New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Бехукотай»
Место в Торе: Ваикра,
гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «Если по Моим
законам пойдете…». Бе-Хукотай в
переводе с иврита — по Моим законам.
Обсуждение главы Бехукотай
1. Два типа служителей — два типа
ответственности
Написано в нашей недельной главе: «И если
ходить станете со Мною непостоянно и не
захотите слушать Меня, то накажу Я вас
всемеро, против прегрешений ваших» (Ваикра,
гл. 26, ст. 21).
В своем комментарии к этому фрагменту Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет, что в нем идет речь о спорадическом,
от случая к случаю, выполнении заповедей. То
есть, имеется в виду человек, который не
выполняет заповеди постоянно.
Магид из Дубно (раби Яаков бар Зэев
Кранц, 1741—1804 гг.) добавляет к этому деталь,
важную для понимания смысла данного
фрагмента.
В этом отрывке, — подчеркивает он, —
говорится о человеке, который не избегает
заповедей. Он даже их выполняет — если
предоставляется такая возможность. Впрочем,
особо он их и не ищет. И все то время, что он
не занят заповедями, он абсолютно «отключен»
от служения Всевышнему.
Но, что это нам добавляет? В чем значимость
этой детали?
Попытаемся в этом разобраться.
Существует два типа служителей.
Бывает, человек служит по призванию, живет
для того, чтобы исполнять волю своего
владыки. И в этом видит смысл своего
существования. Служение его не
ограничивается непосредственным
исполнением своих обязанностей. Он ни на
минуту не перестает думать о своем
господине, заботится о нем. Его мозг
постоянно ищет, что еще можно сделать для
его блага, а сердце с каждым ударом
отсчитывает безграничную преданность.
Другой служитель тоже работает на хозяина.
Но относится к своей работе как к
повинности. Поэтому у него, хоть он и не
отказывается исполнять приказы — нет
рвения. А в часы, что он не занят на службе,
он старается, чтоб ничто не напоминало о ней.
Его мозг работает над тем, как бы свести к
минимуму опостылевшую работу. И сердце
подсказывает уловки. Никто не скажет, что он
служитель по призванию. Его, скорее, назовут
нерадивым слугой.
На эти две категории можно поделить и
служителей Всевышнего.
Одни преданы Ему душей и телом, постоянно
настроены на служение Творцу. Никогда не
забывают о Нем. Их служение — не только во
время молитвы или выполнения той или иной
заповеди. Каждым своим действием они
стремятся доставить удовольствие
Всевышнему. Это — истинные служители
Творца.
Другие, оказавшись перед запретом Торы,
сделают все возможное, чтобы не преступить
его. И если за это потребуется отдать жизнь
— они ее отдадут. Когда представится
возможность выполнить заповедь — они
выполнят ее, и даже, бывает — с радостью. Но
в промежутках — почему бы не позаботиться
лично о себе? Почему бы не насладиться
жизнью, не пожить в свое удовольствие?
При всем уважении к этим людям, мы — не
назовем их преданными и верными. Ведь это
только в одноименной пьесе Гольдони можно
быть слугой двух господ. И получается, что
такие люди в первую очередь служат — себе, а
при случае — еще и Всевышнему.
Преданным, верным Ему людям Творец может
многое простить. Но тех, кто, прежде всего,
служит себе — наказывает в семикратном «размере».
на основе комментария Магида из
Дубно
(раби Яаков бар Зэев Кранц, 1741—1804
гг.)
2. Разное отношение
В нашей недельной главе читаем: «И если
ходить станете со Мною непостоянно и не
захотите слушать Меня, то накажу Я вас
всемеро, против прегрешений ваших» (Ваикра,
гл. 26, ст. 21).
Из этой фразы видно, что существует два
типа служения Творцу. И здесь говорится о
семикратном наказании, которое получат те,
кто «стал ходить непостоянно». И поскольку
есть такие, значит, должны быть и постоянные.
В соответствии с этим есть два вида
Управления нашим миром. Тот, кто до конца,
безгранично предан Творцу, того Создатель
постоянно оберегает, ни на минуту не лишая
своего покровительства. Те же, что
выполняют заповеди от случая к случаю, их
Всевышний бережет по принципу мида
кенегед мида («мера за меру»), то есть — от
случая к случаю.
Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль,
конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что
Всевышний по-разному руководит (управляет,
направляет) обычным человеком и —
праведником.
