Но
это - хок.
А глагол «пойдешь», наверное,
резонней было бы употребить по
отношениям к мицвот (заповедям).
Каждому понятно, что такое
добрые дела…
Но в этом и заключается
основная идея. Хотя есть
законы, которые непонятны, к
ним нельзя относиться как к «врожденному
атавизму», нельзя хранить их,
как «музейную редкость». Важно
- жить ими, следовать им (идти),
радоваться тому, что они
существуют. И делать так, чтобы
они стали твоим «путем» в
жизни, черпать в них жизненные
силы, гордиться ими, ибо мы Его
избранники постольку,
поскольку мы их исполняем.
Почему нужно хранить и
беречь мицвот? Их много. И
есть среди них легкие и
понятные. В этом-то и скрыта
опасность: сегодня не сделал -
завтра сделаю. Или: эту мицву
я не выполнил - «выберу» другие.
Наша традиция предупреждает:
нам не дано знать, какая
награда полагается за
выполнение той или иной мицвы.
Мы можем потерять очень многое…
Существует и другая
опасность. Танах и Тора
описывают примеры, когда
человек, полагая, что понимает
замысел Творца, пытается «корректировать»
поставленную перед ним задачу.
Вспомним трагическую ошибку
первого человека, Адама,
который съел запретный плод.
Тора предостерегает:
заповеди надо беречь и даже - «стеречь».
Потому что корень
употребленного здесь глагола (тишмору)
-
«сторож».
И предупрежденные, мы не можем
сказать: я не сторож самому
себе. Мы обязаны следить за
собой, за своим поведением,
потому что придет день, когда с
нас за это спросят. «Только
очень берегите свою душу» (Дварим,
гл. 4, ст. 9,15), - повторяет Творец.
И еще велено нам - исполнять
их. Просто «хранить» их (многие
говорят: «в сердце я - еврей») -
недостаточно. Это не поможет -
ни в этой жизни, ни в Будущем
Мире. Важно - исполнять. И еще.
Не надо забывать о важности
итога - если начал и бросил (и
не было для этого настоящих
причин - забыл, устал, надоело),
так это и будет воспринято на
суде - дела он не сделал.
Глагол вааситем - «делать»,
«исполнять» (использованный в
приведенной в начале обзора
главы цитате) и означает - «завершить».
Для того мы и посланы в «нижний»
мир, который называют Олам
а-Асия - «Мир свершения, или
завершения».
02.05.02
Иначе говоря, к любым
велениям Творца следует
относиться с трепетом. В том
числе, к хуким - высшим и
непонятным духовным законам,
которые надо беречь и
исполнять.
Много раз в Торе говорится: и
он сделал все, как говорил ему
Творец - «так он и сделал» (кэн аса).
Слово кэн значит «да», «так»,
а также - «основание», «фундамент».
Точно выполняя все Его
повеления, мы закладываем
фундамент для Его открытого
пребывания в мире, мы кладем
камни в основание Третьего
Храма.
А теперь вернемся к тем «потрясающим
перспективам», которые
открываются перед нами, к
возможностям преобразить наш
мир в мир гармонии, исправить
то, что «натворил» Адам.
Читаем в Торе: «Я дам вам
дожди вовремя, и земля даст
свой урожай, и дерево в поле
даст свой плод» (гл. 26, ст. 4).
Месяц элул - месяц тшувы,
возвращения к Творцу, на Его
пути. Мудрецы трактуют
название этого месяца как аббревиатуру
стиха из Шир а-Ширим
(Песни песней, 6:3): ани ледоди
ведоди ли. .Эти слова
начинаются с букв алеф -
здесь читается как звук «э», ламед,
вав - здесь как звук «у», и
еще ламед:
«Я - возлюбленному моему и
мой Возлюбленный - мне».
Возлюбленный - это Создатель.
Сказано: «И скрылся Адам с
женой своей от Творца среди
деревьев сада» (Берешит,
гл. 3, ст. 8). Теперь Он ждет,
когда мы вернемся к Нему, когда
изъявим Ему свою любовь, и Он «протянет
к нам руки» навстречу.
Если мы сделаем то, что
зависит от нас, Он даст нам
дожди.
Что такое «дождь» (гешем)?
Гашмиут - это все
материальное, материальные
блага, но одновременно гешем
- воплощение духа и нашего
отношения к Нему. Дождь -
символ благословения
Всевышнего. Вода несет жизнь. И
подчеркнуто - «вовремя».
Потому что дождь может быть
бесполезен или вообще
принести бедствия, если идет
не вовремя. И так же мицва,
которую исполняют не так, или
не вовремя. Даже если это
строительство Храма, но - в
субботу. А это запрещено.
Итак, сказано, что Он даст
дождь, и хотя все от Него, но Он
не продолжает дальше «и Я дам
урожай», а говорит:
«И земля даст свой
урожай… дерево в поле даст
свой плод…».
Почему? А с другой стороны,
что тут необычного?
Но в Ган
Эдене (райском саду)
произошло то, что отдалило нас
от Всевышнего. На третий день
творения Создатель повелел
земле, чтобы она произвела эц при -
«древо-плод» (Берейшит,
гл. 1, 11), а она произвела эц осэ при - «дерево,
рождающее плод» (Берейшит,
гл. 1, ст. 12). Эта подмена дорого
стоила земле и человеку,
созданному из земли, «адам
мин а-адама» (Берейшит,
гл. 2, ст. 7), который также
ослушался Создателя.
Человек сравнивается с «деревом
в поле» (Дварим, гл. 20,
ст. 19). Но здесь следует
обратить внимание, что и
дерево в Ган Эдене не
выполнило поставленной задачи,
не стало целиком плодом,
оказалось сочетанием
съедобного и несъедобного, как
Адам, ослушавшись Творца,
впустил в свою чистую душу зло.
Поле в Торе - символ
запустения и даже - своеволия.
И вот, в результате
преданности человека, его
исполнения понятных и
непонятных законов, дерево в
поле даст свой плод - тот самый,
который должно было дать
изначально.
Это и есть наша перспектива:
восстановление полной
гармонии, завершение процесса
исправления, полное
возвращение к Творцу.
Все зависит от нас