Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Бехукотай»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.
Почему она так
называется?
В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в
переводе с иврита — по Моим законам.
Обсуждение главы
Бехукотай
1. Можно ли
благословлять на Тору и идти на работу?
Наша глава недельная глава
начинается словами: «Если по установлениям Моим будете поступать, и заповеди Мои
соблюдать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).
Поступать по установлениям
Всевышнего означает — трудиться над изучением Торы, — объясняет Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) в своем комментарии к этому фрагменту.
Но как это объяснение сочетается
с продолжением фразы — с требованием соблюдать заповеди?
В Талмуде (трактат
Сангедрин, лист 26) Учителя называют Тору — «тушия» (защита,
помощь). Но от того же корня происходит выражение «истощение сил».
Назвав Тору — тушия,
Учителя так обращают наше внимание на ее полезное свойство — истощать силы
изучающего ее.
Это — не ошибка. Истощение сил
вполне может быть полезным свойством. Например — в борьбе против дурного начала
(на иврите — йецер
hа-ра).
Йецер из кожи вон лезет, чтобы подбить человека на необдуманные поступки,
которые впоследствии, как говорится, «выйдут этому человеку боком». Но если у
человека нет сил — он, скорее всего, не поддастся соблазну.
Таким образом, в нашей фразе
содержится важный урок. Если человек желает соблюдать законы и заповеди Торы, но
дурное начало всячески мешает ему, посылая всевозможные испытания и помехи —
пусть погрузится в изучение Торы, по установлениям Всевышнего пусть поступает. И
тогда — преуспеет в войне против йецера
hа-ра,
одолеет его. А это откроет ему дорогу к соблюдению заповедей.
То есть, изучение Торы — важное
условие для выполнения заповедей.
Каждое утро мы произносим
благословение на Тору и говорим: «Благословен Ты, Всевышний... заповедавший нам
заниматься изучением Торы».
Некоторые, произнеся эту
бераху (благословение) и помолившись — спешат... Нет, не изучать Тору, но —
на работу.
Так может тем, кто не изучает
Тору — не следует произносить благословение на нее?
Богобоязненный еврей идет на
работу, чтобы добыть пропитание себе и своей семье. Он зарабатывает себе на
жизнь и еще поддерживает тех, кто посвятил себя изучению Торы. Этот человек
вполне может произнести благословение «заповедавший нам заниматься изучением
Торы». Ведь он делится заработком — чтобы другие могли погрузиться в постижение
Торы.
Выходит, все сыны Израиля имеют
полное право произнести бераху «Благословен Ты Всевышний... заповедавший
нам заниматься изучением Торы».
В устах тех, кто после
благословения приступает к изучению Торы, эта бераха имеет прямой смысл. Но и
те, кто отправляется на работу — косвенно тоже причастны к изучению Торы. Ведь
они зарабатывают, в том числе, и ради того, чтобы появилась возможность
заниматься изучением Торы. То есть, в определенном смысле — работают во имя
Торы.
Исходя из этого, мы можем лучше
понять сказанное в Талмуде (трактат Недарим, лист 81): «Почему мы
были изгнаны с земли? Потому что вначале не благословляли на Тору».
Благословение «заповедавший нам
заниматься изучением Торы» стало забываться. Да и само изучение Торы — тоже
стало забываться. Люди отправлялись на заработок, во имя заработка, совершенно
утратив с Торой даже косвенную связь.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
2.
Исцеление и есть награда
Самая первая фраза нашей главы —
«Если по установлениям Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать…» (Ваикра,
гл. 26, ст. 3).
В своем комментарии к этому
отрывку Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что следовать установлениям Всевышнего
означает — трудиться над изучением Торы.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 28) рассказывается, что составил короткую молитву, которую произносил
всякий раз перед тем, как войти в бейт
hа-мидраш
(дословно — дом учения, место, предназначенное для организованного изучения
Торы). В молитве раби Нехунии были такие слова: «Я тружусь, и они (не евреи,
язычники) трудятся. Я тружусь и получаю за это награду. А они трудятся, но
никакой награды не получают».
Поясним смысл этой молитвы
притчей.
Один человек почувствовал во
всем теле невероятную слабость и обратился к врачу, чтобы тот подобрал для него
подходящее лекарство.
Врач внимательно обследовал
пациента и посоветовал ему физические нагрузки. Чем больше он будет потеть,
скорее исцелится.
