, найди время, проэкзаменуй его, мне важно твое мнение.

Как-то, во время каникул, пятнадцатилетние юноши взяли на прокат лодку и отправились в плавание по реке. К несчастью, в гребле они были гораздо менее искусны, чем в изучении Торы. Вскоре лодку подхватило быстрое течение и понесло к середине реки. Там она попала в водоворот и перевернулась. Приятель Иегуды смог выплыть, а Иегуда утонул.

Весть о трагедии быстро облетела общину, никто не остался равнодушным к горю семьи Машиаха. Родители и дети в надорванной одежде, согласно традиции, погруженные в траур, сидели на полу, а евреи, даже мало знакомые, приходили их утешать.

Приятель Иегуды вспомнил, что у того была особая тетрадка, в которую он записывал свои открытия в Торе. Он сходил в йешиву и отыскал ее. А затем, придя на шиву (неделя траура), отдал ее отцу погибшего приятеля.

Машиах прижал тетрадку к сердцу и воскликнул, обращаясь к жене:

— Вот она, Тора нашего мальчика, вот она записана его рукой...

В этот момент в комнату вошел глава йешивы «Ломжа» рав Иегошуа Зелиг Рох. Он пришел утешать скорбящих родителей своего ученика.

Увидев его, Машиах разрыдался. Огромный человек, обладавший недюжинной физической силой, плакал как ребенок.

— Раби, — сквозь слезы обратился он к главе йешивы. — Я еврей, почитаю Тору и стараюсь исполнять ее заповеди. Почему я не удостоился, чтобы у меня был сын раввин? Почему не удостоился? Почему?

Каждый еврей, от грузчика и до главы йешивы, явно или подсознательно, мечтает иметь сына знатока Торы. В этом проявляется нерушимая связь Торы с Израилем.

Вот, еще одна история.

Один богач отправил своего отпрыска учиться в известную йешиву «Прешбург». Он мечтал, что сын станет знатоком Торы и достигнет того, чего не удалось достичь ему самому.

— Изучай «Кесеф Мишне», сынок, постигай «Магид Мишне», — напутствовал он сына. — И тогда ты уподобишься «Мишне ла-Мелех».

В кавычках указаны названия книг. Они подобраны не случайно. Используя игру слов, напутствие отца можно понять так: «удвой свои усилия в учебе и тогда ты достигнешь уровня наместника царя».

Но сын не оправдал надежд. Он вернулся в отчий дом таким же невеждой, каким и был раньше. Богач это в иносказательной форме описал своему другу и компаньону:

— Я посылал ему «Кесеф Мишне», но он растранжирил их на «Лехем Мишне», жил в Прешбурге (Братиславе) как «Мишне ла-Мелех», а вернулся домой и даже не в состоянии «Магид Мишна».

Отец имел в виду, что двойное денежное содержание, которое он отправлял сыну, тот тратил на обильную еду, жил по-царски, ни в чем себе не отказывая, как сыр в масле катаясь, а вернувшись домой, был не в состоянии рассказать даже одну мишну...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

4. Жажда заповеди

 

Написано в нашей недельной главе: «Если по законам Моим пойдете, и заповеди Мои будете беречь и исполнять…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что «следовать законам» означает — усердно изучать Тору. Причем, эта учеба должна способствовать соблюдению заповедей, как об этом сказано в недельной главе Ваэтханан, в тексте которой читаем: «И изучайте их, и берегите, чтобы исполнять» (Дварим, гл. 5, ст. 1).

Один потомственный купец, еврей, пожаловался раву Хаиму из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.), что каждый день какой-то странный еврей подстерегает его и требует денег.

Раби Хаим сказал, чтобы купец привел того еврея к нему на следующий же день.

— Он — совершенно дикий и необузданный, но я попробую…

На следующий день купец с удивлением сообщил, что когда хулиган услышал имя раввина, то безропотно подчинился и пошел с ним.

Раввин пристально смотрел в лицо представшего перед ним человека, а потом спросил:

— Почему ты все время досаждаешь этому еврею?