В земном мире, нижнем из миров, Творец,
управляя обычными людьми — стремится
сохранять законы природы: законы экономики,
статистики, психологии и т.п. Словом — все
те законы и правила, согласно которым
развивается мир и человеческое общество в
нем.
Для праведников — Всевышний может
раздвинуть устоявшиеся рамки существующих
законов.
В качестве доказательства Рамбан
приводит фразу из включенной в Танах книги Иова
(гл. 36, ст. 7): «Не отвращает Своих глаз от
праведника». То есть, праведник постоянно
находится в поле зрения Всевышнего,
постоянно — под Его защитой. И даже, если
законы природы войдут в противоречие с
праведником — Творец будет на стороне
праведника, и законам природы придется
отступить.
Но в отношении к обычному человеку такого
обещания нет. Поэтому законы природы,
открытые испокон веков и дошедшие до наших
дней, включая законы подлости — довлеют над
обычным человеком.
Как-то один еврей решил заработать на
продаже бочонка водки. Но потерпел неудачу.
За неуплату акциза заветный бочонок —
конфисковали, а ему самому грозил штраф.
В расстроенных чувствах еврей приплелся к
праведнику раби Элимелеху из Лижинска.
— Мне нужно дочь замуж выдать, а тут такая
напасть, — изложил свою проблему
незадачливый негоциант. — Помогите, ребе!
— Скажи держимордам, чтоб попробовали из
бочонка, — откликнулся на просьбу еврея
праведник.
— А чего нам пробовать? — удивились
держиморды. — Чай собаку на водке съели.
Водка она и есть водка.
Но все же глотнули. Сперва — один, потом —
другой.
В бочонке оказалась чистейшая вода. Еврея
отпустили, бочонок вернули, штраф
аннулировали. Ведь на воду акциз не
налагается.
— Так я ж хотел дочку замуж выдать, —
застонал еврей перед праведником. — А
теперь, что? Это же вода, как ни крути.
— Вода? — улыбнулся ребе. — А ты попробуй…
Еврей глотнул и почувствовал, как по всему
телу разливается радость, радость
предстоящей свадьбы его единственной
дочери.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.)
и рава Дова Яффе
(Израиль, 1928-2017 гг.)
3. Наказание в точности соответствует
преступлению
Одно из наказаний, предусмотренных Торой
— галут (наказание изгнанием). Как
написано: «И земля покинута будет ими, и
возместит она субботы свои в запустении,
без них, и искупят они свою вину, за то, что
пренебрегали Моими законами и установления
Мои отвергала их душа» (Ваикра, гл. 26,
ст.43).
Итак, наказанием сынам Израиля за
прегрешения их назначен — галут. И это
наказание неслучайно. И вот почему.
Два прегрешения вменяются в вину евреям:
пренебрежение законами Всевышнего и отказ
от установлений, которые, как сказано — «отвергла
их душа».
Всевышний дал им законы Торы — в высшей
степени справедливые, разумные и вечные. Но
они решили строить свою государственность
на законах иных — законах придуманных
людьми, порожденных человеческим разумом.
И не только законы. Этические
установления тоже отвергли они. Вместо
моральных устоев и духовности, евреи
выбрали низменные удовольствия и плотские
утехи.
Не удивительно, что в качестве наказания
— «земля будет покинута ими, и возместит
она субботы свои в запустении, без них, и так
искупят они свою вину».
Изгнание, запустение и разруха…
Не желаете строить свою
государственность и жизнь общества на
законах Торы? Получите изгнание, запустение
и разруху.
Не хотите, чтобы Тора определяла ваши
права и обязанности? Будете изгнаны из
своей страны в государства чужие, где
иноземцы вообще лишат вас всех
человеческих прав.
Моральные установления для вас —
пережиток? Окажетесь абсолютно
беззащитными перед произволом. Обращаться
с вами будут, как со скотом, не ведая чувства
гуманности и милосердия.
Пренебрегли законами Торы — сами стали
бесправными. Стремились к запретным
наслаждениям — лишились даже простых
человеческих радостей.
Но как же можно это исправить?
Принятие и самоотверженное исполнение
того, что прежде отвергали, может отменить
самый тяжелый приговор.
Накануне субботы вошли фашистские
изуверы в польский город Говорово. Всех
евреев согнали в синагогу и объявили, что
вскоре всех их сожгут. Всех поголовно —
мужчин и женщин, стариков и детей.