Выйдя от врача, этот человек
увидел бригаду рабочих, которые очищали довольно большую площадку от
заполонявших ее огромных камней. Камни все, как на подбор, были очень тяжелые и
громоздкие. Рабочим приходилось прилагать недюжинные усилия, чтобы сдвинуть их с
места.
Понаблюдав за происходящим,
больной решил, что эта работа вполне может подойти ему для лечения. Врач,
видимо, имел в виду нечто подобное.
Человек, обратившись к
бригадиру, поведал ему о своей болезни, о методе борьбы с ней и попросил принять
его на работу волонтером. Тот согласился.
Наш герой вместе со всеми
вытаскивал камни из земли и переносил их за пределы площадки.
К вечеру работа была окончена.
Трудяги, получив плату, начали расходиться по домам. Новенький только кивнул
издали боссу и отправился восвояси.
— Подойди к начальнику, —
сказали ему. — Тебе за работу полагаются деньги.
— Для меня сама возможность
работать и есть зарплата, — ответил он им. —
Ведь благодаря этому я лечусь от своего недуга.
Теперь вернемся к молитве,
составленной раби Нехунией.
Человек, который трудится над
изучением Торы, благодаря этому — исцеляет свое тело и душу. Изучение Торы
очищает от вредных токсинов проступков и прегрешений. Таким образом, сама
возможность учить Тору, в отличие от бесполезных развлечений и праздных
удовольствий этого мира — награда.
Как-то на суд к раввину пришли
тесть с зятем.
— После свадьбы я посвятил себя
изучению Торы и немало преуспел в этом, — начал излагать свою позицию зять. — Но
отец моей жены в последнее время стал от меня требовать, чтобы я помогал ему в
торговых делах, в управлении его компаниями и предприятиями.
— Этот молодой человек уже
несколько лет сидит над книгами, — объяснил свою претензию тесть. — Но ведь в
Пиркей Авот (гл. 2, мишна 2) сказано, что правильно совмещать
изучение Торы с ремеслом.
— Верно, есть такая мишна, и
твоему зятю трудно ее объяснить применительно к себе, — резюмировал раввин. —
Только если твой зять продолжит учебу и изучит всю Тору — он станет знатоком. И
только в объяснении этой мишны он будет испытывать затруднение. — Это все же
лучше, чем то, если бы он с головой ушел в бизнес, начал ощущать себя на бирже и
в инвестициях, как рыба в воде. Такая ситуация как будто бы будет
соответствовать словам мишны. Но ему станет трудно понимать Тору.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)
3. Действительность
Торы и реальность на пальцах
Написано в нашей недельной
главе: «Если по установлениям Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать…»
(Ваикра, гл. 26, ст. 3).
Поступать по установлениям
Творца означает — трудиться над изучением Торы, разъясняет Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в
своем комментарии.
Во время Первой мировой войны
русская армия сильно нуждалась в людских ресурсах. Была объявлена массовая
мобилизация. Молодых людей активно забирали в солдаты, а уклонистов — строго
наказывали.
Один еврейский парень, получив
предписание о мобилизации, приехал к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир
hа-Коэн;
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) за советом и
благословением.
— Ты, как я понял, хочешь
избежать призыва на воинскую службу, призыва, который объявлен царским указом, —
сказал раби Исраэль, выслушав юношу. — Тебе наверняка известны слова мишны (Пиркей
Авот, гл. 3, мишна 5): «С каждого, кто принимает на себя бремя изучения
Торы, снимается бремя подчинения властям и бремя заботы о пропитании. А на
каждого, кто сбрасывает с себя бремя Торы, возлагается бремя подчинения властям
и бремя заботы о пропитании». Так вот, прими на себя бремя Торы, и бремя
царского указа обойдет тебя стороной.
— Конечно же, я знаю эту мишну,
— отвечал парень (в его голосе слышались нотки разочарования). — В книге все
красиво изложено, но действительность — совсем другая, ребе.
— В чем же она другая? —
удивился Хафец Хаим. — Сам посмотри…
И рав стал повторять мишну (в
оригинале) — медленно, по одному слову, на каждое загибая один палец, как бы
считая слова.