— В прошлой жизни я был меламедом (учитель, преподающий Тору детям), — отвечал незнакомец как будто бы под гипнозом. — И обучал его, когда он был еще ребенком. Его отец был богатым купцом. Однажды он подделал вексель, а меня уговорил его подписать в качестве свидетеля. С помощью этого фальшивого векселя он хорошо нагрел одного дельца. Теперь я вернулся в этот мир, чтобы убедить сына вернуть деньги потомкам обманутого.

— Ты все врешь! Отец рассказывал, что тот меламед был последним нечестивцем, который гневил Творца. Так что нечего здесь из себя борца за справедливость разыгрывать!

— Ты прав, — смиренно проговорил посланник, потупив взгляд. — Только твой отец умер, и не знал, что в конце жизни я во всем раскаялся и сделал тешуву (вернулся на путь соблюдения заповедей). Я каждый день по четыре часа непрерывно изучал Тору во имя Небес. И когда настал срок предстать перед Небесным Судом, благодаря этому изучению Торы, мне было все прощено, кроме участия в воровстве. Потому что грабеж и воровство невозможно искупить, не возместив ущерб. Поэтому я снова вернулся сюда…

Из этой истории мы видим, что усердное изучение Торы может искупить самые тяжкие прегрешения перед Всевышним. Но даже оно не в силах помочь, когда пострадал другой человек.

Теперь нам предстоит разобраться в другом вопросе — что означает повеление «беречь заповеди»?

Существуют два уровня соблюдения заповедей.

Первый — их скрупулезное исполнение, во всех деталях.

Второй, более высокий — горение заповедями, любовь к ним. Об этом в недельной главе Экев сказано: «За то, что будете слушать указания эти, и хранить, и исполнять их» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Выражение «хранить» мы встречаем и в главе Ваешев — там, где Йосеф рассказывает о своих снах. Тогда братья позавидовали Йосефу, а отец его «бережно хранил рассказанное» (Берешит, гл. 37, ст. 11).

Что означает — «хранил», да еще «бережно»?

С нетерпением ждал, когда же сны Йосефа осуществятся.

В том же ключе следует понимать и повеление «беречь заповеди».

Ни в коем случае не следует относиться к заповедям Торы, как к какой-то повинности. Нужно с нетерпением ждать, и не просто ждать, но — искать возможность поскорее исполнить ту или иную заповедь.

Главы поколений во все времена именно так относились к выполнению заповедей. Они, в буквальном смысле, жаждали их и изыскивали любую возможность их исполнить.

Рассказывают о раве Леви Ицхаке из Бердичева (один из самых известных Учителей Торы своего времени; Белоруссия, вторая половина 18-го века), что однажды в праздник Суккот он провел ночь без сна в ожидании утра, когда можно будет исполнить заповедь о четырех видах растений…

 

на основе комментариев Ор hа-Хаима

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

и Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

 

5. От чего зависят дожди

 

Всевышний обещает, что в случае, если сыны Израиля будут изучать Тору и соблюдать заповеди — Он позаботится об их пропитании. Об этом читаем: «Если по законам Моим пойдете, и заповеди Мои будете беречь и исполнять, то Я дам дожди вовремя» (Ваикра, гл. 26, ст. 3-4).

В этой фразе заключен важный принцип нашей традиции «мида кенегед мида» (мера за меру).

В основе выражения, вынесенного в название недельной главы Бехукотай (по законам Моим), лежит слово «хок» (закон). Оно тесно связано с понятием «зман» (время).

Это видно из текста молитвы Кидуш Левана (освящение Луны), в котором есть фраза — «Закон и время установил им, чтобы не изменили предназначения своего».

На сынов Израиля возложена обязанность, которая также помогает связать эти понятия — закон и время.

В Талмуде (трактат Мегила, лист 32) сказано, что еще Моше Рабейну установил добрый обычай — в преддверии праздников собираться в своих общинах и изучать законы, относящиеся к этим праздникам.

И еще говорится в Талмуде (трактат Песахим, лист 6), что пасхальные законы принято начинать изучать за тридцать дней до Песаха.