Фашисты оцепили здание и предупредили,
что каждый, кто попытается высунуться,
будет тут же убит.
Прошел не один час, людей стал одолевать
голод. Евреи уже не знали, чего им больше
бояться — смерти в огне или от голода, а
может, смерти от пули?
Среди них был Шимон, хозяин пекарни. Он
громко крикнул: «Шма Исраэль!». И прыгнул в
окно.
Фашисты не ожидали подобной наглости.
Пока они среагировали и начали стрелять,
Шимон успел скрыться. Но вот, ко всеобщему
удивлению, он появился вновь, неся большой
мешок, полный свежими халами, которые Шимон
испек к субботе.
— Евреи, угощайтесь халами, уже наступил шаббат!
Радостные улыбки осветили сотни
еврейских лиц. А еще через несколько минут,
оцепление было снято. Немцы, по непонятной
причине, в спешке покинули Говорово.
Впрочем, местные евреи все поняли. Они
были спасены благодаря самоотверженности
Шимона, который рисковал собственной
жизнью, чтобы облегчить их страдания.
на основе комментария рава
Шимшона Рефаэля Гирша
(выдающийся Учитель, Германия, 19-й
век)
4. Чудо, превосходящее чудеса египетские
В нашей недельной главе есть слова,
которые звучат как утешение: «Но при всем
этом, когда будут они в стране врагов, Я ими
не пренебрегу и их не отвергну, чтобы
истребить, нарушая союз Мой с ними, ведь Я их
Всевышний" (Ваикра, гл. 26, ст. 44).
Этими словами Тора предупреждает, что
народ Израиля будет не только изгнан со
своей земли, но — изгнан в «страну своих
врагов». И у врагов этих будет возможность
— истребить сынов Израиля.
Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что
со дня дарования Торы, со дня Синайского
Откровения, не было у евреев момента, чтобы
кто-то из врагов не пытался уничтожить Тору,
не пытался бы напрочь ее искоренить. Либо —
силой, как Амалек и Сисра, Тит и Адриан и
многие другие, подобные им. Либо —
хитростью и уговорами, подсовыванием
чуждой культуры — как персы, греки и
всевозможные миссионеры.
По всем природным законам они должны были
преуспеть. Ведь за дело брались не зеленые
новички, но — огромные, сильные империи,
мировые державы: Вавилон, Ассирия, Персия,
Греция, Рим. Но в итоге не Израиль, а именно
они были вынуждены уйти с исторической
сцены, сойти в небытие.
Раби Хаим из Бриска ( один
из крупнейших раввинов конца 19-го – начало
20-го вв.; Литва – Беларусь)
как-то с горькой иронией сказал, что не
следует брать на работу нееврея, который
никогда не бил евреев. Ведь наверняка в
глубине души он ненавидит сынов Израиля. И с
радостью бы их лупил. Да и сила, силушка у
него для этого имеется. Так почему же не
бьет, почему же не лупит? Только из-за лени,
из-за лени, которая у неевреев порой бывает
сильнее ненависти. А кому нужен ленивый
работник? Нет, ленивого на работу нанимать
не стоит.
Какие только лихие богатыри, какие
монстры, какие отпетые злодеи не пытались
извести нас и наши традиции. Но где они? Кто
о них сейчас помнит, кроме считанных
специалистов?
А мы — существуем. И из Письменной Торы
никому не удалось стереть даже одной буквы.
И все слова Торы Устной на своих местах.
Это — чудо, которое превосходит все
чудеса Исхода из Египта. Сыны Израиля,
продолжающие соблюдать Тору в тысячелетнем
галуте (изгнании), бережно хранящие
каждую букву ее, каждую коронку над ней (таг),
каждый знак — вот главное чудо всей мировой
истории!
на основе комментария рава Яакова
Эмдена
(рав Яаков бен Цви-Хирш Ашкенази;
один из выдающихся Учителей Торы, Германия,
1697- 1776 гг.)
5. Почему содрогнулся Хафец Хаим
Говорят, что Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой
половины 20-го века), читая фразу из Торы — «Но
при всем этом, когда будут они в стране
врагов, Я ими не пренебрегу и их не отвергну,
чтобы истребить» (Ваикра, гл. 26, ст.
44), невольно вздрагивал. Ведь хоть и есть
обещание Всевышнего — «не пренебречь и не
отвергнуть», но только — «чтобы не
истребить».