— «С каждого, кто, принимает, на
себя, бремя, изучения, Торы...» — процитировал он. — Что именно здесь не
соответствует действительности? Что слов в этой мишне двенадцать, а пальцев у
тебя на руках — только десять? Что нельзя сосчитать двенадцать слов десятью
пальцами?.. Ты хочешь сказать: «не объять необъятное»? Твоя проблема в том, что
ты пытаешься привести эту мишну в соответствие с твоим пониманием
действительности, твоим субъективным пониманием. И ты никак не можешь соотнести
двенадцать слов Мишны с твоими десятью пальцами. Поэтому отбрасываешь два слова.
И это — слова «бремя Торы». Об этом-то и говорится в продолжении мишны — «на
каждого, кто сбрасывает с себя бремя Торы, возлагается бремя подчинения
властям».
— Поэтому, — заключил Хафец
Хаим, — тебе следует выбрать, в какой действительности ты предпочитаешь
находиться? В действительности слов Торы (где не всегда сразу видны истинные
пропорции и соотношения), или — в действительности пальцев (то есть
руководствоваться принципом: того, что нельзя пощупать — не существует). Мой
тебе совет (ведь ты за ним пришел) — выбери действительность Торы, выбери жизнь.
на основе комментария раби Исраэля-Меира
hа-Коэна
(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
4. Как стать
праведником
Написано в нашей недельной
главе: «Если по установлениям Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать…» (Ваикра,
гл. 26, ст. 3).
В первой части этой фразы
содержится повеление усердно изучать Тору, — объясняет Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Как-то к раву Цви Гиршу, сыну
великого Бааль Шем Това, пришел еврей и задал наболевший вопрос, долгое время не
дававший ему покоя — как становятся праведниками?
— Я тебе отвечу, — молвил Цви
Гирш после короткого раздумья. — В нашем городе Пинске живут два богача. Один и
пальцем о палец не ударил ради своего богатства. Ему все досталось по наследству
от отца. Другой — родился в бедной семье. Ему, чтобы сколотить свой капитал,
пришлось хорошенько попотеть, складывая копейку к копейке. Прежде чем стать
одним из богатейших людей в городе, он съел ни один пуд соли. Если ты подойдешь
к первому богачу и обратишься с просьбой: научи меня, как разбогатеть. Что он
тебе ответит? Дождись смерти богатого родственника. Много ли пользы тебе от
такого ответа? О путях к богатству, конечно же, лучше расспросить второго
богача, который кровью и потом заработал свое состояние.
— Теперь, — продолжил рав, —
вернемся к твоему вопросу о том, как становятся праведниками. Мне
посчастливилось быть сыном праведника Бааль Шем Това. Он наградил меня
высочайшей душой и прекрасными духовными качествами. Кем же еще я мог стать?
Если я и праведник, то только потому, что у меня не было другого выбора…. Тебе
следует обратиться к тому, кто много работал над собой, кто боролся и
преодолевал испытания…
А вот, еще один ответ на тот же
вопрос.
Раби Меир-Симха из Двинска
(автор книги комментариев к Кодексу еврейских
практических законов — Мишне
Тора Рамбама,
под названием Ор
Самеах;
Латвия, первая половина 20-го века)
был широко известен своими глубочайшими познаниями в Торе и праведностью. Когда
ему было десять лет, он уже учился самостоятельно, проводя дни и ночи в местном
бейт мидраше (доме учения), изо всех сил, буквально вгрызаясь в гранит
Мудрости Торы.
Мальчик жил в бедности. У него
не было нормальной обуви. Из-за этого на ногах образовались страшные язвы, от
которых он очень страдал. Но будущий наставник и глава поколения не прекращал
учебу, не отвлекался даже на боль. И только когда становилось уже совсем
невмоготу, он стискивал зубы и тер ноги о старый земляной, ставший твердым, как
камень пол бейт мидраша.
Со временем, на месте, где сидел
и занимался юный мудрец, в полу образовалась выбоина. И еще долгие годы,
старейшины того места, наставляя молодую поросль. Показывая им эту выбоину в
твердом, как камень, полу, они говорили, что в ней — главный секрет праведности.
на основе комментария раби Меира-Симхи
hа-Коэна из
Двинска
(автор книги комментариев к Кодексу еврейских практических законов — «Мишне
Тора» Рамбама,
под названием «Ор
Самеах»; Латвия, первая половина 20-го века)
5. Если горишь Торой —
учись даже в трауре
Наша недельная глава начинается
наставлением: «Если по установлениям Моим будете поступать и заповеди Мои
соблюдать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).
Это — наставление усердно
изучать Тору, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Итак, Всевышний хочет, чтобы мы,
Его народ, проявляли старание в учебе. Соответственно, пренебрежение ею — явно
вызовет Его неудовольствие.