Теперь нам стала понятнее наша фраза — «Если по законам Моим пойдете…» (если станете соблюдать возложенное на вас, и организуете изучение законов в назначенное время), то и Я — «дам вовремя дожди».

Бывает, когда на улице стоит особенно приятная погода, некоторые ученики йешив сбегают с занятий и отправляются гулять на природу. Тогда Всевышний, видя, что они, вместо того, чтобы «идти по законам», пошли на пляж — проливает на землю неурочный дождь, загоняя нерадивых учеников назад в йешивы. Когда же молодые люди проявляют сознательность — дожди идут строго по расписанию.

Как-то в Израиле выдался очень засушливый год. Прошла добрая половина зимы, а на землю не упало ни капли. Все были очень обеспокоены. Раввины собирались объявить общественный пост и организовать специальные молитвы о дожде.

Духовный наставник йешивы «Поневеж» раби Менахем-Ман Шах (один из еврейских духовных лидеров последней трети 20-го века, Бней Брак, Израиль), войдя в учебный зал, где сотни учеников грызли премудрости Талмуда, вдруг громко обратился к учащимся:

— Чтобы вы знали, к нам регулярно заглядывает посланник Всевышнего, ответственный за дожди. Он видит, что мы только на четвертом листе и думает, что сейчас еще начало зимы и, значит, с дождем можно повременить. Давайте поднажмем, чтобы не сбивать с толку ответственного по дождям...

 

на основе комментария рава Моше Полака

(автор книги «Вайeдабер Моше», Словакия – Венгрия, 1845-1889 гг.)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Бехукотай»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

 

Обсуждение главы Бехукотай

 

1. Сила молитвы может навредить изучению Торы 

 

Слово, которое служит названием нашей недельной главы, находим в первой ее фразе. Написано: «Если по законам Моим (в оригинале — бе-хукотай) пойдете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что здесь имеется в виду усердие в изучении Торы, учеба с приложением усилий.

Приложения усилий, кстати сказать, потребовал даже перевод. Ведь для того, чтобы перевести одно слово Торы нам понадобилось целых три слова на русском, да и то перевод оказался далеко не исчерпывающим.

Понятие «хок», лежащее в основе слова «бехукотай», означает — заповедь или закон, понимание смысла которого требует большого труда. Поэтому сказано — «пойдете».

В данном контексте, это подразумевает подъем, трудное продвижение вперед по ступеням Торы. Что в свою очередь, возможно только за счет труда и усердия в ее изучении.

В Мидраше Торат Коhаним говорится, что прилежное, усиленное и погруженное изучение Торы сынами Израиля доставляет особое удовольствие Всевышнему. Ведь Он желает своему созданию только добра. А что может быть большим благом, чем погружение в Тору?

Рассказывают, что когда раби Зеэв Нахум Бурнштейн из Бьялы (1820-1885 гг.) приехал навестить раби Менахема Менделя из Коцка (раби Менахем Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; известен своими острыми, мудрыми высказываниями; Польша, первая половина 19-го века), тот пожаловался ему на зятя:

— У твоего сына молитва неимоверной силы. Боюсь, как бы ему не повредило это в изучении Торы.

Раби Зеэв обратился за разъяснениями к сыну:

— Чем недоволен твой тесть? — спросил он.

И тот поведал отцу, что однажды у него неожиданно остановились часы и никак не хотели заводиться. Отнести их к часовщику — не было времени. Но и без часов никак нельзя. Они нужны для выполнения жесткого и насыщенного распорядка. Тогда он от всей души обратился к Всевышнему за помощью. И часы вдруг пошли.

— С тех пор и до сегодняшнего дня, — признался молодой раввин, — если у меня возникают хоть малейшие затруднения в изучении Торы, я сразу молюсь, и Всевышний моментально их разрешает.

— Теперь все встало на свои места. Чтобы действительно постичь Тору, необходимо прилагать усилия к ее изучению ее. И даже молитва для этого — не самый действенный способ. Твой тесть обеспокоен, что Тора дается тебе слишком легко, и может не оставить в тебе никакого следа, не выстроит тебя как личность.