То есть до полного истребления дело не
дойдет. Но защита от преследований и
притеснений, хоть и не приводящих к гибели
всего народа, но все же довольно
болезненных, нам — не обещана.
И вот раз за разом появляются отдельные
злодеи или группы, а порой — целые
организации и даже государства, которые
ставят перед собой цель извести нас.
Сейчас, есть один (а, вообще-то он, к
сожалению, далеко не один) деятель в Иране,
который провозгласил на весь мир, что
Израиль должен быть уничтожен (не допусти
этого Всевышний!).
Очевидно, что не сам он придумал угрозы и
проклятья в наш адрес. Он — лишь посланник.
Посланник Небес.
Нужно понимать, что источник угроз —
именно Небесная критика народа Израиля.
Рав Эльханан Вассерман (один из
наиболее известных Учителей Торы прошлого
поколения; погиб от рук нацистов во время
Второй мировой войны; Литва) говорил, что
если народы мира бросают клич, призывая
уничтожить евреев — значит их Небесный
покровитель (на иврите — сар) критикует
нас. Следовательно, мы должны сделать все
возможное, чтобы заставить его умолкнуть. И
достигается это — исправлением. Тогда ему
не за что будет нас критиковать.
Рав Элиягу Десслер (один из крупнейших
Учителей прошлого поколения; Литва –
Англия – Израиль, первая половина 20-го века)
как-то заметил, что обещание «не пренебречь
и не отвергнуть» относится не только ко
всему народу, но и к каждому еврею в
отдельности. Поэтому, если душа еврея
находится в галуте, в плену у сил тумы
(духовной нечистоты), эти силы не смогут
истребить полностью его кедушу (в
условном переводе — «святость»). Искра этой
еврейской святости обязательно сохранится.
И в дальнейшем от нее, от этой искры,
разгорится огонь, который уничтожит всю туму.
на основе комментариев Хафец
Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века),
рава Элиягу Десслера
(один из крупнейших Учителей
прошлого поколения; Литва – Англия –
Израиль, первая половина 20-го века)
и рав Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Бехукотай»
Место в Торе: Ваикра,
гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «Если по Моим
законам пойдете…». Бе-Хукотай в
переводе с иврита — по Моим законам.
Обсуждение главы Бехукотай
1. Два типа служителей — два типа
ответственности
Написано в нашей недельной главе: «И если
ходить станете со Мною непостоянно и не
захотите слушать Меня, то накажу Я вас
всемеро, против прегрешений ваших» (Ваикра,
гл. 26, ст. 21).
В своем комментарии к этому фрагменту Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет, что в нем идет речь о спорадическом,
от случая к случаю, выполнении заповедей. То
есть, имеется в виду человек, который не
выполняет заповеди постоянно.
Магид из Дубно (раби Яаков бар Зэев
Кранц, 1741—1804 гг.) добавляет к этому деталь,
важную для понимания смысла данного
фрагмента.
В этом отрывке, — подчеркивает он, —
говорится о человеке, который не избегает
заповедей. Он даже их выполняет — если
предоставляется такая возможность. Впрочем,
особо он их и не ищет. И все то время, что он
не занят заповедями, он абсолютно «отключен»
от служения Всевышнему.
Но, что это нам добавляет? В чем значимость
этой детали?
Попытаемся в этом разобраться.
Существует два типа служителей.
Бывает, человек служит по призванию, живет
для того, чтобы исполнять волю своего
владыки. И в этом видит смысл своего
существования. Служение его не
ограничивается непосредственным
исполнением своих обязанностей. Он ни на
минуту не перестает думать о своем
господине, заботится о нем. Его мозг
постоянно ищет, что еще можно сделать для
его блага, а сердце с каждым ударом
отсчитывает безграничную преданность.
Другой служитель тоже работает на хозяина.
Но относится к своей работе как к
повинности. Поэтому у него, хоть он и не
отказывается исполнять приказы — нет
рвения. А в часы, что он не занят на службе,
он старается, чтоб ничто не напоминало о ней.
Его мозг работает над тем, как бы свести к
минимуму опостылевшую работу. И сердце
подсказывает уловки. Никто не скажет, что он
служитель по призванию. Его, скорее, назовут
нерадивым слугой.
На эти две категории можно поделить и
служителей Всевышнего.