Поясню это притчей.
На бар мицву отец подарил
сыну дорогие часы. И объяснил мальчику, сколько людей трудилось над этим
прекрасным хронометром, сколько творческой мысли и инноваций обеспечивает
хваленую швейцарскую точность.
— Надеюсь, что этот «Брегет»
будет отсчитывать только счастливые часы и минуты твоей жизни, — сказал отец,
вручая сыну подарок. — что ты будешь стоять в этих часах под хупой, Что
он будет с тобой на брите твоего сына. А со временем — перейдет к нему,
затем — к внуку и правнуку. Храни часы, береги, не будь беспечным, не потеряй
их...
Радость сына не знала границ.
Часы были и вправду хороши, предел мечтаний любого подростка.
Однажды в непогоду он переходил
реку по хлипкому мосту. Струи холодного дождя нещадно секли лицо. Неожиданный
порыв ветра — и парень потерял равновесие. Он резко взмахнул руками — хронометр
соскользнув с мокрого запястья, описал дугу и булькнул в стремительный поток.
Весь в слезах сын прибежал к
отцу.
— Папа, когда я шел по мосту,
вдруг рванул ветер, и я не успел схватиться за парапет, рука соскользнула, а
другой рукой я взмахнул, чтобы удержать равновесие...
— Покажи мне руку, — прервал его
отец. — Часов у тебе уже нет?
— Уже нет...
— Тогда к чему твои истории?!
Главное — что ты лишился «Брегета». А за что ты при этом держался и где стоял —
теперь не имеет никакого значения. Какой мне прок это знать?
Еврею заповедано изучать Тору.
Как сказано: «Да не отходит Тора от уст твоих, трудись над ней днем и ночью»
(книга пророка Йегошуа, гл. 1, ст. 8). Но те или иные обстоятельства, насущные
проблемы и тяготы — постоянно мешают ему исполнять свой долг. И некоторая часть
этих неурядиц, действительно может послужить оправданием. Но что в этом толку,
если в итоге он остался без Торы?! Кому нужны оправдания?!
Теперь постараемся понять, что
означает усердие в учебе. Нет, самого высокого уровня приложения усилий не
требуют от всех. Важно увидеть, где проходит линия горизонта и куда следует
стремиться.
Перескажу здесь реальную
историю.
Один молодой человек, ученик
рава Азриэля Ойербаха, очень сблизился со своим учителем. Когда умерла рабанит
Берлин, дочь рава Эльяшива, они вместе отправились в дом скорбящих по рабанит.
На ватикин (самый ранний миньян на утренней молитве).
После окончания молитвы рав
Азриэль жестом показал своему молодому товарищу по учебе, чтобы он задержался. И
тот понял, что ожидается нечто удивительное.
Вскоре рав Эльяшив сел на пол и
открыл книгу.
— Иди, посмотри, что он изучает,
— сказал раби Азриэль своему ученику.
— Рав учит Тур
(фундаментальный галахический труд), — ответил юноша, заглянув в книгу.
— Какой раздел?
Молодому человеку было неловко
второй раз подходить к находящемуся в трауре раввину. Поэтому он направился к
стеллажу с книгами, чтобы посмотреть какой том Тура отсутствует.
Он был уверен, что на полке не будет раздела Йоре Деа. Именно в
этом разделе излагаются законы, посвященные трауру и скорби. Ведь только их и
разрешается изучать тем, кто сидит шиву (первые этап траура, длящийся
семь дней). Какого же было удивление парня, когда он увидел, что Йоре Деа
— на месте, и не хватает раздела Хошен Мишпат.
Учитель понял его без слов.
Немой вопрос в глазах читался весьма отчетливо. А в сочетании с протянутым
томиком Йоре Деа — все вообще стало предельно ясно.
— Почему рав Эльяшив, находясь в
трауре учит Тору?
— Ну, ты видел это!?
Широкая улыбка озарила лицо
рава. Он взял протянутый ему фолиант и открыл законы траура.
— Вот, смотри, что пишет рав
Йосеф Каро, составитель Шульхан Аруха, ссылаясь на Иерусалимский
Талмуд. Если скорбящий горит Торой — ему разрешено ее изучать.
Всевышний дал нам Тору, чтобы мы
горели ею...
на основе комментария раби Исраэля-Меира
hа-Коэна
(Хафец
Хаим; один из крупнейших Учителей Торы пАвтор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Бехукотай»
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.