Рассказывают о раве Аврааме-Йешаягу Карелице (Хазон Иш; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века), что в молодости у него дома не было условий для занятий Торой. Поэтому его родственник выделил ему комнату в своей квартире, куда он приходил с утра, а покидал ее ближе к вечеру.

Он изучал Талмуд в полный голос, читая его на распев. Хазон Иш  много раз повторял одну и ту же тему, стараясь досконально в ней разобраться.

Как-то получилось, что в течение нескольких недель он разбирал один и тот же отрывок. За это время его в доме выучили все, включая маленьких детей.

Еще издали завидев Хазон Иша на улице, они бросались к нему и громко декламировали сложный текст Талмуда.

Так усилия Хазон Иша в изучении Торы оставили след в душах и сознании тех, кто был с ним рядом.

 

на основе комментария рава Шмуэля Розовского

(глава йешивы «Поневеж", Израиль, Бней-Брак, вторая половина 20-го века)

 

 

2. Завещание шести миллионов

 

Написано в нашей недельной главе: «Если по законам Моим пойдете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что здесь имеется в виду усердие в изучении Торы, учеба с приложением усилий и преодолением трудностей.

Но что означает  — преодоление трудностей в изучении Торы?

Для иллюстрации перескажу удивительную историю, которую описал рав Даниэль Охайон в своей книге Ор Даниэль.

Как-то дела его привели в Антверпен. Он зашел в синагогу, чтобы помолиться минху (послеполуденная молитва). До начала молитвы оставалось время, и он стал разглядывать имеющиеся там книги, в поисках той, которая была бы ему не знакома. И вскоре его взгляд упал на такую.

В книге рассматривался вопрос по одной из тем трактата Келим, и было в ней сто тридцать семь вариантов ответа на него.

Он снял эту книгу с полки и погрузился в чтение, поражаясь остроте мысли и обширности познаний неизвестного автора.

Вдруг к нему вежливо обратился человек и сказал, что он — племянник автора, и может поведать его историю.

До Второй мировой войны они жили в Кракове. Их семья была весьма зажиточной, и все они отличались серьезным подходом к изучению Торы и соблюдению заповедей.

Когда фашисты оккупировали Польшу, вся семья погибла, а он и дядя оказались в Освенциме. Там они вместе провели два года.

Как-то ночью дядя разбудил его и сказал:

— У меня предчувствие, что завтра меня отправят в газовую камеру. Значит, ты останешься единственным из нашей семьи. Хочу, чтобы ты исполнил мою последнюю просьбу. Как тебе известно, я помню наизусть весь Талмуд. С того момента, как мы оказались здесь я не прекращал повторять его по памяти. Сейчас я повторяю содержание седьмого листа трактата Моэд Катан. Дай мне слово, что если Всевышнему будет угодно, и ты выйдешь отсюда живым, ты завершишь этот трактат ради меня!

Что к этому еще можно добавить? Только то, что духовное завещание, последняя просьба шести миллионов евреев, зверски уничтоженных фашистами — завершите изучение книг и трактатов, которые мы не успели завершить.

Рассказывают о раве Иегуде Лeфковиче, преподавателе йешивы «Поневеж», что он, давая урок, имел обыкновение сидеть на стуле, не облокачиваясь на спинку. Да и стул он себе выбирал старый, деревянный, который того и гляди, развалится.

Ученики обратили внимание, что он не только во время урока, но вообще — никогда, где бы ни сидел, не облокачивается на спинку стула. Этого обычая он придерживался и, будучи в весьма преклонных годах.

Однажды он поведал ученикам, что в юности оказался свидетелем одного примечательного случая. Молодой раввин встретил престарелого мудреца Торы и посетовал ему, что уже несколько дней бьется над сложным вопросом из Талмуда, и никак не может его разрешить.

Мудрец довольно легко и быстро привел очень изящный ответ. Увидев, с какой легкостью дан ответ на вопрос, казавшийся ему столь сложным, раввин пал духом.