Одни преданы Ему душей и телом, постоянно
настроены на служение Творцу. Никогда не
забывают о Нем. Их служение — не только во
время молитвы или выполнения той или иной
заповеди. Каждым своим действием они
стремятся доставить удовольствие
Всевышнему. Это — истинные служители
Творца.
Другие, оказавшись перед запретом Торы,
сделают все возможное, чтобы не преступить
его. И если за это потребуется отдать жизнь
— они ее отдадут. Когда представится
возможность выполнить заповедь — они
выполнят ее, и даже, бывает — с радостью. Но
в промежутках — почему бы не позаботиться
лично о себе? Почему бы не насладиться
жизнью, не пожить в свое удовольствие?
При всем уважении к этим людям, мы — не
назовем их преданными и верными. Ведь это
только в одноименной пьесе Гольдони можно
быть слугой двух господ. И получается, что
такие люди в первую очередь служат — себе, а
при случае — еще и Всевышнему.
Преданным, верным Ему людям Творец может
многое простить. Но тех, кто, прежде всего,
служит себе — наказывает в семикратном «размере».
на основе комментария Магида из
Дубно
(раби Яаков бар Зэев Кранц, 1741—1804
гг.)
2. Разное отношение
В нашей недельной главе читаем: «И если
ходить станете со Мною непостоянно и не
захотите слушать Меня, то накажу Я вас
всемеро, против прегрешений ваших» (Ваикра,
гл. 26, ст. 21).
Из этой фразы видно, что существует два
типа служения Творцу. И здесь говорится о
семикратном наказании, которое получат те,
кто «стал ходить непостоянно». И поскольку
есть такие, значит, должны быть и постоянные.
В соответствии с этим есть два вида
Управления нашим миром. Тот, кто до конца,
безгранично предан Творцу, того Создатель
постоянно оберегает, ни на минуту не лишая
своего покровительства. Те же, что
выполняют заповеди от случая к случаю, их
Всевышний бережет по принципу мида
кенегед мида («мера за меру»), то есть — от
случая к случаю.
Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль,
конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что
Всевышний по-разному руководит (управляет,
направляет) обычным человеком и —
праведником.
В земном мире, нижнем из миров, Творец,
управляя обычными людьми — стремится
сохранять законы природы: законы экономики,
статистики, психологии и т.п. Словом — все
те законы и правила, согласно которым
развивается мир и человеческое общество в
нем.
Для праведников — Всевышний может
раздвинуть устоявшиеся рамки существующих
законов.
В качестве доказательства Рамбан
приводит фразу из включенной в Танах книги Иова
(гл. 36, ст. 7): «Не отвращает Своих глаз от
праведника». То есть, праведник постоянно
находится в поле зрения Всевышнего,
постоянно — под Его защитой. И даже, если
законы природы войдут в противоречие с
праведником — Творец будет на стороне
праведника, и законам природы придется
отступить.
Но в отношении к обычному человеку такого
обещания нет. Поэтому законы природы,
открытые испокон веков и дошедшие до наших
дней, включая законы подлости — довлеют над
обычным человеком.
Как-то один еврей решил заработать на
продаже бочонка водки. Но потерпел неудачу.
За неуплату акциза заветный бочонок —
конфисковали, а ему самому грозил штраф.
В расстроенных чувствах еврей приплелся к
праведнику раби Элимелеху из Лижинска.
— Мне нужно дочь замуж выдать, а тут такая
напасть, — изложил свою проблему
незадачливый негоциант. — Помогите, ребе!
— Скажи держимордам, чтоб попробовали из
бочонка, — откликнулся на просьбу еврея
праведник.
— А чего нам пробовать? — удивились
держиморды. — Чай собаку на водке съели.
Водка она и есть водка.
Но все же глотнули. Сперва — один, потом —
другой.
В бочонке оказалась чистейшая вода. Еврея
отпустили, бочонок вернули, штраф
аннулировали. Ведь на воду акциз не
налагается.
— Так я ж хотел дочку замуж выдать, —
застонал еврей перед праведником. — А
теперь, что? Это же вода, как ни крути.
— Вода? — улыбнулся ребе. — А ты попробуй…
Еврей глотнул и почувствовал, как по всему
телу разливается радость, радость
предстоящей свадьбы его единственной
дочери.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.)
и рава Дова Яффе
(Израиль, 1928-2017 гг.)