Почему она так
называется?
В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в
переводе с иврита — по Моим законам.
Обсуждение главы
Бехукотай
1. Можно ли
благословлять на Тору и идти на работу?
Наша глава недельная глава
начинается словами: «Если по установлениям Моим будете поступать, и заповеди Мои
соблюдать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).
Поступать по установлениям
Всевышнего означает — трудиться над изучением Торы, — объясняет Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) в своем комментарии к этому фрагменту.
Но как это объяснение сочетается
с продолжением фразы — с требованием соблюдать заповеди?
В Талмуде (трактат
Сангедрин, лист 26) Учителя называют Тору — «тушия» (защита,
помощь). Но от того же корня происходит выражение «истощение сил».
Назвав Тору — тушия,
Учителя так обращают наше внимание на ее полезное свойство — истощать силы
изучающего ее.
Это — не ошибка. Истощение сил
вполне может быть полезным свойством. Например — в борьбе против дурного начала
(на иврите — йецер
hа-ра).
Йецер из кожи вон лезет, чтобы подбить человека на необдуманные поступки,
которые впоследствии, как говорится, «выйдут этому человеку боком». Но если у
человека нет сил — он, скорее всего, не поддастся соблазну.
Таким образом, в нашей фразе
содержится важный урок. Если человек желает соблюдать законы и заповеди Торы, но
дурное начало всячески мешает ему, посылая всевозможные испытания и помехи —
пусть погрузится в изучение Торы, по установлениям Всевышнего пусть поступает. И
тогда — преуспеет в войне против йецера
hа-ра,
одолеет его. А это откроет ему дорогу к соблюдению заповедей.
То есть, изучение Торы — важное
условие для выполнения заповедей.
Каждое утро мы произносим
благословение на Тору и говорим: «Благословен Ты, Всевышний... заповедавший нам
заниматься изучением Торы».
Некоторые, произнеся эту
бераху (благословение) и помолившись — спешат... Нет, не изучать Тору, но —
на работу.
Так может тем, кто не изучает
Тору — не следует произносить благословение на нее?
Богобоязненный еврей идет на
работу, чтобы добыть пропитание себе и своей семье. Он зарабатывает себе на
жизнь и еще поддерживает тех, кто посвятил себя изучению Торы. Этот человек
вполне может произнести благословение «заповедавший нам заниматься изучением
Торы». Ведь он делится заработком — чтобы другие могли погрузиться в постижение
Торы.
Выходит, все сыны Израиля имеют
полное право произнести бераху «Благословен Ты Всевышний... заповедавший
нам заниматься изучением Торы».
В устах тех, кто после
благословения приступает к изучению Торы, эта бераха имеет прямой смысл. Но и
те, кто отправляется на работу — косвенно тоже причастны к изучению Торы. Ведь
они зарабатывают, в том числе, и ради того, чтобы появилась возможность
заниматься изучением Торы. То есть, в определенном смысле — работают во имя
Торы.
Исходя из этого, мы можем лучше
понять сказанное в Талмуде (трактат Недарим, лист 81): «Почему мы
были изгнаны с земли? Потому что вначале не благословляли на Тору».
Благословение «заповедавший нам
заниматься изучением Торы» стало забываться. Да и само изучение Торы — тоже
стало забываться. Люди отправлялись на заработок, во имя заработка, совершенно
утратив с Торой даже косвенную связь.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
2.
Исцеление и есть награда
Самая первая фраза нашей главы —
«Если по установлениям Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать…» (Ваикра,
гл. 26, ст. 3).
В своем комментарии к этому
отрывку Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что следовать установлениям Всевышнего
означает — трудиться над изучением Торы.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 28) рассказывается, что составил короткую молитву, которую произносил
всякий раз перед тем, как войти в бейт
hа-мидраш
(дословно — дом учения, место, предназначенное для организованного изучения
Торы). В молитве раби Нехунии были такие слова: «Я тружусь, и они (не евреи,
язычники) трудятся. Я тружусь и получаю за это награду. А они трудятся, но
никакой награды не получают».
Поясним смысл этой молитвы
притчей.
Один человек почувствовал во
всем теле невероятную слабость и обратился к врачу, чтобы тот подобрал для него
подходящее лекарство.
Врач внимательно обследовал
пациента и посоветовал ему физические нагрузки. Чем больше он будет потеть,
скорее исцелится.