— Чему ты удивляешься? — улыбнулся старец. — Я учу Тору, сидя на колченогом стуле, который вот-вот развалится. А ты, богач, можешь себе позволить стул с обитым хорошей тканью, мягким сиденьем, с удобной спинкой. Мне приходится прикладывать усилия и преодолевать трудности, изучая Тору. А ты учишь ее в довольстве и комфорте. Так что, не удивительно, что я добиваюсь больших успехов в Торе и постигаю ее лучше.

— Услышав эти слова, я тут же решил для себя, что отныне буду сидеть на неудобных стульях и больше не стану опираться на спинку, — произнес рав Иегуда.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Каждый мечтает, чтобы у него был сын-раввин

 

В нашей недельной главе, хоть и не впрямую, говорится об изучении Торы. Здесь мы читаем: «Если по законам Моим пойдете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что здесь имеются в виду усилия, затрачиваемые человеком на учебу.

С того момента, как сыны Израиля получили Тору на горе Синай, их связь с ней из поколения в поколение — крепнет. И уже можно сказать, что она никогда не будет нарушена.

Приведу несколько примеров, показывающих насколько прочна эта связь — так, что даже самые простые люди демонстрируют свою причастность к ней.

В конце 19-го века в польском городе Ломжа добывала себе пропитание бригада еврейских грузчиков. Все они были, как на подбор, высокого роста и богатырского телосложения. Среди них выделялся бригадир, который превосходил всех по силе и габаритам. Его звали Машиах. Всевышний не обделил его потомством — у него было шесть сыновей и две дочери. Когда родился седьмой сын, Машиах сказал своей жене:

— Этот обязательно станет раввином.

Когда Иегуда (так назвали мальчика) чуть подрос, ему наняли меламеда (учителя), дававшего познания в Торе. К всеобщей радости, мальчик рос любознательным и проявлял немалые способности. Иегуда (или Машиах-младший, как его прозвали) блестяще окончил хедер (еврейское начальное учебное заведение) и поступил в йешиву «Ломжа», известную на всю Европу. Там он подружился с сыном раввина общины, который стал его постоянным хеврутой (напарником в учебе). Молодые люди были, как говорится, не разлей вода, они и свободное время проводили вместе.

Отец Иегуды, Машиах, был счастлив, что его родной сын, его кровинушка, учится в одной из лучших йешив и делает успехи. Когда он встречал раввина, он ему говорил:

— Раби, мой сын учится вместе с твоим. Пожалуйста, найди время, проэкзаменуй его, мне важно твое мнение.

Как-то, во время каникул, пятнадцатилетние юноши взяли на прокат лодку и отправились в плавание по реке. К несчастью, в гребле они были гораздо менее искусны, чем в изучении Торы. Вскоре лодку подхватило быстрое течение и понесло к середине реки. Там она попала в водоворот и перевернулась. Приятель Иегуды смог выплыть, а Иегуда утонул.

Весть о трагедии быстро облетела общину, никто не остался равнодушным к горю семьи Машиаха. Родители и дети в надорванной одежде, согласно традиции, погруженные в траур, сидели на полу, а евреи, даже мало знакомые, приходили их утешать.

Приятель Иегуды вспомнил, что у того была особая тетрадка, в которую он записывал свои открытия в Торе. Он сходил в йешиву и отыскал ее. А затем, придя на шиву (неделя траура), отдал ее отцу погибшего приятеля.

Машиах прижал тетрадку к сердцу и воскликнул, обращаясь к жене:

— Вот она, Тора нашего мальчика, вот она записана его рукой...

В этот момент в комнату вошел глава йешивы «Ломжа» рав Иегошуа Зелиг Рох. Он пришел утешать скорбящих родителей своего ученика.

Увидев его, Машиах разрыдался. Огромный человек, обладавший недюжинной физической силой, плакал как ребенок.

— Раби, — сквозь слезы обратился он к главе йешивы. — Я еврей, почитаю Тору и стараюсь исполнять ее заповеди. Почему я не удостоился, чтобы у меня был сын раввин? Почему не удостоился? Почему?