3. Наказание в точности соответствует
преступлению
Одно из наказаний, предусмотренных Торой
— галут (наказание изгнанием). Как
написано: «И земля покинута будет ими, и
возместит она субботы свои в запустении,
без них, и искупят они свою вину, за то, что
пренебрегали Моими законами и установления
Мои отвергала их душа» (Ваикра, гл. 26,
ст.43).
Итак, наказанием сынам Израиля за
прегрешения их назначен — галут. И это
наказание неслучайно. И вот почему.
Два прегрешения вменяются в вину евреям:
пренебрежение законами Всевышнего и отказ
от установлений, которые, как сказано — «отвергла
их душа».
Всевышний дал им законы Торы — в высшей
степени справедливые, разумные и вечные. Но
они решили строить свою государственность
на законах иных — законах придуманных
людьми, порожденных человеческим разумом.
И не только законы. Этические
установления тоже отвергли они. Вместо
моральных устоев и духовности, евреи
выбрали низменные удовольствия и плотские
утехи.
Не удивительно, что в качестве наказания
— «земля будет покинута ими, и возместит
она субботы свои в запустении, без них, и так
искупят они свою вину».
Изгнание, запустение и разруха…
Не желаете строить свою
государственность и жизнь общества на
законах Торы? Получите изгнание, запустение
и разруху.
Не хотите, чтобы Тора определяла ваши
права и обязанности? Будете изгнаны из
своей страны в государства чужие, где
иноземцы вообще лишат вас всех
человеческих прав.
Моральные установления для вас —
пережиток? Окажетесь абсолютно
беззащитными перед произволом. Обращаться
с вами будут, как со скотом, не ведая чувства
гуманности и милосердия.
Пренебрегли законами Торы — сами стали
бесправными. Стремились к запретным
наслаждениям — лишились даже простых
человеческих радостей.
Но как же можно это исправить?
Принятие и самоотверженное исполнение
того, что прежде отвергали, может отменить
самый тяжелый приговор.
Накануне субботы вошли фашистские
изуверы в польский город Говорово. Всех
евреев согнали в синагогу и объявили, что
вскоре всех их сожгут. Всех поголовно —
мужчин и женщин, стариков и детей.
Фашисты оцепили здание и предупредили,
что каждый, кто попытается высунуться,
будет тут же убит.
Прошел не один час, людей стал одолевать
голод. Евреи уже не знали, чего им больше
бояться — смерти в огне или от голода, а
может, смерти от пули?
Среди них был Шимон, хозяин пекарни. Он
громко крикнул: «Шма Исраэль!». И прыгнул в
окно.
Фашисты не ожидали подобной наглости.
Пока они среагировали и начали стрелять,
Шимон успел скрыться. Но вот, ко всеобщему
удивлению, он появился вновь, неся большой
мешок, полный свежими халами, которые Шимон
испек к субботе.
— Евреи, угощайтесь халами, уже наступил шаббат!
Радостные улыбки осветили сотни
еврейских лиц. А еще через несколько минут,
оцепление было снято. Немцы, по непонятной
причине, в спешке покинули Говорово.
Впрочем, местные евреи все поняли. Они
были спасены благодаря самоотверженности
Шимона, который рисковал собственной
жизнью, чтобы облегчить их страдания.
на основе комментария рава
Шимшона Рефаэля Гирша
(выдающийся Учитель, Германия, 19-й
век)
4. Чудо, превосходящее чудеса египетские
В нашей недельной главе есть слова,
которые звучат как утешение: «Но при всем
этом, когда будут они в стране врагов, Я ими
не пренебрегу и их не отвергну, чтобы
истребить, нарушая союз Мой с ними, ведь Я их
Всевышний" (Ваикра, гл. 26, ст. 44).
Этими словами Тора предупреждает, что
народ Израиля будет не только изгнан со
своей земли, но — изгнан в «страну своих
врагов». И у врагов этих будет возможность
— истребить сынов Израиля.
Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что
со дня дарования Торы, со дня Синайского
Откровения, не было у евреев момента, чтобы
кто-то из врагов не пытался уничтожить Тору,
не пытался бы напрочь ее искоренить. Либо —
силой, как Амалек и Сисра, Тит и Адриан и
многие другие, подобные им. Либо —
хитростью и уговорами, подсовыванием
чуждой культуры — как персы, греки и
всевозможные миссионеры.
По всем природным законам они должны были
преуспеть. Ведь за дело брались не зеленые
новички, но — огромные, сильные империи,
мировые державы: Вавилон, Ассирия, Персия,
Греция, Рим. Но в итоге не Израиль, а именно
они были вынуждены уйти с исторической
сцены, сойти в небытие.
Раби Хаим из Бриска ( один
из крупнейших раввинов конца 19-го – начало
20-го вв.; Литва – Беларусь)
как-то с горькой иронией сказал, что не
следует брать на работу нееврея, который
никогда не бил евреев. Ведь наверняка в
глубине души он ненавидит сынов Израиля. И с
радостью бы их лупил. Да и сила, силушка у
него для этого имеется. Так почему же не
бьет, почему же не лупит? Только из-за лени,
из-за лени, которая у неевреев порой бывает
сильнее ненависти. А кому нужен ленивый
работник? Нет, ленивого на работу нанимать
не стоит.
Какие только лихие богатыри, какие
монстры, какие отпетые злодеи не пытались
извести нас и наши традиции. Но где они? Кто
о них сейчас помнит, кроме считанных
специалистов?
А мы — существуем. И из Письменной Торы
никому не удалось стереть даже одной буквы.
И все слова Торы Устной на своих местах.
Это — чудо, которое превосходит все
чудеса Исхода из Египта. Сыны Израиля,
продолжающие соблюдать Тору в тысячелетнем
галуте (изгнании), бережно хранящие
каждую букву ее, каждую коронку над ней (таг),
каждый знак — вот главное чудо всей мировой
истории!
на основе комментария рава Яакова
Эмдена
(рав Яаков бен Цви-Хирш Ашкенази;
один из выдающихся Учителей Торы, Германия,
1697- 1776 гг.)
5. Почему содрогнулся Хафец Хаим
Говорят, что Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой
половины 20-го века), читая фразу из Торы — «Но
при всем этом, когда будут они в стране
врагов, Я ими не пренебрегу и их не отвергну,
чтобы истребить» (Ваикра, гл. 26, ст.
44), невольно вздрагивал. Ведь хоть и есть
обещание Всевышнего — «не пренебречь и не
отвергнуть», но только — «чтобы не
истребить».
То есть до полного истребления дело не
дойдет. Но защита от преследований и
притеснений, хоть и не приводящих к гибели
всего народа, но все же довольно
болезненных, нам — не обещана.
И вот раз за разом появляются отдельные
злодеи или группы, а порой — целые
организации и даже государства, которые
ставят перед собой цель извести нас.
Сейчас, есть один (а, вообще-то он, к
сожалению, далеко не один) деятель в Иране,
который провозгласил на весь мир, что
Израиль должен быть уничтожен (не допусти
этого Всевышний!).
Очевидно, что не сам он придумал угрозы и
проклятья в наш адрес. Он — лишь посланник.
Посланник Небес.
Нужно понимать, что источник угроз —
именно Небесная критика народа Израиля.
Рав Эльханан Вассерман (один из
наиболее известных Учителей Торы прошлого
поколения; погиб от рук нацистов во время
Второй мировой войны; Литва) говорил, что
если народы мира бросают клич, призывая
уничтожить евреев — значит их Небесный
покровитель (на иврите — сар) критикует
нас. Следовательно, мы должны сделать все
возможное, чтобы заставить его умолкнуть. И
достигается это — исправлением. Тогда ему
не за что будет нас критиковать.
Рав Элиягу Десслер (один из крупнейших
Учителей прошлого поколения; Литва –
Англия – Израиль, первая половина 20-го века)
как-то заметил, что обещание «не пренебречь
и не отвергнуть» относится не только ко
всему народу, но и к каждому еврею в
отдельности. Поэтому, если душа еврея
находится в галуте, в плену у сил тумы
(духовной нечистоты), эти силы не смогут
истребить полностью его кедушу (в
условном переводе — «святость»). Искра этой
еврейской святости обязательно сохранится.
И в дальнейшем от нее, от этой искры,
разгорится огонь, который уничтожит всю туму.
на основе комментариев Хафец
Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века),
рава Элиягу Десслера
(один из крупнейших Учителей
прошлого поколения; Литва – Англия –
Израиль, первая половина 20-го века)
и рава Эльханана Вассермана
(один из наиболее известных
Учителей Торы прошлого поколения; погиб от
рук нацистов во время Второй мировой войны;
Литва)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|