Выйдя от врача, этот человек
увидел бригаду рабочих, которые очищали довольно большую площадку от
заполонявших ее огромных камней. Камни все, как на подбор, были очень тяжелые и
громоздкие. Рабочим приходилось прилагать недюжинные усилия, чтобы сдвинуть их с
места.
Понаблюдав за происходящим,
больной решил, что эта работа вполне может подойти ему для лечения. Врач,
видимо, имел в виду нечто подобное.
Человек, обратившись к
бригадиру, поведал ему о своей болезни, о методе борьбы с ней и попросил принять
его на работу волонтером. Тот согласился.
Наш герой вместе со всеми
вытаскивал камни из земли и переносил их за пределы площадки.
К вечеру работа была окончена.
Трудяги, получив плату, начали расходиться по домам. Новенький только кивнул
издали боссу и отправился восвояси.
— Подойди к начальнику, —
сказали ему. — Тебе за работу полагаются деньги.
— Для меня сама возможность
работать и есть зарплата, — ответил он им. —
Ведь благодаря этому я лечусь от своего недуга.
Теперь вернемся к молитве,
составленной раби Нехунией.
Человек, который трудится над
изучением Торы, благодаря этому — исцеляет свое тело и душу. Изучение Торы
очищает от вредных токсинов проступков и прегрешений. Таким образом, сама
возможность учить Тору, в отличие от бесполезных развлечений и праздных
удовольствий этого мира — награда.
Как-то на суд к раввину пришли
тесть с зятем.
— После свадьбы я посвятил себя
изучению Торы и немало преуспел в этом, — начал излагать свою позицию зять. — Но
отец моей жены в последнее время стал от меня требовать, чтобы я помогал ему в
торговых делах, в управлении его компаниями и предприятиями.
— Этот молодой человек уже
несколько лет сидит над книгами, — объяснил свою претензию тесть. — Но ведь в
Пиркей Авот (гл. 2, мишна 2) сказано, что правильно совмещать
изучение Торы с ремеслом.
— Верно, есть такая мишна, и
твоему зятю трудно ее объяснить применительно к себе, — резюмировал раввин. —
Только если твой зять продолжит учебу и изучит всю Тору — он станет знатоком. И
только в объяснении этой мишны он будет испытывать затруднение. — Это все же
лучше, чем то, если бы он с головой ушел в бизнес, начал ощущать себя на бирже и
в инвестициях, как рыба в воде. Такая ситуация как будто бы будет
соответствовать словам мишны. Но ему станет трудно понимать Тору.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)
3. Действительность
Торы и реальность на пальцах
Написано в нашей недельной
главе: «Если по установлениям Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать…»
(Ваикра, гл. 26, ст. 3).
Поступать по установлениям
Творца означает — трудиться над изучением Торы, разъясняет Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в
своем комментарии.
Во время Первой мировой войны
русская армия сильно нуждалась в людских ресурсах. Была объявлена массовая
мобилизация. Молодых людей активно забирали в солдаты, а уклонистов — строго
наказывали.
Один еврейский парень, получив
предписание о мобилизации, приехал к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир
hа-Коэн;
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) за советом и
благословением.
— Ты, как я понял, хочешь
избежать призыва на воинскую службу, призыва, который объявлен царским указом, —
сказал раби Исраэль, выслушав юношу. — Тебе наверняка известны слова мишны (Пиркей
Авот, гл. 3, мишна 5): «С каждого, кто принимает на себя бремя изучения
Торы, снимается бремя подчинения властям и бремя заботы о пропитании. А на
каждого, кто сбрасывает с себя бремя Торы, возлагается бремя подчинения властям
и бремя заботы о пропитании». Так вот, прими на себя бремя Торы, и бремя
царского указа обойдет тебя стороной.
— Конечно же, я знаю эту мишну,
— отвечал парень (в его голосе слышались нотки разочарования). — В книге все
красиво изложено, но действительность — совсем другая, ребе.
— В чем же она другая? —
удивился Хафец Хаим. — Сам посмотри…
И рав стал повторять мишну (в
оригинале) — медленно, по одному слову, на каждое загибая один палец, как бы
считая слова.
— «С каждого, кто, принимает, на
себя, бремя, изучения, Торы...» — процитировал он. — Что именно здесь не
соответствует действительности? Что слов в этой мишне двенадцать, а пальцев у
тебя на руках — только десять? Что нельзя сосчитать двенадцать слов десятью
пальцами?.. Ты хочешь сказать: «не объять необъятное»? Твоя проблема в том, что
ты пытаешься привести эту мишну в соответствие с твоим пониманием
действительности, твоим субъективным пониманием. И ты никак не можешь соотнести
двенадцать слов Мишны с твоими десятью пальцами. Поэтому отбрасываешь два слова.
И это — слова «бремя Торы». Об этом-то и говорится в продолжении мишны — «на
каждого, кто сбрасывает с себя бремя Торы, возлагается бремя подчинения
властям».
— Поэтому, — заключил Хафец
Хаим, — тебе следует выбрать, в какой действительности ты предпочитаешь
находиться? В действительности слов Торы (где не всегда сразу видны истинные
пропорции и соотношения), или — в действительности пальцев (то есть
руководствоваться принципом: того, что нельзя пощупать — не существует). Мой
тебе совет (ведь ты за ним пришел) — выбери действительность Торы, выбери жизнь.
на основе комментария раби Исраэля-Меира
hа-Коэна
(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
4. Как стать
праведником
Написано в нашей недельной
главе: «Если по установлениям Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать…» (Ваикра,
гл. 26, ст. 3).
В первой части этой фразы
содержится повеление усердно изучать Тору, — объясняет Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Как-то к раву Цви Гиршу, сыну
великого Бааль Шем Това, пришел еврей и задал наболевший вопрос, долгое время не
дававший ему покоя — как становятся праведниками?
— Я тебе отвечу, — молвил Цви
Гирш после короткого раздумья. — В нашем городе Пинске живут два богача. Один и
пальцем о палец не ударил ради своего богатства. Ему все досталось по наследству
от отца. Другой — родился в бедной семье. Ему, чтобы сколотить свой капитал,
пришлось хорошенько попотеть, складывая копейку к копейке. Прежде чем стать
одним из богатейших людей в городе, он съел ни один пуд соли. Если ты подойдешь
к первому богачу и обратишься с просьбой: научи меня, как разбогатеть. Что он
тебе ответит? Дождись смерти богатого родственника. Много ли пользы тебе от
такого ответа? О путях к богатству, конечно же, лучше расспросить второго
богача, который кровью и потом заработал свое состояние.
— Теперь, — продолжил рав, —
вернемся к твоему вопросу о том, как становятся праведниками. Мне
посчастливилось быть сыном праведника Бааль Шем Това. Он наградил меня
высочайшей душой и прекрасными духовными качествами. Кем же еще я мог стать?
Если я и праведник, то только потому, что у меня не было другого выбора…. Тебе
следует обратиться к тому, кто много работал над собой, кто боролся и
преодолевал испытания…
А вот, еще один ответ на тот же
вопрос.
Раби Меир-Симха из Двинска
(автор книги комментариев к Кодексу еврейских
практических законов — Мишне
Тора Рамбама,
под названием Ор
Самеах;
Латвия, первая половина 20-го века)
был широко известен своими глубочайшими познаниями в Торе и праведностью. Когда
ему было десять лет, он уже учился самостоятельно, проводя дни и ночи в местном
бейт мидраше (доме учения), изо всех сил, буквально вгрызаясь в гранит
Мудрости Торы.
Мальчик жил в бедности. У него
не было нормальной обуви. Из-за этого на ногах образовались страшные язвы, от
которых он очень страдал. Но будущий наставник и глава поколения не прекращал
учебу, не отвлекался даже на боль. И только когда становилось уже совсем
невмоготу, он стискивал зубы и тер ноги о старый земляной, ставший твердым, как
камень пол бейт мидраша.
Со временем, на месте, где сидел
и занимался юный мудрец, в полу образовалась выбоина. И еще долгие годы,
старейшины того места, наставляя молодую поросль. Показывая им эту выбоину в
твердом, как камень, полу, они говорили, что в ней — главный секрет праведности.
на основе комментария раби Меира-Симхи
hа-Коэна из
Двинска
(автор книги комментариев к Кодексу еврейских практических законов — «Мишне
Тора» Рамбама,
под названием «Ор
Самеах»; Латвия, первая половина 20-го века)
5. Если горишь Торой —
учись даже в трауре
Наша недельная глава начинается
наставлением: «Если по установлениям Моим будете поступать и заповеди Мои
соблюдать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).
Это — наставление усердно
изучать Тору, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Итак, Всевышний хочет, чтобы мы,
Его народ, проявляли старание в учебе. Соответственно, пренебрежение ею — явно
вызовет Его неудовольствие.
Поясню это притчей.
На бар мицву отец подарил
сыну дорогие часы. И объяснил мальчику, сколько людей трудилось над этим
прекрасным хронометром, сколько творческой мысли и инноваций обеспечивает
хваленую швейцарскую точность.
— Надеюсь, что этот «Брегет»
будет отсчитывать только счастливые часы и минуты твоей жизни, — сказал отец,
вручая сыну подарок. — что ты будешь стоять в этих часах под хупой, Что
он будет с тобой на брите твоего сына. А со временем — перейдет к нему,
затем — к внуку и правнуку. Храни часы, береги, не будь беспечным, не потеряй
их...
Радость сына не знала границ.
Часы были и вправду хороши, предел мечтаний любого подростка.
Однажды в непогоду он переходил
реку по хлипкому мосту. Струи холодного дождя нещадно секли лицо. Неожиданный
порыв ветра — и парень потерял равновесие. Он резко взмахнул руками — хронометр
соскользнув с мокрого запястья, описал дугу и булькнул в стремительный поток.
Весь в слезах сын прибежал к
отцу.
— Папа, когда я шел по мосту,
вдруг рванул ветер, и я не успел схватиться за парапет, рука соскользнула, а
другой рукой я взмахнул, чтобы удержать равновесие...
— Покажи мне руку, — прервал его
отец. — Часов у тебе уже нет?
— Уже нет...
— Тогда к чему твои истории?!
Главное — что ты лишился «Брегета». А за что ты при этом держался и где стоял —
теперь не имеет никакого значения. Какой мне прок это знать?
Еврею заповедано изучать Тору.
Как сказано: «Да не отходит Тора от уст твоих, трудись над ней днем и ночью»
(книга пророка Йегошуа, гл. 1, ст. 8). Но те или иные обстоятельства, насущные
проблемы и тяготы — постоянно мешают ему исполнять свой долг. И некоторая часть
этих неурядиц, действительно может послужить оправданием. Но что в этом толку,
если в итоге он остался без Торы?! Кому нужны оправдания?!
Теперь постараемся понять, что
означает усердие в учебе. Нет, самого высокого уровня приложения усилий не
требуют от всех. Важно увидеть, где проходит линия горизонта и куда следует
стремиться.
Перескажу здесь реальную
историю.
Один молодой человек, ученик
рава Азриэля Ойербаха, очень сблизился со своим учителем. Когда умерла рабанит
Берлин, дочь рава Эльяшива, они вместе отправились в дом скорбящих по рабанит.
На ватикин (самый ранний миньян на утренней молитве).
После окончания молитвы рав
Азриэль жестом показал своему молодому товарищу по учебе, чтобы он задержался. И
тот понял, что ожидается нечто удивительное.
Вскоре рав Эльяшив сел на пол и
открыл книгу.
— Иди, посмотри, что он изучает,
— сказал раби Азриэль своему ученику.
— Рав учит Тур
(фундаментальный галахический труд), — ответил юноша, заглянув в книгу.
— Какой раздел?
Молодому человеку было неловко
второй раз подходить к находящемуся в трауре раввину. Поэтому он направился к
стеллажу с книгами, чтобы посмотреть какой том Тура отсутствует.
Он был уверен, что на полке не будет раздела Йоре Деа. Именно в
этом разделе излагаются законы, посвященные трауру и скорби. Ведь только их и
разрешается изучать тем, кто сидит шиву (первые этап траура, длящийся
семь дней). Какого же было удивление парня, когда он увидел, что Йоре Деа
— на месте, и не хватает раздела Хошен Мишпат.
Учитель понял его без слов.
Немой вопрос в глазах читался весьма отчетливо. А в сочетании с протянутым
томиком Йоре Деа — все вообще стало предельно ясно.
— Почему рав Эльяшив, находясь в
трауре учит Тору?
— Ну, ты видел это!?
Широкая улыбка озарила лицо
рава. Он взял протянутый ему фолиант и открыл законы траура.
— Вот, смотри, что пишет рав
Йосеф Каро, составитель Шульхан Аруха, ссылаясь на Иерусалимский
Талмуд. Если скорбящий горит Торой — ему разрешено ее изучать.
Всевышний дал нам Тору, чтобы мы
горели ею...
на основе комментария раби Исраэля-Меира
hа-Коэна
(Хафец
Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|