Каждый еврей, от грузчика и до главы йешивы, явно или подсознательно, мечтает иметь сына знатока Торы. В этом проявляется нерушимая связь Торы с Израилем.

Вот, еще одна история.

Один богач отправил своего отпрыска учиться в известную йешиву «Прешбург». Он мечтал, что сын станет знатоком Торы и достигнет того, чего не удалось достичь ему самому.

— Изучай «Кесеф Мишне», сынок, постигай «Магид Мишне», — напутствовал он сына. — И тогда ты уподобишься «Мишне ла-Мелех».

В кавычках указаны названия книг. Они подобраны не случайно. Используя игру слов, напутствие отца можно понять так: «удвой свои усилия в учебе и тогда ты достигнешь уровня наместника царя».

Но сын не оправдал надежд. Он вернулся в отчий дом таким же невеждой, каким и был раньше. Богач это в иносказательной форме описал своему другу и компаньону:

— Я посылал ему «Кесеф Мишне», но он растранжирил их на «Лехем Мишне», жил в Прешбурге (Братиславе) как «Мишне ла-Мелех», а вернулся домой и даже не в состоянии «Магид Мишна».

Отец имел в виду, что двойное денежное содержание, которое он отправлял сыну, тот тратил на обильную еду, жил по-царски, ни в чем себе не отказывая, как сыр в масле катаясь, а вернувшись домой, был не в состоянии рассказать даже одну мишну...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

4. Жажда заповеди

 

Написано в нашей недельной главе: «Если по законам Моим пойдете, и заповеди Мои будете беречь и исполнять…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что «следовать законам» означает — усердно изучать Тору. Причем, эта учеба должна способствовать соблюдению заповедей, как об этом сказано в недельной главе Ваэтханан, в тексте которой читаем: «И изучайте их, и берегите, чтобы исполнять» (Дварим, гл. 5, ст. 1).

Один потомственный купец, еврей, пожаловался раву Хаиму из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.), что каждый день какой-то странный еврей подстерегает его и требует денег.

Раби Хаим сказал, чтобы купец привел того еврея к нему на следующий же день.

— Он — совершенно дикий и необузданный, но я попробую…

На следующий день купец с удивлением сообщил, что когда хулиган услышал имя раввина, то безропотно подчинился и пошел с ним.

Раввин пристально смотрел в лицо представшего перед ним человека, а потом спросил:

— Почему ты все время досаждаешь этому еврею?

— В прошлой жизни я был меламедом (учитель, преподающий Тору детям), — отвечал незнакомец как будто бы под гипнозом. — И обучал его, когда он был еще ребенком. Его отец был богатым купцом. Однажды он подделал вексель, а меня уговорил его подписать в качестве свидетеля. С помощью этого фальшивого векселя он хорошо нагрел одного дельца. Теперь я вернулся в этот мир, чтобы убедить сына вернуть деньги потомкам обманутого.

— Ты все врешь! Отец рассказывал, что тот меламед был последним нечестивцем, который гневил Творца. Так что нечего здесь из себя борца за справедливость разыгрывать!

— Ты прав, — смиренно проговорил посланник, потупив взгляд. — Только твой отец умер, и не знал, что в конце жизни я во всем раскаялся и сделал тешуву (вернулся на путь соблюдения заповедей). Я каждый день по четыре часа непрерывно изучал Тору во имя Небес. И когда настал срок предстать перед Небесным Судом, благодаря этому изучению Торы, мне было все прощено, кроме участия в воровстве. Потому что грабеж и воровство невозможно искупить, не возместив ущерб. Поэтому я снова вернулся сюда…

Из этой истории мы видим, что усердное изучение Торы может искупить самые тяжкие прегрешения перед Всевышним. Но даже оно не в силах помочь, когда пострадал другой человек.

Теперь нам предстоит разобраться в другом вопросе — что означает повеление «беречь заповеди»?

Существуют два уровня соблюдения заповедей.

Первый — их скрупулезное исполнение, во всех деталях.

Второй, более высокий — горение заповедями, любовь к ним. Об этом в недельной главе Экев сказано: «За то, что будете слушать указания эти, и хранить, и исполнять их» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Выражение «хранить» мы встречаем и в главе Ваешев — там, где Йосеф рассказывает о своих снах. Тогда братья позавидовали Йосефу, а отец его «бережно хранил рассказанное» (Берешит, гл. 37, ст. 11).

Что означает — «хранил», да еще «бережно»?

С нетерпением ждал, когда же сны Йосефа осуществятся.

В том же ключе следует понимать и повеление «беречь заповеди».

Ни в коем случае не следует относиться к заповедям Торы, как к какой-то повинности. Нужно с нетерпением ждать, и не просто ждать, но — искать возможность поскорее исполнить ту или иную заповедь.

Главы поколений во все времена именно так относились к выполнению заповедей. Они, в буквальном смысле, жаждали их и изыскивали любую возможность их исполнить.

Рассказывают о раве Леви Ицхаке из Бердичева (один из самых известных Учителей Торы своего времени; Белоруссия, вторая половина 18-го века), что однажды в праздник Суккот он провел ночь без сна в ожидании утра, когда можно будет исполнить заповедь о четырех видах растений…

 

на основе комментариев Ор hа-Хаима

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

и Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

 

5. От чего зависят дожди

 

Всевышний обещает, что в случае, если сыны Израиля будут изучать Тору и соблюдать заповеди — Он позаботится об их пропитании. Об этом читаем: «Если по законам Моим пойдете, и заповеди Мои будете беречь и исполнять, то Я дам дожди вовремя» (Ваикра, гл. 26, ст. 3-4).

В этой фразе заключен важный принцип нашей традиции «мида кенегед мида» (мера за меру).

В основе выражения, вынесенного в название недельной главы Бехукотай (по законам Моим), лежит слово «хок» (закон). Оно тесно связано с понятием «зман» (время).

Это видно из текста молитвы Кидуш Левана (освящение Луны), в котором есть фраза — «Закон и время установил им, чтобы не изменили предназначения своего».

На сынов Израиля возложена обязанность, которая также помогает связать эти понятия — закон и время.

В Талмуде (трактат Мегила, лист 32) сказано, что еще Моше Рабейну установил добрый обычай — в преддверии праздников собираться в своих общинах и изучать законы, относящиеся к этим праздникам.

И еще говорится в Талмуде (трактат Песахим, лист 6), что пасхальные законы принято начинать изучать за тридцать дней до Песаха.

Теперь нам стала понятнее наша фраза — «Если по законам Моим пойдете…» (если станете соблюдать возложенное на вас, и организуете изучение законов в назначенное время), то и Я — «дам вовремя дожди».

Бывает, когда на улице стоит особенно приятная погода, некоторые ученики йешив сбегают с занятий и отправляются гулять на природу. Тогда Всевышний, видя, что они, вместо того, чтобы «идти по законам», пошли на пляж — проливает на землю неурочный дождь, загоняя нерадивых учеников назад в йешивы. Когда же молодые люди проявляют сознательность — дожди идут строго по расписанию.

Как-то в Израиле выдался очень засушливый год. Прошла добрая половина зимы, а на землю не упало ни капли. Все были очень обеспокоены. Раввины собирались объявить общественный пост и организовать специальные молитвы о дожде.

Духовный наставник йешивы «Поневеж» раби Менахем-Ман Шах (один из еврейских духовных лидеров последней трети 20-го века, Бней Брак, Израиль), войдя в учебный зал, где сотни учеников грызли премудрости Талмуда, вдруг громко обратился к учащимся:

— Чтобы вы знали, к нам регулярно заглядывает посланник Всевышнего, ответственный за дожди. Он видит, что мы только на четвертом листе и думает, что сейчас еще начало зимы и, значит, с дождем можно повременить. Давайте поднажмем, чтобы не сбивать с толку ответственного по дождям...

 

на основе комментария рава Моше Полака

(автор книги «Вайeдабер Моше», Словакия – Венгрия, 1845-1889 гг.)

 

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что такое «пустыня»


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля